Усманов Венер Фасхетдинович, Калугин Дмитрий Михайлович ЗАНЯТИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ..
УДК 37: 796.799
ЗАНЯТИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
© 2017
Усманов Венер Фасхетдинович, кандидат педагогических наук, доцент Башкирский государственный университет, филиал в г. Бирск (452450, Россия, Бирск, улица Дружбы, 24, e-mail: [email protected]) Калугин Дмитрий Михайлович, аспирант Башкирский государственный университет (628449, Россия, Тюменская область, Лянтор, 6а микрорайон, 73, e-mail: [email protected])
Аннотация. Целью данной статьи является установление роли включения подростков в спорт в формировании их разносторонне развитой личности, в обеспечении их самореализации. В предоставленной научной работе описывается влияние занятий в учреждениях дополнительного образования спортивного направления на самореализацию ребёнка. Проанализированная литература, используемая при написании данной статьи, отображают сегодняшнее положение на исследуемый вопрос. Значимым в статье представляется определение валеологической грамотности как значимого компонента самореализации подростка. В статье отмечено, что в педагогике спортивная деятельность обозначается как один из путей осуществления физического воспитания индивида. В статье кратко изложена значение спортивных занятий в создание и формирование самореализации подростка, что признается всеми психологами, педагогами и социальными педагогами. Анализируется процесс развития государственных программ развития спорта. Заостряет внимание вывод: спортивные занятия определяются как целеустремленное взаимодействие подростка с разными спортивными снарядами, доставляющее удовлетворение его потребностей в энергичном движении, а кроме того развитие и закаливание физических и других сторон личности. Исследование, изложенное в данной работе, демонстрирует создание и развитие условий самореализации личности подростка, через вовлечение в учреждения дополнительного образования спортивного направления. Это дополняется важностью личностно- и компетентностно-ориентированных подходов в физической культуре и спорте, а именно: владение методами физической культуры и укрепления и повышение уровня здоровья с целью достижения необходимого уровня физической подготовленности для осуществления полноценной социальной и сареализации в жизни.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, учреждения дополнительного образования спортивной направ-лености, самореализация, спортивная деятельность, физическое воспитание, развитие личности, подросток, мотивация, валеологическая культура личности.
LESSONS IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF SPORTS AND FORMATION
OF ADOLESCENT SELF-REALIZATION
© 2017
Usmanov Vener Faskhetdinov, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
Bashkir State University, branch in the city of Birsk (452450, Russia, Republic of Bashkortostan, Birsk, street of Friendship, 24, e-mail: [email protected]) Kalugin Dmitry Mikhailovich, post-graduate student
Bashkir state University
(628449, Russia, Tyumen region, Surgut district, Lyantor, 6A lane, 73, apt 6, e-mail: [email protected])
Abstract. The purpose of this article is to establish the role of including adolescents in sports in the formation of their diversely developed personalities, in ensuring their self-realization. In the given scientific work the influence of classes in the institutions of additional education of the sports direction on the self-realization of the child is described. The analyzed literature, used in the writing of this article, reflects today's situation on the issue under study. Significant in the article is the definition of valeological literacy as a significant component of adolescent self-realization. In the article it is noted that in pedagogy sports activity is designated as one of the ways of physical education of the individual. The article summarizes the importance of sports activities in the creation and formation of adolescent self-realization, which is recognized by all psychologists, educators and social teachers. The process of development of the state programs of development of sports is analyzed. He draws attention to the conclusion: sports are defined as a purposeful interaction of a teenager with different sports equipment, delivering satisfaction of his needs for vigorous movement, and in addition development and tempering of physical and other aspects of personality. The study outlined in this paper demonstrates the creation and development of conditions for self-realization of the adolescent's personality, through the involvement of additional sports in the institutions. This is supplemented by the importance of personal and competence-oriented approaches in physical culture and sports, namely: mastering the methods of physical culture and strengthening and improving the level of health in order to achieve the necessary level of physical fitness for the implementation of full social and fulfillment in life.
Keywords: physical culture and sports, institutions of additional education of sporting direction, self-realization, sports activity, physical education, personality development, adolescent, motivation, valeologic culture of personality.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Физическое воспитание занимало одно из важнейших мест в разные периоды развития педагогики, во все времена учителя указывали на значимость и неотъемлемость физического воспитания в процессе формирования индивидуальности воспитанника. Доказательство данному факту мы замечаем и в хрониках развития учебных заведений. В Античной Спарте обучение парней в первостатейную очередность предполагало развитие на физическом уровне здравого, крепкого и закаленного бойца.
