Список литературы
Конституция Исламской Республики Иран. - Тегеран, 1984 (на перс. языке).
Абдулатипов, Р.Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. - М., 2001.
Аятолла Хомейни. Исламское правление. - Алматы, 1993. Сюкиянен, Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. - М., 1986.
Тридцать лет исламской революции в Иране. - М., 2009.
© Саидов Х.С., 2010
Х.Х. Хизриев
ПРОБЛЕМА зАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ в чеченской РЕСПУБЛИКЕ
ХИЗРИЕВ Хасмагомед Хайдарович - помощник Президента Чеченской Республики, председатель комитета по вопросам промышленности, энергетики, транспорта и связи Парламента Чеченской Республики (e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы ликвидации безработицы в Чеченской Республике на примере восстановления нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли, агропромышленного комплекса и строительства.
Ключевые слова: занятость, безработица, бедность, инвестиционная политика.
Проблема занятости населения - одна из сложнейших в СевероКавказском регионе. В Чеченской Республике она связана с преодолением фактически кризисной социально-экономической ситуации, поскольку в настоящее время в Республике сохраняется тенденция отставания не только от среднероссийского уровня по ряду основных показателей социально-экономического развития, но и от уровня остальных регионов Северного Кавказа. Низкие показатели социально-экономического развития обусловливают высокий уровень безработицы и социальной необу-
строенности населения (в Чеченской Республике показатель уровня безработицы составляет 45,5% на 1 декабря 2009 г.1). В этой связи актуальными представляются слова Президента Российской Федерации: «Ситуация на Северном Кавказе не была бы настолько острой, если бы социально-экономическое развитие здесь было бы по-настоящему результативным. Очевидно, что истоки многих проблем прежде всего в экономической отсталости и отсутствии у большинства живущих в этом регионе людей нормальных жизненных перспектив»2.
Так, по итогам 2009 г. в Чеченской Республике численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 300 419 человек, тогда как занятое трудоспособное население по статистике составило 206 900 человек3. Приведенные показатели в сравнении с данными за прошлые годы отражают некоторую стабилизацию проблемы занятости в Чеченской Республике, однако следует учитывать постоянный прирост трудоспособного населения в Республике (так, экономически активное население увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15 313 человек и составило 658 686 человек, а трудоспособное население в трудоспособном возрасте увеличилось на 20 341 человека и достигло 711 025 человек4, а потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные учреждения службы занятости населения на конец сентября 2009 г. (по данным Федеральной службы по труду и занятости) была всего 418 человек!5). Согласно республиканской концепции развития, существует несколько путей решения данной проблемы, одной из которых является возрождении нефтяной промышленности - отрасли, в которой Чеченская Республика исторически имела естественные рыночные преимущества в рамках Северного Кавказа и России в целом.
До начала 1990-х гг. экономика Чеченской Республики имела сильно развитую многоотраслевую и многопрофильную структуру, включавшую: нефтегазодобычу и нефтехимию, машиностроение, металлообработку, приборостроение, предприятия по выпуску и ремонту нефтяного, газового, электромонтажного и медицинского оборудования, промышленную авто-
1 См.: Регионы России: социально-экономические показатели: Стат. сб. - М., 2010.
2 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 г // Российская газета. - 2009. - 12 нояб.
3 См.: Регионы России: социально-экономические показатели: Стат. сб. - М., 2010.
4 См. там же.
5 Социально-экономическое положение Южного Федерального округа в январе-сентябре 2009 года. Отчет Федеральной службы государственной статистики. - М., 2009.
матику и радиоэлектронику, а также предприятия легкой, мебельной и деревообрабатывающей промышленности, мощный производственно-технический и социально-экономический потенциал. В нефтекомплексе Чечни (с учетом смежных областей деятельности) было занято около 200 тыс. человек, Кроме того, функционировало более 20 предприятий других сфер промышленности и мощный агропромышленный комплекс. В предшествующие десятилетия была создана эффективная система подготовки высокопрофессиональных рабочих кадров и инженерно-технического персонала, основанная на интеграции русского населения в чеченское общество, интенсивно развивались социальная сфера, наука, образование, здравоохранение, культура и т. д. По объему и номенклатуре выпускаемой продукции промышленность Чеченской Республики занимала одно из ведущих мест на Северном Кавказе, имела устойчивую тенденцию роста всех производственных мощностей, а ее продукция экспортировалась в десятки стран мира. Чечня практически полностью обеспечивала весь Юг России нефтепродуктами, страну - авиационным топливом и различными продуктами нефтехимии.
