Л. Н. Эйдельман
ХОРЕОГРАФИЯ И КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Работа представлена кафедрой теории и методики физической культуры РГПУ им. А. И. Герцена.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор С. О. Филиппова
В статье выявлены различные аспекты воздействия хореографии и танца на организм занимающихся детей. Обоснована необходимость переосмысления места хореографии и танца в физической культуре дошкольников. Доказана целесообразность использования упражнений хореографии и классического танца, которые оказывают серьезнейшее воздействие на формирование правильной осанки, развитие силы мышц, их эластичность и подвижность суставно-связочного аппарата.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, осанка, хореография, классический танец, физическое воспитание.
L. Eydelman
APPLICATION OF CHOREOGRAPHY AND CLASSICAL DANCE EXERCISES
IN THE WORK WITH 5-6-YEAR-OLD CHILDREN WITH THE PURPOSE OF FORMING OF CORRECT BEARING
Various aspects of the influence of choreography and dance on children s organisms are revealed in the paper. The necessity to reconsider the place of choreography and dance in physical training of preschool children is proved. The author justifies the expediency to use exercises of choreography and classical dance,
which exert the most serious influence on forming of correct bearing, development of muscle force, their elasticity and mobility of the articular-ligamentous apparatus.
Key words: children of preschool age, bearing, choreography, classical dance, physical education.
Ситуация в области здоровья детей, сложившаяся в Российской Федерации в настоящее время, крайне не проста [1]. Более 50% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии организма: 30-40% детей - со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз). В то же время существует принципиальный момент: реальный уровень нарушения осанки у дошкольников выше, чем данные официальной статистики. При более тщательном обследовании нарушения осанки диагностируются у 40-45% дошкольников.
Между тем общеизвестно, насколько важна правильная осанка в жизнедеятельности дошкольника. Любые ее нарушения приводят к хроническим заболеваниям или нарушениям функционирования систем и органов. Именно на данном возрастном этапе, когда происходит формирование опорно-двигательного аппарата, закладываются основы функциональных возможностей организма, актуальной является задача формирования правильной осанки, поиска эффективных средств и технологий для ее решения.
Основными средствами формирования правильной осанки традиционно принято считать лечебную физическую культуру (ЛФК), плавание и массаж. Все перечисленные средства, как и все в медицине, многократно исследованы и признаны эффективными. В то же время необходимо подчеркнуть, что появление рекомендаций по коррекции осанки у дошкольников вышеуказанными средствами не снижает остроты ситуации, так как на протяжении последних десятилетий наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей, страдающих тем или иным видом нарушения осанки.
Справедливости ради следует отметить и тот факт, что внедрение плавания и массажа в массовом порядке в дошкольные учреждения очень проблематично в условиях социальноэкономических изменений, произошедших в нашем обществе в последнее время.
Помимо этого, исследованиями установлено, что на занятиях лечебной физической культурой, проводимых в дошкольных образовательных учреждениях, наблюдается отсутствие интереса у детей к двигательной деятельности в связи с однообразием.
Данные обстоятельства заставляют искать новые подходы, расставлять другие акценты, определять такие средства физического воспитания, которые, действуя на мотивационно-эмоциональную сферу, создают стойкий интерес у детей к двигательной деятельности и положительно влияют на формирование правильной осанки. Мы убеждены, что к таким средствам целесообразно отнести упражнения хореографии и танца, которые имеют достаточно широкий спектр воздействия на личность ребенка в целом.
Более двух с половиной тысяч лет тому назад Платон сказал: «Танцы назначены для образования тела». И сегодня эти слова звучит актуально.
Опыт современных мастеров танца, пе-дагогов-практиков, специалистов в области физической культуры свидетельствует, что занятия танцем оказывают серьезнейшее воздействие на формирование правильной осанки, способствуют исправлению функциональных нарушений осанки, укреплению «мышечного корсета» и связочно-мышечного аппарата стопы и голени, развитию чувства равновесия, ловкости, координации, двигательной памяти.
