modernization of secondary vocational education and change-over to a new level of activity. Correlation of the concepts «innovation», «innovation process», «innovation activity» is considered in the article. It reveals social and personal essence of the interest. The article contains the anal-
ysis of peculiarities of innovation activity in the context of interest formation of college teaching staff to innovations.
Key words: teacher, college, innovation activity, interest, innovations, teaching staff, secondary vocational education.
УДК 378: 796.
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРА ПО ВОСТОЧНЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ
В.П. Подоляко, М.В. Подоляко
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов.
е-таД: [email protected]
В статье рассмотрены особенности профессиональной подготовки специалиста, осуществляющего учебно-тренировочный процесс по восточным единоборствам. Выделены проблемные зоны в подготовке тренеров по данному направлению. Раскрыты общие и специальные требования, предъявляемые к тренеру, осуществляющему подготовку по восточным единоборствам. Рассмотрена трехуровневая модель профессиональной подготовки специалиста, включающая физическую, психолого-педагогическую и специальную теоретическую подготовленность.
Ключевые слова: восточные единоборства, учебно-тренировочный процесс, тренер-преподаватель, личностно-профессиональные требования, виды подготовленности, трехуровневая модель, совершенствование подготовки.
Построение в Российской Федерации нравственно и физически здорового, обогащенного знаниями средств и способов индивидуальной самозащиты общества ставит перед системой образования задачу модернизации, предполагающую подготовку граждан к жизни в условиях современной повышенной криминогенной обстановки в обществе и все усиливающейся разобщенности людей. Для эффективного решения данной задачи необходимо повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования тренировочных методик из области боевых искусств.
В этих условиях овладение и использование элементов современных боевых техник становятся одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и в области физической культуры и спорта, что требует разработки и внедрения в учебный процесс факультетов и институтов физической культуры профессионально ориентированных программно-педагогических средств и курсов по боевой подготовке, направленных на овладение основами необходимых знаний и накопление личного опыта их использования в профессионально-педагогической деятельности.
Вопросы подготовки специалистов по восточным видам единоборств - сравнительно новое направление в системе физкультурного образования. Обращение к восточным единоборствам как к одному из направлений современного российского физкультурно-спортивного движения позволяет значительно расширить сферу их воспитательных возможностей и использовать как эффективную систему личностного саморазвития, включающую стремление к реализации как физических, так и духовно-нравственных потенциалов человека [1].
Но особенность восточных единоборств заключается и в том, что содержание средств позволяет организовывать занятия таким образом, что к участию в них возможно привлечение людей разного возраста. Причем зафиксированы случаи участия в занятиях такими видами, как каратэ, таэквондо, дзюдо, айкидо, ушу, людей в возрасте от 5 до 60 лет и старше.
Поскольку расширяется круг задач, решаемых данными средствами физического воспитания, включая оздоровительные, спортивные и прикладные, следовательно, необходима подготовка специалистов различного уровня, которые реально могли бы осуществлять учебно-тренировочный про-
Краткие сообщения
цесс с людьми разного возраста, пола и интересов, так как человек может заниматься различными видами восточных единоборств в детском саду, спортивной школе, частной школе, клубе, в учебном заведении специализированного и неспециализированного характера [2].
Специалист по восточным единоборствам обязан обладать качествами и навыками, необходимыми для педагогической деятельности вообще и тренерской в частности. Рассмотрим общие и специальные требования, предъявляемые к тренеру, осуществляющему подготовку по восточным единоборствам:
Общие педагогические требования:
1) высокий уровень нравственного самосознания;
2) педагогическое образование;
3) широкий идейно-политический кругозор;
4) устойчивые морально-волевые качества;
5) интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и биологии;
6) высокий общий культурный уровень;
7) умение управлять собой в любых условиях;
8) хорошие организаторские способности;
9) умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников.
Специальные требования к тренерской деятельности:
1) знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;
2) умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта;
3) умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц;
4) способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности;
5) умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом;
6) способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях.
Также следует подчеркнуть, что тренер -это глубоко творческая личность. Для его эффективной деятельности необходимы: напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость, интуиция, фантазия, дар
предвидения, уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, работоспособность [3].
По мнению ведущих специалистов в области боевых единоборств, на сегодняшний день возможности рукопашных техник значительно опережают практику по их эффективному использованию в учебном процессе. Если при изучении отдельных дисциплин (экономических, физико-математических, технических и информатики) уже есть определенный опыт, то результаты применения достижений современных боевых искусств в гуманитарных специальностях, в том числе в физической культуре и спорте выглядят существенно скромнее либо вообще отсутствуют. Связано это с тем, что преподаватели и студенты в указанных предметных областях недостаточно хорошо владеют либо вообще не представляют себе средств и методов освоения навыков самообороны.
