Научная статья на тему 'Проблема батыра в тюркоязычном эпосе'

Проблема батыра в тюркоязычном эпосе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
193
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема батыра в тюркоязычном эпосе»

Р.М. ГАЛИАХМЕТОВА

ПРОБЛЕМА БАТЫРА В ТЮРКОЯЗЫЧНОМ ЭПОСЕ

Сегодня, в сложное и противоречивое время, когда идут самоопределение и самоутверждение татарского народа как передовой и развивающейся нации и возрождается торжество идеи единства нации и культуры, необходимо вернуться к нашим истокам, лучшим традициям и обычаям, к культурной памяти и национальным корням, к очень богатому и своеобразному духовному наследию народа. Важнейшую часть художественного наследия татарского народа составляют произведения народного эпоса, отражающие историческое прошлое народа, нравственно-эстетические идеалы и национально-духовные ценности, которые не потеряли своего значения и в наши дни [1-12].

Возникнув сотни лет тому назад, эпические сказания, как повествовательный жанр народной поэзии, вживались в процесс развития художественной культуры различных периодов духовной жизни народа. Всенародное почитание таких эпических сказаний, как «Ак Кубек», «Идегей», «Чура батыр», определяется, прежде всего, их эстетической значимостью. Неповторимое художественное обаяние самобытных повествований о ходе истории, предметах вековой мечты человека с особой силой проявилось в данных произведениях. Однако следует помнить, что героями ряда эпических памятников являются реально действующие лица, имена которых упоминаются в летописях и исторической хронике. А основу произведений составляют отражение целостности исторического события, переплетенной с особенностями народного мировоззрения и мировосприятия. Героями классического эпоса являются богатыри, которые обладают необычайной силой, отчаянной смелостью, где волшебство и магическое как бы уходят на второй план. Об этом свидетельствуют социальная направленность и социальная среда произведения. Как правило, они выступают защитниками интересов народа и своей родины. Классический эпос сохраняет традиции архаической формы эпоса (например, эпическая биография), но в то же время в данной форме вырабатываются определенные тенденции и различия как в типологическом, так и в структурном плане. Сказание изображает поединки или борьбу богатыря с «врагами - угнетателями», где всегда должен победить герой - богатырь. Финал сказания может быть двояким: победив своего противника, он может умереть, но будет погребен как «вождь», либо остаться в живых, и ему даровано править страной или ханством, так как он женится на ханской дочери. Следует отметить и то, что определяющий смысл и ведущий пафос таких классических произведений, как «Ак Кубек», «Идегей» и «Чура батыр», заключаются не только в изображении и оценке некогда происходивших в истории событий, но и в утверждении комплекса идеалов народа. По словам В.Г. Белинского, «действующие лица эпопеи должны быть полными представителями национального духа, но герой преимущественно должен выражать своею личностью всю полноту сил народа, всю поэзию его субстанционального духа» [1, с. 37]. Таким образом, для эпоса характерно изображать либо ярко положительных героев, которые воплощают высокие идеалы народа, его мужество, стойкость, любовь к родине, правдивость, выдержанность, жизнерадостность; либо ярко отрицательных - врагов родины, захватчиков, насильников, поработителей. Поскольку в классическом эпосе преобладает идея защиты народных начал, постольку и герой эпических сказаний вырисовывается только с положительной стороны. Воз-

никает ряд вопросов: в какой среде действует герой - батыр, какие черты для него характерны и как проявляются эти особенности воина - богатыря?

В связи с этим, а также с развитием и углублением теоретических проблем фольклористики особую важность и значение приобретает изучение эпических сказаний татарского народа. Между тем возникает проблема раскрытия особенностей содержания и формы, сказочно-мифологических и конкретноисторических основ эпических сказаний татарского народа. Героические сказания «Ак Кубек», «Идегей», «Чура батыр», являясь художественным достоянием тюркоязычных народов, характеризуются идеей единства общих задач. При этом главный герой выступает как «вождь», которому присущи индивидуальные особенности.

Эпическая биография каждого героя достаточно своеобразна. Мотив чудесного рождения в данных дастанах проявляется по-разному. Например, сказание «Ак Кубек» описывает этот мотив очень впечатляюще и детально: уже в утробе матери главный герой начинает разговаривать, определяет свои жизненные поступки. В эпосе «Идегей» указывается лишь причастность героя к иному миру (батыр рожден от пэри).

Эпические сказания татарского народа описывают богатыря в динамике, т.е. гиперболизируют действия и поступки батыра. Внешность и портрет героя особо не описываются. Ак Кубек, Идегей, Алпамша, Чура батыр, Курнын улы -все они выступают не как исполины или же великаны, а как обыкновенные люди. Они пасут стадо, помогают по хозяйству, хотя мелочи обыденной жизни их не интересуют. Для них важно другое - защита своего народа, свобода родного племени.

