Научная статья на тему 'Формирование лидерских качеств учащейся молодежи как основная составляющая их профессиональной успешности'

Формирование лидерских качеств учащейся молодежи как основная составляющая их профессиональной успешности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА / LEADERSHIP / QUALITIES / PROFESSIONAL SUCCESS / SPHERE OF CULTURE AND LEISURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веряскина Ирина Александровна

В статье рассматриваются различные аспекты формирования лидерских качеств учащейся молодежи и профессиональной успешности. Основное внимание уделяется изучению таких вопросов, как знания, навыки и умения, которыми должен обладать будущий специалист сферы культуры и досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of leadership qualities of the studying young people as the basic component of their professional success

The article deals with different aspects of forming leadership qualities of the studying young people and professional success. Major attention is given to studying such questions as knowledge, skills and techniques which a future specialist in the sphere of culture and leisure possess.

Текст научной работы на тему «Формирование лидерских качеств учащейся молодежи как основная составляющая их профессиональной успешности»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ И.А. Веряскина

В статье рассматриваются различные аспекты формирования лидерских качеств учащейся молодежи и профессиональной успешности. Основное внимание уделяется изучению таких вопросов, как знания, навыки и умения, которыми должен обладать будущий специалист сферы культуры и досуга. Ключевые слова: лидерство, качества, профессиональная успешность, сфера культуры и досуга.

Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования. Е.И. Григорьева подчеркивает, «уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает научную разработку и практическое обоснование новых идей и технологий, внедрение компьютерных

средств обучения и развития способностей оперирования информацией с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба» [1].

Востребованность специалистов в условиях рыночной экономики обеспечивается конкурентоспособностью. Сегодня требуются специалисты, профессионально компетентные, мобильные в условиях социальноэкономических перемен, быстро адаптирующиеся к новым условиям и обстоятельствам, умеющие ориентироваться в информационных потоках и способные оптимально разрешать возникающие проблемы. В число наиболее востребованных и профессионально значимых характеристик личности выдвигается лидерство, которое рассматривается в настоящее время как совокупность качеств, отражающих степень целенаправленной активности субъекта, преобразующего действительность, в т. ч. и самого себя.

Проблема лидерства оказалась тесно связанной с решением проблемы самореализации личности, рассматриваемой как процесс и результат творения субъектом своей собственной жизнедеятельности в конкретных социально-исторических условиях. Одна из наиболее известных и простых теорий - это «теория великих людей». Ее сторонников можно встретить среди историков, политологов, психологов и социологов. Теория вели-

ких людей (great person theory) утверждает, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится. Абсолютным воплощением теории великих людей является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие (от греч. charizma - дар, благодать божья, милость богов).

Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом. Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов.

Изучая социальное поведение людей, мы можем понять динамику лидерства и вскрыть поворотные моменты жизни групп. Сколь разнообразны люди и группы, столь же многообразны лидеры и их поведение.

Признаки лидерства можно обнаружить в любой группе, и во всех случаях прослеживается одна закономерность: лицо, которое выдвинулось как лидер, и стиль его лидерства отражают обстоятельства его становления лидером, сущность группы, которой он руководит, а также личностные черты не только самого лидера, но и его последователей.

Говоря о формировании лидерских качеств учащейся молодежи необходимо сказать об их профессиональной успешности. Профессиональную успешность можно толковать как удачу в достижении чего-нибудь; общественное признание; хорошие результаты в работе или учебе.

Рассматривая профессиональную успешность, нельзя не учитывать влияния внешних факторов, т. е. сложившегося в обществе отношения к конкретной профессии, социальному статусу профессии, актуальности специальности, ее востребованности об-

ществом, стоимости профессиональных услуг для потребителя. Все вместе эти факторы можно обозначить как социально-экономическую востребованность профессии.

Как отмечает Т.Н. Шевченко, «важнейшим условием, обеспечивающим педагогический процесс формирования успешно адаптирующихся, мобильных, уверенных в себе, профессионально компетентных специалистов становится субъектная позиция студента. Субъектность как системное качество студента отражает способность к осознанному, самостоятельному, целенаправленному, саморегулируемому преобразованию исходных способностей и свойств в социально-значимые и профессионально важные качества» [2].

На наш взгляд, критериями профессиональной успешности будущего специалиста являются:

1) конкурентноспособность;

2) субъективная удовлетворенность профессиональной деятельностью;

3) социально-экономическая востребованность профессии (рис. 1).

Качество профессиональной подготовки непосредственным образом влияет на конкурентноспособность, а значит и на успешность будущего специалиста. Оно оценивается по следующим показателям:

1) качество знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления педагогической и управленческой деятельности;

2) качество личности специалиста, обес-

печивающее ему формирование профессиональной компетентности: характеристики

сознания и мышления, профессионально значимые личностные качества, необходимые для реализации разнообразных профессиональных функций;

3) качество знаний, умений и навыков социально-профессионального общения, наличие опыта профессиональной деятельности, поведения и общения.

Параметры, характеризующие конкурентноспособность специалиста, можно условно разделить на три группы:

1) параметры, характеризующие личность самого специалиста (эстетические, коммуникативные, конструктивные (профессионально необходимые качества), когнитивные (объем и качество общих и профессиональных знаний);

2) социально-экономические и организа-

ционные (внешние факторы формирования конкурентноспособности): социальная

структура потребителей, затраты на подготовку специалиста, в т. ч. и его собственные затраты на обучение;

3) нормативные параметры (соответствие всех характеристик специалиста требованиям ГОСТа и общества как комплексного потребителя профессиональных услуг), позволяющие судить о качестве подготовки специалиста путем сопоставления характеристик конкретного специалиста с нормативно заданными требованиями; нормативные параметры можно считать моделью профессиональной компетентности специалиста.

