педагогические науки
Мухамедьяров Наиль Нариманович ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ...
УДК 378:37.037
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
© 2018
Мухамедьяров Наиль Нариманович, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой физической культуры Крымский инженерно-педагогический университет (295000, Россия, Симферополь, пер. Учебный, 8, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель: разработать концепцию формирования личности обучающегося средствами физической культуры. Физкультурное воспитание в образовательной организации высшего образования должно включать несколько компонент, таких как телесное воспитание, социально-психологическое воспитание, интеллектуальное воспитание, способствующие самоорганизации здорового образа жизни обучающихся. Методы исследования: в статье описаны методы теоретического исследования (анализ, идеализация, мысленное моделирование), позволяющие разработать концепцию формирования личности обучающегося средствами физической культуры, в контексте совокупности принципов, факторов (внешних, внутренних, субъективных) и эмпирические методы исследования (анкетирование и тестирование, осуществленные на базе ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»). Нормативный подход в проведении занятий физической культуры не обеспечивает осознания у обучающихся о развитии важных качеств личности, таких как целеустремленность, командный дух, уравновешенность, энтузиазм, оптимизм, художественный вкус. Результаты: на основе анализа научных трудов ученых в области физической культуры и воспитания молодежи, разработана концепция формирования личности обучающегося средствами физической культуры, сделан вывод о ценности физической культуры в развитии и становлении личности обучающегося, так как ее валеологическая направленность и рекреативная функция имеет немалое значение в образовательном процессе. Научная новизна: в статье впервые на основе использования компонент физической культуры исследована роль каждого компонента в развитии личности обучающегося. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов развития личности обучающегося на занятиях физической культурой.
Ключевые слова: концепция, формирование, образование, физическая культура, обучающийся, личность, мотивация, интерес, самоорганизация, здоровый образ жизни, воспитание, физическая подготовка, гендерный подход, способность, нормативный подход, валеология, рекреативная функция.
FORMATION OF THE PERSONALITY BY TRAINING BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE
© 2018
Mukhamedyarov Nail Narimanovich, candidate of Philology, Head of the Department of Physical Culture Crimean Engineering and Pedagogical University (295000, Russia, Simferopol, trans. Training, 8, e-mail: [email protected])
Abstract. Objective: to develop a concept of the formation of the personality of a student trained in physical culture. Physical education in the educational organization of higher education should include several components, such as bodily education, socio-psychological education, intellectual education, promoting the self-organization of a healthy lifestyle of students Research methods: the article describes methods of theoretical research (analysis, idealization, mental modeling) that allow to develop the concept of personality formation trained by means of physical culture, in the context of a set of principles, factors (external, internal, subjective) and empirical research methods (questioning and testing, carried out on the basis of the State Educational Establishment of the Republic of Crimea "Crimean Engineering Pedagogical University"). The normative approach in conducting physical education classes does not provide students with awareness of the development of important personality traits, such as purposefulness, team spirit, poise, enthusiasm, optimism, artistic taste. Results: on the basis of the analysis of scientific works of scientists in the field of physical culture and education of youth, the concept of the formation of a personality trained by means of physical culture was developed, a conclusion was made about the value of physical culture in the development and formation of the learner's personality, since its valeological orientation and recreational function is of considerable importance in educational process. Scientific novelty: in the article the role of each component in the development of the learner's personality was studied for the first time on the basis of using a complex of components of physical culture. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities when considering the development of the personality of the student in physical education.
