Научная статья на тему 'Организационно-институциональные проблемы развития жилищно-коммунальных хозяйств мегаполиса'

Организационно-институциональные проблемы развития жилищно-коммунальных хозяйств мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
593
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / МЕГАПОЛИС / ПРОБЛЕМЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МЕНЕДЖМЕНТ / ФИНАНСЫ / ФАКТОРЫ / ГОСУДАРСТВО / УПРАВЛЯЮЩИЕ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / КАЧЕСТВО / УСЛУГИ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / METROPOLIS / PROBLEMS / LEGISLATION / MANAGEMENT / FINANCE / FACTORS / STATE CONTROL / LICENSING / QUALITY / SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахтариева Люция Габдулхаевна, Харичкова Лина Игоревна

В современном мегаполисе, где сосредоточена огромная масса людей, важная роль отводится деятельности жилищно-коммунальных хозяйств, повышению качества предоставляемых ими услуг. В данной статье анализируются наиболее актуальные проблемы жилищно-коммунальных хозяйств и жилищнокоммунальных управлений в больших городах: проблемы хозяйственного, финансового и экологического характера; индивидуализированные проблемы, которые необходимо анализировать как со стороны ЖКУ, так и со стороны самих жильцов, при этом обосновываются их причинно-следственные связи. Рассматриваются основные факторы, оказывающие влияние на развитие жилищно-коммунальных хозяйств мегаполиса: нормативные, правовые, институциональные, организационные, финансовые, экономические, инвестиционные, общественные. Приводится анализ структуры рынка услуг управляющих ЖКХ г. Уфы за 2013 год. Предлагаются условия и пути решения выявленных в ходе анализа проблем ЖКХ: повышение качества менеджмента ЖКУ; определение необходимой базы ресурсов ЖКУ и оптимальных сочетаний материальных, информационных и трудовых ресурсов; необходимость регулярной оценки эффективности управления ЖКУ по конкретным показателям; разработка системы контроля, которая обеспечила бы целевое и эффективное использование денежных средств жильцов; наращивание финансовых ресурсов ЖКУ путем более полного использования своего потенциала и внедрения инноваций; внесение изменений в законодательство по выделенным в статье аспектам при помощи системы «наука, потребители, государство». Приводится перечень мероприятий, предусмотренных Комплексной программой социально-экономического развития г. Уфы на 2011-2015 годы, успешная реализация которых будет способствовать улучшению состояния жилищно-коммунальных хозяйств к 2015 году в мегаполисе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахтариева Люция Габдулхаевна, Харичкова Лина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND INSTITUTIONAL PROBLEMS OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES MEGAPOLIS

In a modern metropolis, where a lot of people live, the good quality of housing and communal services is of great importance. This article examines the most pressing problems of housing and communal services and housing departments in big cities: problems concerning economic, financial and environmental issues; individualized issues that need to be analyzed both by the HCS, and the residents themselves, thus justified their causal relationships. The main factors influencing the development of housing and communal services in metropolis, such as regulatory, legal, institutional, organizational, financial, economic, investment, public are examined. The analysis of the market structure of services in Ufa in 2013 is provided. The conditions and solutions identified in the analysis of housing problems are proposed, such as improving the quality of housing and communal services management, determining the required HUS resource base and optimum combinations of material, information and human resources, the need for regularly assess of HUS management effectiveness by specific indicators, the development of the monitoring system that would provide the effective use of residents’ funds, increasing HCS financial resources by more effective using of their potential and innovation, introducing changes in the legislation on the aspects highlighted in the article by the system «science, consumers, the state». A list of measures provided by the Comprehensive Program of socioeconomic development of the city of Ufa in 2011-2015 is given, which successful implementation will contribute to the improvement of housing and communal services in the city in 2015.

Текст научной работы на тему «Организационно-институциональные проблемы развития жилищно-коммунальных хозяйств мегаполиса»

Ахтариева Л.Г. Харичкова Л.И.

