:12 Г Page
J
Социализация воспитанников интернатных учреждений
Игорь Петрович Чепурышкин,
директор ГОУ Смоленской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Починков-ская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат УП — УШ видов», кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ
Надежда Михайловна Брунчукова,
доцент кафедры теории и методики начального образования психолого-педагогического факультета Смоленского университета, кандидат педагогических наук
1 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 21.07.2014).
2 Богуславский М.В. Документ, которого ждали //Народное образование. 2010. № 1. С. 18.
• дети-сироты • патронатная семья • приёмная семья • воспитанники интернатных учреждений • социализация • воспитание
Коренные преобразования социально-экономической жизни российского общества потребовали реформирования и модернизации образования, где одной из важных составляющих выступает задача социализации ребёнка: «создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»1.
Общеизвестно, что одним из важных показателей нравственности общества выступает благосостояние наиболее социально незащищённых её членов. Поэтому сегодня особое внимание уделяется работе с обездоленными детьми: оставшимися без попечения родителей; попавшими в сложную жизненную ситуацию; проживающими в малоимущих семьях и т.п.
Так, М.В. Богуславский в комплексной оценке национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечает одно из наиболее значимых её положений — создание социально-педагогических условий для «полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»2.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, — наиболее уязвимая социальная группа. Воспитанники интернатных учреждений уже имеют негативный жизненный опыт: предательство родных людей, отсутствие личного опыта безусловной любви и уверенной привязанности к взрослым, уверенности в завтрашнем дне и т.д.
-е-
:12 Г Page
J
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
Социализация ребёнка, воспитывающегося в семье, позволяет ему не только в процессе непосредственного взаимодействия с родителями, братьями и сёстрами приобрести социальный опыт, но и «расширить» этот опыт за счёт наблюдений за особенностями социального взаимодействия других членов семьи между собой. При этом семья рассматривается как источник эмоционального тепла, позитивного примера, информации, жизненного опыта. Воспитанники же интернатных учреждений лишены такой возможности.
Поэтому проблема социализации таких детей во многом ложится на плечи специальных образовательных учреждений, где становление личности ребёнка происходит под влиянием отношений со взрослыми (учителями, воспитателями), с детьми разного возраста, проживающими в учреждении, включения в целую систему коллективов (общеинтернатного), что обеспечивает развитие социальных чувств, формирование навыков общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.).
Однако при этом для каждой категории детей должны быть разработаны свои методики и технологии воспитательного процесса, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные.
Богатый опыт работы в данном направлении накоплен Смоленским областным государственным образовательным учреждением для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Почин-ковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII — VIII видов».
Особое внимание в работе по социализации детей в нашей школе уделяется таким направлениям:
• моделирование воспитательного пространства;
• передача воспитанников в патронатные и замещающие семьи;
• социализация и интеграция в общество;
• воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств в условиях социокультурного пространства.
Как правило, в решении проблемы социализации ребёнка в качестве основы рассматривается семья в силу определённых факторов:
— наличие социального опыта родителей, что обеспечивает ребёнка «образцами для подражания»;
— наличие контактных связей семьи, что позволяет ребёнку дифференцировать опыт социально-ролевых взаимодействий;
— наличие опыта «общежития» — совместного проживания, что обеспечивает ребёнку основу для формирования умения «видеть», уважать и учитывать потребности другого человека;
— наличие опыта осознания «опоры» семьи в трудных жизненных ситуациях.
:12 Г ?age
J
И.П. Чепурышкин, Н.М. Брунчукова. Социализация воспитанников интернатных учреждений
Однако далеко не всегда современные семьи демонстрируют образцы правильного поведения.
Сегодня социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. Это те семьи, в которых дети не только безнадзорны, но и оказываются в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяет их развитие.
Число семей, находящихся в сложной ситуации, состоящих на учёте, как не способных обеспечить детям надлежащее содержание и воспитание, очень велико.
Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях, но и в полной эмоциональной выхолощенности, приводящей к социальной дезадаптации.
Таким образом, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идёт о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным.
Более того, результаты исследований убедительно доказывают, что родители, которые сами в детстве не получили необходимый социальный опыт, как правило, не способны решить эту проблему в отношении своего ребёнка.
Поэтому усилия педагогов и специалистов должны быть направлены на социальную адаптацию ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации, т.е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов.
