ФОРМИРОВАНИЕ сОБсТВЕННыХ ОТРАСЛЕЙ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА -РЕАЛЬНЫЙ ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА
С. А. ЛИПИНА,
кандидат экономических наук,
ведущий научный сотрудник
Совета по изучению производительных сил
Минэкономразвития России и РАН,
профессор кафедры экономики
Института международных экономических связей
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается возможность создания в Северо-Кавказском регионе нефтегазохимического комплекса (кластера) и доказывается необходимость ориентации новых производств на замкнутость энергопроизводственных циклов, на доведение производственного процесса до замыкающего звена, выпускающего готовый конечный продукт, при необходимости тщательного учета специфики каждого республиканского хозяйственного комплекса.
Ключевые слова: экономика, нефтегазохимический комплекс, регион, кластер, энергопроизводственный цикл, нефтегазодобывающая и химическая промышленность, нефтепровод.
В настоящее время целью государственной политики [1] в нефтегазовом комплексе является развитие сырьевой базы, транспортной инфраструктуры и перерабатывающих мощностей с увеличением доли продукции с высокой добавленной стоимостью, поэтому в ближайшей перспективе в промышленном комплексе Северо-Кавказского региона необходимо сохранить роль топливно-энергетического блока отраслей. Ресурсы нефти и газа имеют стратегическое значение для региона и являются основой как восстановления и развития нефтегазодобывающей и химической отраслей промышленности Чеченской Республики, определяющих перспективы и эффективность развития экономики, так и для большинства республик Северного Кавказа.
Поступления от реализации добываемой нефти и продуктов ее переработки смогут не только стать базой формирования доходной части республиканского бюджета, способствовать привлечению инвестиций, которые могли бы поднять добычу, но и, как «локомотив», вытянуть всю экономику республик. Вследствие этого возникает необходимость как в увеличении инвестиций в доразведку и разработку месторождений, так и в поиске новых решений по замене и модификации оборудования для увеличения извлекаемых запасов нефти.
По расчетам специалистов, из недр республик извлечено всего лишь 50—52 % имеющихся запасов. Так как обводненность нефти превысила 80 %, возрастает опасность потери в недрах значительной части извлекаемых ресурсов, что ведет к снижению объемов добычи. Между тем потребность в нефтепродуктах в республиках значительно превышает объемы нефтепереработки, в то время как нераспределенный фонд недр уже много лет стоит без движения. Это связывается, прежде всего, с резким снижением геологоразведочных работ, обострением проблемы восполнения запасов.
В связи с образованием Северо-Кавказского федерального округа для эффективного освоения минерально-сырьевой базы округа возникает необходимость инвентаризации нефтепродуктового сектора топливно-энергетического комплекса всего региона. По различным оценкам, на территории округа есть еще месторождения и высокоперспек-
тивные площади и зоны, но они нуждаются в поисково-оценочных работах. Поскольку в республиках российскими учеными геологоразведочные работы не проводились в последние годы, а данные по природным источникам различных ведомств (Российской академии наук, отраслевых министерств и корпораций) слишком разнятся, то необходимы аудит и переоценка по всем месторождениям углеводородного сырья. На сегодняшний день остро назревает вопрос о создании на территории республик организаций геологического и картографического профиля, которые на профессиональном уровне занимались бы поисками, разведкой и воспроизводством минерально-сырьевой базы, а также фиксацией на картографических документах основных природно-ресурсных богатств каждой республики.
Необходимо проведение полной инвентаризации всех действующих месторождений полезных ископаемых: углевородного сырья, подземных вод (минеральных, пресных и термальных) и других полезных ископаемых с целью уточнения их современного состояния и остаточных запасов с определением точных координат и составлением карт республик с вынесенными на них месторождениями.
В то же время интенсификация добычи нефти на разрабатываемых месторождениях за счет применения современных технических средств и технологий воздействия на пласт, повышающих дебиты нефтяных скважин и уровень извлечения балансовых геологических запасов из недр, сможет значительно повысить количество добываемой нефти.