Keywords: concept, formation, education, physical culture, learner, personality, motivation, interest, self-organization, healthy lifestyle, upbringing, physical training, gender approach, ability, normative approach, valeology, recreational function.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Модернизация российского образования, коснулась всех областей деятельности преподавателей, в том числе и физической культуры. Отечественная школа физической культуры как правило ориентирована на развитие двигательного аппарата обучающихся, почти не затрагивая культурологический компонент физического воспитания, интеллектуальную и духовную сферы деятельности обучающихся.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Некоторое ученые, такие как Н.Н. Визитей, М.Я. Виленский, В.И. Столяров и др. [1-8] считают, что односторонняя ориентация физической культуры на развитие аппаратно-двигательно-
го комплекса обучающегося, не представляет возможность преподавателю формировать культурные и духовные компоненты физической культуры. Так как понятие физической культуры многогранно, и было рассмотрено во многих трудах отечественных и зарубежных ученых [9-11], считаем актуальным такое определение: «основная ценность личности обучающегося, так как способствует протеканию социально-биологического потенциала жизнедеятельности и обеспечивает гармонию в развитии» [12]. Актуальность темы формирование физической культуры обучающегося не вызывает сомнения, поскольку на протяжении многих лет исследовалась учеными [2; 3; 13-15] в области теории и методики физического воспитания. Вопросы формирования личности обучающегося средствами физической культуры, изучены и исследованы недостаточно глубоко, не разработаны научно-методологические концепции и педагогические
Mukhamedyarov Nail Narimanovich FORMATION OF THE PERSONALITY ..
pedagogical sciences
технологии, с помощью которых возможно активизировать образовательный процесс в образовательной организации высшего образования (ООВО).
Деятельность преподавателей кафедры физическая культура ООВО, при формировании личности обучающегося, необходимо ориентировать на реализацию потенциальных возможностей обучающихся для поддержания хорошей физической формы, развития интеллектуальных и духовных составляющих. В научных исследованиях физкультурное воспитание зачастую представлена совокупностью компонент, представленных на рисунке 1.
Телесное Социально-психологическое воспитание Интеллектуальное Физкультурное Самоорганизация здорового образа
воспитание воспитание воспитание жизни обучающихся
Рисунок 1 - Компоненты физической культуры
* Составлено автором
Формирование целей статьи (постановка задания). Проанализируем пути и способы формирования личности обучающегося средствами физической культуры в образовательной организации высшего образования, достижения цели мотивационно-потребностной сферы личности, то есть для формирования здорового образа жизни обучающихся.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Основной профессиональной образовательной программой предусмотрено определенное количество часов, для проведения дисциплины физическая культура, в объем которых невозможно включить и реализовать развитие и формирование вышеперечисленных компонент физической культуры [15-18]. Для того чтобы обучающиеся могли физически самосовершенствоваться необходима плавная трансформация образовательного процесса с переходом обязательных форм обучения физической культуры в мотивационно-потребностную сферу деятельности [19-20]. Физическое воспитание в образовательном процессе будет успешно работать при самоорганизации здорового образа жизни (ЗОЖ), в случае если теоретические знания обучающихся применяются в их практической деятельности. Следовательно, преподаватели дисциплины физическая культура должны направлять свою педагогическую деятельность не только на теоретический материал и его использование в повседневной жизни обучающихся, но и на развитие интересе к дисциплине, формирование мотивации и становлением ценностного отношения к ведению здорового образа жизни обучающегося. В связи с этим, необходимо спроектировать концепцию формирования личности обучающегося средствами физической культуры, в основе которой заложены принципы, отражающие педагогические условия образовательного процесса по дисциплине физическая культура. Основные принципы представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Принципы, на которых основана концепция формирования личности средствами физической культуры * Составлено автором
При грамотной методической реализации вышеперечисленных принципов, предусматривающей исполь-
зование педагогических технологий возможна трансформация образовательного процесса в инновационный по содержанию и способам организации. Структура предложенной концепции предполагает следующие составляющие: социально-психологическое воспитание, интеллектуальное воспитание, воспитание и совершенствование физического состояния (телесного компонента). Развитие интеллектуальной составляющей физического воспитания - это процесс приобретения общих знаний, влияющих на кругозор личности обучающегося, и позволяющий применять такие знания в физкультурной деятельности, а также формирующий когнитивно-творческую способность. Воспитание и совершенствование физического состояния (телесный компонент) предполагает развитие физического потенциала личности и двигательных способностей. Также этот принцип обусловлен тесной связью гармонии развития духовных и физических сфер личности обучающегося. Концепция физкультурного воспитания включает формы организации физкультурной и спортивной деятельности, содержащие социально-культурное значение. При разработке и реализации концепции физкультурного воспитания необходимо проводить учет факторов, которые являются препятствием для формирования положительной мотивации и ценностного отношения к занятиям физкультурой и спортом. Рассмотрим детальнее эти факторы, которые можно подразделить на внешние, внутренние и субъективные.