доктор экономических наук, профессор аспирант кафедры «Инновационная экономика»

кафедры «Инновационная экономика» ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»,

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Россия, г. Уфа

Россия, г. Уфа

УДК 332.142

ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВ

МЕГАПОЛИСА

В современном мегаполисе, где сосредоточена огромная масса людей, важная роль отводится деятельности жилищно-коммунальных хозяйств, повышению качества предоставляемых ими услуг. В данной статье анализируются наиболее актуальные проблемы жилищно-коммунальных хозяйств и жилищно-коммунальных управлений в больших городах: проблемы хозяйственного, финансового и экологического характера; индивидуализированные проблемы, которые необходимо анализировать как со стороны ЖКУ, так и со стороны самих жильцов, при этом обосновываются их причинно-следственные связи. Рассматриваются основные факторы, оказывающие влияние на развитие жилищно-коммунальных хозяйств мегаполиса: нормативные, правовые, институциональные, организационные, финансовые, экономические, инвестиционные, общественные. Приводится анализ структуры рынка услуг управляющих ЖКХ г. Уфы за 2013 год. Предлагаются условия и пути решения выявленных в ходе анализа проблем ЖКХ: повышение качества менеджмента ЖКУ; определение необходимой базы ресурсов ЖКУ и оптимальных сочетаний материальных, информационных и трудовых ресурсов; необходимость регулярной оценки эффективности управления ЖКУ по конкретным показателям; разработка системы контроля, которая обеспечила бы целевое и эффективное использование денежных средств жильцов; наращивание финансовых ресурсов ЖКУ путем более полного использования своего потенциала и внедрения инноваций; внесение изменений в законодательство по выделенным в статье аспектам при помощи системы «наука, потребители, государство». Приводится перечень мероприятий, предусмотренных Комплексной программой социально-экономического развития г. Уфы на 2011-2015 годы, успешная реализация которых будет способствовать улучшению состояния жилищно-коммунальных хозяйств к 2015 году в мегаполисе.

Ключевые слова: жилищно-коммунальные хозяйства, мегаполис, проблемы, законодательство, менеджмент, финансы, факторы, государство, управляющие, лицензирование, качество, услуги.

ORGANIZATIONAL AND INSTITUTIONAL PROBLEMS OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES MEGAPOLIS

In a modern metropolis, where a lot of people live, the good quality of housing and communal services is of great importance. This article examines the most pressing problems of housing and communal services and housing departments in big cities: problems concerning economic, financial and environmental issues; individualized issues that need to be analyzed both by the HCS, and the residents themselves, thus justified their causal relationships. The main factors influencing the development of housing and communal services in metropolis, such as regulatory, legal, institutional, organizational, financial, economic, investment, public are examined. The analysis of the market structure of services in Ufa in 2013 is provided. The conditions and solutions identified in the analysis of housing problems are proposed, such as improving the quality of housing and communal services management, determining the required HUS resource base and optimum combinations of material, information and human resources, the need for regularly assess of HUS management effectiveness by specific indicators, the development of the monitoring system that would provide the effective use of residents' funds, increasing HCS financial resources by more effective using of their potential and innovation, introducing changes in the legislation on the aspects highlighted in the article by the system «science, consumers, the state». A list of measures provided by the Comprehensive Program of socioeconomic development of the city of Ufa in 2011-2015 is given, which successful implementation will contribute to the improvement of housing and communal services in the city in 2015.

Key words: housing and communal services, metropolis, problems, legislation, management, finance, factors, state control, licensing, quality, service.

В современной России формирование и развитие мегаполисов обусловлено необходимостью обеспечения устойчивого роста экономического потенциала страны. Этого можно достичь не только путем развития новых отраслей экономики, децентрализации системы производств, но и путем диверсификации сфер производства и потребления услуг в стране. Развитие мегаполисов способствует решению проблем и социального характера: повышение уровня жизни населения, развитие социальной сферы, сферы услуг. Предметный анализ проблем мегаполиса позволяет формулировать принципиальные положения по проектированию государственно-управленческих решений по развитию системы мегаполисов в России.

Актуальность данной темы исследования обуславливается тем, что одной из наиболее значимых современных проблем больших городов является предоставление качественных услуг жилищно-коммунальными хозяйствами городскому населению.

Мегаполис - это большой социально-экономический центр, в котором сосредоточена огромная масса людей, живущая, как правило, в больших многоквартирных домах, поэтому повышается роль жилищно-коммунальных хозяйств и при этом делается акцент на повышение качества обслуживания ЖКХ. На сегодняшний момент тяжело представить себе обыденную жизнь без электричества, газа и воды. Следовательно, такая отрасль экономики, как функционирование жилищно-коммунальных хозяйств, занимает ведущую роль в структуре отраслей экономики. Без предостав-

ления коммунальных услуг современные города ничем бы не отличались от древних городов.

