УДК 378.02: 069.016
Е. П. Мандебура, Т. М. Стручаева
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к музейно-педагогической деятельности. Представлена модель формирования готовности будущих учителей к использованию средств музейной педагогики в образовании младших школьников. Раскрыты основные содержательные компоненты модели.
Ключевые слова: музейная педагогика, учитель начальных классов, профессиональная подготовка, модель формирования готовности учителей начальных классов, компоненты готовности.
Модернизация отечественного образования и усиление роли музея в жизни современного общества заставляют по-новому переосмыслить отношение к культурному наследию, накопленному человечеством, и сформировать у подрастающего поколения потребность в общении с ним. Эта задача успешно решается в рамках нового направления педагогики - музейной педагогики, которая рассматривает обучение и воспитание учащихся на музейном материале и подготовку в связи с этим специалистов, способных решать педагогические задачи взаимодействия музейной среды и образовательного учреждения.
В профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов музейной педагогике, к сожалению, не уделяется достаточного времени. Это не позволяет педагогу начального звена грамотно организовать взаимодействие детей с культурно-образовательной средой музея, а также квалифицированно использовать средства музейной педагогики в учебно-воспитательном процессе.
В связи с этим в экспериментальном обучении студентов педагогического факультета Белгородского государственного университета (направление подготовки бакалавров 050700.62 «Педагогика», профессионально-образовательный профиль -начальное образование) был разработан и читается авторский курс «Музейная педагогика».
В рамках авторского курса «Музейная педагогика» апробируется модель формирования готовности будущих учителей начальных классов к использованию средств музейной педагогики, которая опирается на системный, деятельностный, культурологический, этнопедагогический подходы к педагогической деятельности.
Возможности решения проблемы формирования готовности будущих учителей начальных классов к использованию средств музейной педагогики реализуются на основе системного подхода. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются во взаимосвязи, в единстве их развития и движения. Системный подход
при организации педагогического процесса опирается на интегративные (целостные) характеристики личности.
Основным и необходимым условием развития личности является деятельность, которая характеризуется преобразованием людьми окружающей действительности. Значение деятельностного подхода доказательно показал в своих работах А. Н. Леонтьев, который отмечал, что для достижения человеческой культуры каждое новое поколение должно осуществлять деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями [1, с. 102].
В культурологическом подходе рассматривается взаимосвязь трех аспектов действия: аксиологического, технологического и личностно-творческого (И. Ф. Исаев). Аксиологический компонент представляет совокупность педагогических ценностей, созданных человечеством на протяжении веков. Следовательно, и педагогический процесс требует такой организации, которая способствовала бы изучению, формированию и передаче ценностных ориентаций личности. История культуры и педагогики показывает, что ценности не остаются неизменными на протяжении веков, они переосмысливаются и переоцениваются в соответствии с условиями социокультурной жизни общества и выражают суть нравственного смысла бытия человечества в культурно-исторических условиях.
Технологический компонент связан с пониманием культуры как специфического способа человеческой деятельности. Категории «культура» и «деятельность» исторически взаимосвязаны, так как развитие и совершенствование деятельности способствуют накоплению ценностей и совершенствованию культуры; именно в процессе деятельности создаются и закрепляются идеи, технологии и образцы культуры. В свою очередь, культура определяет наиболее приоритетные направления развития деятельности.
Личностно-творческий компонент культурологического подхода обусловлен связью индивида и культуры. Здесь личность выступает в качес-
тве носителя культуры. В связи с этим в русле личностно-творческого аспекта культурологического подхода освоение культуры следует рассматривать как проблему изменения самого человека и становления его личности. Данный аспект в педагогической теории и практике требует учета связей культуры, ее ценностей с личностью и творческой деятельностью. Е. В. Бондаревская отмечает, что культурологический подход в педагогике - это видение образования сквозь призму понятия культуры, другими словами, его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей [2].
