Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
2. Велихов Е. П., Сагдеев Р. Ж., Кокошин А. А. Космическое оружие: дилемма безопасности. М., 1986. С. 181.
3. Пентагон милитаризирует космос [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Око планеты». URL: http://oko-planet.su/politik/politikarm/184230-pen-tagon-militariziruet-kosmos.htmlii (дата обращения: 28.03.2014).
4. Мольц К. Ядерные испытания в космосе, договор о запрещении испытаний в трех средах и договор
об использовании космического пространства: уроки для сегодняшних политиков // Ракеты и космос. 2001. № 3.
5. Лата В., Мальцев В. Направления совершенствования и развития механизма международно-правового регулирования военно-космической деятельности // Ядерный контроль. 2001. № 6.
© Назмеева Д. И., 2014
УДК 669.713.7
В. А. Петров Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, Красноярск
ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗА БАГАЖА НА ВОЗДУШНОМ СУДНЕ
Ежедневно в мире происходят тысячи авиарейсов. Человек, осуществляя перелет в воздухе, также сталкивается с законом и нормами, которые установлены воздушным кодексом, федеральными законами и правилами каждой авиакомпаний. Чтобы не произошло каких либо недоразумений в процессе перевоза багажа на воздушном судне, заранее нужно подготовится перед авиарейсом, чтобы быть в курсе, что является предметом перевозки, а что нет и в каких количествах. Именно этим вопросам посвящена данная статья.
Статья 102 пункт 1 Воздушного кодекса РФ закрепляет: Перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами [1].
Говоря о допустимом весе багажа в самолете, можно выделить 2 системы (во всем мире): весовая система и система количества мест. Первая система характерна для рейсов СНГ и Азии, где установлена нормы бесплатного провоза багажа: 20 кг на 1 пассажира в эконом классе, 30 кг на одного пассажира в бизнес классе, 10 кг на ребенка до 2 лет. Вторая же система характерна для США и Канады (так же с каждым годом все больше перевозчиков Европы переходят на эту систему), где пассажир имеет право провести багаж, который занимает 1 место и весом не более 23 кг в эконом классе и 2 места для багажа, каждое весом не более 32 кг в бизнес классе.
Если ваш багаж не соответствует допустимым нормам по весу или габаритам, то его можно оформить как негабаритный багаж (музыкальные инструменты, спортивный инвентарь). Для провоза такого багажа необходимо предварительно согласовать данный вопрос с перевозчиком. Провоз такого багажа не является бесплатным, он будет оплачиваться по отдельным тарифам для сверхнормативного багажа.
В перечень запрещенных предметов для перевозки на воздушном судне входят следующие предметы: взрывчатые и иллюминирующие вещества (порох, патроны, в том числе к газовому и охотничьему оружию), сжатые и сжиженные газы. В том числе газовые баллончики с наполнением нервно - паралитического и слезоточивого воздействия, легковоспламеняющие-
ся жидкости, воспламеняющиеся твердые вещества, окисляющиеся вещества и органические перекиси, токсичные вещества, радиоактивные материалы, едкие и коррозирующие вещества, ядовитые и отравляющие вещества в жидком или твердом состоянии, упакованные в любую тару.
Перевозка оружия на воздушных судах осуществляется в соответствии с законодательством РФ (статья 113 Воздушного Кодекса РФ), а именно: «перевозка и транспортирование оружия воздушным, железнодорожным, водным, автомобильным и другими видами транспорта производятся под вооруженной охраной с оформлением соответствующих документов установленного образца, форма и порядок ведения которых определяются нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций». (Постановление от 15 октября 1997 г. № 1314 «Об утверждении правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях») [2].
Часто люди сталкиваются с проблемой, когда вес их багажа выходит за рамки допустимого, и они считают, что это ущемляет их права. Это связано с тем, что на сегодняшний день довольно большое количество людей не грамотны в этих вопросах, в силу своей неосведомленности.
Не стоит забывать, что здесь играют такие факторы как: класс, в котором человек будет лететь, размеры багажа, содержимое багажа.
Перед тем как осуществить покупку билета на самолет, каждый человек должен ознакомится с правилами транспортировки багажа, так как у каждой компании свои особенности. Это значительно сократит процент конфликтов между клиентом и авиакомпанией.