На развитие системы жилищно-коммунальных хозяйств влияет множество факторов: нормативно-правовые, институциональные, организационные, экономические, финансово-инвестиционные, общественно-политические и др. В практике организационных реформ часто недооценивается роль экономических и общественных институтов, поскольку предполагается, что основные правила и механизмы прогрессивного движения всех социально-экономических систем устанавливаются на федеральном уровне. Следует отметить, что в развитии мегаполиса чрезвычайно важную роль играют качество гражданского общества, специфика сложившегося в мегаполисе бизнеса и его активность, традиции, соответствие экономических институтов мегаполиса современным условиям и др. Все это необходимо разносторонне учитывать и оценивать в связи с повышением интереса к разносторонним видам деятельности жилищно-коммунальных хозяйств современных мегаполисов.

Необходимость экономических реформ в сфере жилищно-коммунальных хозяйств обуславливается тем, что эта сфера в России является фондоемкой отраслью, но в то же время характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью.

Развитие жилищно-коммунальных хозяйств в современных условиях может быть обеспечено путем эффективного решения существующих проблем функционирующих ЖКХ. Классификация наиболее актуальных проблем жилищно-коммунальных хозяйств приведена на рис.

Классификация проблем жилищно-коммунальных хозяйств

Первая группа проблем (хозяйственные) связана с низким качеством менеджмента управляющих жилищно-коммунальными хозяйствами:

- низкая система планирования, которая предполагает, прежде всего, необходимость четкого определения целей и задач деятельности жилищно-коммунальных управляющих, которые будут зафиксированы в плане на предстоящий год каждого сегмента деятельности на определенный период времени;

- недостаточно эффективная организация деятельности ЖКУ, которая определяет четкое разделение обязанностей между его подразделениями, отдельными ра-

ботниками, подкрепленными грамотно разработанными должностными инструкциями;

- низкий уровень координации деятельности отдельных подразделений и работников на основе своевременно организованного контроля. Контроль предполагает то, что начальник ЖКУ должен проводить проверки качества выполняемой работы сотрудников, фиксировать результаты проверки в документе и за нарушение должностных обязанностей привлекать к ответственности.

Вторая группа проблем (финансового характера) заключается в нехватке средств на осуществление деятельности ЖКУ:

- нехватка средств на различные виды ремонта (подъездов многоквартирных домов, территорий и др.);

- нецелевое использование денежных средств;

- неэффективное распределение финансовых средств: поступает много жалоб от жильцов о том, что финансовые средства «уходят не в том направлении».

Третья группа проблем жилищно-коммунальных хозяйств - это проблемы индивидуального характера. Их можно рассмотреть как со стороны ЖКУ, так и со стороны самих жильцов:

- существует много жильцов-неплательщиков коммунальных услуг, из-за чего страдают другие жильцы многоквартирных домов мегаполиса;

- отсутствие механизма взыскания платежей с жильцов-неплательщиков;

- халатное отношение к своему жилищу и окружению, восприятие ситуации как должной (это объясняется загруженностью на работе, семейными проблемами и др.);

- недостаточно ответственное отношение руководства ЖКУ к общей миссии организации, что в большей степени зависит от самого руководителя ЖКУ, его заинтересованности в данном бизнесе.

Четвертая группа проблем связана с экологическими факторами функционирования мегаполисов:

Проведенный нами подсчет емкости рынка ЖКХ за 2013 год, по данным Башстата [5], показал, что месячная емкость рынка в городе варьируется от 286 745 618,85 до 405 963 790,1 руб. в год. Полученные цифровые значения еще раз убеждают отне-

- повышенная загазованность территорий, обусловленная автопарками, расположенными прямо под окнами жилых домов;

- трудности оказания населению срочных услуг из-за повышенной плотности этих автопарков: проезд машин скорой помощи, пожарных, полиции и др.;

- наличие опасности и риска травматизации играющих во дворе домов детей, связанное с непрерывным движением автомашин.

Эта проблема, на наш взгляд, должна решаться не только на уровне ЖЭУ, а совместно с администрацией мегаполиса путем планирования и организации специально предусмотренных мест для парковки машин.

Безусловно, все проблемы жилищно-коммунальных хозяйств тесно взаимосвязаны между собой, и их решение возможно только на основе применения системного и комплексного подходов.

