УДК 331.361 +378 ББК 74.58
Мордовская Анна Васильевна
доктор педагогических наук, профессор г. Якутск Панина Светлана Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент г. Якутск
Макаренко Татьяна Александровна
кандидат педагогических наук, доцент г. Якутск Mordovskaya Anna Vasilievna
Candidate of Pedagogics,
Professor Yakutsk Panina Svetlana Viktorovna
Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Yakutsk
Makarenko Tanyana Alexandrovna
Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Yakutsk
Концепция развития профессиональной ориентации в Якутском государственном университете имени М.К. Аммосова Occupational Guidance Development Conception at the Yakut State University
Named After M. K. Ammosov
В статье дается анализ организации профориентационной деятельности в вузе и предлагается концепция развития профессиональной ориентации в Якутском государственном университете имени М.К. Аммосова на основе системного подхода, включающего довузовскую, вузовскую, послевузовскую подсистемы.
The article gives the analysis of the occupational guidance activity at the Yakut State University named after of M. K. Ammosov, which is based on the system approach that includes three sub-systems: pre-higher school, higher school and afterhigher school.
Ключевые слова: концепция профориентации в вузе, профессиональная ориентация, методологические подходы к профориентационной деятельности.
Key words: occupational guidance conception at a higher school, occupational guidance, methodological approaches to occupational guidance.
На современном этапе развития России роль образования определяется
задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, рыночной
экономике, необходимостью соответствовать мировым образовательным стандартам. Образование становится мощной движущей силой экономического роста, важнейшим фактором национальной безопасности, благосостояния общества и повышения качества жизни каждого гражданина.
Современные реалии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), структурные изменения территориального рынка труда детерминируют совершенствование системы подготовки специалистов, обуславливают необходимость ориентации на работодателя и потребности экономики в квалифицированных работниках в долгосрочной перспективе. Основной целью политики занятости в республике является максимальное повышение уровня занятости населения с учетом обеспечения профессиональными кадрами приоритетных отраслей экономики, изменений в структуре социально-экономического комплекса и схеме расселения в регионе.
В российских вузах и ЯГУ планируется поэтапное введение уровневого высшего профессионального образования, переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты ВПО третьего поколения в соответствии с Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 г. и Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 - 2010 гг. В настоящее время развитие уровневого высшего профессионального образования Министерством образования и науки РФ рассматривается как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
В данных условиях качественно изменяются требования к подготовке будущих специалистов, формируется ориентация на развитие компетентности в конкретной профессиональной сфере деятельности. Формирование ФГОС ВПО на компетентностной основе ставит новые сложные задачи для обеспечения и контроля качества образования в высших учебных заведениях. В этой связи в вузах должна формироваться новая педагогическая культура, ориентированная на компетентностное развитие студентов.
Вместе с тем сложившаяся образовательная практика характеризуется рядом противоречий между: инновационным характером проводимых реформ модернизации российского образования и инертностью самой системы и модели высшего профессионального образования; необходимостью перехода вузов на поэтапное уровневое высшее профессиональное образование и недостаточным ресурсным обеспечением данного процесса; требованиями общества к новому качеству компетентности выпускников вузов и устоявшейся традиционной системой профессиональной ориентации.
Необходимость решения указанных противоречий обуславливает проведение системной реформы высшего профессионального образования, формирование новой стратегии профориентационной политики вуза, обеспечивающей конкурентоспособность его выпускников на рынке труда и самого образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.
Анализ профориентационной деятельности Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова показывает, что в вузе сформировалась система профессиональной ориентации, включающая довузовскую, вузовскую, послевузовскую подсистемы. За прошедший период накоплен определенный позитивный опыт организации профориентационной работы на факультетах и в институтах университета. Допрофессиональную подготовку учащихся осуществляют профильные классы, Малые академии медицинского и финансово-экономического институтов, факультета психологии, биологогеографического факультета и физико-технического института, филологического, юридического, инженерно-технического факультетов, специализированные классы, созданные при факультете довузовского образования и профориентации ЯГУ. Стало традиционным проведение Дней ЯГУ и Ярмарок профессий в улусах республики.