В противном случае утрата и несформированность социально значимых качеств, препятствуют успешному приспособлению воспитанников «к условиям социальной среды, т.е. происходит его социальная дезадаптация, что влечёт за собой необходимость их социальной реабилитации.
Одним из важных и перспективных направлений в решении проблемы социализации ребёнка является передача воспитанников в па-тронатные и замещающие семьи. «Починковская специальная (кор-рекционная) общеобразовательная школа-интернат УП — УШ видов» уже много лет планомерно проводит эту работу. В 2000 г. передали на каникулы двоих детей, в 2001 г. — 12 детей, в 2002 г. — 22 ребёнка, а в 2003 г. — 34 ребёнка, 2004 г. — 39 детей. За последние четыре года 100% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводят в семьях выходные и праздничные дни, а также каникулы.
Часть детей уже передана под опеку (14 человек), в приёмные и па-тронатные семьи (39 человек), родителям, права которых восстановлены (6 человек), в семьи родственников (11 воспитанников).
:12 Г ?age
J
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
Работу по передаче детей в семьи администрация школы-интерната, её сотрудники осуществляют при помощи и поддержке органов опеки и попечительства, глав муниципальных образований. В последнее время стало возможным определять воспитанников школы-интерната в семьи не только Починковского, но и других районов Смоленской области.
На базе школы организованы и работают комиссии по оказанию педагогической и психологической помощи патронатным и приёмным семьям, консультативные пункты логопеда, дефектолога. Постоянно ведётся систематический учёт социально-статистических данных воспитанников и их семей.
Сотрудничество школы и замещающей семьи — это ещё одно из направлений деятельности педагогического коллектива, которая предполагает психолого-педагогическое и методическое обеспечение семейного воспитания ребёнка в замещающей семье.
Работа с замещающей семьёй в школе строится на основе комплексной программы «Семья», реализация которой проводится с 2007 года. Эта работа проводится по нескольким направлениям:
— повышение воспитательного потенциала замещающей семьи посредством общешкольных мероприятий, на которых обязательно проводятся беседы по духовно-нравственному, правовому, физическому, семейному воспитанию;
— включение родителей, старших членов замещающих семей в систему воспитательной работы школы;
— формирование у детей и молодёжи правильного представления о семье, её предназначении, родительской ответственности, заботе о старшем поколении;
— расширение возможностей родителей в получении педагогических и психологических знаний посредством организации родительского всеобуча с акцентом на ценности и важности детства в процессе становления личности и формирования у детей установки на успех;
— использование возможности образовательных учреждений в организации традиционных и нетрадиционных форм семейного общения — создание родительского клуба для мотивации родительской общественности к организации новых и поддержки существующих форм семейного досуга, пропаганда семейных традиций, поддержка и пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Результаты работы педагогического коллектива школы во главе с директором неоднократно представлялись на районных, областных, региональных и всероссийских конкурсах и конференциях.
Так, на IV Всероссийском кинофестивале короткометражных фильмов в г. Костроме фильм «Патронатная семья», рассказывающий
:12 Г ?age
J
И.П. Чепурышкин, Н.М. Брунчукова. Социализация воспитанников интернатных учреждений
о жизни воспитанников школы-интерната в патронатных семьях, занял призовое место (2007 г.).
На базе Починковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 20 мая 2008 г. был проведён I областной форум замещающих семей, который проходил в рамках областных мероприятий, посвящённых Году семьи в Смоленской области и России под девизом «Должны вы стать друг другу Надеждой, Верой и Любовью!». В форуме приняли участие 62 семьи с детьми, имеющими статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из Починковской, Шаталовской, Кардымовской и Ярцевской школ-интернатов.
Организаторами форума выступили администрация и Дума Смоленской области, Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодёжной политике, Администрация МО «Почин-ковский район», а также Центр социально-психологической помощи детям-сиротам «Ради будущего», РОО «Право ребёнка».
На мероприятии были рассмотрены вопросы социального партнёрства государства, общественности и бизнеса в сфере поддержки замещающих семей Смоленщины, презентация проектов общественных организаций. Семьям оказана консультационная помощь юристов, психологов, врачей, социальных работников.