Характеристикой этнопедагогического подхода является принадлежность личности к определенному этносу, что служит трансформацией культурологического подхода в проявлении единства общечеловеческого, национального и индивидуального. Одна из основных целей этнопедагогическо-го подхода - это органичное сочетание в воспитании подрастающего поколения мировой культуры и национальных традиций.
Вышеописанные подходы лежат в основе теоретической модели формирования готовности будущих учителей начальных классов к использованию средств музейной педагогики, содержащей следующие блоки: целевой, содержательный, технологический и результативный.
Целевой блок модели формирования готовности будущих учителей начальных классов к использованию средств музейной педагогики включает цель: формирование готовности будущих учителей начальных классов к использованию средств музейной педагогики в процессе вузовской подготовки. Решение этой цели охватывает весь период обучения студентов в вузе.
Выдвинутая цель конкретизируется решением в процессе обучения ряда задач:
- совершенствовать музейную культуру студентов;
- вооружить студентов теоретическими знаниями в области музейной педагогики;
- формировать у будущих бакалавров педагогики начального образования педагогические умения и навыки по организации музейно-педагогической деятельности;
- активизировать включение средств музейной педагогики в образовательный процесс младших школьников в период прохождения педагогической практики и дальнейшее их использование в самостоятельной педагогической деятельности;
- развивать устойчивую потребность к овладению педагогическим мастерством в области музейно-педагогической деятельности.
Перечисленные задачи могут корректироваться в процессе профессиональной подготовки, являясь промежуточным результатом аналитической деятельности участников педагогического процесса.
Следующим компонентом модели формирования готовности будущих учителей начальной школы к использованию средств музейной педагогики является содержательный блок, который включает в себя: общекультурную, психолого-педагогичес-кую и методическую подготовку.
Общекультурная подготовка будущих учителей способствует формированию всесторонне развитой и социально активной личности, она осуществляется на базе следующих учебных предметов: отечественная история, культурология, история Белгородчины и др.; в процессе участия во внеаудиторных мероприятиях (СНО, научные кружки, научные конференции и др.).
Психолого-педагогическая подготовка позволяет овладеть знаниями о принципах функционирования образовательного процесса, сущности воспитания и его месте в целостной структуре образовательного процесса. Этому способствуют следующие учебные курсы: «История образования и педагогической мысли», «Педагогика», «Педагогика начального образования», «Методика воспитательной работы», «Этнопедагогика и этнопсихология», «Психология», «Возрастная психология» и т.д.; психолого-педагогические умения формируются в ходе педагогической практики, в самостоятельной работе, а также в учебно-исследовательской работе.
Методическая подготовка предполагает формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых будущему учителю начальных классов для включения культурно-образовательного пространства музея и средств музейной педагогики в образование. Эта подготовка реализуется во время учебных занятий по предметам: «Теория и технология художественно-эстетического образования в начальной школе», «Теоретические основы и технологии начального литературного образования», «Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию», а также в дисциплинах по выбору: «Курс истории в начальной школе», авторский курс «Музейная педагогика», которые преподаются будущим бакалаврам педагогики начального образования в Белгородском государственном университете.
Результатом реализации содержательного блока модели является формирование у студентов мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов готовности к использованию средств музейной педагогики в об-
разовательном пространстве начальной школы. Охарактеризуем каждый из этих компонентов.
1. Мотивационно-ценностный компонент включает в себя:
- наличие интереса к использованию средств музейной педагогики в образовании младших школьников;
- положительно эмоциональную наполненность музейно-педагогической деятельности;
- осознание роли использования средств музейной педагогики в образовании младших школьников с целью формирования нравственной, патриотической, эстетической направленности личности учащегося;
- признание каждого ребенка субъектом образовательной деятельности, формирование готовности к позитивному восприятию ребенка и оказанию помощи в решении его личностных проблем;
- стремление к творчеству, самообразованию и самовоспитанию.
Мотивационно-ценностный компонент процесса формирования готовности будущих учителей начальных классов к использованию средств музейной педагогики является важным шагом к научно обоснованной организации данного процесса, и непосредственно за ним следует не менее значимый компонент - когнитивный.
