М.В. НИКОЛАЕВА (Волгоград)
подготовка педагога к РЕАЛИЗАЦИИ федерального государственного образовательного стандарта начального общего
ОБРАЗОВАНИЯ
Дается характеристика направления совершенствования содержания, форм организации учебнопрофессиональной деятельности студента - будущего учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки в вузе в условиях введения в массовую педагогическую практику образовательного стандарта начального образования второго поколения.
Ключевые слова: образовательный стандарт начального образования, деятельностный метод обучения, творческая активность.
Совершенствование системы начального образования в России в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения направлено на решение важнейших задач в обучении и воспитании младшего школьника [1]. Основной причиной трудностей в осуществлении намеченных изменений в начальной школе, на наш взгляд, может явиться психологическая, теоретико-методологическая и методическая неготовность учителей к реализации личностно-развивающей парадигмы обучения в массовой начальной школе.
Ключевой идеей изменений в системе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в вузе, на наш взгляд, должно стать овладение будущим педагогом опытом решения профессиональных задач в современной начальной школе, т.е. опытом:
- реализации деятельностного метода в начальной школе как приоритетного метода в обучении и воспитании личности младшего школьника;
- управления развитием личности младшего школьника через формирование у него универсальных учебных действий и оказания педагогической поддержки;
- организации пространства духовнонравственного развития младших школьников средствами учебной и внеучебной деятельности;
- самоопределения, самовыражения и самореализации в самостоятельной профессиональной деятельности.
Введение нового образовательного стандарта является сложным и многоплановым процессом. Важнейшими факторами, обеспечивающими его успешность, выступают системность подготовки педагога к его введению и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения образовательного стандарта.
В результате проведенных нами исследований в научно-исследовательской лаборатории «Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов» при Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (ВГПУ) были выделены пути совершенствования профессиональной подготовки педагога к реализации ФГОС НОО второго поколения. Рассмотрим направления деятельности кафедры педагогики и психологии начального образования ВГСПУ по подготовке будущего учителя начальных классов к реализации образовательного стандарта начального образования:
1. Совершенствование содержания образовательных стратегий и технологий профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов согласно требованиям образовательного стандарта начального образования к личности и профессиональной деятельности учителя начальных классов. Согласно ФГОС НОО образования второго поколения, в основе обучения и воспитания младших школьников должно находиться сознательное принятие базовых ценностей (гражданственность, социальная солидарность, труд, искусство, здоровье и др.), которые не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности, а пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Однако сам по себе уклад школьной жизни формален. Придать ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу способен педагог. Решающими факторами обучения, обеспечивающими развитие личности младшего школьника, являются личность учителя, его позиция по отношению к ребенку. В условиях реализации ФГОС НОО второго поколения учителю предстоит проявить следующие позиции в профессиональной деятельности:
© Николаева М.В., 2012
учителя-профессионала (демонстрирует культурные образцы действий, инициирует пробные действия детей, консультирует, корректирует действия, ищет способы включить в работу каждого); воспитателя (создает условия для приобретения детьми жизненного опыта, самостоятельной выработки жизненных ценностей); педагогической поддержки (оказывает адресную помощь ребенку, не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать) [2]. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо в процессе профессиональной подготовки учителя начальных классов создать организационно-педагогические и психологические условия для овладения будущими педагогами опытом управления индивидуальным развитием личности младшего школьника.
В содержание психолого-педагогических дисциплин были включены теоретикометодологические аспекты образовательного стандарта начального образования и конкретные практические вопросы реализации стандарта в начальной школе (формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами учебных предметов; проектирование современного урока; разработка рабочих программ по предметам; составление и использование контрольноизмерительных материалов для оценки предметных и мониторинга метапредметных результатов начального образования, разработка программ внеурочной деятельности, организации краеведческой деятельности). В условиях внедрения в практику начального образования ФГОС НОО второго поколения, методологическими основаниями которого выступают системно-деятельностный, аксиологический и развивающий научные подходы, необходима разработка образовательных стратегий и технологий, способствовующих овладению будущими педагогами опытом деятельностного метода обучения школьников, опытом творческой деятельности.
