Научная статья на тему 'Проблема воздушного терроризма в современном мире'

Проблема воздушного терроризма в современном мире Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
452
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лыткина А. И., Сафронов В. В.

Воздушный терроризм это крайняя форма терроризма. Он страшен жертвами тысячей случайных людей, паникой, страхом незащищенности и народными волнениями, которые оказывают огромное влияние на международные отношения. В современной России проблема воздушного терроризма насущна, требует огромных вложений средств и сил для ее устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема воздушного терроризма в современном мире»

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

УДК 323.285(203)

А. И. Лыткина Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМА ВОЗДУШНОГО ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Воздушный терроризм это крайняя форма терроризма. Он страшен жертвами тысячей случайных людей, паникой, страхом незащищенности и народными волнениями, которые оказывают огромное влияние на международные отношения. В современной России проблема воздушного терроризма насущна, требует огромных вложений средств и сил для ее устранения.

Одной из самых актуальных глобальных проблем современности является терроризм. К сожалению, мировая история насчитывает тысячи террористических актов на протяжении тысячелетий, терроризм стал неконструктивным способом разрешения различных политических, социальных и экономических вопросов на протяжении нескольких столетий. Россия столкнулась с этой проблемой открыто только в XIX веке. Народники, анархисты, революционеры считали бомбу «лучшим аргументом против». От рук террористов погиб Александр II, многие видные деятели политики и искусства, но, самое важное, что от руки террористов погибали ни в чем не повинные люди. Но именно в XXI веке терроризм получил широчайшее распространение, стал одним из методов борьбы за интересы и воздействия на массы. Ничем нельзя оправдать принесенные жертвы, не каждая цель оправдывает средства.

Воздушный терроризм это крайняя форма терроризма. Он страшен тем, что наносит тяжелейший урон. Его характерной чертой является закрытое пространство воздушного судна, которое не позволяет проводить немедленные операции по освобождению заложников, что часто приводит к их неминуемой гибели. В результате воздушного террористического акта могут пострадать тысячи случайных людей. Психологическое воздействие на общество, приносимое актами терроризма, в том числе и воздушного, настолько велико, что вызывают панику, страх незащищенности и могут спровоцировать народные волнения, оказывая огромное влияние на международные отношения.

В последние десятилетия воздушный терроризм был одним из самых распространенных видов террористических актов. К нему прибегали сторонники самых разных политических и религиозных идей (японская «Рэнго Сэгикун», исламская «Аль-Каида» и палестинская «Черный сентябрь», а также множество других террористических организаций). До сих пор идут различные споры по поводу произошедшего акта 11 сентября 2001 г. в США. Общественный резонанс был настолько силен, что послужило официальной причиной развернутой операции в Ираке [1].

Для того чтобы дать анализ воздушному терроризму, необходимо определиться с терминологией. Понятие воздушного терроризма до сих пор не сформулировано в международной правовой практике, но мы включаем в этот термин следующие действия: захват воздушных судов и их угон; захват заложников, находящихся на борту воздушных судов; использование

воздушных судов для удержания и транспортировки заложников, захваченных в других местах. Кроме того, актами воздушного терроризма считаются вывод из строя аэронавигационного оборудования, средств обеспечения воздушных сообщений и др. Целью воздушного терроризма, как правило, является принуждение властей выполнять требования террористов об освобождении из заключения и свободном выезде из страны своих единомышленников, а также демонстрация несогласия или осуждения тех или иных политических оппонентов. Захват воздушных судов и заложников осуществляется и с целью получения выкупа.

Обращаясь к Уголовному кодексу РФ, мы можем провести анализ состава преступления. Объектом преступления являются отношения по поддержанию мер общественной безопасности. Объективная сторона преступления, заключается в действиях, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий. Субъектом преступления является вменяемое, достигшее 14-ти летнего возраста лицо. Субъективная сторона преступления состоит в прямом умысле. Состав рассматриваемого преступления относится к числу формальных: для признания его оконченным достаточно установить, что виновный совершил общественно опасное деяние, независимо от того, какие последствия в результате этого наступают. В некоторых случаях общественно опасные последствия вообще могут не наступить. При этом обязательным условием является установление характера и размера наступивших последствий. Для квалификации не имеют значения мотивы совершения преступления (из хулиганских побуждений, личных, политических соображений и др.). Отягчающими обстоятельствами воздушного терроризма (ч. 2 ст. 205 УК РФ) являются совершение этих действий: группой лиц по предварительному сговору или с применением огнестрельного оружия [2].

