УДК 82
ББК 82,3 (2 = Тат)
Валиуллина Фарида Мансуровна
кандидат филологических наук, доцент
Филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
г. Чистополь Valiullina Farida Mansurovna Candidate of Philology Assistant Professor Branch of Kazan (Volga Region) Federal University
Chistopol
farida1@bk.ru
Мифологические мотивы в дастане «Идегей»
Mythological Motives in the Epos «Idegey»
В статье рассматриваются мифологические мотивы в эпическом произведении «Идегей». Мифологический слой сюжета составляют мотивы, связанные чудесным рождением и детством героя, магическим оружием и богатырским конем, героическими поступками героев.
The article deals with mythological motives in the epos "Idegey". The motives present mythological layer of the plot. They are associated with the miraculous birth and childhood of a character, a magic weapon and heroic horse, as well as the heroic deeds of characters.
Ключевые слова: эпос, мифологические мотивы, традиции тюркских сказок, пэри, магическая неуязвимость, история народа.
Key words: epos, mythological motives, traditions of Turkish tales, Peri, magical invulnerability, history of nation.
Создание любого эпического произведения опирается на многовековые традиции народного творчества. В связи с этим в сюжете, в системе образов, поэтике фольклорного произведения отражаются исторические, культурно-
W W -1—1 V> ТТ W
нравственные взгляды той или иной эпохи. Героический эпос «Идегей» не является исключением. В дастане много как исторических, так и таинственных, мифологических мотивов.
Каждый шаг, каждое действие древнего человека было проникнуто религиозно-мифологическими представлениями. Миф - сборник рассказов, в которых реальность отражается в фантастической форме. А. Ф. Лосев дает следующее
определение: «Миф всегда делает упор в факты, существующие как именно факты. Их бытие - абсолютное бытие. Мифологическая действительность -есть подлинная действительность. Не мифологическая, не иносказательная, но совершенно самостоятельная, доподлинная. Нужно понимать так, как она есть, совершенно наивно и буквально» [4,с. 132]'.
В эпосе «Идегей» в образной форме рассматривается определенный исторический период. Пользуясь терминологией, условно можно выделить первичный мифологический слой сюжета дастана. Для подтверждения этого необходимо отметить то, что в эпосе сохранено немало мифологических мотивов. Наибольший интерес вызывают мотивы, связанные с чудесным рождением и детством Идегея.
К сожалению, точных биографических данных о рождении и детстве исторического Идегея почти не сохранилось. Материалы, дошедшие до нас в легендарной форме, имеют противоречивый характер. Основываясь на арабоперсидских и русских источниках, Урманчеев Ф. И. пишет, что Идегей был выходцем из племени мангыт; на исторической арене появился одновременно с Токтамышем и был очень противоречивой личностью [7, с 144].
В татарской версии дастана Идегей - сын Кутлукия бия. По традиции тюркских сказаний повествование о народном герое начинается с чудесного рождения или с чудесного появления богатыря. Рождение И дегея рассматривается по-разному. О его чудесном происхождении мы узнаем из уст Токтамыша, когда он выносит приговор: уничтожить Кутлукия и его дитя от пэри. Далее эта версия еще раз подтверждается при встрече с Кара Тиин Алыпом. Умирая от стрелы Идегея, Кара Тиин Алып повествует о его происхождении от пэри. Сам он тоже рожден от пэри и является братом Идегея:
Не уходи, не уходи, Идегей,
Были две родные сестры - пэри Старшая меня родила,
Младшая тебя родила.
Не гордись, не хвались,
И ты рожден от пэри,
И я рожден от пэри.
Старшего брата ты убил,
Знай ты это, Идегей \
Несмотря на то, что и Кара Тиин Алып, и Идегей дети пэри, они совершенно разные. Судя по легендам, рожденный от пэри, Идегей не всосал досыта материнского молока, так как мать-пэри оставила его в степи. Идегей чудом остался жив.
Материнское молоко обладает могущественной силой. С молоком матери ребенку передается все светлое. И в произведениях народного творчества понятия «молоко», «кровь» занимают важное место. В дастанах «Чура батыр», «Туляк», «Шахсанам и Гариб», в сказке «Рогатый падишах» им уделяется огромное внимание.
Рождение главного героя от союза пэри и человека - традиционный эпический мотив. Например, главный герой эпоса «Туляк» тоже сын пэри. Не случайно это явление повторяется и в «Идегее». Дети, рожденные от пэри, отличаются особой красотой, растут очень сильными и способными. Идегей тоже отличается от своих сверстников интеллектуальными и физическими данными, обладает целым рядом незаурядных качеств.
