Научная статья на тему 'Взаимосвязь лидерского потенциала и самоактуализации взрослых людей'

Взаимосвязь лидерского потенциала и самоактуализации взрослых людей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1059
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / LEADERSHIP / LEADER POTENTIAL / SELF-ACTULIAZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алыпова Ирина Владимировна

В исследовании рассматривается взаимосвязь между лидерским потенциалом и самоактуализацией личности. Результаты эмпирического исследования, полученные на выборке педагогов (N = 72), показали, что существует взаимосвязь между лидерским потенциалом и самоактуализацией взрослых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алыпова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of leader potential and self-actuliazation of adults

Correlation of leader potential and self-actuliazation of adults. A correlation between a leader potential and self-actuliazation of adults is being investigated in the research. Empirical study data drawn from teachers’ sample group ( N = 72) show that a correlation between a leader potential and self-actuliazation of adults does exist.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь лидерского потенциала и самоактуализации взрослых людей»

Примечания

1. Слободнюк Е. Г. Профессионально-ценностные ориентации как фактор становления личности будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. С. 46.

2. Разживина Л. В. Развитие и формирование ценностных ориентаций у студентов педвуза: авто-реф. дис. ... канд. психол.наук. М., 1990.

3. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности / Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. С. 105.

4. Асташова Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. С. 11.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. С. 124.

6. Ювшаев М. С. Профессионально-ценностные ориентации в трансформациях стратегий социокультурного воспроизводства российской молодежи: дис. . канд. филос. наук. Новочеркасск, 2009. С. 23.

7. Наумова Н. Ф. Человек и модернизация России. М., 2006. С. 497.

8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. С. 207.

9. Казакина М. Г. Формирование ценностных ориентаций в коллективе старшеклассников // Советская педагогика. 1983. № 3. С. 70.

10. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. Москва; Белгород: Везели-ца, 1992.

УДК 316.612

И. А. Алыпова

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ

В исследовании рассматривается взаимосвязь между лидерским потенциалом и самоактуализацией личности. Результаты эмпирического исследования, полученные на выборке педагогов (N = 72), показали, что существует взаимосвязь между лидерским потенциалом и самоактуализацией взрослых людей.

Correlation of leader potential and self-actuliazation of adults. A correlation between a leader potential and self-actuliazation of adults is being investigated in the research. Empirical study data drawn from teachers' sample group ( N = 72) show that a correlation between a leader potential and self-actuliazation of adults does exist.

Ключевые слова: лидерство, лидерский потенциал, самоактуализация.

Keywords: Leadership, leader potential, self-actuliazation.

B современном обществе актуальным становится вопрос о развитии лидерского потенциала работающих специалистов, поскольку лидерские качества влияют на эффективность работы и качество жизни как самого человека, так и других людей. Лидеры - это, как правило, личности яркие, неординарные, обладающие притягательной силой. Их деятельность и поведение привлекают внимание других людей, становятся примером для подражания. Проблема развития лидерского потенциала представляет интерес не только для исследований в области психологии управления, психологии личности, но и для многих других отраслей психологии. B педагогической психологии данная проблема стоит особенно остро. Так, обладание лидерскими качествами необходимо для преподавателя, призванного оказывать влияние на обучающихся, увлекать их, убеждать, буквально «вести за собой».

Термин лидер происходит от английского слова «leader», что означает «ведущий» [1]. B педагогической литературе проблема лидерства чаще всего анализировалась через исследование принадлежности к «активу» [2]. B настоящее время значимым становится вопрос о возможностях развития лидерского потенциала каждого преподавателя. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписывае-

© Алыпова И. А., 2012

мых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой - лидерство трактуется как процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство предполагает наличие ясной, достижимой цели и авторитета, который может координировать деятельность других для достижения этой цели [3].

