НизовцеваЛ.А.Педагогическаяпрактикав^одгоговке^овременного^чителя...
УДК 37091.3:378
НИЗОВЦЕВА Лидия Алексеевна, доцент кафедры педагогики и психологии детства института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 35 научных публикаций, в т. ч. одной монографии, двух учебных пособий
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯНАЧАЛьНЫХКЛАССОВ:
ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье раскрываются особенности профессиональной подготовки учителей начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов и современных моделей обучения в аспекте организации педагогической практики. Представлены виды педагогических практик и формы взаимодействия вуза и образовательных учреждений в научно-методическом обеспечении образовательного процесса. Рассматриваются проблемы подготовки к профессиональной деятельности будущих учителей начальной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Обосновываются новые подходы к организации педагогической практики, обеспечивающие овладение студентами способами подготовки к уроку, организации деятельности младших школьников на уроке, дается характеристика компетентного учителя, ориентированного на развитие личности школьника, способного эффективно использовать упражнения учебника для развития интеллектуальных умений учащихся. Анализируются новые интерактивные формы занятий со студентами, а также условия достижения основных результатов обучения в начальном общем образовании. Рассматривается система взаимоотношений «преподаватель-студент-учитель», обеспечивающая овладение студентами необходимыми педагогическими и методическими умениями для успешной профессиональной деятельности. Раскрыто значение научно-практических конференций, в ходе которых рассматриваются проблемы подготовки и профессионального развития педагога в условиях образовательных инноваций, проблемы формирования универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников, использование информационных и коммуникативных технологий при обучении младших школьников, педагогические и методические аспекты обучения младших школьников для становления будущих учителей как профессионалов. Охарактеризованы основное содержание и тематика выступлений участников конференций. Обозначены перспективы в совершенствовании подготовки учителей начальных классов в аспекте педагогической практики.
Ключевые слова: профессиональная подготовка учителя, педагогическая практика, результативность обучения младших школьников, взаимодействие вуза и образовательных учреждений.
© Низовцева Л.А., 2015
153
ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего формирование такой компетенции, как умение учиться. Важным становится не только само усвоение знаний, но и способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Изменение приоритетов и целей начального образования (воспитание и развитие личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности), внесение дополнений в его содержание требуют переработки содержания профессиональной подготовки учителей начальных классов. В этой связи в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сформулированы требования к подготовке педагога: общеобразовательные, профессиональные и предметные. Принципиальное значение приобретает то, как спланирована и организована педагогическая практика, являющаяся важнейшим фактором в формировании личности будущего учителя.
В условиях становления новых образовательных систем и современных моделей начальной школе необходим учитель, не только в совершенстве знающий свой предмет, но и способный организовать учебную деятельность учащихся, направленную на развитие личности ученика, его ключевых компетенций.
В новом стандарте начальная школа характеризуется как особый этап в жизни ребенка, связанный с изменением ведущей деятельности, освоением новой социальной позиции. Обучение и воспитание учащихся начальной школы строятся с учетом самоценности первого звена системы образования как фундамента всего последующего обучения [1].
Представляется, что одной из важных идей в освоении новой социальной позиции младших школьников может быть направленность процесса обучения на формирование у них познавательной активности. Система организации такой работы нашла отражение в современных учебниках для начальной школы. Эта система
предполагает выполнение заданий частично-поискового, творческого характера, процесс работы над такими заданиями может быть связан с догадкой, опирающейся на опыт ребенка, на ранее усвоенные им знания.
При выполнении проблемных заданий ученик прежде всего включается в деятельность, в процессе которой у него возникает потребность в усвоении нового знания, и он сам или с помощью учителя «открывает» их. Необходимым условием выполнения этих заданий является активное использование учащимися приемов умственной деятельности. Выполняя мотивационную функцию, проблемные задания на этапе изучения нового материала позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовив учащихся к усвоению нового понятия, и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания.
Ведущим средством организации учебной деятельности, направленной на процесс «открытия» каждым учеником конкретного знания, является отбор наиболее эффективных методов обучения младших школьников, методологической основой этого отбора является концепция непрерывного образования, ориентирующая на формирование высокого уровня мастерства учителя начальных классов, его интеллектуального развития и творческого потенциала. Приоритет в процессе обучения отдается сотрудничеству учителя с учащимися, познавательной активности и самостоятельности младших школьников [2].
