DOI 10.23859/1994-0637-2018-1-82-18 УДК 376.64-053.2(470.332)
Кожемякина Елена Алексеевна
Аспирант,
Смоленский государственный университет
(Смоленск, Россия)
E-mail: [email protected]
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СМОЛЕНЩИНЫ В 1945-1950-Е ГОДЫ
Аннотация. Статья посвящена социализации воспитанников интернатных учреждений на Смоленщине в 1945-1950-е гг. Большое внимание уделяется рассмотрению опыта интернатных учреждений Смоленщины 1945-1950-х гг. по осуществлению процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ключевые слова: социализация, воспитанники, интернатные учреждения, воспитательный процесс, педагогический опыт, Смоленская область
© Кожемякина Е.А., 2018
Kozhemyakina Elena Alekseevna
Post-graduate student, Smolensk State University (Smolensk, Russia) E-mail: [email protected]
SOCIALIZATION OF THE PUPILS OF THE ORPHANAGES OF SMOLENSK REGION IN THE 1945-1950-s
Abstract. The article is focused on the socialization of pupils of orphanages in the Smolensk region in the 1945—1950s. Much attention is paid to the experience of boarding schools in the Smolensk region in the 1945-1950s оn the implementation of the process of socialization of orphans and children left without parental care.
Keywords: socialization, pupils, boarding schools, educational process, pedagogical experience, Smolensk region
Введение
В настоящее время реализация мер, направленных на решение проблем подготовки воспитанников интернатных учреждений к взрослой жизни, актуализирует включение в современный контекст российского образования опыта осуществления их социализации предшествующих периодов развития отечественной педагогики, объективно предусматривает творчески-критический анализ и использование всего ценного, накопленного в данном направлении педагогической наукой и практикой.
В связи с этим особое значение приобретают необходимость обращения к идейно-творческому, содержательному и программно-методическому потенциалу образования, сформированному в отечественной педагогической науке и образовательной практике в советский период; рефлексия результатов теоретических разработок и прикладных методов процесса социализации.
Выбор темы работы обусловлен тем, что в годы Великой Отечественной войны Смоленщина наиболее сильно пострадала из российских областей: всего было убито 151319 мирных граждан и 230137 военнопленных, 164630 человек угнано в рабство и впоследствии убито. Все вышеперечисленные социальные факторы привели к тому, что огромное количество детей осталось без попечения родителей. Правительством СССР был принят ряд постановлений об открытии в первую очередь на освобожденных территориях детских домов. Данные учреждения должны были решать проблему социализации детей-сирот. На Смоленщине в первые послевоенные годы функционировали детские дома: №1 Красноборский, №2 в г. Смоленске, №1 в г.
Вязьме, Кардымовский, Троицкий Монастырщинского района, Блонновский Касп-лянского района, Рожановский и Возновский Смоленского района, Дорогобужский, Демидовский, Милоховский Ярцевского района, Шаповский Демидовского района. К концу 50-х гг. данные учреждения выполнили свою миссию по социализации детей, оставшихся без попечения родителей. С 1956 г. после принятия постановления №1290 от 15 сентября 1956 г. «О мероприятиях, связанных с организацией школ-интернатов», появляется новый тип интернатных учреждений - школы-интернаты. В 1959 г. на Смоленщине создается Сафоновская школа-интернат, которая была нацелена на организацию системного педагогического процесса на всех этапах комплекса, на постоянное и целеустремленное сотрудничество педагогов, обеспечивающих последовательность в учебно-воспитательной работе преддошкольников, дошкольников и школьников. Ее педагогический коллектив первым в СССР приступил к осуществлению на практике задач социализации детей от раннего, преддошкольного возраста до получения ими среднего образования. Школа была самым крупным учебно-воспитательным учреждением такого типа. Необходимо отметить также и то, что данная статья написана в рамках диссертационного исследования, посвященного процессу социализации воспитанников интернатных учреждений в России второй половины XX в. (на примере Смоленской области).
