ний и интересов учащихся, разнообразие, новизна, эмоциональность занятий, а также личность преподавателя (его общекультурный уровень, эрудиция, научная и методическая подготовка, ответственность, разумная требовательность, педагогическое мастерство).
Список литературы
1. Воронова И.А. Психотехника восточных единоборств. СПб., 2004.
2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М., 1986.
3. Литманович А.В., Штучная Е.Б. Структура профессиональной подготовленности специалиста по восточным единоборствам // Теория и практика физической культуры. 2000. № 12.
4. Воронов И.А. Психомоторные упражнения «72 воинских искусства Древнего Китая». СПб., 1996.
5. Воронов И.А. Четыре психомоторных упражнения. СПб., 1996.
6. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М., 1987.
References
1. Voronova I.A. Psihotehnika vostochnyh edino-borstv. SPb., 2004.
2. Gorbunov G.D. Psihopedagogika sporta. M., 1986.
3. Litmanovich A.V., Shtuchnaja E.B. Struktura professional'noj podgotovlennosti specialista po vostochnym edinoborstvam // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 2000. № 12.
4. Voronov I.A. Psihomotornye uprazhnenija «72 voinskih iskusstva Drevnego Kitaja». SPb., 1996.
5. Voronov I.A. Chetyre psihomotornyh uprazhnenija. SPb., 1996.
6. Stankin M.I. Psihologo-pedagogicheskie osnovy fizicheskogo vospitanija. M., 1987.
CHALLENGES OF PROFESSIONAL QUALIFICATIONS OF EXPERTS IN MARTIAL ARTS
M.V. Podolyako
Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: [email protected]
The article considers problem areas in training experts teaching martial arts. It is analyzed motor, technical-tactical and psycho-pedagogical competence of a coach.
Key words: martial arts, work-out-session, coach, types of competence, three-level model.
УДК 378.14
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-ХОРЕОГРАФА КАК СЛОЖНАЯ МНОГОМЕРНАЯ СИСТЕМА
С.В. Радченко
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены наиболее значимые компоненты индивидуально-творческого стиля деятельности студента-хореографа: индивидный, мотивационный, креативный, интеллектуальный, эмоциональный.
Ключевые слова: индивидуальность, компонент, творческий стиль, студент-хореограф, индивидуально-творческий стиль, стиль деятельности.
Среди видов искусства, оказывающих воздействие на создание и развитие художественно-творческих способностей, танец занимает особое место, так как он, помимо влияния на духовное и эстетическое развитие, значительно влияет на развитие физической сферы и сферы общения. Экспрессивные способы самовыражения и художественного общения, характерные для танцевального искусства, осуществляющие информационные, коммуникативные и регулятивные функции, стимулируют развитие способности к эмпатии, уве-
личивают, направляют и совершенствуют ассоциативные связи. Музыкальный художественный образ, выраженный в танцевальных позах, движениях, несет в себе многообразные аспекты эстетического начала, которые способствуют развитию информативной, коммуникативной, нравственно-эстетической и психотерапевтической сфер личности студентов-хореографов.
При формировании и развитии индивидуально-творческого стиля деятельности студента-хореографа необходимо выделить
следующие компоненты, являющиеся, по нашему мнению, наиболее значимыми. К ним относятся индивидный, мотивационный, креативный, интеллектуальный и эмоциональный компоненты.
Индивидный компонент индивидуальнотворческого стиля деятельности является базовым и включает в себя нейродинамиче-ские свойства, половозрастные особенности и особенности темперамента студента-хореографа. Выделение данного компонента обусловлено многочисленными психологопедагогическими исследованиями, авторы которых отдают приоритет самобытности человека, его самоценности, уникальности и неповторимости (К.А. Абульханова-Слав-ская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, Л.Н. Макарова, B.C. Мерлин и др.) [1].
Связывая достижение безупречности движения со скоростью возникновения реакций, их устойчивостью и скоростью торможения - в сочетании с основными компонентами: подвижностью, уравновешенностью, силой, динамичностью, коммуникабельностью и т.д., Б.А. Вяткин, В.В. Белоус,
А.И. Борисов, П.Б. Коловарский, Т.М. Кузнецова, О.В. Соболева соотносят профессию хореографа с сильным типом темперамента.
Мотивационный компонент представляет собой систему факторов, детерминирующих поведение, в частности потребности, намерения, мотивы, интересы, цели, стремления. В основе любой творческой деятельности лежит наличие внутренней потребности - направленности, которая из всех мотивационных понятий является наиболее значимым. Направленность профессиональной деятельности хореографа ориентирована на саморазвитие, самовыражение, самореализацию, рефлексию, на преодоление недостатков в собственной профессиональной деятельности, овладение новейшими знаниями, новыми навыками и умениями, стилями танцевального искусства в исполнительской и профессионально-педагогической деятельности, а также на творческое применение полученных знаний и умений, преодоление стандартности в профессиональной хореографической деятельности, стремление развивать свои творческие способности.
Главным отличительным качеством творческого стиля деятельности от любого
другого индивидуального стиля является креативность. Креативность от английского слова «create» - создавать, творить - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Согласно американскому психологу А. Маслоу, это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством индивидов под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
В креативном компоненте многие ученые (М.Я. Виленский, Н.Ю. Посталюк,
В.А. Сластенин) выделяют интеллектуальные способности как основные, которые обеспечивают возможность увидеть новизну в хореографической деятельности, оригинальность мышления, способность «видеть цель» и добиваться ее различными способами. На развитие креативности оказывают влияние индивидуальные особенности личности, ее эмоциональные и мотивационные факторы.