Существуют различные подходы к определению понятия «лидерство». Приведем некоторые примеры. В трактовке Б. Д. Парыгина, лидерство -это «один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями» [4]. По мнению С. Д. Резника, лидерство - это «феномен, порожденный системой неформальных отношений» [5]. Р. Холл утверждает, что лидерство - это особая форма власти, тесно связанная с формой влияния, а также способность, основанная на личных качествах лидера, вызывать добровольное согласие последователей по широкому кругу вопросов [6]. С точки зрения Ж. Блонделя, лидерство - это «указание направления, которое, в конечном счете, нацелено на действие» [7].

О. В. Евтихов [8], анализируя классификации концепций лидерства, предложенные Р. Стогдил-лом и Е. В. Кудряшовой как наиболее значимые в контексте организационного лидерства, выделил следующие: лидерство как проявление личностных черт; искусство достижения согласия; возможность индивида влиять на последователей и достигать повиновения, лояльности, уважения и сотрудничества с их стороны; инструмент достижения цели и результата; результат группового взаимодействия; умение убеждать; осуществление влияния; видение перспективы; следование особым ценностям. Приведенная классификация, даже в неполном виде, показывает, насколько широки представления исследователей о сущности и природе лидерства.

С целью формирования интегрального представления о лидерстве О. В. Евтихов обратился к наиболее сущностным характеристикам этого феномена, которые, по его мнению, позволяют определять в каждом конкретном случае, идет речь о лидерстве или нет. В качестве основных характеристик феномена лидерства данный автор выделяет следующие положения: лидером является тот, кто имеет последователей; лидерство формируется и проявляется в сфере взаимодействия; лидерство основано на авторитете и неформальном влиянии; складывается из дискретных событий - актов лидерства; лидерство - это когнитивный конструкт восприятия последователей [9]. Выделенные О. В. Евтиховым общие характеристики ли-

дерства в значительной степени проясняют социально-психологическую сущность данного феномена. Эти характеристики, на наш взгляд, необходимо учитывать не только при рассмотрении лидерства руководителей, как отмечает О. В. Евти-хов, но и при рассмотрении вопросов лидерского потенциала специалистов разных сфер, в частности сферы высшего и дополнительного образования. Так же, как и руководителю организации, преподавателю важно уметь ставить «правильные вопросы» (W. Blank) для развития своего лидерского потенциала, в частности это вопросы «Каковы нужды и интересы других?» и «Как заинтересовать других следовать за мной?»

Поскольку лидерский потенциал членов групп, в частности педагогических коллективов, является значимым фактором успешности их функционирования, для учреждений и организаций становится необходимостью развитие лидерских характеристик не только руководителей, но и подчиненных. Такая работа в психологической практике осуществляется через специальные занятия, а также через создание в производственном процессе ситуаций, требующих лидерства. Лидерству можно и нужно обучаться. Лидерами не становятся вдруг. Лидерство развивается в результате накопления опыта, причем процесс изучения лидерства и обучения ему непрекращающийся. Никто не может достичь совершенства и сказать: «Я - идеальный лидер». Наиболее эффективный путь освоения лидерства - через деятельность и практику взаимодействия индивидов друг с другом. Но для этого межличностные взаимоотношения должны быть достаточно развиты, а организационное окружение - быть открытым и допускать возможность для личности (не только руководителя, но и его сотрудников) социально расти и развивать в себе лидерские качества [10]. Один из возможных путей развития «лидерского потенциала» - это широко рекламируемый в настоящее время путь самоактуализации личности.

Термин «самоактуализация» (Self-actualisation) происходит от слова «актуализация», которое трактуется как «переход от состояния возможностей в состояние действительности», и понятия «Self», которое определяет личность, одновременно совершающую действие и претерпевающую его, и означает сущность, подлинность, истинность, осознанное ощущения себя [11]. Самоактуализация -это своевременный, осознанный выбор в пользу своей сущности и поэтапное воплощение себя в жизни. Понятие «самоактуализация» тесно связано с понятием жизненного пути, поэтому «выбор», в данном случае, по мысли К. А. Абульхановой-Славской, означает сознательное предпочтение такой стратегии разрешения жизненных ситуаций, которая развивает способности человека, дает ему необходимый опыт совладания с проблемами и,

несмотря ни на что, сохраняет его интерес к миру [12].