В рамках деятельности научно-исследовательской лаборатории «личностнопрофессиональное развитие учителя» при ВГСПУ разрабатываются и апробируются субъектно-деятельностные технологии обучения студентов:
- технология организации учебного процесса в деятельностной парадигме, направленная на овладение будущими педагогами опытом проектирования учебной деятельности учащихся, в условиях внедрения ФГОС НОО второго поколения важно сделать акцент на овладении будущими педагогами опытом
тематического планирования учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса; проектирования «учебных ситуаций»; организации работы обучающихся в группах и парах, в мобильных группах, оказания индивидуальной поддержки детям, организации проектной деятельности; осуществления оценочной деятельности;
- технология стимулирования эмоциональной активности студентов в учебном процессе, способствующая развитию позитивного самоотношения, овладению опытом регуляции собственной эмоциональной сферы, осознанию своих переживаний по поводу собственной компетентности в профессиии;
- технология стимулирования творческой активности будущего учителя, стержневым направлением которой является рефлексивно-инновационный метод обучения, предполагающий включение студента в деятельность по освоению и использованию вариативных моделей и технологий образования, по созданию собственных микротехнологий обучения и воспитания школьников.
В ходе обучения студентов организовывались практические занятия в опорных школах кафедры для изучения опыта реализации стандарта начального образования; проводились мастер-классы педагогов по следующим темам: «Технологии оценки планируемых результатов в условиях реализации стандарта начального образования», «Проектирование основной образовательной программы общеобразовательного учреждения», «Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами учебных предметов», «Современный урок». Для студентов 4 - 5-х курсов осуществлялось факультативное обучение по следующим темам: «Духовно-нравственное воспитание в начальной школе», «Методологические и методические основы реализации стандарта начального образования».
2. Создание информационного обеспечения введения образовательного стандарта начального образования по вопросам выбора и использования вариативных учебнометодических комплектов. В Волгограде и Волгоградской области для учителей начальных классов, преподавателей, студентов проводятся совместно с ведущими российскими издательствами («Просвещение», «В ентанаГ раф», «Академкнига/учебник»,
«Баласс») научно-практические семинары с авторами учебников по начальной школе по
основным аспектам реализации стандарта начального образования. Организовано участие студентов, преподавателей в вебинарах «Начинаем работать по новым стандартам» с авторскими коллективами образовательной системы «Школа 2100», научного Центра «Школа 2000».
3. Организация опытно-экспериментальной работы по исследованию отдельных аспектов реализации образовательного стандарта начального образования второго поколения. Преподаватели кафедры педагогики и психологии начального образования осуществляют научное руководство региональными экспериментальными площадками («Проектирование информационной образовательной среды в условиях реализации ФГОС начального образования (в рамках реализации системы развивающего обучения Л.В. Зан-кова)», «Развитие личностной культуры ученика и педагога в условиях реализации стандарта начального образования»); кураторство педагогов школ, участвующих в федеральном эксперименте по теме «Механизмы реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон». В рамках деятельности опытно-экспериментальных площадок студенты имеют возможность выполнять курсовые и выпускные квалификационные работы.
4. Организация широкой разъяснительной работы среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах образовательного стандарта начального образования, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. Сотрудники кафедры проводят тематические лекции, встречи, родительские собрания, консультации для педагогов, родителей по вопросам реализации стандарта начального образования.
5. Стимулирование творческой активности студентов - будущих учителей начальных классов в рамках организации конкурсов научно-исследовательских работ и проектов. Ежегодно преподаватели и студенты кафедры педагогики и психологии начального образования участвуют в организации регионального ученического марафона по системе развивающего обучения Л.В. Занкова; регионального конкурса творческих работ педагогов, обучающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова; регионального ученического марафона по образовательной программе «Школа 2100»; областного конкурса творческих работ и исследовательских проектов в рамках ежегодного Международного студенческого форума.