Для того чтобы выпускник педагогического вуза был готов к работе в начальной школе в соответствии с требованиями нового стандарта, необходимо организовать педагогическую практику таким образом, чтобы в ходе ее студенты овладевали способами подготовки к уроку, организации деятельности школьников на уроке, взаимодействия с учащимися, способами отбора имеющихся в учебнике упражнений. Кроме того, реализуемые в начальной школе учебно-методические комплекты требуют от учителя перехода от информационно-объяснительной технологии обучения к системно-деятельностной, форми-
154
НизовцеваЛ.А.Педагогическаяпрактикав^одготовке^овременного^чителя...
рующей широкий спектр личностных качеств ребенка. К овладению указанной технологией в ходе педагогической практики студентов стимулирует и сам современный учебный процесс, который строится с учетом особенностей усвоения материала детьми младшего школьного возраста и психологическими особенностями учащихся. От того, насколько компетентен будущий учитель, зависит эффективность его работы, результативность обучения в целом.
Компетентность профессионала в области образования приобретает все большее значение также и в связи с возникновением новых форм предъявления и преобразования информации, с возрастающим уровнем запросов, которые предъявляются современным обществом. Кроме того, педагогическая компетентность рассматривается как интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность выполнять педагогические функции, она является одним из субъективных факторов продуктивной деятельности учителя.
Компетентный учитель, ориентированный на личность школьника, способен преобразовывать и конструировать упражнения учебников, которые являются одним из эффективных средств перевода учащихся с одного уровня усвоения материала и развития интеллектуальных умений на другой, более высокий, адекватный искомым конечным результатам. Таким образом, одним из важных условий успешного решения поставленных задач являются сформированные профессиональные умения педагога.
Подготовка современных учителей начальной школы в институте педагогики и психологии осуществляется в условиях бакалавриата и магистратуры. Она направлена на достижение основных результатов начального образования:
- формирование у учащихся системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения и желания учиться (способность к самоорганизации с целью решения учебных задач);
- развитие основных сфер личности учащихся - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
В аспекте заявленных выше проблем большая и плодотворная работа ведется на кафедре педагогики и психологии детства (заведующая кафедрой - кандидат психологических наук, доцент И.Г. Маракушина) в институте педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
Преподавателями кафедр разработан комплекс программ педагогических практик по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование», в котором представлена система работы, определены цели, задачи, содержание, особенности организации каждого вида педагогической практики.
В каждую программу включены диагностические методики изучения развития ребенка, схемы анализа урока, различных педагогических ситуаций, методические рекомендации к подготовке уроков и внеурочных занятий, требования к оформлению отчетной документации. Комплекс программ включает различные виды педагогических практик.
1. «Ознакомительная педагогическая практика» (3 семестр, 1 неделя).
2. «Педагогическая практика по воспитательной работе с младшими школьниками» (3 семестр, 1 неделя).
3. «Педагогическая практика наблюдения первых дней ребенка в школе» (4 семестр, 1 неделя).
4. «Летняя педагогическая практика» (4 семестр, 3 недели).
5. «Педагогическая практика проведения первых уроков» (6 семестр, 1 неделя).
6. «Методическая педагогическая практика» (8 семестр, 3 недели).
7. Педагогическая практика «Первые дни ребенка в школе» (9 семестр, 1 неделя).
8. «Предквалификационная педагогическая практика» (10 семестр, 7 недель).
Кроме перечисленных видов педагогической практики в эту структуру входит практикум по методикам начального обучения (3 курс),
155
ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
содержание которого определено следующими особенностями: обеспечение связи с соответствующими курсами методик; формирование умений проектировать урок с учетом состава класса; реализация в уроке планируемых результатов обучения (личностных, метапредметных и предметных).
Формирование у студентов умения проектировать урок с учетом достижения основных результатов обучения в ходе практикума осуществляется поэтапно: посещение и анализ уроков; освоение (на практическом уровне) компонентов урока; коллективное проектирование урока с участием преподавателя; проведение и анализ уроков.
Целесообразность включения такого практикума подтверждает его эффективность в профессиональной подготовке будущего учителя, помогает овладению новыми формами учебного взаимодействия (поиск способов действия, наблюдения за объектами природы, математическими объектами, языковыми единицами и т. д.); обеспечивает организацию совместной деятельности по «открытию» нового знания.
