DOI 10.47576/2949-1878_2023_5_93 УДК 378.6
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
МВД РОССИИ
Таков Асланбек Заурбиевич,
преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье анализируются проблемы огневой подготовки слушателей образовательных организаций МВД России. Отмечается, что огневая подготовка - целенаправленный процесс, который формирует навыки применения огнестрельного оружия. В образовательном процессе МВД России огневая подготовка осуществляется на основании нормативно-правовых актов федерального и ведомственного уровня. Процесс формирования навыков владения огнестрельным оружием является главным аспектом огневой подготовки слушателей, требующий полного погружения как со стороны преподавательского состава, так и обучающихся. Огневая подготовка подразумевает обучение слушателей стрельбе из различных видов огнестрельного оружия, которое стоит на вооружении в органах внутренних дел, освоение знаний по наиболее эффективному применению того или иного вида оружия, а также формирование навыков безопасного его использования.
Ключевые слова: слушатели образовательных организаций МВД России; огневая подготовка; огнестрельное оружие; обучение прицеливанию; двигательные навыки; правильная стойка; положение рук; координация движений; внимательность; быстрота реакции.
UDC 378.6
MODERN PROBLEMS OF FIRE TRAINING FOR STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Takov Aslanbek Zaurbievich,
Lecturer, Department of Fire Training, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
The article analyzes the problems of fire training for students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. It is noted that fire training is a purposeful process that forms skills for the use of firearms. In the educational process of the Ministry of Internal Affairs of Russia, fire training is carried out on the basis of regulatory legal acts of the federal and departmental levels. The process of developing firearms skills is the main aspect of firearms training of students, requiring complete immersion on the part of both the teaching staff and students. Fire training involves teaching students how to shoot from various types of firearms that are in service with the internal affairs bodies, mastering knowledge on the most effective use of a particular type of weapon, as well as developing skills for its safe use.
Keywords: students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia; fire training; firearms; aiming training; motor skills; correct stand; hand position; coordination of movements; attentiveness; reaction speed.
С ростом преступности в Российской Федерации, а также повышением уровня технического обеспечения преступников при совершении преступных действий огневая подготовка в последнее время начала занимать особо важное место в жизни и профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Вследствие этого качество подготовки слушателей образовательных организаций МВД России должно быть улучшено, а к самим обучающимся должны предъявляться повышенные требования. В связи с возросшими требованиями к уровню владения табельным оружием актуализируется вопрос о совершенствовании огневой подготовки слушателей образовательных организаций МВД России. Качество выполняемых сотрудниками полиции задач напрямую зависит от уровня освоения начальной подготовки, поэтому при подборе кадров особое внимание обращается на их первоначальную подготовку.
В образовательном процессе МВД России организация и проведение огневой подготовки осуществляется на основании нормативно-правовых актов федерального и ведомственного уровня. Процесс освоения навыков владения огнестрельным оружием является главным аспектом огневой подготовки слушателей, требующий полного погружения как со стороны преподавательского состава, так и обучающихся.
Огневая подготовка подразумевает не только обучение слушателей стрельбе из различных видов огнестрельного оружия, которое стоит на вооружении в органах внутренних дел. В процессе обучения слушателям передаются знания по наиболее эффективному применению того или иного вида оружия, а также навыки безопасного его использования. Преподаватели кафедр огневой подготовки отмечают, что основную сложность обучения составляет то, что его предстоит начинать с нуля, с азов владения оружием, а это накладывает определенные требования на развитие науки и выработку новейших знаний.
Освоение навыков использования огнестрельного оружия начинается с формирования умения прицеливаться, которое необходимо довести до совершенства. Связано это
с тем, что точность стрельбы минимизирует шанс промаха, нанесения травм преступнику, несовместимых с жизнью, а также гарантирует, что не будет случайных жертв. Один меткий выстрел, может не дать конфликту перерасти в бойню с беспорядочном стрельбой, со стороны как полицейских, так и преступников, в результате которой пострадать могут невинные граждане и сами полицейские. По этой причине прицеливание следует отнести к навыкам, которые в первую очередь должны быть доведены до идеала [3; 7]. Таким образом, поступив на обучение и в первый раз придя на занятия по огневой подготовке, слушатели, прежде чем стрелять из оружия, должны научиться быстро и точно целится.
