Список литературы
1. Попов Г.В., Сагоян О.А., Диденко В.В. Путь к здоровью и гармонии. М., 1989.
2. Юрьева М.Н., Макарова Л.Н. Биомеханические основания двигательно-пластической подготовки студентов-хореографов в вузе // Культура физическая и здоровье. 2008. № 3.
3. Лисницкая Т.С. Хореография в гимнастике. М., 2000.
4. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Квотная О.В. Учите детей танцевать. М., 2003.
5. Демени Ж. Курс гимнастики. Л., 1932.
References
1. Popov G.V., Sagojan O.A., Didenko V.V. Put' k zdorov'ju i garmonii. M., 1989.
2. Jur'eva M.N., Makarova L.N. Biomehanicheskie osnovanija dvigatel'no-plasticheskoj podgotovki studentov-horeografov v vuze // Kul'tura fiziche-skaja i zdorov'e. 2008. № 3.
3. Lisnickaja T.S. Horeografja v gimnastike. M., 2000.
4. Purtova T.V., Belikova A.N., Kvotnaja O.V. Uchite detej tancevat'. M., 2003.
5. Demeni Zh. Kurs gimnastiki. L., 1932.
CONTENT OF SPECIALIZED TRAINING OF CHEERLEADER TEAMS IN UNIVERSITY
L.I. Grebennikova
Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: [email protected]
The necessity to integrate physical and choreographic components when training cheerleaders is substantiated in the article. Peculiarities of physical, choreographic and technical training during the work-out-session of cheerleader teams are also considered.
Key words: cheerleading, sport, cheerleaders, work-out-session, integration, choreographic training, university.
УДК 378.14
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ВОСТОЧНЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ
М.В. Подоляко
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены проблемные зоны в подготовке специалистов, осуществляющих обучение восточным единоборствам. Проанализированы двигательная, технико-тактическая и психологопедагогическая подготовленность тренера.
Ключевые слова: восточные единоборства, тренировочный процесс, тренер-преподаватель, виды подготовленности, трехуровневая модель.
Чрезвычайная популярность восточных единоборств, охватившая Европу и Новый Свет в 1960-е гг. и продолжающаяся до сих пор, получила широкое распространение и в России. Интерес к восточной традиции как культурологический феномен - это фактор, который действует в виде неизменной составляющей современных духовных процессов. Восточные единоборства привлекают к себе внимание не только в силу каких-либо исторических обстоятельств того или иного общества, но и потому, что эта традиция сама по себе крайне многолика, богата и разнообразна.
Вместе с тем, наблюдается устойчивый дефицит тренеров-профессионалов по восточным единоборствам.
Первый и наиболее важный вопрос, который должен быть решен в рамках построе-
ния эффективного тренировочного процесса, на наш взгляд, заключается в том, насколько сегодня готовы специалисты организовать тренировочный процесс в обучении восточным единоборствам.
В настоящее время в научно-методической литературе модель профессиональной подготовленности специалиста в области физической культуры и спорта рассматривается неоднозначно. Ряд авторов считают, что в основе профессиональной подготовки специалиста должна лежать модель его деятельности, так как она является эталоном, отражающим социальные требования к конкретной профессии [1].
Вместе с тем, профессия тренера-препо-давателя предполагает творческую активность специалиста [2]. При подготовке тренеров по восточным единоборствам следует
Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 1 (21), 2013
обратить внимание на такую особенность, как их прикладное, спортивное и оздоровительное значение. Причем интересы к различным формам занятий восточными единоборствами часто меняются, что вносит существенные коррективы в процесс подготовки специалистов.
При этом двигательная подготовленность для специалиста по восточным единоборствам является фундаментом деятельности. Не овладев определенным объемом техники, невозможно обучать других [3].
При профессиональной подготовке специалиста по восточным единоборствам и оптимальной организации занятий важную роль играет материально-техническая база, а также необходимо учитывать санитарногигиеническое состояние спортивных залов, освещение, температурный режим и др.
Кроме того, некоторые авторы подчеркивают, что современные единоборства немыслимы без физической и технико-тактической подготовленности, однако еще более важную роль играет подготовка психологическая. Резервы человеческой психики - это одно из важных средств дальнейшего роста профессиональных и спортивных достижений.
Педагогические способности и личные качества образуют блок психолого-педагоги-ческой подготовленности специалиста (как по восточным единоборствам, так и в области физической культуры и спорта). Успех психолого-педагогической деятельности тренера зависит не только от его способностей, но и от отношения к работе, от стремления к совершенствованию знаний, умений и навыков.
По данным исследований, проведенных среди единоборцев (борьба вольная, классическая и самбо; дзюдо; каратэ; бокс и фехтование), причиной перехода от одного тренера к другому в 71,2% случаев является «недостаточный уровень профессиональных знаний и опыта, не позволяющий обеспечивать дальнейший рост результатов» [4, с. 28].