Анализ структуры рынка услуг управляющих жилищно-коммунальных хозяйств г. Уфы за 2013 год показал, что функционируют 118 управляющих компаний, включая 55 товариществ собственников жилья (ТСЖ). Они обслуживают 5 831 дом общей площадью 20 733 595 кв. м, в которых проживает 817 152 чел. [3]. Выборочно управляющие компании в г. Уфе представлены в табл.

стись к проблемам предоставления услуг ЖКХ в мегаполисах очень серьезно и требуют разработки научно обоснованных путей решения этих проблем.

Менеджмент современного ЖКУ должен основываться на принципах комплексности, системности,

Структура рынка управляющих компаний жилищно-коммунальных услуг г. Уфы

Название управляющей компании Количество домов Площадь Количество человек

ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г. Уфы РБ» 329 2621427 102 811

ТСЖ «Дема» 4 25 377 1 304

ОАО «УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ» 908 3397453 137576

ОАО «УЖХ Ленинского района ГО г. Уфа РБ» 479 704 207 37 391

ТСЖ «Мед-Темп» 1 31 384 582

ТСЖ «Новомостовая» 4 29 655 695

ТСЖ «Урал-2» 2 19 518 330

ТСЖ «Талкас» 1 10 568 367

ООО «Жилищно-эксплуатационное управление» 12 202531 5 363

ООО «УК СервисСтройИнвест» 7 124142 2 836

ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ» 969 3311894 173019

ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района» 1 202 3661700 148501

Итого 5 831 20 733 595 817152

эффективности, управляемости, адаптивности и рациональности.

Для повышения эффективности качества менеджмента ЖКУ необходимо четкое понимание основной цели своей деятельности, а основная цель заключается в предоставлении качественных услуг своим потребителям. В соответствии с основной целью ЖКУ должно обеспечивать: безопасность жизнедеятельности жильцов, создание безопасных условий проживания; пригодность дома: соответствие жилья его функциональным возможностям, а также проведение текущего и капитального ремонта; комфортабельность дома, создание определенных условий, в которых человек будет чувствовать себя комфортно; обустройство прилежащей территории рядом с домом.

Очень важно определение необходимой базы имеющихся ресурсов ЖКУ и оптимальных сочетаний их использования, а именно сочетание материальных, информационных и трудовых ресурсов.

В настоящее время чрезвычайно актуально создание необходимых условий для автоматизации управления ЖКУ: применение в системе управления компьютерных технологий и программного обеспечения. Это позволит руководителю быстро обрабатывать информацию и формировать отчетность для принятия управленческих решений с применением современных аналитических приемов.

Повышение эффективности использования труда и реализация эффективной кадровой политики становятся во главу угла в решении проблем менеджмента в ЖКУ. Руководитель должен не только оценивать сам результат труда, но и его составные процессы. При приеме на работу работников и специалистов нужно проводить собеседование, анкетирование, тестирование и другие современные методы отбора работников, а также разрабатывать конкретные практические задачи.

Проблема менеджмента ЖКУ будет решаема только тогда, когда будет применен профессиональный подход к этим проблемам со стороны руководителей ЖКУ. Управляющий должен быть стратегом и уметь анализировать сложившуюся ситуацию, знать потенциал имеющихся ресурсов, оценивать внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на деятельность ЖКУ; составлять прогноз возможных событий будущего периода, а также устанавливать тесную связь непосредственно с жильцами многоквартирного дома мегаполиса.

Для оценки эффективности управления ЖКУ следует выделять такие показатели, как: экономия или перерасход материальных ресурсов; количество жалоб, поступающих от потребителей в ЖКУ, а также количество жалоб и разногласий, разрешенных ЖКУ; размер инвестированного капитала; выполнение плана государственных стандартов жилищно-

коммунальных услуг по обслуживанию населения мегаполиса.

Решение проблем финансового характера жилищно-коммунальных хозяйств опирается на систему контроля. Следовательно, необходимо разработать такую систему контроля, которая обеспечила бы целевое и эффективное использование денежных средств жильцов. Со стороны государства необходимо проведение независимых проверок и экспертиз деятельности жилищно-коммунальных хозяйств не только в соответствии с графиком, но также проверок ситуационного характера.

