ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011
Системная организация управления ресурсным потенциалом предпринимательских структур ЖКХ в ресурсосберегающей деятельности
О.И. Феклистов
к. э. н., доцент кафедры «Менеджмент и коммерция» Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, докторант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов
В статье исследуются и анализируются актуальные проблемы функционирования и развития современного жилищно-коммунального хозяйства; основные приоритеты конкурентной среды и ресурсосбережения в сфере ЖКХ. Важное внимание уделено системной организации ресурсным потенциалом предпринимательских структур, совершенствования структуры ЖКХ, создания более комфортных и современных условий обслуживания населения.
Ключевые слова: жилищно-коммунальный комплекс, конкурентная среда, ресурсосбережение, управление и функционирование ЖКХ.
К сожалению, еще и сегодня, определенные реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) России представляющего собой часть городского хозяйства, наиболее трудно адаптируются к условиям рыночной экономики. Это связано, прежде всего, с особенностями самого ЖКХ: с его комплексным характером, социальной значимостью, системой финансирования и т.п., которые непременно следует учитывать в условиях рынка. В то же время основными источниками поступления финансовых ресурсов, необходимых для содержания, ремонта и развития сооружений инфраструктуры города, являются, в основном, бюджетные ассигнования и квартирная плата. Следовательно, необходимо решение ряда экономических проблем, связанных с адаптацией предприятий ЖКХ к условиям рынка; а также поиск новых путей и механизмов, которые смогли бы обеспечить его безболезненное вхождение в рыночную экономику.
Необходимо отметить, что с самого начала реформирование ЖКХ одновременно с обсуждением концепций приватизации жилья была обозначена и основная суть предстоящих изменений: преобразование отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг. Вслед за приватизацией жителям России было предложено стать не только их потребителями, но и ответственными заказчиками. Более 20 лет государство окончательно пока не определилось, что в жилищной сфере должно остаться обязанностью города или государства, а что должно оплачиваться потребителями. Практически так и не решена проблема самоорганизации новоявленных собственников жилья. С сожалением приходится констатировать, что и спустя эти годы процесс осмысления находится по существу в самом начале.
В ходе разработки концепции начала перемен обсуждалось несколько подходов, в одном из которых
предлагалось проводить реформу жилищного дела прежде всего как приватизацию жилищных расходов и, главным образом, из экономических соображений. Под приватизацией жилищных расходов понималась передача гражданам в заработной плате средств, собираемых ныне в виде налогов в обеспечение оплаты жилищно-коммунальных услуг с тем, чтобы они уже на свои деньги сами определялись в количестве и качестве заказываемых услуг.
Современная ситуация в жилищном вопросе во многом является следствием принятия решения о бесплатной приватизации жилья. При этом значительная часть проблем жилищной реформы является проблемой выхода из продолжающегося процесса бесплатной приватизации, которая включает в себя: дотирование жилищно-коммунальных услуг пропорционально их потреблению; выдача безвозмездных жилищных субсидий до 70% стоимости жилья тем «очередникам», кто сумел заработать и отложить от 30% до 95% реальной стоимости квартиры;
безвозмездная помощь в строительстве ЖСК в размере 50% стоимости [1, с. 12].
На фоне продолжающейся бесплатной приватизации весьма затруднительно обсуждать простое повышение тарифов, то есть прекращение дотирования неимущих. Но если повышение любой цены еще можно обсуждать и производить, отмену бесплатной раздачи значительных сумм ввести крайне сложно. Наиболее существенным препятствием на пути реформы платежей является низкая платежная способность большинства получателей жилищно-коммунальных услуг.