На вузовском этапе факультеты (институты) и Центр психологической помощи ЯГУ осуществляют системную, комплексную профориентационную деятельность по профадаптации первокурсников, профконсультированию, развитию профессиональной компетентности студентов (конкурсы профессионального мастерства, предметные и профессиоведческие олимпиады,
клубы по профессиям и др.), трудоустройству выпускников. Сформирован банк данных о выпускниках университета, организуются встречи с работодателями.
Послевузовская профориентация представлена организацией курсов и семинаров по повышению квалификации специалистов отдельными факультетами (институтами) и Институтом дополнительного
профессионального образования. Вместе с тем в процессе организации профориентационной работы недостаточно используются информационные технологии при осуществлении профдиагностики, профконсультирования, профподбора, профинформирования. Отсутствует единая информационная образовательная среда, обеспечивающая свободный доступ учащихся, студентов, специалистов к профессиографической информации при помощи Интернет-технологий. Требует совершенствования профильная подготовка учащихся с использованием дистанционных технологий обучения. Необходима системная работа с одаренными школьниками, организация олимпиад, конференций для привлечения их к поступлению в ЯГУ. В университете не в полной мере используются возможности личностно-ориентированного обучения студентов в формировании профессиональной компетентности студентов. С учетом современных требований рынка труда, реалий и перспектив социально-экономического развития государства и региона, перехода вуза на уровневое высшее профессиональное образование факультеты (институты) ЯГУ должны активизировать работу по переподготовке и повышению квалификации специалистов.
Разработка концепции развития профессиональной ориентации в ЯГУ с учетом тенденций модернизации российского образования и инновационной деятельности вузов является необходимым условием формирования гибкого профессионала, востребованного современной экономикой знаний, социально и профессионально мобильного, способного учиться и овладевать новыми смежными профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда.
При разработке концепции учитывались нормативные правовые документы в области образования, принятые на федеральном и республиканском уровне. В качестве методологических подходов при
разработке данной концепции выбраны: системный (В.Г. Афанасьев,
И.В. Блауберг, В.Н. Садовский и др.); компетентностный (Д. Ревен, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов, А.В. Хуторской и др.); акмеологический (Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач,
Н.В. Кузьмина и др.); ресурсный (В.М. Лизинский, Н.И. Тихоненков, С. В. Шиловский).
Учитывая гуманистические тенденции в развитии образования, реализуемая профориентационная деятельность в университете должна быть основана на личностно-ориентированной парадигме. Л.И. Анцыферова считает, что для разработки вопросов, связанных с развитием личности специалиста, “нужно выяснить, каким образом и насколько индивид способен выходить за пределы выполняемой им деятельности” и каким образом формируется “особое целеполагание” субъекта труда, характерное для специалистов высокой квалификации согласно которой студент является активным субъектом личностного и профессионального развития [1]. В вузе должны быть созданы благоприятные условия для успешной профессионализации обучающихся в процессе уровневого обучения на всех этапах подготовки бакалавров, магистров и специалистов.
Формирование субъектной позиции обучающегося в личностном и профессиональном развитии предполагает оказание помощи в виде педагогического сопровождения данного процесса. Опора на идею педагогического сопровождения (С.Д. Поляков, Н.Р. Биянова, А.Г. Цукерман и др.) в организации профориентационной деятельности позволит индивидуализировать, сделать адресной помощь в профессиональном самоопределении и становлении студентов.
В методологическом плане значимым также является рассмотрение студента как субъекта труда (Е.А. Климов[6], Н.С. Пряжников[7]), поскольку в процессе вхождения в будущую профессию происходит активизация формирования ценностно-нравственной, смысловой, личностной структур его профессионального сознания. Е.В. Бондаревская [2], М.В. Кларин [4], В.В. Сериков[5] и др. предлагают определить главной движущей силой
профессионального развития саму личность, ее потребность в
самоактуализации своего личностно-профессионального потенциала.
