Научная статья на тему 'Проблема экономии трансакционных издержек и Международный опыт институционального решения проблем жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)'

Проблема экономии трансакционных издержек и Международный опыт институционального решения проблем жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / РОССИЯ / ЖКХ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / КОНКУРЕНЦИЯ / РЕФОРМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ЭКОНОМИЯ / TRANSACTION COSTS / RUSSIA / HOUSING / INSTITUTIONAL APPROACH / COMPETITION / REFORM / EFFICIENCY / MANAGEMENT COMPANY / THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дружинин Н. Л. Николай Львович

Цель работы заключается в изучении международного опыта решения проблем функционирования систем ЖКХ. Ключевым фактором эффективной организации всего комплекса организационных структур, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством, выступает экономия трансакционных издержек. Основной задачей исследования было изучение того, каким образом данная проблема решается в рамках развитого рыночного хозяйства. Важнейшей задачей статьи являлось доказательство первостепенного значения грамотного определения и оценки трансакционных издержек, а также раскрытия путей экономии. В качестве метода использовался достаточно популярный сегодня трансакционный подход, который позволяет установить границы оптимальности функционирования фирм в данном сегменте экономики. Главным результатом статьи было установление основных принципов формирования системы фирм и организаций в сфере ЖКХ в качестве эффективно работающей рыночной конструкции. Использование и учет международного опыта организации системы ЖКХ весьма актуален для России, где сфера коммунального хозяйства до сих пор остается достаточно проблемной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дружинин Н. Л. Николай Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF ECONOMY OF TRANSACTION COST AND INSTITUTIONAL SOLUTIONS INTERNATIONAL EXPERIENCE PROBLEMS OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The aim of the work is to study international experience in solving problems of functioning systems of public utilities. A key factor in the efficient organization of the entire complex organizational structures associated with the housing and communal services, supports saving transaction costs. The main objective of the study was to examine the way in which this problem is solved in the framework of the developed market economy. The most important task is to prove the paramount importance of literacy identification and evaluation of transaction costs, as well as ways of opening their economies. As a method used fairly popular today transactional approach, which allows you to set the boundaries of the optimal functioning of firms in this segment of the economy. The main result of this paper was to establish the basic principles of the formation of companies and organizations in the housing sector as efficiently functioning market structure. Using the international experience and organization of housing and communal services is highly relevant for Russia, where the sphere of municipal economy is still quite problematic.

Текст научной работы на тему «Проблема экономии трансакционных издержек и Международный опыт институционального решения проблем жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)»

4. Информационное агентство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// tass.ru/ekonomi-ka/1298214 (дата обращения 01.02.15).

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. bashstat.ru/statrep/default.aspx (дата обращения 01.02.15).

List of literature:

1. Housing Code of the Russian Federation of29.12.2004 № 188-FZ (in red. On 29.12.2014)

2. A comprehensive program of socio-economic development of the city district Ufa for 2011-2015, Ufa, 2010.

3. Khayrullin V.A., Byl E.A. (The consequences of the reform of housing and communal services for the structure of the management companies of the city of Ufa), Online journal «Science of science» [Electronic resource]. - URL: http://publ.naukovedenie.ru (date accessed 01.02.15).

4. The Russian news agency [Electronic resource]. -URL: http://tass.ru/ekonomika/1298214 (date accessed 01.02.15).

5. The territorial body of the Federal State Statistics Service of the Republic of Bashkortostan [Electronic resource]. - URL: http: // http://www.bashstat.ru/statrep/ default.aspx (date accessed 02.01.15).

Дружинин Н.Л.

