УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ
MANAGEMENT BY INNOVATIONS
УДК 332 : 330.15 (470.661)
ББК 65.049 (2 Рос. Чеч)
Т 14
Х.Э. Таймасханов
Кандидат экономических наук, ректор Грозненского государственного нефтяного института им. акад. М.Д. Миллионщикова. Тел. (8712) 22-21-70 М.А. Бетилгириев
Доктор экономических наук, профессор Грозненского государственного нефтяного института им. акад. М.Д.Миллионщикова, е-mail: betilgiriev@mail. ru Л.М. Идигова
Доктор экономических наук, доцент Грозненского государственного нефтяного института им. акад. М.Д.Миллионщикова, е-mail:[email protected]
Инновационное развитие экономики Чеченской республики в направлении нефтегазового комплекса
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматривается несколько путей инновационного развития Чеченской Республики. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что первоочередной задачей устойчивого развития хозяйственного комплекса Чеченской Республики является формирование отраслей реального сектора экономики, основанных на имеющихся значительных энергетических ресурсах
Ключевые слова: инновационное развитие, нефтегазовый комплекс, минеральносырьевой потенциал, энергетические ресурсы.
Kh.E. Taymaskhanov,
Rector of the Academician M.D. Millionshchikov Grozny State Oil Institute, Candidate of Economics, Professor, Grozny, Ph.: (8712) 22-21-70;
M.A. Betilgiriev,
Doctor of Economics, Professor of the Academician M.D. Millionshchikov Grozny State Oil Institute, Grozny, [email protected];
L.M. Idigova,
Doctor of Economics, Assistant Professor of the Academician M.D. Millionshchikov Grozny State Oil Institute, Grozny, е-mail:[email protected]
Innovative development of the Chechen Republic economy basing on the oil-gas complex
Abstract: The paper discusses several ways of innovative development of the Chechen Republic. The cited data allow drawing a conclusion that a priority of a sustainable development of the economic sector of the Chechen Republic is to form branches of real sector of the economy, basing on available considerable power resources.
Key words: innovative development, oil-gas complex, mineral - raw material potential, power resources.
Современный этап экономических преобразований, осуществляемых в российской экономике, связан с решением жизненно важной задачи - переходом экономики на инновационный путь развития. Экономика Чеченской Республики в настоящее время по целому ряду причин в основном потеряла свою конкурентоспособность. В том числе и из-за того, что многие предприятия, составляющие основу экономики Республики, разрушены в ходе известных событий, а сохранившиеся используют изношенное оборудование и устаревшие технологии. К тому же промышленные предприятия давно уже лишились притока инноваций и научной поддержки. Вследствие этого увеличивается их технологическое отставание.
Благодаря предпринятым усилиям руководства республики удалось достичь некоторых результатов по основным направлениям формирования республиканской инновационной системы. В частности, постановлением Правительства Чеченской Республики утверждена программа инновационного развития Чеченской Республики на период 2009-2012 годы, в целях формирования органов управления инновациями, находится на стадии согласования проект постановления правительства Чеченской Республики о создании государственного учреждения «Республиканское агентство по инновационной политике».
В Чеченской Республике ключевыми отраслями хозяйственного комплекса выступают промышленность, сельское хозяйство, строительство и сфера услуг. Современная отраслевая структура промышленного производства Чеченской Республики крайне непропорциональна. Структурные недостатки проявляются не только в деформации, связанной с гипертрофированным развитием нефтедобычи, но и в узости набора производств, которыми представлены в республике прочие отрасли промышленности. При этом существуют значительные возможности для диверсификации экономики республики.
До начала 1990-х годов экономика Чеченской Республики имела сильно развитую многоотраслевую и многопрофильную структуру, включавшую: нефтегазодобычу и
нефтехимию, машиностроение, металлообработку, приборостроение, предприятия по выпуску и ремонту нефтяного, газового, электромонтажного и медицинского оборудования, промышленную автоматику и радиоэлектронику, а так же предприятия легкой, мебельной и деревообрабатывающей промышленности [3].
По объему и номенклатуре выпускаемой продукции промышленность Чеченской Республики занимала одно из ведущих мест на Северном Кавказе, имела устойчивую тенденцию роста всех производственных мощностей, а ее продукция экспортировалась в десятки зарубежных стран мира. Практически полностью обеспечивала весь юг России нефтепродуктами, страну авиационным топливом и различными продуктами нефтехимии.
