О. М. Зайченко
(Великий Новгород)
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
Статья посвящена проблеме консультирования педагогического и управленческого персонала как нового феномена образовательной практики, анализу потребностей в консультировании, которые обусловлены усложнением профессиональной деятельности в образовании
Историко-педагогический анализ проблемы консультирования показал, что профессиональное консультирование руководителей школ и педагогов в недалеком прошлом как особый вид деятельности в массовой образовательной практике реально отсутствовал за исключением консультирования в связи с реализацией в образовательных учреждениях программ опытно-экспериментальной работы.
К настоящему времени ситуация в определенной мере изменилась. Так, в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы ставится задача формирования общероссийского кадрового ресурса (900 человек] ведущих консультантов по вопросам развития системы образования.
Консультационная деятельность в сфере образования будет расширяться и, возможно, примет масштабы настоящей «консультационной индустрии» [1], как это произошло в таких сферах, как финансы, экономика [2], политика [3] и в ряде других. Делая такой прогноз, мы исходим не столько из наметившейся тенденции официального признания консультирования, сколько из реально существующей потребности образовательных учреждений и органов управления образованием в услугах профессиональных консультантов. Это обусловлено многократным усложнением в последние годы педагогической и управленческой деятельности. Необходимость в консультировании появляется тогда, когда будущий объект консультационного воздействия (организация, группа, индивид] не в состоянии самостоятельно без чьей-либо помощи найти решение определенной задачи или когда поиск решения такой задачи более целесообразно (например, по соображениям экономии времени, средств и т.д.] передать внешнему специалисту. Если задачи являются традиционными и
несложными, то потребности в услугах профессиональных консультантов, как правило, не возникает. Ситуация, однако, меняется с появлением новых, нестандартных, не имеющих типовых решений задач или проблем [4, 5]. Так, проведение общешкольного родительского собрания по традиционному сценарию едва ли станет поводом для заключения специального контракта на консультационное сопровождение данного мероприятия. В то же время рекомендации консультанта, его знания могут оказаться востребованными, когда ставится задача создания неформальной системы участия общественности в управлении образовательным учреждением.
Вместе с тем для развития института педагогического консультирования недостаточно только усложнения профессиональной деятельности в сфере образования. Необходима еще и высокая степень заинтересованности педагогического и управленческого персонала в достижении позитивных результатов профессиональной деятельности.
В этом плане исключительно важной предпосылкой для формирования «индустрии консультирования» в образовании выступает переход к новой системе оплаты труда педагогов. Указанная система предусматривает установление зависимости размера заработной платы педагогических работников от показателей качества и результативности выполнения ими своих трудовых функций. Сложность профессиональных задач и заинтересованность в их успешном решении - это два основных условия развития педагогического консультирования.
За последние годы особенно возросла сложность управленческой деятельности в образовании. Проанализируем, в чем заключается усложнение этой деятельности. «Линии» данного процесса укажут на то, какими
должны быть направления работы консультанта и типы консультационных услуг.
Основополагающими причинами возросшей сложности управления в образовании являются процессы модернизации образовательной системы, а также общие быстрые и весьма масштабные перемены в жизни общества, включая такие, как распространение принципов рыночной экономики на всё новые сферы деятельности и социальных отношений, развитие современных средств коммуникации и переработки информации и др. В совокупности эти процессы создают ситуацию постоянных изменений в образовании, требующих адекватных им управленческих решений на разных уровнях управления, в том числе на уровне образовательных учреждений. При этом большинство из этих решений не может быть автоматически перенесено из прошлого опыта, который во многом становится неактуальным, а требует для их разработки и внедрения творческих, инновационных подходов.
В то же время модернизация образования осуществляется в условиях ограниченности ресурсов, лишь частично смягченной реализацией крупномасштабных проектов и программ.
Рассмотрим конкретные «линии» усложнения деятельности по управлению образовательными учреждениями.
В рамках подсистемы образовательной деятельности:
- внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов, развитие инновационных технологий и форм обучения (например, дистанционного обучения детей], появление современных учебных средств и оборудования;
- усложнение процедур измерения и оценки качества знаний школьников на разных этапах обучения (ЕГЭ, ГИА выпускников
9-х классов в новой форме, тестирование по окончании начальной школы и т.п.], вызванное требованиями повышения объективности результатов оценки, обеспечения их сопоставимости и достижения более высокого уровня точности измерений как условия анализа и экспертизы качества образования, эффективности работы образовательного учреждения и профессиональной деятельности учителя.
В рамках подсистемы кадрового обеспечения:
- трудности с приемом на работу наиболее квалифицированных кадров и дальней-
шим обеспечением их трудовой мотивации в связи с недостаточно конкурентоспособным уровнем оплаты труда в образовании;
- внедрение принципов новой системы оплаты труда в образовании, предусматривающих мониторинг и оценку результатов профессиональной деятельности учителей на основе измеряемых показателей.
В рамках подсистемы материально-технического обеспечения:
- усложнение систем инженерно-технического обеспечения зданий, внедрение современных технологий в сфере энергои ресурсосбережения, высокая концентрация в помещениях различных технических средств, а кроме того, появление новых отделочных материалов, ремонтных технологий и т.д.;
- значительный износ многих зданий общеобразовательных учреждений и не отвечающие современным требованиям условия осуществления образовательного процесса;
- осуществление функций по организации подвоза обучающихся (в ряде случаев, по оценке руководителей общеобразовательных учреждений, организация безопасного подвоза обучающихся занимает у них
10-20 и более процентов рабочего времени, особенно в ситуациях, когда функции по обслуживанию школьных автобусов не переданы внешним специализированным службам];
- усиление требований в сфере пожарной безопасности, охраны, соблюдения требований по санитарно-гигиеническому благополучию.
