нально подобрать вид занятий (индивидуальных нагрузок) с учетом соматических показателей, что приведет к желаемым результатам, к правильному развитию функциональных возможностей организма и укреплению здоровья женщин фертильного возраста, что в современных условиях стоит на первом месте.
Говоря о проведении групповых занятий, на наш взгляд, необходимо в основную часть занятия степ-аэробикой включать упражнения силового характера, что позволит повысить не только функциональные возможности организма женщин, но и более эффективно воздействовать на процессы сжигания жира. В занятиях силовой аэробикой мы рекомендуем увеличить время аэробной части и использовать дополнительное оборудование и отягощения для повышения интенсивности нагрузки.
Выводы. Учет выявленных соматических особенностей женщин фертильного возраста позволяет не только оценить их компонентный состав тела, но и рационально подбирать средства и методы снижения и коррекции веса женщин, последовательно и логично организовывать групповые занятия различными видами аэробики.
Контактная информация: [email protected]
УДК 373.2.01
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ И КЛАССИЧЕСКОГО
ТАНЦА
Любовь Николаевна Эйдельман, кандидат педагогических наук, Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр фитнеса «Натали»,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается поэтапное формирования правильной осанки средствами хореографии и классического танца. В основе каждого этапа выделено основное, ведущее звено, определяющее целостность и эффективность преподавания, лежит конкретная цель, достижение которой возможно только через решение основных педагогических задач соответствующими средствами и методами, учитывающими анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста, специфику преподавания танцевально-хореографических упражнений и влияние на формирование осанки. Учёт особенностей каждого этапа позволяет осуществить выбор танцевальнохореографических упражнений, в зависимости от объективных и субъективных факторов.
Ключевые слова: осанка, дошкольники, технология, хореография, классический танец.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p187-190
TECHNOLOGY OF FORMATION OF THE CORRECT BEARING AT PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF THE CHOREOGRAPHY AND CLASSICAL DANCE
Lyubov Nicolaevna Eydelman, the candidate of pedagogic sciences,
Non-state educational establishment "Educational center of fitness "Natalie", St.-Petersburg
Annotation
The article analyzes the stage-by-stage forming of correct posture by choreography and classic dance means. At the heart of each phase there was identified the main leading element that determines the integrity and effectiveness of teaching, specific goal that is only possible to get through the solution of the basic educational objectives by appropriate means and methods that take into account the anatomical and physiological characteristics of children at preschool age, the specifics of teaching to dance and choreography exercises and influence on the posture. Considering the features of every stage allows carrying out the choice of dancing-choreographic exercises, depending on objective and subjective factors.
Keywords: bearing, children at preschool age, technology, choreography, classical dance.
Увеличение количества детей, страдающих нарушениями осанки, создаёт проблемную ситуацию со здоровьем подрастающего поколения в целом [1,3]. Потенциально неблагоприятный прогноз, связанный с последствиями нарушений осанки в детстве, рано или поздно обернётся снижением функциональных возможностей всего организма.
На сегодняшний день имеется большое количество исследований, посвящённых формированию правильной осанки у дошкольников. Однако, появление рекомендаций в методической литературе, научных публикациях по вопросам формирования осанки у дошкольников, как мы видим, не снижает остроту данной проблемы.
В результате исследования научно-методической литературы было установлено, что в настоящее время к танцевально-хореографическим упражнениям наметился активный интерес как к средству многофункционального воздействия на человека, в том числе на детей первого десятилетия жизни [2,4,5].
Обучение детей хореографии представляет собой управляемый процесс. На каждом из его этапов должно быть выделено основное, ведущее звено, определяющее целостность и эффективность преподавания. На первоначальном этапе обучения таким ведущим звеном является формирование правильной осанки.
В технологии формирования правильной осанки у дошкольников танцевальнохореографическими упражнениями можно выделить три этапа [6].
Выделение этапов определялось трудностью постановки правильного положения туловища, головы, рук, ног, которая находится в прямой зависимости от площади опоры, сложности координации танцевально-хореографических движений, от изменения положения общего центра тяжести тела. Учёт особенностей каждого этапа позволяет осуществить выбор танцевально-хореографических упражнений, в зависимости от объективных и субъективных факторов.
Время прохождения этапов может варьироваться в зависимости от объективных и субъективных факторов. Последующий переход к следующему этапу осуществляется по мере решения поставленных задач.
Формированием правильной осанки у дошкольников начинают заниматься с первого занятия. Цель педагогического воздействия на первом этапе: формирование правильной осанки в свободных позициях ног у опоры. Здесь внимательно изучаются анато-мо-физиологические и психологические особенности личности каждого ребёнка, а занимающиеся дети знакомятся с элементами положения тела во время выполнения марша, бега, прыжков, упражнений на полу, в простейших движения
Поставленная цель реализуется через последовательное решение задач, одной из которых является: повышать мотивацию к двигательной деятельности на занятиях с элементами хореографии и танца. При формировании правильной осанки у дошкольников поставленная задача в ряде случаев является одной из приоритетных.
Цель педагогического воздействия на втором этапе: формирование динамического стереотипа правильной осанки в условиях выполнения упражнений классического экзерсиса в центре зала. Это один из самых трудных этапов формирования осанки у дошкольников, который имеет некоторые особенности - при выполнении упражнений экзерсиса в центре зала тяжесть тела находится на опорной ноге, другая (работающая) - в динамике на полу. Более сложным вариантом этого этапа является выполнение движений, когда работающая и опорная ноги находятся в динамике, при этом, как правило, все движения комбинируются с полуприседом ^еш1 рИе [деми плие]). К этому периоду обучения переходят после того, как дети усвоили правильное положение осанки из исходного положения, стоя у опоры (лицом и боком к опоре).