Основная часть
Под социализацией личности воспитанников интернатных учреждений нами понимается «процесс усвоения воспитанниками существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения, необходимых в дальнейшем для их успешного существования в данном обществе и государстве» [8, с. 253]. Безусловно, рассматривая данный процесс, мы должны учитывать особенности конкретного исторического периода, идеологическую, социально-экономическую и культурную обстановку в стране.
Рассмотрим, как осуществлялся процесс социализации воспитанников интернатных учреждений на Смоленщине в первые послевоенные годы.
Необходимо отметить, что вторая половина 1940-х гг. знаменовалась преодолением проблемы детской беспризорности и безнадзорности, вызванной Великой Отечественной войной; созданием сети интернатных учреждений для детей-сирот, где большое внимание уделялось как общественно-полезному труду, так и производительному, дающему воспитаннику квалификацию и возможность трудоустройства во взрослой жизни. Таким образом, главным воспитательным принципом в жизни детских домов было сочетание обучения с трудом. Если в школах этот принцип часто проводился формально, то в детских сиротских учреждениях, которые должны были подготовить своих воспитанников к самостоятельной жизни, труду уделялось особое внимание. Несомненно, в первые послевоенные годы воспитанники детских учреждений полностью обслуживали себя - стирали одежду, мыли полы, посуду, работали на приусадебных участках. С 12 лет они должны были работать в мастерских, проходить производственную практику на предприятиях с тем, чтобы ко времени выхода овладеть определенной профессией. Выпускники детских домов направлялись в учебные заведения системы трудовых резервов, ремесленные и железнодорожные училища, школы ФЗО. Итак, основным в деятельности детских домов первого послевоенного периода было трудовое воспитание.
На Смоленщине в 1945 г. функционировал Кардымовский детский дом, где жили и воспитывались дети, потерявшие своих родителей в годы Великой Отечественной войны.
Нами изучены архивные материалы этого детского дома. В частности, в отчете директора А. Малявко отмечается, что «подготовка детей-сирот к дальнейшей самостоятельной жизни осуществляется в процессе трудового воспитания». Кроме статьи, нами был обнаружен и проанализирован первый послевоенный отчет о процессе социализации воспитанников Кардымовского детского дома за 1945 г., согласно которому подготовка к взрослой жизни воспитанников осуществлялась не только в процессе трудового воспитания, но и «в процессе занятий воспитанников в добровольных кружках: кружке самозащиты, физкультурно-акробатическом, хоровом, литературном, музыкальном, сельскохозяйственном, кружке рукоделия» [5, л. 4]. Также в отчете была отмечена хорошая работа пионерского отряда: «отряд построен по типу тимуровской команды. Все пионеры ходят в галстуках. Помогают семьям красноармейцев: принесут воды, топлива, смотрят за детьми, когда их матери на работе» [5, л. 5]. В детдоме активно работала и комсомольская организация: «систематически по плану проводятся комсомольские собрания, на которых изучают доклады и речи вождей, постановления партии и правительства. Помогают воспитателям в работе детского дома. Сейчас комсомольская организация взяла шефство над колхозом «Луч» по подготовке к весне (сбор минеральных удобрений, сортировка семян и т.д.)» [5, л. 6].
Кроме Кардымовского детского дома, на Смоленщине в первые послевоенные годы также существовал и Троицкий детский дом в Монастырщинском районе. Он был организован как «детский дом смешанного типа в феврале 1946 г. В детском доме в 1946-1947 учебном году находилось 153 человека. Из них мальчиков - 81 человек, девочек - 72 человека; по возрасту до 7 лет - 6 человек, от 7 до 14 лет - 89 человек, старше 14 лет - 3 человека. Всего учащихся - 92 человека» [7, л. 24]. Учебно-воспитательная работа Троицкого детского дома была схожа с учебно-воспитательной работой Кардымовского детского дома.
В 1950-е гг. произошло уменьшение количества детей-беспризорников: так как большая часть воспитанников интернатных учреждений имела родственников, то было принято решение о закрытии детских домов и открытии школ-интернатов, как «общеобразовательных учреждений для постоянного пребывания учащихся, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Их образовательные программы и учебные планы соответствовали обычным школам, а формы работы - детским домам» [6, с. 320].
