ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № S (27)
УДК 316.46
ПРИХОДЬКО Наталья Васильевна,
аспирант кафедры педагогики и методики профессионального образования, заведующая отделом менеджмента и качества образования Белгородского государственного института искусств и культуры, г. Белгород, Россия e-mail: korenevaen@yandex.ru
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ЛИДЕРСТВА
В настоящей статье раскрываются основные подходы к исследованию проблемы формирования профессионально значимых лидерских качеств специалиста социально-культурной сферы деятельности, рассматриваются особенности решения этой проблемы в условиях вуза искусств и культуры.
Ключевые слова: лидерство, подходы, самоактуализация, мотивация, компетенции, принципы, способы формирования, критерии, формы работы.
PRIKHODKO Natalia Vasilievna,
postgraduate student of the Chair of Pedagogy and Methodology of Professional Education, head of Chair of Management and quality of Education, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod, Russia e-mail: korenevaen@yandex.ru
THE PROBLEM OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT LEADERSHIP FORMATION
The article deals with the main approaches to the research of a problem of forming socio-cultural activity specialist's professionally significant leadership qualities. Particular conditions and peculiarities of solving this problem in the higher schools of arts and culture are considered.
Keywords: leadership, approaches, self-actualization, motivation, competences, principles, means of formation, criteria, forms of work.
Необходимость формирования лидерских качеств на личностном и профессиональном уровне обусловлена серьезными социально-экономическими, внутриполитическими изменениями, происходящими в российском обществе. Лидерские качества важны не только как средство самоутверждения личности в студенческие годы, но и для последующей социальной адаптации выпускника вуза искусств и культуры в жестких, экстремальных ситуациях современной жизни. Лидерские качества способствуют повышению конкурентноспособности будущего специалиста в стремительно меняющихся условиях жизнедеятельности. В настоящее время в обществе сложилась тревожная ситуация, когда отрицательно ориентированные лидеры привлекают все большее число молодежи в различные деструктивные группы, неформальные группировки, религиозные секты. Противостоять разгулу безнравственности и агрессивности в молодежной среде можно при наличии специалиста социокультурной сферы со сформированными лидерскими качествами, работающего, в силу профессиональной специфики, со всеми слоями населения, способного добиваться успеха и увлечь за собой других, сплотить их вокруг гуманистических, творческих идей; специалиста, способного к реализации собственной индивидуальности, нацеленного на саморазвитие, творчество и самосовершенствование. Такой работник социокультурной сферы не боится взять на себя ответственность в решении коллективных задач, умеет противостоять трудностям, способен создать условия для самовыражения и самореализации различных слоев населения.
По мнению Е.В. Кудряшовой, ценностями лидерства являются обучение, вдохновение и развитие других. Эти же ценности, на наш взгляд, являются и основой личности специалиста социокультурной сферы деятельности. Новая социокультурная личностно-ориентированная парадигма образования позволяет подойти к рассмотрению проблемы формирования профессионально значимых лидерских качеств студентов, которым в силу своей профессии предстоит работать в социокультурном пространстве региона или страны, с учетом того, что эффективность профессиональной подготовки во многом определяется их подготовленностью. Важно, чтобы выпускник вуза искусств и культуры был не только носителем, но и ретранслятором нравственных ценностей.
Именно эта социальная группа будет определять экономическое, политическое и духовное развитие России. Поэтому вопрос о том, с какими ценностями, политическими ориентация-ми и установками современная российская молодежь придет на смену современным социально активным силам, является вопросом поистине государственным, стратегическим.
Исходя из вышеизложенного, одной из наиболее характерных черт современной общественной жизни является все возрастающий интерес к вопросам развития и формирования лидерских качеств, активной жизненной позиции у молодого поколения. Для исследования этого феномена к настоящему времени созданы необходимые теоретические и практические предпосылки.
С точки зрения генетического анализа феномена лидерства вызывают интерес работы, отражающие суждения о человеке как общественном животном (Аристотель, Т. Гобсс и др.), о личностных качествах человека (Р. Декарт, И. Кант, Д. Юм и др.). Весомым основанием для
- lll -
Образование, педагогика и методика преподавания
анализа феномена лидерства являются работы философов о месте и роли человека в обществе (Н.А. Бердяев, В.Г. Горбачев, В.П. Кохановский, В.Н. Лавриненко и др.). Большинство отечественных исследователей рассматривает проблему лидерства в контексте совместной групповой деятельности (О.Ю. Бандурович, Л.Л. Беляева, И.В. Волков, Р.Л. Кричевский, Е.В. Осипо-ва, Б.П. Парыгин, А.В. Петровский, А.С. Чернышов).
