ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В.Ф. ПОДДУБНЫЙ, соискатель МГИУ
Аннотация. В статье рассматривается проблема педагогического сопровождения индивидуальной траектории обучения студентов высшей школы как необходимое условие эффективности разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий в системе дистанционного образования. Показано, что средством педагогического сопровождения индивидуальной траектории обучения является професси онально-ориентированная технология обучения, способствующая формированию у студентов значимых профессиональных навыков и качеств личности, обеспечивающих выполнение ими функциональных обязанностей по избранной специальности.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, образовательная деятельность студента, профессионально-ориентированная технология обучения (individual training trajectory, teaching support, teaching accompaniment, educational activities, professional oriented training technology).
THE PROFESSIONAL ORIENTED TRAINING TECHNOLOGY AS MEANS OF TEACHING SUPPORT OF THE INDIVIDUAL TRAINING HIGHER SCHOOL
STUDENTS TRAJECTORY
V.F.PODDUBNY
Annotation. In this article the problem of individual training trajectory of higher school students teaching support is considered as the requirement condition of development and realization of distance educating system effectiveness. It's shown that the professional oriented training technology is the means of teaching accompaniment, which promotes to forming students significant professional skills and personal qualities, ensured their functional charts realization in selected vocation.
В дистанционном образовании в условиях регионального представительства обучение построено на самостоятельном изучении образовательных программ, поэтому весь порядок учебного процесса должен быть ориентирован на руководство и организацию самостоятельной работы студента с учебным материалом при сохранении диагностики получения знаний. В связи с этим можно говорить о формировании индивидуальной образовательной траектории обучения в системе дистанционного образования и необходимости содействия в организации самостоятельной работы студента со стороны педагогических кадров регионального представительства.
Индивидуальная образовательная траектория академической наукой рассматривается не только как персональный путь реализации личностного потенциала в образовании (позиция А. В. Хуторского), но и как разработанная студентом совместно с образовательным учреждением программа собственной образовательной деятельности, в которой отражаются: 1) понимание целей и ценностей общества, образования в целом и собственного образования; 2) предметная направленность образовательных интересов и необходимость сочетания их с потребностями
общества; 3) результаты свободного выбора и подхода к организационным формам обучения, последовательности в прохождении модулей учебного комплекса и т.д. при полном соответствии с временными и интеллектуальными возможностями студента, его индивидуального стиля обучения и общения.
Гуманистический смысл индивидуализации образовательного процесса обучения в системе дистанционного образования заключается в признании человека высшей ценностью бытия, в гармонизации его общественных и личных интересов, в создании условий свободного профессионального выбора.
Проведенный нами анализ современного социального заказа на подготовку кадров новой формации, в котором важную роль играет такое качество, как способность к формированию конкурентоспособности, мобильности, самоопределения и адаптации в динамично меняющемся мире, показал, что приоритетные позиции в данной системе актуализированы на использование демократического принципа свободы личности, т.е. его права на индивидуальное обучение и проектирование личностной образовательной карьеры, а со стороны вуза на оказание педагогической
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
поддержки и педагогического сопровождения (обеспечения) учебного процесса в рамках инновационных форм образования.
Исследование показало, что необходимым условием эффективности разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) в системе дистанционного образования является специально организованное педагогическое сопровождение учебного процесса, создания образовательным учреждением первичных ситуаций для того, чтобы обучающийся смог сознательно и самостоятельно разработать свой индивидуальный план работы, и вторичных ситуаций, чтобы он мог его реализовать посредством адекватного ответственного выбора стратегии своего обучения, общения, поведения, не противоречащего его индивидуальной оценочной системе и оценке его образовательной карьеры со стороны вуза.
Под индивидуальной образовательной траекторией (ИОТ) в системе дистанционного образования мы понимаем программу образовательной деятельности обучающегося, разработанную им совместно со структурным подразделением (деканатом регионального представительства, учебной частью и т.п.) образовательного учреждения. Элементами индивидуальных траекторий являются принципы ее формирования, условия обеспечения, цели, ценности, содержание, формы соответствующего индивидуального образовательного процесса на определенном временном этапе.
Поскольку индивидуальные образовательные траектории распространяются на учебную и на внеучеб-ную сферы жизнедеятельности студентов, а их образовательные интересы разнонаправлены на получение профессиональных знаний, навыков и компетенций творческой и прикладной деятельности, мы согласны с выводами о необходимости учета и выделения также и воспитательных (личностно- и социально-ориентиро ванных) и учебных (знаниево-, творчески- и практико-ориентированных) компонентов деятельности со стороны образовательного учреждения к студенту ДО.
Педагогическое сопровождение со стороны регионального представительства включает: 1) анализ образовательной деятельности студента; 2) личные наблюдения, изучение документов студента, в том числе его портфолио; 3) анализ индивидуальных особенностей и организационно-интеллектуальных способностей студента, в том числе стиль его межличностного общения; 4) анализ качества обучения и его динамику за все годы; 5) образовательные предпочтения (учебные и внеурочные); 6) участие в планировании выбора его профессиональной направленности (суд, адвокатура, правоохранительные органы и другие виды деятельности в области юриспруденции) при написании дипломного проекта (в нашем случае: гражданское право, конституционное право, трудовое право и т.п.).