Для того чтобы разобраться, реально ли в обозримом будущем провести реформу платежей и в целом ЖКХ, попробуем проанализировать несколько
напрямую связанных с реформой проблем и подыскать для них соответствующие решения. До либерализации цен и всеобщей приватизации все российские горожане были примерно равны в отношении жилищных услуг. Разница была лишь в способах обретения этих услуг. Кто-то получал жилье без проблем, кто-то ждал и сейчас ждет, кто-то строил его за свой счет. Однако, во-первых, большинство могло оплачивать жилищные услуги, во-вторых, все числились формально на службе у государства и дотации были как бы натуральной прибавкой к зарплате. Население резко расслоилось по доходам: 5% могли купить жилье, выложив сразу его полную стоимость, 40% могли оплачивать жилищно-коммунальные услуги по полной стоимости, остальные могли оплачивать их не более чем на 30%. Население расслоилось также по обладанию собственностью и по способу ее обретения. В таких условиях, по нашему мнению, переход к полной оплате жилищных услуг должен производиться с учетом реальной структуры населения. Методика перехода должна включать в себя влияние на платежеспособность, включая влияние на работодателей. Тактическая цель активного влияния на структуру населения — снижение числа обращающихся за жилищной субсидией. Стратегическая — внедрение нового для страны подхода к оплате труда [1, с. 15].
Далее следует отметить, что во всех проектах реформы непременно рассматривается процесс постепенного перехода на полную оплату по всем видам услуг. В результате вдобавок к тому, что реформа затянулась из-за зависимости реформаторов от структуры доходов, радикально влиять на которую они пока не решаются, абсолютно все услуги в жилищной сфере по-прежнему финансируются по затратному принципу большей частью из источника, наиболее удобного для муниципальных поставщиков услуг — из городского бюджета. И при этом цены на услуги диктуются поставщиками. В подобной ситуации переход на полную оплату всех услуг даже при удачном воздействии на структуру доходов будет означать сбрасывание долгов с государства на потребителя без перспективы сокращения расходов.
Следует при этом отметить, что современные жилищные услуги весьма разнообразны по своей структуре и далеко не очевидна возможность, оправданность и необходимость передачи их всех на полную оплату потребителя. Как минимум напрашивается предложение проанализировать структуру жилищных услуг и выстроить некую очередность передачи их к полной оплате:
1. Потребление ресурсов при горячем водоснабжении включает в себя постоянные составляющие (потери воды, тепла и электроэнергии при доставке воды к потребителю, тепловой энергии при циркуляции) и переменные — потребление тепла и воды при разборе. Переменная часть без особых затрат поддается измерению в месте разбора и регулируется потребителем. Издержки же
постоянной части в значительной степени лежат на совести проектировщиков, строителей и поставщиков услуг.
2. Издержки при холодном водоснабжении также имеют постоянную сетевую часть (потери воды и расходы на эксплуатацию) и переменную — при разборе воды. В холодном водоснабжении есть составляющая расходов по водоподготовке (доставка воды на станцию водоочистки, доведение ее до кондиции) — она должна в первую очередь полностью оплачиваться потребителем. При выделении в тарифе этой стоимости наиболее явно выявляется разница между питьевой и технической водой. Сетевая составляющая должна остаться за городом, пока тот не ликвидирует потери в сетях.
3. Издержки на отопление весьма различаются от здания к зданию. Потери тепловой энергии достаточно легко измеряются и регулируются применительно к зданию в целом, но практически неизмеримы и не поддаются регулированию у отдельного потребителя. В то же время можно определить некоторую справедливую базовую составляющую издержек на отопление, вычисленную исходя из минимального расстояния от источника центрального отопления, из конструкции стен, выполненных в соответствии с действующими ныне стандартами. Все остальное определяется материалом стен реального дома, конструкцией окон, качеством и длиной магистралей. От получателей услуги здесь никто не зависит, даже регулировать потребление нет возможности без проведения полной реконструкции всей системы отопления дома.
4. Наиболее разнообразны по структуре услуги по техническому обслуживанию дома. Среди них есть услуги условно регулируемые — те, выполнение которых, в принципе, может взять на себя сам потребитель. Это — уборка подъезда и территории, вынос мусора к контейнерам, мелкий ремонт сантехнической арматуры. Остальные услуги (вплоть до управления) разобщенный потребитель сам выполнить не сможет, но, объединившись в товарищество, потребители могут существенно снизить издержки. При этом потребитель должен знать стоимость каждой услуги, входящей в оплату жилья, чтобы иметь возможность оценить свою способность влияния на стоимость каждой из них и целесообразность для него каждой составляющей [2, с. 14].
