Научная статья на тему 'Проблема духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Проблема духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брунчукова Надежда Михайловна, Чепурышкин Игорь Петрович

Опыт работы ГОУ Смоленской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII VIII видов» по духовно-нравственному воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the spiritual and moral training orphan children and the children without parental care

Experience of the State Educational Institution (SEI) in Smolensk region for the students with disabilities? «Pochinkovo special (correctional) secondary boarding school VII VIII types»

Текст научной работы на тему «Проблема духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

:14 Page

J

-Q-

• воспитание • развитие • дети-сироты

• школа-интернат • нравственные ценности

Вопрос о том, чему и как учить ребёнка, был, есть и остаётся «краеугольным камнем» педагогической науки. Каждое общество предъявляет свои требования к целям, содержанию, методам и приёмам воспитания и обучения подрастающего поколения.

Идеи взаимосвязи исторического процесса и развития образования активно «продвигались» в работах «столпов» российской исторической науки — Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва, В.О. Ключевского. И если Н.М. Карамзин и С.М. Соловьёв рассматривали процесс развития российской педагогики «на фоне» «политической истории» (через историю становления и развития государства), то В.О. Ключевский рассматривал вопросы становления и развития отечественного образования через призму многофакторности исторического процесса: в тесной взаимосвязи и взаимозависимости экономических, политических, социальных и культурных аспектов, что предполагает целостность изучения проблемы и возможность объективной оценки явлений и событий.

Следовательно, процесс социально-экономических преобразований российского общества на рубеже веков закономерно потребовал «пересмотра» основ системы образования, определения приоритетных направлений её развития на современном этапе развития общества.

В 2010 году была принята национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где в качестве одной из важнейших задач современной школы выступает усиление воспитательного потенциала, что нашло своё отражение в стандартах нового поколения и новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Методологической основой нового Федерального образовательного стандарта

Проблема духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Надежда Михайловна Брунчукова,

доцент кафедры теории и методики начального образования психолого-педагогического факультета Смоленского государственного университета, кандидат педагогических наук

Игорь Петрович Чепурышкин,

директор ГОУ Смоленской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Починков-ская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат УП—УШ видов», кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ

:14 Page

J

Н.М. Брунчукова, И.П. Чепурышкин. Проблема духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(ФГОС) является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», в которой определён национальный воспитательный идеал — «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ»1, т.е. «образ человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических условиях»; раскрываются базовые национальные ценности, «хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России»; обозначены основные принципы духовно-нравственного развития и воспитания: «нравственный пример педагога, социально-педагогическое партнёрство, индивидуально-личностное развитие, интегративность программ духовно-нравственного воспитания, социальная востребованность воспитания».

Особое место отводится работе с обездоленными детьми: оставшимися без попечения родителей; попавшими в сложную жизненную ситуацию; проживающими в малоимущих семьях и т.п.

Именно эти дети, в силу объективных причин «недополучают» любви, веры и надежды — тех духовно-нравственных ценностей, которые так необходимы в становлении и развитии ребёнка как личности, составляют группу риска людей, не сумевших найти своё место (адаптироваться) в современном обществе.

Психолого-педагогические исследования в данной области убедительно доказали, что определённый дефицит духовности зачастую порождает у воспитанников детских домов либо пассивное, либо агрессивно-негативное отношение к жизни.

В связи с этим основными общественно-педагогическими задачами являются полноценное включение детей-сирот в образовательное пространство; усвоение ими системы знаний, норм и нравственных ценностей, выработанных обществом; их успешная социализация в современном обществе.

Значит, выявление и исследование форм, методов и приёмов духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является актуальной проблемой для теории и практики воспитания.

Интересен с этой точки зрения опыт, накопленный педагогическим коллективом одного из старейших образова-

тельных учреждений не только Смоленщины,

1 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тиш-

но и России — Смоленского областного государ-

ков В.А. Концепция духовно-нравствен-

ного развития и воспитания личности ственного °бразоватеЛЬног° учреждения для °бу-

гражданина России. — М.: Просвеще- чающихся с ограниченными возможностями

ние, 2009. — С. 4 здоровья «Починковская специальная (коррекци-

:14 ?age

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

онная) общеобразовательная школа-интернат VII — VIII видов», которому недавно исполнилось 146 лет.

В настоящее время здесь обучаются 122 ребёнка: дети-сироты; дети-инвалиды; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, находящиеся под опекой; дети из многодетных и малообеспеченных семей.

Деятельность школы-интерната направлена на гармоничное духовное развитие личности каждого ребёнка, привитие доброты, честности, желания заботиться о ближнем, уважения к пожилым; воспитание патриотизма на примерах российской истории, формирование бережного отношения к истории и традициям родного края, приобщение детей к истокам народной духовности.

Залогом успешной работы школы-интерната является то, что за эти годы сложился дружный творческий коллектив преподавателей, родителей и (или) лиц их заменяющих и детей, который много делает для интеграции детей в общество.

Администрация школы-интерната руководит и направляет работу педагогического коллектива на развитие способностей каждого ребёнка по различным направлениям: работают 19 кружков детского творчества, спортивные секции; систематически проводятся внеклассные и внешкольные мероприятия, посвящённые «Красным датам календаря», истории малой родины и т.п.

Внеклассная и внеурочная работа объединяет учеников, учителей, артистов областной филармонии, художников, организуются встречи в литературных гостиных, экскурсии по литературным местам, музеям, храмам и монастырям Смоленщины.

Педагоги и воспитанники уделяют много внимания изучению истории и культуры родного края.

