ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК
И. В. Дужак
Проблемы и перспективы развития педагогического консалтинга в учреждениях системы социальной защиты населения
В статье рассматриваются вопросы развития рынка консалтинговых услуг в России. Дано определение педагогического консалтинга, который понимается как вид сопровождения клиента в образовательном процессе и оказание ему консультационной помощи в разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью и личностно профессиональным развитием.
In the article the questions of development of consulting services market in Russia. The definition of pedagogical consulting, which is understood as a form of customer support in the educational process and the provision of Advisory assistance in resolving problems associated with the educational-cognitive activity and personal professional development.
Ключевые слова: консалтинг, социальная защита, профессия, развитие, концепция, социальная политика, население.
Key words: consulting, social security, occupation, development, concept, social policy, population.
Изменения в политической и экономической жизни России способствовали принятию ряда законов, направленных на укрепление и улучшение социальной политики страны. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», которая предусматривает «определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе» [9].
Таким образом, рассматривается совершенно новая модель государственной социальной политики, которая во главу угла ставит развитие человеческого капитала и адресную социальную поддержку граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для реализации задач, поставленных в Концепции, необходимо развитие новой профессии -
© Дужак И.В., 2015
48
специалиста по социальной работе, назначение которой - оказание компетентной социальной помощи населению, гуманизация социокультурной среды в нашем обществе, содействие в социализации и развитии личности. Социальная работа - это сложный процесс, требующий основательных знаний по психологии, социологии, педагогике, медицине и даже экономике и правоведению. Специалист по социальной работе, работающий с семьей, выполняет различные виды деятельности: содействует решению проблем семьи; при необходимости решает вопросы трудоустройства членов семьи; содействует решению психологических проблем; сопровождает процесс обучения в школе и правовую защиту детей и т. д., т. е., как правило, ведет свою деятельность на стыке трех отраслей: образования, медицины, социальной защиты.
Успех и эффективность социальной помощи во многом зависит от специалиста, его знаний, опыта, личностных особенностей и качеств. К профессиональной компетентности специалиста по социальной работе предъявляются повышенные требования, поэтому одной из важнейших задач успешного развития учреждения социальной защиты населения является работа с кадрами. Учитывая это, приходится признать, что в учреждениях социальной защиты населения существует потребность в решении управленческих задач: грамотный подбор кадров, повышение компетентности и квалификации специалистов, контроль качества оказанных услуг, определение содержания индивидуальных программ предоставления социальных услуг, привлечение финансовых источников и т.д. Значит, учреждению необходимо проводить профессиональный консалтинг своего кадрового состава.
Понятие консалтинга - это достаточно новое понятие для современной России. В силу исторических предпосылок наша страна жила долго в условиях плановой экономики, где четко исполнялись распоряжения «сверху», и только с развитием деловой активности в постперестроечной России возникла необходимость профессионального консалтинга сначала в бизнесе, а затем и в государственных структурах. Россия перешла в новую экономическую реальность, и этот достаточно стремительный переход от социализма к капиталистическим отношениям привнес свои особенности в становление консалтинговых услуг. Опираясь на исследования А. В. Толстиковой [8], можно выделить четыре особенности развития консалтинговых услуг в России:
во-первых, быстрота экономических преобразований потребовала совершенствования механизмов управления как в бизнес-структурах, так и в государственных учреждениях;
во-вторых, общество расслоилось на классы, появились новые профессии и социально-профессиональные группы;
в-третьих, стремительное развитие науки и инноваций способствовало внедрению достижений науки в производство: инновации распро-
49
страняются на все сектора экономики, в том числе и на педагогические и социальные услуги;
в-четвертых, модернизации порождают смену экономических моделей и социальных технологий, что сопровождается появлением новых социальных институтов, в том числе и социального института педагогического консалтинга.
К сожалению, литературы по педагогическому консалтингу и проблемам его становления в системе социальной защиты населения очень мало, так как это относительно новая страница развития педагогической науки, но, тем не менее, мы постараемся проанализировать не только классические издания, но и диссертационные исследования по данному направлению.
Само понятие консалтинга происходит от латинского слова consultatio - советоваться, совещаться, а в переводе с английского consulting означает консультация. В настоящее время определены два подхода к понятию консультирование [5]:
- первый: используется широкий профессиональный взгляд на понятие, как в определении Ф. Стееле: «Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это»;
- второй: консультирование - особая профессиональная служба, характеризующаяся некоторыми особенностями, согласно определению Л. Грейнера, «управленческое консультирование - это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют необходимости выполнения решений».
Существует множество определений консалтинга, основанных на том или ином подходе, рассмотрим некоторые из них.