Однако, каким же образом в подобной ситуации следует проводить реформу, чтобы она сама себя ускоряла, независимо от тормозящих усилий многочисленных потребителей бюджетных средств? Думается, что ключевыми механизмами в реформе должны стать регулирование услуг самими потребителями и изменение порядка управления жилым фондом. Исходя из структуры цены каждой услуги, должна формироваться новая тарифная система, приспособленная к проведению жилищной реформы, мобилизующая
ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011
ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011
инициативу потребителя и управляющей организации к экономии, ресурсосбережению, определяющая границы ответственности лиц, действующих в жилищной сфере.
При этом вполне очевидно, что односторонними мерами проблема снижения издержек не решается. Нужна постоянно существующая конкурентная среда. В сфере управления она решается при отказе от жестко установленных границ для управляющей организации. В городе возникает понятие о минимальном объеме управления, — ЖСК демонстрирует возможность устойчивого управления одним домом. Есть примеры эффективного управления двумя десятками домов. Практика показывает, что уже с этого уровня определенно можно включить механизм конкуренции. Достаточно отработать критерии качества управления и процедуру банкротства, не допуская ущерба состоянию жилого фонда [7, с. 12].
В то же время, одновременно с демонополизацией упавления жилищным фондом необходимы дальнейшая активация и развитие жилищного самоуправления во всех его формах. Однако, при этом нельзя рассчитывать исключительно на рыночные механизмы. Территориальное общественное самоуправление, домовые комитеты должны войти в систему обязательного контроля за качеством жилищных услуг. Товарищества собственников жилья можно рассматривать только как высшую и пока еще недостаточно широкую форму жилищного самоуправления.
Особо отметим, что с проблемой создания конкурентной среды в управлении жилым фондом непосредственно связана и наиболее насущная, актуальная сегодня проблема — ресурсосбережение. При центральном теплоснабжении естественный минимальный объем управления — группа зданий, обслуживаемая одним ЦТП. При том, что потребитель, как правило, не имеет возможности регулировать температуру каждого отопительного элемента, все резервы теплосбережения находятся у управляющей организации. Уменьшить потери на отопление возможно при тщательном регулировании температуры теплоносителя в зависимости от температуры воздуха и улучшения тепловых характеристик дома. Процесс энергосбережения начнется только при передаче ЦТП в ведение организации, заинтересованной в снижении издержек. Без этого кампания по установке счетчиков ничего не даст. Снятие приписок возможно и без счетчиков. Достаточно провести во много раз более дешевую операцию по измерению реальной тепловой нагрузки [8].
В связи с этим автором разработаны и обосновываются показатели эффективности системы организации управления ресурсным потенциалом предпринимательских структур ЖКХ. Представляется, что у каждой предпринимательской структуры ЖКХ может быть целевая программа повышения энергоэффективности предприятия на основе закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении». Целевая программа
охватывает проблемы повышения энергоэффективности в деле экономии энергоресурсов прямыми потребителями тепла и электричества, водоснабжения и канализования. В программе предпринимательской структуры ЖКХ по энергосбережению можно предположить несколько направлений. Это может быть внедрение новых технологий выработки электроэнергии за счет вторичных энергетических ресурсов, это защита окружающей среды, энергосбережение и повышение энергетической эффективности объектов водоснабжения и канализования через создание системы управления объектами водоснабжения и кана-лизования .
На наш взгляд убедительно программа энергосбережения действует в предпринимательских структурах ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Для оценки эффективности системной организации управления ресурсными потенциалами предпринимательских структур ЖКХ в энергоресурсосбережении рекомендуются различные показатели, характеризующие интенсивность использования всех ресурсов (ресурсоотдачу) и их видов: основных, нематериальных и оборотных активов.
В этой связи автором разработана классификация факторов ресурсосбережения предпринимательских структур ЖКХ, предусматривающая технические, организационные и социально-экономические факторы.
К техническим факторам относятся:
— применение ресурсосберегающих технологий;
— применение обновленного модернизированного оборудования с минимальным расходом материалов;
— применение ресурсов с качественно новыми характеристиками и свойствами;
сбережение ресурсов на транспортировке и хранении материалов;
— сбережение ресурсов при совершенствовании технологии переработки сырья;
— моделирование расхода ресурсов на экспериментальных предприятиях.