1. Внешние: лимит свободного времени для занятий физической культурой и спортом; недостаток теоретических знаний для самостоятельного выполнения упражнений; недостаток финансовых средств для приобретения личного инвентаря.
2. Внутренние: технически устаревший специализированный инвентарь в спортивных залах образовательных организаций высшего образования; повышение качества знаний для самостоятельных занятий физкультурной деятельностью; возможность после поступления в ООВО выбирать вид спорта, соответствующий индивидуальным способностям и дальнейшее совершенствование в нем в течение всего периода обучения.
3. Субъективные (индивидуальные, личностные): улучшение физической формы; корректировка фигуры; снятие умственного напряжения; повышение работоспособности.
Так как концепция физкультурного воспитания личности обучающегося содержит социально-психологический компонент, необходимо рассмотреть духовную ценность занятий физкультурой. Занятия физической культурой развивают у обучающихся такие качества как целеустремленность, командный дух (при командных видах спорта), уравновешенность, энтузиазм, оптимизм, художественный вкус. Как показывает практический опыт проведения занятий, обучающиеся не связывают развитие таких качеств, поскольку образовательный процесс в ООВО имеет нормативный подход, в основе которого лежит общая и профессионально-прикладная подготовка обучающихся. Нормативный подход сказывается на духовной ценности, которой обладает физкультурная деятельность. Траектория освоения физической культуры берет свое начало с приобретения системы мировоззренческих знаний и знаний, способствующих формированию ценностного отношения к физической культуре и самосовершенствованию. В «идеале» обучающийся с помощью полученных знаний и сформированных способностей на занятиях физической культурой - образованная личность, с комплексом систематизированных междисциплинарных знаний из философии, социологии, психологии, педагогики, естественных наук. Все это способствует сознательному совершенствованию физической подготовленности и самоорганизации здорового образа жизни обучающегося.
В беседах с обучающимися выяснилось, что актуальным аспектом темы формирования личности средствами
170
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Мухамедьяров Наиль Нариманович ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ...
физической культуры является:
• недостаток теоретических знаний о рациональном питании, осуществлении контроля за весом, отсутствие психологических тренингов (особенно среди женского пола) и организации регулярной двигательной активности;
• теоретические вопросы, касающиеся заботы о здоровье, о жизнедеятельности организма;
• формирование сексуальной культуры и полового поведения, семейное физическое воспитание.
Интересующие аспекты темы разделились по тендерному принципу, опрошенные женского пола предрасположены к занятиям с ритмичными упражнениями под музыку, проявляют готовность следить за своим весом, регулировать эмоциональное состояние, получать знания о сексуальной культуре и воспитании детей. Юноши склонны к совершенствованию физической формы и освоению знаний о видах спорта, благоприятствующих самореализации.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. При проведении исследования и бесед с обучающимися выявлено, что преобладающей ценностью (для юношей и девушек) все-таки является валеологическая направленность и рекреативная функция занятий физической культурой. Разработанная концепция формирования личности обучающегося средствами физической культуры сформирует новый менталитет обучающихся, который поспособствует самоорганизации здорового образа жизни и приумножении духовных ценностей. В свою очередь необходимо принимать во внимание все факторы (внутренние, внешние, субъективные), влияющие на уровень физкультурной и спортивной активности обучающихся и пытаться их устранять. Занятия по дисциплине физическая культура в ООВО - значительная часть воспитательного процесса и процесса развития личности обучающегося, при которых возможно решение задач профессиональной подготовки будущих специалистов. Наряду с этим концепция имеет наивысшую цель - развитие физических способностей, нравственное и интеллектуальное совершенствование, эстетическое воспитание личности обучающегося.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Визитей, Н. Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений / Н. Н. Визитей. - М.: Советский спорт, 2009. - 184 с.