Консалтинг: 1) рекомендации специалистов; деятельность по консультированию; 2) экономическая работа специальных компаний по консультированию производителей, продавцов, покупателей в области экспертной, технической и экономической...[6]
Консалтинг: 1) консультирование; 2) вид услуги, заключающийся в предоставлении профессиональных консультаций в сфере производства, торговли или иной профессиональной деятельности, осуществляемый специализированными фирмами.[4].
В выше представленных определениях можно выделить следующие главные моменты:
• основным содержанием консалтинговых услуг являются консультации;
50
• консультации предоставляются независимыми от заказчиков лицами;
• поставщики услуг являются опытными, хотя и не обязательно квалифицированными;
• потребителями услуг являются предприятия и отдельные клиенты, требующие различные услуги, которыми надо управлять;
• услуга предоставляется по запросу заказчика.
Тем не менее, консультационные услуги обладают рядом свойств, которые придают специфику отношениям между консультантом и клиентом [1]:
1) нематериальность (отсутствие физического выражения, что затрудняет оценку качества и стоимости);
2) персонификация (неотделимость от источника);
3) субъективность качества (изменение оценки услуги, как при переходе от консультанта к консультанту, так и при переходе от клиента к клиенту);
4) несохраняемость (невозможность создания запасов и хранения консультационных услуг обусловливает их невостребованность в одни периоды и дефицит консультантов в другие).
Делится консалтинг и по теоретическим подходам в целом на две основные линии [1]: в первой - ведущими направлениями являются когнитивно-бихевиористское, психоаналитическое, личностно-
центрированное и экзистенциальное течение, а во второй - управление изменениями в организации.
Под педагогическим консалтингом понимается вид сопровождения клиента в образовательном процессе и оказание ему консультационной помощи в разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью и личностно профессиональным развитием [7].
Н. В. Василенко [1] определяет понятие педагогического консультирования как профессиональную помощь по поводу организации и осуществления процесса обучения, которое включает в себя:
- сопровождение детей, подростков и взрослых, обучаемых в образовательном процессе и оказание консультационной помощи им и членам их семей в выборе способов удовлетворения образовательных потребностей и разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью;
- научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогического персонала.
Очень важно рассматривать перспективу внедрения профессионально-педагогического консалтинга в учреждениях социальной защиты населения с точки зрения системного подхода. Системный подход определяется как «методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования
51
сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов» [2, с. 22].
Приняв системный подход в качестве методологической базы исследования педагогического консалтинга, мы должны решить, как построена обобщенная модель системы педагогического консалтинга на сегодняшний день, а также исследовать различные концепции и разработки педагогического консультирования специалистов в системе социальной защиты населения. Необходимо рассматривать профессиональное консультирование специалиста по социальной работе с точки зрения неразделимости личностного и профессионального развития человека. С одной стороны, мы постараемся проанализировать существующие элементы педагогического консультирования, а с другой - рассмотрим, каких элементов не хватает, для развития педагогического консалтинга в полноценную рабочую и активную систему [2].
Рассматривая общие тенденции развития консалтинга в нашей стране, можно выделить следующие особенности развития рынка консалтинговых услуг в России [1; 3]:
- практически полное доминирование крупнейших международных консалтинговых фирм на начальном периоде развития российского рынка консультирования;
- нестабильная финансовая обстановка в России, кризис 1998 г. заставили крупнейшие промышленные компании и банки снизить расходы на внешних консультантов;
- резкое падение оборотов российских компаний в посткризисный период породило спрос не только на юридические и налоговые услуги, но и активизировало сферу управленческого и бизнесконсультирования;
- недостаточная отрегулированность нормативно-правовой базы;
- отсутствие крупных российских компаний в сфере консалтинга, что связано с нехваткой квалифицированных специалистов, и ставит вопрос о качестве предоставляемых услуг;
- сложности оценки результатов консалтинговой деятельности в связи с отсутствием стандартов и методик.
В настоящее время на российском рынке консалтинговых услуг существуют следующие организационные формы [1]:
1) индивидуальные консультанты, начинавшие трудовую деятельность в образовательных учреждениях или научно-исследовательских институтах, являющиеся квалифицированными экспертами в отдельных областях консультирования, специализирующиеся на тренингах и обучении, психологическом консультировании и управлении в границах отдельных процессов;
2) малые и средние фирмы, консультирующие отдельные организации, и процессно-ориентированные фирмы, руководители которых трудились ранее в качестве экспертов в каких-либо областях.