Основоположником концепции самоактуализации личности является А. Маслоу, на формирование идей которого повлияли работы К. Гольдштейна, впервые употребившего термин «самоактуализация» [13], [14]. Стремление к самоактуализации, по мнению А. Маслоу, имеет большинство людей, если не все. Однако, несмотря на то, что у всех есть такой потенциал, лишь малый процент реализует его. Частично это объясняется слепотой людей в отношении своего потенциала: они не знают ни своих возможностей, ни того, как самоактуализация вознаграждает человека [15]. Самоактуализация - дело не одного момента, она достигается длительно, на протяжении жизни человека, путем небольших, последовательно накапливаемых достижений [16]. К. Роджерс рассматривал самоактуализацию как способность человека к раскрытию своих возможностей, также полагая, что человек от природы наделен для этого всем необходимым [17].

В отечественной психологии понятие самоактуализации соотносится с идеями личностного саморазвития и динамическими концепциями личности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев и др.). Отечественные авторы разделяют основную идею А. Маслоу о стремлении человека к реализации всех своих потенциальных возможностей и способностей. Вместе с тем, по мнению Д. А. Леонтьева, одним из существенных недостатков теории А. Маслоу является теоретическая аморфность понятия «самоактуализация», поскольку данное понятие, включая в себя процессы самореализации, самовыражения, самоутверждения и саморазвития, игнорирует существенные различия между ними, что затрудняет возможность его операцио-нализации [18].

Исследований по проблеме лидерского потенциала в ее взаимосвязи с самоактуализацией, саморазвитием, самосовершенствованием человека пока не так много. Трудность заключается в том, что и лидерский потенциал, и процессы самоактуализации представляют собой сложные комплексные образования.

Изучение связи лидерского потенциала и самоактуализации у взрослых людей стало целью нашего исследования. Мы исходили из предположения о том, что чем выше уровень лидерского потенциала взрослого человека, тем более выраженными у него являются показатели самоактуализации, и наоборот, чем в большей степени выражены отдельные показатели самоактуализации, тем выше уровень лидерского потенциала.

В исследовании принимали участие 72 человека в возрасте от 24 до 53 лет, из которых 57 женщин и 15 мужчин. Все респонденты на момент проведения исследования имели высшее образование и

работали в одном из учреждений дополнительного образования г. Кирова.

Для решения задач исследования и проверки гипотезы были применены следующие методы: тест-опросник «Лидерский потенциал» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого и «Самоактуализационный тест» Э. Шострома (САТ).

В результате исследования было выявлено, что высокий уровень лидерского потенциала имеют 36,1% респондентов, средний уровень - 27,8%, низкий - 36,1% респондентов. Высокий уровень лидерского потенциала, в соответствии с заложенным в опроснике Е. Жарикова и Е. Крушельницко-го содержанием, означает развитость у респондентов волевых качеств, их способность преодолевать препятствия на пути к цели, настойчивость, инициативность, умение разумно рисковать; а также четкость постановки целей деятельности, ее тщательное планирование и, как следствие, высокий уровень организованности собственной трудовой деятельности.

Обработка данных, полученных с помощью методики «Самоактуализационного теста», выявила, что у респондентов наиболее высокими являются показатели по шкалам «Познавательные потребности», «Представления о природе человека», «Креативность», «Синергия».

В результате корреляционного анализа матрицы данных, полученных по двум методикам (вы-считывался коэффициент ранговой корреляции Спирмена), было выявлено, что имеются связи между лидерским потенциалом и качествами самоактуализирующейся личности.