В рамках подсистемы финансового обеспечения:
- организация деятельности по предоставлению платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности как источника восполнения дефицита бюджетных средств;
- необходимость сокращения неэффективных расходов и проведения политики ресурсосбережения.
В рамках подсистемы организации внешних связей:
- выполнение нормативных требований по обеспечению открытости информации о деятельности общеобразовательного учреждения, в том числе посредством предоставления учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а
также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения;
- участие в федеральных, региональных, муниципальных проектах и программах, включая такие масштабные проекты последних лет, как Приоритетный национальный проект «Образование» и, в частности, одно из его направлений «Реализация комплексных проектов модернизации образования в субъектах Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», проект модернизации региональных систем общего образования и др., предусматривающих выполнение комплекса разнообразных обязательств, сопровождающихся системой электронного мониторинга и оценки.
В рамках подсистемы обеспечения социальных гарантий прав на образование:
- реализация мер по социальной поддержке обучающихся, организации их питания, а также организации условий для их медицинского обслуживания в условиях недостаточно четкого разграничения компетенций между образовательными учреждениями, с одной стороны, и учреждениями здравоохранения и социальной защиты, с другой, и, как следствие - неясности источников финансового обеспечения социальных гарантий (в настоящее время особенно в части медицинского обслуживания обучающихся];
- наличие у части населения завышенных ожиданий в отношении объема мер по социальной поддержке детей в системе образования.
Одним из факторов, определяющих усложнение деятельности по управлению образовательными учреждениями, является подвижность современного законодательства в сфере образования (федерального и регионального], выражающаяся во внесении в него многочисленных изменений и дополнений - от частных, конкретных до вполне значительных и принципиальных. Данное обстоятельство вызывает периодическую необходимость в разработке и реализации соответствующих этим изменениям организационно-управленческих мер, в том числе на уровне образовательных учреждений, при этом часто - без достаточной консультационной поддержки и сопровождения.
Вместе с тем потребность в развитии педагогического консультирования пока не подкреплена широким фронтом соответствующих научных исследований. Имеющиеся
знания по данной проблеме являются весьма неполными и, если говорить о крупных публикациях, сводятся лишь к нескольким работам [6, 7 и др]. Дальнейшего осмысления требуют теоретико-методические основы педагогического консультирования, как сравнительно нового феномена образовательной практики, по своим ключевым характеристикам (более четкой направленности на решение конкретных практических проблем, комплексности используемых методов, вариативности, гибкости, большей неформальности] во многом альтернативного традиционному повышению квалификации педагогов. Отсутствуют, за некоторым исключением, и разработки конкретно-технологических аспектов оказания консультационной помощи педагогам. Слабо изучен характер профессиональных затруднений педагогического и управленческого персонала, вызываемых, в том числе, быстро меняющейся ситуацией в образовании.
Неизбежной темой будущих исследований по проблеме педагогического консультирования станут вопросы взаимодействия традиционных институтов повышения квалификации и различного рода негосударственных консультационных фирм. Уже сейчас традиционные областные (республиканские] институты повышения квалификации учителей все чаще оказываются в ситуации, когда они уже не являются единственным, как это было ранее, типом учреждений, предлагающих программы ДПО для педагогических работников. Объективно в соперничество с ними вступили высшие учебные заведения, большинство из которых, как известно, испытывает сегодня значительные трудности с формированием контингента, а также другие учреждения, имеющие право на реализацию указанных программ. Кроме того, в тех случаях, когда речь идет об обучении, не предполагающем выдачу официального документа, еще одним «игроком», активно выступающим на рынке услуг в сфере повышения квалификации педагогов, являются муниципальные методические службы, часто готовые предложить более приближенные к практике знания, чем в ИПК или в учреждениях высшего профессионального образования.
Очевидно, что появление консультационных фирм сделает рынок соответствующих услуг ещё более конкурентным. Возникновение таких фирм - ближайшая перспектива.
В то же время появление подобных структур в определенной мере сдерживается действующим законодательством в области образования, накладывающим ограничения на типы организаций, которые могут получить
лицензию на право ведения образовательной деятельности. Проект нового закона «Об образовании в Российской Федерации» позволяет надеяться, что в недалеком будущем эти ограничения будут сняты.
Литература
1. Киппинг М., Энгвелл Л. Управленческое консультирование: индустрия знаний, символический капитал или новая мода : пер. с англ. - Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2008. - 416 с.
2. Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование. - М.: Дело, 1998. - 248 с.
3. Коновалова М. А. Психологическое консультирование в политике: учебное пособие. - СПб.: СПбГУ, 2004. - 116 с.
4. Чернов Ю. В., Фомишин С. В., Тищенко А. И. Управленческое консультирование - Херсон: Олди-плюс, 2003. - 272 с.
5. Юксвярав Р .К., Хабакук М. Я., Лейманн Я. А. Управленческое консультирование: теория и практика. - М.: Экономика, 1988. -240 с.
6. Педагогическое консультирование : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 320 с.
7. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия : моногр. / М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко и др. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого ; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. - 316 с.
--------^----------