2. Когнитивный компонент предполагает осознание и принятие системы профессиональных знаний, необходимых будущим учителям для использования средств музейной педагогики в образовании младших школьников. Он включает в себя:
- овладение будущими педагогами совокупностью психолого-педагогических и специальных теоретических знаний;
- овладение знаниями в области музейной педагогики;
- формирование у них положительного отношения к будущей профессиональной деятельности и готовность применять теоретические знания в музейно-педагогической деятельности;
- формирование умений методически грамотно включать и использовать средства музейной педагогики в образовании младших школьников.
Реализация когнитивного компонента обеспечивается введением в учебный процесс разработанного авторского курса «Музейная педагогика», цель которого - совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей в использовании средств музейной педагогики в образовательном процессе начальной школы в условиях современного вариативного образования. В содержание курса вошли вопросы теории и практики музейной педагогики.
В результате изучения курса «Музейная педагогика» студенты получают знания об истории разви-
тия музейной педагогики; о региональных возможностях музеев в образовании младших школьников; овладевают практическими навыками самостоятельной музейной работы с детьми, умением подготовить учащихся к восприятию символического языка музея; о возможностях использования средств музейной педагогики в образовании учащихся.
По завершении курса у студентов совершенствуются следующие профессиональные умения: планировать и организовывать взаимодействие с музеями с учетом их региональных возможностей; применять разнообразные виды, формы музейнопедагогической деятельности; использовать средства музейной педагогики в учебных предметах начальной школы (литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология).
3. Деятельностный компонент готовности выражается в опыте практического применения профессионально-педагогических знаний. Данный компонент готовности преимущественно формируется на практических занятиях курса «Музейная педагогика».
В блок практических занятий включены творческие задания, способствующие обеспечению активности и самостоятельности студентов в изучении возможностей использования средств музейной педагогики в образовании младших школьников. Перечислим некоторые из них: работа с музейным предметом, составление плана-конспекта экскурсии, разработка маршрутного листа-путешествия по экспозиции, представление конспекта урока с использованием средств музейной педагогики, подготовка презентации одного из музеев города и др.
Во время прохождения педагогической практики студенты также выполняют ряд заданий: готовят описание развивающей среды школы и класса; знакомятся с планом работы школьного музея, анализируют экспозицию школьного музея по плану; организуют и проводят экскурсии в школьный музей; проводят уроки с включением средств музейной педагогики.
Необходимо отметить, что ряд практических занятий курса проводятся на базе музеев вуза, где студенты овладевают практическим навыками работы в музее, а также имеют возможность непосредственно наблюдать за работой музейного педагога.
4. Рефлексивный компонент готовности предполагает формирование у студентов следующих умений:
- анализировать учебно-воспитательный процесс в дидактическом, методическом аспектах с учетом возможности использовать средства музейной педагогики в образовании младших школьников;
- регулярно сознательно осуществлять рефлексивную деятельность, выявлять собственные затруднения и ошибки в процессе организации музейно-педагогической деятельности;
- проводить корректировку собственной деятельности.
Работа по формированию рефлексивного компонента готовности будущих учителей начальных классов к использованию средств музейной педагогики осуществлялась нами через все формы организации и виды учебных занятий в процессе изучения курса.
Таким образом, мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты являются структурными компонентами готовности будущего учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики. Каждый из этих компонентов формируется не изолированно друг от друга, а комплексно, во взаимодействии и взаимопроникновении.
Технологический блок модели, характеризующий процессуальную сторону, предполагает технологию профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к использованию средств музейной педагогики в образовании младших школьников, включает в себя следующие этапы: мотивационно-ценностный, теоретико-методологический, деятельностно-практический.
Задачи мотивационно-ценностного этапа: возбудить интерес к средствам музейной педагогики, добиться осознания возможности использования средств музейной педагогики в образовании младших школьников; сформировать первоначальное представление о музейно-педагогической деятельности учителя начальных классов; об основных умениях, необходимых для включения средств музейной педагогики в образование младших школьников.
