16. Lopatina N.V. Social'naya 'effektivnost' informatizacii kul'tury: problema aktualizacii analiticheskih metodik. Vestnik MGUKI. 2013; 4 (54); iyul' - avgust: 218 - 222.
17. Lopatina N.V. Informacionnaya kul'tura kak uslovie 'effektivnosti social'nyh tehnologij: uchebnoe posobie. Moskva, 2002.
18. Lyutikova T.P. Razvitie informacionnojkul'tury lichnosti v obrazovatel'nomprocesse vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Pyatigorsk, 2006.
19. Prokudin D. E. Informatizaciya obrazovaniya v razvivayuschemsya informacionnom obschestve. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki. Tambov: Gramota, 2011; № 5(11): 157 - 162. Available at: http://www.gramota.net/materials/3/2011/5-4/40.html
20. Sil'chenkova S.V., Koshevenko S.V., Sazonova N.N. Opredelenie urovnya informacionnoj kul'tury obrazovatel'nyh menedzherov shkol Smolenska. Sovremennye nauchnye issledovaniya iinnovacii. 2015; 12. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61904
21. Hajbulaev M.H., Islamova S.H. Struktura i komponenty informacionnoj kul'tury shkol'nikov. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2015; (2): 68 - 73.
22. Sharipov F. Modelirovanie informacionnoj kul'tury studentov vuzov i urovni ee sformirovannosti. Uchenye zapiski Hudzhandskogo gosudarstvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova. 2013; 3(36): 166 - 177.
23. Shermazanova S.V. Informacionnaya kul'tura vuza kak ob'ekt social'nogo upravleniya. Materialy VIII-j mezhregional'noj nauchnoj konferencii IBP «Biznes i politika v Rossii: nacional'nye interesy v kontekste globalizacii», 23 noyabrya 2007. Moskva: Institut biznesa i politiki. 2008: 114 - 117.
Статья поступила в редакцию 27.11.18
УДК 373.1.02
Krainik V.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Sport Disciplines, Institute of Physical Culture and Sports, Altai State Pedagogical
University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Dedlovskaya M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism (Kazan, Russia),
E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS OF STUDENTS TO PHYSICAL EDUCATION IN THE MODERN EDUCATIONAL PARADIGM. The retrospective analysis of scientific approaches to physical education of the child is carried out, opinions of the leading scientists in the field of pedagogy of the childhood are compared. The necessity of a balanced approach to the process of physical development of the child, involving a harmonious account of all personal indicators, rather than the prevalence of the physical component to the detriment of socio-cultural. The importance of implementation of organized and purposeful pedagogical process of formation of physical culture of the person in school years is emphasized. The researchers highlight the importance of the disclosure and realization of the potential of physical education for the comprehensive development of the child in school. The hypothesis is proved that the readiness to engage in physical culture will acquire a positive motivation provided the transformation of external stimulatory effects on the student's personality into internal stimuli. The analysis and classification of the factors influencing the efficiency of the process of formation of motivational-value attitude of schoolchildren to physical culture is given.
Key words: physical culture, motivational readiness, personality development, spiritual values.
В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта, Алтайский государственный
педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
М.В. Дедлоеская, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики физической культуры и спорта, Поволжская государственная академия физической
культуры, спорта и туризма, г. Казань, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ
Проводится ретроспективный анализ научных подходов к физическому воспитанию ребёнка, сопоставляются мнения ведущих учёных в области педагогики детства. Обосновывается необходимость сбалансированного подхода к процессу физического развития ребёнка, предполагающего гармоничный учёт всех личностных показателей, а не превалирование телесного компонента в ущерб социокультурному. Подчёркивается важность осуществления организованного и целенаправленного педагогического процесса формирования физической культуры личности именно в школьные годы. Говорится о важности раскрытия и реализации потенциала занятий физической культурой для разностороннего развития ребёнка в школе. Доказывается гипотеза о том, что готовность к занятию физической культурой будет приобретать положительную мотивацию при условии трансформации внешних стимулирующих воздействий на личность учащегося во внутренние побудительные силы. Даётся анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на эффективность процесса формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к физической культуре.
Ключевые слова: физическая культура, мотивационная готовность, развитие личности, духовные ценности.