2. Виленский, М. Я. Физическая культура : учебник / М. Я. Виленский, А.Г. Горшков. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 214 с.
3. Столяров, В.И. Философия спорта и телесности человека: Монография. В 2-х кн. - Кн.1. Введение в мир философии спорта и телесности человека. - М.: Издательство «Университетская книга», 2015. - 766 с.
4. Столяров В.И. Спартианский универсализм: аксиология культуры, образа жизни и развития личности (Физическая культура и спорт в системе ценностей спартианской концепции универсализма) // Физическая культура и спорт в свете истории и философии науки: учебное пособие/под ред. А.А. Передельского. - М.: изд-во «Физическая культура». 2011 г. С. 391-429.
5. Столяров В.И. Содержание и структура физкуль-турно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ): Монография/ В.И. Столяров, С.А. Фирсин, С.Ю. Баринов. - Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2012. - 268 с.
6. Черепов, Е. А. Современное состояние системы физического воспитания в России: основные проблемы и пути совершенствования / Е. А. Черепов, А. В. Ненашева // Человек. Спорт. Медицина. 2014. - Т14. -№3. - С. 5-18.
7. Пашин, А.А. Физическая культура основа формирования ценностей здорового образа жизни / А. А. Пашин А.А. // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2013. - №24. - С. 736-741._
8. Пашин, А.А. Формирование ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании школьников: монография / А.А. Пашин. - Пенза: ПГПУ, 2011. - 228 с.
9. Мухамедьяров, Н. Н. Анализ видов физической культуры в современном обществе / Н. Н. Мухамедьяров // Современные проблемы науки и образования. - 2018.
- № 4.
10. Курасбедиани, З. В. Физическая культура как фактор формирования личности / З. В. Курасбедиани // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. -№ 4 (44). - С. 191-196.
11. Митин, Е. А. Физическая культура и спорт основа здорового образа жизни / Е. А. Митин // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. - № 10. - С. 20-22.
12. Каган, М. С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997.
- с. 205.
13. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры, учебник для институтов физической культуры / Л.П.Матвеев. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
14. Новиков Б. И Физическая культура личности: сущность, структура, пути формирования /Б. И. Новиков // Физическая культура личности студента: Сб. статей М., МГУ, 1991. С. 7-14.
15. Быстров, С. М. Студенческие шахматы (методика обучения, теория стратегии и тактики, история шахмат, спортивные достижения). Учебно-методическое пособие / С. М. Быстров, А. А. Васильев - СПб: ФГБОУ ВПО ПГУПС, 2015 - 145 с.
16. Внуков, А. П. Формирование потребности в физическом самосовершенствовании студентов педагогических институтов: автореф. дис. ... канд. пед. Наук: 13734 / А. П. Внуков. - М., 1982. - 16 с.
17. Ключник, П. И. Физическое воспитание в процессе формирования социально активной личности будущего учителя : дис. канд. пед. наук / П. И. Ключник. М., 1988. - 231с.
18. Герасимов, А. Ю. Формирование познавательной активности студентов на занятиях по физической культуре / А. Ю. Герасимов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. - № 1 (47). - С. 21-25.
19. Букин, В. П. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в контексте физкультурнооздорови-тельной деятельности / В. П. Букин, А. Н. Егоров // Известия высш. учеб. заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. - №2 (18). - С. 105-113.
20. Данилова, Е. А. Молодежь в региональном социуме: теоретический аспект / Е. А. Данилова, Е. В. Щанина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. - № 1 (13) - С. 62-69.
Статья поступила в редакцию 02.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018