Научная статья на тему 'Психологическое консультирование: генезис понятия, особенности'

Психологическое консультирование: генезис понятия, особенности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6898
1158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПРОЦЕССНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / КОНСУЛЬТАНТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рогожина Евгения Александровна, Кобазова Юлия Владимировна

В статье изложен генезис понятия консультирования и психологического консультирования. Рассмотрены вопросы формирования консультирования в психологии в работах отечественных и зарубежных авторов. Также описаны особенности организации психологического консультирования и основные его формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое консультирование: генезис понятия, особенности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ:

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ, ОСОБЕННОСТИ 1 2 Рогожина Е.А. , Кобазова Ю.В.

1Рогожина Евгения Александровна - студент, кафедра педагогики и методики начального обучения, Технический институт (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, учитель адаптивной физической культуры, Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 14, п. Серебряный Бор, Нерюнгринский район; 2Кобазова Юлия Владимировна - кандидат психологических наук, кафедра педагогики и методики начального обучения, Технический институт (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)

Аннотация: в статье изложен генезис понятия консультирования и психологического консультирования. Рассмотрены вопросы формирования консультирования в психологии в работах отечественных и зарубежных авторов. Также описаны особенности организации психологического консультирования и основные его формы.

Ключевые слова: консультирование, процессно-функциональный подход, консультант, психологическая помощь, взаимодействие.

Понятие «консультирования» появилось позднее понятия «психотерапия», однако уже имеет богатую историю, теоретический понятийный аппарат и практику применения.

В исследованиях зарубежных ученых консультирование также понимается с точки зрения процессно-функционального подхода. Британская ассоциация консультирования определяет его как «процесс, при котором человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, которые временно будут в роли его клиентов» [7, с. 9].

Заслуживает внимания также определение Фрица Стила, который рассматривает консультирование с функциональной точки зрения: «консультирование... - любая форма предоставления помощи в отношении содержания, процесса решения или построения задачи (или ряда задач), при которой консультант не выполняет задачу самостоятельно, а только оказывает помощь в ее выполнении». Питер Блок считает, что «вы выступаете в роли консультанта всякий раз, когда предпринимаете попытку изменить или улучшить ситуацию, но прямой контроль над осуществлением действий по ее изменению или улучшению вам не принадлежит...» [6, с. 7].

М.Н. Певзнер и другие отечественные специалисты представляют консультирование как «особым образом организованное взаимодействие между консультантом и клиентом, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность отдельного специалиста или организации в целом» [7, с. 9].

Понятие психологического консультирования зародилось в 1940-1950-е гг. в гуманистическом направлении в психотерапии, основателем которого является Карл Роджерс. Главной предпосылкой возникновения психологического консультирования

как отдельного направления в психологической работе была, по мнению О.В. Галустовой, «все более нарастающая социальная потребность в оказании психологической помощи психологически здоровым людям, не имеющим клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни» [2, с. 6].

А.Н. Шадура так характеризует возникновение консультирования в психологии. «Консультирование как направление психологической помощи впервые появилось в 20-х годах ХХ века в США. В Америке под консультированием понимается применение специальных консультативных процедур и приемов из науки о поведении для помощи в обучении способам решения проблем и принятия решений, связанных с личностным развитием, карьерой, семьей и браком и другими межличностными отношениями. Данное определение не описывает содержание процесса консультирования, однако ясно определяет его главную задачу: обучение» [10, с. 63-64].

По определению О.О. Андрониковой психологическим консультированием называется «профессиональная помощь человеку в поиске разрешения жизненных трудностей, оказываемое квалифицированными специалистами - психологами, социальными работниками, педагогами или врачами, прошедшими специальную подготовку» [1, с. 20].

В психологическом словаре Р.С. Немова под консультированием (имеется в виду психологическое консультирование) понимается «обозначение процедур, включая беседу, тестирование, формулирование рекомендаций и т.п., предназначенных для того, чтобы помочь человеку решить свои жизненные проблемы» [5, с. 182].

Сейчас консультирование помимо психологии получило широкое распространение в других областях деятельности: социальной работе, педагогике, управлении. В российской науке консультированием называется «организованное взаимодействие между клиентом и консультантом, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность отдельного специалиста или организации в целом» [4, с. 35].

Р. Кочюнас выделяет основные «положения, относящиеся к сущности процесса консультирования:

1) консультирование помогает консультируемому выбрать способ действия по собственному усмотрению;

2) консультирование помогает обучаться новому поведению и способствует личностному росту;

3) консультирование акцентирует ответственность консультируемого, а консультант создает условия, поощряющие его волевое поведение;

4) сердцевиной консультирования является эффективное взаимодействие между консультантом и консультируемым лицом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии» [3, с. 10].

Позиции консультанта в ходе психолого-педагогического консультирования могут быть различны:

1) «консультант как советчик - снабжает клиента информацией по интересующим его вопросам, дает конкретные практические советы;

2) консультант как помощник - его задача - не давать практических советов, а помочь клиенту мобилизовать свои внутренние ресурсы, дать ему почувствовать ответственность за происходящее с ним и принять адекватное решение;

3) консультант как эксперт - показывает варианты решения проблемной ситуации, оценивает вместе с клиентом их эффективность, помогает выбрать лучший» [8, с. 257].

Выделяется две формы консультирования: «индивидуальная (содержание определяется индивидуальными потребностями консультируемого) и групповая (содержание и цели определяются членами группы)» [9, с. 8]

«Процесс консультирования включает ряд консультаций - действий профессионального консультанта, направленных на решение конкретных проблем клиента и имеющих определенную смысловую и временную завершенность.

76

Консультации могут быть как разовыми, эпизодическими, так и выстроенными в определенную систему. Система консультаций по своей логике отражает основные этапы процесса консультирования» [7, с. 18].

Исследование генезиса понятия психологического консультирования в работах отечественных и зарубежных ученых позволило сделать вывод, что психологическим консультированием можно назвать процесс оказания профессиональной практической и информационной помощи людям, нуждающимся в ней, проводимых в индивидуальной и групповой форме.

Список литературы

1. Андроникова О.О. Основы психологического консультирования: учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2018. 414 с.

2. Галустова О.В. Психологическое консультирование: Конспект лекций. М.: Приор-Издат, 2005. 240 с.

3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. 6-е изд. М.: Академический проект, 2008. 464 с.

4. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия : Монография / Под ред. М.Н. Певзнера, О.М. Зайченко. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. 316 с.

5. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. 560 с.

6. Организация и содержание консультационной работы специалистов ПМПК с педагогическими работниками и специалистами образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида: Методические рекомендации службы практической психологии Департамента образования г. Москвы. М.: Изд-во Департамента образования г. Москвы, 2014. 35 с.

7. Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко, С.Н. Горычева, В.Н. Аверкин, А.Г. Ширин, А.В. Петров]; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 320 с.

8. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др. Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 320 с.

9. Фролова С.В. Консультативная психология: теория и практика. Учеб.-метод. пособие для студентов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. 160 с.

10. Шадура А.Н. Феномен консультирования и психотерапия будущего // Школьный психолог, 2002. № 3. С. 63-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.