Безусловно, сегодня представлено великое множество приспособлений для прицеливания, и большинство из них призваны облегчить прицеливание для стрелка, но также большая часть из них предназначена для автоматических винтовок нового поколения, производимых в основном для военных или спецназа, а простые полицейские не обладают таким крупным арсеналом, и в основном используются уже старые, но проверенные временем оружия, такие как ПМ (Пистолет Макарова) АКУ (автомат Калашникова укороченный) и т. д.
Вместе с тем для старого оружия редко можно встретить различные приспособления и предметы прицеливания, следственно полицейским предстоит научиться целиться при помощи стандартной мушки и целика [6]. Прицеливание при помощи мушки и целика - задача не из легких, так как они очень маленькие, и каждый миллиметр погрешности может стоить полицейскому жизни преступника и мирных граждан, поэтому необходимо довести свои навыки прицеливания до совершенства. Говоря о пистолетах, то, как правило, вести огонь и прицеливание с ними проще, и в этом немаловажную роль играет вес оружия и его габариты. Так, стандартный ПМ не сильно громоздкий, удобный и практичный пистолет, именно поэтому он уже не одно десятилетие стоит на вооружении полиции. Соответственно ввиду своих небольших габаритов с ним легко управиться, и стрельба и прицеливание как с одной руки, так и с двух не будут представлять
особую сложность, все что необходимо для этого, это упорные тренировки, с максимальным погружением в процесс обучения и осознанного выполнения всех упражнений, с пониманием к чему может привести каждый шаг, каким будет следующее действие и т. д.
Следует отметить, что умение прицеливаться напрямую зависит от сформированных у слушателей двигательных навыков, от правильно поставленной стойки, положения рук, координации движений, внимательности и быстроты реакции. Совокупность всех этих факторов и дает в результате возможность судить, насколько точно и быстро обучающийся сможет прицелиться. Если один из этих аспектов будет слабее на фоне других, соответственно и меткость стрельбы также будет хуже [8]. В ходе преследования преступника, который открыл огонь и пытается убежать, слушателей обучают не сломя голову нестись за ним, лишь бы догнать его, в надежде, что он промахнется, а выдерживать стойку и позицию рук, чтобы в любой момент быть готовым открыть огонь. Ведь убегая, преступник может где-то спрятаться и выжидать преследующих его полицейских, следовательно, вторым нужно быть сфокусированными и готовыми вступить с ним в бой.
Развивая такие доминирующие качества, как внимательность и быстрота, слушатели обучаются максимально быстро оценивать обстановку, обнаруживать вооруженного преступника и реагировать на него быстрее, чем его реакция на сотрудника полиции, что является залогом успешного обезвреживания правонарушителя и сохранения своей жизни и здоровья в безопасности. Реакция может и должна тренироваться, однако получилось так, что от природы у каждого человека своя скорость реакции. Есть ряд слушателей, которые без особой тренировки и подготовки уже будут иметь внушительную скорость реакции, что сразу же ставит их в приоритет и дает им возможность освоить обучение легче [1; 2; 9; 5]. Тем же, кому не посчастливилось, придется упорно тренироваться и добиваться улучшения показателей своей реакции. Реакцией называют тот промежуток времени, когда человек увидел цель и его тело начало выполнять
движения для ее устранения или спасения и т. д. Как правило, большинство людей видит опасность, но ничего не делает и лишь спустя доли секунд начинает предпринимать действия [10]. В этой связи задачей инструкторов и преподавателей является максимально сократить этот промежуток путем использования различных упражнений, таких как отработка прицеливания по мишеням за максимально короткий промежуток времени, также это может отрабатываться в парах, с использованием макетов оружия, где задачей слушателей будет достать оружие и прицелится быстрее, чем их оппоненты.
Во многих случаях чтобы утихомирить преступника достаточно просто навести на него прицел и запугать его. В этой связи упражнения могут выполняться сперва, не стреляя или имитируя стрельбу по цели, а затем, стреляя и имитируя стрельбу, чтобы одновременно мозг запоминал оба действия. Так, со временем в какой бы ситуации не оказался слушатель в процессе несения службы, он сможет быстро разглядеть преступника, готовящегося использовать оружие, прицелиться, оценить ситуацию и сделать выбор - стрелять или нет. Как показывает практика, в большинстве случаев полицейские точнее и быстрее преступников, и когда преступник понимает, что он не успевает достать оружие и на него уже прицелились, он отказывается от своей затеи и сдается [4].