доктор экономических наук, доцент кафедры истории экономики и экономической мысли ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Россия, г. Санкт-Петербург

УДК 330.3

ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА (ЖКХ)

Цель работы заключается в изучении международного опыта решения проблем функционирования систем ЖКХ. Ключевым фактором эффективной организации всего комплекса организационных структур, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством, выступает экономия трансакционных издержек. Основной задачей исследования было изучение того, каким образом данная проблема решается в рамках развитого рыночного хозяйства. Важнейшей задачей статьи являлось доказательство первостепенного значения грамотного определения и оценки трансакционных издержек, а также раскрытия путей экономии.

В качестве метода использовался достаточно популярный сегодня трансакционный подход, который позволяет установить границы оптимальности функционирования фирм в данном сегменте экономики.

Главным результатом статьи было установление основных принципов формирования системы фирм и организаций в сфере ЖКХ в качестве эффективно работающей рыночной конструкции.

Использование и учет международного опыта организации системы ЖКХ весьма актуален для России, где сфера коммунального хозяйства до сих пор остается достаточно проблемной.

Ключевые слова: трансакционные издержки, Россия, ЖКХ, институциональный подход, конкуренция, реформа, эффективность, управляющая компания, институциональная среда, экономия.

problem of economy of transaction cost

AND institutional SOLuTIONS INTERNATIONAL ExPERIENCE

problems of housing and communal services

The aim of the work is to study international experience in solving problems of functioning systems of public utilities. A key factor in the efficient organization of the entire complex organizational structures associated with the housing and communal services, supports saving transaction costs. The main objective of the study was to examine the way in which this problem is solved in the framework of the developed market economy. The most important task is to prove the paramount importance of literacy identification and evaluation of transaction costs, as well as ways of opening their economies.

As a method used fairly popular today transactional approach, which allows you to set the boundaries of the optimal functioning of firms in this segment of the economy.

The main result of this paper was to establish the basic principles of the formation of companies and organizations in the housing sector as efficiently functioning market structure.

Using the international experience and organization of housing and communal services is highly relevant for Russia, where the sphere of municipal economy is still quite problematic.

Key words: transaction costs, Russia, housing, institutional approach, competition, reform, efficiency, management company, the institutional environment, the economy.

Исследование международного опыта институционального решения проблем ЖКХ и вопросов рациональной организации взаимодействия государства, рынка и частных компаний, очевидно, следует начать с теоретического анализа таких основополагающих структур любой экономической деятельности, как рынок и фирма. На рынке господствуют рыночные отношения, их преимущество - прозрачность, а недостаток - возможная изменчивость, нестабильность. Внутри фирм существуют нерыночные, административно-командные отношения. Их преимущество - стабильность, а недостаток - возможная непрозрачность. Возникает вопрос, что же предпочесть при организации такой сложной системы, как ЖКХ?

Как известно, для экономических систем таких стран, как США, Германия или Япония, характерна ситуация, при которой крупнейшие корпорации соседствуют и вполне успешно взаимодействуют с огромной массой мелких фирм, при этом и те и другие активно сотрудничают с государством в различных формах. В США и ФРГ это происходит в виде развития финансово-промышленных групп, в Японии - в рамках системы кэйрэцу. Именно система кэйрэцу, наряду с институтом пожизненного найма, системой основных банков и устойчивой структурой акционеров, являются основополагающими характеристиками японской рыночной экономики [1, с. 12]. Необходимо отметить, что в значительной степени бурный рост «локомотивов» ведущих западных экономик был подкреплен и обусловлен возможностью опоры на мелкий бизнес. (Именно поэтому задача развития малого бизнеса остается до сих пор проблемой, которая так часто обсуждается на самом высшем уровне в нашей стране.) Особенностью при этом было то, что мелкие фирмы не поглощались крупным бизнесом, не превращались в его структурные подразделения, где все определяет административный диктат, и в то же время не рассматривались как абсолютно независимые, отношения с которыми надо строить сугубо на рыночной основе.