Анализ состояния и возможных перспектив развития топливно-энергетического комплекса этого региона показал, что республики Северного Кавказа обладают потенциальными нефтяными ресурсами, наличие которых дает перспективы не только для модернизации нефтегазодобывающей отрасли, но и является существенным фактором развития нефтеперерабатывающих отраслей. При этом специфической особенностью всего нефтяного комплекса республик является то, что весь комплекс монополизирован крупными нефтяными компаниями, которые не заинтересованы в развитии такой технологической цепи, где характерна технологическая зависимость всех звеньев: нефтедобыча, нефтепереработка и нефтепродуктообеспечение, — ведь во всех регионах выпадает звено нефтепереработки. Это связано с несколькими факторами, где основными являются: ориентация на экспорт продукции, нежелание вкладывать инвестиции в
комплексное освоения недр при естественных монополиях на добычу, где определяющим фактором могла бы стать добросовестная конкуренция на рынке нефтепродуктообеспечения.
Сопредельность границ субъектов СевероКавказского федерального округа, общность хозяйственной специализации в рыночно обновляющейся системе межрегионального разделения труда для достижения целей социально-экономического развития республик Северного Кавказа требует учитывать развитие отраслей ТЭК в Ставропольском крае.
В отличие от показателей Ставропольского края, где нефтедобывающая промышленность не является базовой отраслью, формирующей региональный бюджет (7,3 % всех налоговых поступлений), республики округа имеют значительную долю нефтяной отрасли в структуре промышленного производства (в Ингушетии этот показатель достигает 71 %, в Дагестане — 30 %, в Чеченской Республике — более 90 %). Все это в значительной степени способствует их адаптации к рыночной экономике.
Несмотря на ряд проблем нефтяного комплекса Ставропольского края, связанных с отсутствием стабильного роста добычи нефти, незначительных объемов продукции нефтеперерабатывающих заводов (Прасковейский НПЗ мощностью 50 тыс. т нефти в год, ОАО «ЛУКОЙЛ-Ставролен» и находящийся на стадии строительства Журавсий завод по переработке 25 тыс. т нефти), а также рядом недостатков в системе нефтепродуктообеспечения с постоянным повышением цен на основные виды топлива, нефтяной комплекс края при достаточном развитии является перспективным. Высокий уровень потребления нефтепродуктов в регионе, где нет собственной нефтеперерабатывающей отрасли, служит стабильным рынком сбыта топлива.
На сегодняшний день основная масса нефти Республики Дагестан транспортируется по нефтепроводам, где главным владельцем является компания «Лукойл». Только доказанные нефтяные запасы Каспия оцениваются в 2,1—4,5 млрд т нефти. Прогнозные оценки некоторых консалтинговых компаний ориентируются на 30 млрд т нефти. В зоне Каспийского моря к 2002 г. были обнаружены месторождения природного газа в объемах 3,1—4,5 трлн м3. Суммарные ресурсы нефти в республике (на суше и в море) составляют более 500 млн т, газа — 800 млрд м3, в том числе на шельфовой зоне Каспия — около 340 млн т нефти и 540 млрд м3 газа. Однако в настоящее время недостаточно активно ведутся работы по освоению шельфа Каспийского
- 53
моря. Реализация проекта затягивается из-за невыполнения обязательств по добыче углеводородного сырья со стороны держателей лицензий, что не позволяет республике решать сложные социально-экономические, технологические и финансовые проблемы.
На территории Кабардино-Балкарской Республики еще в советское время было открыто 5 месторождений нефти, и хотя запасы, по российским меркам, невелики, но для развития собственной топливно-энергетической отрасли республики они имеют существенное значение. При этом до сих пор на завершающей стадии эксплуатации находится только одно Ахловское месторождение, где проведены буровые и восстановительные работы на 6 скважинах, а перспективное, но сильно обводненное Харбижинское месторождение до сих пор не расконсервировано. По мнению ученых, оно после внедрения прогрессивных технологий добычи может дать более 100 тыс. т нефти в год. Площадь земель, перспективных на нефть, на территории КБР составляет около 6 тыс. км2. Потенциальные ресурсы нефти на территории республики оцениваются в 96 млн т.