За военные годы Чеченская Республика была полностью лишена своего социально-экономического базиса, поэтому правильно вести речь не о восстановлении, а о создании промышленности заново. На начало 2000 г. промышленность республики находилась в следующем состоянии: полной остановки работы всех предприятий; была разрушена значительная часть основных фондов; разграблены основные и оборотные средства; республику покинула значительная часть промышленно-производственного персонала; полностью или частично разрушены свыше 154 тыс. домов и квартир в муниципальных домах. Общая площадь полностью разрушенного жилья составляла свыше 391 тыс. кв. м, из них только в Грозном свыше 376,77 тыс. кв. м. Были разрушены до 70% домов и квартир общей площадью 500,36 тыс. кв. м.
За эти годы Чеченская Республика превратилась в один из наиболее экономически отсталых субъектов Российской Федерации с практически полностью разрушенным экономическим потенциалом, включая промышленные предприятия, социальную инфраструктуру и жилищно-коммунальное хозяйство, объекты транспортной инфраструктуры и инженерные сети. Фактически в результате вынужденной миграции потерян существовавший в начале 90-х гг. кадровый потенциал республики, мигрировало абсолютное большинство квалифицированных специалистов, прежде всего, из числа русскоязычного населения. Если до 90-х гг. представители русского этноса гарантировано занимали доминирующие позиции в политическом, экономическом, культурном, образовательном «полях», то со второй половины 80-х гг. русские постепенно вытесняются с занимаемых ранее позиций.
В результате в первой половине 90-х гг. в Чечне титульная нация стала абсолютно доминирующей. А к 2009 г. Чеченская Республика стала одним из наиболее мононациональных субъектов Российской Федерации, в котором национальная структура населения состоит из чеченцев -93,5%; русских - 3,7%; представителей других национальностей - 2,8%1. Этот факт в немалой степени повлиял на падение уровня квалифицированных специалистов, поскольку анализ позиций русских в различных сферах занятости позволяет прийти к выводу, что основная масса русских, проживающих в республиках Северного Кавказа, была занята в ведущих индустриальных отраслях экономики. Выпадение из этой системы русского элемента, либо перераспределение ее функций между титульными этносами привело к росту энтропийных процессов во всей системе. Вследствие крайне низкого образовательного уровня значительной части населения, незанятого в экономике и не имеющего какого-либо опыта трудовой деятельности, возник чрезвычайно высокий уровень безработицы трудоспособного населения.
Для решения этих задач требуется адекватная оценка как возможностей экономики Чеченской республики, так и состояния ее рынка труда. На занятость населения, рынок труда и безработицу в ходе экономических преобразований особо влияют такие факторы: разрыв хозяйственных связей, нарушение единого экономического пространства; межнациональные конфликты и миграционные процессы; либерализация цен; инфляция; низкое качество производимой продукции; недостаточное обеспечение деятельности предприятий; кардинальные структурные преобразования в экономике, отсутствие надлежащей социальной политики и др. Все эти факторы выражены в Чеченской Республике. И здесь мы непосредственно подходим к проблеме занятости, которая в современной Чечне имеет не только экономическое, но и огромное социальное значение.
Какие же возможности для решения проблемы занятости предлагает на нынешний момент экономика Чеченской Республики? Основные социально-экономические показатели республики, по данным службы государственной статистики, показывают крайне слабую вовлеченность региона в экономику страны. Из экономических кластеров, существующих здесь, практически все имеют перспективы преимущественно долгосрочного развития, и только нефтяной комплекс Чечни имеет возможности для предоставления новых рабочих мест непосредственно в настоящее время, поскольку единственной конкурентоспособной на внешних рынках можно рассматривать только добычу нефти, составляющую 98,6% общего объема
1 См.: Государственная национальная политика и государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации. - М., 2009.
промышленной продукции. Исторически именно добыча и переработка нефти была основным звеном в структуре промышленного производства довоенного периода.
В 1999 - 2001 гг. нефтекомплекс Чеченской Республики претерпел ряд реорганизаций. В декабре 1999 г. распоряжением заместителя Председателя Правительства РФ было создано Временное управление нефтедобывающего комплекса (ВУНДК), в ноябре 2000 г. - ОАО «Грознефтегаз», затем, в ноябре 2001 г. - ФГУП «Чеченнефтехимпром». В 2000 г. на короткое время была восстановлена Южная нефтяная компания (ЮНКО). В начале 2000 г. было создано Представительство ОАО «НК «Роснефть» в Чеченской Республике. В 2001 г. - ГУП «Грознефть». Новые структуры нефтеком-плекса создавались без ликвидации предыдущих. Все это, несомненно, нанесло ущерб нефтекомплексу, не позволило должным образом вести учет и инвентаризацию имущества.