Ежегодно педагогический коллектив школы-интерната принимает активное участие в научно-методических выставках интернатных учреждений Смоленской области. Он неоднократно награждался дипломами Департамента по образованию, науке и молодёжной политике Смоленской области.
Однако самое важное, на наш взгляд, это чувства и эмоции самих детей, которые показывают необходимость и значимость такой работы.
Конкурс сочинений «Моя семья», классные часы на тему «Расскажите о своей семье» выявили не только «родительские проблемы», с которыми живёт ребёнок, но и позволили найти пути для их решения. Воспитание у детей чувства уважения к родителям, видение роли и задач семьи, осознание значимости семейных отношений, формирование умения их строить — это пусть первые, робкие, но такие важные шаги на пути к социализации ребёнка в обществе.
Программы, разработанные в школе-интернате «Семья (через патронат к опеке и усыновлению)», «Год семьи в СОГОУ «Починков-ская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII — VIII видов» способствуют повышению образовательного уровня учащихся, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию целостного мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности, ответственного отношения к жизни, привитию ценностей семьи.
:12 Г ^де
1 )
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
Стало уже традицией проводить «Дни семьи» в школе с приглашением руководителя Центра социально-психологической помощи детям-сиротам «Ради будущего» Н.И. Полушкиной.
Целью программы является воспитание деятельной любви к ближнему, формирование представлений о взаимосвязях биологической, социальной и морально-нравственной сторон науки и жизни, привитие детям-сиротам духовных, моральных качеств.
Ещё одно направление программы социализации воспитанников — включение родителей, старших членов замещающих семей в систему воспитательной работы школы.
Организация и проведение праздников — «Дня Матери», «Дня Отца», «Дня семьи» со временем стали традицией. По предложению самих детей на праздник приглашались родные и близкие воспитанников, которые рассказывали о своих профессиях, увлечениях, интересных и важных событиях из своей жизни.
Сценарий семейного праздника «Я, мой брат, моя сестра»
Скоморох 1:
— Внимание, внимание. Только здесь и сейчас проводится конкурсная программа «Я, мой брат, моя сестра». Участники программы должны обладать красноречием, чувством юмора, пройти все испытания, получив награду «Самый лучший брат, самая лучшая сестра».
Скоморох 2:
— Итак, всем, всем, всем! В нашей программе объявляется конкурс на звание «Лучший брат или лучшая сестра».
Ведущая:
— Здравствуйте, здравствуйте. Я рада встрече с вами. Как хорошо, что мы вновь с вами вместе, так пусть же и сегодня, как и в предыдущей встрече, наши сердца откроются навстречу душевной теплоте, дружескому взаимопониманию. В этом году наш семейный круг пополнился новыми членами нашей семьи. Поприветствуем их и пожелаем им успехов в сегодняшней встрече. Желающие себя испытать и заслужить эти звания есть?
Все:
— Да.
Ведущая:
— Ну тогда мы начинаем наши состязания. (Появляется Баба-Яга.) Баба-Яга:
— А чавой-то вы тут собрались? А? И почему такие чистые, причесанные, почему не грязные, фу, какая гадость.
:12 Г ^де
1 )
И.П. Чепурышкин, Н.М. Брунчукова. Социализация воспитанников интернатных учреждений
Ведущая:
— Кто вы, собственно говоря, такая? И что вам здесь нужно? Баба-Яга:
— Во даёт, во врет. Она не знает, кто я такая? Да меня же каждая зверюга в лесу знает. Я же у всех как бельмо на глазу. Хотя я дама приятной наружности. Так чего вы тут собрались?
Ведущая:
— А у нас здесь праздник семейный. Ясно? Баба-Яга:
— Подумаешь, будто у меня нет семьи. Да у меня братьев и сестёр — только свистну. Старшой-то мой, Горыныч, тут как тут будет. Во, гляди. (Свистит. Инсценируется песня «Эскадрон моих мыслей шальных» О. Газманова.)
Баба-Яга:
— Во! Орёл! А меньшой-то мой следом прикатит. (Инсценируется песня «Чёрный бумер».)
Баба-яга:
— Во, видела! Это ещё не всё! А теперь сестрицы (Исполняются частушки «бабок-ёжек».)
Ведущая:
— Это хорошо, если с добром, то мы вас всех на свой праздник приглашаем, а если со злом, то подобру-поздорову отправляйтесь в свои владения и не мешайте нам с ребятами веселиться. А не то мои помощники быстро с вами разберутся.