В своих трудах К.Д. Ушинский неоднократно отмечал необходимость изучения человека во всех отношениях, если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях. «Физиология и психология, или, пожалуй, антропология идут рука об руку, и обе составляют или, по крайней мере, должны составлять основу искусства воспитания, которое, по выражению Песталоцци, берёт человека всего, его тело и его душу» [1, с. 203].
Выявляя возрастные особенности детей и фиксируя определённые периоды детства, по мнению К.Д. Ушинского, необходимо учитывать анатомические показатели изменения роста, развития психики, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер, а также степень духовно-нравственной зрелости.
В современной периодизации детства отмечаются явления ускоренного развития детей, что не всегда, по мнению А.А. Чунаева, оценивается однозначно. При этом никем не оспаривается то, что прогресс социальных условий сложными и многообразными путями влияет на биологическое развитие человека [2].
У ряда исследователей со времён П.Ф. Лесгафта остался декларативный подход в обосновании необходимости использования потенциала физической культуры в деле воспитания и развития личности ребёнка. П.Ф. Лесгафт сетовал на то, что при знакомстве со школами видно, что в них занимаются исключительно умственным развитием ребёнка и не обращают никакого внимания на его физическое развитие [3].
Вызывает тревогу имеющее место в образовательной практике увлечение развитием физических качеств в ущерб гармоничному развитию личности ребёнка. Исследуя содержание воспитания, Л.И. Лубышева отмечает, что наблюдается преобладание телесного компонента в ущерб социокультурному,
а это, в свою очередь, приводит к деформации физкультурных ценностей, в результате чего физическое воспитание утрачивает черты гуманистической направленности педагогического процесса, его общекультурной и нравственной содержательности [4].
Б.Т. Лихачёв выделяет две стадии становления ребёнка: биологическую и социальную. К биологической стадии им отнесено внутриутробное развитие, а к социальной - последующие 17 - 18 лет воспитания человека, осуществляемого в разнообразных формах [5].
В 30-х гп ХХ-го столетия Л.С. Выготский писал о необходимости изучения сенситивных периодов для установления оптимальных сроков обучения детей [6]. Позднее А.П Цейтлин указал конкретные границы этих оптимальных сроков: 7-8 и 13-14 лет. А.А. Маркосян обосновывает существование оптимальных периодов для развития и закрепления двигательных функций, называя этот феномен запечатлеванием функций. Именно в этот период происходит развитие и закрепление двигательных умений и навыков. Авторы отмечали важность учёта педагогом этой особенности в развитии человека.
Критические периоды выступают как фазы наибольшей реализации потенций организма и неиспользование их для достижения оптимальных результатов приводит к тому, что не все возможности организма будут реализованы, или на их реализацию потребуется гораздо больше времени и усилий. Автор отмечает, что успешное использование повышенной пластичности в формировании общедви-пательной подготовки в рамках сенситивной готовности увеличивает резервы физической дееспособности организма в более позднем возрасте. В известном смысле нереализованные сенситивные возможности орпанизма становятся тор-
мозом для дальнейшего достижения оптимальных возможностей, присущих организму человека.
Ряд исследователей делает акцент на школьных годах человека, т. к. именно в это время осуществляется организованный и целенаправленный педагогический процесс освоения физической культуры [7; 8; 9; 10; 11; 12 и др.]. Рассматривая физическую культуру как специфическую сферу деятельности, специалисты практически всех наук связывают её с изучением человека, указывают на возможность эффективного использования системы форм, средств и методов физической культуры в длительном процессе личностного становления и развития человека.
Особую актуальность данное направление получает в рамках школьного физкультурного образования, так как школьный период развития является базовым в формировании личности, а предмет «Физическая культура» - обязательным в структуре школьного обучения [13].
Формирование мотивационной готовности школьников к занятию физической культурой рассматривается в данной работе как средство воспитания разносторонне развитой личности. Для достижения этой многоаспектной цели необходимо учитывать влияние различных факторов и создавать соответствующие условия.
Мотивационная готовность выражает внутреннюю позицию личности, которая обусловливает определённую структуру её отношения к действительности, к окружающим, к самому себе и психологически оформленного оценочного суждения. Готовность к занятию физической культурой будет приобретать положительную мотивацию при условии трансформации внешних стимулирующих воздействий на личность учащегося во внутренние побудительные силы как способ «присвоения», интериоризации духовных ценностей, выработанных человечеством в сфере физической культуры.
