Основные направления развития системы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Юлия Витальевна Орсаг,
заместитель начальника управления специального образования и социально-правовой защиты детей Департамента образования Вологодской области
• дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей • социализация воспитанников детских домов • сетевое взаимодействие детских домов • профилактика вторичного сиротства • правовое воспитание • профилактика правонарушений • социально-правовая защита детей-сирот
Сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области представлена 29 детскими домами и одной школой-интернатом. Из них 17 детских домов смешанного типа (для детей дошкольного и школьного возраста), 9 школьных детских домов, 3 специальных (коррекционных) детских дома для детей с ограниченными возможностями здоровья. В учреждениях воспитываются 1268 детей. За три года количество несовершеннолетних, проживающих в детских домах, уменьшилось на 22%. В связи со снижением числа воспитанников за последние годы количество детских домов в области сократилось (с 38 — в 2008 г. до 30 — в 2010 г.). В области преобладают учреждения, где предельная наполняемость контингента составляет менее 60 воспитанников. Анализ возрастного состава контингента воспитанников учреждений для детей-сирот показывает, что в них увеличивается доля детей старшего школьного и раннего юношеского возраста (25,5%), но при этом снижается доля детей дошкольного возраста (8,1%).
Дети с ослабленным здоровьем составляют 85% состава воспитанников. Согласно результатам ежегодной диспансеризации в структуре заболеваемости на первом месте — психические расстройства и расстройства поведения (16,2%); на втором — болезни нервной системы (11,8%); на третьем — болезни глаз (11,7%); в образовательных учреждениях проживают 120 детей-инвалидов.
В образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развивается инновационная де-
О
ПЕДАГОГИКА И ПОЛИТИКА
ятельность: шесть государственных и три муниципальных образовательных учреждения являются областными инновационными и городскими научно-методическими площадками. В этих учреждениях разработан и внедрён в образовательный процесс комплекс научно-методических материалов и программ, способствующих подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.
Выбор приоритетов деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется стратегическими целями государственной политики в области образования и социальной защиты детей. Основные направления развития системы образовательных учреждений для детей-сирот:
• реализация стратегии сокращения численности детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа за счёт развития различных форм их семейного устройства;
• улучшение качества содержания и воспитания детей, создание условий, способствующих успешной социализации выпускников образовательных учреждений в обществе;
• неукоснительное соблюдение законодательства по защите прав детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
На современном этапе развитие образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках этих направлений и целевых ориентиров осуществляется посредством определённых механизмов деятельности.
Стратегия сокращения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа за счёт их семейного жизнеустройства реализуется через функционирование областной системы сетевого взаимодействия детских домов.
Взаимодействие строится на основе объединения нескольких образовательных учреждений вокруг наиболее сильного, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалами. В нашем случае — это областной ресурсный центр в Вологодском детском доме № 2, где впервые была открыта служба содействия органам опеки и попечительства по устройству детей-сирот в семьи граждан. Своеобразные подсистемы (службы в детских домах), организованные в разных географических точках области — Вологде, Череповце, Великом Устюге, Тотьме, Белозерске, объединяют усилия, направленные на подготовку замещающих родителей к приёму детей в семью. В результате работы служб в 2010 году из образовательных учреждений передано на воспитание в семьи 125 детей.
Активно уменьшая в целом общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в услови-
Ю.В. Орсаг. Основные направления развития системы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ях интернатного учреждения, мы должны уберечь их от более серьёзной трагедии — потери новой семьи. Поэтому профилактика вторичного сиротства является одним из приоритетных направлений деятельности педагогических коллективов детских домов.
Не менее значимое направление деятельности — улучшение качества содержания и воспитания детей, создание условий, способствующих успешной социализации выпускников образовательных учреждений в обществе.
--В реализации этого направления первостепенное вни-
Активно уменьтая мание обращено на создание эстетически значимой
в целом общее тлте- предметной среды в образовательном учреждении,
ство детей-сирот и де- способствующей комфортному пребыванию детей
тей, оставшихся без в условиях, приближенных к семейным, домашним.
попечения родителей, Домашняя обстановка, соблюдение санитарно-гигие-
воспитывающиХся в ус- нических требований к жилым помещениям, эстетич-
ловиях интерштнот ное оформление, наличие развивающего и игрового
уЧреЖдения мы должны оборудования, книг, обеспечение личными предмета-
убереЧЬ их от более се- ми быта — вот требования к основным характеристикам современных помещений детского дома.