На 1 сентября 1999 г. численность работающих в нефтедобыче составляла 6781 человека, половина из которых находились в отпусках без содержания. На конец 2000 г. в ВУНДК числилось 1819 работающих. По всем подразделениям была проведена перерегистрация и восстановлен учет работников. С 1 января 2001 г. в связи с началом функционирования ОАО «Грознефтегаз» из ВУНДК было переведено 1283 человека. На настоящее время* «Грознефтегаз» обеспечивает работой 3124 человека, в том числе инженерно-технических работников - 818. Из них не менее 70% - это бывшие работники производственного объединения «Грознефть». Основная группа работающих в возрасте от 40 до 50 лет1.
В настоящее время акционерами ОАО «Грознефтегаз» являются Правительство ЧР (49% государственных акций) и ОАО «НК «Роснефть» (51% государственных акций). Совместные усилия акционеров направлены на то, чтобы, во-первых, создать максимальное количество рабочих мест в нефтяной отрасли; во-вторых, увеличить долю доходов за счет создания в республике производства по глубокой переработке нефти, таким образом, вынашивая планы возрождения нефтегазоперерабатывающей промышленности.
Однако должен насторожить тот факт, что совместный уровень занятости на добыче полезных ископаемых и обработке ископаемых не превышает 9%. Это крайне негативная тенденция, поскольку именно эти две сферы промышленности были в Чечне наиболее востребованы и создавали максимальное число рабочих мест. Сегодня Чеченская Республика является поставщиком сырьевых и необработанных материалов (нефть и нефтепродукты, газ) и в ее интересах избавиться от такой однобокой специали-
* Данные на начало 2010 года.
1 Текущий архив ОАО «Грознефтегаз».
зации путем возрождения и диверсификации собственных обрабатывающих производств. Это позволит сократить долю импорта тех товаров и услуг, которые вполне могут производиться на месте. Индустриализация и более полное использование производственных мощностей приведет к снижению в экспорте доли сырья, к расширению ассортимента экспортируемой продукции, как это было в других республиках (Башкортостан, Татарстан), а также благоприятно отразится на уровне занятости населения. Кроме того, сама республика испытывает дефицит нефтепродуктов промышленного производства, а внутренний спрос удовлетворяется на основе нелегальной перегонки нефти, похищенной с нефтепромыслов, или жидкости техногенного происхождения, содержащей углеводороды, на кустарных установках с получением продуктов крайне низкого качества. Так, действующие в настоящее время нефтеперерабатывающие предприятия Северного Кавказа - Туапсинский НПЗ, Афипский НПЗ и Краснодарэконефть -не в состоянии обеспечить потребность Северо-Кавказского региона в нефтепродуктах.
В целях решения данной проблемы на современном этапе восстановления нефтяного производственного комплекса в начале 2010 г. началось строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 1 млн т. топлива в год на площадке бывшего нефтемаслозавода имени А. Шерипова. Строительство нефтеперерабатывающего завода непосредственно в Чечне должно помочь и в решении одной из самых серьезных проблем, существующих в республике, - массовой безработицы. Строительство и ввод в эксплуатацию крупного нефтеперерабатывающего предприятия позволит создать дополнительные места, что для Чечни немаловажно. За время строительства завода, на которое запланировано четыре года, будет создано до двух тысяч временных рабочих мест, а уже с его открытием - от 800 до 1000 постоянных рабочих мест. Строительство нефтеперерабатывающего завода в Чеченской Республике предусмотрено с целью максимизации нетбэка на тонну добытой нефти «НК «Роснефть» и возврата инвестиций путем оптимальной переработки нефти.
По требованию Президента Чеченской Республики при проектировании нефтеперерабатывающего завода использованы технологические процессы переработки нефти, соответствующие мировым стандартам, что обеспечит минимальное количество выбросов и сбросов.
В процессе производства будут применены ресурсо- и энергосберегающие технологии, включающие использование процессов регенерации, максимальное использование тепла материальных и тепловых потоков. Реализация данного проекта займет два года и обойдется примерно в 16 млрд руб.