Имеют промышленное значение запасы нефти, газового конденсата и природного газа и в Республике Адыгея. Нефтегазоносными являются как предгорная, так и равнинная части территории Адыгеи. «Белая Майкопская нефть» известна всему миру. Запасы природного газа оцениваются в 40 млрд м3. В прошлом эксплуатировались три месторождения, максимальный уровень добычи достигал 600 млн м3 в год. В настоящее время эксплуатируются два месторождения нефти: Майкопское и Кошехабльское, годовая добыча составляет 12 тыс. т. Геологические запасы нефти определяются примерно в 170 тыс. т. Добычу нефти можно реально довести до 30—50 тыс. т. Этого вполне достаточно для обеспечения потребностей Адыгеи в топливе и нефтепродуктах. Однако нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», используя сырую высококачественную нефть Адыгеи, развивает только инфраструктуру нефтепродуктообеспечения и удовлетворяет потребности республики в ГСМ, осуществляя продажу привозных нефтепродуктов.
На сегодняшний день разведанные промышленные запасы нефти Республики Ингушетия составляют 11 млн т, но, по оценкам специалистов, их потенциал достигает 100 млн т. И, если в 2004 г. на территории Республики Ингушетия добыли около 150 тыс. т нефти, то в последующие годы итоговые показатели перевалили за 300 тыс. т. Только скважина «Южная» (новое месторождение открыто
54 -
недалеко от села Зязиков-юрт) дает не менее 150 т в сутки высококачественной нефти. При необходимых инвестициях в новые технологии добычи здесь могут ежегодно добывать до 500 тыс. т нефти. Таким образом, по своей специфике и потенциальным возможностям нефтекомплекс республики должен был бы стать самой преуспевающей по части доходов отраслью экономики республики. Однако в силу ряда объективных и субъективных причин за последние годы ситуация на нефтекомплексе настолько ухудшилась, что отрасль не только не смогла пополнить бюджет республики, но и сама оказалась на грани разорения, добыча составила до 200 тыс. т нефти. К сожалению, федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010—2016 годы» предусматривается развитие, прежде всего, инженерной и социальной инфраструктур республики. В ФЦП указывается, что вложения в производственную сферу неэффективны ввиду «отсутствия в Республике Ингушетия необходимых мощностей в энергетике и коммунальном хозяйстве, что не позволит функционировать промышленным объектам», строительство которых предлагалось по другому варианту финансирования и, «как следствие, невозможность использования в полном объеме средств федерального бюджета» [5]. А ведь экспертами и учеными неоднократно отмечалось, что основой экономического потенциала Ингушетии в будущем является нефтеперерабатывающая отрасль, сейчас на ее долю приходится около 50 % объема промышленной продукции (Вознесеновский газонефтеперерабатывающий завод (ВГБЗ), мощность которого составляет 100 тыс. т в год). Для повышения эффективности экономического развития необходимы обновление и увеличение основных фондов обслуживающих добычу и переработку предприятий, где основным инвестором может оказаться «Роснефть», которая планирует провести переговоры об участии в ряде инвестиционных проектов в нефтяном секторе Ингушской Республики [3].
На территории Республики Северная Осетия — Алания разведано 4 месторождения нефти: Северо-Заманкульское, Харбижинское, Северо-Ахловское, Красногорское с извлекаемыми запасами 4 358 тыс. т. Единственное эксплуатируемое из четырех месторождений — Заманкульское, в нем осетинский сектор (в пределах республики) занимает площадь 50,8 га. Месторождение эксплуатируется с 1958 г. при интенсивности добычи 7—12 тыс. т/год. По результатам проводившихся сейсморазведыватель-ных работ выявлено 7 перспективных нефтяных
и газовых структур с прогнозируемыми запасами 21,3 млн т нефти, 9 млрд м3 растворимого газа и 26,5 млрд. м3 свободного газа. Реализацией Программы «Нефть Осетии» намечено восстановить уже имеющиеся скважины. За счет этого можно поднять добычу нефти до 130 тыс. т в год. Пока что программа развития нефтяной промышленности реализуется слабо: нефтедобыча крайне низкая, единственный построенный в 1996 г. нефтеперерабатывающий завод Батако, требующий диверсификации и обновления, простаивает и приносит убытки. Своего бензина и дизельного топлива в республике нет.