Тем не менее, разработка проблемы формирования положительного отношения к многообразным ценностям физической культуры представляется сложным, непрерывным и противоречивым процессом, зависящим от различных факторов, которые необходимо учитывать при организации опытно-экспериментальной работы. В связи с этим, учёт влияния различных факторов на личность школьника в процессе формирования мотивационной готовности к занятию физической культурой средствами учебно-воспитательного процесса и внеучебной деятельности является необходимым условием определения наиболее эффективных путей его совершенствования.
Одним из действенных факторов, оказывающих влияние на развитие мо-тивационной готовности к занятию физической культурой, является физическое воспитание. Оно является важнейшим составным элементом воспитания целостной личности. Занятия физической культурой и спортом - одна из тех форм сознательной человеческой деятельности, в которой проявляются и совершенствуются физические, психофизические, нравственные и социальные качества личности в их единстве [14].
В общеобразовательной школе физическое воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и направлено на всестороннее развитие личности учащихся, обеспечение высокой готовности к будущей профессиональной деятельности. Физическое воспитание в школе реализуется в форме урочных и внеурочных занятий по соответствующей программе в рамках учебного расписания, тренировочных занятий в секциях и самостоятельных занятий тренировочного характера во внеурочное время, а также в форме занятий физическими упражнениями в режиме дня, соревнований, массовых физкуль-турно-рекреативных и оздоровительных занятий, физкультурных и спортивных мероприятий в свободное время и во время каникул.
Под их влиянием у школьников формируются прикладные знания, двигательные умения, навыки, физические и психофизиологические специальные качества, обеспечивающие физическую готовность к учебной и предстоящей в дальнейшем трудовой деятельности. Конкретная направленность физического воспитания как предмета учебного плана определяется социальными задачами, которое оно призвано решать в системе всестороннего развития личности.
В процессе занятия физической культурой в школе удовлетворяются духовные потребности учеников, среди которых важными являются познавательные, этические потребности, потребности в общении, развитии активности и навыков рационального социального поведения.
Наличие крепкого здоровья, высокого уровня развития физических качеств способствует формированию у школьников уверенности в своих силах, оптимизма и жизнерадостности, позволяет достичь намеченных целей и в полной мере реализовать полученные в школе знания, умения и навыки в практической деятельности, способствует наиболее успешному продолжению обучения в высших учебных заведениях.
Беспечное отношение подростков к своему здоровью и физическому развитию, бытующее в последнее время в обществе, можно объяснить, во-первых, неправильно сложившимися взглядами на физическую культуру, её общественную и личную ценность; во-вторых, низкой эффективностью пропаганды средств массовой информации, органов здравоохранения; в-третьих, в структуре ценностных ориентаций ценности здоровья и гармоничного физического развития, значительно уступают ценностям, отражающим внешнюю сторону физической активности; в-четвертых, недостаточными знаниями о роли физической культуры в формировании личности.
Вот почему необходима целенаправленная работа по формированию позитивного, сознательного отношения к своему здоровью с самого раннего возраста. Школьников необходимо приучать соблюдать режим умственного и физического труда, отдыха, личную гигиену и т. д. «Если ребёнок с детства обладает физическим недостатком, - отмечает Т.П. Бакурова, - то это неминуемо отражается на его личности» [7, с. 79]. В решении этих задач велика роль школьного учителя, а основная суть требований к педагогу, по мнению А.С. Макаренко, сводится к обязанностям воспитателя быть всегда и везде для своих воспитанников образцом поведения [15]. Учитель должен вооружать детей необходимыми знаниями, умениями и навыками, позволяющими им внедрять средства физической культуры в повседневную жизнь. Вполне закономерно, что учителя не могут формировать личность учащегося, приобщать его к физической культуре, если сами не занимаются физическим самовоспитанием.
В процессе занятия физической культурой происходит интенсивное общение учеников между собой. В результате осуществляется не только обмен информацией и передача накопленного в сфере физической культуры человеческого опыта, традиций и установок, но и обмен эмоциями, сопереживание с сообщающим информацию. Тесное общение, в свою очередь, способствует развитию коллективных чувств, настроения, благоприятной эмоциональной атмосферы. Физкультурно-спортивная деятельность способствует не только сознательному и ответственному выполнению общественной работы, но и обеспечивает необходимые знания, умения и навыки её выполнения. Посредством усвоения социального опыта происходит преобразование и приумножение качеств, характеризующих всестороннюю подготовку выпускников школы к выполнению предназначенной общественной функции.