На углубление и расширение профессиональной подготовки учителя начальных классов направлены и три дополнительных профиля: «Дошкольное образование», «Социальный педагог», «Английский язык», которые реализуются в институте педагогики и психологии. Педагогическая практика по второму профилю проводится на 4-м курсе (1 неделя) и на 5-м курсе (3 недели).
Анализ результатов всех видов педагогической практики показывает, что студенты осознают роль учителя в обучении младших школьников, направленном на обеспечение достижения новых целей образования - развитие личности школьника на основе овладения учебной деятельностью.
Организуя педагогическую практику, коллектив преподавателей стремится обеспечить подготовку каждого студента к работе в начальной школе в соответствии с новым стандартом, в котором сформулировано, каким дол-
жен быть современный учитель. Во-первых, это профессионал, который:
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
- инициирует самостоятельные действия учащихся;
- корректирует их действия;
- ищет способы включить в работу каждого ученика.
Во-вторых, это воспитатель, который:
- создает условия для приобретения детьми жизненного опыта;
- является «соучастником» образовательновоспитательного процесса.
Инновационность стандарта второго поколения, как отмечает А.М. Кондаков, выражается в системно-деятельностном подходе к обучению, который реализуется через формирование универсальных учебных действий, что обусловило появление нового для нашей системы образования термина «планируемые результаты обучения»; на них сегодня при проектировании своей педагогической деятельности должен ориентироваться учитель [3].
Организуя педагогическую практику, коллектив преподавателей стремится обеспечить творческий характер подготовки каждого студента, обладающего такими качествами, как инновационность - способность, подготовленность к внедрению и распространению новых образовательных технологий (дидактических систем), средств, форм и методик обучения; креативность - способность к созданию и решению проблемных ситуаций, созданию новых приемов и сочетанию методов обучения; рефлексивность - умение оценивать эффективность своей деятельности, делать самоанализ.
Преподаватели кафедр используют новые интерактивные формы занятий со студентами: мультимедийные презентации; информационно-обучающие программы, позволяющие моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем; интерактивные доски, обеспечивающие повышение эффективности учебного процесса. В работе кафедр усиливается направленность на участие студентов
156
НизовцеваЛ.А.Педагогическаяпрактикав^одготовке^овременного^чителя...
в исследовательской деятельности при изучении всех дисциплин учебного плана.
Качественная подготовка современного учителя начальных классов в период педагогической практики была бы невозможна без тесного взаимодействия с образовательными учреждениями города и региона. В институте педагогики и психологии существует постоянно действующий семинар в форме круглого стола «Подготовка учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС в школе и вузе». В его работе принимают активное участие завучи и учителя начальных классов базовых школ.
На заседаниях круглого стола учителя и преподаватели вуза обсуждают проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения различных учебных предметов, пути достижения предметных результатов обучения младших школьников в свете требований ФГОС, особенности организации педагогической практики у студентов бакалавриата.
В ходе дискуссий происходит совместный поиск новых путей подготовки учителей начальных классов, реализации ФГОС при обучении математике, русскому языку, литературному чтению. Хочется отметить стабильно высокую оценку подготовки студентов, обучающихся по профилю «Начальное образование», которую дают педагоги-практики. Учителя подчеркивают, что студенты умеют проектировать, проводить и анализировать уроки; проявляют способность видеть и использовать развивающий потенциал учебного материала, осознают, что обучение младших школьников на современном этапе развития школьного образования должно строиться не на передаче ребенку определенных знаний и формирования умений, а на развитии самостоятельной деятельности; владеют основами профессионального мастерства учителя начальных классов, представляющими собой синтез необходимого уровня знаний научных основ предметов, изучаемых в начальной школе, желания обучать своих учеников и умения это делать; применяют компьютерные программы (презентации, информационно-обучающие,
тестирующие), что активизирует познавательную деятельность учащихся, дает возможность выстраивать рассмотрение вопроса программы логично и последовательно, обращаться не только к текущему материалу, но и повторять ранее изученный материал, помогает ученикам лучше осознавать изучаемый материал, более глубоко проникать в суть изучаемых вопросов.
Таким образом, сложившаяся система взаимоотношений «преподаватель-студент-учитель» свидетельствует о том, что студенты, будущие учителя начальных классов, имеют все возможности овладеть необходимыми педагогическими умениями для успешной профессиональной деятельности.