Проблема наращивания финансовых ресурсов усиливается еще и тем, что ЖКУ не полностью использует свой хозяйственный потенциал. Кроме доходов, получаемых от жильцов многоквартирных домов за управление жилищным фондом, большинство ЖКУ могли бы разностороннее осуществлять свою деятельность, например, предоставлять услуги по ремонту квартир жильцов, а также помещений, расположенных, как правило, на первом этаже многоквартирного дома, к ним относятся магазины и офисы. Еще одним источником наращивания финансовых ресурсов ЖКУ могло бы стать применение в жилых многоквартирных домах новых достижений науки и техники, например, использование устройств, которые способны автоматически выключать свет в подъезде и, соответственно, экономить электроэнергию и др.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу ЖКХ, являются Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ, который регламентирует основные вопросы; а также ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 года № Э15-ФЗ и отдельные постановления правительства РФ, которые регулируют ту или иную область в сфере ЖКХ. Государственная Дума приняла закон о лицензировании деятельности ЖКХ, согласно которому с 1 мая 2015 года право выхода на рынок получат только те управляющие компании, которые имеют лицензии. При этом лицензирование распространяется только на управляющие компании, ТСЖ лицензироваться не будут. Лицензионные комиссии будут состоять из представителей саморегулирующих организаций, в том числе и из собственников жилья. Согласно закону государство будет вправе отказать в получении лицензии в ряде случаев: если руководителю управляющей организации ранее было назначено административное наказание в виде дисквалификации или он был судим за экономические преступления; если он два раза в течение последнего года привлекался к административной ответственности [4]. Лицензирование деятельности сферы ЖКХ должно стать достаточно сильным мотивом к повышению качества предоставляемых услуг.

Тем не менее приходится отметить, что основа большей части проблем жилищно-коммунальных хозяйств кроется в несовершенстве законодательства в этой сфере. Государству следует пересмотреть и доработать законодательство в данной сфере по ряду вопросов:

1) по возмещению ущерба потребителям услуг ЖКХ. Руководители ЖЭУ должны четко знать свои права и обязанности перед потребителями услуг и в случае причинения ущерба возмещать ущерб из фонда возмещения. Следовательно, необходимо создать этот фонд возмещения;

2) по взысканию платежей с жильцов-неплательщиков с применением меры пресечения нарушений, несвоевременной оплаты или неоплаты коммунальных услуг в полном размере и др.

Для внесения предлагаемых изменений в законодательство можно использовать систему, состоящую из трех элементов: наука, потребители, государство. Это означает, что государство должно рассмотреть научные труды ученых по данной проблеме и возможности применения новых моделей и разработок, а также рассмотреть жалобы и предложения самих жителей многоквартирных домов путем опроса и анкетирования. Реализация внесенных изменений в законодательство должна улучшить качество предоставляемых услуг ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из важнейших областей, охватываемых действующей «Комплексной программой социально-экономического развития городского округа г. Уфа РБ на 2011-2015 годы». Целью муниципальной политики в сфере развития городского жилищного комплекса является рост эффективности и надежности его функционирования, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению муниципального образования, мегаполиса. Реализация данной целевой установки может быть обеспечена, прежде всего, в рамках следующих направлений и мероприятий: увеличение объемов капитального ремонта многоквартирных жилых домов и благоустройства придомовых территорий; активизация политики ресурсосбережения на объектах ЖК; совершенствование системы оплаты жилищно-коммунальных услуг, позволяющей повысить собираемость платежей за деятельность ЖКУ [2].

В Комплексной программе социально-экономического развития г. Уфы предусмотрены и в настоящее время успешно реализуются следующие мероприятия:

1) «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на период 2011-2015 годов». Результатом этой программы должно стать улучшение жилищных условий, а следовательно, увеличение доли домов в мегаполисе, в отношении которых бу-

дет проведен капитальный ремонт в общем количестве домов, нуждающихся в этом;

2) «Проведение мероприятий по благоустройству дворовых территорий на период 2011-2015 годов». Данное мероприятие предполагает капитальный ремонт асфальтовых покрытий внутриквартальных проездов и доведение их параметров до нормативных; обустройство детских игровых, спортивных, хозяйственных площадок, мест для парковки, озеленение придомовых территорий в соответствии с требованиями государственных стандартов и нормативов. Результатом этой программы должно стать увеличение количества обустроенных детских игровых площадок, озеленение придомовых территорий, а именно: увеличение количества отремонтированных дворовых территорий; увеличение общей площади озеленения придомовых территорий; увеличение количества обустроенных детских игровых площадок;

3) «Повышение квалификации технического персонала на период 2011-2015 годов». Данное мероприятие предполагает формирование отделов технического аудита в каждой управляющей жилищной организации, увеличение доли сотрудников ЖКК, прошедших курсы повышения квалификации, в общей численности сотрудников ЖКК, организация повышения квалификации персонала на рабочих местах путем привлечения наставников, организации стажировок и др.