Физическая культура, выполняя разнообразные функции, положительно сказывается на формировании ценностных ориентаций и установок, возбуждает интерес, порождает новые потребности [16]. В свою очередь, двигательные потребности активизируют духовные потребности, волю и энергию человека. Иными словами, сформированные в процессе занятия физической культурой качества при соответствующих условиях переносятся на другие виды деятельности, характерные для школьников.
Осознанно занимаясь физической культурой, учащийся глубже познаёт закономерности физических качеств, двигательных умений и навыков, приобретает знания о структуре, функциях организма, что расширяет его образовательный уровень. Постоянное преодоление трудностей, достижение спортивных показателей воспитывает трудолюбие, внутренне организует человека, а участие в спортивно-массовых мероприятиях дисциплинирует ученика, развивает у него чувство ответственности, коллективизма.
Цели и задачи физического воспитания в школе детерминируются социально задаваемыми нормами физического развития и двигательной подготовленности. Так в процессе занятий со школьниками необходимо выработать и закрепить осознанную потребность в физической культуре, здоровом образе жизни, содействовать становлению активной жизненной позиции; формировать общественные и личностные представления о престижности высокого уровня здоровья и всестороннего физического совершенства.
Также немаловажно содействовать гармоническому физическому развитию, формированию осознанного понимания значения использования физических упражнений, гигиенических факторов и условий внешней среды для упрочения здоровья, противостояния стрессам, неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Помимо наличия крепкого здоровья и физической подготовленности, школьники школы должны быть вооружены необходимыми знаниями, умениями и навыками, позволяющими им заниматься семейным физическим воспитанием, вырабатывать умения и навыки самоконтроля в процессе занятия физической культурой.
Также в процессе формирования мотивационной готовности школьников к занятию физической культурой необходимо уделять должное внимание накоплению знаний по истории физической культуры, по технике базовых способов двигательной деятельности человека, расширению представлений о биологических, психолого-педагогических основах двигательной деятельности, опыту личной практики физкультурной деятельности (влияние занятий на будущую трудовую деятельность, выполнение функций отцовства и материнства, подготовка к службе в армии).
Важным моментом для учеников является обеспечение всестороннего развития на достаточном уровне личных физических качеств и основанных на них двигательных способностей, необходимых для успешного освоения избранной профессии и военной службы.
Уровню мотивационной готовности учащихся в процессе занятия физической культурой способствует формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания; дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Таким образом, занятие школьников физической культурой можно рассматривать как эффективное средство социального становления полноценного члена общества, его гармоничного развития и физического совершенства. Но необходимо учитывать, что физическая культура лишь тогда способствует формированию личности, когда она вписана в контекст его
нравственного развития и соответствует его общественной направленности.
Успехи общеобразовательной школы в области физического воспитания школьников в значительной мере зависят от того, насколько активно и сознательно они сами участвуют в этом процессе, от их отношения к физической культуре как учебному предмету. При этом под отношением подразумевается проявление ими суждений, действий и чувств к занятию физической культурой.
Физическое воспитание играет важную роль в развитии личности, создаёт предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Вот почему многие учёные стремились сочетать умственные занятия с физическими упражнениями, а некоторые активно занимались и занимаются спортом.
Физическое воспитание охватывает более широкую область педагогического влияния на учащихся. Наряду с осуществлением физического развития оно призвано возбуждать у них потребность и интерес к занятию физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях в области физической культуры и спорта, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни.
Мотивационная готовность личности ориентирована на активно-положительное отношение к физической культуре во всех сферах жизнедеятельности, отражает сформированную потребность в ней, систему знаний и убеждений, организующих и направляющих познавательную и практическую деятельность. Потребности - главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения; возникающая на их основе система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует её на проявление активности; отношения задают предметную ориентацию, социальную конкретность реализации физической культуры в жизнедеятельности; ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности; эмоции выступают основным инструментом установления ценности физической культуры и важнейшим компонентом ценностных ориентаций; знания определяют кругозор личности; убеждения - направленность её оценок, взглядов.
