УДК 796.072
СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ КОМАНД ЧЕРЛИДЕРОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
Л.И. Гребенникова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. e-mail: [email protected]
В данной статье обоснована необходимость интеграции физической и хореографической составляющих при обучении черлидеров. Рассматриваются особенности физической, хореографической и технической подготовки в тренировочном процессе команд черлидеров.
Ключевые слова: черлидинг, спорт, черлидеры, тренировочный процесс, интеграция, хореографическая подготовка, вуз.
Краткис
сообшения
Двадцатый век стал веком бурного развития спорта: в нем появились новые виды, в числе которых были и те, родство которых с искусством танца очевидно без лишних доказательств.
Следует отметить, что без серьезной хореографической подготовки многие виды спорта просто немыслимы. Тесно связаны с хореографией художественная и спортивная гимнастика, акробатика, фигурное катание, бальные танцы, а также черлидинг, получивший мировое признание как вид спорта совсем недавно.
Совершенствования всех сторон подготовки черлидеров на основе глубоких научных знаний является важнейшим условием достижения высоких спортивных результатов. В настоящее время достигнуть успехов в черлидинге, не имея высокого уровня развития выносливости, гибкости, координационных способностей, невозможно. Поэтому вполне закономерно, что черлидинг признан одним из видов спорта, который нуждается в разработке научных основ спортивной и хореографической тренировки, анализе имеющихся средств, форм и методов работы со спортсменами - черлидерами.
Физическая подготовка черлидеров конкретизируется в трех видах: общефизическая подготовка, целенаправленная физическая подготовка и специальная физическая подготовка.
Общефизическая подготовка включает в себя самые разнообразные упражнения, воздействующие на все группы мышц и системы организма танцора. Целенаправленная физическая подготовка должна способство-
вать более эффективному развитию отдельных физических качеств, повышению уровня функциональных возможностей танцоров
[1]. Специальная физическая подготовка отвечает специфическим требованиям, предъявляемым конкретным видам спорта, в нашем случае - черлидингу.
Специальная физическая подготовка черлидеров должна занимать достаточное время, особенно в группах начальной подготовки. При этом необходимо соблюдать принцип единства общей и специальной подготовки, который заключается в том, что наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе разностороннего развития физических и духовных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма
[2], при этом общая подготовка (физическая, техническая и психологическая) предшествует углубленной спортивной специализации и способствует ей на всем протяжении многолетних занятий спортсменов.
Техническая подготовка - это процесс формирования техники движений и совершенствования ее до возможно высокой степени. В процессе технической подготовки решаются задачи по приобретению необходимых для успешной соревновательной деятельности знаний, двигательных умений и двигательных навыков.
Под хореографической подготовкой в черлидинге подразумевается целая система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры занимающихся, на расширение их арсенала выразительных средств. Занятия хорео-
Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 1 (21), 2013
графией способствуют решению и рядя общеобразовательных задач: приобщение к культуре различных народов мира посредством применения историко-бытовых и народных танцев, знакомство с произведениями различных композиторов [3]. Все это, в конечном итоге, способствует развитию интеллектуальных способностей.
Занятия хореографией заметно улучшают гибкость и координацию движений, способствуют развитию специальной выносливости. Что касается гибкости, то следует ее развивать с первых шагов в спорте, чтобы спортсмен мог выполнить свои танцевальные композиции с хорошей амплитудой, мог легко и пластично двигаться. Основные задачи по воспитанию гибкости в процессе тренировки заключаются в том, чтобы обеспечить ее совершенствование применительно к требованиям спортивной специализации и сохранить ее показатели на достигнутом оптимальном уровне.
Развитие силы в черлидинге влияет на специальную выносливость при выполнении большого объема работы. Сильные мышцы спины, пресса и рук позволяют показывать правильные и красивые линии, держать свое тело в статике и динамике в пространственных и временных условиях. Без сильных и тренированных ног невозможно показать сильный, красивый танец. Поэтому в процессе физической подготовки самое пристальное внимание необходимо уделять силовой выносливости ног, а также развивать пресс и силу мышц спины.
В ходе хореографических занятий также решаются задачи технической подготовки, освоение различных элементов и комбинаций. Но следует отметить, что разделение средств на хореографическую и техническую подготовку в черлидинге весьма условно, так как между этими компонентами трудно провести грань. Прыжки, повороты, равновесие и их сочетания являются основным «языком» как в хореографии, так и в выступлениях черлидеров.
Однако хореографическая подготовка имеет ряд отличительных особенностей, определяющихся, прежде всего, различиями целей и задач, стоящих перед черлидерами и артистами балета. Так, в черлидинге хореография является частью тренировочного
процесса и должна быть тесно связана с другими аспектами физической подготовки, что и определяет ее специфику.