Таким образом, можно сделать первый промежуточный вывод о том, что «мирное» сосуществование крупных и мелких фирм в различных сферах, в том числе и в сфере ЖКХ является не только вполне нормальным и возможным явлением, но и необходимым условием для эффективной работы этой важнейшей

отрасли народного хозяйства. При этом у нас при организации работы системы ЖКХ очень часто скатываются то к одной, то к другой крайности. Как правило, сперва все отдается на откуп «рынку», то есть массе мелких фирм, которые в один прекрасный момент оказываются не в состоянии справиться с действительно сложными и масштабными задачами, а затем все передается в ведение гигантских фирм - монополистов, которые способны осуществить любые крупные проекты, но степень административного диктата, уровень расходов, неэффективного расходования государственных средств и коррупции при этом поразит воображение. Найти «золотую» середину - является сложной и очень необходимой экономической задачей. Главная цель этой деятельности и одновременно критерий ее успешности - степень экономии трансакционных издержек.

Можно считать, что одним из важнейших условий экономического роста в развитых странах в последние десятилетия было то, что удалось найти такую институциональную форму, которая минимизировала бы трансакционные издержки, одновременно используя преимущества нерыночных иерархических структур и рыночных методов координации. Система субконтрактных связей имеет в развитых странах уникальное по своим масштабам распространение и является «институциональным приспособлением для снижения трансакционных издержек» [2, с. 32], фактически она представляет собой не имеющую аналогов в мире информационно-организационную структуру. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Как известно, согласно подходу Р. Коуза, главной характеристикой фирмы является то, что в ее рамках происходит вытеснение механизма свободного рыночного ценообразования и распределение ресурсов осуществляется директивно: «...вне фирмы производство направляется динамикой цен и координируется посредством ряда трансакций обмена на рынке. Но внутри фирмы эти рыночные трансакции устранены, а роль сложной рыночной структуры с трансакциями обмена выполняет предприниматель-координатор, который и направляет производство» [3, с. 35]. Основной причиной, по которой происходит отход от использования рыночного механизма и создаются фирмы, является то, что деятельность экономических агентов в условиях рынка связана с некоторыми

затратами, поскольку «существуют издержки использования ценового механизма» [3, с. 37]. В итоге в определенных условиях один тип институтов (фирма) становится более эффективным, нежели другой (рынок). Определяющую роль при этом играют трансакцион-ные издержки, по мнению О. Уильямсона, «главной целью и результатом функционирования... институтов (типа фирмы) является минимизация трансакци-онных издержек» [4, с. 27]. Однако не все фирмы одинаково эффективны в выполнении этой задачи. Снизить размер трансакционных издержек - важная предпринимательская функция, осуществление которой не происходит автоматически, а зависит, в свою очередь, от целого ряда других условий - эти условия определяются стилем управления, коммуникативными способностями организатора, существующими нормами делового поведения, формальными правилами ведения бизнеса и неформальными установками внутрикорпоративной этики.

Иными словами, применительно к предмету нашего исследования это означает, что фирмы, образующиеся в системе ЖКХ, возникают лишь там и тогда, где и когда возможно снижение трансакционных издержек и повышение эффективности производства - это их главная функция, за это их собственник получает оплату в виде прибыли. Подчеркнем, что фирма возникает в рыночной экономике, и это подтверждает пример таких стран, как США, ФРГ и Япония, как инструмент снижения трансакционных издержек, а не как средство получения откатов, завышения тарифов, удорожания проектов и т. д. В нормально функционирующей рыночной экономике возникновение фирм, которые ведут к удорожанию проектов, невозможно по определению. Но это при условии, что есть рынок, то есть совокупность конкурирующих друг с другом продавцов, готовых оказать все необходимые услуги по стандартным, то есть рыночным ценам. В этих условиях появление некоей фирмы, которая будет предлагать те же самые услуги по гораздо более высоким ценам просто невозможно, поскольку она проиграет конкурентную борьбу. Наличие же таких фирм, их появление и вполне «успешная» работа свидетельствуют лишь о том, что свободного рынка в данной сфере деятельности нет. Рынок и связанная с ним конкуренция отсутствуют и развязывают руки любым, даже самым неэффективным фирмам.