Какими же знаниями, навыками и умениями должен обладать будущий специалист сферы культуры и досуга?

Знания: основные положения современной педагогики, психологии; конфликтологии; отличительные особенности социальнокультурной работы; особенности педагогической работы с людьми различного возраста; основные методы управления коллективом; принципы бесконфликтной организации деятельности.

конкурентноспособность

Про фессиональная успешность

субъективная удовлетворенность профессиональной деятельностью

► социально-экономическая востребованность профессии

Рис. 1. Критерии профессиональной успешности будущего специалиста

Умения: определять цель и возможности, методы работы, соответствующие индивидуальной норме; корректировать поведение лиц в зависимости от их индивидуальных особенностей; использовать полученные знания для контроля собственных эмоций и настроения; диагностировать причины конфликта, его предмет, объект, цели, мотивы и ценности конфликтующих сторон; использовать приемы коммуникации, уменьшающие возможность возникновения конфликтной ситуации.

Навыки: саморегуляции протекания основных психических функций в различных условиях профессиональной деятельности; индивидуализации своего управленческого воздействия с учетом психологических особенностей лиц, на которых направлено педагогическое воздействие; анализа педагогической ситуации, определения и решения педагогических задач; решения задач сплочения коллектива, обеспечения его дееспособности и повышения спортивной результативности; практического использования полученных знаний в практической профессиональной деятельности.

Личностные качества: эмоциональная стабильность; лидерские качества; культура общения; коммуникабельность; воспитанность.

Совокупность этих характеристик определяет «качество» подготовленного специалиста или его компетентность. Компетентность специалиста сама по себе не может

обеспечить его профессиональную успешность. Для достижения успешности необходимо соответствие уровня компетенции специалиста: 1) нормативным требованиям;

2) характеру будущей деятельности (характер деятельности меняется быстрее, чем ее нормативные параметры); 3) требованиям конкретного работодателя; 4) скрытым требованиям.

Конкурентноспособный уровень компетенции специалиста может быть достигнут при интеграции всех указанных характеристик, представляющих собой единство теоретической и практической готовности к труду и позволяющих специалисту на практике проявить способность реализовывать свой потенциал для успешной деятельности. Тогда профессиональную готовность специалиста к успешной профессиональной деятельности можно представить как взаимосвязанное единство различных готовностей (рис. 2).

Особое внимание мы обращаем на пси-холого-педагогическую и конфликтологическую готовности будущих специалистов, т. к. молодые специалисты наибольшие трудности в профессиональной деятельности испытывают именно в этом блоке готовности.

Это связано, прежде всего, с тем, что в содержании образования недостаточно внимания уделяется психолого-педагогическому блоку образования, в частности психологопедагогическим аспектам успешности специалиста.

Готовность к профессиональной деятельности

у 1 Г ^ г л г л г л г у

Рис. 2. Структура готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности

Для разрешения данной проблемы можно применить программу развития психологических предпосылок лидерской одаренности. Целью этой программы является предоставление студентам психолого-педагогических средств, обеспечивающих возможности выявления и проявления ими собственной индивидуальности в различных областях. При этом имеются в виду не готовые средства, предлагаемые преподавателем и направленные на решение поставленных задач, а те средства, которые студент находит сам и которые позволяют ему полнее выразить собственный внутренний мир, отношение к чему бы то ни было вообще так, как он считает нужным в данный момент.

Таким образом, успешность формирования лидерских качеств учащейся молодежи может быть обеспечена при соблюдении определенных принципов: целостности системы целей, методов, средств, форм и условий формирования лидерских качеств; поэтапного формирования педагогической культуры лидерских качеств; мотивационного обеспечения формирования лидерских качеств; системного, личностно-деятельностного подходов в формировании лидерских качеств; единства системы педагогических воздействий и процесса саморазвития в формировании лидерских качеств; непрерывности профессионального образования.

Процесс формирования лидерских качеств учащейся молодежи основан на после-

довательном, качественно-преобразовательном переходе от теоретического освоения общеобразовательных, культурологических и педагогических знаний к формированию умений и навыков, профессионально-педагогических качеств, ценностных установок, к практической апробации социально-культурных и педагогических технологий, подготавливающих к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию в процессе самостоятельной профессиональной деятельности.

1. Современные технологии социально-культурной деятельности / под ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов, 2004. С. 16.

2. Шевченко Т.Н. Социокультурное лидерство в системе формирования педагогической культуры будущего специалиста сферы досуга: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008. С. 3.

Поступила в редакцию 14.09.2008 г.

Veryaskina I.A. Forming of leadership qualities of the studying young people as the basic component of their professional success. The article deals with different aspects of forming leadership qualities of the studying young people and professional success. Major attention is given to studying such questions as knowledge, skills and techniques which a future specialist in the sphere of culture and leisure possess.

Key words: leadership, qualities, professional success, sphere of culture and leisure.

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И.Н. Григорьев

В статье рассматриваются истоки появления благотворительности в России, основные виды добровольческой деятельности, а также особенности организации волонтерской деятельности в молодежной среде.

Ключевые слова: волонтерство, молодежь, досуг.

В последнее время все чаще мы слышим фактах добровольной и бескорыстной помо-

слово добровольчество или волонтерство. щи. В обществе всегда находились люди,

Волонтерство - это явление, которое имеет способные оказывать помощь нуждающимся.

давние традиции и было распространено на Мотивы людей, приобщающихся к волонтер-

Руси повсеместно. История развития челове- ству, очень различны. Одними движет

чества свидетельствует о многочисленных стремление исполнить свой долг христиани-

1QQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.