Решающим фактором развития является взаимодействие человека с миром профессий и людьми.
Определение методологических основ концепции развития профессиональной ориентации ЯГУ позволило конкретизировать основные ее параметры: цели, задачи, принципы, направления и ресурсное обеспечение профориентационной деятельности в вузе.
Основной целью системы профориентации университета является создание в вузе благоприятных условий для свободного и осознанного выбора обучающимся будущей профессиональной деятельности, личностной
траектории образования, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда. В связи с этим необходимо организовать, по мнению Э.Ф. Зеера, особое «профессиональное пространство», в котором движение личности в развивающемся профессиональном пространстве определяется следующими тремя факторами: возрастными изменениями, обусловливающими периодизацию развития личности; системой непрерывного образования;- ведущей профессиональноориентированной деятельностью [3 ].
Стратегия профориентационной политики вуза направлена на обеспечение качества организации профессиональной ориентации в условиях постепенного перехода университета на уровневое высшее профессиональное образование посредством сохранения позитивных традиций, существующего положительного опыта и использования новых педагогических, информационных и управленческих технологий.
Профориентация в ЯГУ рассматривается как часть непрерывной профессиональной подготовки обучающихся. Профориентационная деятельность в вузе предусматривает организацию профориентации на системной основе, включающей довузовскую (профориентации направлена на формирование профессионального самоопределения учащихся), вузовскую
(профориентации решает задачи формирования профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся), послевузовскую (профориентации должна обеспечить формирование профессиональной компетентности специалистов различного уровня подготовки) подсистемы.
Профориентационная работа и формирование студенческого контингента в ЯГУ осуществляются на основе научно обоснованной системы форм, методов и средств взаимодействия между субъектами профессионального самоопределения личности, ставящей в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях абитуриентов, их профессиональный отбор по специальностям университета и привлечение обучающихся к получению высшего образования. Основой эффективного и качественного обеспечения жизнедеятельности университета является профориентационная работа среди учащихся средних образовательных учреждений, профессиональных училищ, колледжей.
На довузовском этапе сохраняется ориентация вуза на профориентационную подготовку учащихся в профильных классах, малых академиях. Для широкого охвата потенциальных абитуриентов требуется открыть «виртуальные» классы, школы, лицеи, академии, университет с применением дистанционных образовательных технологий. В современных условиях важно переориентироваться с подготовки ученика к поступлению в вуз на формирование ключевой компетентности - компетентности в сфере профессионального самоопределения. Одним из существенных элементов перестройки довузовской профориентации является внутренняя дифференциация (по всей вертикали школьного обучения) с ориентацией обучаемых на: высокоинтеллектуальные виды профессиональной деятельности; профессии, связанные с эксплуатацией и обслуживанием сложной техники; профессии из сферы обслуживания.
В ходе довузовского образования должны формироваться личностные качества абитуриентов, необходимые для выбора профессии и достижения в дальнейшем профессионального и социального успеха. Необходимо обеспечить
пропедевтические меры по разъяснительной работе среди населения о переходе вуза на уровневое высшее профессиональное образование. Особое внимание будет уделено профинформированию о направлениях и специальностях вуза, профилях бакалавриата, подготовке в магистратуре, профессиях и возможностях трудоустройства, повышении квалификации в системе дополнительного профессионального образования. Надлежит создать электронный банк профессиограмм, описаний профессий и обеспечить свободный доступ учащихся и студентов к информационным профориентационным ресурсам.
Предстоят существенные изменения в профдиагностике и профконсультировании. В соответствии с потребностями старшеклассников требуется активизация профориентационной деятельности в данном направлении путем использования анкетирования, тестирования, консультирования как в традиционной форме, так и с применением Интернет-технологий, сетевого взаимодействия со средними образовательными учреждениями, адаптированных электронных программ «Профориентатор», «Teen-ager» с передачей результатов консультируемым.