В результате непрофессионального управления экономикой начала 90-х годов прошлого столетия и известных событий в 1991-2000 гг. республика потеряла почти весь промышленный потенциал и промышленные кадры, поэтому правильно ставить вопрос не о восстановлении, а о создании и инновационном развитии промышленности заново.
На начало 2000 года промышленность Республики находилась в следующем состоянии: полная остановка работы всех предприятий; разрушена значительная часть основных фондов; разграблены основные и оборотные средства; республику покинула значительная часть промышленно-производственного персонала.
Поэтому приходится констатировать, что за эти годы Чеченская Республика превратилась в один из наиболее экономически отсталых субъектов Российской Федерации с практически полностью разрушенным экономическим потенциалом, включая промышленные предприятия, социальную инфраструктуру и жилищно-коммунальное хозяйство, объекты транспортной инфраструктуры и инженерные сети. Фактически потерян
существовавший в начале 1990-х годов кадровый потенциал республики в результате вынужденной миграции из нее абсолютного большинства квалифицированных специалистов, прежде всего, из числа русскоязычного населения.
Таким образом, инновационное развитие Чеченской Республики имеет свои особенности, связанные с текущей социально-экономической ситуацией в республике и в этой связи развитие инновационной деятельности планируется осуществлять параллельно с восстановлением наиболее современных и бюджетообразующих отраслей промышленности.
Основными направлениями инвестиционной деятельности и инновационного развития Правительством Чеченской Республики определены:
- нефтедобыча и переработка нефти;
- энергетика;
-производство автомобилей, автокомпонентов и средств малой механизации;
- производство строительных материалов;
- агропромышленный комплекс.
В республике сохранился научный потенциал, достаточный как для научнотехнических разработок, так и для подготовки специалистов, остро необходимых для восстановления хозяйственного комплекса и социальной сферы. Тем не менее, республика существенно отстает по формам организации инновационного предпринимательства.
В то же время единственно конкурентоспособной на внешних рынках является только добыча нефти, дающая 98,6% общего объема промышленной продукции. В 1999 - 2001 годах нефтекомплекс Чеченской Республики претерпел ряд реорганизаций. Несмотря на объективные и субъективные причины, ОАО «Грознефтегаз» набирает темпы развития, выполняет поставленные перед ним задачи. Однако основные доходы от продажи нефти (в основном на экспорт) пока получает ОАО «НК «Роснефть». Притом, республиканский бюджет остается самым высокодотационным в России. К тому же поступления в бюджет Чеченской Республики в предыдущем 2008 году даже сократились. Все усилия власти республики направлены на то, чтобы увеличить долю доходов за счет создания в республике производства по глубокой переработке нефти, таким образом, вынашивая планы возрождения нефтегазоперерабатывающей промышленности. Это подтверждается, в частности, и тем, что на VII-м Международном инвестиционном форуме «Сочи-2008» Чеченская Республика представила проекты строительства двух знаковых предприятий: нефтеперерабатывающего завода мощностью 4 млн. т. в год и газоперерабатывающего завода мощностью 500 млн. кубометров сырья в год. Стоимость обоих проектов вместе превышает 27 млрд. рублей, но в чеченском правительстве уверены, что расходы окупятся достаточно быстро и, главное, позволят решить проблему трудоустройства той незанятой части специалистов, бывших работников нефтегазовой промышленности [2].
Проект по переработке попутного нефтяного газа предусматривает выполнение комплекса мероприятий, направленных на утилизацию и переработку попутного нефтяного газа грозненских месторождений.
Наряду с нефтью попутный нефтяной газ является ценнейшим природным сырьем, утилизация которого позволяет решить не только экономическую, но и экологическую проблему Республики. Попутный нефтяной газ - не только высококалорийное топливо, но и ценное сырье для нефтехимической и химической промышленности. Возможности его использования даже шире, чем у природного газа, за счет богатого состава. Попутный нефтяной газ содержит много этана, пропана, бутана и других компонентов, необходимых для получения пластмасс, синтетических каучуков и других продуктов.
Техническое задание на разработку предварительного технико-экономического обоснования строительства нефтеперерабатывающего завода в Чеченской Республике уже утверждено президентом ОАО «НК «Роснефть» С.М. Богданчиковым 10.07.2008г [4].
При проектировании НПЗ использованы технологические процессы переработки нефти соответствующие мировым стандартам, что обеспечит минимальное количество выбросов и сбросов. В процессе производства будут применены ресурсо- и
энергосберегающие технологии, включающие использование процессов регенерации, максимальное использование тепла материальных и тепловых потоков.