Тем не менее вопрос о степени влияния упражнений хореографии на опорно-двигательный аппарат дошкольника остается открытым. Анализ научных источников свидетельствует о недостаточности исследований эффективности хореографии как средства формирования правильной осанки.
Использование упражнений хореографии и танца на физкультурных занятиях рекомендуется в методических пособиях и реализуется на практике, но на основе узкого понимания места «хореографии и танца» в процессе
физического и эстетического развития ребенка. Методические разработки по детскому хореографическому творчеству, как правило, рассчитаны на профессионалов-хореографов, имеющих специальное образование, а не на специалиста по физическому воспитанию.
По признанию руководителей физического воспитания, методистов дошкольных учреждений, хореографические упражнения не используются ими из-за трудности подбора музыкального сопровождения, отсутствия методического материала, слабой хореографической подготовки, незнания хореографической терминологии.
Как правило, занятия с элементами хореографии во многом представляют слепок с профессиональной хореографической системы для образования взрослых как по методическим принципам обучения, так и по овладению технологией танцевального искусства.
Сложность применения упражнений классического танца в образовательном процессе дошкольников заключается в том, что, помимо знаний своей определенной предметной области с присущей ей методикой обучения, требует от педагога знаний в области биомеханики хореографических движений, методики преподавания хореографических упражнений.
В настоящее время в силу недостаточной исследованности средства хореографии и танца узко и пассивно используются на занятиях по физическому воспитанию с дошкольниками и практически совсем не применяются с целью формирования правильной осанки.
Рассматривая хореографические упражнения не только как вид танцевального искусства, но и как средство формирования правильной осанки и развития физических качеств, ряд авторов предлагают использовать все упражнения хореографии.
Такой подход нам кажется неоправданным при работе с дошкольниками. По нашему мнению, недостаточная изученность этой проблемы проявляется в практике появлением научно необоснованных программ и набором случайных средств, используемых на занятиях с детьми дошкольного возраста. Занятия с детьми должны обеспечивать целостность педагогического процесса, соответствие фи-
зических нагрузок анатомо-физиологическим особенностям занимающихся, быть планомерными, а это невозможно сделать без научнообоснованной системы обучения.
Учитывая возросшую интеллектуальную нагрузку на дошкольников в настоящее время, можно предположить «загрузку» левого, вербально знакового полушария при пассивной функции правого. Для того чтобы восполнить этот пробел, исследователи рекомендуют проводить занятия с применением эмоциональной и воспитывающей вкус музыки и уделять большое внимание развитию у детей творчества и воображения. Следует отметить, что в этом отношении может быть использована хореография, относящаяся к невербальной знаковой системе и связанная с эмоциональной стороной жизни ребенка.
Обращение к данному виду искусства позволяет открыть широкие возможности не только педагогическому творчеству, но и желанию ребенка проявить себя креативно, раскрепоститься, снять с себя психологические «зажимы», которые, как известно, влияют на формирование правильной осанки.
Между тем анализ научной литературы показал, что сегодня задача формирования правильной осанки у дошкольников средствами хореографии и танца в разделах физической культуры фактически не обсуждается.
За последнее время в системе дошкольного воспитания по ряду направлений расширились и углубились исследования и методические разработки, в которых рассматриваются актуальные вопросы, связанные с формированием осанки у дошкольников. К сожалению, почти не уделяется внимания роли и значению хореографии в формировании правильной осанки у детей дошкольного возраста.
Таким образом, на современном этапе выявилась необходимость переосмысления положения хореографии и танца в физической культуре дошкольников.
Сегодня на возможности хореографии и танца все более и более обращают внимание и пытаются использовать западные хореографы и врачи, в частности хирурги-ортопеды. Была разработана методика коррекции классическим танцем позвоночника у детей, больных
сколиозом. Методика основана на предположении, что классический танец естественен для человека. Практическое применение этой методики на двух группах детей с признаками сколиоза нетравматического характера принесло исправление и стабилизацию позвоночника в 100% случаев.
