4. Биомеханические аспекты спортивной тактики / В.Л. Уткин. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 128 с.
5. Швецов, А.В. Выбор рациональной тактической схемы прохождения различных соревновательных дистанций у лыжников-гонщиков - чемпионов ОИ и ЧМ / А.В. Швецов // Проблемы спортивной кинезиологии : материалы междунар. научной конференции. - Малаховка, 2009. - С. 142-146.
6. Швецов, А.В. Лыжный марафон (гонка на 50 км) в программе зимних Олимпийских игр и чемпионатов мира / А. В. Швецов // Олимпийские Игры и современное общество : материалы II всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Малаховка, 2015. - С. 169-177.
7. Швецов, А.В. Способы и приемы тактико-психологической борьбы лыжника-гонщика с соперниками / А. В. Швецов // Современные проблемы управления и регулирования : сб. статей междунар. научно-практической конференции (10 июня 2016). - Пенза, 2016. - С. 131-140.
8. Швецов, А.В. Тактические варианты прохождения гонки на 15 км у лыжников-гонщиков - победителей ЗОИ и ЧМ / А.В. Швецов // Особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности в вузах на современном этапе развития России : материалы международной научно-методической конференции : в 3 т. - Уфа, 2016. - Т. 3 - С. 161-165.
REFERENCES
1. Zatsiorski, V.M., Aleshinsky, S.Yu. and Yakunin, N.A. (1982), Biomechanical basis of endurance, Physical Education and Sport, Moscow.
2. Perevozchikov, O.O. (2014), "Annual volume of Maxim Vylegzhanin in the Olympic season has fallen from 11 to 9 thousand km", Journal of Ski sport, Vol. 62, pp. 44-50.
3. Platonov, V.N. (2004), System of training of athletes in Olympic sport, Olympic Literature,
Kiev.
4. Utkin, V.L. (1984), Biomechanical aspects of sports tactics, Physical Education and Sport, Moscow.
5. Shvetsov, A.V. (2009), "Choice of rational tactics on different distances for ski-racers -champions of the OWG and the WCH", Problems of Sports Kinesiology, Proceedings of the International Scientific Conference, MSAPE, Malakhovka, pp. 142-146.
6. Shvetsov, A.V. (2015), "Ski marathon (the race for 50 km) in the winter Olympic games and world championships", Olympic Games and Modern Society, Proceedings of the 2nd All-Russian Scientific and Practical Conference, MSAPE, Malakhovka, pp. 169-177.
7. Shvetsov, A.V. (2016), "Methods and techniques of tactical and psychological warfare skier racer with rivals", Modern Problems of Management and Regulation, Proceedings of the International Scientific Conference, "Science and Education", Penza, 2016, pp. 131-140.
8. Shvetsov, A.V. (2016), "Tactical options on the 15 km race for skiers - the OWG and WCH winners", Organizational Peculiarities of Physical and Health Activity at Universities in Contemporary Russia, Proceedings of the International Scientific and Methodical Conference, USPTU, Ufa, V. 3, pp. 161-165.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.09.2017
УДК 796.011.3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
ДЕТЕЙ
Любовь Николаевна Эйдельман, кандидат педагогических наук, Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр фитнеса «Натали»,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по изучению механизмов интегрированного применения танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в физическом
воспитании детей. Анализ научной литературы позволил раскрыть физическое воспитание детей как область межкультурного взаимодействия танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей; проследить культурную интеграцию, определяющую логику взаимоотношений этих двух видов деятельности в физическом воспитании детей; показать новые возможности коррекции педагогического процесса с позиции креативности; выделить социокультурный потенциал гуманитарного творчества танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности; обосновать существенные характеристики танца, как вида деятельности человека и его возможности в смежных областях знаний; обобщить практический опыт применения танцевальной деятельности в физическом развитии личности. Сведение этих разноплановых исследований в единую систему изучаемого явления предусматривает трансформацию процесса формирования личностного потенциала ребёнка в креативно ориентированный образовательный процесс.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, танцевальная деятельность, физическое воспитание, творчество, культурная интеграция.