Успешное развитие топливно-энергетического комплекса России в последние годы обусловлено благоприятной конъюнктурой на мировом рынке нефти. В сложившихся условиях важнейшее значение приобретает развитие внутреннего рынка нефтепродуктов и, прежде всего, повышение эффективности отечественной нефтепереработки.
В настоящее время нефтеперерабатывающая промышленность России представлена 27 крупными нефтеперерабатывающими заводами, многие из которых требуют существенной реконструкции с целью улучшения качества нефтепродуктов и повышения глубины переработки нефти.
Кроме того, размещение действующих заводов не оптимально для огромной территории России, что приводит к значительным транспортным издержкам на доставку нефтепродуктов потребителям.
Высокая концентрация производства нефтепродуктов на немногих НПЗ приводит к неоптимальной логистике и высоким затратам на транспортировку нефтепродуктов в регионы России.
Южный Федеральный округ является одним из самых старых центров ТЭК России, вследствие чего значительная доля месторождений выработана, а разведанные запасы топливно-энергетических ресурсов сокращаются. Добыча нефти в ЮФО в 2007 году составила 2,7% от общероссийской добычи.
Кроме НК «Роснефть», Газпрома и ЛУКОЙЛа в регионе добывают нефть 12 независимых компаний, на долю которых приходится почти 3,0% нефтедобычи ЮФО [5].
Для обеспечения внутреннего рынка Чеченской республики моторными топливами от переработки нефти, компанией ОАО «НК «Роснефть», принято решение о подготовке материалов по строительству НПЗ на территории Чеченской Республики.
Ресурсная база нового НПЗ ограничена, добыча нефти в республике, как и в других регионах ЮФО будет снижаться вследствие выработки запасов.
В настоящее время месторождения республики находятся на стадии естественного истощения и характеризуются высокой степенью обводненности и выработанности.
На 01.01.2009 года ОАО НК «Роснефть» на территории Чеченской республики имеет 21 лицензию на право пользования недрами: 18 из них выданы на месторождения, находящиеся в разработке, и 3 - на месторождения, находящиеся в разведке.
Согласно прогнозов ЦДУ ТЭК добыча нефти ОАО «НК «Роснефть» в ЮФО будет снижаться с 5,06 млн. т в 2009г. до 1,61 млн. т в 2020г., в том числе, по Чеченской Республике прогнозируется снижение добычи нефти - с1,6 млн. т в 2009г. до 1,3 млн. т в 2015г. и до 0,73 млн. т в 2020г [5].
Исходя из данных прогнозов добычи нефти в Чеченской республике в 2020 году, прогнозов потребления моторных топлив на внутреннем рынке республики, а также с учетом будущей конкуренции поставок моторных топлив с реконструируемого Туапсинского НПЗ, мощность нового НПЗ может составлять до 1,0 млн. т/год по первичной переработки нефти.
Реализация данного проекта позволит:
- удовлетворить потребности Чеченской Республики в моторных топливах, соответствующие требованиям спецификаций;
- максимально сократить зависимость района от сторонних поставщиков топлив, транспортных организациях и других факторов;
- создать дополнительные рабочие места;
- снизить выбросы в атмосферу от автомобильных двигателей и соответственно улучшить экологическую ситуацию в регионе.
В целом складывается впечатление, что в ближайшей перспективе Правительство Чеченской Республики намерено сохранять ведущую роль в экономике за нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслями, хотя реальное положение дел заставляет сомневаться в перспективности такого подхода. Во всяком случае, до тех пор, пока разведанные запасы
нефти не возрастут на порядок, а компания «Роснефть» никак пока не занимается этой проблемой, а сама нефтедобывающая отрасль Чечни не будет переоснащена таким образом, чтобы перейти на современные интенсивные методы извлечения углеводородного сырья из недр.
В настоящее время разумным видится использование не только программно-целевого подхода к развитию, но и, учитывая специфические условия хозяйствования республики, необходимо актуализировать задачу выработки эффективного управления, где все уровни социально-экономического развития должны быть нацелены на повышение собственной эффективности расширенного воспроизводства.
Необходимо искать новые возможности по более эффективному использованию созданных производственных мощностей за счет широкого внедрения передовых технологий. Для дальнейшего кардинального улучшения социально-экономических показателей требуются значительные инвестиции в экономику Чеченской Республики. Процесс восстановления экономики республики находится в начальной стадии. Выделенные ранее финансовые средства пока не дали соответствующей отдачи в виде заметного прироста рабочих мест и роста доходов в местный бюджет [1].