Неподдельный интерес и трепетное отношение к истории образовательного учреждения «Починковская специальная (коррекцион-ная) общеобразовательная школа-интернат УП — УШ видов», территории, на которой оно находится (Прудковское сельское поселение), позволяет воспитанникам почувствовать себя не просто наблюдателями и исследователями данного исторического процесса, но и его действующими лицами, сопричастными к их настоящему и будущему.

Так, в 2003 году была открыта мемориальная доска, а в 2012 году на территории школы установлен бронзовый бюст Почётному блюстителю Прудковского одноклассного сельского Министерства народного просвещения училища Смоленского уезда Михаилу Алексеевичу Рожнову, землевладельцу д. Прудки и окружающих деревень, внёсшему неоценимый вклад в дело просвещения крестьянских детей на рубеже ХГХ — ХХ вв. и строительство в 1907 году здания школы.

:14 ?age

J

Н.М. Брунчукова, И.П. Чепурышкин. Проблема духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В школе имеется музейная экспозиция с прекрасной коллекцией старинной одежды, предметов быта, орудий труда и т.д., на базе которой проводятся музейные уроки, внеклассные мероприятия, встречи с жителями села и др. Экспонаты предоставляют уникальную возможность заглянуть в прошлое, в историю села, дают персонифицированный пример служения Родине, передают систему духовных ценностей. В школьном музее представлены традиционные сельские ремёсла, отражена преемственность поколений.

В настоящее время издана и активно изучается воспитанниками школы-интерната книга «Прудковское одноклассное сельское Министерства Народного Просвещения училище Смоленского уезда: этапы пути», которая выдержала уже три издания.

Духовно-религиозные ценности осознаются и усваиваются детьми через активное участие вместе с педагогическим коллективом в восстановлении церкви св. Первоверховных апостолов Петра и Павла, которая строилась с 1846 по 1869 год, а в годы Великой Отечественной войны была разобрана.

Школа выступила инициатором установки в 2009 году Поклонного креста, который освятил епископ Смоленский и Вяземский Фео-филакт.

Сегодня возведены стены храма. Посильное участие в этом принимали воспитанники. Они не только выполняли подсобные работы, но и под присмотром строителей помогали возводить стены. Смонтирован купол, приобретены пять колоколов, в которые дети обучаются звонить. Предполагается использовать это умение при проведении дней рождения школы-интерната.

Особое внимание в воспитательном процессе уделяется сохранению и укреплению духовно-нравственных традиций российского народа. Результаты этой работы представляются на различных научно-педагогических площадках, конкурсах. Так, на Всероссийском конкурсе на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» были представлены материалы по теме «Из опыта работы по возрождению, сохранению и укреплению духовно-нравственных традиций семейных отношений в условиях социокультурного пространства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В 2008 году в Центральном федеральном округе школа-интернат награждена дипломом I степени, а в 2009 году — дипломом II степени в Российской Федерации.

Администрация школы-интерната организует участие воспитанников в различных спортивных соревнованиях районного, областного, республиканского масштаба. Дети стали призёрами по следующим видам спорта: лёгкая атлетика, теннис, лыжи, футбол; защищали честь России на Всемирных специальных олимпийских играх для людей с ограниченными возможностями здоровья в г. Нагано (Япо-

:14 ?age

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

ния) учащиеся — Васильков Влад и Василькова Людмила завоевали три золотые и одну серебряную медали по конькобежному спорту.

Воспитанница Ксения Степкина приняла участие в международном благотворительном движении «Звёзды мира детям», проведённом некоммерческим благотворительным фондом «Мир искусства». На гала-концерте, который провели звёзды мирового классического искусства с участием Монсеррат Кабалье, с детьми с физическими, умственными и сенсорными недостатками, Ксения в хоре вместе с Монсеррат Кабалье исполняла произведения Вагнелиса «Всемирная Молитва», «Мечта», «Идите со мной».

Девять воспитанников-участников международного конкурса рисунка «Рождественские фантазии», проводимого фондом TEAR штата Джорджия, США (руководитель Леонид Владимирович Семёнов), заняли призовые места, а Международная детская художественная галерея г. Москвы Министерства культуры Российской Федерации (2008 г.) выставляла работу Кати Якушевой.

Важная составляющая успешной адаптации воспитанника школы-интерната, на наш взгляд, — «работа» ученического самоуправления ОДК «УЛИСС», которая позволяет детям определять своё место в обществе, формировать духовно-нравственною и морально-этическую самооценку, сопоставлять её с ценностной шкалой, принятой в современном обществе.

В рамках реализации областной целевой программы «Дети Смоленщины» коллектив школы-интерната участвовал в областном конкурсе «Лучшие школы-интернаты Смоленщины» и признан в 2007 и 2008 годах победителем в номинации «Школа школ» (награждён Дипломом и денежной премией).

За каждой победой и достижением школы стоит тяжёлый кропотливый труд педагогического коллектива, который в полной мере осознаёт свою ответственность за воспитание и обучение детей-сирот, детей-инвалидов, детей, оставшиеся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, детей из многодетных и малообеспеченных семей.

Но самым главным показателем эффективности такой работы выступает жизнь самого ребёнка: его социальная адаптация, умение найти своё место в обществе, принятие и следование морально-этическим и духовно-нравственным ценностям этого общества.

Результаты социологических исследований выпускников образовательного учреждения «Починковская специальная (коррекцион-ная) общеобразовательная школа-интернат VII — VIII видов» достаточно убедительно свидетельствуют об эффективности проводимой работы, а значит, высокой оценке деятельности педагогического коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.