THEORETICAL ASPECTS OF STUDY OF MECHANISMS OF INTEGRATED USE
OF DANCE AND PHYSICAL ACTIVITY IN PHYSICAL EDUCATION OF
CHILDREN
Lyubov Nikolaevna Eydelman, the candidate of pedagogical sciences, Non-state educational establishment "Educational center of fitness "Natalie ", St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of the author's research into the mechanisms of integrated application of dance and physical culture and health activities in the physical education of children. Analysis of the scientific literature made it possible to disclose the physical education of children as a field of intercultural interaction between dance and physical culture and health activities in the system of additional education for children; to trace the cultural integration that determines the logic of the relationship between these two activities in the physical education of children; to show new opportunities for correcting the pedagogical process from the standpoint of creativity; to highlight the socio-cultural potential of humanitarian creativity of dance and physical culture and recreation activities; to substantiate the essential characteristics of dance, as a type of human activity and its potential in related fields of knowledge; to generalize the practical experience of using dance activity in the physical development of the personality. The reduction of these diverse studies into a single system of the phenomenon under study provides for the transformation of the process of formation of the child's personal potential into a creatively oriented educational process.
Keywords: sports and health-improving activity, dance activity, physical education, creativity, cultural integration.
Системой образования одной из основных педагогических задач декларируется сохранение здоровья, однако многочисленные исследования специалистов свидетельствуют о снижении количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах и повышении уровня заболеваемости детского населения за последние 20 лет на 64,8% [1; 4]. Такая ситуация диктует необходимость поиска новых подходов к формированию здоровья детей, способствующих разностороннему развитию ребёнка, возникновению познавательных мотивов, интереса к деятельности на основе взаимного усиления, дополнения и интегрированного применения танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в физическом воспитании детей. Новые подходы предполагают преодоление стереотипов, форм и методов физического воспитания при решении задач оздоровления, и это закономерно. Однако преодоление не значит уничтожение, как верно подмечено русским философом Н.А. Бердяевым [2]. С этой точки зрения усиливается актуальность рефлексии на понятия танцевальная и физкультурно-оздоровительная деятельность в физическом воспитании. Эти взаимодополняющие и взаимоограничивающие друг друга понятия, могут использоваться обособленно в зависимости от условий, но только взятые вместе они исчерпывают всю поддающуюся осмыслению информацию о целостности такого явления, как интегрированное применение танцевальной и физкультурно-
оздоровительной деятельности в физическом воспитании детей.
Тема данного исследования находится на пересечении проблематики теории и методики физической культуры, с одной стороны, и теории хореографического искусства, с другой, что обусловило необходимость обращения к достижениям специалистов, работающих в этих областях. Анализ научной литературы позволил раскрыть физическое воспитание детей как область межкультурного взаимодействия танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей. Доказательством этому являются исследования специалистов в области физической культуры, изучавших проблемы оздоровления детей с позиции:
- взаимосвязи культуры и образования при осуществлении оздоровительной работы в учреждениях образования (М.В. Амгаланова, С.П. Евсеев, Ю.Ф. Прокопьева, Л.В. Санжеева, В.И. Столяров и др.);
- активизации оздоровительной деятельности при помощи нетрадиционных средств физической культуры (Т.С. Лисицкая, Г.Г. Лукина, С.Ю. Максимова, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилёва, Е.Н. Фокина, Н.А. Фомина, Л.Н. Эйдельман);
- взаимосвязи феномена «здоровье» с социальной адаптацией детей и подростков (В.И. Бондин, О.Ф. Борисова, Р.Р. Булатова, О.В. Булдашева, Е.Н. Приступа и др.).
Особое внимание было уделено исследованиям, направленным на изучение возможности применения различных научных подходов и их комбинаций в образовании (С. С. Зорин, Л.В. Коломийченко, Е.Ф. Командышко, В.И. Мареев, Е.П. Мельникова, О.П. Мокиенко, Ю.М. Николаев, В.В. Петров, Н.В. Седых, Т.П. Степанова и др.), помогающих раскрыть сущность изучаемого в педагогическом исследовании явления «интегрированное применение танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в физическом воспитании», характер социально значимого воздействия на него и механизм формирования целостности человека через активизацию социокультурного потенциала гуманитарного творчества танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Это позволяет в педагогическом процессе создавать эффективные условия для творческого развития личности, опираясь на интересы, склонности и потребности индивида.
При изучении механизмов интегрированного применения танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в области физического воспитания анализировались научные работы, в которых исследовались новые возможности коррекции педагогического процесса с позиции креативности (Т.С. Анисимова, Г.В. Бережнов, С.П. Евсеев, С.С. Зорин, Е.П. Ильин, В.В. Попов, Э.П. Костина, М.А. Лукьяненко, Ю.Г. Круглов, А.А. Маслак, Н.Н. Савина и др.). Творчество коррекционно-педагогической направленности в процессе такой деятельности порождает новую деятельность, сопровождает и формирует её, позволяет делать акцент на его преобразующей роли и создать условия для продуктивного характера этой деятельности. В. А. Сухомлинский утверждал, что педагогический аспект творчества - это почти нетронутая целина теории и самый слабый участок практики [5].