В связи с большим объемом разнохарактерных движений особые требования предъявляются и к методике проведения уроков хореографии, к выбору средств и методов подготовки. Урок в черлидинге должен, в первую очередь, учитывать практическую целесообразность каждого задания. Например, в гимнастике является целесообразным наличие слишком большой выворотности, которая необходима лишь при выполнении плие и гран-плие. Наряду с выворотными и свободными позициями в гимнастике применяются и прямые позиции, которые особенно часто используются в элементах бального и народного танца [4].
Особенности элементов гимнастики и особенной гимнастической пластики вносят в урок хореографии свою специфику. Мягкость, плавность движений пластики предполагает включение в урок хореографии движений свободной пластики, волн, полуволн и т.д., а также элементов, сопровождающихся пружинными движениями ног, взмахами туловищем и руками. Кроме того, особое внимание обращается на развитие симметричности всех частей тела, а также на развитие гибкости не только крупных суставов тела (тазобедренного и плечевого), но и мелких (лучезапястного, плюсны) [5].
Выполнение хореографических упражнений в группе приучает к синхронности выполнения движений в парах, тройках, четверках и в различных построениях; при выполнении комбинаций на месте, в продвижением по прямым, диагональным направлениям, дугам и т.д. Все это помогает приобрести необходимые навыки для выполнения групповых комбинаций и дисциплинирует занимающихся.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что хореографическая подготовка стала неотъемлемой частью тренировочного процесса в видах спорта, связанных с искусством движения. Ее воздействие многогранно, оно выражается в специально-технической, специально-физической, эстетической направленности. С помощью хореографии решаются задачи, связанные с подготовкой команд черлидеров.
Краткие сообщения
Список литературы
1. Попов Г.В., Сагоян О.А., Диденко В.В. Путь к здоровью и гармонии. М., 1989.
2. Юрьева М.Н., Макарова Л.Н. Биомеханические основания двигательно-пластической подготовки студентов-хореографов в вузе // Культура физическая и здоровье. 2008. № 3.
3. Лисницкая Т.С. Хореография в гимнастике. М., 2000.
4. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Квотная О.В. Учите детей танцевать. М., 2003.
5. Демени Ж. Курс гимнастики. Л., 1932.
References
1. Popov G.V., Sagojan O.A., Didenko V.V. Put' k zdorov'ju i garmonii. M., 1989.
2. Jur'eva M.N., Makarova L.N. Biomehanicheskie osnovanija dvigatel'no-plasticheskoj podgotovki studentov-horeografov v vuze // Kul'tura fiziche-skaja i zdorov'e. 2008. № 3.
3. Lisnickaja T.S. Horeografija v gimnastike. M., 2000.
4. Purtova T.V., Belikova A.N., Kvotnaja O.V. Uchite detej tancevat'. M., 2003.
5. Demeni Zh. Kurs gimnastiki. L., 1932.
CONTENT OF SPECIALIZED TRAINING OF CHEERLEADER TEAMS IN UNIVERSITY
L.I. Grebennikova
Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: [email protected]
The necessity to integrate physical and choreographic components when training cheerleaders is substantiated in the article. Peculiarities of physical, choreographic and technical training during the work-out-session of cheerleader teams are also considered.
Key words: cheerleading, sport, cheerleaders, work-out-session, integration, choreographic training, university.
УДК 378.14
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ВОСТОЧНЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ
М.В. Подоляко
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены проблемные зоны в подготовке специалистов, осуществляющих обучение восточным единоборствам. Проанализированы двигательная, технико-тактическая и психологопедагогическая подготовленность тренера.
Ключевые слова: восточные единоборства, тренировочный процесс, тренер-преподаватель, виды подготовленности, трехуровневая модель.
Чрезвычайная популярность восточных единоборств, охватившая Европу и Новый Свет в 1960-е гг. и продолжающаяся до сих пор, получила широкое распространение и в России. Интерес к восточной традиции как культурологический феномен - это фактор, который действует в виде неизменной составляющей современных духовных процессов. Восточные единоборства привлекают к себе внимание не только в силу каких-либо исторических обстоятельств того или иного общества, но и потому, что эта традиция сама по себе крайне многолика, богата и разнообразна.
Вместе с тем, наблюдается устойчивый дефицит тренеров-профессионалов по восточным единоборствам.
Первый и наиболее важный вопрос, который должен быть решен в рамках построе-
ния эффективного тренировочного процесса, на наш взгляд, заключается в том, насколько сегодня готовы специалисты организовать тренировочный процесс в обучении восточным единоборствам.
В настоящее время в научно-методической литературе модель профессиональной подготовленности специалиста в области физической культуры и спорта рассматривается неоднозначно. Ряд авторов считают, что в основе профессиональной подготовки специалиста должна лежать модель его деятельности, так как она является эталоном, отражающим социальные требования к конкретной профессии [1].
Вместе с тем, профессия тренера-препо-давателя предполагает творческую активность специалиста [2]. При подготовке тренеров по восточным единоборствам следует