Главное богатство недр Чеченской Республики — нефть, разведанные запасы которой по категории «А+В+С1» на 01.01.2005 составляли 40,52 млн т, предварительно оцененные запасы категории «С2» — 5,57 млн т, перспективные ресурсы невскрытых пластов категории «С3» — 3,46 млн т. Согласно существующим оценкам, начальные геологические ресурсы углеводородов составляют порядка 1,5 млрд т условного топлива.
По составу нефти Чеченской Республики — преимущественно парафинистые с высоким содержанием бензина. Себестоимость добычи нефти (обычной — легкой) здесь остается самой низкой по стране, а высокое качество ее позволяет производить широкую гамму ценных нефтепродуктов. Большая часть месторождений расположена в пределах системы Терского хребта, однако нефтедобывающие скважины располагаются и на Сунженском хребте, и на моноклинали Черных гор. Месторождение нефти имеется и в долине реки Фортанга. К разрабатываемым месторождениям с наиболее крупными извлекаемыми запасами относятся: Старогрозненское, Горячеисточненское, Гойт-Кортовское, Северо-Брагунское, Октябрьское, Гудермесское, Брагунское и Эльдаровское.
Экспертные оценки свидетельствуют, что запасы фонтанирующих скважин могут обеспечить добычу нефти на 10—30 лет. Наиболее исследована лишь Карагано-Чокрагская залежь, запасы которой оцениваются в 6 млн т, запасы же фонтанирующих скважин могут обеспечить добычу нефти на 25—30 лет. По экспертным оценкам, дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы углеводородов в пределах Терско-Каспийского краевого прогиба связывается с поисками залежей в юрском подсо-левом комплексе Передовых хребтов.
Природный газ. Ресурсы природного газа Чеченской Республики представлены растворенным (попутным) и свободным газом. С учетом отсутствия в регионе собственной угольной базы газ играет существенную роль в его топливно-энерге-
тическом балансе. Балансовые запасы свободного газа Чеченской Республики также нуждаются в корректировке. По различным экспертным оценкам (необходим аудит и переоценка), на 01.01.2004 запасы достигали 14,535 млрд м3 сероводородсо-держащего газа. Они связаны с разрабатываемыми Старогрозненским, Ханкальским газонефтяными месторождениями и Бенойским нефтегазоконден-сатным месторождением, а также с законсервированным Датыхским газонефтяным, концентрирующим 61 % общереспубликанских балансовых запасов свободного газа.
В силу исторических и природно-экономичес-ких причин нефтяная промышленность являлась и остается ведущей отраслью хозяйства Чеченской Республики. В настоящее время доля нефтедобычи составляет около 90 % от общего объема промышленного производства, нефтепереработка же практически полностью отсутствует. Для глубокого преобразования производственной специализации и отраслевой структуры необходимо задействовать внутренние возможности республики на основе природно-ресурсного потенциала. На сегодняшний день в республиканском бюджете недостаточно средств для решения этих проблем. Поэтому для пополнения местного бюджета необходимо начинать с реконструкции нефтяного комплекса как комплек-сообразующей отрасли хозяйства, которая сыграет решающую роль в развитии экономики республики.