Из немногочисленных исследований по организации оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей (А.М. Абаев, Т.О. Даниленкова, О.В. Козырева, Е.Г. Сайкина, Е.П. Стрелецкая, Л.Н. Эйдельман) можно сделать вывод о необходимости изменений в подходе к формированию и сохранению здоровья детей. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко (2012) отмечал, что трёх уроков физкультуры в неделю в школах недостаточно для полноценного физического развития детей, и предлагал ввести в качестве дополнительных занятий, например, танцы. Такая практика давно зарекомендовала себя в западноевропейских школах. Вице-премьер правительства России О.Ю. Голодец (2013) сообщала о том, что она собирается способствовать включению в программу детских садов и школ уроков хореографии. Однако реального сдвига в решении данного вопроса ещё не произошло. В 2016 году министр образования РФ О.Ю. Васильева предложила сделать третий час физкультуры в школе «...в ви-
де ритмики или заменить спортивными танцами под музыку ... Для развития ребёнка это большой плюс ... Главное - подойти к этому творчески» [3]. Немаловажно чтобы этот призыв нашёл поддержку в лице педагогов и работников системы образования.
Значительный интерес с точки зрения научного исследования представляют педагогические идеи и положения о гармоничном развитии личности на основе синтеза искусства, науки, культуры, в том числе, и культуры физической, отражённые в работах Я.А. Коменского, П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского, В.А. Сухомлинского, М.Я. Вилен-ского, Н.П. Любецкого, Ю.М. Николаева, Н.И. Пономарева, В.И. Столярова и др. Однако, эти идеи пока не нашли полной научно-практической реализации в образовательной системе оздоровительной направленности. В связи с этим, возможность привлечения педагогического потенциала искусства в физкультурно-оздоровительную деятельность становится актуальной задачей и отражает тенденцию к интеграции знаний, свойственной современной гуманитарной науке. В Советском энциклопедическом словаре «искусство» трактуется как высокая степень умения и мастерства в любой сфере деятельности человека. По Г. Зиммелю, искусство - высшая форма науки. Огромный оздоровительный потенциал, заключённый в танцевальном искусстве, открывает педагогу путь к размышлению о взаимосвязи танцевальной деятельности с состоянием здоровья, физическим развитием и поиску новых знаний в отношении социально-педагогических детерминант в интегрированном применении танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности.
Работы, раскрывающие социально-исторические предпосылки применения танца в физическом развитии личности и отмечающие его тесную взаимосвязь с физической культурой, педагогикой, медициной, этикой, философией и психофизиологией (Лукиан, Плутарх, Демокрит, Платон, Сократ, Н.Г. Александрова, А.В. Колесникова, И.И. Кусков, В.И. Татищев, В.В. Ромм, С.Н. Худеков и др.) позволили проследить культурную интеграцию, определяющую логику взаимоотношений танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в физическом воспитании детей. Рамки междисциплинарного подхода позволяют также проанализировать и обосновать существенные характеристики танца, как вида деятельности человека и его возможности в смежных областях знаний, таких как, физическая культура, адаптивная физическая культура, педагогика, арт-педагогика, медицина, психология, философия. Обращение к культурно-историческим аспектам танцевальной деятельности (Н.М. Фореггер, К. С. Станиславский, Ю.В. Борев); философско-эстетическим (Лукиан, Платон, Сократ, Н. Н. Вашкевич); социокультурным (А.В. Луначарский, В.В. Ромм, С.Н. Худеков) и психолого-педагогическим аспектам (И.Ю. Левченко, Н.Ю. Сергеева, Н.В. Шутова и др.) связано с недостаточной разработанностью этой сферы научного знания.
В рамках интегративности, целесообразным и уместным становится анализ прикладных диссертационных работ, направленных на исследование возможности интегрированного применения танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в образовании (Л. А. Белозорова, О.А. Беглова, Р.В. Гзирьян, И.Н. Корнева, С.Ю. Максимова, Е.А. Погребная, К.В. Нестерова, О.В. Опарина и др.), но в них предмет исследования затрагивается лишь отчасти. Не менее интересны, на наш взгляд, работы зарубежных исследователей - J. Coehlo, K. Laws, P. Varsha Bakre, А.М. Haase, J.S. Hafiler, S.J. Sebire, F. Levy, S. Tortora, Е. Franklin и др., в которых предметом анализа выступает функционирование танца в пространстве современной культуры; раскрытие творческой деятельности, как наиболее предпочтительной и социально значимой; разработка дополнительных программ танцевальной направленности в физическом воспитании детей; перспектива привлечения учителей танца в школы.