Для выбора педагогических технологий при профессиональной подготовке будущих специалистов в системе «ВУЗ — региональное представительство» следует учитывать ряд факторов педагогического процесса, которые относятся и к системе дистанционного образования, а именно: 1) потенциальные возможности организационных форм учебной деятельности с точки зрения освоения с их помощью тех или иных
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
профессиональных умений, входящих в квалификационную характеристику; 2) функция учебной информации в педагогическом процессе (обучающая, контрольно-диагностическая); 3) целевое назначение учебной информации (познавательного типа, операционного типа); 4) возможности обучаемых (уровень учебно-познавательной деятельности, уровень базовой подготовки по предмету); 5) возможности обучающего (уровень методической компетенции, методическая и техническая оснащенность учебного процесса); 6) временные возможности (продолжительное время, непродолжительное время).
Наши исследования показали, что выбор педагогических технологий в системе «ВУЗ — региональное представительство» предопределяет направленность индивидуального выбора студентом способов овладения профессиональными знаниями и поиск оптимальных возможностей их непрерывного качественного пополнения.
Для успешного выполнения задач и целей индивидуализации обучения как приоритетного направления развития системы дистанционного образования, как показали наши исследования, данный образовательный процесс в первую очередь должен строиться в рамках профессионально-ориентированной технологии обучения.
Под профессионально-ориентированной технологией обучения следует понимать технологию, способствующую формированию у студентов значимых профессиональных навыков для их будущей профессиональной деятельности, качеств личности, а также знаний, навыков и умений, обеспечивающих выполнение ими функциональных обязанностей по избранной специальности. В связи с этим данная педагогическая технология является базовой в условиях дистанционного образования и реальной лишь при условии интеграции с отраслевыми работодателями региона.
Сущность профессионально-ориентированной технологии обучения заключается:
1) в предварительном проектировании учебного процесса с последующей возможностью воспроизведения этого проекта в профессиональной деятельности;
2) в специально организованном целеобразовании, предусматривающем возможность объективного контроля достижения поставленных дидактических целей (в нашем случае — совместнопоставленных в системе «ВУЗ — региональное представительство»);
3) в выборе оптимальных методов, форм и средств обучения, диктуемых вполне определенными и закономерными связями всех ее элементов, с целью формирования практических навыков в рамках специальности;
4) в наличии оперативной обратной связи, позволяющей своевременно и оперативно корректировать процесс обучения.
Профессионально-ориентированная (педагогическая) технология определяется профессиональной направленностью студента, местом его работы и предопределяет важность личностного самоопределения студентами критериев, вариантов и последствий ответственности выбора стратегии своего обучения, поиска источников необходимой учебной
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^ф^ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
информации, заданий, форм отчетности различного характера и разной степени сложности — творческих или аналитических, устных или письменных, принятых в конкретном региональном представительстве по стилю образования.
Литература
1. Деражне Ю.Л. Открытое обучение. ВНПЦ профориен-
тации Минтруда России, 2002.
2. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. — М.: Высшая школа, 2004.
3. Тенденции модернизации высшего образования. — Новосибирск: Сибирский гос. ун-т телекоммуникаций и информатики, 2006. — 98 с.
4. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. — М.: Наука, 1999. — 191 с.
ПРЕОДОЛЕНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ ДЕФОРМАЦИИ - ОДНА ИЗ СЕРЬЕЗНЫХ ПРОБЛЕМ В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОВД
О.В. ПРОКЛОВ
полковник милиции, начальник отделения организации исследования проблем криминальной милиции и милиции общественной безопасности Управления организации научных исследований и редакционно-издательской деятельности Московского университета МВД России
Аннотация. Рассматривются актуальность формирования высоких морально-нравственных качеств сотрудника ОВД; негативное влияние явления, препятствующего этому — профессиональная деформация и ее частная разновидностт — мотивационно-ценностная деформация; Приводятся ряд результатов исследования мотивационно-ценностной сферы сотрудников ОВД.
Ключевые слова: морально-нравственные качества, мотивационно-ценностная деформация, мотивация службы.
Annotation. А urgency of formation of high moral qualities of employee OVD; negative influence of the phenomenon interfering these — professional deformation and his private version — motivaionno-valuable deformation; are resulted a number of results of research of motivaionno-valuable sphere of employees OVD.
Key words: moral qualities, motivaionno-valuable deformation, motivation of service.
Сегодня как никогда МВД России нуждается в новом поколении специалистов, способных на высоком профессиональном уровне эффективно и качественно решать задачи по борьбе с преступностью. Но может ли только высочайшая профессиональная подготовка специалиста без формирования морально-нравственных качеств быть залогом успешного решения этих задач? Ответ однозначен: нет. На недавно прошедшем съезде ректоров вузов России в Москве Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что развитие интеллекта без основ формирования нравственности есть не только вред, но и прямой ущерб государству. Совершенно закономерно, можно сказать «выстрадано жизнью», принятие Кодекса профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, введенного в действие Приказом МВД РФ от 24 декабря 2008 г. №1138, где выделенным текстом, как заповедь для каждого, написаны слова о том, что сотрудник, нарушающий принципы и нормы профессиональной этики, утрачивает доброе имя и честь, дискредитиру-
ет свое подразделение и органы внутренних дел, лишается морального права на уважение, поддержку со стороны граждан, коллег и сослуживцев.
В этой связи очевидно, что фактором, оказывающим негативное влияние на развитие профессионализма, выступает профессиональная деформация. Явления деформации потенциально заложены в любой профессиональной деятельности. На уровне личности профессиональная деформация особенно распространена среди представителей профессий типа «человек—человек». Интенсивно подвергаются деформирующему воздействию и сотрудники правоохранительных органов. Профессиональная деформация сотрудника ОВД представляет собой смещение профессиональных возможностей и личности сотрудника в асоциальную сторону, возникающее в результате негативных особенностей содержания, организации и условий служебной деятельности.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса, в связи с наблюдающейся нестабильностью, «испытания на прочность» претерпевают многие со-