Развитие нефтяной промышленности Чеченской Республики — стратегическая линия, обеспечивающая экономическую безопасность всего Северо-Кавказского региона, она же и является ключевым вопросом Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 года [4]. Это включает в себя реорганизацию системы управления в добыче нефти, в восстановлении системы продажи нефтепродуктов и сжиженного газа, в переработке нефти и связанных с этим процессом предприятий нефтехимической промышленности и вспомогательных машиностроительных заводов. По существу речь должна идти о проекте создания заново локального производственно-научно-образовательного нефтегазохимического комплекса, или кластера, который бы связал в единое целое весь нефтегазоперерабатывающий комплекс Северного Кавказа. Такая постановка вопроса требует применения для его решения нетрадиционных подходов к проектированию методов государственного регулирования и управления, вплоть до создания самостоятельного министерства или управляющей структуры в рамках республиканских правительств.
55
До сих пор во всех материалах по проблемам восстановления экономики республики господствует устаревший отраслевой, ведомственный подход, который не учитывает возможностей сопряженного развития производства на основе принятых в мире комплексного или кластерного подходов и получения на этой основе дополнительного экономического эффекта. Поэтому первым шагом должно стать возобновление геологоразведки для прогнозирования извлекаемых запасов нефти на период, превышающий срок окупаемости капиталовложений в переработку нефти. Особенно важным представляется решение первоочередных задач поиска внутренних резервов и прорывных путей обеспечения ускоренного развития хозяйственного комплекса, новых источников финансирования.
Чеченская Республика на основе имеющейся научной базы (специалисты ЗАО «ГрозНИИ», ОАО «Грознефтегаз», видные ученые РАН с мировым именем, НИИ АН ЧР и др.) имеет шанс стать ведущей по этому направлению в России и привлечь под эту идею средства российских нефтяных компаний, российских органов охраны природы и международных экологических фондов. Например, на сегодняшний день закрытое акционерное общество «Грозненский нефтяной научно-исследовательский институт» является одним из ведущих институтов нефтеперерабатывающей отрасли РФ. Он обладает многолетним опытом как в области исследований в лабораторных и пилотных условиях, так и техники применения и разработки высокоэффективных технологий [2].
В связи с этим более чем целесообразно разработать целевую программу создания СевероКавказского производственно-научно-образовательного нефтегазохимического комплекса, или кластера.
Следует отметить, что в настоящее время для нефтеперерабатывающей промышленности всего Северо-Кавказского региона характерны низкая глубина переработки нефти, несоответствие качества нефтепродуктов современным требованиям, применение устаревших процессов. Действующие нефтеперерабатывающие предприятия Северного Кавказа — Туапсинский НПЗ, Афипский НПЗ, КраснодарЭконефть — не в состоянии обеспечить потребности Северо-Кавказского региона в нефтепродуктах. Экономическая эффективность приближения нефтепереработки к месту ее добычи в Чеченской Республике при гораздо меньших затратах диктуется необходимостью быстро восстановить разрушенное нефтехозяйство. Кроме
56 -
того, в Чечне имеются высококвалифицированные кадры, подготовка которых и сейчас продолжается в Грозненском нефтяном институте. Все вышеперечисленное подтверждает, что развитие нефтеперерабатывающей отрасли в Чеченской Республике достаточно выгодно, а строительство нового нефтеперерабатывающего завода мощностью от 1 млн т позволит получать не только высококачественное моторное топливо, но и сырье для нефтехимического производства.
В качестве основной сырьевой базы нового нефтеперерабатывающего завода в Чеченской Республике пока рассматривается грозненская нефть, запасы которой оцениваются примерно в 25—30 млн т. Высокое качество местной нефти при условии строительства завода с современными установками по гидроочистке легких фракций первичной перегонки, риформинга с гидроочисткой позволит получать качественные светлые нефтепродукты и масла. Ожидаемый же объем потребления основных нефтепродуктов в Северо-Кавказском регионе в 2010 г. составит: автобензин — 2 950 тыс. т, дизельное топливо — 3 150 тыс. т, топочный мазут — 1 550 тыс. т.