При формировании этого компонента необходимо так организовать реальный процесс жизнедеятельности старшеклассников, чтобы ценностные представления превращались в проверенные личным опытом реальные мотивы социального поведения, участвовали в построении жизненных планов личности, организующих и направляющих её активность. Необходима своеобразная аксиологическая концепция жизни, в которой физическая культура имеет смыс-ложизненный аспект, организована в единую систему личностно-ценностного отношения к жизни. Механизм развития этого процесса состоит в том, что ценностные ориентации, проходя через своеобразный фильтр самосознания, дифференцируются или на уровне «знания», или на уровне «личностного смысла». Далее, преломляясь через условия реальной жизнедеятельности и опыта, они расчленяются на подтверждённые и неподтверждённые, на реально управляющие действиями и поступками личности и на те, которые хранятся в сознании, позволяя ориентироваться в системе нормативных требований, предъявляемых социальным окружением. Процесс формирования можно считать состоявшимся, если ценностные ориентации, проверенные личным опытом, превратились в реальные мотиваторы поведения личности.
Физическое совершенствование как компонент отражает такой уровень здоровья, психофизиологических и физических возможностей личности, её пластической свободы, который позволяет наиболее полно реализовать свои сущностные силы. Это может найти проявление в успешно проводимой общественной деятельности, осуществляемой без моральных и психофизических издержек, что усиливает адаптивные возможности личности и, на этой основе, рост социальной отдачи. Процесс этот сугубо индивидуален. Степень физического совершенствования определяется тем, насколько оно «открыто» качественным изменениям посредством избранного вида и способа физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с морфофункциональными, социально-психологическими особенностями личности.
Формирование мотивационной готовности школьников к занятию физической культурой - целенаправленный, многогранный, противоречивый и в то же время целостный процесс, обусловленный совокупностью социальных условий и факторов, которые составляют причину и движущую силу её становления и развития. Поскольку данный процесс есть результат множества взаимосвязей и взаимодействий внутренних сфер личности школьника и внешних обстоятельств учебной деятельности, то наблюдается проявление многообразия факторов.
Различаются факторы внешние объективные и внутренние субъективные.
Под объективными обычно имеются в виду такие факторы, которые существуют независимо от воли и сознания человека. Такими факторами являются материально-бытовые условия, наличие свободного времени, качество поста-
новки физического воспитания в школе, социальные общественные отношения, материально-техническая оснащённость учебного процесса, условия жизнедеятельности учащегося, педагогический коллектив, социальное обеспечение и т. д. Объективные факторы служат своеобразным фундаментом для возникновения субъективных факторов, которые направляют, регулируют, стимулируют активность старшеклассников и, наоборот, «тормозят», заглушают действия негативных факторов, вызывающих пассивное отношение к занятию физической культурой.
Субъективные факторы рассматриваются как совокупность обстоятельств, зависящих от сознания людей, воспитательных воздействий на человека. К ним относятся особенности индивидуального сознания старшеклассника: морально-волевые качества личности, интересы, потребности, иерархия мотивов, ценностные ориентации и установки. К этому следует добавить индивидуальные особенности учащихся - пол, возраст, состояние здоровья, уровень физической подготовленности и развития.
Так, В.В. Пятков отмечает, что для учебных занятий физической культурой преобладающее значение имеют следующие факторы: состояние учебной базы - 84,3%; состояние здоровья - 82,2%; личность учителя - 80,7%; уровень предъявляемых требований - 68,5%; направленность учебных занятий - 65,3%. Отношение к внеучебным занятиям физической культурой во многом определяется следующими факторами: личность педагога-организатора - 86,2%; состояние мест занятий и соревнований - 74,1%; состояние используемого инвентаря и оборудования - 70,4%; ответственность за участие в них - 69,5% [17].
К.К. Кардялис к объективным факторам относит: культурно-историческое преобразование (город, село, поселок); средства массовой информации;
обстоятельства ближайшего окружения (формальная группа: школа, класс; семья, учебно-воспитательный процесс; референтная группа: друзья, знакомые). К субъективным факторам отнесены: биологические особенности (возраст, физическое здоровье); психологические свойства личности (эмоциональная стабильность, тревожность);
ценностные ориентации, интересы; уровень знаний о физический культуре [14].
В работе ГМ. Соловьёва к объективным факторам занятия физической культурой отнесены общественные отношения, материально-техническое оснащение учебного заведения, семья, условия жизнедеятельности, преподавательский состав. Субъективные факторы рассматриваются как совокупность мотивационных ориентаций, свойств и особенностей личности, индивидуального сознания и мировоззрения и т. д. К ним относятся особенности психических процессов (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, эмоции, чувства, воля); знания, потребности, установки, убеждения, интересы, способности, свойства личности [18].