6. Повышение квалификации преподавателей. Проводятся семинары, научнопрактические конференции, направленные на обсуждение опыта, проблем реализации стандарта начального общего образования; кафедра сотрудничает с ведущими российскими научными центрами по начальному образованию, с образовательными учреждениями, учреждениями профессионального образования, участвует в конкурсах научных программ, грантов, проектов федерального и регионального уровней. Важно отметить, что обеспечение повышения качества профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования в условиях введения ФГОС НОО второго поколения предусматривает моделирование целевой, содержательной и технологической базы научно-исследовательских проектов и коррекционно-развивающих практических разработок в системе высшего педагогического образования; создание системы учебных курсов по теоретическим и прикладным вопросам начального образования, по основам профессионального саморазвития учителя начальных классов на различных уровнях его профессионального становления. Необходимо привести содержание профессиональной подготовки учителя начальных классов в соответствие со стандартом начального общего образования второго поколения, целями и задачами духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, стратегическими целями и задачами развития общества и государства, а также следует разработать модель профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования на основе требований стандарта начального общего и профессионального педагогического образования, современных задач образовательной политики.
Литература
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. М. : Просвещение, 2010.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурмен-ская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмо-лова. М. : Просвещение, 2010.
3. Николаева М.В. Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов в системе высшего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2011. № 8 (62). С. 57 - 68.
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2-е изд. М. : Просвещение, 2010. Ч. 1.
Training of a teacher for implementation of the federal educational standard of primary education
There are characterized the directions of improving the contents, forms of educational and professional work of a student - future primary school teacher in the process of professional training at a higher school in the conditions of the new educational standard of the second generation implementation.
Key words: educational standard of primary education, activity method of education, creative active work.
А.А. СУЧШИн (Волгоград)
идеалы пьера де кубертена и современное олимпийское
ДВИЖЕНИЕ
Раскрываются противоречия, заложенные в организацию Олимпийских игр Олимпийской хартией, которая базируется на принципах, сформулированных Пьером де Кубертеном. Рассматривается тенденция сближения любительского (олимпийского) и профессионального спорта.
Ключевые слова: Олимпийские игры, Международный олимпийский комитет, Олимпийская хартия.
Олимпийская хартия - это сборник уставных документов Международного олимпийского комитета, свод законов и правил, которыми руководствуется олимпийское движение и на основе которых оно превратилось в массовое и самое популярное общественное движение современности. Впервые основы Олимпийской хартии, предложенные Пьером де Кубертеном, были приняты в 1894 г. Международным атлетическим конгрессом, провозгласившим возрождение современных Олимпийских игр. Впоследствии в Олимпийскую хар-
тию были внесены некоторые дополнения, уточнения, составлены официальные разъяснения. В период с 1972-го по 1978 г. она называлась «Олимпийские правила», но при этом главные положения, разработанные Пьером де Кубертеном, выдержали испытание временем и служат основой ныне действующей Олимпийской хартии, ставшей своего рода олимпийской конституцией.
Демократические преобразования в мире, открытость научных исследований позволили ряду видных ученых (Д. Милер, 1995; В. Платонов, 1994; Р. Пилоян, 1996; В. Родиченко, 1998, 2004; В. Столяров, 1998 и др.) с новых позиций подвергнуть анализу Олимпийскую хартию, выявить ряд противоречий, заложенных Пьером де Кубертеном и его последователями.
1. Стремление изолировать олимпийское движение от государств, спортсмены которых в нем участвуют. «Олимпийские игры являются соревнованиями между спортсменами в индивидуальных или командных видах, а не между странами. Они объединяют спортсменов, которых НОК отобрали для этой цели» [1, гл. I, п. 9. 1]. Вместе с этим в протоколе о церемонии награждения записано: «На центральной мачте поднимается флаг делегации страны-победителя, а флаги стран второго и третьего призеров поднимаются на соседних мачтах. Во время исполнения Государственного гимна в честь победителя все три медалиста стоят лицом к флагам».
Стремление изолировать от государства олимпийское движение можно объяснить позицией Пьера де Кубертена, его религиозно-политическими взглядами, философскими убеждениями, противостоящими государственно-бюрократической системе начала ХХ в.
Однако без контактов с правительствами государств современное олимпийское движение невозможно, поэтому и Национальные олимпийские комитеты (НОК), и Международный олимпийский комитет (МОК) постоянно обращаются за помощью к правительствам государств для решения вопросов финансирования подготовки спортсменов, строительства спортивных сооружений и др. Данное противоречие породило челночную дипломатию президентов МОК, старающихся сгладить постоянно возникающие разногласия (в основном по политическим и экономическим вопросам).
© Сучилин A.A., 2012