Научная статья на тему 'Институциональный анализ проблем жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на примере Японии'

Институциональный анализ проблем жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на примере Японии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1101
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЯПОНИЯ / ЖКХ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / КОНКУРЕНЦИЯ / РЕФОРМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ЭКОНОМИЯ / RUSSIA / JAPAN / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / INSTITUTIONAL APPROACH / COMPETITION / REFORM / EFFICIENCY / MANAGEMENT COMPANY / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дружинин Николай Львович

Цель работы заключается в сравнении институциональных условий функционирования систем ЖКХ в России и Японии. Определение сущностных отличий этих систем. Основной задачей исследования было раскрытие тех конкретных возможностей по использованию успешного опыта организации работы системы ЖКХ в Японии, которые могут быть применены в современной России. Важнейшей задачей статьи являлось доказательство первостепенного значения развития рыночных стимулов для эффективной работы всех участников в сфере ЖКХ. В рамках представленного исследования активно использовался институциональный метод, который позволил обратиться не столько к формальным правилам и регламентациям, сколько к неформальным установкам, которые определяют реальное состояние дел в отрасли. Главным результатом статьи было сравнение состояния систем ЖКХ в России и Японии с точки зрения наличия или отсутствия в них элементов рыночной конкуренции. Учет японского опыта организации системы ЖКХ крайне актуален для России, которая переживает в настоящее время немало проблем в развитии данной отрасли, что порождает серьезные экономико-инфраструктурные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дружинин Николай Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional analysis of the problems of housing and communal services on the example of Japan

The purpose of the work is to compare the institutional conditions of functioning of systems of housing and communal services in Russia and Japan. Defining the essential differences between these systems. The main objective of the study was the disclosure of the specific opportunities for using the successful experience of the organization of the system utilities in Japan, which can be applied in modern Russia. The most important task is to prove the priority to the development of market incentives for the efficient operation of all participants in the housing sector. In the framework of the present study was used extensively institutional method, which allowed to apply not only to the formal rules and regulations, how to informal settings, which determine the real state of affairs in the industry. The main result of this paper was to compare the state of the system utilities in Russia and Japan in terms of the presence or absence of these elements in the market competition. Accounting for the Japanese experience of the organization of housing and communal services extremely relevant for Russia, which is currently experiencing a lot of problems in the development of the industry, giving rise to serious economic problems.

Текст научной работы на тему «Институциональный анализ проблем жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на примере Японии»

семинаров-практикумов, на которых детализировались требования и вырабатывались проектные решения. Наши эксперты разъясняли все детали и «подводные камни», а специалисты заказчика, уяснив суть ИТ-процессов, незамедлительно привлекали требуемых людей, что способствовало оптимальной адаптации процессов под принятые в компании общие практики. В результате, лидеры команд заказчика стали истинными проводниками изменений и внесли значительный вклад в их успех на этапах обучения других сотрудников. Проект явился отличным доказательством того утверждения, что если обдуманно подходить к применению теоретических знаний, то они значительно облегчают выполнение практических задач.

Проблема организационных изменений, бесспорно, остро стоит на сегодняшний день перед организациями. Для успешного выполнения реорганизационных проектов и, как следствие, повышения эффективности бизнеса не стоит «изобретать велосипед», нужно обратиться к уже проверенной практике и методам, часть из которых была рассмотрена в нашей статье. При этом важно отметить, что все они не противоречат друг другу, а дополняют и способствуют достижению поставленных целей. Никто не обещает, что их применение способно облегчить внедрение инноваций, однако оно точно позволит повысить вероятность успешности проекта и достижения его первоначальных целей [5].

В завершение хотелось бы отметить, что единого стандартного способа проведения изменений внутри компании не существует, ибо каждая из них имеет свою уникальную специфику и свой собственный опыт. Тем не менее, искусство успешного проведения организационных изменений изнутри - это

вопрос не только благополучного стечения обстоятельств, и решение вопроса системного подхода к такой реорганизации может быть изучено и сформулировано в будущем.