Очевидным становится, что хореографии и танцу необходимо отводить особую роль в формировании осанки у дошкольников. Однако на сегодняшний день единая точка зрения на преподавание хореографии и танца в дошкольном учреждении отсутствует. В специальной научной литературе не разработан вопрос методики применения средств хореографии и танца с целью формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.
Как отмечает С. Л. Слуцкая [5], существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии.
Изучение танца становится особенно актуальным в настоящее время, когда к нему наметился активный интерес как к средству многофункционального воздействия на человека, в том числе на детей первого десятилетия жизни.
В специальной литературе вопросам методики преподавания классического танца посвящен ряд работ как российских, так и зарубежных авторов. Основополагающим трудом является книга А. Я. Вагановой «Основы классического танца» [2].
За последнее время в свет выпущены учебно-методические пособия, в которых совершенствуются методы А. Я. Вагановой,
однако эти работы посвящены общим вопросам преподавания хореографии и танца, они не ставили своей целью исследовать влияние занятий танцем на формирование осанки детей дошкольного возраста. До сих пор нет методических разработок по частным вопросам, а именно разработок, в которых описывались бы подходы к традиционному методу обучения классическому экзерсису с учетом возрастных и индивидуальных возможностей дошкольников.
На сегодняшний день имеется небольшое количество работ, в которых хореография и танец проанализированы как фактор модернизации содержания физкультурного воспитания детей [4], как метод развития координационных способностей [3] и реабилитации детей, больных бронхиальной астмой [6].
Вместе с тем следует отметить, что исследования носят разрозненный характер изучения отдельных сторон хореографии в образовании, но не охватывают процесс формирования правильной осанки у дошкольников средствами хореографии и танца.
Таким образом, с одной стороны, существует необходимость в научном обосновании методики, где ведущим звеном является формирование правильной осанки у дошкольников средствами хореографии и классического танца, которые для этой цели имеют широкие возможности, с другой стороны, проблема разработки такой методики остается малоизученной, что и определяет актуальность нашего исследования.
Поиск путей решения данной проблемы и составляет предмет наших научных изысканий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов А. А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина, А. Г. Ильин, В. Р. Кучма // Российский педиатрический журнал. 2005. № 2. С. 4-8.
2. Ваганова А. Я. Основы классического танца. Л.: Искусство, 1980. 192 с.
3. Некрасов А. С. Методика развития координационных способностей дошкольников с применением элементов спортивных бальных танцев: дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Белгород, 2006. 160 с.
4. Погребная Е. А. Танцевально-двигательная подготовка как фактор модернизации содержания физкультурного воспитания детей 5-6 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2003. 26 с.
5. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. 272 с.
6. Шавкина М. И. Комплексная физическая реабилитация детей, больных бронхиальной астмой, с использованием танцевальных упражнений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 23 с.
REFERENCES
1. Baranov A. A. Sostoyaniye zdorov’ya detey kak faktor natsional’noy bezopasnosti / A. A. Baranov, L. A. Shche-plyagina, A. G. Il’in, V. R. Kuchma // Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2005. N 2. S. 4-8.
2. Vaganova A. Ya. Osnovy klassicheskogo tantsa. L.: Iskusstvo, 1980. 192 s.
3. Nekrasov A. S. Metodika razvitiya koordinatsionnykh sposobnostey doshkol’nikov s primeneniyem elementov sportivnykh bal’nykh tantsev: dis. na sois. uchen. stepeni kand. ped. nauk. Belgorod, 2006. 160 s.
4. Pogrebnaya E. A. Tantseval’no-dvigatel’naya podgotovka kak faktor modernizatsii soderzhaniya fizkul’turnogo vospitaniya detey 5-6 let: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2003. 26 s.
5. Slutskaya S. L. Tantseval’naya mozaika. Khoreografiya v detskom sadu. M.: LINKA-PRESS, 2006. 272 s.
6. ShavkinaM. I. Kompleksnaya fizicheskaya reabilitatsiya detey, bol’nykh bronkhial’noy astmoy, s ispol’zovaniyem tantseval’nykh uprazhneniy: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2004. 23 s.