Для повышения эффективности профориентационной работы с учащимися необходимо использовать наряду с традиционными формами и методами (встречами, беседами и др.) интерактивные и проективные методики, тренинги, профориентационные игры. Особое внимание следует уделить работе не только со школьниками, но и с их родителями, которые в решающей степени оказывают влияние на выбор профессии.
Следует усовершенствовать рекламную деятельность университета в профориентационных целях, повысить качество презентационных материалов о факультетах (институтах) ЯГУ, уделить внимание промоушену (активному продвижению образовательных услуг), ежегодно проводить одновременные промакции во всех средних образовательных учреждениях г. Якутска.
В числе приоритетных направлений по довузовской профориентации особое место занимает работа с одаренными детьми. Важно разработать программу «Одаренные школьники», в которой должны быть определены
мероприятия по проведению олимпиад, зимних школ, сессий и др. В связи с этим в Правилах приема в ЯГУ необходимо предусмотреть выделение целевых мест для одаренных детей, которые будут выявлены в рамках проводимых мероприятий.
Требуют совершенствования формы подготовки в системе «ССУЗ - вуз» в контексте введения уровневого высшего профессионального образования. Должны быть усилены аспекты сотрудничества по научно-исследовательской работе, предполагающие проведение совместных научно-практических конференций, разработку инновационных проектов и др. В профориентационных целях среди студентов учреждений среднего профессионального образования необходимо проводить предметные олимпиады, конкурсы «Моя карьера», «Презентация», «Моя будущая
профессия», «Мой выбор - университет» по отбору студентов для обучения в вузе по сокращенным основным образовательным программам.
Инновационное преобразование довузовской профориентации осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Развитие организационной структуры довузовской профориентации:-открытие факультетами (институтами) и ФДОП «виртуальных» классов, Интернет-школ, Интернет-лицеев, академий, университета с применением дистанционных образовательных технологий; создание сетевой модели «школа - вуз» по профильному обучению и профориентации школьников для сельских образовательных учреждений; организация сетевого взаимодействия «вуз -улус» с назначением представителей университета; открытие физикоматематической школы ЯГУ.
2. Совершенствование содержания профориентационной деятельности на довузовском этапе профориентации: проведение консультирования учащихся с применением Интернет-технологий, сетевого взаимодействия со средними образовательными учреждениями; разработка и реализация программы «Одаренные дети»; создание банка данных одаренных детей «Потенциал»; проведение олимпиад, зимних школ, сессий для одаренных детей; организация профориентационных промакций в средних образовательных учреждениях г.
Якутска с привлечением к данной деятельности активных и отличившихся студентов университета; организация авторских элективных цикловых курсов преподавателей для старшеклассников в рамках профильного обучения на старшей ступени школы; проведение Интернет-конкурса (телеконкурса) «Моя профессиональная карьера» для школьников; установление ежегодного гранта ректора за образовательные проекты преподавателей университета по профориентации школьников.
3. Внедрение Интернет-технологий и электронных средств обучения в практику профориентационной работы с учащимися: разработка программного обеспечения для проведения профдиагностики, профконсультирования, профподбора; организация Интернет-конференций с учащимися школ республики и педагогами; создание на сайте ЯГУ банка профессиограмм, описаний профессий; подготовка программ для курсов дистанционного образования учащихся.
На вузовском этапе предстоит организационная работа по постепенному переходу на уровневое высшее профессиональное образование. В этой связи изменяется содержание профориентационной подготовки обучающихся. При подготовке бакалавров и магистров предполагается введение профильной ориентации для обеспечения осознанного выбора студентами профиля (специализации). Важно предоставить обучающимся право самостоятельного построения траектории профессионального развития, исходя из образовательных запросов и личностных предпочтений.