В сказании «Чура батыр» сохранена такая же тенденция. Но оно ярко отличается от вышеуказанных дастанов, так как герой погибает из рук собственного сына (сюжет «бой отца с сыном»). Ёще одним важным компонентом классического эпоса является то, что батыр никогда добровольно не сдается неприятелю. Лишь во время богатырского сна они попадают в плен или погибают. Данное качество свойственно главным героям сказаний «Ак Кубек», «Идегей», «Чура батыр».

Дастаны «Идегей», «Ак Кубек», «Чура батыр» полностью соответствуют критериям народного сказания. Сюжет, образы главных героев, мотивы и традиции изображения исторических событий всецело отражают типовой характер данных дастанов. Формирование двоякого отношения к главному герою дастана «Идегей» остается дискуссионным и в наши дни. Мы солидарны с мнением Ф.И. Урманчее-ва. Как он утверждает, вся деятельность Идегея была направлена на укрепление и восстановление былой мощи Золотой Орды. Последний взлет Золотой Орды был связан, безусловно, только с деяниями Идегея [10, с. 33].

Конец сказания символизирует героические деяния рода и общины. В этом смысле богатырь выступает не только от своего имени, а от имени всего рода, племени. Особенность эпических сказаний заключается в том, что они содержат народные идеалы, батыр - это представитель народа, как и народ, герой бессмертен, воплощение силы и могущества рода и племени. Народное мировосприятие одной эпохи сугубо отличается от мировосприятия другой. Осознание человеком своей смертности привело к тому, что человек может умереть, но народ, представляющий его, не умрет. Поэтому герой будет жить в памяти будущих поколений. Действия главных героев оправдываются их безвыходным положением. Они часто выступают не как исполины, а как обыкновенные земные люди, хотя в их поступках проявляется то, что обычные люди не

в силах совершить. Например, в сказании «Ак Кубек» расправа героя с Ман-гушем, с Салыр Казаном. Классические произведения по традиции завершаются гибелью главных героев. К числу таких можно отнести киргизскую эпопею «Манас», эпос сибирских народов «Ак Кубек», лиро-эпические произведения «Кузы-Курпяч и Баян-Сылу», «Тахир и Зухра». Сказание «Идегей» завершается трагически: сам главный герой и положительные, и отрицательные герои гибнут. Можно сказать, что героический эпос полностью выражает сознание и идеалы эпической среды. Смерть героя в сражении является честью для каждого храброго воина, так как вся жизнь степняка проходила в воинских походах.

С одной стороны, эпическое творчество разных народов обнаруживает сходные черты в идеях и образах, мотивах, сюжетах, композиции и стиле даже там, где между этими народами отсутствовали историческое соприкосновение и культурное взаимодействие. Историческая действительность отражается в эпосе в типически обобщенных образах, правдивых, несмотря на эпическую идеализацию. В эпосе - еще живом явлении народной жизни - всегда имеется элемент импровизации и новотворчества.

Литература

1. Белинский В.Г. Сочинения: в 3 т. / В.Г. Белинский. М.,1948. Т. 2. 37 с.

2. «Идегей» дастаны. ^ыйналма вариант / ТeзYче Н. Исэнбэт; редакторлар Х. Ярми, Ш. Ман-нур // Архив. Сакл. Бер. 202 а.

3. Путилов Б.Н. Героический эпос как художественная система / Б.Н. Путилов. СПб., 1999.

250 с.

4. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен: в 10 т. / В.В. Радлов. СПб., 1896. Ч. VII. С. 122-132, 167-183.

5. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен: в 10 т. / В.В. Радлов. СПб., 1872. Ч. IV.

6. Татар халык и^аты. Дастаннар. Казан: Тат. кн. нэшр., 1984. Б. 81-89.

7. Татар фольклоры жанрлары. Дастаннар / Ф.В. Ахметова. Казан, 1978. С. 26-50.

8. Урманчеев Ф.И. Народный эпос «Идегей / Ф.И. Урманчеев. Казань: Фан, 1999. 105 с.

9. Урманчеев Ф.И. Героический эпос татарского народа / Ф.И. Урманчеев. Казань: Тат. кн. изд-во, 1984. 312 с.

10. Урманчеев Ф.И. Эпические сказания татарского народа. Сравнительно-исторические очерки / Ф.И. Урманчеев. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980. 118 с.

11. Урманчеев Ф.И. Чура батыр / Ф.И. Урманчеев // Мирас. 1995. № 7-8. 145-152 б; № 9. 98109 б; № 10. 192-196 б; № 11-12. 130-136; 1996. № 1-2. 167-170 б.

12. Урманчеев Ф.И. Алтын Урда тарихында - Идегей / Ф.И. Урманчеев // Алабуга нуры. Казан,

1995.

ГАЛИАХМЕТОВА РАМЗИЯ МУЛЛАНУРОВНА родилась в 1980 г. Окончила Елабужский государственный педагогический университет. Аспирантка отдела народного творчества Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ г. Казани. Автор 6 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.