При выборе приоритетов инновационного развития промышленного потенциала республики следует исходить из того, что регион должен обладать определенной степенью свободы выбора своей стратегии развития в национальной этноэкономической системе и его интересы могут носить вполне самостоятельный характер.
Руководством республики многое сделано для того, чтобы преодолеть негативный образ Чеченской Республики сложившийся в результате как объективных, так и субъективных причин. Одним из позитивных эффектов таких усилий является улучшение инвестиционного климата в республике.
Однако путь эволюционного развития чеченской экономики при крайней ограниченности инвестиционных ресурсов населения и хозяйствующих субъектов без значительной помощи Федерального Центра будет очень медленным, при котором социально-политические проблемы снова могут опуститься до критического уровня.
Привлечение инвестиций способствовало бы сглаживанию такого важного показателя, характеризующего состояние экономики, как уровень безработицы. На сегодняшний день этот показатель в Чеченской Республике, несмотря на все усилия властей, не опускается ниже 43% от числа трудоспособного населения. А ведь именно массовая хроническая безработица является основным фактором, провоцирующим социальную напряженность в Чечне.
В настоящее время в межрегиональном обмене главным становится принцип производства и продажи готовой продукции, и приоритеты развития экономики республики должны учитывать специализацию промышленности на доведение производственных процессов до завершающего звена, выпускающего готовую продукцию.
Поэтому, говоря об имеющемся потенциале инновационного развития республиканской экономики, подразумевается её собственный природно-ресурсный потенциал, и, в первую очередь, энерго-ресурсная база, главной целью которой на перспективный период является обеспечение потребностей экономики и населения не только Чеченской Республики, но и других субъектов РФ газом и нефтепродуктами.
Поэтому способными стать точками взрывного роста и наиболее привлекательными для инвестиций, являются отрасли, в которых Чеченская Республика исторически имела естественные рыночные преимущества в рамках Северного Кавказа и России в целом.
Делая оценку запасов различных видов природных ресурсов Чеченской Республики, включая оценку их пригодности и экономической целесообразности для освоения, степень геологической изученности территории, затраты на проведение геологоразведочных работ и другие значимые факторы необходимо отметить, что в республике выявлены значительные топливно-энергетические ресурсы.
Основными составляющими минерально-сырьевого потенциала Чеченской Республики являются:
ресурсы углеводородного сырья - нефти, перспективы роста добычи которой до конца 2010 года согласно прогнозу специалистов составят до 4,5 млн. тонн;
- растворенного (попутного) и свободного газа и конденсата до 1,6 млрд. куб. м. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что первоочередной задачей устойчивого развития хозяйственного комплекса Чеченской Республики является формирование отраслей реального сектора экономики, основанных на имеющихся значительных энергетических ресурсах. И по сей день, нефтяная промышленность способна исполнять роль флагмана в республиканской экономике, тем самым обеспечивая сохранение баланса социально-экономического развития и процветания республики.
На сегодняшний день экономика Чеченской Республики зависима от многих факторов, и, прежде всего от способности имеющихся ресурсов и производственных возможностей гарантировать национальную безопасность. Это тем более актуально, что экономический облик Чеченской Республики в формирующемся в настоящее время рыночном пространстве пока не обеспечивает ей рыночную конкурентоспособность, преимуществ этноэкономического развития перед другими регионами, поэтому развитие нефтекомплекса в республике остается на данном этапе важной стратегической задачей по обеспечению нормального функционирования инфраструктуры не только данного региона, но и всей страны в целом.
Примечания
Концепция социально-экономического развития Чеченской Республики на 2007-2010 гг. Деловая Чечня. Грозный, 2007. Вып. 2.
Чеченская Республика в цифрах. Краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике. Грозный, 2008.
Материалы предварительного Технико-экономического Обоснования (ТЭО) строительства нефтеперерабатывающего завода в Чеченской республике. ОАО «Самаранефтехимпроект». Общая пояснительная записка. 00149995-15/08-ПР.ТЭО.2008 г. Материалы предварительного Технико-экономического Обоснования (ТЭО) строительства нефтеперерабатывающего завода в Чеченской республике. ОАО «Самаранефтехимпроект». 00149995-15/08-ПР.ТЭО.2008 г. Оценка сырьевой базы НПЗ.