Мировая практика борьбы с терроризмом только к 70-м гг. (после захвата самолета Бразинскасами 15 октября 1970 г., а также самолета авиакомпании «Эйр Франс», произошедшего 27 июля 1976 г.) выработала эффективные меры по предупреждению террористических актов [3]. Но, к сожалению, и это не исключило жертв в дальнейшем. С развитием науки, техники и совершенствованием охранных технологий, террористы разрабатывают все более изощренные и массовые способы убийства.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

В современной России проблема терроризма насущна и требует огромных вложений средств и сил для ее устранения. Разрабатываются различные мероприятия по борьбе с терроризмом, особенно в сфере авиатранспрота. «Совместно с руководством Москвы была разработана целевая программа, в которой предусматривалось управление воздушными силами над столицей на предельно малых высотах, создание систем разведки, системы пресечения воздушных терактов, закупок РЛС миллиметрового диапазона. Но пока нет необходимой законодательной базы», - сказал генерал-полковник Юрий Соловьев, комментируя проблему противодействия воздушному терроризму [4]. Ужесточены меры в аэропортах после недавнего теракта во Внуково. Процесс регистрации при посадке становится все более длительным и тщательным. Европейские СМИ вещают нам о том, что большинство европейцев готовы терпеть любые неудобства во имя безопасности. И мы привыкаем к этому. Осторожность и настороженность друг к другу становятся повседневной нормой.

Воздушный терроризм современного мира лишен идеологической подоплеки. Он разрознен по своим мотивам, но при этом крайне силен. Проблема воздушного терроризма уже давно стала глобальной, постепенно размывая грани между внутренним терроризмом и международным. Численность террористических группировок растет, их разрушающая деятельность становится все опаснее и активнее. Средства массовой коммуникации играют им на руку, нагнетая атмосферу страха в мировой общественности. Похоже, начинают сбываться самые мрачные прогнозы о том, что наше государство входит в новую полосу пиратства в воздухе.

Библиографические ссылки

1. Додолев Е., Леско М. Загадки 11 сентября, или 27засекреченных страниц //Огонёк. 2003. № 52.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации.

3. Интернет-ресурс Newsru.com.

4. Национальный портал «Россия - Антитеррор».

© Лыткина А. И., 2012

УДК 347.8

А. В. Любецкий Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРАВОВОЙ СТАТУС КОСМОНАВТОВ

Рассматриваются особенности правового статуса космонавтов, теории определения термина «космонавт», необходимые меры государств в отношении космонавтов, а также перспективы проблемы определения правового статуса космонавтов.

Как сказано в «Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства», космическое пространства не подлежит национальному присвоению. Государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем, находящимся на нем, во время их нахождения в космическом пространстве [1].

Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космосе и по возвращении на Землю. Все государства несут ответственность за деятельность своих граждан в космосе. Однако кем же с правовой точки зрения являются эти граждане?

В космосе, также как и на земле, действуют некоторые нормы права. Есть и стороны правоотношений. Чёткого описания или определения того, кто же такой космонавт, нет ни в одном законе мира. Конечно, есть различные определения, например, Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова даётся определение космонавта как "специалиста, совершающего полет в космическом пространстве". Однако, «космонавтов» не редко путают с «астронавтами» (в некоторых странах эти понятия объединены). Разъяснение даёт словарь Национального управления по воздухоплаванию

и исследованию космического пространства (НАС А): астронавты не обязательно должны слетать в космос, они могут просто участвовать в подготовительном процессе [2].

В различных международных актах (Соглашения о Луне, Конвенция о международной ответственности за ущерб объектам космоса, Договоры о космосе, Соглашения о деятельности государств в космосе, Договоры о деятельности государств при использовании космического пространства) можно также встретить такие термины как экспедиция, экипаж, член экипажа, человек, посланцы человечества. Но опять же, чёткого определения нет нигде. Похожая ситуация и в российском Законе РФ от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности» [3]. Но, пожалуй, главным документов, регулирующим права и обязанности космонавтов, является Кодекс поведения экипажей [4].

Обобщив вышеназванные документы, можно выделить следующие права и обязанности космонавтов. Итак, во время полета и послеполетной деятельности все члены экипажа должны беспрекословно выполнять приказы своего командира, медицинские рекомендации, а также Инструкции текущего полета. Необходимо также следить за правильной работой всего оборудования, к которым космонавты имеют доступ. Никакая собственность космической станции (или иного космического объекта) не может быть изменена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.