Джон Локк - английский педагог и философ определил задачу воспитания - воспитание джентльмена. Согласно его взгляду, развитие джентльмена инициируется физическим развитием.
Формирование всесторонне, гармонически разви-
той личности предполагает реализацию физического воспитания. Физическое воспитание ставилось в один ряд с интеллектуальным, нравственным, трудовым, эстетическим и иными типами воспитания (Я.А. Коменский, Р. Оуэн, К. Маркс, В.И. Ленин, Н.К. Крупская, A.B. Луначарский и др.).
В настоящий период в образовании ставится задача развития высоко эрудированного человека в разных сферах деятельности. Достижением же реально истинной цели воспитания является формирование совокупности комплекса различных условий, способствующих разностороннему развитию врожденных возможностей индивида. Физиологическое воспитание личности способствует улучшению здоровья, развитию санитарно-гигиенической грамотности юношей и девушек. Крепкое здоровье и хорошее самочувствие обеспечивает полно-
Усманов Венер Фасхетдинович, Калугин Дмитрий Михайлович ЗАНЯТИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...
ценное решение задач, направленных на гармонизацию умственного, нравственного и трудового воспитания подрастающего человека [1, с. 51].
В области психолого-педагогических наук физическое воспитание является неотъемлемым компонентом разностороннего развития личности. Тем не менее, в сегодняшнем образование исследователи фиксируют увеличение трудностей реализации программы физического воспитания подростков. Отмечается падение уровня здорового подрастающего поколения, их физических показателей, устойчивости организма к инфекциям. Это подтверждается следующими причинами: -снижение финансового благосостояния народа; -высокая цена спортивных снарядов, подготовки профессионалов в сфере спорта;
-ухудшение экологической обстановки; -недостаток физического воспитания подростков в семье;
-снижение общественного интереса к занятиям физической культурой и спортом вследствие уменьшения роли эскалации их авторитета [2].
Помимо того, в настоящее время имеет место и ряд других причин.
В связи с этим можем наблюдать наличие неуклонной тенденции к снижению уровня здоровья подростков, а также и взрослого поколения.
Физическое воспитание считается фундаментом для формирования индивидуальности. Значимость физического воспитания в развитии подростка определяется рядом причин:
1. Физическое воспитание благоприятно действует на улучшение умственных способностей.
2. Физическое воспитание способствует увеличению производительности труда.
3. Физкультурно-массовые мероприятия, спортивные соревнования являются ареной для воспитания дружелюбности, взаимовыручки, самокритичности, адекватного отношения к себе и окружающим. [3, с. 397].
Считаем правомерным отметить тот факт, что процесс физического воспитания является одним из самых необходимых инструментов самореализации подростка и формировании его жизненной «Я-концепции». Необходимо также признать, что физическое воспитание личности является одним их наиболее действенных методов реализации имеющегося потенциала.
Большое значение для самореализации подростка имеют государственные программы популяризации спорта. Появление новых форм привлечения молодёжи в спорт - "Президентские состязания", всероссийские фестивали спорта, спортивные секции, учреждения дополнительного образования и спортшколы. Между тем вовлечение подростков в спорт имеет не достаточно хороший уровень, на сегодняшний момент есть недостаток в бесплатных спортивных секциях.
Школьное занятия физической культурой остаются главным модулем реализации физического воспитания. Оно осуществляется в следующих формах: -уроки физкультуры (1-11 классы); -внеурочные занятия физкультурой; -спортивные секции.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Эффективность форм организации физического воспитания в воспитательно-образовательном процессе школе является достаточно низкой как в оздоровительном плане, так и в плане самореализации подростков.
В связи с этим, является необходимой целенаправленная работа экспертов в сфере физической культуры, спорта и образования в целом, чтобы обеспечить эффективное физическое воспитание подростков
и на данной основе сделать эффективным процесс адаптации подростков к современным социальным условиям.
Как показывает исследование научных и специальных методических трудов по данной проблеме, эффективность и продуктивность решения задач физического воспитания подростков способны быть реализованными путем включения их (подростков) в активную оздоровительно-физкультурную и спортивную деятельность.