Список литературы:

1. Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Управление изменениями: Учебник для бакалавров. - М.: ООО «ИТК «Дашков и К», 2013.

2. БлиновА.О. Реструктуризация предприятия: как она воспринимается работниками / А.О. Блинов, В.Е. Захаров, А.И. Захаров // Человек и труд. - 2010. - № 2.

3. Дак Дж. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований. - М., 2002.

4. Beckhard R. A model for the executive/management of transformational change. The 1999 Annual: Developing Human Resources. - USA, 1999.

5. Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение / Пер. с англ. - СПб.: «Питер», 2010.

List of literature:

1. Blinov A.O., Ugryumova N.V. Managing Change: A Textbook for bakalavrov. - M. LLC «CTI Dashkov, and K», 2013.

2. BlinovA.O. Restructuring of enterprises: how it is perceived workers / A.O. Blinov, V.E. Zakharov, A.I. Zakha-rov // Person and work. - 2010. - № 2.

3. Duck J. Change Monster. The reasons for success and failure of organizational change. - M., 2002.

4. Beckhard R. A model for the executive / management of transformational change. The 1999 Annual: Developing Human Resources. - USA, 1999.

5. Nyustrom J., Davis K. Organizational Behavior / Per. from English. - SPb.: «Peter», 2010.

Г*

Дружинин Н.Л.

доктор экономических наук, доцент кафедры истории экономики и экономической мысли ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», Россия, г. Санкт-Петербург

УДК 330.3

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (ЖКХ) НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ

Цель работы заключается в сравнении институциональных условий функционирования систем ЖКХ в России и Японии. Определение сущностных отличий этих систем. Основной задачей исследования было

раскрытие тех конкретных возможностей по использованию успешного опыта организации работы системы ЖКХ в Японии, которые могут быть применены в современной России. Важнейшей задачей статьи являлось доказательство первостепенного значения развития рыночных стимулов для эффективной работы всех участников в сфере ЖКХ.

В рамках представленного исследования активно использовался институциональный метод, который позволил обратиться не столько к формальным правилам и регламентациям, сколько к неформальным установкам, которые определяют реальное состояние дел в отрасли.

Главным результатом статьи было сравнение состояния систем ЖКХ в России и Японии с точки зрения наличия или отсутствия в них элементов рыночной конкуренции.

Учет японского опыта организации системы ЖКХ крайне актуален для России, которая переживает в настоящее время немало проблем в развитии данной отрасли, что порождает серьезные экономико-инфраструктурные проблемы.

Ключевые слова: Россия, Япония, ЖКХ, институциональный подход, конкуренция, реформа, эффективность, управляющая компания, институциональная среда, экономия.

INSTITUTIONAL ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES ON THE EXAMPLE OF JAPAN

The purpose of the work is to compare the institutional conditions of functioning of systems of housing and communal services in Russia and Japan. Defining the essential differences between these systems. The main objective of the study was the disclosure of the specific opportunities for using the successful experience of the organization of the system utilities in Japan, which can be applied in modern Russia. The most important task is to prove the priority to the development of market incentives for the efficient operation of all participants in the housing sector.

In the framework of the present study was used extensively institutional method, which allowed to apply not only to the formal rules and regulations, how to informal settings, which determine the real state of affairs in the industry.

The main result of this paper was to compare the state of the system utilities in Russia and Japan in terms of the presence or absence of these elements in the market competition.

Accounting for the Japanese experience of the organization of housing and communal services extremely relevant for Russia, which is currently experiencing a lot of problems in the development of the industry, giving rise to serious economic problems.

Key words: Russia, Japan, housing and communal services, institutional approach, competition, reform, efficiency, management company, institutional environment, economy.

