Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
В современной России проблема терроризма насущна и требует огромных вложений средств и сил для ее устранения. Разрабатываются различные мероприятия по борьбе с терроризмом, особенно в сфере авиатранспрота. «Совместно с руководством Москвы была разработана целевая программа, в которой предусматривалось управление воздушными силами над столицей на предельно малых высотах, создание систем разведки, системы пресечения воздушных терактов, закупок РЛС миллиметрового диапазона. Но пока нет необходимой законодательной базы», - сказал генерал-полковник Юрий Соловьев, комментируя проблему противодействия воздушному терроризму [4]. Ужесточены меры в аэропортах после недавнего теракта во Внуково. Процесс регистрации при посадке становится все более длительным и тщательным. Европейские СМИ вещают нам о том, что большинство европейцев готовы терпеть любые неудобства во имя безопасности. И мы привыкаем к этому. Осторожность и настороженность друг к другу становятся повседневной нормой.
Воздушный терроризм современного мира лишен идеологической подоплеки. Он разрознен по своим мотивам, но при этом крайне силен. Проблема воздушного терроризма уже давно стала глобальной, постепенно размывая грани между внутренним терроризмом и международным. Численность террористических группировок растет, их разрушающая деятельность становится все опаснее и активнее. Средства массовой коммуникации играют им на руку, нагнетая атмосферу страха в мировой общественности. Похоже, начинают сбываться самые мрачные прогнозы о том, что наше государство входит в новую полосу пиратства в воздухе.
Библиографические ссылки
1. Додолев Е., Леско М. Загадки 11 сентября, или 27засекреченных страниц //Огонёк. 2003. № 52.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации.
3. Интернет-ресурс Newsru.com.
4. Национальный портал «Россия - Антитеррор».
© Лыткина А. И., 2012
УДК 347.8
А. В. Любецкий Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРАВОВОЙ СТАТУС КОСМОНАВТОВ
Рассматриваются особенности правового статуса космонавтов, теории определения термина «космонавт», необходимые меры государств в отношении космонавтов, а также перспективы проблемы определения правового статуса космонавтов.
Как сказано в «Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства», космическое пространства не подлежит национальному присвоению. Государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем, находящимся на нем, во время их нахождения в космическом пространстве [1].
Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космосе и по возвращении на Землю. Все государства несут ответственность за деятельность своих граждан в космосе. Однако кем же с правовой точки зрения являются эти граждане?
В космосе, также как и на земле, действуют некоторые нормы права. Есть и стороны правоотношений. Чёткого описания или определения того, кто же такой космонавт, нет ни в одном законе мира. Конечно, есть различные определения, например, Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова даётся определение космонавта как "специалиста, совершающего полет в космическом пространстве". Однако, «космонавтов» не редко путают с «астронавтами» (в некоторых странах эти понятия объединены). Разъяснение даёт словарь Национального управления по воздухоплаванию
и исследованию космического пространства (НАС А): астронавты не обязательно должны слетать в космос, они могут просто участвовать в подготовительном процессе [2].
В различных международных актах (Соглашения о Луне, Конвенция о международной ответственности за ущерб объектам космоса, Договоры о космосе, Соглашения о деятельности государств в космосе, Договоры о деятельности государств при использовании космического пространства) можно также встретить такие термины как экспедиция, экипаж, член экипажа, человек, посланцы человечества. Но опять же, чёткого определения нет нигде. Похожая ситуация и в российском Законе РФ от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности» [3]. Но, пожалуй, главным документов, регулирующим права и обязанности космонавтов, является Кодекс поведения экипажей [4].
Обобщив вышеназванные документы, можно выделить следующие права и обязанности космонавтов. Итак, во время полета и послеполетной деятельности все члены экипажа должны беспрекословно выполнять приказы своего командира, медицинские рекомендации, а также Инструкции текущего полета. Необходимо также следить за правильной работой всего оборудования, к которым космонавты имеют доступ. Никакая собственность космической станции (или иного космического объекта) не может быть изменена
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
или изъята для личных целей, за исключением случаев, когда получено разрешение руководителя полета. Космонавтам запрещено каким-либо образом пользоваться своим «служебным положением» для личной выгоды. Например, для принуждения другого лица с целью получения любой выгоды для себя. Исполнение обязанностей космонавтов не рассматривается как средство достижения личной выгоды.