Так, существует умеренная прямая взаимосвязь между лидерским потенциалом и самоуважением (г = 0,379; р # 0,01). Полученный результат свидетельствует о том, что чем более выражены лидерские качества человека, тем выше его способность ценить свои достоинства, положительные качества, свойства характера, уважать себя за них, и наоборот, чем выше самоуважение, тем выше и уровень лидерского потенциала. Это может быть связано с тем, что активный, целеустремленный человек с положительным настроем на достижение желаемого результата более позитивно, независимо от возможных неудач, ценит себя, свое достоинство, формирует мнение и отношение к себе по итогам полученных положительных результатов деятельности. Положительное самоотношение, в свою очередь, способствует проявлениям качеств лидера в коллективе.

Слабые прямые взаимосвязи были выявлены между лидерским потенциалом и контактностью (г = 0,241; р # 0,01), а также между лидерским потенциалом и принятием агрессии (г = 0,215; р # 0,05).

Данные результаты позволяют судить о том, что чем выше уровень лидерского потенциала, тем

выше способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов, и наоборот, чем выше способность человека к установлению контактов с другими людьми, тем в большей степени он обладает лидерским потенциалом. Это не противоречит здравому смыслу. Если ты хочешь лидировать, нужно учиться общаться с другими людьми, проявлять к ним интерес. Также полученные результаты свидетельствуют, что чем выше уровень лидерского потенциала, тем выше способность индивида принимать раздражение, гнев, агрессивность как естественные проявления человеческой природы. И наоборот, чем в большей степени человек способен принимать свою агрессию, тем более выраженным у него является и лидерский потенциал.

Таким образом, исследование показало, что способность человека быть лидером во многом зависит от самоуважения, развитости коммуникативных качеств, а также от готовности «принимать» свою агрессивность. Принятие агрессии и контактность составляют область межличностной чувствительности, поэтому их взаимосвязь определяет отношение человека как к себе, так и к окружающим людям. Это отношение может быть как положительным, при этом выражена направленность на общение, сотрудничество, открытое проявление своих чувств по отношению к другим, так и отрицательным, при котором человек не нацелен на создание дружеских, крепких отношений, а все взаимодействие сводится к официальному, безэмоциональному общению. И только в первом случае человек имеет шанс стать лидером.

Для более глубокого и детального анализа взаимосвязи лидерского потенциала и качеств самоактуализирующейся личности был применен факторный анализ данных, полученных по шкалам опросника САТ. Далее вновь проводился корреляционный анализ данных о лидерском потенциале респондентов с данными по трем выделенным факторам, получившим следующие названия: «Личностная компетентность», «Креативность и Познание», «Контактность».

Выяснилось, что лидерский потенциал респондентов более всего связан с фактором «Контактность» (г = 0,509; р < 0,01). На основе данной взаимосвязи можно сделать вывод о том, что лидерский потенциал определяется в наибольшей степени способностью человека к неагрессивному, адекватному общению, его умением проявлять уважение к личности другого человека и чувством собственного достоинства.

Корреляция лидерского потенциала с фактором «Креативность и Познание» (г=0, 253; р < 0,05) позволяет судить о том, что необходимыми условиями для лидерской деятельности являются интеллектуальные навыки, знание психологии людей, умение нестандартно мыслить,

стремление к постоянному расширению своего кругозора.

Основной вывод, который можно сделать, подводя итоги исследования, состоит в том, что существует взаимосвязь между лидерским потенциалом и показателями самоактуализации у взрослых людей. Высокий уровень лидерского потенциала коррелирует с выраженностью таких показателей самоактуализирующейся личности, как контактность, креативность, принятие себя, отношение к агрессии как к «естественному» проявлению человеческой природы.

Примечания

1. Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство. Архангельск: Изд-во Помор. междунар. пед. ун-та им. М. В. Ломоносова, 1996. С. 24.

2. Биркенбиль В. Ф. Как добиться успеха в жизни / пер. с нем. М.: СП «Интерэксперт», 1992. С. 189.

3. Гапонюк 3. Г. Типология лидерства // Вестн. Воен. ун-та. 2008. № 2. С. 12-27.

4. Парыгин Д. Б. Лидерство как инструмент интеграции общности / сост. А. Л. Свенцицкий // Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб.: «Питер», 2000. С. 221234.

