ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
Вопросы формирования научного мировоззрения шире рамок традиционной педагогики. Не тождественны они и проблемам воспитания как целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. Этот процесс происходит под влиянием как объективных, так и субъективных условий, которые определяют эффективность формирования научного мировоззрения.
Придавая большое значение объективным условиям в формировании мировоззрения, необходимо учитывать, что оно не может полностью определяться этими условиями. Не следует усматривать в становлении мировоззрения лишь стихийный процесс и недооценивать значения целенаправленных усилий, проявляющихся в деятельности государственных институтов, общественных организаций, системы воспитания во всех сферах жизни человека, средств массовой информации и пропаганды и т.п.
Важнейшим психолого-педагогическим условием является гуманистический подход. Он определяет личность как высшую ценность и направлен на формирование у курсантов гуманистических мировоззренческих качеств: уважение прав и свобод личности, верность профессиональному долгу, неподкупность, честность, нетерпимость к правовому нигилизму и т.п.
Учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях МВД России имеет особенности, определяемые спецификой будущей работы в правоохранительных органах. Следовательно, необходимо утверждение такого типа содержания учебно-воспитательного процесса, когда его специфика не препятствует, а способствует формированию научного мировоззрения курсантов, активизации самообразовательного и самовоспитательного педагогического потенциала личности. Мировоззренческие качества трактуются как ценностно-смысловые категории образовательной деятельности образовательного учреждения, направленной на социализацию, развитие, самоопределение личности курсанта, так как личностный фактор в правоохранительной деятельности имеет особое значение.
Следующее психолого-педагогическое условие формирования научного мировоззрения курсантов — активизация и актуализация их личностных установок, имеющих целеполагающую направленность. Целью профессионального образования является развитие личностных мировоззренческих, прежде всего нравс-
В.С. ОСТАПЕНКО, кандидат философских наук, профессор
твенных, установок, определяющих способность личности к осознанному и ответственному выбору поведения, поступков, других действий по выполнению профессиональных обязанностей в борьбе с правонарушениями и преступностью, обеспечении личной безопасности граждан и охраны общественного порядка.
Важным условием эффективного формирования научного мировоззрения является учет мировоззренческих особенностей тех молодых людей, которые становятся абитуриентами образовательных учреждений МВД России.
Объектом мировоззренческого обучения и воспитания выступает, как правило, молодежь (17—18 лет), чьи жизненные установки на будущую профессиональную деятельность ограничены поверхностными знаниями о ее сути и специфике, почерпнутыми из средств массовой информации, художественной литературы, видеопродукции, кинофильмов и т.п.
Анализ результатов анкетных опросов абитуриентов образовательных учреждений МВД России позволяет сделать вывод, что большинство из них приблизительно представляют себе будущую деятельность в правоохранительной сфере, что свидетельствует о несформированности мировоззренческих установок, мотивов выбора профессии. Необходимы специальная система индивидуально-психологического диагностирования мировоззренческих качеств будущих сотрудников правоохранительных органов, их учет в учебно-воспитательном процессе вуза.
Формирование научного мировоззрения курсантов предполагает изучение феномена сознания. Одним из основных условий формирования научного мировоззрения является становление сознания как ядра мировоззрения. Основополагающей ценностно-смысловой категорией в гуманистическом образовании является сознание — высшая, свойственная человеку форма понимания себя и окружающей действительности. Переживание чувственных и смысловых образов имеет ценностную основу и составляет содержание сознания1, без которого не может быть любого типа мировоззрения.
Ценностная специфика сознания курсантов образовательных учреждений МВД России определяется предпочтением (или отвержением) определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения и взаимоотношений участников образовательного процесса. Сущностные характеристики
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
личностных качеств определяются как нравственные категории деятельности сознания, направленные на социализацию, развитие личности курсанта в правовой сфере.
Влияние психолого-педагогических условий на формирование у курсантов научного мировоззрения предопределяется общим характером взаимоотношений субъектов педагогического процесса, осно-
ванных на гуманистической парадигме, на учете всех факторов, влияющих на этот процесс.
1 См.: Кульневич С.В., Шабунин Л.В. Личностные ценности профессиональной самоорганизации // Личностно-ори-ентированная педагогика: научно-методический сборник / Под ред. В.И. Лещинского и А.Ю. Ефремова. — Воронеж, 1999. - Вып. 3. - С. 55.
ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В.Ф. ПОДДУБНЫЙ
Научный руководитель - кандидат физико-математических наук Т.В. КРАСЮК
В теории образования на современном этапе выделяется несколько взаимосвязанных направлений, среди которых особое значение имеет личностно-ориентированное образование. Данный подход определяется в контексте индивидуального свободного выбора человеком своего жизненного пути; ценностной ориентацией свободного самоопределения личности и т.д. Образовательная деятельность при этом занимает одно из главных мест и определяется как ведущее средство и условие личностного развития специалиста. Такой подход предполагает многообразие образовательных потребностей личности и, как следствие, — вариативность способов и средств включения личности в образовательный процесс. Таким образом, личностная ориентированность непрерывного образования может быть рассмотрена как направленность на создание условий для актуализации образовательных потребностей и смыслов личности в процессе ее конструктивного саморазвития, самоопределения, самореализации и самоактуализации (Е.П.Белозерцев,Н.М.Борытко,В.В.Зайцев,Н.К.Сер-геев, В.В. Сериков, и др.).
Анализ современной системы высшего образования показывает, что нынешнее состояние системы не обеспечивает личностно-ориентированного подхода к подготовке высококвалифицированных кадров для современной экономики, что подтверждается рядом противоречий между:
Ф современными потребностями личности, общества и государства в подготовке специалистов и отсутствием концепции целостного проекта педагогического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий студентов, адекватно отражающей эти требования;
Ф необходимостью индивидуализации непрерывной профессиональной подготовки и отсутствием условий выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентами в процессе обучения;
Ф необходимостью обеспечивать непрерывное, опережающее и диверсифицированное педагогическое сопровождение индивидуальной траектории обучения студентов высшей школы и неразработанными формами его реализации, неопределенными объемами, содержанием и методами диагностики профессиональных компетенций в соответствии с согласованными требованиями работодателей и международными стандартами;
Ф возрастанием роли педагогического сопровождения индивидуальной траектории обучения студентов высшей школы и отсутствием исследований и разработок организационно-структурных моделей, целей и принципов, а также механизмов взаимодействия субъектов этой деятельности;
Ф повышением многогранности и разнообразия направлений, форм и программ индивидуализации высшего профессионального образования и недостаточным уровнем определенности комплекса мероприятий по их педагогическому сопровождению, диверсификации, повышению инвестиционной и социальной привлекательности.
Одним из высокоэффективных направлений совершенствования методологии личностно-ориен-тированного образования является использование в учебном процессе элементов дистанционного обучения. Основными требованиями к системе дистанционного обучения являются: разнообразие предоставляемых образовательных услуг; возможность совмещения образования с другими видами деятельности; возможность обучения дома или вдали от центров обучения; возможность индивидуально выбирать темп и маршрут обучения; создание доступной информационной и учебно-научно-образовательной среды; возможность получения качественного образования для людей с ослабленным здоровьем и инвалидов; формирование «самообучающихся» электронных образовательных модулей, ориентированных на использование информационных технологий.