Следующая версия рождения связана с именем Баба Тукляс Шашли Азиз. В эпосе встречаются строки, где он упоминается как предок Идегея. Баба Тук-ляс - святой, в казахском фольклоре и некоторых других тюркских народов рассматривается как один из восьмидесяти пророков. Если в татарской версии нет полного описания, то в башкирском варианте дается более полная характеристика рода Идегея, связанная с Баба Тукляс.
Начало рода от Баба Тукляс определяет жизненный путь Идегея. На первый взгляд, рожденный от сына земли и дочери воды должен отличаться только
1 Подстрочный перевод наш, - Ф. В.
благочестивыми деяниями, но жизнь диктует свое, и Идегей, имеющий мифические корни, сталкивается со многими трудностями.
Есть еще один мотив, связанный с рождением героя - появление из света. Об этом повествует 195-летний Субра жырау. Рождение от света - широко распространенный мотив. В киргизском эпосе «Манас» соратник главного героя Алмамбет родился от святого луча, в казахском «Кобланды-батыр»е герой тоже создан «из сияющих лучей».
Мотив возникновения от солнечных лучей появляется уже в древнеегипетском фольклоре и доходит до средневековой литературы и фольклора. Он нашел отражение и в Коране. В исламе все пророки являются носителями божественного света [2, с. 83]. Урманчеев Ф. И. отмечает, что связь родословной Идегея с мусульманскими святыми появляется позже. Например, в хрестоматии И. Хальфина «Жизнь Чингизхана и Аксак Тимура» (1822) дается родословная, полная легендарных, фантастических имен. Там Идегей возводится через Баба Тукляса к одному из повелителей правоверных, к святому Абубакр-Сытдику, тестю пророка [7,с 27]. Основываясь на этой хрестоматии и записи Ибн Арабшаха, Ш. Ш. Уалиханов предполагает, что Идегей был человеком духовным и занимал значительную должность [1, с.229]. Урманчеев Ф. И. не опровергает эту мысль, но отмечает, что «Если по происхождению Идегей и не был человеком духовного звания, то пользовался большой популярностью не только в среде верующих, но и высокопоставленных представителей мусульманского духовенства, чем и объясняется одна из приведенных его родословной». Сохранилось также множество легенд, связанных с именем Идегея. В одном варианте В. В. Радлова речь идет о старике, который находит в степи ребенка-подкидыша, кладет его в сапог и приносит домой. По совету окружающих дает ему имя Идеге (сапог-итек). В легенде барабинских татар бездетные старик со старухой находят плачущего ребенка. Они называют его Едигей, потому что он был рожден «от ветра в поле». В легенде «Итюк батыр» отец находит ребенка на берегу и приносит домой в подоле. Во всех вариантах
будущий богатырь по древним эпическим традициям изображается как подкидыш [6].
Традиционно эпический герой имеет два имени. В исследуемом эпосе герой тоже растет как Кобогыл, и в определенный этап, когда в силах совершать подвиги, принимает свое эпическое имя. В тюрко-монгольском эпосе рождение героя играет важную роль в развитии сюжета. В архаических рассказах бурят и якутов большое место уделяется изображению появления на свет могучего богатыря, спасителя от злых духов. В средневековом тюркском эпосе в центре внимания - подкидыш или долгожданный ребенок бездетных родителей. Несмотря на то, что в дастане описываются исторические события, рождение героя связано с мифологическими образами (пэри, девушка-голубь, лебедь, луч). Генетически они связаны с тотемизмом и анимизмом. «Идегей» -следующий шаг в развитии данных эпических традиций.
Большое внимание уделяется изображению детства героя. О детстве исторического Идегея ничего не известно. По канонам героического эпоса, детство богатыря имеет ряд особенностей и включает традиционные эпизоды: одинокое детство, магическая неуязвимость, первые детские подвиги, добывание богатырского коня и волшебного оружия. Детство Идегея мало отличается от них. Однако исключительность и необычность его детства изображена в своеобразных эпизодах. Рожденный от пэри Идегей чудом остается жив, развивается и растет сказочно быстро: в три года стал учиться, в четыре прославился умом и прозорливостью, в пять стал во главе 5-х сыновей Джантимера, в шесть
- стал ловким ездоком, в семь сделался метким стрелком и т.д. Уже в детстве ему доверяют пасти стадо жеребят и овец. В эпосе подчеркивается его необычайная доброта и исключительное благородство. Еще в детстве бывает заметно, что он станет героем, выдающимся во всех отношениях.