Учитывая расширение академической свободы вузов при формировании вузовского компонента основной образовательной программы уровневого высшего профессионального образования, необходимо ввести ориентационные курсы при подготовке бакалавров, предусматривающие ознакомление студентов с особенностями профилей программы, спецификой работы специалистов и возможностями их трудоустройства, продолжения образования в магистратуре или использования широкого спектра программ дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации.
Построение воспитательно-образовательного процесса вуза на компетентностной основе диктует необходимость организации
педагогического сопровождения профессионального развития студентов на всех этапах подготовки бакалавров, специалистов и магистров. В процессе освоения основной образовательной программы бакалавриата студент должен обладать следующими компетенциями: универсальными (общенаучными,
инструментальными, социально-личностными и общекультурными), профессиональными по видам деятельности (производственно-
технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной и др.). В качестве результата освоения основной образовательной программы подготовки магистра и специалиста также определены универсальные и профессиональные компетенции.
Педагогическое сопровождение профессионального развития бакалавров, магистров и специалистов предусматривает профдиагностику,
профконсультирование, профподбор, психолого-педагогическую поддержку данного процесса, профориентированные мероприятия, помощь в построении индивидуальной образовательной траектории. Системная профориентационная деятельность должна осуществляться целенаправленно на всех курсах обучения.
В ходе профессиональной подготовки студентов требуют повышенного внимания проблемы, связанные с профадаптацией, которые возникают на первом, третьем курсах бакалавриата, подготовки специалистов, первом курсе магистратуры в связи с необходимостью адаптироваться к особенностям обучения в вузе, профильной подготовки, специализации. Вследствие этого расширяется спектр мероприятий по формированию мотивации учебной деятельности студентов, создается акмеологическая среда, благоприятная для личностного и профессионального роста студентов, способствующая активизации адаптационных механизмов личности путем использования тренингов профессиональной успешности, наставничества, консультирования, встреч со специалистами и др.
Для повышения трудовой мобильности выпускников университета профориентационная деятельность включает диагностику ожиданий студентов, получающих образование разного уровня, изучение и анализ требований работодателей различных сегментов рынка в отношении уровня образования
работников, организацию совместных мероприятий с конечными
потребителями образовательных услуг. В этой связи необходимо информировать обучающихся о потребностях регионального рынка труда, ввести спецкурс «Технология поиска работы», заинтересовать выпускников в составлении портфолио как способа личностного и профессионального роста, самопрезентации у работодателей.
Требуется шире использовать возможности социального партнерства с другими образовательными учреждениями и работодателями для повышения качества трудоустройства выпускников. Создание университетского
консорциума социальных партнеров позволит привлечь работодателей к оценке качества подготовки студентов, установить сотрудничество с производственными организациями, конечными потребителями образовательных услуг, расширить базы практик обучающихся. В рамках социального и стратегического партнерства возможны варианты создания студенческих бизнес-инкубаторов для обучения по акмеологически-ориентированным программам, приобретения компетенций в ходе инновационной проектной научно-исследовательской деятельности и
стажировок. Необходимо расширить связи с ведущими российскими и зарубежными вузами для предоставления возможности бакалаврам продолжить образование в магистратуре в случае ее отсутствия в университете.
Для обеспечения эффективности профориентации на вузовском этапе важно создать систему менеджмента качества профориентационной подготовки студентов. С этой целью должны быть определены модель выпускника вуза по разным уровням подготовки, включающая параметры профессиональной компетентности (компетенций), критерии оценки, квалиметрический мониторинг.
На послевузовском этапе профессиональной подготовки предстоит существенное изменение структуры последипломного образования и содержания профориентационной деятельности в связи с переходом на уровневое высшее профессиональное образование. Требуется создать оптимальную систему последипломного образования, ориентированную на предоставление специалистам многообразия программ дополнительного
профессионального образования с учетом индивидуальных образовательных запросов, потребностей регионального рынка труда. При этом важно обеспечить опережающий характер последипломного образования на основе прогнозирования перспективных потребностей отраслей экономики, социальной сферы, развития науки, техники и технологий.