Разумеется, воспитательный процесс в данных учреждениях осуществлялся на основе рациональной системы труда и отдыха; в качестве форм и методов воспитания выступали: собрания воспитанников, активы классов или групп, поручения, стенгазеты и другое; главное место занимало трудовое воспитание и подготовка к взрослой жизни как часть социализации воспитанников.
Осуществлялось систематическое трудовое воспитание детей в соответствии с их возрастом, воспитание у них любви и уважения к труду, привитие им жизненно-необходимых навыков, подготавливая тем самым детей к самостоятельной жизни и будущей трудовой деятельности. Также необходимо было обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников, создавать благоприятные условия для их правильного и всестороннего физического развития и воспитания, прививать правильные культурно-гигиенические навыки.
Педагоги, работавшие в интернатных учреждениях, считали, что «в сложном, многогранном процессе организации детского коллектива важнейшим средством является воспитание в труде» [1, с. 4]. Бесспорно, много внимания было уделено гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию детского коллектива, в котором ведущую роль играли пионерская организация и педагогический коллектив.
Воспитание должно было нести необходимую эмоционально-нравственную нагрузку. «Нормой» считалось должное социальное поведение, выражавшееся в горячей любви к Родине и преданности ей, бдительности и подозрительности по отношению к «врагам» государства, убежденности в социалистических идеалах, основанное на ценностях коллективизма, интернационализма, опиравшееся на чувство социального оптимизма и чувство ответственности за все происходящее вокруг [4, с. 63].
Следует отметить, что широкое распространение получили разные формы художественного и эстетического воспитания, такие как вечера художественной самодеятельности, экскурсии в лес, на речку и т.д. Существенное влияние оказывали кружковые занятия (хоровой, хореографический, драматический, литературный, рукодельный и т.д.), физкультурно-массовая деятельность (спортивные игры, кроссы, спартакиады и т.д.).
На Смоленщине в 1950-е гг. активно развивались Смоленский детский дом №1, Блонновский детский дом Касплянского района, Рожановский детский дом Смоленского района, Красноборский детский дом №2 г. Смоленска, Возновский детский дом Смоленского района, Дорогобужский детский дом, Демидовский детский дом, Милоховский детский дома Ярцевского района, Шаповский детский дом Демидовского района, детский дом №1 г. Вязьмы. В данных интернатных учреждениях воспитывались дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Нами рассмотрены и проанализированы отчеты, посвященные проблемам социализации воспитанников, Смоленского детского дома №1 за 1951 и 1956-1957 гг., Блонновского детского дома за 1951 г., Рожановского детского дома за 1952-1953 гг., Красноборского детского дома №2 г. Смоленска за 1953-1954 гг., Возновского детского дома за 1956-1957 гг., Дорогобужского детского дома, Демидовского детского дома, Милоховского детского дома, Шаповского детского дома, детского дома №1 г. Вязьмы за 1955 г.
Согласно отчетам, подготовка воспитанников к будущей самостоятельной жизни, безусловно, осуществлялась в процессе трудового обучения и воспитания. Так, например, «в Смоленском детском доме №1 осуществлялась система обучения воспитанников трудовым навыкам, охватывавшим хозяйственно-бытовой, сельскохозяйственный и производственно-технический труд детей, использовавшийся в подсобном сельском хозяйстве при детском доме и мастерских: швейной (по пошиву сорочек, платьев, сарафанов, панам и т.д.), столярной и слесарно-механической. В мастерских проводились работы строго по расписанию. Дети изучали теорию и проводили практическую работу» [2, л. 3]. «Все воспитанники работали в сельском хозяйстве. Был организован юннатский кружок, в котором все дети были разбиты на бригады. За каждой бригадой закреплена отдельная культура. В целях повышения урожайности проводятся опыты по отдельным культурам» [3, л. 12]. «Воспитанники работали на приусадебном участке, посадили деревья, плодово-ягодные кустарники. Дети составили коллекции растений, насекомых, лекарственных трав» [3, л. 10].