Завершая наше исследование, отметим, что огневая подготовка - целенаправленный процесс, который формирует у слушателей образовательных организаций МВД России навыки применения огнестрельного оружия. Благодаря организации занятий по огневой подготовке с применением современной материально-технической базы, которая направлена на повышение теоретического и практического уровня применения огнестрельного оружия, мы можем судить о том, что данные меры формируют достаточ -но высокий уровень теоретических знаний и практических умений у контингента обучающихся. В процессе огневой подготовки слушателей образовательных организаций МВД России первоначально решается задача освоения навыка быстрого прицеливания
в преступника, чтобы успешно осуществить выстрел. Достижение указанного лежит в плоскости использования в процессе тренировки макетов людей, мишени. Могут быть также задействованы проекторы, которые будут передавать изображение на экран, где будут появляться и исчезать различные
цели, и задача стрелка здесь - успеть прицелиться на цель до того, как она пропадет. Работа в парах также может оказаться довольно успешной, поскольку моделирование различных ситуаций с имитацией задолжников и преступников способствует отработке приобретенных умений и навыков.
Список литературы _
1. Абидов Р. Р. Проблемы правового регулирования огневой подготовки сотрудников полиции // Журнал прикладных исследований. 2021. № 5-1. С. 96-99.
2. Гедгафов М. М. Формирование профессиональной готовности у сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия // Журнал прикладных исследований. 2022. № 4-1. С. 89-93.
3. Гедугошев Р. Р. Совершенствование навыков по владению огнестрельным оружием сотрудниками ОВД // Евразийский юридический журнал. 2018. № 1 (116). С. 324-325.
4. Жамборов А. А. Некоторые вопросы совершенствования огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел // Евразийский юридический журнал. 2019. № 1(128). С. 334-336.
5. Карданов А. К. Формирование у слушателей образовательных организаций МВД России готовности к правомерному применению огнестрельного оружия на занятиях по огневой подготовке // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 4. С. 54-58.
6. Куршев А. Х. Формирование готовности у сотрудников полиции к применению боевого оружия // Образова -ние. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 222-224.
7. Назаров И. В., Попов А. В. Огневая подготовка сотрудников ОВД: проблемы и пути их решения // Актуальные вопросы совершенствования физической культуры и спорта : статьи межвузовской научно-практической конференции. СПб., 2021. С. 117-120.
8. Савчук Н. А., Гонтарь В. Н. Проблемы организации занятий по огневой подготовке в органах внутренних дел // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 289-291.
9. Файрушин Т. А. Современные методики обучения огневой подготовке сотрудников органов внутренних дел // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник материалов всероссийского круглого стола. 2017. С. 216-218.
10. Чебаев А. А., Конычев А. А. Огневая подготовка в профессиональной подготовке сотрудника полиции // Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной, огневой и профессионально-прикладной физической подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел : материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2021. С. 638-641.
References _
1. Abidov R. R. Problems of legal regulation of fire training of police officers. Journal of Applied Research. 2021. No. 5-1. Pp. 96-99.
2. Gedgafov M. M. Formation of professional readiness among police officers for the lawful use of firearms. Journal of Applied Research. 2022. No. 4-1. Pp. 89-93.
3. Gedugoshev R. R. Improving skills in the possession of firearms by police officers. Eurasian Legal Journal. 2018. No. 1 (116). Pp. 324-325.
4. Zhamborov A. A. Some issues of improving the fire training of employees of internal affairs bodies. Eurasian Legal Journal. 2019. No. 1(128). Pp. 334-336.
5. Kardanov A. K. Formation of readiness among students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the lawful use of firearms in fire training classes. Gaps in Russian legislation. 2022. Vol. 15. No. 4. Pp. 54-58.
6. Kurshev A. H. Formation of readiness of police officers to use combat weapons. Education. The science. Scientific personnel. 2022. No. 1. Pp. 222-224.
7. Nazarov I. V., Popov A.V. Fire training of police officers: problems and ways to solve them. Topical issues of improving physical culture and sports: articles of the interuniversity scientific and practical conference. St. Petersburg., 2021. Pp. 117-120.
8. Savchuk N. A., Gontar V. N. Problems of organizing fire training classes in internal affairs bodies. Education. The science. Scientific personnel. 2021. No. 3. Pp. 289-291.
9. Fayrushin T. A. Modern methods of teaching fire training to employees of internal affairs bodies. Improving fire and tactical-special training of law enforcement officers : a collection of materials of the All-Russian round table. 2017. Pp. 216-218.
10. Chebaev A. A., Konychev A. A. Fire training in the professional training of a police officer. Actual issues of improving tactical-special, fire and professionally applied physical training in the modern context of practical training of law enforcement officers : materials of the international scientific and practical conference. St. Petersburg., 2021. Pp. 638-641.