Изучение опыта использования авторских методик преподавания боевых техник в процессе освоения спортивно-педагогических дисциплин на факультетах и институтах физической культуры позволяет констатировать отсутствие целенаправленной работы в решении этих вопросов. В лучшем случае это осуществляется преподавателями-энтузиастами. Прежде всего, такое положение связано со сложностью специфических для физической культуры и спорта проблем при разработке прикладных программ, отсутствием научно-методических основ использования современных боевых искусств, направленных на совершенствование подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.
К сожалению, на современном этапе пока еще не происходит активного изменения содержания и средств оздоровительной физической культуры, нет результата, который приводит к пересмотру требований к методике проведения уроков физической культуры, развитию методической системы профессионально-педагогической подготовки студентов факультетов физической культуры на основе интеграции оздоровительных и современных боевых технологий.
В определенной степени разрешить данную проблему позволяет разработанная М.И. Станкиным трехуровневая модель про-
фессиональной подготовленности специалиста по восточным единоборствам [4].
Первый уровень является фундаментом деятельности, его основой, базой. Для того, чтобы овладеть техникой избранного вида единоборств, необходимо, прежде всего, иметь достаточную физическую подготовленность (кондицию). Не владея достаточным объемом техники, невозможно обучать других. Объем технических действий отражает спортивная квалификация. Повышая свою спортивную квалификацию, специалист улучшает и двигательную подготовленность, причем не только количественно, но и качественно. Поэтому двигательная подготовленность лежит в основе модели специалиста по восточным единоборствам.
Второй уровень - это психолого-педагогическая подготовленность. Профессия педагога предполагает наличие педагогических способностей и профессионально важных качеств, которые необходимы для передачи обучающимся двигательного опыта (для обучения технике избранного вида единоборств и повышения уровня физического состояния).
Третий уровень отражает специальную теоретическую подготовленность. Для того чтобы быть специалистом, мало владеть техникой и иметь способности к обучению, нужно еще знать, где и как их применять. Имея специальные знания, тренер способен управлять тренировочным процессом, конструировать его в соответствии с целями и задачами, а также исследовать влияние различных факторов на результаты воспитанников и находить пути решения возникающих проблем.
Вполне возможно, что с таким подходом к системе современного физкультурного образования возможно определить необходимый уровень знаний и, соответственно, квалификацию будущего преподавателя, который на практике будет реализовывать обозначенный круг стоящих перед ним задач. Подготовка специалиста по восточным единоборствам должна представлять собой систему, охватывающую весь процесс: от мо-
мента определения будущего абитуриента в специальности до поступления в учебное заведение и прохождения этапа послевузовского образования.
Литература
1. Пархомович Г.Л. Основы классического дзюдо. Пермь, 1993.
2. Литманович А.В. Непрерывная подготовка специалистов по восточным видам единоборств // Теория и практика физической культуры. 2000. № 6.
3. Подоляко М.В., Подоляко В.П. Личностно-профессиональные требования к тренеру по восточным единоборствам // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов, 2014.
4. Станкин М.И. Учитель физической культуры: личность, общение. М., 1993.
References
1. Parhomovich G.L. Osnovy klassicheskogo dzju-do. Perm', 1993.
2. Litmanovich A.V. Nepreryvnaja podgotovka spe-cialistov po vostochnym vidam edinoborstv // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 2000. № 6.
3. Podoljako M.V., Podoljako V.P. Lichnostno-professional'nye trebovanija k treneru po vostoch-nym edinoborstvam // Lichnostnoe i profession-al'noe razvitie budushhego specialista. Tambov, 2014.
4. Stankin M.I. Uchitel' fizicheskoj kul'tury: lich-nost', obshhenie. M., 1993.
SPECIFICITY OF VOCATIONAL TRAINING OF THE MARTIAL ARTS COACH
V.P. Podolyako, M.V. Podolyako
Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
The article contains peculiarities of vocational training of the martial arts coach. Problem zones in coach training are defined. General and special requirements specified to the martial arts coach, three-level model of vocational training of the specialist including physical, psychological-pedagogical and special theoretical training are presented in the article.
Key words: martial arts, educational and work-out session, coach-instructor, personal qualifications, types of qualification, three-level model, enhanced training.