Проработав длительное время в Японии, в Осак-ском университете, автор данной статьи имел хорошую возможность для изучения японского опыта организация работы ЖКХ и для сравнения ключевых принципов построения системы ЖКХ в Японии и в нашей стране. Сравнение является очень актуальным, поскольку несмотря на многочисленные программы и планы совершенствования отечественной системы ЖКХ, она и по сей день остается не слишком эффективной и достаточно проблемной отраслью российского народного хозяйства. Многочисленные дискуссии и споры вокруг данной сферы показывают, что корень проблем лежит не столько в наличии отдельных недостатков и просчетов, сколько в присутствии глубоких системных ошибок, имеющих институциональный характер. Это значит, что основные проблемы находятся в несовершенной системе формальных и неформальных «правил игры», правил, которые, либо не позволяют участникам активизировать свою деятельность, либо, что еще хуже, эко-

номически побуждают их и делают возможным наживаться на системе ЖКХ преступным образом.

Если обратиться к опыту Японии, можно обнаружить следующие характерные черты японского способа организации жилищно-коммунального хозяйства. Во-первых, жилищно-коммунальное хозяйство в Японии является обычной равноправной отраслью рыночного механизма, а, во-вторых, эта отрасль состоит из множества отдельных видов бизнеса, которыми занимаются десятки тысяч конкурирующих друг с другом мелких предпринимателей. Это значит, что работа частных фирм в системе ЖКХ ничем принципиально не отличается от деятельности предпринимателей в любой другой сфере бизнеса. Заменить трубы водоснабжения или подвести к дому новую газовую ветку не более сложный в организационном плане процесс, чем, например, организация нового зала в кафе или создание дополнительных парковок. Это обычная рутинная работа, при выполнении которой у участников не возникает возможности

Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. № 4 (10), 2014

25

безнаказанно отлынивать от своих обязанностей или бессовестно наживаться на своих клиентах. За счет чего это достигается? Это обеспечивается благодаря высокой конкуренции в данном бизнесе. Иными словами, при проведении любого вида работ могут быть задействованы десятки или даже сотни участников, которые присутствуют на рынке. Управляющей компании остается лишь выбрать наиболее подходящего для себя исполнителя. При этом завышения цен и перекладывания своих производственных проблем на клиента, как это часто бывает у нас в системе ЖКХ, здесь не происходит. Почему? Рассмотрим это на примере.

Если управляющая компания в Японии решила осуществить замену труб водоснабжения, ей достаточно лишь выбрать из имеющегося на данном местном рынке значительного количества индивидуальных предпринимателей того, кто возьмется выполнить данную работу быстрее, качественнее и дешевле. Выполнить эту задачу управляющему жилищным хозяйством будет легко, потому что вызвать трактор и сварщиков будет не труднее, чем вызвать такси или заказать пиццу. Кроме того, данная работа будет осуществляться на конкурентной, рыночный основе и не будет предполагать необходимости высоких уровней оплат различного рода дополнительных издержек производителя. Иными словами, собственник трактора, мелкий японский предприниматель, включит в цену за свою работу амортизацию своего небольшого экономичного трактора лишь за то количество часов, пока он будет работать, а также свою заработную плату за это же количество часов. Он не будет включать в счет расходы, связанные с поломками его трактора в прошлом месяце, расходы, связанные с вынужденным простоем и лечением на предыдущей неделе, расходы, связанные с функционированием администрации и бухгалтерии его управляющей компании и многочисленных местных чиновников, которые могли бы быть его начальниками; не будут включены траты, связанные с так называемым нецелевым расходованием средств, включая пресловутые «откаты» и так далее. Точно также таксист, который везет вас в аэропорт или другое место, не включает в представленный вам счет все вышеперечисленные расходы, которые являются его личными проблемами или убытками и которые не перекладываются на плечи клиента.