Предприниматель всегда стремится получить прибыль. В условиях наличия рынка и конкуренции он вынужден вести честную борьбу за снижение трансак-ционных издержек, экономя на всем, что только можно и применяя наиболее эффективные способы организации производства. В условиях административного диктата, когда конкуренции нет, а есть директивное распределение заказов, произвольное установление цен, сговор, монополия, асимметрия информации,

предприниматель получает прибыль вовсе не утруждая себя экономией трансакционных издержек, наоборот, иногда их серьезное увеличение в виде так называемых откатов, закономерно ведущее к сильному удорожанию проекта, не срывает сделку, а обеспечивает победу в конкурсе, тендере. Наличие коррупции в отечественной системе ЖКХ означает, что для предпринимателя сформирована именно такая неблагоприятная, противоестественная атмосфера, которая, впрочем, может быть весьма выгодной для него, несмотря на ее противозаконность. Разумеется, такое положение дел является следствием слабости правоохранительной системы.

Таким образом эффективность компании во многом оказывается в зависимости от господствующих в обществе институтов. С. Боулс замечает по этому поводу, что производительность труда не следует считать функцией, экзогенно заданной, она носит эндогенный характер и отчасти является функцией соответствующих институциональных структур [5, с. 16-36]. Д. Ходжсон добавляет к этому еще и такую функцию, как «общая атмосфера сотрудничества и доверия» [6, с. 304]. То есть не все зависит от внутренней организации предприятия, многое определяется внешними воздействиями, общественной системой правил, норм и традиций. Если в обществе принято «заносить», «откатывать», «приписывать», «обвешивать» и т. д., то необходимо понимать, что все эти пороки общества выступают в качестве довеска к конечной цене продукта или услуги и ведут к снижению эффективности производства в целом. При этом бороться с такими проявлениями должна не только прокуратура, в самом обществе должна проявляться непримиримая позиция к таким деструктивным моментам.

Эффективность американских, немецких или японских компаний в сфере ЖКХ, обеспечившая благополучие своей стране, непосредственным образом связана с тем, что в условиях их национальной институциональной среды предпринимателям было проще реализовать свои «природные» задачи по минимизации трансакционных издержек, нежели их коллегам из других стран. Благодаря особым устоявшимся неформальным правилам делового взаимодействия, неписаному, но строго выполняемому этическому кодексу ведения бизнеса в рамках фирм и в особенности в крупных компаниях, удалось сформировать благоприятную атмосферу доверия, кооперации, взаимопомощи, высокой самоотдачи, которая в реальности стала новым специфическим институтом. Означает ли это, что в развитых странах полностью отсутствует коррупция в сфере ЖКХ. Конечно же, нет. Известен, например, случай, когда в начале 2000-х годов мэр Осаки попался на многомиллионных взятках, полученных им при лоббировании нужных строительных подрядов. Наблюдая этот скандал непосредственно

в Японии, мне можно было в деталях проанализировать этот случай и придти к выводу, что несмотря на всю очевидную преступность данной схемы, в рамках действующего конкурентного рынка она все же была гораздо более безобидна для общества нежели аналогичные схемы, используемые в то время у нас. Дело в том, что действия мэра нанесли урон главным образом фирме-конкуренту лоббируемой им компании, которая лишилась заказа, хотя могла бы его получить. Однако в условиях настоящего рынка предлагаемые услуги фирм-конкурентов практически идентичны и небольшая поддержка мэра одной из фирм, безусловно, незаконная, дает кому-то решающее преимущество, но практически не влияет на конечный проект, его качество, эффективность и т. д. Общество в любом случае благодаря рынку получает доброкачественный продукт по рыночным ценам. У нас ситуация зачастую была совершенно иной, благодаря коррупционным связям зеленый свет получали заведомо более проигрышные, менее эффективные и гораздо более затратные проекты, поскольку главным арбитром рынок выступить не мог в силу своей неразвитости.

