Научная статья на тему 'Проблема взаимосвязи танцевального искусства и оздоровления'

Проблема взаимосвязи танцевального искусства и оздоровления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
839
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТАНЕЦ / ХОРЕОГРАФИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ШКОЛЬНИКИ / HEALTH-IMPROVEMENT / PHYSICAL CULTURE / DANCE / CHOREOGRAPHY / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эйдельман Любовь Николаевна

В статье обоснована и аргументирована необходимость исследования проблемы взаимосвязи танцевального искусства и оздоровления в физической культуре и, в частности, в физкультурном образовании детей. Установлено, что: 1) при всей своей значимости танцевальное искусство не является традиционным и общепринятым объектом педагогического исследования в образовательной системе оздоровительной направленности, 2) задача оздоровления детей средствами хореографии и танца в разделах физической культуры фактически не обсуждается. Показано, что нерешённым остаётся вопрос научного и программно-методического обеспечения, в котором описывалось бы использование традиционного метода обучения танцевальным упражнениям с учётом возрастных и индивидуальных возможностей дошкольников и школьников с позиции оздоровления детей. Отмечено, что современный специалист по физической культуре, используя в образовательном процессе физического воспитания детей танец и хореографию для получения максимального оздоровительного эффекта в ходе занятий, должен владеть необходимым уровнем знаний (в области биомеханики хореографических движений, методики преподавания танцевальных упражнений и др.), профессиональным умением и навыком в области танцевального искусства. В связи с этим требуется специальная подготовка по данному аспекту профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эйдельман Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of interrelation of dancing art and health -improvement

The article grounded and rationalized the need in study the problem of the correlation of dance arts and health-improvement in physical training and, in particular, in the physical education of children. It has been established that: 1) for all its significance the art of dance is not a traditional and conventional object of pedagogical research in the educational system with health improving orientation, 2) the task of rehabilitation of children by means of dance and choreography in sections of physical culture is not discussed in fact. It has been shown that the question of scientific and methodical software provision remains unresolved, in which the application of the traditional methods of teaching to dance exercises, taking into account the age and individual features of preschool children and schoolchildren from the standpoint of health improvement of children, would be described. It has been noted that the modern specialist in physical culture, by using in the educational process of the physical training of children the dance and choreography for maximum health effect in the classroom, should possess the necessary level of knowledge (in the biomechanics of dance movements and techniques of teaching to dance exercises, etc.), professional abilities and skills in the art of dance. In this regard, special training is needed on this aspect of professional activity.

Текст научной работы на тему «Проблема взаимосвязи танцевального искусства и оздоровления»

УДК 373.2; 373.1; 793.3 ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА И

ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Любовь Николаевна Эйдельман, кандидат педагогических наук, Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр фитнеса «Натали»,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обоснована и аргументирована необходимость исследования проблемы взаимосвязи танцевального искусства и оздоровления в физической культуре и, в частности, в физкультурном образовании детей. Установлено, что: 1) при всей своей значимости танцевальное искусство не является традиционным и общепринятым объектом педагогического исследования в образовательной системе оздоровительной направленности, 2) задача оздоровления детей средствами хореографии и танца в разделах физической культуры фактически не обсуждается. Показано, что нерешённым остаётся вопрос научного и программно-методического обеспечения, в котором описывалось бы использование традиционного метода обучения танцевальным упражнениям с учётом возрастных и индивидуальных возможностей дошкольников и школьников с позиции оздоровления детей. Отмечено, что современный специалист по физической культуре, используя в образовательном процессе физического воспитания детей танец и хореографию для получения максимального оздоровительного эффекта в ходе занятий, должен владеть необходимым уровнем знаний (в области биомеханики хореографических движений, методики преподавания танцевальных упражнений и др.), профессиональным умением и навыком в области танцевального искусства. В связи с этим требуется специальная подготовка по данному аспекту профессиональной деятельности.

Ключевые слова: оздоровление, физическая культура, танец, хореография, дети дошкольного возраста, школьники.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p140-142 PROBLEM OF INTERRELATION OF DANCING ART AND HEALTH -

IMPROVEMENT

Lyubov Nicolaevna Eydelman, the candidate of pedagogical sciences,

Non-state educational establishment "Educational center of fitness "Natalie", St.-Petersburg

Annotation

The article grounded and rationalized the need in study the problem of the correlation of dance arts and health-improvement in physical training and, in particular, in the physical education of children. It has been established that: 1) for all its significance the art of dance is not a traditional and conventional object of pedagogical research in the educational system with health improving orientation, 2) the task of rehabilitation of children by means of dance and choreography in sections of physical culture is not discussed in fact. It has been shown that the question of scientific and methodical software provision remains unresolved, in which the application of the traditional methods of teaching to dance exercises, taking into account the age and individual features of preschool children and schoolchildren from the standpoint of health improvement of children, would be described. It has been noted that the modern specialist in physical culture, by using in the educational process of the physical training of children the dance and choreography for maximum health effect in the classroom, should possess the necessary level of knowledge (in the biomechanics of dance movements and techniques of teaching to dance exercises, etc.), professional abilities and skills in the art of dance. In this regard, special training is needed on this aspect of professional activity.

Keywords: health-improvement, physical culture, dance, choreography, children of preschool age, schoolchildren.