В рамках теоретико-методологического этапа решаются следующие задачи: формирование положительного отношения у будущих учителей к музейно-педагогической деятельности; обеспечение углубленной подготовки будущих учителей к использованию средств музейной педагогики в начальной школе; стимулирование студентов к самостоятельному освоению отдельных элементов музейно-педагогической деятельности. Теоретическая и практическая подготовка на этом этапе предусматривает проведение авторского курса, тематических семинаров и других мероприятий.
Деятельностно-практический этап характеризуется следующими задачами: осознание студентами значимости изученных теоретических положений, совершенствование умений по использованию средств музейной педагогики в образовании млад-
ших школьников. Данный этап носит практический характер и совпадает с периодом педагогической практики, выполнением студентами ряда исследовательских задач.
Важнейшее значение при подготовке будущего учителя к использованию средств музейной педагогики имеет применение различных форм и методов учебной работы традиционного и инновационного характера: лекции, практикумы, лабораторные работы, творческая самостоятельная работа, оформление выставок, научно-исследовательская работа, педагогическая практика; сочетание словесных, объяснительно-иллюстративных, использование
мультимедийных средств, исследовательских, творческих методов, технологии создания и защита портфолио, применение метода проектов.
Результативный блок модели формирования готовности будущих учителей начальных классов к использованию средств музейной педагогики представляет синтез выделенных критериев (эмоционально-ценностное отношение к музейно-педагогической деятельности, сформированность знаний, технологическая готовность и рефлексивное поведение), позволяющих определить уровни формирования готовности студентов к использованию средств музейной педагогики: низкий, средний, высокий.
Каждый компонент модели решает свою задачу в процессе подготовки будущих учителей начальных классов к использованию средств музейной педагогики, но только в тесной взаимосвязи всех компонентов результат будет значимым и эффективным.
Представленная модель, апробируемая в практике педагогического факультета Белгородского государственного университета, по формированию готовности будущих учителей начальных классов к использованию средств музейной педагогики предполагает активное включение будущих педагогов начального звена школы в процесс использования средств музейной педагогики в образование младших школьников, а также интеграцию полученных студентами знаний, умений, навыков в школьные предметы, тем самым расширяя образовательное пространство младших школьников. Модель может осуществляться при сочетании комплекса активных форм и методов обучения, вовлечения студентов в учебную исследовательскую деятельность, применения практико-ориентирован-ных форм обучения, использования методов проектов, творческих заданий, последовательности и непрерывности в его осуществлении.
Список литературы
1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. М., 1977. С. 102.
2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2000.
3. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы: региональный опыт, проблемы, перспективы / БелГУ, БелРИПКППС, г. Белгород, 5 декабря, 2008 г., отв. ред. Т. М. Стручаева, Н. С. Сердюкова. Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2008. 267 с.
Мандебура Е. П., ассистент.
Белгородский государственный университет.
Ул. Победы, 85, г. Белгород, Белгородская область, Россия, 308015.
E-mail: mandebura@bsu.edu.ru
Стручаева Т. М., доцент, кандидат педагогических наук, доцент.
Белгородский государственный университет.
Ул. Победы, 85, г. Белгород, Белгородская область, Россия, 308015.
E-mail: struchaeva@bsu.edu.ru
Материал поступил в редакцию 30.04.2009.
E. P Mandebura, T. M. Struchaeva
PREPAREDNESS FORMING MODEL OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR USING MUSEUM PEDAGOGIC MEANS
The article is concerned to the problem of future primary school teachers professional training for museum and pedagogical activity. The preparedness forming model of future school teachers for using museum pedagogic means in primary school is present. The model basic substantial components were revealed.
Key words: museum pedagogy, primary school teacher, professional training, preparedness forming model, preparedness components.
Mandebura E. P.
Belgorod State University.
Pobeda, 85, Belgorod, Belgorod Region, Russia, 308015.
E-mail: mandebura@bsu.edu.ru
Struchaeva T. M.
Belgorod State University.
Pobeda, 85, Belgorod, Belgorod Region, Russia, 308015.
E-mail: struchaeva@bsu.edu.ru