В соответствии с формами гражданско-патриотического воспитания, «с целью повышения общего политического развития и кругозора воспитанников проводилась следующая политико-массовая работа: дети регулярно обеспечивались газетами: «Пионерская правда», «Комсомольская правда», «Рабочий путь», «Вожатый» и др. Составлялись альбомы вырезок из газет на тему: «Лауреаты международных сталинских премий в борьбе за мир», «Мир победит во всем мире», «Кандидаты в Верховный Совет СССР», «Москва раньше и сейчас» и др. Дети просматривали много кинокартин, таких как, «Два бойца», «Падение Берлина», «Глинка», «Далеко от Москвы» и др. Для воспитанников были прочитаны доклады: «Великие стройки коммунизма», «Образ Сталина в художественной литературе», «Сталин - светоч мира» и др.» [3, л. 7].
В процессе эстетического воспитания «хоровой и драматический кружки давали свою самодеятельность в красные дни календаря. На новогодний вечер была поставлена пьеса Михалкова «Я хочу домой», к 1 мая была поставлена пьеса «Аленький цветочек». Со своей художественной самодеятельностью дети выступали в полит-училище, на избирательных участках» [3, л. 9].
В соответствии с методами физического воспитания, «для физического воспитания в летний период в обязательном порядке была введена физкультурная зарядка. Физкультурный работник, распределявший детей по секциям, исходил из их возрастного состава. На даче «Муравейник» имелись футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадка, где дети проводят свой досуг в свободное от занятий время. В детском доме имелся свой врач и медицинская сестра. Медицинская сестра участвует во всех видах оздоровительной работы детского дома: 1) ежедневно проверяет спальни, пастельные принадлежности, умывание детей, прием пищи, следит за пищеблоком и личной гигиеной воспитанников, 2) проводит медосмотр воспитанников, слабых детей берет под особый контроль, 3) проводит беседы «Солнце, воздух и вода», 4) строго следит за выполнением режима дня» [3, л. 10].
Необходимо отметить, что согласно отчету о состоянии учебно-воспитательной работы Смоленского детского дома № 1 за 1956-1957 гг., «в детском доме есть партийная организация, две комсомольских и пионерская организации. Комсомольские собрания проводятся регулярно, на них обсуждаются вопросы учебы, дисциплины, порядка в детдоме. При детском доме действовали санитарная, хозяйственная и культурно-массовая комиссии. Систематически работают кружки: хоровой, драматический, юннатов, географический, литературный, кружок художественной вышивки, вязания, переплетный. В кружках работают все воспитанники. Еженедельно дети посещают кино, проводятся экскурсии в музеи, имеются настольные игры. Все воспитанники находятся под наблюдением старшей пионервожатой и воспитателей. С комсомольцами два раза в неделю проводятся политинформации. Весело и содержательно проходят сборы пионерской дружины» [3, л. 48]. Отметим, что учебно-воспитательный процесс Блонновского детского дома Касплянского района, Рожа-новского детского дома Смоленского района, Красноборского детского дома №2 г. Смоленска, Возновского детского дома Смоленского района, Дорогобужского детского дома, Демидовского детского дома, Милоховского детского дома Ярцевского района, Шаповского детского дома Демидовского района, детского дома №1 г. Вязьмы за 1955 г. был схож с учебно-воспитательным процессом Смоленского детского дома №1.
Выводы
Таким образом, социализация воспитанников интернатных учреждений Смоленщины первого послевоенного периода осуществлялась посредством организации трудового, физического, эстетического и гражданско-патриотического воспитания.
Так, трудовое воспитание осуществлялось в процессе работы в подсобном хозяйстве, мастерских; физическое воспитание - в процессе выполнения физкультурной зарядки, занятий в спортивных секциях; эстетическое воспитание - во время занятий в различных художественных кружках; гражданско-патриотическое воспитание - во время чтения газет и журналов.