В условиях отсутствия развитого рынка и желая побыстрее навести порядок в системе ЖКХ в нашей стране обратились к практике административного решения данной проблемы путем создания крупных фирм - управляющих компаний. Фирма по определению является зоной свободной от рыночных трансакций и действия ценового механизма. Внутри фирмы могут создаваться такие условия, которые выгодно отличали бы ее от непредсказуемости свободного рынка, эгоизма независимых контрагентов, неопределенности разовых контрактов и т. п. Достичь же предсказуемости действий членов фирмы, их лояльности и ответственности и, как результат, большей определенности на практике оказывается не так просто, как это представляется в теории. Мотивация тех, кто руководит фирмами и работает в них, должна исходить не со стороны рынка, поскольку он недостаточно развит, а со стороны государственных органов власти, которые фактически выступают важнейшим регулятором в данной сфере и к тому же в немалой степени финансируют производимые работы, выступая в роли заказчика.

Наконец, необходимо отметить, система жилищно-коммунального хозяйства не находится в безвоздушном пространстве, она является составной частью повседневной жизни общества. Если в обществе не сформированы моральные принципы, нацеленные на заботу о своем доме, окружающей среде, используемых ресурсах, то это ложится дополнительным грузом на коммунальную службу. Высокий уровень чистоты и комфорта в высокоразвитых странах (хотя и не везде) - это результат взаимодействия общества, приученного к определенным правилам поведения, и городских хозяйственных служб, представленных как крупными

государственными организациями, так и множеством мелких частных фирм. Причем степень успешности и эффективности работы последних определяет успех и эффективность всей системы ЖКХ в целом.

Возникает определенная логическая цепь: для того, чтобы рыночная экономика в сфере ЖКХ работала эффективно, необходимы эффективные фирмы, а для того, чтобы фирмы были таковыми, им требуется расширить и активизировать внутренние нерыночные формы экономической координации, в чем, в свою очередь, оказываются весьма полезны глубоко укоренившиеся в обществе институты, способные поддерживать эти нерыночные формы социально-экономического взаимодействия. Таким образом, успех рыночной системы в немалой степени обусловлен наличием и состоянием нерыночных институтов -моральными принципами, традициями, привычками, государственным контролем.

Важным фактором поддержания высокой планки работы фирм в рыночных условиях является их забота о собственной репутации, которая является неотъемлемой частью капитала компании. Ведь одна из важных функций фирмы - защита и сохранение во времени привычек и рутин, благодаря которым передаются умения и поддерживается производство [7]. Воспроизводство и развитие традиций и навыков компенсирует сложность использования внутри фирм ценового механизма и соответствующего рационального расчета издержек и выгод. Д. Ходжсон распространяет это и на исчисление трансакционных издержек, которые фирма призвана минимизировать: «рациональное исчисление трансакционных издержек уместно применительно к рынку, так как быстро создает и распространяет, вообще говоря, изменчивые нормы и конвенции, позволяющие преодолеть неопределенность. Напротив, внутри фирмы гораздо труднее осуществить рациональный расчет, основанный на сопоставлении ценностей и издержек, и придать ему содержательный смысл» [6, с. 297]. В этой связи фирма как социальный институт, порождающий конвенции и правила на постоянной основе, обеспечивает возникновение институциональной схемы, в известной мере замещающей само исчисление издержек: «по своей природе фирма не просто механизм минимизации транс-акционных издержек, а своеобразный анклав, защищенный от потенциально изменчивых, а порой и пагубных, разрушительных спекуляций на конкурентном рынке» [6, с. 299]. Фактически речь идет о том, что борьба с нечестными предпринимателями должна осуществляться в том числе и путем их естественного вытеснения с рынка в результате поддержки добросовестных бизнесменов, оказания предпочтения фирмам с хорошей репутацией, которые в действительности представляют собой большую общественную ценность, значительно экономя общественные ресурсы

и упрощая жизнь членов социума. Для этого нужна объективная экспертная работа рейтинговых и аудиторских агентств, поддержка прессы и общественного мнения.