Второй, до сих пор не решенной, проблемой нефтяного комплекса Чеченской Республики является имущественный вопрос. Имущество нефте-
комплекса ЧР находится в хозяйственном ведении ФГУП «Чеченнефте-химпром», а ОАО «Грознефтегаз» арендует имущество нефтегазодобывающего комплекса. Существующие взаимоотношения нуждаются в пересмотре. Одно из предложений правительства республики - передать или продать имущество нефтедобывающего комплекса ОАО «Грознефтегаз». В результате общество получит источник воспроизводства основных производственных фондов за счет амортизации имущества на сумму более 220 млн руб., существенно увеличатся отчисления в бюджет Чеченской Республики в виде налога на имущество на сумму около 70,0 млн руб. Возможные альтернативные пути решения данной проблемы пока не были предложении никем из заинтересованных сторон.
Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров в выступлениях и интервью не раз подчеркивал, что непродуманное восстановление старых предприятий, даже бывших когда-то флагманами индустрии, не оправдает затрат; в первую очередь необходимо строить современные высокотехнологичные мини-заводы. Однако есть несколько объективных факторов, тормозящих этот процесс. Прежде всего — развивающаяся промышленность уже ощущает острый дефицит электроэнергии. Без решения этой проблемы нельзя рассчитывать ни на декларируемые правительством высокие темпы развития экономики Чечни, ни на современные высокотехнологичные и энергоемкие проекты. Необходимо искать новые возможности по более эффективному использованию созданных производственных мощностей за счет широкого внедрения передовых технологий. Для дальнейшего кардинального улучшения социально-экономических показателей требуются значительные инвестиции в экономику Чеченской Республики.
Руководством республики многое сделано для того, чтобы преодолеть ее негативный образ, сложившийся в результате как объективных, так и субъективных причин. Одним из позитивных эффектов таких усилий является улучшение инвестиционного климата в республике, поскольку пока еще инвестиционный рейтинг республики по подсчетам специалистов издания «Эксперт - Юг» равен 3D, что означает низкий потенциал, экстремальный риск. В инвестиционном рейтинге регионов на 2009 г. республика занимает 85-е место по инвестиционному риску и 77-е по инвестиционному потенциалу. Наименьший инвестиционный риск - экологический, наибольший - финансовый и криминальный. Наибольший инвестиционный потенциал - инфраструктурный. Помимо прочего в современных условиях нефтегазовый сектор слишком уязвим, и в связи с этим его инвестиционная привлекательность сильно зависима от колебаний на финансовом мировом рынке, а также от положения нефтегазовой сферы в других странах - экспортерах нефти. Следовательно, Чеченской Республике важно обеспечить переход к интенсивному способу разработки месторожде-
Электронное правительство в политико-административном управлении США 187
ний энергоресурсов, для чего требуется переоборудование нефте- и газодобывающих, перерабатывающих станций. Для подобного рода операций необходимы инвестиции. Республике требуется осуществить модернизацию и усовершенствование объектов нефтегазового сектора в сфере добычи, переработки и реализации продукта. Параллельно с этим приоритетным направлением должна проводиться политика, направленная на развитие энергетической сферы. Здесь стоит отметить, что доработка необходима как для сферы разведывания, добычи, переработки и транспортировки ресурсов и сырья, так и для сферы предпринимательства.
Таким образом, первоочередной задачей устойчивого развития хозяйственного комплекса Чеченской Республики является формирование отраслей реального сектора экономики, основанных на имеющихся значительных энергетических ресурсах. Нефтяная промышленность, как и в прошлые годы, способна исполнять роль флагмана в республиканской экономике, обеспечивая сохранение баланса социально-экономического развития и процветания республики.
Список литературы
Барзаева, М.А. Состояние рынка труда Чеченской Республики в настоящее время // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука, образование, производство». - М., 2008.
Симонова, И.Ф., Дудаева, Л.М. Трудовой потенциал и его воспроизводство как основа стратегического развития нефтегазового предприятия: Учебное пособие. - М., 2007.
Деловая Чечня. - 2006. - Вып. 2. - (Грозный).
© Хизриев Х.Х., 2010
П.А. Чигасова
электронное правительство
В ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ США
ЧИГАСОВА Полина Аркадьевна - аспирантка кафедры политологии и политического управления РАГС (e-mail: [email protected])
Аннотация. Автор представляет электронное правительство как комплексную концепцию политико-администртивного управления в условиях