Идегей выделяется среди сверстников своей находчивостью, физической силой, мудростью. Одолев в борьбе 90 мальчиков 90 родов Золотой Орды, он становится их ханом. Нельзя не сказать о мудрых судах героя, которые пока-
зывают его высокий интеллектуальный уровень. Несмотря на то, что герой действует на исторической арене, его биография окутана сказочными элементами. Следует отметить, что у тюркских народов сохранилось множество легенд о рождении, детстве Идегея. Их внедрение восходит к историкоэтнической и художественно-эпической основой, идейно-эстетическими особенностями каждой версии [7, с 40].
После того, как весть о мудрых судах Идегея доходит до дворца, Токта-мыш хан решает взять его во дворец, создает все условия для жизни. Сначало не бывает между ними острого конфликта. С приходом во дворец, жизнь государства меняется только в лучшую сторону. Далее события развиваются по сказочному руслу. Особенное отношение хана к своему эмиру у окружающих порождает ненависть. Ярой противницей Идегея в эпосе выступает жена хана Джанике. С мифологической точки зрения наиболее интересен эпизод попытки отравления его. Джанике дает Идегею отравленный мед, но заранее предупрежденный Идегей не пьет, а достает кинжал и произносит магические слова. Итак, с помощью магического ножа он обезвреживает яд. Джанике понимает смысл его жестов и ужасается: Идегей показывает, что Золотая Орда будет разделена на 4 части, города Сарай и Булгар разгромлены и Идегей будет делать все, что захочет.
Общая деталь для многих героев сказок и дастанов - магическое оружие. Оно помогает богатырю в трудных ситуациях. Как видим, в рассматриваемом эпосе Идегея тоже спасает его оружие. В татарской версии не описывается история о том, как он добывает оружие. В башкирском варианте есть строки, где говорится, что сабля достается от его предка Умар бабай.
Бегство Идегея после разоблачения его Субра-жырау - вполне естественная реакция. Это единственный путь к спасению. Данный поступок вызывает полное замешательство у Токтамыша, Субра жырау своей песней подливает масла в огонь. Он предупреждает, что если Идегей за Итиль уйдет, станет еще опасней. В данном случае переправа через реку является мифологическим мо-
тивом. В древности существовало поверье, что вода, река является гранью между двумя мирами: этим и потусторонним. Поэтому кладбища располагали по ту сторону реки, считалось, что вода не пропустит всяких духов. В древнегреческой мифологии есть миф о лодочнике Харуне, который переправлял души умерших в потусторонний мир.
Данный сюжет встречается в таких эпических сказаниях, как «Бабахан дастаны», «Туляк и Сусылу», «Кыйссаи Йосыф» и т. д. Переправа Идегея через Итиль на лошади - измененный вариант данного распространенного мотива.
Ученые утверждают, что конфликт между личностью и коллективом имеет архаичный характер. А. Н. Киреев отмечает, что данный конфликт является показателем разложения древней общины. Он считает, что выделение сильных личностей приводит к протесту всего рода. Это вынуждает героя уйти в поисках лучших условий [3, с. 76]. В нашем случае Идегея обстоятельства вынуждают уйти из дворца.
В эпосе Итиль - грань между этим и потусторонним миром. После переправы Идегей становится совсем другим, у него появляется связь с представителями другого мира, новые таинственные качества. Вскоре, при встрече с Кара Тиин Алыпом, Идегей узнает о своей связи с мифическими созданиями. Это приближает его к героям архаического эпоса. Их общая черта - обладание свойствами колдуна и шамана (Манас, Алмамбет, Йир Тюшлюк, Волх Всесла-вович).
Эпос «Идегей» можно рассматривать наряду с традиционными эпическими произведениями о несправедливо изгнанном герое и о его мести за погибшего от жестокости правителя отца. Но дальнейшие поступки Идегея выходят за рамки личной мести и приобретают более широкие масштабы.
XX и о 1—1
Идегей - национальный герой. Его жизнь - с рождения до последнего этапа является образцом мужества. Он сказочно сильный, могучий, обладает крепкой силой воли. С детства он был покровителем бедных и обездоленных.
Со временем масштаб его деяний расширяется. В борьбе с Токтамышем, Аксак Тимером, Кара Тиин-Алыпом раскрываются его воинские способности, человеческие качества. Главный герой эпических сказаний всегда изображается в борьбе. Основная функция эпических произведений - увековечивание благородных деяний, силы и имени народного героя. Народный эпос стоит выше мелочей жизни. Он имеет дело с государством, с историей. Многовековые события подчиняет воле одного батыра. Чтобы ярче показать величие и мощь Идегея, Сказитель обращается ко многим сказочным мотивам.