Совершенствование структуры последипломного образования в вузе позволит наряду с имеющимися институтом и факультетскими центрами переподготовки и повышения квалификации создавать модули вариативной подготовки по специальностям совместно с учреждениями среднего профессионального образования повышенного уровня. Такой подход к организации дополнительного профессионального образования будет способствовать максимальной ориентации на образовательные запросы специалистов, решению проблем, связанных с необходимостью дальнейшей профессионализацией бакалавров.
Для повышения качества предоставляемых образовательных услуг в вузе необходимо использовать маркетинговый подход. Маркетинговая деятельность в сфере дополнительного профессионального образования позволит изучать и прогнозировать конъюнктуру рынка труда, определять его потребности в специалистах в долгосрочной перспективе, осуществлять сбор информации о конкурентах и потребителях. На основе полученной маркетинговой информации, а также социологических опросов населения республики в вузе будет формироваться перечень образовательных услуг, по которым требуется разработать соответствующее учебно-методическое, программное обеспечение.
Одним из важных направлений совершенствования содержания дополнительного профессионального образования является использование дистанционного образования. Учитывая особенности факультетов (институтов) ЯГУ, возможны варианты внедрения традиционной (отдельные курсы с использованием дистанционных технологий) и виртуальных моделей дистанционного обучения (электронный университет по широкому спектру профессиональных образовательных программ).
Профориентационная деятельность на послевузовском этапе ориентирована на обеспечение адаптивности занятых, их мобильности, повышение конкурентоспособности специалистов, содействие им в карьерном росте. Вследствие этого усиливается ее направленность на предоставление услуг, связанных с ознакомлением с технологиями личностного саморазвития и профессионального продвижения в карьере, профдиагностикой и профконсультированием.
Библиографический список
1. Анцыферова, Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей
профессиональной жизни [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологические исследования
проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. - Москва,
1991.- С. 27-43
2. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997, №4, с. 11-17.
3. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход [Текст] / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2003. № 5(23). С. 79 -90.
4. Кларин, М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании [Текст] / М.В. Кларин // Педагогика. - 1996, № 4, с. 14-21.
5. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология [Текст] / В.В. Сериков. - Волгоград, Перемена, 1994. - 152 с.
6. Климов, Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия [Текст] / Е.А. Климов // Вопросы психологии. - 1983, №1, с. 102108.
7. Пряжников, Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов [Текст] / Е.Ю. Пряжников // Вопросы психологии - 1994, №6, с. 64-74
Bibliography
1. Antsyferova, L.E. Experts’ Personality Development As a Subject of Their Professional Life [Text] / L.E. Antsyferova //Psychological Study of a Professional’s Personality Forming Problem / Ed. by V.A. Bodrov. - Moscow, 1991. - P.27-43.
2. Bondarevskaya, E.V. Humanistic Paradigm of Personality-Oriented Education [Text] / E.V. Bondarevskaya // Pedagogy.- 1997. - Vol.4. - P.11-17.
3. Klarin, M.V. Personal Orientation in Continuous Education [Text] / M.V. Klarin // Pedagogy. - 1996. - Vol.4. - P. 14-21.
4. Klimov, E.A. Labour Psychology As a Field of Knowledge, Branch of Science, Classroom Discipline and Profession [Text] / E.A. Klimov // Psychology Issues. - 1983. - Vol.1. -P.102-108.
5. Pryazhnikov, E.Yu. Factors of Teachers’ Professional Self-Determination at Pedagogical Higher School [Text] / E.Yu. Pryazhnikov // Psychology Issues. - 1994. - Vol. 6. - P. 64-74.
6. Serikov, V.V. Personality-Based Approach in Education: Concept and Technology [Text] / V.V.Serikov. - Volgograd: Peremena, 1994. - P.152.
7. Zeer, E.F. Personality’s Professional-Educational Space: Synergic Approach [Text] / E.F. Zeer // Education and Science. - 2003. - Vol. 5 (23). - P.79-90.