рьезнойтрагедии —
потери новой семьи. Такие условия создаются посредством приобщения ре-
Поэтому профилакти- бёнка к труду по самообслуживанию и самостоятельно-
/-1-ч ка вториЧноГо сирот- му созданию предметов домашнего быта, воспитатель- ^
ства является одним из ных мероприятий, направленных на формирование
приоритетных направлений деятельности
педагогических коллективов детских домов В содержании воспитательной работы детского дома
приоритет отдан правовому воспитанию, подготовке детей к ответственному родительству, содействию их профессиональному выбору.
Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные ещё в раннем возрасте, обусловливают необходимость активной работы по предупреждению правонарушений и самовольных уходов, формированию их правовых знаний.
В содержании воспитательной работы детского дома профилактика противоправного поведения несовершеннолетних — одно из основных направлений деятельности. Например, в детском доме № 8 г. Череповца реализуется программа «Актуальное правоведение при подготовке воспитанников детского дома к выпуску». Система работы по гражданско-правовому воспитанию в рамках областного проекта «Научись быть гражданином» эффективно внедряется в Тотем-ском детском доме, духовно-нравственное воспитание как составная
у детей бережного отношения к личным вещам и предметам, привлечения средств из внебюджетных источников для улучшения проживания детей.
П Е Д А Г О Г И К А И П О Л И Т И К А
часть формирования правовой культуры детей является приоритетным в Вологодском детском доме им. В.А. Гаврилина.
Разработка и внедрение программ правового воспитания, обеспечение профессиональной квалифицированной помощи ребёнку со стороны психологов, педагогов, медицинских работников, осуществление активного социального партнёрства детского дома в решении вопросов, связанных с преодолением дезадаптации детей-сирот в окружающем социуме — вот основные задачи в решении этой проблемы.
В содержании воспитательной работы особое внимание обращено на разработку и реализацию программ содействия профессиональному самоопределению воспитанников. Степень подготовленности этой категории детей к профессиональному труду является существенным фактором повышения уровня их благополучной адаптации в социуме.
Примером активной деятельности в данном направлении может служить Вологодский детский дом № 1. В учреждении систематизированы и оптимизированы содержание, формы и методы профессиональной ориентации и первичного трудоустройства подростков. С 2009 года детский дом реализует проект «Создание областной службы психолого-педагогического и социального сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов «Перекрёсток».
На базе детского дома № 7 г. Череповца, работающего в рамках областной инновационной площадки по теме «Ресурсный центр сопровождения профессионального самоопределения воспитанников детских домов», функционирует методический кабинет психолого-педагогической помощи решения проблем профориентации.
Активизация работы по подготовке воспитанников детских домов к ответственному родительству — центральное и перспективное направление деятельности учреждений. В детских домах области разработан и реализуется ряд программ, направленных на профилактику вторичного сиротства, среди которых — «В будущем — семья», «Аист», «Правовая семейная азбука» (Великоустюгский детский дом № 1).
Обновление содержания методической подготовки специалистов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — приоритетная задача в организации деятельности учреждения. В условиях детского дома от профессионализма педагога, работающего с детьми в круглосуточном режиме, зависит эффективное разрешение многих проблемных ситуаций. На уровне образовательного учреждения создаётся система методического сопровождения профессиональной деятельности педагога. Прежде всего, в данной деятельности обращено особое внима-
Ю.В. Орсаг. Основные направления развития системы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ние на вопросы коррекционной педагогики и специальной психологии (в связи с увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья), формы и методы сопровождения детей с отклоняющимся поведением, организации проектной деятельности педагога-воспитателя. Проблемно-ориентированный анализ работы учреждения позволяет выбрать педагогическому коллективу каждого детского дома региона те приоритетные направления работы, которые должны не только стать «изюминкой», «творческим началом», методом объединения усилий коллектива, но, в первую очередь, приносить результат.
Важнейшее направление — повышения качества социально-правовой защиты несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Социальная защищённость воспитанников имеет большую значимость в их жизненном становлении. И чем лучше она будет обеспечена ребёнку за период его пребывания в детском доме, тем с меньшими социальными опасностями ему придётся столкнуться в будущей жизни. В направлении социальной защиты воспитанников интернатных учреждений наибольшее внимание обращено на неукоснительное соблюдение законодательства по защите прав детей; обеспечение качественного ведения личных дел воспитанников и своевременную защиту их имущественных и финансовых прав.