Таким образом, присутствует двойной взаимный контроль, который, собственно, и обеспечивает стабильное функционирование любой экономической системы, и ЖКХ не является при этом исключением, как иногда полагают. Рынок, рыночные силы контролируют отдельные частные фирмы, которые могут внутри себя развиваться и действовать как угодно их собственнику и управляющему, не допуская рост их издержек и неэффективности. Сами же частные фирмы, со своей стороны, призваны контролировать и совершенствовать рынок, играя на его просчетах, нестыковках, его несовершенстве, предлагая свои услуги, повышающие общее благосостояние и эффективность. В результате складывается целостная оптимальная структура, состоящая из крупных государственных, полугосударственных и частных компаний, а также множества мелких фирм, смысл взаимодействия которых - найти и обеспечить максимально выгодное для всех участников соотношение государства и рынка, рынка и фирмы.

Приведем конкретный пример. Если управляющая компания, занимающаяся обслуживанием определенной территории, не допускает мелкие фирмы, предлагающие более эффективные методы работы, более умеренные цены на проводимые работы, это означает, что она руководствуется не рыночными принципами, а какими-то теневыми мотивами. Деятельность такой структуры по определению будет не самой продуктивной, и исправить ситуацию надо отнюдь не путем совершенствования ее внутренней структуры, а изменением внешних условий конкурентного взаимодействия. И наоборот, управляющая компания, открыто предоставляющая предпринимателям всю необходимую ценовую и прочую информацию по существующим заказам и открытая к сотрудничеству с наиболее работоспособными фирмами, готовыми предложить новые, более оптимальные решения существующих проблем в сфере ЖКХ, благодаря этим эффективным фирмам будет и сама достаточно эффективной. Так, в частности, работает японская система жилищно-коммунального хозяйства, опирающаяся в своей основе на крайне разветвленную систему мелких и мельчайших частных фирм, готовых на абсолютно прозрачных рыночных условиях оказать практически любые услуги в сфере ЖКХ [8, с. 25-26].

Подводя итоги, можно отметить, что наличие правового государства, атмосферы сотрудничества в обществе, эффективно работающих фирм и связывающего продавцов и покупателей рынка является залогом создания условий нормального функционирования всех общественно-производственных сфер дея-

тельности, включая ЖКХ. Многообразная система связей между крупными и мелкими предприятиями, между государственными и частными структурами, между заказчиками и подрядчиками, между подрядчиками и субподрядчиками, как показывает международный опыт, оказывается весьма выгодной для всех участников, когда механизм свободного рынка, не способный в полной мере удовлетворять очень высоким требованиям компаний, вытесняется долгосрочными отношениями, подразумевающими более тесные связи, возможность обмена опытом и передовыми технологиями, стабильные финансовые отношения, более точное выполнение контрактных обязательств. «Такие многообразные варианты возникновения традиционных связей, основанных на взаимной верности фирм друг другу и в известной мере заменяющих сделки на открытом рынке, известны как «отношенческая контрактация» (relational contracting)» [6, с. 301-302]. Данный институт сыграл в экономическом развитии США, ФРГ, а также Японии уникальную роль, взаимоувязав традиционные для этих обществ нормы с правилами деловых отношений и с требованиями современного высокотехнологичного производства.

Список литературы:

1. White Papers on Japanese Economy 1992. - Tokyo. 1992.

2. Debroux Ph. Human Resource Management in Japan: Changes and Uncertainties: A New Human Resource Management System Fitting to the Global Economy (Explorations in Asia Pacific Business Economics). - Hampshire, 2003.

3. Коуз Р. Природа фирмы. - M., 2001.

4. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. - СПб., 1996.