Педагогика высшей школы рассматривает формирование творческой личности и своеобразия индивидуальности (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Б. Дмитриев, Г.М. Коган, А.В. Мудрик и др.). В профессионально-педагогической сфере актуальной становится тенденция к персонификации жизни индивида, направленности на развитие индивидуального своеобразия человека (Е.П. Белозерцев, В.М. Бехтерев, В.В. Зеньковский, К.Д. Ушинский, М.П. Щетинин и др.).
На современном этапе развития российского общества усилилась борьба за профессиональную конкурентноспособность, актуализируется задача факторов и условий, детерминирующих формирование и реализацию профессиональной активности. При этом повышенный интерес отечественной педагогической науки к вопросам профессиональной активности студентов - будущих специалистов связан с потребностью в выпускниках с высоким уровнем сформированное™ профессионально значимых лидерских качеств, проявляющихся в процессе деятельности и общения.
Осмысление обозначенной проблемы исследования в педагогическом аспекте показало ее необходимость и актуальность, которая обусловлена, с одной стороны, потребностью практики в лидерах в рамках профессиональной социокультурной деятельности, с другой - недостаточной целенаправленностью в процессе профессионального обучения и профессионального воспитания на формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих специалистов, их самоактуализации.
По определению автора теории самоактуализации А. Маслоу, самоактуализация означает прислушиваться к собственному голосу, брать на себя ответственность, быть честным, много работать, иметь независимую от окружающих позицию, найти самого себя и цель своей жизни [2].
На наш взгляд, важным условием самоактуализации является то, что индивид должен четко осознавать сильные и слабые стороны своей личности, а это одно из необходимых требований, предъявляемых к личности современного лидера [3, с. 190]. Такое осознание может быть успешно осуществлено при помощи креативно ориентированных педагогов. Мы согласны с В.И. Андреевым в том, что, получая поддержку креативно ориентированных педагогов в саморазвитии, целенаправленно расширяя субъективный опыт деятельности и общения, обучающиеся обретают новые «степени свободы» в социальном взаимодействии в виде навыков установления связей с людьми и их понимания, в организации деятельности, в групповом взаимодействии, в установлении конвенциальных отношений, в развитии творчества, в разрешении сложных ситуаций и др. [1].
Настоящему лидеру требуется мастерство для формирования и прояснения собственного видения взаимодействия с людьми в рамках своей профессии. Зачастую студенту сложно самоопределиться в области самосовершенствования и приобретения лидерских качеств. Очень важно, чтобы молодой человек научился правильно оценивать сферу своей будущей профессиональной деятельности и позиционировать себя в ней. Для этого в вузе необходимо создание следующих условий: наличие системы выявления лидерских качеств студентов и динамики их изменений в процессе их развития: многогранная система обучения лидерству в зависимости от особенностей будущей профессии с учетом личностных особенностей обучаемого; обеспечение многообразия деятельности, в которую включаются студенты, в любой деятельности выдвигается свой лидер, и такая организация жизнедеятельности временного подросткового коллектива позволяет практически каждому реализовать свой лидерский потенциал; вовлечение как можно большего числа студентов в работу студенческого самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе; стимулирование развития лидерских качеств и выведение их поэтапно на новый, более высокий уровень.
Реализация всех этих условий направлена на формирование как лидерских качеств студента, так и профессионально-значимых качеств будущего специалиста социокультурной сферы.
Таким образом, профессионально значимые лидерские качества - это сложный социально-педагогический феномен, формирование которого требует глубокого осмысления критериев и показателей лидерства, выделения основных системообразующих качеств личности, подбора форм и методов работы со студенческой молодежью, разработки требований к воспитательному пространству вуза.
ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 5 (27)
Современный специалист социокультурной сферы может быть успешным, если он обладает комплексом профессионально значимых лидерских качеств, реализация которых поможет не только безболезненно войти в мир практической профессиональной деятельности, но и в дальнейшем реализовать себя как высококвалифицированный специалист, способный объединять вокруг себя и вести за собой различные слои населения.
Исследование показало, что способы формирования профессионально значимых лидерских качеств студентов с позиций гуманистической парадигмы личности и ценностного отношения к будущей профессии находятся в прямой зависимости: от специфики будущей профессиональной деятельности студента; от уровня сформированности лидерских качеств в довузовский период; от этапа профессионального обучения; от уровня развития воспитательного пространства вуза; от степени осознания педколлективом необходимости формирования лидерских качеств как профессионально значимых.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. Пособие для вузов / В.И. Андреев. - Казань, 2005. - 500 с.
2. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. - М., 2003. - 352 с.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с.
REFRENCES
1. Andreyev V.I. Pedagogica of the higher school. Innovative and prognostic course: Tutorial for higher schools. V. I. Andreyev. Kazan, 2005. p. 500. (in Russ.).
2. Maslou A. Far limits of the human psyche. Maslou. Moscow. 2003. p.352. (in Russ.).
3. Maslou A. Motivation and personality. 3rd ed. [Text]. A. Maslou. Saint-Petersburg . 2010. p. 352. (in Russ.).