К организационным факторам относятся: учет, получение и использование ресурсов; внедрение новой классификации ресурсов; совершенствование процесса ремонта технологического оборудования;
внедрение передовых методов производства и труда;
— использование вторичного сырья; разработка и внедрение организационно-технических мероприятий по экономии ресурсов.
К социально-экономическим факторам относятся:
— соблюдение и использование закона масштаба, закона экономии времени;
— использование научных подходов менеджмента в управлении ресурсами;
— применение современных методов планирования и прогнозирования с использованием информационных технологий;
— внедрение системного метода управления трудом;
— применение мер ответственности и материального стимулирования за экономию ресурсов;
— внедрение социально-психологических мероприятий по экономии.
По мнению автора, ресурсосбережение является важной формой реализации резервов производства жилищно-коммунальных услуг, связанной с их максимальной экономией. Ресурсосбережение можно осуществить по следующим основным направлениям: снижение материалоемкости на основе использования новейшей техники и технологии (например, ремонт кровли); увеличение выхода конечной продукции за счет экономии применяемого сырья; сокращение потерь материалов и труда в производственном процессе жилищно-коммунальных услуг; максимальное использование вторичных ресурсов в производстве жилищно-коммунальных услуг [7].
Автор считает, что в условиях дефицита материально-технических ресурсов, ресурсосбережение становится решающим источником эффективной деятельности предпринимательских структур ЖКХ.
По мнению автора, ресурсосбережения необходимо достигать на всех этапах производства жилищно-коммунальных услуг за счет повышенного требования к технике, технологии, организации производства и непроизводственной деятельности, хозяйственному механизму. При этом новая техника должна требовать меньшего расхода ресурсов, как в процессе ее производства, так и в процессе эксплуатации. Новые технологии в ЖКХ должны быть безот-
ходными или малоотходными, малооперационными и сопровождаться строгим учетом ресурсов, их наличия, движения, расходования, моральной и материальной заинтересованностью работников в лучшем их применении, бережном отношении населения к использованию энергии, топлива, воды, тепла, жилого фонда. Автор считает это обязательными слагаемыми ресурсосбережения.
Литература
1. Вертишев С.М., Рохчин В.Е. Основы региональной экономической политики. СПб., 2005.
2. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во Михайлова, 1998.
3. Регионализация профессионального образования: управление региональной системой профессионального образования. М.: Университетская книга. Логос, 2006.
4. Багаев А.Н. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: все что о ней слышали и хотим знать. Ростов-на-Дону: Феникс 2006. 224 с.
5. Жуков ДМ. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города: учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательство www.Vlados.ru ВЛАДОС-ПРЕСС 2003. 96 с.
6. Каменева ЕА, Барулин С.В. Финансы жилищно-коммунального хозяйства. М.: Ось — 89. 2003. 192 с.
7. Ларионов А.Н. Развитие предпринимательства в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве / А.Н. Ларионов, Е.В. Владимирский, Е.Г. Гужва, Ю.В. Иванова. М.: МАКС Пресс, 2007. 160 с.
8. Ларионов А.Н. Стратегия развития жилищно-коммунального комплекса мегаполиса / А.Н. Ларионов, Ю.В. Иванова. С.-Пе-террб. гос. архит.-строит. ун-т.-СПб.: СПбГАСУ, 2008. 228 с.
9. Ясин Е.Г. Политическая экономия реформы ЖКХ. Москва, 2006. 51 с.
10. www.strana.ru,www.wciom.ru,www.kus.com.ru,www.echo.msk.ru.
The system organization of management in potential resource of enterprise structures of housing and communal services in resource-saving activity
O.I. Feklistov, Ph.D., assistant professor of «Management and Commerce» St. Petersburg State University of Service and the economy, a doctoral St. Petersburg State University of Economics and Finance
In this article actual problems of functioning and development of a modern housing-and-municipal complex are investigated; the basic priorities of the competitive environment and saving of resources in housing and communal services sphere. The important attention is given to the system organization of management in resource potential of enterprise structures, perfection of structure of housing and communal services, creation of more modern and comfortable conditions of housing-and-municipal service of the population.
Keywords: a housing-and-municipal complex, the system organization of the management, the competitive environment, saving of resources, management and housing and communal services functioning.
ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011