На пути к Шах Тимуру Идегей участвует во многих сказочных событиях. В более поздних вариантах он спасает дочь Тимура от русского богатыря Анисима. В башкирской версии борется с калмыцким богатырем. В каракалпакском варианте встречается с Кара Тиин дию. Дию (див) - символ темных сил, злых духов. Борьба батыра за спасение украденной девушки - традиционный мотив. («Гульнязек», «30 сыновей», «Нурсылу», «Три голубя», «Три друга» и т.д.) Этот мотив имеет аналоги в греческой мифологии. Персей, сын Зевса и Данаи, спасает дочь царя Андромеды от водного духа. Геракл, спасая дочь троянского царя, повторяет тот же поступок.
В татарской версии Идегей борется с Кара Тиин Алыпом. При описании противника сказитель широко использует эпитеты, сравнения. В эпосе громадному чудовищу противопоставляется Акбиляк. Она раскрывает Идегею тайну уязвимости и смерти Алыпа. Он может быть убит только во время богатырского сна выстрелом в подмышку. Этот мотив традиционен для многих произведений. Многие эпические герои имеют условно уязвимые места. У Кришны из «Махабхараты» уязвимы ступни, у Ахиллеса в гомеровской «Илиаде» это пятка, у Зигфирда («Песнь о Нибелунгах») - спина. Такие герои, как Алпамыш, Кобланды батыр, Нюргун-Боотур - неуязвимы.
Многие герои тюркского эпоса вступают в борьбу со всевозможными чудовищами. У них имеются помощники - конь и оружие. Конь богатыря обладает сказочными качествами. В мифологии конь - это символ-атрибут богов.
Эпический конь намного умнее и шустрее своего хозяина [5, с. 166]. Идегей тоже обладает таким конем и саблей.
Итак, Идегей совершает подвиг: после сокрушительной борьбы побеждает Кара Тиин Алып, спасает Акбиляк, освобождает 40 рабов. В эпосе встрече с чудовищем отводится целая глава, в которой раскрываются его богатырские способности. Данная часть наиболее богата мифологическими мотивами. Несмотря на то, что они далеки от реальных событий, все равно
ГТЧ 1
имеют отношение к истории. Так как основой каждой легенды, мифа является история народа.
Таким образом, напрашивается вывод, что в эпосе «Идегей» немало мифологических мотивов, которые своими корнями уходят в мифы древних тюрков, древнего Египта, Индии, Греции. Подтверждением этому является традиционный переход символов, образов народного творчества из поколения в поколение. «Идегей» - один из связующих звеньев в этой неразрывной цепочке.
Библиографический список
1. Валиханов, Ч. Ч. Сочинения. [Текст]// Записки Русского Географического общества / Ч. Ч. Валиханов - Т. XXIX. - СПб., 1904
2. Ганиева, Р. К. Восточный Ренессанс и поэт Кул Гали [Текст]/ Р. К. Ганиева. - Казань. КГУ. 1988. - 170 с.
3. Киреев, А. Н. Башкирский народный героический эпос [Текст]/ А. Н. Киреев. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1970. - 304 с.
4. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура [Текст] / А. Ф. Лосев -М.: Политиздат, 1991. - 524 с.
5. Мифы народов мира. Т.1.-Москва,1987
6. Радлов, В. В. Образцы народной литературы тюркских племен. [Текст] СПб, 1872. ч 4. - 200 с.
7. Урманче, Ф. И. Народный эпос “Идегей”[Текст] / Ф. И. Урманче. -Казань: Фэн, 1999. - 200 с.
Bibliography
1. Ganieva, R.K. The Eastern Renaissance and Kul Gali Poet [Text] / R.K. Ganieva. - Kazan: KSU, 1988. - 170 p.
2. Kireev, A.N. Bashkir People’s Heroic Epos [Text] / A.N. Kireev. - Ufa: Bashkir Book Publishers, 1970. - 304 p.
3. Losev, A.F. Philosophy. Mythology. Culture [Text] / A. F. Losev. - M. Politizdat, 1991. - 524 p.
4. Myths of Nations of the World: V.1. - Moscow, 1987.
5. Radlov, V. Samples of Folk Literature of the Turkish Tribes [Text]. - St. Petersburg, 1872. - Part 4. - 200 p.
6. Urmanche, F.I. Epos "Idegey" [Text] / F.I. Urmanche. - Kazan: Fen, 1999.
- 200 p.
7. Valikhanov, Ch. Ch. Works [Text] // Notes of the Russian Geographical Society / Ch. Ch. Valikhanov - V. XXIX. - St. Petersburg., 1904.