Баба-Яга:
— Это кто ж будет такой? Ведущая:
— А ну-ка, молодчики, покажитесь! (Танец под фонограмму «Кто увидит нас, тот сразу ахнет».)
Баба-Яга:
— Ты чаво, ты чаво это нас пужаешь? Мы ведь это, того... Ведущая:
— Что того? Баба-Яга:
— А что это ты тут, красавица, говорила про какую-то программу. Она что ли есть у тебя? Дай окинуть взором.
:12 Г ^де
1 )
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
Ведущая:
— Ну что, смотрите, если грамотные? Баба-Яга:
— А как же, мы хоть колледжей и не кончали, но лесную школу прослушали. Вот к примеру, Горыныч.
Горыныч:
— Так я это, как-то... Баба-Яга:
— Леший, давай ты. Леший:
— Тут это, как это неразборчиво написано. Баба-Яга:
— А ты, Кикимора? Кикимора:
— Чёй-то в глазах рябит и темно, темно. Ведущая:
— Ну, конечно, и очки вам нужны, и не понятно написано всё. Горе вы неученое! А написано здесь вот что: «Программа семейного праздника: игры, аттракционы, призы, сладкий стол».
Баба-Яга: Все ко мне, надо обсудить. Мы тут посовещались и решили — игры и аттракционы пропустить, а призы и сладкий стол посетить.
Ведущая:
— Нет, друзья, без игр, аттракционов какие могут быть призы и сладости, если вы их не заработали? На нашей программе разрешается танцевать и веселиться, советами и улыбками делиться, в игры разные играть и жетоны для призов получать. Запрещаем только скуку, слёзы и хандру, а в конце программы просим всех вас к сладкому столу! Ясно?
Баба-Яга:
— Мы согласны! Ведущая:
— Тогда садитесь за столы и боритесь за призы. Так как у нас объявлен конкурс «Лучший брат или лучшая сестра», то конкурсы будут чередоваться: один для брата, другой для сестры, а всего по три конкурса. Во время подготовки к конкурсам будет проводиться музыкальная пауза.
:12 Г ^де
1 )
И.П. Чепурышкин, Н.М. Брунчукова. Социализация воспитанников интернатных учреждений
Итак, первый конкурс для сестёр «<Театр моды и фантазии» (лучший наряд и его название, пройти по подиуму — три мин.).
А сейчас для вас музыкальная пауза.
Девочки готовы? Просим. Номинация «Мода и фантазия». Спасибо, все были очаровательны, получите жетоны.
Второй конкурс для братьев «Силач». Задание такое — поднять одной рукой стул за одну ножку. Все желающие ко мне — на конкурс отводится три-пять минут. Всё, время истекло, победители, получите жетоны и приступаем к следующему конкурсу. Девочки готовы? Конкурс «Коса — девичья краса». Нужно за две минуты заплести как можно больше косичек. Можно выбрать ассистента из зала. Итак, время пошло. Последние секунды на исходе (звучит гонг). Жюри считает, сколько косичек заплела каждая участница, победители получают жетончики.
Братики, ко мне. Любимое ваше занятие — метание стрел. Только стрелы у нас будут современные, в виде самолётиков. Мальчики приступают. А у нас музыкальная пауза.
Самолётики сделаны, запускаем! Ну вот, победители, получите жетончики.
Девочки готовы? Номинация «Шлягер». Пока девочки готовятся, послушаем песню (музыкальная пауза). Итак, красавицы, в бой. Спасибо, всё было интересно, увлекательно!
И вновь мальчики у меня в гостях. А сейчас такое, ой, такое. Но надо начинать. Надо поднять и пронести на руках сестру, а если по весовой категории сестра превышает брата, то может быть замена (расстояние пять метров). Итак, не подкачайте.
Вот и быстро пролетело время, пора вручать призы. Подсчитывайте количество полученных жетонов и получайте призы. А выдавать их будет вам моя почётная гостья — это Бабка-ёжка. Похлопайте ей!
Спасибо вам за ваше творчество и фантазии! До новых встреч!
Через несколько минут вас ждут сладости, а пока веселитесь.
Социализация воспитанников интернатных учреждений — проблема, решение которой требует постоянного кропотливого труда педагогов.