Литература
1. Герасюк Л.И. Вопросы воспитания в детском доме. М.: Учпедгиз, 1956. 246 с.
2. Годовой отчет о работе Смоленского детского дома №1 за 1950-1951 учебный год // Государственный архив Смоленской области. Ф. Р-3477. Оп. 2. Д. 2.
3. Годовые отчеты по учебно-воспитательной работе Смоленского детского дома № 1 за 1951-1959 гг. // Государственный архив Смоленской области. Ф. Р.-3477. Оп. 2. Д. 32.
4. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. М: Просвещение, 1983. 368 с.
5. Отчет по учебно-воспитательной работе Кардымовского детского дома за 1954 г. // Государственный архив Смоленской области. Ф. Р-1045. Оп. 1. Д. 1915.
6. Педагогический энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 2003. 528 с.
7. Переписка с органами народного образования об улучшении работы детских домов в области // Государственный архив новейшей истории Смоленской области. Ф. Р-6. Оп. 2. Д. 414.
8. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
9. Справки работников обкома КПСС и райкомов по итогам проверки работы детских домов // Государственный архив новейшей истории Смоленской области. Ф. Р-6. Оп. 3. Д. 110.
References
1. Gerasyuk L.I. Voprosy vospitaniia v detskom dome [Issues of education in the orphanage]. Moscow, 1956. 246 p.
2. Godovoi otchet o rabote Smolenskogo detskogo doma № 1 za 1950-1951 uchebnyi god [Annual report on the work of the Smolensky orphanage no. 1 for the 1950-1951 school year]. Gosudarstvennyj arhiv Smolenskoj oblasti [State Archives of the Smolensk Region]. F. R-3477, op. 2, d. 2.
3. Godovyie otchety po uchebno-vospitatel'noi rabote Smolenskogo detskogo doma №1 za 1951-1959 g. [Annual reports on the educational work of Smolensky orphanage no. 1 for the 19511959]. Gosudarstvennyj arhiv Smolenskoj oblasti [State Archives of the Smolensk Region]. F. R-3477, op. 2, d. 32.
4. Istoriia VLKSM i Vsesoyuznoi pionerskoi organizatsii im. V.I. Lenina [History of the Komsomol and the All-Union Young Pioneer Organization]. Moscow, 1983. 368 p.
5. Otchet po uchebno-vospitatel'noi rabote Kardymovskogo detskogo doma za 1954 g. [Report on the educational work of the Kardymovsky orphanage in 1954]. Gosudarstvennyj arhiv Smolenskoj oblasti [State Archives of the Smolensk Region]. F. R-1045, op. 1, d. 1915.
6. Pedagogicheskii entsiklopedicheskii slovar [Pedagogical encyclopedic dictionary]. Moscow, 2003. 528 p.
7. Perepiska s organami narodnogo obrazovaniia ob uluchshenii raboty detskikh domov v oblasti [Correspondence with the bodies of public education on improving the work of orphanages in the field]. Gosudarstvennyj arhiv novejshej istorii Smolenskoj oblasti [State Archive of Modern History of the Smolensk Region]. F. R-6, op. 2, d. 414.
8. Podlasyi I.P. Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov [Pedagogy: 100 questions - 100 answers]. Moscow, 2004. 365 p.
9. Spravki rabotnikov obkoma KPSS i raikomov po itogam proverki raboty detskikh domov [Inquiries of workers of the regional committee of the CPSU and district committees on the results of checking the work of orphanages]. Gosudarstvennyj arhiv novejshej istorii Smolenskoj oblasti [State Archive of Modern History of the Smolensk Region]. F. R-6, op. 3, d. 110.
Примечание: работа выполнена под руководством доктора педагогических наук, профессора Н.П. Сенченкова
Кожемякина Е.А. Социализация воспитанников интернатных учреждений Смоленщины в 1945-1950-е годы // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №1 (82). С. 127-132.
For citation: Kozhemyakina E.A. Socialization of the pupils of the orphanages of Smolensk region in the 1945-1950. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 1 (82), pp. 127-132.