В настоящее время прослеживается недооценка теоретического осмысления и неосознание уникальной роли танцевального искусства в оздоровлении человека. На протяжении последних веков в результате интеграции танца в такие науки, как психология,

физиология, социология, медицина формируются новые научные дисциплины: танцевальная терапия, коррекционный танец, хореотерапия, лечебно-профилактический танец, кинезотерапия и др. При этом решаемые в них задачи носят частнопредметный характер, где рассматриваются лишь некоторые грани танцевального искусства [1-3]. Ориентация на такое видение заведомо обречена на узкость подхода к изучаемой проблеме.

Благотворное влияние танца на человека признают все, однако при всей своей значимости танцевальное искусство не является традиционным и общепринятым объектом педагогического исследования в образовательной системе оздоровительной направленности [4].

Анализ научной литературы показал, что сегодня задача оздоровления детей средствами хореографии и танца в разделах физической культуры фактически не обсуждается. По ряду направлений расширились и углубились исследования и методические разработки, в которых рассматриваются актуальные вопросы, связанные с формированием здоровья детей. К сожалению, почти не уделяется внимание роли и значению танцевального искусства в оздоровлении подрастающего поколения.

Использование упражнений хореографии и танца на физкультурных занятиях рекомендуется в методических пособиях и реализуется на практике, но на основе узкого понимания места «хореографии и танца» в процессе физического развития ребёнка. По признанию руководителей и педагогов физического воспитания, методистов дошкольных учреждений хореографические упражнения не используются ими из-за трудности подбора музыкального сопровождения, отсутствия методического материала, слабой хореографической подготовки, незнания хореографической терминологии.

Сложность применения танцевального искусства в образовательном процессе дошкольников и школьников заключается в том, что помимо знаний своей определённой предметной области с присущей ей методикой обучения, требует от педагога знаний в области биомеханики хореографических движений, методики преподавания хореографических упражнений [5].

Методические разработки по детскому хореографическому творчеству, как правило, рассчитаны на профессионалов-хореографов, имеющих специальное образование, а не на специалиста по физическому воспитанию. При этом нет методических разработок, в которых описывалось бы использование традиционного метода обучения танцевальным упражнениям с учётом возрастных и индивидуальных возможностей дошкольников и школьников с позиции оздоровления детей.

Как правило, занятия с элементами хореографии, во многом представляют слепок с профессиональной хореографической системы для образования взрослых, как по методическим принципам обучения, так и по овладению технологией танцевального искусства [6].

Кроме того, в процессе занятий необходим индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся при умелом, квалифицированном руководстве. Решающим аспектом является определение взаимосвязанной последовательности действий педагога и обучающихся при решении каждой педагогической задачи, применение каждого танцевального упражнения, определение методов и методических приёмов организации, используемых в образовательном процессе физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста для получения максимального оздоровительного эффекта в процессе занятий.

Это является важным условием правильной организации всего педагогического процесса, а значит, и важным профессиональным умением специалистов по физической культуре. В связи с этим требуется специальная подготовка по данному аспекту профессиональной деятельности.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что поиск путей решения проблемы взаимосвязи танцевального искусства и оздоровления в физической культуре находится

на стыке наук и деятельности различных специалистов в области здравоохранения, воспитательно-образовательной сферы и системы культуры и искусств. Только комплексный подход в решении данной проблемы может быть адекватен современному представлению о здоровье ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, Е.А. Психологическая диагностика и коррекция эмоционального развития детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом средствами художественной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.А. Алексеева. -М., 2010. - 25 с.

2. Корнева, И.Н. Коррекционно-оздоровительные возможности хореографического и музыкального искусства : монография / И.Н. Корнева ; Оренбургский гос. пед. ун-т. - Оренбург : [б.и.], 2007. - 136 с.

3. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко. - М. : Academia, 2007. - 248 с.

4. Фомин, А. С. Танец в системе воспитания и образования : учеб. пособие. Т. I : Природа, теория и функции танца / А.С. Фомин. - Новосибирск : Новосибирский поли-графкомбинат, 2005. - 624 с.

5. Эйдельман, Л.Н. Методика применения танцевально-хореографических упражнений для формирования осанки детей дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук / Эйдельман Л.Н. - СПб., 2009. - 184 с.

6. Эйдельман, Л. Н. Научно-методические аспекты содержания и направленности партерного экзерсиса на занятиях с детьми дошкольного возраста / Л.Н. Эйдельман // Вестник Академии Русского Балета имени А.Я. Вагановой. - 2011. - № 2 (26). - С. 19-29.

REFERENCES

1. Alekseeva, E.A. (2010), Psychological diagnostics and correction of emotional development of children ofpreschool age with children’s cerebral paralysis means of art activity: dissertation, Moscow, Russian Federation.

2. Korneva, I.N. (2007), Correction and healing possibilities of choreographic and musical art: monograph, publishing house of OGPU, Orenburg, Russian Federation.

3. Medvedeva, E.A. and Levchenko, I.U. (2007), Art and art therapy in vocational education, publishing house Academia, Moscow, Russian Federation.

4. Fomin, A.S. (2005), Dance in the system of upbringing and education: stud. manual, Vol. I: Nature, theory and function of dance, publishing house Novosibirskij poligrafkombinat, Novosibirsk, Russian Federation.

5. Eydelman, L.N. (2009), Method of dance and choreographic posture building exercises for preschool children: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

6. Eydelman, L.N. (2011), "Methodological aspects of the content and direction of the parterre exercise in class with children of preschool age", Messenger of Academy of the Russian Ballet of a name A. I. Vaganova, Vol. 26, No. 2, pp. 19-29.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.06.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.