В оценке влияния субъективных факторов учащимися старших классов отмечен низкий уровень осознанности воздействия занятия физической культурой на духовно-интеллектуальную сферу личности.
Объективными факторами развития и формирования человека являются и наследственные задатки, под которыми понимают первичную природную основу способности, ещё не развитую, но дающую о себе знать на ранних этапах развития. Врождённые особенности проявляются в типологических свойствах индивидов, которые изменяются в процессе жизнедеятельности и имеют большое значение в развитии человека.
Субъективные факторы - это сознательная деятельность людей, их воля, организованность, дисциплинированность, энергия, необходимые для решения конкретных социальных задач. Они определяются объективными условиями жизни и труда людей. На современном этапе развития роль субъективных факторов возрастает, значительно расширяется сфера их действия.
Отношения между объективными и субъективными факторами в процессе формирования у учащихся старших классов мотивационной готовности могут носить характер односторонней связи, взаимосвязи и взаимодействия. Первые два случая говорят о наличии отношений, отражающих структуру процесса, а не его качество. Взаимодействие же характеризует активность процесса развития у старших школьников ориентированности на занятия физической культурой. При этом ведущая роль принадлежит взаимодействию школы и семьи при поддержке их органами народного образования.
Таким образом, проведённый анализ факторов, влияющих на формирование мотивационной готовности учащихся старших классов к занятию физической культурой, позволил объединить их в следующие группы:
1) личностно-духовные, характеризующие ценностные ориентации на физическую культуру и степень их реализации в процессе учебных и внеучебных занятий, удовлетворённость этим процессом, использование интериоризирован-ных ценностей в конструировании собственной социокультурной среды;
2) психолого-педагогические, в основе которых лежит образовательная направленность учебно-воспитательного процесса, его качество, обеспечение диагностики личности и на этой основе индивидуализации учебного процесса, активизации физического самовоспитания и самосовершенствования, создания условий для самоактуализации и самореализации;
3) социально-психологические, ориентирующие на обеспечение гуманистических отношений в процессе занятий, взаимопонимание и поддержку, проявление педагогами эмпатии;
4) организационно-методические, определяющие такое овладение операциональными знаниями и умениями, при котором обеспечивается сопряжённое решение объективных задач, стоящих перед физической культурой в средней школе, с субъективными стремлениями, интересами и запросами старшеклассников во время занятия физической культурой;
5) материальные, в содержание которых входят эстетические и санитарно-гигиенические условия занятий, наличие свободного времени, удобного расписания, соответствующего инвентаря и спортивной экипировки, условий быта;
Библиографический список
6) социально-демографические, раскрывающие влияние возраста, пола, социального положения, национально-культурных традиций, оказывающих соответствующее влияние на формирование отношений к ценностям физической культуры.
По силе своего воздействия перечисленные факторы неодинаковы: одни являются ведущими, другие - оказывают менее существенное влияние, однако каждый в различные периоды педагогического процесса может иметь решающее значение, поэтому важно использовать всю систему различных факторов, их целенаправленность и согласованность для достижения положительного результата в формировании мотивационной готовности учащихся старших классов к занятию физической культурой.
1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Москва: Педагогика, 1988; Т. 1.
2. Чунаев А.А. Физические упражнения в формировании личности ребёнка в начальной школе. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999; № 3-4: 7 - 9.
3. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений: в 5 т. Москва: Физкультура и спорт, 1953; Т. 1.
4. Лубышева Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов. Теория и практика физической культуры. 1993; № 5-6: 15 - 18.
5. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Москва: Педагогика, 1999.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика, 1991.
7. Бакурова Т.П. Формирование ценностного отношения старших дошкольников к занятию физической культурой посредством эмоциональной регуляции двигательной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Омск, 2000.
8. Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития. Москва: РИО ГЦОЛИФК, 1992.
9. Барбашов С.В. Физическая культура. Образовательная программа для учащихся 1-7 классов с элементами двигательной дифференциации. Омск, 1998.
10. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. Москва: Педагогика, 1979.
11. Гребёнюк О.С., Рожков М.И. О методах воспитания. Педагогика. 1998; 2: 32 - 38.