Успешная реализация этих программ, безусловно, должна способствовать улучшению состояния жилищно-коммунальных хозяйств к 2015 году в нашем мегаполисе.

Эффективное развитие ЖКХ каждого отдельного мегаполиса возможно только при сочетании совместных усилий федерального центра, региональных властей и самого мегаполиса. Для обеспечения более интенсивного развития ЖКХ администрация каждого мегаполиса должна осуществлять достаточно активные меры. Необходимо обоснование мероприятий, проведение которых позволит осуществить внедрение различного рода инноваций в этой сфере. Успешное решение рассмотренных проблем позволит отрасли ЖКХ стать одним из прибыльных и рентабельных направлений бизнеса.

Список литературы.

1. Жилищный Кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (в ред. от 29.12.2014).

2. Комплексная программа социально-экономического развития городского округа г. Уфа РБ на 2011-2015 годы. - Уфа, 2010.

3. Хайруллин В.А, Быль Е.А. Последствия реформы жилищно-коммунального хозяйства для структуры управляющих компаний города Уфы. Интернет-журнал «Науковедение» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publ.naukovedenie.ru (дата обращения 01.02.15).

4. Информационное агентство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// tass.ru/ekonomi-ka/1298214 (дата обращения 01.02.15).

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. bashstat.ru/statrep/default.aspx (дата обращения 01.02.15).

List of literature:

1. Housing Code of the Russian Federation of29.12.2004 № 188-FZ (in red. On 29.12.2014)

2. A comprehensive program of socio-economic development of the city district Ufa for 2011-2015, Ufa, 2010.

3. Khayrullin V.A., Byl E.A. (The consequences of the reform of housing and communal services for the structure of the management companies of the city of Ufa), Online journal «Science of science» [Electronic resource]. - URL: http://publ.naukovedenie.ru (date accessed 01.02.15).

4. The Russian news agency [Electronic resource]. -URL: http://tass.ru/ekonomika/1298214 (date accessed 01.02.15).

5. The territorial body of the Federal State Statistics Service of the Republic of Bashkortostan [Electronic resource]. - URL: http: // http://www.bashstat.ru/statrep/ default.aspx (date accessed 02.01.15).

Дружинин Н.Л.

доктор экономических наук, доцент кафедры истории экономики и экономической мысли ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Россия, г. Санкт-Петербург

УДК 330.3

ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА (ЖКХ)

Цель работы заключается в изучении международного опыта решения проблем функционирования систем ЖКХ. Ключевым фактором эффективной организации всего комплекса организационных структур, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством, выступает экономия трансакционных издержек. Основной задачей исследования было изучение того, каким образом данная проблема решается в рамках развитого рыночного хозяйства. Важнейшей задачей статьи являлось доказательство первостепенного значения грамотного определения и оценки трансакционных издержек, а также раскрытия путей экономии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве метода использовался достаточно популярный сегодня трансакционный подход, который позволяет установить границы оптимальности функционирования фирм в данном сегменте экономики.

Главным результатом статьи было установление основных принципов формирования системы фирм и организаций в сфере ЖКХ в качестве эффективно работающей рыночной конструкции.

Использование и учет международного опыта организации системы ЖКХ весьма актуален для России, где сфера коммунального хозяйства до сих пор остается достаточно проблемной.

Ключевые слова: трансакционные издержки, Россия, ЖКХ, институциональный подход, конкуренция, реформа, эффективность, управляющая компания, институциональная среда, экономия.

problem of economy of transaction cost

AND institutional SOLuTIONS INTERNATIONAL ExPERIENCE

problems of housing and communal services

The aim of the work is to study international experience in solving problems of functioning systems of public utilities. A key factor in the efficient organization of the entire complex organizational structures associated with the housing and communal services, supports saving transaction costs. The main objective of the study was to examine the way in which this problem is solved in the framework of the developed market economy. The most important task is to prove the paramount importance of literacy identification and evaluation of transaction costs, as well as ways of opening their economies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.