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
Библиографические ссылки
1. Воздушный кодекс РФ, одобренный от 5 марта 1997 года.
2. Об утверждении правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патро-
нов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях : Постановление от 15 октября 1997 г. № 1314.
© Петров В. А., 2014
УДК 669.713.7
Т. Р. Пилипчук Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, Красноярск
ВОЗДУШНЫЙ ТЕРРОРИЗМ
Целью настоящей статьи является постановка комплексной проблемы противодействия именно воздушному терроризму, которая является, по мнению авторов, «белым пятном» на карте безопасности важных объектов как в России, так и в других государствах. Терроризм - политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. Terror - страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение» [1].
Одной из форм проявления терроризма является воздушный терроризм - угон воздушного судна или иное преступное вмешательство в деятельность гражданской авиации.
Воздушный терроризм — это крайняя форма терроризма. Он страшен жертвами тысячей случайных людей, паникой, страхом незащищенности и народными волнениями, которые оказывают огромное влияние на международные отношения. В современной России проблема воздушного терроризма насущна и требует огромных вложений средств и сил для ее устранения.
Он страшен тем, что наносит тяжелейший урон. Его характерной чертой является закрытое пространство воздушного судна, которое не позволяет проводить немедленные операции по освобождению заложников, что часто приводит к их неминуемой гибели. В результате воздушного террористического акта могут пострадать тысячи случайных людей. Психологическое воздействие на общество, приносимое актами терроризма, в том числе и воздушного, настолько велико, что вызывают панику, страх незащищенности и могут спровоцировать народные волнения, оказывая огромное влияние на международные отношения.
Терроризм постепенно приобретает характер одной из глобальных проблем человечества, так как посягает на наиболее значимые государственные и общечеловеческие ценности. Поэтому современная политика борьбы с терроризмом заставляют по-новому оценивать вопросы национальной безопасности и международного сотрудничества в этой сфере.
Рассматривая проблему возникновения воздушного терроризма, мы остановились на двух ключевых моментах. Во-первых, угон самолетов с пассажирами на борту и последующим выдвижением политических или иных требований в обмен на жизнь заложников может быть основан на идеологических мотивах террористов.
Во-вторых, использование самолетов как оружия, когда угрозе уничтожения подвергаются важные объекты государства - это отличная разрушительная
ударная сила. Большинство угонов до 2001 года имели целью предъявление требований к властям страны. Но с момента разрушения Всемирного торгового центра каждый воздушный теракт рассматривается как потенциальный акт террориста-смертника. В результате правительства многих стран готовы отдать приказ сбить угнанный самолет, чтобы предотвратить еще большие жертвы. Поэтому в случае теракта экипаж и пассажиры подвергаются еще большему риску.
Рассматривая историю проявления данного вида терроризма можно остановиться на том, что первая попытка захвата воздушного транспорта произошла 25 октября 1958 года в период существования СССР. Это была попытка захвата двумя преступниками самолета Ан-2 в аэропорту Новые Кресты (в Якутии). В дальнейшем масштабы воздушного терроризма росли. В еще период существования СССР произошло 283 случая актов терроризма с воздушным транспортом: 15 попыток захвата, 5 случаев угона воздушного судна за границу и 263 случая угроз в адрес гражданской авиации [3]. После распада СССР ситуация стала еще острее, число террористических актов удвоилось по сравнению с советским периодом. С 2000-х годов тенденция к росту терроризма в воздухе пошла на убыль. Рассмотрев терминологию и историю такого противоправного деяния как воздушный терроризм, обратимся к нормативному регулированию борьбы с ним и проблемам в этой области. В Конституции РФ нет прямого регулирования борьбы с воздушным терроризмом. Зато она ставит по свою охрану следующие объекты террористической активности, которые могут стать таковыми при захвате воздушного судна:
1) жизнь человека и гражданина (ст. 20);
2) здоровье человека и гражданина (часть 2 ст. 21): никто не должен подвергаться насилию [1, ст. 21];
3) свободу человека и гражданина (ст. 22) [2].
Уголовный кодекс РФ уже более четко регулирует
данную проблему. На нее в первую очередь направлены сразу 2 статьи:
1. Ст. 206 (Захват заложника) - при угоне судна обычный метод достижения своих целей террористами.