Система организации педагогической практики показала, что у студентов формируется потребность в творчестве; открытость новому знанию, опыту; готовность к самообразованию; умение оценивать ситуацию и находить оптимальное решение, самостоятельно ставить цель, планировать и прогнозировать свою деятельность и деятельность учащихся; понимание того, что заинтересованное, комфортное состояние ребенка при выполнении учебных заданий обеспечивается в том случае, если трудности, которые возникают в процессе деятельности, оказываются преодоленными, а поставленная цель достигнутой.
Организация взаимоотношений «препода-ватель-студент-учитель» в институте педагогики и психологии осуществляется и в научном аспекте. А именно: ежегодно проводится научно-практическая конференция «Инновационные процессы в современном образовании: опыт и перспективы». В ходе конференции рассматриваются проблемы подготовки и профессионального развития педагога в условиях образовательных инноваций, проблемы формирования универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) при обучении младших школьников, педагогические и методические аспекты обучения младших школьников и др.
157
ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Учителя выступают с презентациями видеофрагментов уроков, делятся опытом по проведению уроков с наглядной компьютерной демонстрацией, помогающей учащимся лучше овладевать материалом, более глубоко проникать в суть изучаемых вопросов. В выступлениях заместителей директоров по учебной работе на секциях конференции подчеркивается, что учитель начальных классов не только обучает предметам (математике, русскому языку, естествознанию), развивает и воспитывает младших школьников, но и формирует умение учиться. Участниками ежегодной научно-прак-
тической конференции являются в т. ч. и студенты, знакомящиеся с инновационной деятельностью тех педагогов, к которым приходят на практику в школы.
Таким образом, на наш взгляд, перспективами в совершенствовании подготовки учителей начальных классов в аспекте педагогической практики является углубление взаимодействия между вузом и базовыми образовательными учреждениями по разным направлениям: практическое взаимодействие, обмен опытом и сотрудничество в научно-методическом обеспечении образовательного процесса.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. М., 2011. 33 с.
2. Низовцева Л.А. Методика преподавания математики в начальной школе (региональный компонент): учеб. пособие. Архангельск, 2009.
3. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Нач. шк. 2009. № 9. С. 3-25.
References
1. Federal State Primary Education Standard: Amended as of 2011. Moscow, 2011. 33 p. (in Russian).
2. Nizovtseva L.A. Metodika prepodavaniya matematiki v nachal’noy shkole (regional’nyy komponent) [Methods of Teaching Mathematics in Primary School (Regional Component)]. Arkhangelsk, 2009.
3. Implementation of the Second Generation Federal State Educational Standard. Nachal’naya shkola, 2009, no. 9, pp. 3-25 (in Russian).
Nizovtseva Lidiya Alekseevna
Institute of Pedagogics and Psychology, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
(Arkhangelsk, Russia)
STUDENT TEACHING IN PRIMARY SCHOOL TEACHER EDUCATION: EXPERIENCE, PROBLEMS AND PROSPECTS
The article dwells on primary school teacher education in the context of new educational standards and learning models in terms of organizing student teaching. Further, it names the types of student teaching and the forms of cooperation between school and university to provide academic and methodological support for teachers. The problems of primary school teacher education are viewed in the light of the Federal State Primary Education Standard. The author describes new approaches to teaching interns
158
НизовцеваЛ.А.Педагогическаяпрактикав^одготовке^овременного^чителя...
how to prepare for the lesson and arrange classroom activities of primary school children. In addition, the paper dwells on the notion of competent teacher seeking to develop pupils’ personality and able to effectively use textbook exercises to cultivate their intellectual abilities. The article analyzes new forms of interactive lessons and the conditions for achieving key aims of primary education. Further, the “professor-student-teacher” relations, providing students with the necessary teaching and methodological skills, are studied. The author highlights the importance of scientific conferences discussing various issues of training and professional development of teachers in the context of teaching innovations, the formation of universal learning actions at the lessons, the use of information and communication technologies as well as pedagogical and methodological aspects of teaching primary school children. In addition, the main content and topics of the participants’ reports are described. Finally, prospects for better training of primary school teachers in terms of student teaching are suggested.
Keywords: teacher training, student teaching, learning outcomes of primary school children, interaction between school and university.
Контактная информация: адрес: 163000, г. Архангельск, просп. Ленинградский, д. 40;
e-mail: l.a.nizov@rambler.ru
159