Изучение индивидуально-творческого стиля деятельности и развитие творческого потенциала тесно связано с проблемой становления личности и возрастающей роли личности в социуме. В связи с этим, усиливается интерес к исследованиям интеллекта, общих и специальных способностей, восприятия, мышления и поведения. Особый акцент ставится на когнитивные процессы, активизации сфер сознания и подсознания, совершенствованию процессов обучения, выработке физической подготовки и приемов мышления.
Интеллектуальный компонент необходимо выделить особо четко. В психологической литературе интеллект рассматривают отдельно от других характеристик, к которым относятся устойчивые особенности поведения личности и ее мотивация, повторяющиеся в различных ситуациях. В более узком смысле интеллект трактуют «как познавательную деятельность сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию» [цит. по 2, с. 184].
Индивидуально-творческие особенности в различных аспектах интеллектуального компонента необходимо рассматривать как одно из звеньев в характеристике индивидуально-творческого стиля деятельности сту-дента-хореографа. Студент получает возможность анализировать, оценивать и учитывать не только различные условия учебноисполнительской деятельности, но и индивидуальные особенности своей деятельности, деятельности своих сокурсников и свои качества.
Эмоции человека, по утверждениям многих ученых, выражают наиболее полно его отношения к конкретным событиям. Они являются средством «моментальной интеграции всех проявлений организма», «реакций всей личности», «основой мотивационной сферы человека» [2, с. 191].
В эмоциональном компоненте существенную роль играет интуитивный фактор как способность предчувствовать, предугадывать развитие событий, способность быстро разбираться в различных ситуациях и находить верные решения. Порой только педагогическая интуиция и творческий подход к делу будущего педагога-хореографа помогают ему найти единственно правильное решение в безвыходной ситуации. П.П. Блонский утверждал, что «настоящий педагог не энциклопедический словарь, но Сократ» [3, с. 44].
Многочисленные педагоги-исследователи связывают эффективность и скорость процесса формирования опыта творческой деятельности студента-хореографа с уровнем наличных знаний, степенью развития когнитивных систем индивида, с опытом, предшествующим данной деятельности, со способностями, с качествами личности, а также с типом высшей нервной деятельности. Чем выше степень развития когнитивных систем, тем выше эффективность умственной деятельности. Когнитивная система от латинского cognito - познание, узнавание, ознакомление - многоуровневая система, обеспечивающая выполнение всех основных когнитивных функций организма. Когнитивная система обеспечивает выполнение всех этапов процесса познания, она включает в себя ряд гипотетических единиц - подсистем, таких как системы восприятия, внимания, памяти, мышления и т.д.
Интуиция - знание без осознания путей его получения, укрытое в глубине бессознательного, знание первопричины творческого действия, момент выхода за границы сформировавшихся стереотипов поведения, компонент профессиональной деятельности. По мнению Д.Н. Овсянико-Куликовского, механизм любой творческой деятельности связан с интуицией, с бессознательной работой. Он отмечал, что работа мысли (от простейших ассоциаций до настоящих умозаключений) проходит в бессознательной сфере.
Л.Я. Дофман отмечал, что индивидуальная эмоциональность тесно связана с особенностями темперамента и характеризуется различиями в предпочтении определенных переживаний и в способах их выражения. Именно исходя из этого наблюдается взаимосвязь эмоционального и индивидного компонентов [4, с. 25].
Все вышеизложенные качества имеют особое значение для процесса творческого развития личности студента-хореографа и в будущем для формирования его индивидуально-творческого стиля деятельности. На более ранних периодах овладения деятельностью особенности индивидуальнотворческого стиля деятельности больше связаны с индивидным компонентом, но по мере совершенствования стиля возрастает значение креативного, мотивационного, интеллектуального, эмоционального компонентов.
Список литературы
1. Макарова Л.Н., Юрьева М.Н. Инновационная подготовка педагога-хореографа в вузе. М.; Тамбов, 2002.
2. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: в 2 ч. М.; Тамбов, 2000. Ч. 1.
3. Субботина И.В. Становление индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки в педагогической практике: дис. ... канд. пед. наук. Вологда, 2007.
4. Дофман Л.Я. Эмоциональные стили (на материале художественно-творческой деятельности): дис. ... д-ра психол. наук. М., 1988.
References
1. Makarova L.N., Jur'eva M.N. Innovacionnaja podgotovka pedagoga-horeografa v vuze. M.; Tambov, 2002.
2. Makarova L.N. Prepodavatel' vysshej shkoly: individual'nost', stil', dejatel'nost': v 2 ch. M.; Tambov, 2000. Ch. 1.
3. Subbotina I.V. Stanovlenie individual'no-tvorche-skogo stilja dejatel'nosti budushhego uchitelja muzyki v pedagogicheskoj praktike: dis. ... kand. ped. nauk. Vologda, 2007.
4. Dofman L.Ja. Emocional'nye stili (na materiale hudozhestvenno-tvorcheskoj dejatel'nosti): dis. ... d-ra psihol. nauk. M., 1988.
CHOREOGRAPHER AS A COMPLICATED MULTIVARIATE SYSTEM
S.V. Radchenko
Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: [email protected]
The article considers the most important components of individual and creative style of activity of a student-choreographer: individual, motivational, creative, intelligent, emotional.
Key words: identity, component, creative style, stu-dent-choreographer, individual and creative style, style of activity.