52
3) малые и средние специализированные фирмы, функционирующие в узких областях экспертных знаний;
4) крупные экспертно-ориентированные фирмы (корпорации), специализирующиеся на создании новых информационных продуктов и автоматизированных систем управления, разработкой и сопровождением комплексных инвестиционных проектов;
5) крупные государственные научные центры, научноисследовательские институты, академии, университеты и т.д.;
6) фирмы, комбинирующие консалтинг с другими видами деятельности;
7) отделения зарубежных консалтинговых и аудиторских фирм;
8) небольшие российские консалтинговые фирмы, сотрудничающие с крупными западными фирмами.
Организационно-правовые формы этих организаций, как правило, -ООО, ЗАО, ТОО, - общественные организации, НКО, объединения и фонды. Основной спрос на консалтинговые услуги в России предъявляют представители крупного бизнеса, но, тем не менее, наряду с управленческим, развиваются и другие виды консалтинга: кадровый, финансовый, налоговый, юридический, образовательный, информационный, психологический, педагогический.
На сегодняшний день можно выделить следующие особенности состояния кадров в системе социальной защиты населения:
- несоответствие работы ожиданиям (разрыв теории и практики); хотя в вузах уже достаточно предложений по профильному образованию, но не отлажена работа по прохождению практики в учреждениях социальной защиты населения, и молодые специалисты подчас не имеют настоящего представления о работе, которая их ожидает;
- малое количество социальных льгот и гарантий (отсутствует выслуга лет, нет досрочного выхода на пенсию, не отражается работа со сложным контингентом на продолжительности рабочей недели и продолжительности отпуска);
- стесненность и необустроенность рабочих мест (социальным учреждениям помещения выделяются по остаточному принципу);
- отсутствуют нормативы по рабочей нагрузке (подчас на одного специалиста приходится по 12-16, а то и более семей);
- проблемы, с которыми сталкиваются специалисты по социальной работе и социальные работники: ограниченность доступа к информации; недостаточная компетентность в определенных вопросах; отсутствие опыта; нехватка времени для своей семьи и личной жизни; недостаток методических материалов и специального оборудования; психологические трудности (непонимание со стороны собственной семьи; трудности в общении с детьми-инвалидами; неприятие отдельными родителями детей-инвалидов или негативное отношение к работникам организации;
53
сопереживание тяжелым ситуациям в семьях, имеющих детей-инвалидов; профессиональное выгорание).
Средний возраст специалиста по социальной работе составляет 3540 лет и старше. Этот возрастной период не является наилучшим для пересмотра жизненных ориентиров. Анализируя опыт работы нашей организации, мы приходим к выводу, что есть существенные причины нежелания специалистов работать по профессии.
Если, учитывая эти особенности, посмотреть на современную систему социальной защиты населения в России, то можно увидеть, что развитию профессионально - педагогического консалтинга в настоящее время способствуют несколько тенденций [1]:
- технический прогресс, приводящий к усложнению разрешения проблем взаимозависимости, благосостояния, образования, лидерства, принятия решений, и, как следствие, повышению потребности в сотрудничестве между людьми и группами;
- кризис человеческих ресурсов, проявляющийся в их нерациональном использовании, в частности недостаточном учете особенностей этнических меньшинств, женщин, молодежи, людей с ограниченными возможностями, пожилых граждан, людей без образования;
- наличие консалтинговых возможностей работников различного ранга, проявляющееся в том, что многие имеют потенциальные навыки консультантов, тренеров, преподавателей, инструкторов, советников и при соответствующем обучении могут выполнять функции внутренних консультантов в своих организациях и группах;
- формирование многопрофильного рынка социальных и образовательных услуг, предоставляемых организациями различных видов и типов, что дает широкие возможности выбора форм и уровней удовлетворения образовательных потребностей населения;
- превращение знаний в основной общественный капитал, необходимость увеличения которого отразилась в концепции непрерывного образования;
- процессы глобализации образования, создающие условия для мобильности обучаемых и получения образовательных услуг за рубежом.
Все вышеперечисленное порождает активные процессы в жизни современного общества, образуется много компаний и организаций, оказывающих консультационные услуги по различным направлениям образовательного консалтинга. Активно участвуют в системе непрерывного образования высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, некоммерческие организации. Постоянно растет число способов решения образовательных проблем (консультации, тренинги, су-первизии, наставничество, тьюторство, коучинг, «рабочая тень», помощь в форме приятельства, сторителлинг, прикомандирование, координатор по защите прав ребенка и др.), значительно расширяется клиентская система педагогического консалтинга.
54
Рассмотрев проблемы и перспективы развития педагогического консалтинга в России, можно сделать следующие выводы об основных проблемах консалтинга в системе социальной защиты населения.