Анализ имеющейся литературы по проблеме самореализации позволяет нам сделать заключение, что в модернизации данного процесса основная роль отводится целесообразно организованному и содержательно наполненному педагогическому сопровождению физической активности подростков, осуществляемой в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, в ходе которой реализуется гармоничное развитие всех сторон личности.
М.Я. Виленский, E.H. Литвинов рассматривают спортивную деятельность, как средство формирования физической культуры индивида. В составе физической культуры ими отмечаются три компонента:
-мотивационные и ценностные ориентиры индивида к физической культуре, осознание необходимости в активной двигательной деятельности, способствующей развитию социальной активности личности;
-физическое развитие личности, состояние физического и психического здоровья, возможность активно принимать участие в общественной жизни;
-физкультурно-спортивная деятельность, проявляющаяся в таких сферах как познавательная, коммуникативная и организационная [4].
Таким образом, вышеуказанные авторы выделяют те компоненты, которые имеют непосредственное отношение к самореализации личности подростка. То есть выстраивается логическая цепочка: спортивная деятельность - физическая культура - самореализация подростков.
П.П. Тиссен считает, что в «оценке эффективности спортивной деятельности важное место занимает духовный компонент личности - содержание мыслей, эмоций», градация значимых направлений, уровень развитости увлечений и взглядов и т.п. [5, с. 28].
Контент-анализ по проблемам исследования дает нам возможность сделать вывод о том, что формирование основных критериев самореализации наиболее эффективно происходит через воспитательно-образовательный процесс в области физической культуры. Отрицательные перемены в современном обществе усиливают важность задач образования личности в области физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности
Формирование целей статьи (постановка задания). На наш взгляд, одним из достаточно важных компонентов самореализации подростка является степень его валеологической грамотности, определяющая характер здоровья. Поскольку самореализация подростка может быть в полной мере достигнута только у психически и физически здорового подростка. В связи с этим мы акцентируем валеологический подход обучения подростков, чем подтверждаем его актуальность в физкультурной и спортивной деятельности. Высокая степень значимости отведена нами оздоровлению подростков, вовлеченных в физкультурно-спортивную деятельности. Таким образом, здоровье индивида, с нашей точки зрения является условием и желаемой целью физкультурно-спортивной деятельности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Валеологическому аспекту физической культуры и спорта посвящали свои труды многие исследователи, среди которых Л.П. Матвеев, Л.Е. Любомирский, А.Г. Сухарев, Л.Г. Татарникова, Т.О. Калинина и др. [6].
Усманов Венер Фасхетдинович, Калугин Дмитрий Михайлович педагогтесше
ЗАНЯТИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ... науки
Процесс образовательной деятельности подростков в сфере физической культуры и спорта предполагает реализацию следующих компонентов:
-освоение подростком социального опыта; -формирование валеологической грамотности; -формирование опыта деятельности и поведения. На наш взгляд, спортивная деятельность дает, таким образом, необходимую базу для самореализации личности. При этом особое значение имеет формирование привычки подростка вести здоровый образ жизни, соблюдать правила личной и общественной гигиены.
В сфере физической культуры выделяют следующие развивающие компоненты образования:
1. Физическое развитие - процесс анатомических и физиологических изменений организма подростка.
2. Психическое развитие - изменение протекания психических процессов, включающее в себя интеллектуальное, эмоционально-чувственное и сенсорное развитие.
3. Развитие познавательной сферы - кроме психического развития включает формирование способности к познанию, самооценке, самоконтролю подростка.
4. Развитие форм поведения в социальной среде -формирование способности и готовности к подчинению общественным требованиям (Б.Т. Лихачев Л.И. Божо-вич, И.Ф. Харламов и др.) [7].
Как видим, все названные компоненты также имеют отношение к самореализации личности.
Самореализация личности молодого человека как ход реализация его потенциала подразумевает реализацию следующих направлений:
-интеллектуального познания себя; -принятия своей индивидуальности; -осознания своей устойчивости и цельности во времени;
-сформированной верной самооценки; -непрерывности развития и расширения структуры таланта.
Все эти вопросы могут быть реализованы в процессе занятий молодых людей спортом. Причем спорт наиболее эффективен в их осуществлении.
Вопросам самореализации личности посвящены диссертации Н. Г. Дмитрук, М. В. Грищук, О. Р. Уторова и др.