На данном этапе продолжается работа по укреплению «мышечного корсета», профилактике плоскостопия и исправлению функциональных нарушений в осанке у дошкольников.
Цель педагогического воздействия на третьем этапе: стабилизирование навыка со-
хранения правильной осанки в различных условиях деятельности. На третьем этапе закрепляется и совершенствуется стереотип правильной осанки, выработанный ранее.
Успешное решение поставленных задач во многом зависит от правильной техники выполнения упражнений и методических правил применения танцевальнохореографических упражнений в структуре занятия:
1) упражнения выполнять в определённом порядке, с постепенным включением в работу всех групп мышц;
2) выворотные позиции ног заменить свободными, исключить такие сложные позиции, как пятая и четвёртая;
3) выполнять упражнения классического экзерсиса с 1-й позиции, так как это менее сложно для дошкольников;
4) применять упражнения подготовительного раздела классического экзерсиса, которые на начальном этапе занятий способствуют общему физическому развитию дошкольника;
5) соблюдать ограничения амплитуды движения в шейном и поясничном отделах.
Методика освоения упражнений описана в «Методических рекомендациях и материалах к проведению занятий по программе «КЛАСС» [7].
На начальном этапе обучения необходимо:
1) применять минимум танцевальных элементов при максимальной возможности их сочетаний;
2) использовать упражнения подготовительного раздела классического экзерсиса, способствующие укреплению мышечной системы, формированию правильной осанки, развитию чувства равновесия, координации движений, скорости реакции, двигательной памяти;
3) обучать навыку рационального отталкивания и мягкого приземления с целью защиты локомоторной системы дошкольника от повреждений;
4) давать упражнения для рук, содействующие развитию подвижности в суставах, пластичности, координации.
Методика разучивания движений представлена в методических рекомендациях «Элементы классического экзерсиса, применяемые на занятиях с детьми 5-6 лет с целью формирования правильной осанки» [8].
В заключение необходимо отметить, что проблему формирования правильной осанки у дошкольников мы связываем с возможностью применения упражнений хореографии и классического танца как средства повышающего эффективность педагогических воздействий на формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста. Не вызывает сомнений, что ежегодно увеличивающийся процент выявляемых детей, имеющих нарушение осанки, потребует широкого использования изложенных в настоящей работе новых подходов в организации деятельности детей в системе физического воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грядкина, Т.С. Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольная педагогика. -2008. - № 2. - С. 6-11.
2. Некрасов, А.С. Методика развития координационных способностей дошкольников с применением элементов спортивных бальных танцев : дис. ... канд. пед. наук / Некрасов А.С. - Белгород, 2006. - 160 с.
3. Родичкин, П.В. Оздоровительная физическая культура как средство профилактики и коррекции сколиотических нарушений : монография / П.В. Родичкин ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 189 с.
4. Ромм, В. В. Танец как фактор эволюции человеческой культуры : дис. ... д-ра
культурологических наук / Ромм В.В. - Барнаул, 2006. - 403 с.
5. Погребная, Е.А. Танцевально-двигательная подготовка как фактор модернизации содержания физкультурного воспитания детей 5-6 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Погребная Е.А. - Краснодар, 2003. - 26 с.
6. Эйдельман, Л.Н. Методика применения танцевально-хореографических упражнений для формирования осанки детей дошкольного возраста : дис. . канд. пед. наук / Эйдельман Л.Н. - СПб., 2009. - 184 с.
7. Эйдельман, Л.Н. Методические рекомендации и материалы к проведению занятий по программе «КЛАСС» / Л.Н. Эйдельман. - СПб. : Изд-во политехи. ун-та, 2009. -44 с.
8. Эйдельман, Л.Н. Элементы классического экзерсиса, применяемые на занятиях с детьми 5-6 лет с целью формирования правильной осанки / Л.Н. Эйдельман. - СПб. : Изд-во политехн. ун-та, 2009. - 40 с.
REFERENCES
1. Grjadkina, T.S. (2008), "Health saving up and health forming physical training in preschool educational institution", Doshkol’najapedagogika, No.2, pp. 6-11.
2. Nekrasov, A.S. (2006), Methodology development coordination abilities of preschoolers with elements of sports Ballroom dances: dissertation, Belgorod, Russian Federation.
3. Rodichkin, P.V. (2010), Therapeutic physical culture as a means of prevention and correction of scoliotic violations: monograph, publishing house of Herzen University, St.-Petersburg, Russian Federation.
4. Romm, V.V. (2006), Dance as a factor in the evolution of human culture: dissertation, Barnaul, Russian Federation.
5. Pogrebnaja, E.A. (2003), Dance and movement training as a factor in modernization of physical culture education of children 5-6 years ’: dissertation, Krasnodar, Russian Federation.
6. Eydelman, L.N. (2009), Method of dance and choreographic posture building exercises for preschool children: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
7. Eydelman, L.N. (2009), Methodical recommendations and materials for the training program of "Class", publishing house of Polytechnical University, St.-Petersburg, Russian Federation.
8. Eydelman, L.N. (2009), Elements of the classic exercice used in lessons 5-6 years old children with the aim of forming a correct posture, publishing house of Polytechnical fUni-versity, St.-Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]