В рамках нашей системы ЖКХ может казаться справедливым и обоснованным включение в счет клиенту расходов, связанных с ремонтом трактора, который был произведен на прошлой неделе, но в условиях рыночной конкуренции оператор трактора в Японии не может себе этого позволить, потому что другой аналогичный трактор не ремонтировался в прошлом месяце и готов предоставить свои услуги по более низким расценкам, соответственно это будет более конкурентоспособное предложение, и поэтому ни тракторист, ни свар-

щик, ни кто-либо еще в Японии не могут завышать уровень своих тарифов выше рыночного - то есть среднего приемлемого для производителей данных услуг уровня. Этот пример показывает, что система ЖКХ в Японии не оторвана от рыночных реалий и работа в данном сегменте так же конкурентна, как и в других областях. Поэтому здесь не встретится необоснованное завышение цен, монопольный сговор и выбивание денег из клиентов незаконными способами.

Возвращаясь к нашему примеру, можно отметить, главное преимущество такой системы, в которой все держится на независимом мелком предпринимателе, заключается в том, что она стимулирует предпринимателя, оказывающего услуги в сфере ЖКХ (также как и в других областях), реально, а не на словах, самостоятельно, а не по указу сверху, заботиться о повышении эффективности своего собственного бизнеса. А для этого ему надо бережно относиться к технике, работать предельно внимательно и качественно, быстро и самостоятельно искать пути совершенствования своих методов работы, сокращать издержки производства, урезать прибыль, умело рекламировать свою услугу, поддерживать свою репутацию, стремиться к сохранению долгосрочных связей с клиентами и т. д. Наличие таких мотиваций, таких драйверов для развития волей-неволей создает систему правил игры - институциональных условий, при которых плохо, нечестно, халтурно работать, не отвечая за результат, не уважая клиента и его время, становится просто невозможно. То есть, если у тракториста часто ломается трактор, это является его личной, точнее, его производственной проблемой, которую он должен решить самостоятельно, а не за счет клиента. Он должен обдумать пути изыскания более совершенной техники, озаботиться обновлением техники и получением гарантий на ее сервисное обслуживание в случае поломок. Если выйти на прибыльный уровень работы не позволяют простои данного тракториста и вынужденные потери в заработке, то это также не перекладывается на заказчика, а является проблемой самого тракториста-предпринимателя. Логика здесь такая -если он не может обеспечить себе полную загрузку заказами, то он должен обратиться к поиску новых сфер применения своей техники, возможно, снизить тарифы, предложить лучший сервис или покинуть этот бизнес как неконкурентоспособный участник. Постепенно несправляющиеся с работой уходят из соответствующего вида предпринимательства, а более эффективные, наоборот, занимают их место, вливаясь в отрасль, так рынок приходит в равновесное состояние.

Почему же не растут расценки в сфере ЖКХ в Японии? Если участники данного вида бизнеса начнут увеличивать тарифы, то этот бизнес автоматически станет более привлекательным для других участников, которые немедленно увеличат размер предло-

жения соответствующего вида услуг в данном регионе, тем самым усилив конкуренцию и оставив без работы других участников, которые будут вынуждены покинуть рынок или предложить более выгодные для клиента условия, то есть снизить цены до прежнего уровня. Естественно, что снижение тарифов приведет к ухудшению привлекательности данного вида бизнеса и к устранению лишнего количества предпринимателей с рынка. Со временем на рынке формируется равенство спроса и предложения на данный вид услуг в соответствующим микрорайоне того или иного города. Необоснованно повышать тарифы в сфере ЖКХ в Японии не позволяет рыночная конкуренция, а не судебные разбирательства, не призывы властей и не угрозы со стороны прокуратуры, которая, к сожалению, у нас все чаще вынуждена брать на себя регулирующую функцию рыночного механизма.