Они акцентируют и рассматривают такие аспекты самореализации подростков как:
1) образовательные ресурсы творческой самостоятельной работы как необходимый критерий самореализации личности подростка;
2) самореализация молодёжи в условиях учреждений дополнительного образования и методика ее осуществления;
3) составление и включение программы самореализации подростка в условиях содействия учреждением дополнительного образования.
На наш взгляд основным фактором формирования самореализации подростков является их активная деятельность. Спортивная деятельность в данном случае наиболее результативна, так как она, как показывают опросы подростков, ценностно значима уже сама по себе.
В процессе занятий спортом у подростков формируются и развиваются следующие ценностные ориентации:
-представление о здоровье как о ценности; -общение со сверстниками и взрослыми людьми; -спортивные умения как способности защитить себя и других;
-спортивные знания, умения и достижения как основа определения своего места в жизни.
Подводя итог, спортивные занятия, в первую очередь, является ценностью для подростков, во вторую, гарантируют формирование тех ценностных идеалов, необходимые для высокого уровня самореализации. 170
Выделяют три уровня способности применять физ-культурно-спортивные знания и умения:
-восприятие, осмысление и запоминание информации;
-применение знаний и умений в стандартных ситуациях;
-способность своевременно и правильно применять знания и умения в нестандартной обстановке [10].
Суть развития психического компонента самореализации подростка в процессе его занятий спортом заключается в создании основ его психического здоровья путем стабилизации эмоционального состояния и снижения уровня тревожности.
Нами было проведено сравнительное тестирование подростков 14-15 лет - учащихся школ и спортсменов (туристов). Целью анкетирования было определение степени тревожности и степени эмоциональной стабильности подростков. Полученные сведения свидетельствуют о значительном преобладании подростков-спортсменов над учениками школы. Изначально никаких специальных мероприятий по обеспечению эмоциональной стабильности и понижения степени тревожности подростков нами не проводилось, поэтому мы можем сделать заключение о положительном влиянии спортивной деятельности на эти личностные характеристики. При тестировании мы использовали апробированные тесты (Айзенка, Равена, Спилберга и др.)
Очень высокая степень тревожности действует разрушительно на психику подростка, вызывает неврозы, что не благоприятно способствует самореализации (таблица 1).
Таблица 1 - Степень эмоциональной стабильности и тревожности подростков - учащихся школ и подростков-спортсменов
Группа подростков Степень Эмоциональная Тревожность
стабильность
Учащиеся школы высокая 12% 41 %
средняя 27% 50%
низкая 61 % 9%
Подростки- высокая 47% 3%
спортсмены средняя 46% 44%
низкая 7% 53%
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Итак, на основе анализа литературы по проблеме исследования, нами был сделан ряд выводов:
1. Спортивная деятельность является фактором самореализации, так как обеспечивает процесс совершенствования личности и познания себя:
-раскрытие потенциала личности подростка;
-формирование здорового образа жизни как необходимого фактора способствующего самореализации;
-формирование и развитие ценностных ориентации подростков;
-овладение подростками основными видами деятельности;
-формирование устойчивой эмоциональной стабильности и тревожности обеспечивающий ход самореализации.
2. Основными компонентами самореализации личности являются физический, психический, валеологиче-ский, аксиологический, гностический.
3. Формирование этих компонентов в спорте является эффективным лишь при выполнении определенных условий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Прихожан, A. M. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления / А. М. Прихожан. - М.: АПН, 1987. - 178 с.
2. Шамова, Т. Н. Исследовательский подход в управлении школой / Т. Н. Шамова. - М., 1992.
3. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника, B. C. Лазарева М.: Новая школа, 1995. - 464 с.
4. Виленский, М. Я. Физическое воспитание школь-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
Усманов Венер Фасхетдинович, Калугин Дмитрий Михайлович ЗАНЯТИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...
ников / М. Я. Виленский, Е. Н. Литвинов // Педагогика. - 1989. - №12. - С. 2-7.
5. Тиссен, П. П. Формирование валеологической образованности школьников средствами физической культуры: Дис. ... канд. пед. наук / П. П. Тиссен. - Оренбург, 1998. - 181 с.
6. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Матвеева Л. П., Новикова А. Д. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 303 с.
7. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. -М.: Юристъ, 1997. - 512 с.
Статья поступила в редакцию 18.04.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.