Несомненно, уникальными являются труды, посвящённые теории и практике хореографического искусства: фундаментальные учебные пособия по классическому танцу (А.Я. Ваганова, Н.П. Базарова, В.П. Мей и др.), народному танцу (Л.Н. Богаткова
Г.П. Гусев, В.Г. Шершнёв и др.), а также методика преподавания хореографии для детей (Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная, Е.Н. Громова и др.), которые внесли большой вклад в хореографическое образование. Однако, несмотря на уникальность данного образования, его содержания, оздоровительные аспекты этого направления являются менее всего разработанными.
Тесно связанными с тематикой исследования являются труды по музыкальной педагогике, где преобладают работы, посвященные изучению принципов музыкального сопровождения занятий (Г.А. Безуглая, С.Д. Руднева, Э.М. Фиш, Т. Юдовина-Гальперина, Л.И. Ярмолович); специфики работы с музыкальным материалом на занятиях с детьми (А.И. Буренина, Е.А. Касмицкая, Л.В. Матвеева, В.И. Шапошникова, M. 1аё11); оздоровительному воздействию на психофизическое состояние детей (А.К. Басте, Н.В. Голубева, Р.Н. Досаева, Л.Н. Комиссарова, Е.А. Медведева, О.Л. Сергеева, Н.В. Шутова, С.В. Шу-шарджан); креативности в процессе деятельности (Э.П. Костина, Т.В. Хафизова).
В связи с тем, что неотъемлемым условием при организации интегрированного применения танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в физическом воспитании детей является учёт интересов и потребностей занимающихся, изучались работы, посвященные проблеме повышения мотивации к двигательной деятельности у детей дошкольного (Г.Г. Лукина, А.А. Потапчук, Т.В. Соловьёва, Н.А. Фомина, С.О. Филиппова и др.) и школьного возраста (Е.П. Ильин, С.А. Полиевский, Е.Г. Сайкина, Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков, С.С. Филиппов, С.А. Ярушин и др.).
Особый интерес для нас представляли работы авторов, которые обращались к проблеме подготовки специалистов (Е.В. Воробьёва, Н.Г. Закревская, Г.Н. Пономарев, Е.Г. Сайкина, Н.Ю. Сергеева, С.В. Шанкина и др.). Общая для них идея состоит в том, что система подготовки и формирования новых поколений преподавателей в сфере, связанной с развитием физической культуры и сохранением здоровья детей в образовательном процессе, нуждается в преобразовании.
Таким образом, теоретические аспекты изучения механизмов интегрированного применения танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в физическом воспитании детей дают возможность для обобщения под новым углом зрения эмпирических данных, накопленных в теории и практике физической культуры и хореографического искусства. Сведение этих разноплановых исследований в единую систему изучаемого явления предусматривает трансформацию процесса формирования личностного потенциала ребёнка в креативно ориентированный образовательный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов, А.А. Результаты профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в Российской Федерации / А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, Р.Н. Терлецкая // Российский педиатрический журнал. - 2016. - № 19 (5). - С. 287-293.
2. Бердяев, H.A. О назначении человека / Н.А. Бердяев. - М. : Республика, 1993. - 383 с.
3. Ольга Васильева предлагает заменить уроки физкультуры танцами [Электронный ресурс] // URL : http://izvestia.ru/news/629541/ ТАСС. - Дата обращения 30.08.2016.
4. Полунина, Н.В. Особенности состояния здоровья детей Российской Федерации и пути его улучшения / Н.В. Полунина, Н.В. Черкасов // Приоритетные направления развития здравоохранения Дальнего Востока и Байкальского региона: проблемы и перспективы : сб. науч. трудов. Якутск, 2013. - С. 203-207.
5. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М. : Политиздат, 1985. - 270 с.
REFERENCES
1. Baranov, A.A. (2016), "Results of preventive medical examinations of minors in the Russian Federation", Russian pediatric journal, Vol. 5, No 19, pp. 287-293.
2. Berdyaev, H.A. (1993), On the appointment of a person, Republic, Moscow.
3. Olga Vasilyeva suggests replacing the physical education classes with dances (2016), available at: http://izvestia.ru/news/629541/.
4. Polunina, N.V. and Cherkasov, N.V. (2013), "Features of the health status of children in the Russian Federation and ways to improve it", Priority directions of health development in the Far East and the Baikal region: problems and prospects : collection of scientific papers, Yakutsk, pp. 203-207.
5. Sukhomlinsky, V.A. (1985), About Education, Politizdat, Moscow. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.09.2017