Члены экипажа должны придерживать такой линии поведения, которая поддерживает между всеми членами команды «гармоничные и слаженные отношения и соответствующий уровень взаимного доверия и уважения», учитывая возможные культурные и национальные различия участников. Космонавтам запрещается действовать таким образом, который бы отрицательно отражался на репутации и общественном мнении любой страны-партнера, сотрудничающий с космическим центром.
Но у космонавтов есть и свои права. Так, каждый космонавт может взять с собой в полёт какие-либо памятные сувениры (флаги, эмблемы и т. п.), имеющие небольшую ценность. Однако такие сувениры рассматриваются как балласт и подпадают под ограничение на вес дополнительного груза. При этом, личные вещи космонавта, необходимые для нормальной жизнедеятельности (например, часы) не рассматриваются как памятные сувениры и не подпадают под ограничение [5].
На космонавтов также распространяются Правила дисциплины, разработанные Международным комитетом по вопросам деятельности экипажей (МКВДЭ) и утверждаемые Многосторонним советом по координации (МСК). Эти дисциплинарные правила носят административный характер и применяются в случаях, когда космонавты нарушают нормативные акты,
регулирующие поведение космонавтов (включая Кодекс поведения экипажей). При этом данные правила не ограничивают права сотрудничающей организации применять соответствующие законы и положения, совместимые с межправительственными соглашениями и меморандумами [6].
Таким образом, можно сказать, что правовой статус космонавтов, к сожалению, чётко не определён. Более того, нет и чёткого определения того, кого именно считать «космонавтами». Но первые попытки перехода к единым стандартам уже есть. Это различные международные конвенции и соглашения, подписанные большинством космических держав.
Библиографические ссылки
1. Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1962 года (United Nations Office for Outer Space Affairs, GA Resolution 1962).
2. Ожегов С. И., Скворцов Л. В. Толковый словарь русского языка. М. : Оникс, 2008.
3. О космической деятельности : закон РФ от 20.08.1993 № 5663-1 (ред. от 21.11.2011).
4. Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран 1996 года (United Nations Office for Outer Space Affairs, GA Resolution 1996).
5. Бордунов В. Д., Марков В. Н. Космос. Земля. Право. М., 1998.
6. Ковалев Ф. Н., Чепров И. И. На пути к космическому праву. М., 2005.
© Любецкий А. В., 2012
УДК 34.069
А. В. Мальцева Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский федеральный университет, Красноярск
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕСМОТРА ЧИКАГСКОЙ КОНВЕНЦИИ
Данная статья посвящена проблемам правового регулирования перевозок в сфере воздушного законодательства, в частности, проблем конкуренции, безопасности, каботажа, вытекающих из несовершенства Конвенции о международной гражданской авиации.
Чикагская конвенция 1944 г., созданная для регулирования международной гражданской авиации, на сегодняшний день в условиях усиления глобализации и интернационализации политических и экономических связей не отвечает современной ситуации [1].
Так одной из проблем в рамках рассматриваемой темы является рост конкуренции в сфере международного воздушного транспорта, произошедший в последние десятилетия из-за либерализации государством рынка перевозок сначала в США и ЕС, а после и в Российской Федерации[2]. Ослабление регулирования деятельности авиакомпаний государством, предоставление им большей самостоятельности способ-
ствовало росту числа мелких частных фирм, чья конкурентная политика больше направлена на снижение цен или издержек эксплуатации, нежели на повышение качества. Использование устаревших моделей и моделей, не проходящих достаточной проверки на подтверждение годности к эксплуатации, подрывает безопасность, как на национальном рынке авиаперевозок, так и на международном. Свидетельством данной проблемы выступает одновременное увеличение пассажирооборота международных линий (в России на 14,7 % в 2011 г. по данным Росавиации) [3], с увеличением числа чрезвычайных ситуаций на авиационном транспорте (в 2011 г. увеличение в 1,8 раза по данным МЧС) [4]. Несмотря на то, что Чикагская