Бытующее мнение об экономической выгоде продажи сырья (сырой нефти) выражает ведомственные интересы, которые настаивают на том, что в нефтегазовом комплексе Чеченской Республики основные проблемы связаны с недостаточным воспроизводством минерально-сырьевой базы, переходом большинства эксплуатируемых крупных месторождений в стадию падающей добычи и необходимостью значительных затрат на освоение новых месторождений и внедрение технологий, увеличивающих нефте- и газоотдачу пласта и обеспечивающих более эффективную разработку месторождений. Учитывая масштабы выбытия, это приведет к существенному повышению капиталоемкости и потребует целого ряда законодательных и институциональных мер, обеспечивающих государственную политику рационального недропользования на всех уровнях власти при одновременном повышении инвестиционной привлекательности отрасли.
В пользу возрождения переработки нефти говорит множество более глубоких доводов с учетом тенденций развития современного общества, государства. Реализация проекта по организации нефтепереработки в Чеченской Республике позволит:
• более эффективно использовать сырьевые ресурсы всего региона;
• обеспечить на стадии строительства около 3 000 рабочих мест и более 1 800 рабочих мест по завершении строительства;
• обеспечить налоговые поступления в республиканский бюджет в размере 2,3 млрд руб. в год и создать тем самым условия для реализации профильных и социальных программ и проектов;
• обеспечить республики нефтепродуктами северокавказского производства, сократить объем поставок на Северный Кавказ моторных и котельно-печных топлив с отдаленных НПЗ;
• вытеснить с региональных рынков низкокачественную продукцию нелегальных установок, осуществляющих неквалифицированную переработку нефтяного сырья;
• обеспечить экологическую безопасность (ликвидация кустарной переработки нефти и ввод в эксплуатацию природоохранных объектов). В силу превалирования узкокорпоративных
интересов при реализации проекта по строительству НПЗ необходимо предусмотреть наладку эффективных производственных цепочек между многими производителями углеводородного сырья и переработчиками, что возможно на основе эффективного частно-государственного партнерства. При этом анализ деятельности ОАО «НК «Роснефть» (ОАО «Грознефтегаз») 1 за период его существования указывает на отсутствие как государственного контроля за рациональным использованием месторождений, так и заинтересованности лицензиата (ОАО НК «Роснефтегаз») в перспективном развитии нефтяного комплекса ЧР, в обеспечении его сырьевыми ресурсами.
Создание Северо-Кавказского производственно-научно-образовательного нефтегазохимическо-го комплекса, или кластера, может быть стратегической линией, обеспечивающей экономическую безопасность всего Северо-Кавказского региона, может являться ключевым вопросом программы воссоздания и развития экономик всех республик Северного Кавказа на сегодня и на длительную
1 ОАО «Грознефтегаз» — нефтегазодобывающее предприятие ОАО «НК «Роснефть». Предприятие было создано в 2000 г. на базе нефтяных активов Чеченской Республики.
перспективу, что включает, в частности: реорганизацию системы управления в добыче нефти, в восстановлении системы продажи нефтепродуктов и сжиженного газа, в переработке нефти и связанных с этим процессом предприятий нефтехимической промышленности и вспомогательных машиностроительных заводов.
Таким образом, конструктивный подход к развитию добычи и переработки углеводородного сырья в Северо-Кавказском регионе может разрабатываться на основе определения приоритетных проектов (и их групп) с созданием общей инфраструктуры для их реализации, а также на определении конкретных форм участия государства в обеспечении проектных решений, включая: государственную правовую и финансовую поддержку; разработку пакета мер стимулирующего характера по софинансированию инфраструктурных проектов; применению сквозных транспортных тарифов и гибких ставок таможенных пошлин, а также взаимодействие всех уровней власти и организаций-исполнителей в рамках частно-государственного партнерства.
Список литературы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.economy. gov.ru.
2. Липина С. А. Чеченская Республика. Экономический потенциал и стратегическое развитие. М.: ЛКИ, 2007.
3. Программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010—2016 годы». URL: http://www.ingushetia.ru.
4. Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 года. URL: http://chechnya. gov. ru.
5. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010—2016 годы». URL: http://fcp.vpk.ru.
ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.
Тел./факс: (495) 721-85-75 [email protected]