1. Отсутствие в постперестроечной России профессиональных кадров, системы подготовки специалистов для педагогического консультирования.
2. Отсутствие единой информационной базы о поставщиках консалтинговых услуг, слабая конкуренция на рынке педагогического консультирования, а порой и высокая стоимость услуг.
3. Низкий спрос на консалтинговые услуги со стороны персонала учреждений социальной защиты населения.
4. Отсутствие профессионального сообщества, объединяющего компании, организации и специалистов, оказывающих услуги в области педагогического консалтинга.
5. Слабая поддержка государственных структур и низкий интерес бизнес - структур к сфере педагогических консультаций как низко доходной услуге.
Однако на современном этапе есть хорошие перспективы развития услуги педагогического консультирования при условии устранения некоторых тормозящих факторов таких, например, как[1]:
- недостаточная отрегулированность нормативно-правовой базы;
- нехватка квалифицированных специалистов;
- необходимость создания информационной справочной системы о поставщиках услуги, характере и условии ее предоставления;
- отсутствие системы оценки качества и результата консалтинговой услуги.
Профессиональный педагогический консалтинг, как и любой другой, работает по принципу снизу вверх, он отвечает на запросы заказчиков, спрос рождает предложения, и как только массово сформируется новое поколение специалистов по социальной работе, так возникнет потребность в удовлетворении «профессионального голода», а следовательно, произойдет неизбежный рост потребности в педагогических консалтинговых услугах.
Список литературы
1. Василенко Н.В., Консалтинг в образовании: учеб. пособие для студ.в вузов. -СПб. : КультИнформПресс. - 2011. - С. 274.
2. Жилина А.И. Теория и практика управления профессиональной подготовкой и карьерой руководителей системы образования. Кн. 2: моногр. - СПб.: ИОВ РАО, 2001. - 360 с.
3. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 381 с.
4. Певзнер М.В., Зайченко О.М., Букетов В.О. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: мо-
55
ногр. / под ред. М.В. Певзнера, О.М. Зайченко. - Великий Новгород, 2002. -316 с.
5. Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. -С. 320.
6. Словарь иностранных слов русского языка. - URL: http://www.inslov.ru/html-komlev/k/konsalting.html
7. Соснина Т.В. История возникновения и развития консалтинга // Управление образованием: теория и практика. - 2013. - № 2. - С. 129-144.
8. Толстикова А.В. Становление и развитие социального института консалтинга в России: региональный аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - URL: http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-sotsialnogo-instituta-konsaltinga-v-rossii-regionalnyi-aspekt
9. Материалы сайта КонсультантПлюс. - 1992-2015. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 90601/?frame=1
56
УДК 37.015.3
Е. И. Кустова
Социально-психологические качества личности студентов, влияющие на будущую профессиональную успешность
В статье рассматривается психический феномен ригидности-флексибильности, определяемая через категорию индивидуально-психологических особенностей личности, являющихся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Определяется терминологическое поле: когнитивная, аффективная, мотивационная, динамическая, праксическая и психосоциальная ригидность. Проведен анализ исследований ригидности-флексибильности в научной литературе. Приводятся данные исследований личности студентов по определению психической ригидности. Показано, что для профессиональной успешности человека важна степень психической ригидности-флексибильности, определяющая поведенческую модель.
The article discusses the mental phenomenon of rigidity-flexibility defined through the category of individual psychological characteristics of personality, which is a prerequisite for the successful implementation of any productive activity. Defined terminological field: cognitive, affective, motivational, dynamic, prakticheskaya and psychosocial rigidity. An analysis of research rigidity-flexibility in the scientific literature. There are the research data of individual students, by definition, mental rigidity. It is shown that for the professional success of a person important degree mental rigidity-flexibility defining behavioral model.
Ключевые слова: социально-психологические качества, психическая ригидность, флексибильность, профессиональная успешность, подструктуры личности.
Key words: Socio-psychological qualities, mental rigidity, flexibility, professional success, the substructures of personality.
В условиях современной экономики, определяющей главным и основным своим ресурсом высокоадаптивный и высококвалифицированный персонал, задачи высшей школы - сформировать такие профессионально-важные качества будущих специалистов, которые гарантируют им успешность на рынке труда [3]. Несомненно, что данная задача стоит перед образовательными структурами, в том числе и высшей школой, не только в текущей действительности, но и на протяжении всей истории образования. Изменяются только средства и цели.
В настоящее время рынок труда предъявляет к потенциальным сотрудникам повышенные требования, связанные не только с профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и с развитием у них личностных качеств и свойств, дающих возможность оперативно и качественно обучаться и переобучаться, работать в команде, обладать
57