:14 Page
J
-Q-
• воспитание • развитие • дети-сироты
• школа-интернат • нравственные ценности
Вопрос о том, чему и как учить ребёнка, был, есть и остаётся «краеугольным камнем» педагогической науки. Каждое общество предъявляет свои требования к целям, содержанию, методам и приёмам воспитания и обучения подрастающего поколения.
Идеи взаимосвязи исторического процесса и развития образования активно «продвигались» в работах «столпов» российской исторической науки — Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва, В.О. Ключевского. И если Н.М. Карамзин и С.М. Соловьёв рассматривали процесс развития российской педагогики «на фоне» «политической истории» (через историю становления и развития государства), то В.О. Ключевский рассматривал вопросы становления и развития отечественного образования через призму многофакторности исторического процесса: в тесной взаимосвязи и взаимозависимости экономических, политических, социальных и культурных аспектов, что предполагает целостность изучения проблемы и возможность объективной оценки явлений и событий.
Следовательно, процесс социально-экономических преобразований российского общества на рубеже веков закономерно потребовал «пересмотра» основ системы образования, определения приоритетных направлений её развития на современном этапе развития общества.
В 2010 году была принята национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где в качестве одной из важнейших задач современной школы выступает усиление воспитательного потенциала, что нашло своё отражение в стандартах нового поколения и новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Методологической основой нового Федерального образовательного стандарта
Проблема духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Надежда Михайловна Брунчукова,
доцент кафедры теории и методики начального образования психолого-педагогического факультета Смоленского государственного университета, кандидат педагогических наук
Игорь Петрович Чепурышкин,
директор ГОУ Смоленской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Починков-ская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат УП—УШ видов», кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ
:14 Page
J
Н.М. Брунчукова, И.П. Чепурышкин. Проблема духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(ФГОС) является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», в которой определён национальный воспитательный идеал — «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ»1, т.е. «образ человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических условиях»; раскрываются базовые национальные ценности, «хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России»; обозначены основные принципы духовно-нравственного развития и воспитания: «нравственный пример педагога, социально-педагогическое партнёрство, индивидуально-личностное развитие, интегративность программ духовно-нравственного воспитания, социальная востребованность воспитания».
Особое место отводится работе с обездоленными детьми: оставшимися без попечения родителей; попавшими в сложную жизненную ситуацию; проживающими в малоимущих семьях и т.п.
Именно эти дети, в силу объективных причин «недополучают» любви, веры и надежды — тех духовно-нравственных ценностей, которые так необходимы в становлении и развитии ребёнка как личности, составляют группу риска людей, не сумевших найти своё место (адаптироваться) в современном обществе.
Психолого-педагогические исследования в данной области убедительно доказали, что определённый дефицит духовности зачастую порождает у воспитанников детских домов либо пассивное, либо агрессивно-негативное отношение к жизни.
В связи с этим основными общественно-педагогическими задачами являются полноценное включение детей-сирот в образовательное пространство; усвоение ими системы знаний, норм и нравственных ценностей, выработанных обществом; их успешная социализация в современном обществе.
Значит, выявление и исследование форм, методов и приёмов духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является актуальной проблемой для теории и практики воспитания.
Интересен с этой точки зрения опыт, накопленный педагогическим коллективом одного из старейших образова-
тельных учреждений не только Смоленщины,
1 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тиш-
но и России — Смоленского областного государ-
ков В.А. Концепция духовно-нравствен-
ного развития и воспитания личности ственного °бразоватеЛЬног° учреждения для °бу-
гражданина России. — М.: Просвеще- чающихся с ограниченными возможностями
ние, 2009. — С. 4 здоровья «Починковская специальная (коррекци-
:14 ?age
J
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
онная) общеобразовательная школа-интернат VII — VIII видов», которому недавно исполнилось 146 лет.
В настоящее время здесь обучаются 122 ребёнка: дети-сироты; дети-инвалиды; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, находящиеся под опекой; дети из многодетных и малообеспеченных семей.
Деятельность школы-интерната направлена на гармоничное духовное развитие личности каждого ребёнка, привитие доброты, честности, желания заботиться о ближнем, уважения к пожилым; воспитание патриотизма на примерах российской истории, формирование бережного отношения к истории и традициям родного края, приобщение детей к истокам народной духовности.
Залогом успешной работы школы-интерната является то, что за эти годы сложился дружный творческий коллектив преподавателей, родителей и (или) лиц их заменяющих и детей, который много делает для интеграции детей в общество.
Администрация школы-интерната руководит и направляет работу педагогического коллектива на развитие способностей каждого ребёнка по различным направлениям: работают 19 кружков детского творчества, спортивные секции; систематически проводятся внеклассные и внешкольные мероприятия, посвящённые «Красным датам календаря», истории малой родины и т.п.
Внеклассная и внеурочная работа объединяет учеников, учителей, артистов областной филармонии, художников, организуются встречи в литературных гостиных, экскурсии по литературным местам, музеям, храмам и монастырям Смоленщины.
Педагоги и воспитанники уделяют много внимания изучению истории и культуры родного края.
Неподдельный интерес и трепетное отношение к истории образовательного учреждения «Починковская специальная (коррекцион-ная) общеобразовательная школа-интернат УП — УШ видов», территории, на которой оно находится (Прудковское сельское поселение), позволяет воспитанникам почувствовать себя не просто наблюдателями и исследователями данного исторического процесса, но и его действующими лицами, сопричастными к их настоящему и будущему.