12. Каяшева О.И., Кравцов Г. Г Личностная рефлексия как возрастное психологическое новообразование. Вестник РГГУ. 2006; 1: 48 - 51.
13. Барбашов С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников. Диссертация доктора педагогических наук. Омск, 2000.
14. Кардялис К.К. Педагогические основы информационного воздействия на отношение школьников кфизкультурно-спортивной деятельности. Диссертация ... доктора педагогических наук. Каунас, 1995.
15. Макаренко А.С. Сочинения: в 7 т. Москва: АПН РСФСР 1958; Т. 5.
16. Пономарёв Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. Москва: Физкультура и спорт, 1996.
17. Пятков В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре (на материале педвузов). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Сургут, 1999.
18. Соловьёв ГМ. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 1999.
References
1. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya: v 61. Moskva: Pedagogika, 1988; T. 1.
2. Chunaev A.A. Fizicheskie uprazhneniya v formirovanii lichnosti rebenka v nachal'noj shkole. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 1999; № 3-4: 7 - 9.
3. Lesgaft P.F. Sobranie pedagogicheskih sochinenij: v 51. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1953; T. 1.
4. Lubysheva L.I. K koncepcii fizkul'turnogo vospitaniya studentov. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 1993; № 5-6: 15 - 18.
5. Lihachev B.T. Pedagogika. Kurs lekcij. Moskva: Pedagogika, 1999.
6. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika, 1991.
7. Bakurova T.P. Formirovanie cennostnogo otnosheniya starshih doshkol'nikov k zanyatiyu fizicheskoj kul'turoj posredstvom 'emocional'noj regulyacii dvigatel'noj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2000.
8. Bal'sevich V.K. Fizicheskaya kul'tura cheloveka: sostoyanie, problemy istrategiya razvitiya. Moskva: RIO GCOLIFK, 1992.
9. Barbashov S.V. Fizicheskaya kul'tura. Obrazovatel'naya programma dlya uchaschihsya 1-7 klassov s 'elementami dvigatel'noj differenciacii. Omsk, 1998.
10. Boldyrev N.I. Nravstvennoe vospitanie shkol'nikov. Voprosy teorii. Moskva: Pedagogika, 1979.
11. Grebenyuk O.S., Rozhkov M.I. O metodah vospitaniya. Pedagogika. 1998; 2: 32 - 38.
12. Kayasheva O.I., Kravcov G.G. Lichnostnaya refleksiya kak vozrastnoe psihologicheskoe novoobrazovanie. VestnikRGGU. 2006; 1: 48 - 51.
13. Barbashov S.V. Teoretiko-metodicheskie osnovy lichnostno orientirovannoj tehnologii fizkul'turnogo obrazovaniya shkol'nikov. Dissertaciya doktora pedagogicheskih nauk. Omsk, 2000.
14. Kardyalis K.K. Pedagogicheskie osnovy informacionnogo vozdejstviya na otnoshenie shkol'nikov k fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Kaunas, 1995.
15. Makarenko A.S. Sochineniya: v 71. Moskva: APN RSFSR, 1958; T. 5.
16. Ponomarev N.I. Fizicheskaya kul'tura kak 'element kul'tury obschestva icheloveka. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1996.
17. Pyatkov V.V. Formirovanie motivacionno-cennostnogo otnosheniya studentov k fizicheskojkul'ture (na materiale pedvuzov). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Surgut, 1999.
18. Solov'ev G.M. Pedagogicheskaya tehnologiya v formirovanii fizicheskoj kul'tury lichnostistudenta. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1999.
Статья поступила в редакцию 27.11.18
УДК 316.346.32-053.6
Morozova Yu.E, senior teacher, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF MANIFESTATION OF SOCIAL HEALTH OF YOUTH IN SOCIAL NETWORKS. The article is dedicated to a problem of formation and preservation of social health of young people. The results of a comprehensive regional applied social research are presented. The method of content analysis of personal profiles of users of the social network "VKontakte" defines the features of the manifestation of social health of young people in social networks. In the personal profiles of the participants analyzed several blocks of account units: information about yourself, audio, video, photos, groups, notes (quotes), games. The article presents the results of a comparative analysis of indicators of social health of different age groups of young people in social networks: 14-18, 19-23, 24-30 years. The conclusion is about the need for preventive work with young people in the field of social health and social security.
Key words: youth, social health, social networks.
Ю.Е. Морозова, ст. преп., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]