Вместе с тем, известно, что качество подготовленности специалистов по физической культуре во многом обусловлено уровнем их знаний теории и методики изучаемой дисциплины. Только на основе приобретенных знаний деятельность может носить творческий характер, позволяющий находить
нестандартные решения в проблемных ситуациях, а также самостоятельно выбирать способы решения двигательной задачи.
В результате анализа мнений специалистов определилась трехуровневая модель профессиональной подготовленности специалиста по восточным единоборствам [5, 6].
Первый уровень является фундаментом деятельности, его основой, базой. Для того чтобы овладеть техникой избранного вида единоборств, необходимо, прежде всего, иметь достаточную физическую подготовленность (кондицию). Не владея достаточным объемом техники, невозможно обучать других. Объем технических действий отражает спортивная квалификация. Повышая свою спортивную квалификацию, специалист улучшает и двигательную подготовленность, причем не только количественно, но и качественно. Поэтому двигательная подготовленность лежит в основе модели специалиста по восточным единоборствам.
Второй уровень - это психолого-педаго-гическая подготовленность. Профессия педагога предполагает наличие педагогических способностей и профессионально важных качеств, которые необходимы для передачи обучающимся двигательного опыта (для обучения технике избранного вида единоборств и повышения уровня физического состояния).
Третий уровень отражает специальную теоретическую подготовленность. Для того чтобы быть специалистом, мало владеть техникой и иметь способности к обучению, нужно еще знать, где и как их применять. Имея специальные знания, тренер способен управлять тренировочным процессом, конструировать его в соответствии с целями и задачами, а также исследовать влияние различных факторов на результаты воспитанников и находить пути решения возникающих проблем.
Таким образом, для профессиональной готовности специалистов по восточным единоборствам необходима не только двигательная подготовленность, но и такие составляющие, как: учет индивидуально-психологических и физических особенностей занимающихся, адекватной их возможностям нагрузка, решение оздоровительных, образовательно-воспитательных задач, учет жела-
ний и интересов учащихся, разнообразие, новизна, эмоциональность занятий, а также личность преподавателя (его общекультурный уровень, эрудиция, научная и методическая подготовка, ответственность, разумная требовательность, педагогическое мастерство).
Список литературы
1. Воронова И.А. Психотехника восточных единоборств. СПб., 2004.
2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М., 1986.
3. Литманович А.В., Штучная Е.Б. Структура профессиональной подготовленности специалиста по восточным единоборствам // Теория и практика физической культуры. 2000. № 12.
4. Воронов И.А. Психомоторные упражнения «72 воинских искусства Древнего Китая». СПб., 1996.
5. Воронов И.А. Четыре психомоторных упражнения. СПб., 1996.
6. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М., 1987.
References
1. Voronova I.A. Psihotehnika vostochnyh edino-borstv. SPb., 2004.
2. Gorbunov G.D. Psihopedagogika sporta. M., 1986.
3. Litmanovich A.V., Shtuchnaja E.B. Struktura professional'noj podgotovlennosti specialista po vostochnym edinoborstvam // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 2000. № 12.
4. Voronov I.A. Psihomotornye uprazhnenija «72 voinskih iskusstva Drevnego Kitaja». SPb., 1996.
5. Voronov I.A. Chetyre psihomotornyh uprazhnenija. SPb., 1996.
6. Stankin M.I. Psihologo-pedagogicheskie osnovy fizicheskogo vospitanija. M., 1987.
CHALLENGES OF PROFESSIONAL QUALIFICATIONS OF EXPERTS IN MARTIAL ARTS
M.V. Podolyako
Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: [email protected]
The article considers problem areas in training experts teaching martial arts. It is analyzed motor, technical-tactical and psycho-pedagogical competence of a coach.
Key words: martial arts, work-out-session, coach, types of competence, three-level model.
УДК 378.14
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-ХОРЕОГРАФА КАК СЛОЖНАЯ МНОГОМЕРНАЯ СИСТЕМА
С.В. Радченко
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены наиболее значимые компоненты индивидуально-творческого стиля деятельности студента-хореографа: индивидный, мотивационный, креативный, интеллектуальный, эмоциональный.
Ключевые слова: индивидуальность, компонент, творческий стиль, студент-хореограф, индивидуально-творческий стиль, стиль деятельности.
Среди видов искусства, оказывающих воздействие на создание и развитие художественно-творческих способностей, танец занимает особое место, так как он, помимо влияния на духовное и эстетическое развитие, значительно влияет на развитие физической сферы и сферы общения. Экспрессивные способы самовыражения и художественного общения, характерные для танцевального искусства, осуществляющие информационные, коммуникативные и регулятивные функции, стимулируют развитие способности к эмпатии, уве-
личивают, направляют и совершенствуют ассоциативные связи. Музыкальный художественный образ, выраженный в танцевальных позах, движениях, несет в себе многообразные аспекты эстетического начала, которые способствуют развитию информативной, коммуникативной, нравственно-эстетической и психотерапевтической сфер личности студентов-хореографов.
При формировании и развитии индивидуально-творческого стиля деятельности студента-хореографа необходимо выделить