Так, в 2003 году была открыта мемориальная доска, а в 2012 году на территории школы установлен бронзовый бюст Почётному блюстителю Прудковского одноклассного сельского Министерства народного просвещения училища Смоленского уезда Михаилу Алексеевичу Рожнову, землевладельцу д. Прудки и окружающих деревень, внёсшему неоценимый вклад в дело просвещения крестьянских детей на рубеже ХГХ — ХХ вв. и строительство в 1907 году здания школы.
:14 ?age
J
Н.М. Брунчукова, И.П. Чепурышкин. Проблема духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В школе имеется музейная экспозиция с прекрасной коллекцией старинной одежды, предметов быта, орудий труда и т.д., на базе которой проводятся музейные уроки, внеклассные мероприятия, встречи с жителями села и др. Экспонаты предоставляют уникальную возможность заглянуть в прошлое, в историю села, дают персонифицированный пример служения Родине, передают систему духовных ценностей. В школьном музее представлены традиционные сельские ремёсла, отражена преемственность поколений.
В настоящее время издана и активно изучается воспитанниками школы-интерната книга «Прудковское одноклассное сельское Министерства Народного Просвещения училище Смоленского уезда: этапы пути», которая выдержала уже три издания.
Духовно-религиозные ценности осознаются и усваиваются детьми через активное участие вместе с педагогическим коллективом в восстановлении церкви св. Первоверховных апостолов Петра и Павла, которая строилась с 1846 по 1869 год, а в годы Великой Отечественной войны была разобрана.
Школа выступила инициатором установки в 2009 году Поклонного креста, который освятил епископ Смоленский и Вяземский Фео-филакт.
Сегодня возведены стены храма. Посильное участие в этом принимали воспитанники. Они не только выполняли подсобные работы, но и под присмотром строителей помогали возводить стены. Смонтирован купол, приобретены пять колоколов, в которые дети обучаются звонить. Предполагается использовать это умение при проведении дней рождения школы-интерната.
Особое внимание в воспитательном процессе уделяется сохранению и укреплению духовно-нравственных традиций российского народа. Результаты этой работы представляются на различных научно-педагогических площадках, конкурсах. Так, на Всероссийском конкурсе на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» были представлены материалы по теме «Из опыта работы по возрождению, сохранению и укреплению духовно-нравственных традиций семейных отношений в условиях социокультурного пространства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В 2008 году в Центральном федеральном округе школа-интернат награждена дипломом I степени, а в 2009 году — дипломом II степени в Российской Федерации.
Администрация школы-интерната организует участие воспитанников в различных спортивных соревнованиях районного, областного, республиканского масштаба. Дети стали призёрами по следующим видам спорта: лёгкая атлетика, теннис, лыжи, футбол; защищали честь России на Всемирных специальных олимпийских играх для людей с ограниченными возможностями здоровья в г. Нагано (Япо-
:14 ?age
J
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
ния) учащиеся — Васильков Влад и Василькова Людмила завоевали три золотые и одну серебряную медали по конькобежному спорту.
Воспитанница Ксения Степкина приняла участие в международном благотворительном движении «Звёзды мира детям», проведённом некоммерческим благотворительным фондом «Мир искусства». На гала-концерте, который провели звёзды мирового классического искусства с участием Монсеррат Кабалье, с детьми с физическими, умственными и сенсорными недостатками, Ксения в хоре вместе с Монсеррат Кабалье исполняла произведения Вагнелиса «Всемирная Молитва», «Мечта», «Идите со мной».
Девять воспитанников-участников международного конкурса рисунка «Рождественские фантазии», проводимого фондом TEAR штата Джорджия, США (руководитель Леонид Владимирович Семёнов), заняли призовые места, а Международная детская художественная галерея г. Москвы Министерства культуры Российской Федерации (2008 г.) выставляла работу Кати Якушевой.
Важная составляющая успешной адаптации воспитанника школы-интерната, на наш взгляд, — «работа» ученического самоуправления ОДК «УЛИСС», которая позволяет детям определять своё место в обществе, формировать духовно-нравственною и морально-этическую самооценку, сопоставлять её с ценностной шкалой, принятой в современном обществе.
В рамках реализации областной целевой программы «Дети Смоленщины» коллектив школы-интерната участвовал в областном конкурсе «Лучшие школы-интернаты Смоленщины» и признан в 2007 и 2008 годах победителем в номинации «Школа школ» (награждён Дипломом и денежной премией).
За каждой победой и достижением школы стоит тяжёлый кропотливый труд педагогического коллектива, который в полной мере осознаёт свою ответственность за воспитание и обучение детей-сирот, детей-инвалидов, детей, оставшиеся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, детей из многодетных и малообеспеченных семей.
Но самым главным показателем эффективности такой работы выступает жизнь самого ребёнка: его социальная адаптация, умение найти своё место в обществе, принятие и следование морально-этическим и духовно-нравственным ценностям этого общества.
Результаты социологических исследований выпускников образовательного учреждения «Починковская специальная (коррекцион-ная) общеобразовательная школа-интернат VII — VIII видов» достаточно убедительно свидетельствуют об эффективности проводимой работы, а значит, высокой оценке деятельности педагогического коллектива.