Сложившаяся в России система ЖКХ нуждается в глубоком реформировании. Основной причиной того, что прошедшие годы рыночных преобразований оставили множество проблем нерешенными заключается в том, что при проведении многочисленных изменений в системе ЖКХ не был определен и, главное, не был реально взят курс на создание в этой сфере полноценной конкурентной среды с множеством действительно, а не на бумаге конкурирующих участников. К сожалению, эта проблема не была полноценно осознана в самом начале реформ, что было результатом отсутствия четкого плана преобразований, это не является секретом. «Наша страна переживает процесс радикальных преобразований при отсутствии четко зафиксированного их вектора», - писал по этому поводу Л. Абалкин [1, с. 65]. Приватизация, которая должна была бы обеспечить массовое развитие мелкого и среднего бизнеса, сформировать армию мелких предпринимателей, которые обеспечили бы поддержание конкурентной среды в различных сферах деятельности, включая и ЖКХ, не выполнила этой задачи. Наоборот, сформировались крупные монополистические группировки, которые являясь частными со своей сути, в реальности были склонны продолжать и развивать нерыночные, неконкурентные методы хозяйствования. Как отмечал по этому поводу Д. Норт, «с приватизацией 1990-х гг. в России появились крупные собственники, однако это не способствовало усилению конкуренции. Для большинства граждан доступ к экономическим и политическим организациям и ресурсам стал за последнее время еще более ограниченным» [2, с. 9].

В принципе, это не является чем-то особенным, как отмечают В. Штреек и К. Ямамура, если одни общества предпочитают как можно чаще полагаться на свободную игру рыночных сил в экономической деятельности, то в других обществах рыночные процессы в значительной степени социально и институцио-

нально ограничены. Это является водоразделом между различными моделями капитализма [3, с. 2-6]. Причем японскому обществу, которое строго привержено рыночным ценностям, нельзя отказать в оригинальности. Использование рыночных механизмов вовсе не перечеркивает важнейшую роль государства и социальных институтов. Общеизвестно, что японское общество формировалось как независимое, собственный имидж которого образовывался на базе явно выраженной самобытности [4, с. 15]. Более того, японская уникальность активно используется для формирования национальных конкурентных преимуществ, среди которых приверженность рыночным принципам стоит на одном из первых мест из всего многообразия условий функционирования экономических систем [5, с. 22].

Что же поможет России использовать ее конкурентные преимущества в решении проблем ЖКХ? Выходом из сложившей неблагоприятной ситуации должна стать обширная государственная программа по насыщению рынка в сфере ЖКХ значительным числом новых участников. Это действительно важная государственная задача - создать стимулы и условия для появления этой предпринимательской группы, а сила и авторитет государства - традиционный козырь отечественной институциональной структуры.

Список литературы.

1. Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения: очерки. - М.: Наука, 2005. - 464 с.

2. Норт Д. Понять, как устроено общество и как оно изменяется // Вестник СПбГУ. - Серия 5. - 2007. -Вып. 4. - С. 3-9.

3. Streeck W., Yamamura K. The Origins Of Nonliberal Capitalism: Germany And Japan In Comparison. - N.Y., 2001.

4. Barshay А. The Social Sciences in Modern Japan. The Marxian and Modernist Traditions. - Berkeley, 2004.

5. AokiМ., Jehlik S. Information, Corporate Governance, and Institutional Diversity' Competitiveness in Japan, the USA, and the Transitional Economies' Oxford, 2000.

List of literature:

1. Abalkin L.I. Rossija: poisk samoopredelenija: ocherki.

- M.: Nauka, 2005. - 464 p.

2. Nort D. To understand the structure of society and how it changes // Vestnik SPbGU. Series 5. - 2007. - Vol. 4.

- P. 3-9.

3. Streeck W., Yamamura K. The Origins Of Nonliberal Capitalism: Germany And Japan In Comparison. - N.Y., 2001.

4. Barshay А. The Social Sciences in Modern Japan. The Marxian and Modernist Traditions. - Berkeley, 2004.

5. AokiМ., Jehlik S. Information, Corporate Governance, and Institutional Diversity Competitiveness in Japan, the USA, and the Transitional Economies. Oxford, 2000.

ВЫ^т USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 4 (10), 2014

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.