5. См. Гапонюк 3. Г. Типология лидерства...

6. См. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999. С. 21.

7. Блондель Ж. Политическое лидерство: путь к всеобъемлющему анализу. М.: Российская академия управления, 1992. С. 28.

8. Евтихов О. В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития : монография. Красноярск : СибЮИ МВД России, 2011. иИЬ: http://lib100.com/book/success/ potential_leader

9. Там же. С. 15-19.

10.Там же. С. 70.

11. Вахромов Е. Е. Самоактуализация и жизненный путь человека / под ред. А. А. Бондырева, В. Э. Чудновского // Современные проблемы смысла жизни и акме: материалы У1-УП симпозиумов ПИРАО. 2005. № 2. С. 16-21.

12. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

13. Маслоу А. Дальние пределы...

14. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.

15. Гобл Ф. Третья сила: психология Абрахама Маслоу - новый взгляд на человека // Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. С. 380.

16. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. С. 57.

17. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. М.: Изд. группа «Прогресс-Универс», 1994.

Т. В. Ворончихина, А. О. Ивонин. Разбитие познавательной активности студентов в процессе обучения.

18. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 171.

УДК 378.147.8

Т. В. Ворончихина, А. О. Ивонин

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается проблема развития познавательной активности студента, предлагаются для реализации формы работы, повышающие уровень активности обучения.

In the article the problem of the development of the cognitive activity of student is examined, the forms of work are proposed for the realizations, which increase activity level of instruction.

Ключевые слова: активные методы обучения, активизация мышления, познавательная активность, инновационное обучение.

Keywords: active methods of instruction, the making more active of thinking, cognitive activity, the innovation instruction.

Современная эпоха, время стремительных и порой резких перемен в окружающем нас мире, ха-рактеризуюется мощным развитием рыночных экономических отношений во всех странах, усложнением, углублением социальных процессов, обострением проблем в нравственной и культурной жизни, повышением роли личностных устремлений человека, наконец, появлением и мощным развитием новых направлений в науке и социальной практике. В связи с этим в последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого отдельного человека и всего человечества в целом. Учение на протяжении всей жизни как единственно возможный в современных условиях способ жизнедеятельности человека - главное условие эффективной деятельности во всех сферах жизнедеятельности. Становится очевидным тот факт, что прежние формы, методы и средства обучения нуждаются в корректировке и модернизации. Ушел в прошлое миф о достаточности образования, полученного в юности, о непродолжительном и краткосрочном периоде обучения в учреждениях образования. Идея о непрерывном образовании и развитии специалиста сегодня ни у кого не вызывает

© Ворончихина Т. В., Ивонин А. О., 2012

сомнений, поскольку быстрое изменение в сфере науки и техники требует от специалистов не стационарных, а мобильных, постоянно обновляющихся знаний. Специалист (педагог) сегодня должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой. Все это выдвигает на первый план требование непрерывного развития (личностного и профессионального) педагогов, т. е. проведения мероприятий, способствующих полному раскрытию потенциальных возможностей каждого учителя. Решающую роль в процессе профессионального обучения и развития имеет личная мотивация сотрудников, которые должны быть заинтересованы в необходимости процесса обучения.

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке кадров требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В связи с этим акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Современная установка на преобразование системы высшего профессионального образования требует целенаправленного поиска перспективных путей развития педагогической системы. Наиболее разумным в этом плане является обращение к передовому опыту как источнику нового, прогрессивного. Вместе с тем при попытках проанализировать и обобщить его возникает вопрос, что надо считать новым и как это новое распространить на всю высшую школу. Ответ на этот вопрос может дать современная педагогическая теория, призванная выполнять прогностическую функцию по отношению к практике обучения.

В то же время широкая вузовская практика во многом основывается на устаревших теоретических представлениях об объяснительно-иллюстративном обучении. Традиционные организационные формы обучения - лекция и практическое занятие - предусматривают освоение студентами теоретических зна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.