ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
личностных качеств определяются как нравственные категории деятельности сознания, направленные на социализацию, развитие личности курсанта в правовой сфере.
Влияние психолого-педагогических условий на формирование у курсантов научного мировоззрения предопределяется общим характером взаимоотношений субъектов педагогического процесса, осно-
ванных на гуманистической парадигме, на учете всех факторов, влияющих на этот процесс.
1 См.: Кульневич С.В., Шабунин Л.В. Личностные ценности профессиональной самоорганизации // Личностно-ори-ентированная педагогика: научно-методический сборник / Под ред. В.И. Лещинского и А.Ю. Ефремова. — Воронеж, 1999. - Вып. 3. - С. 55.
ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В.Ф. ПОДДУБНЫЙ
Научный руководитель - кандидат физико-математических наук Т.В. КРАСЮК
В теории образования на современном этапе выделяется несколько взаимосвязанных направлений, среди которых особое значение имеет личностно-ориентированное образование. Данный подход определяется в контексте индивидуального свободного выбора человеком своего жизненного пути; ценностной ориентацией свободного самоопределения личности и т.д. Образовательная деятельность при этом занимает одно из главных мест и определяется как ведущее средство и условие личностного развития специалиста. Такой подход предполагает многообразие образовательных потребностей личности и, как следствие, — вариативность способов и средств включения личности в образовательный процесс. Таким образом, личностная ориентированность непрерывного образования может быть рассмотрена как направленность на создание условий для актуализации образовательных потребностей и смыслов личности в процессе ее конструктивного саморазвития, самоопределения, самореализации и самоактуализации (Е.П.Белозерцев,Н.М.Борытко,В.В.Зайцев,Н.К.Сер-геев, В.В. Сериков, и др.).
Анализ современной системы высшего образования показывает, что нынешнее состояние системы не обеспечивает личностно-ориентированного подхода к подготовке высококвалифицированных кадров для современной экономики, что подтверждается рядом противоречий между:
Ф современными потребностями личности, общества и государства в подготовке специалистов и отсутствием концепции целостного проекта педагогического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий студентов, адекватно отражающей эти требования;
Ф необходимостью индивидуализации непрерывной профессиональной подготовки и отсутствием условий выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентами в процессе обучения;
Ф необходимостью обеспечивать непрерывное, опережающее и диверсифицированное педагогическое сопровождение индивидуальной траектории обучения студентов высшей школы и неразработанными формами его реализации, неопределенными объемами, содержанием и методами диагностики профессиональных компетенций в соответствии с согласованными требованиями работодателей и международными стандартами;
Ф возрастанием роли педагогического сопровождения индивидуальной траектории обучения студентов высшей школы и отсутствием исследований и разработок организационно-структурных моделей, целей и принципов, а также механизмов взаимодействия субъектов этой деятельности;
Ф повышением многогранности и разнообразия направлений, форм и программ индивидуализации высшего профессионального образования и недостаточным уровнем определенности комплекса мероприятий по их педагогическому сопровождению, диверсификации, повышению инвестиционной и социальной привлекательности.
Одним из высокоэффективных направлений совершенствования методологии личностно-ориен-тированного образования является использование в учебном процессе элементов дистанционного обучения. Основными требованиями к системе дистанционного обучения являются: разнообразие предоставляемых образовательных услуг; возможность совмещения образования с другими видами деятельности; возможность обучения дома или вдали от центров обучения; возможность индивидуально выбирать темп и маршрут обучения; создание доступной информационной и учебно-научно-образовательной среды; возможность получения качественного образования для людей с ослабленным здоровьем и инвалидов; формирование «самообучающихся» электронных образовательных модулей, ориентированных на использование информационных технологий.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^^ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В связи с этим особую значимость в практике современного образования приобретают методы работы, которые стимулируют самостоятельное творчество обучающихся. Система дистанционного обучения как инновационная форма обучения базируется преимущественно на самостоятельном получении учащимися необходимого объема и требуемого качества знаний при консультативной помощи преподавателя и одновременно предусматривает использование широкого спектра как традиционных, так и новых информационных технологий. Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий позволяет обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучающимся, всегда являющийся преимуществом и отличительной чертой очного обучения. Новый этап развития высшей школы связан с созданием такой формы, которая интегрирует в себе ранее существовавшие системы очного и заочного обучения.
Еслирассматриватьпроблемупрактическойориенти-рованности высшего профессионального образования с позиции непрерывности, то в контексте ее личностной направленности следует акцентировать внимание не на освоении конкретных методик и технологий, а на создании условий для выбора и реализации индивидуальной образовательной траектории, поскольку развитие высшего профессионального образования предполагает: обеспечение студентам широкой свободы выбора в обучении, реализацию каждым из них индивидуальных притязаний и способностей (Е.В. Бон-даревская, В.В. Зайцев, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.Т. Фоменко и др.) и преобразование содержания образования в направлении усиления его контекстности, включая возможности индивидуальной производственной практики студентов (А.Г. Ковалева, П.Е. Решетников и др.).
Индивидуализация профессиональной подготовки актуализирует значимость самореализации будущего специалиста в его собственной профессиональной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория — это неповторимая последовательность движения студента в направлении профессионально-личностного развития в условиях педагогического процесса через освоение профессиональных компетенций. В структуре индивидуальной образовательной траектории выделяются инвариантный и вари-
ативный компоненты, обеспечивающие будущему специалисту возможность выбора способов и средств профессионально-личностного саморазвития.
Реализация индивидуальной образовательной траектории студента в высшей школе включает структурные компоненты:
Ф определение собственной иерархии профессиональных компетенций; диагностика и самодиагностика профессиональной и личностной готовности студента;
Ф проектирование студентом собственной образовательной и профессиональной деятельности;
Ф защита индивидуальных профессиональных проектов и их реализация;
Ф демонстрация профессиональных и личностных достижений; рефлексивная оценка результатов обучения в процессе их коллективного обсуждения.
Условиями выбора, педагогического сопровождения и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентами системы дистанционного образования являются: индивидуализация обучения с ориентацией на успешное профессиональное становление специалиста; интеграция теоретического обучения и собственной профессиональной деятельности студентов; рефлексия; стимулирование познавательной активности; определение профессиональных компетенций и диагностика уровня их освоения студентами; научно-методическое обеспечение и психолого-педагогическое сопровождение студентов.
Литература
1. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 2002.
3. Кинелев В. Дистанционное образование — образование XXI в. // Энергия: экономика, техника, экология. — 1999. — № 12. — С. 4—8.
4. Богомолов С.А, Долгоруков A.M., Щенников С.А. Дистанционное обучение в бизнес-образовании // Бизнес-образование. — Вып. 2(3), 1997.
5. Хуторской А.В. О соотношении личностно-ориенти-рованного и человеко-сообразного типов образования // Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 16 октября. http:// www.eidos.ru/journal/2006/1016.htm.
6. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. — М.: Логос, 2005.
ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТИПАХ СЮЖЕТНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Т.А. ФОМЕНКО
Научный руководитель - профессор, доктор филологических наук И.Г. КОШЕВАЯ
Одним из ведущих направлений современной лин- та, которое разделяют такие лингвисты, как Л.И. Бо-гвистики является, как известно, изучение текста. В рисова, И.Р. Гальперин, С.В. Гринев, И.Г. Кошевая, данной статье мы берем за основу определение текс- Ю.Т. Лотман и др. Под текстом понимается закончен-