5. Bowles S. The Production Process in a Competitive Economy // American Economic Review. - 1985. - № 75 (1).

6. Ходжсон Д. Экономическая теория и институты. -М., 2003.

7. Richardson G. The Organisation of Industry // Economic Journal. - 1972. - № 69.

8. Дружинин Н.Л. Институциональный анализ проблем жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на примере Японии // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - 2014. - № 4 (10).

List of literature:

1. White Papers on Japanese Economy 1992. - Tokyo. 1992.

2. Debroux Ph. Human Resource Management in Japan: Changes and Uncertainties: A New Human Resource Management System Fitting to the Global Economy (Explorations in Asia Pacific Business Economics). Hampshire, 2003.

3. Coase R. Nature of the Firm. - M., 2001.

4. Williamson O. The Economic Institutions of Capitalism. - SPb., 1996.

5. Bowles S. The Production Process in a Competitive Economy // American Economic Review. - 1985. - № 75 (1).

6. Hodgson D. Economic theory and institutions. - M., 2003.

7. Richardson G. The Organisation of Industry//Econom-ic Journal. - 1972. - № 69.

8. Druzhinin N.L. Institutional Analysis of the problems of housing and communal services in the case of Japan // Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. - 2014. - № 4 (10).

Беззубко Л.В.

доктор наук по государственному управлению, профессор Донецкого государственного университета управления, Украина, г. Мариуполь

УДК 621. 311

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ

ХОЗЯЙСТВЕ УКРАИНЫ

Жилищно-коммунальное хозяйство в настоящее время является энергозатратным. В статье рассматриваются основные направления по экономии энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Основными направлениями экономии энергетических ресурсов являются:

1) совершенствование нормативного, правового и экономического механизмов энергосбережения. Необходимо принять специальный Закон «Об энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве». Экономический механизм энергосбережения создает системы мотивации у потребителей в экономии ресурсов;

2) совершенствование технических решений по энергосбережению. Системная реализация энергосберегающих мероприятий позволяет сократить затраты электрической энергии в жилищно-коммунальном хозяйстве более чем в два раза;

3) переход на альтернативные источники энергии. Наибольший энергетический потенциал в Украине имеют такие виды биомассы, как сельскохозяйственные культуры, отходы древесины, жидкие виды топлива из биомассы, биологическая составляющая твердых бытовых отходов, биогаз. Использование энергии биомассы обладает многими уникальными качествами. Эти качества обеспечивают экономические и экологические преимущества. В статье рассмотрен проект «Биоэнергетика: получаем энергию из отходов». Общественная организация «Летавица» при поддержке Фонда «Евразия» выполняла этот проект с 2007 года в Донецкой области.

Ключевые слова: экономия ресурсов, энергосбережение, жилищно-коммунальное хозяйство, альтернативные источники энергии.

ENERGY SAVING IN HouSING CoMMuNAL SERVICES oF uKRAINE

Housing and communal services is energy-intensive. The article considers the main directions for energy savings in the HOUSING sector.

The main areas of energy savings are:

1) to improve the regulatory, legal and economic mechanisms of energy saving. It is necessary to adopt a special law «On energy efficiency in housing and communal services». Mechanisms of energy saving creates a system of motivation for consumers for conserve resources;

2) improvement of technical solutions for energy efficiency. System implementation of energy saving measures can reduce the cost of electricity in the housing and communal services more than doubled;

3) the transition to alternative energy sources. The greatest energy potential in Ukraine have such types of biomass (crops, wood waste, liquid fuels from biomass, the biological component of municipal solid waste, biogas). Biomass energy has many unique qualities. These qualities made economic and environmental benefits. The article describes the project «Bioenergy: obtain energy from waste». Public organization «Letavitsa» supported by the Eurasia Foundation made this project since 2007 in the Donetsk region.

Key words: resource conservation, energy conservation, housing and utilities, alternative energy sources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.