Р.М. ГАЛИАХМЕТОВА
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПИЧЕСКИХ СКАЗАНИЙ ТАТАРСКОГО НАРОДА
Необъятна и уникальна традиционная культура каждого народа. Тысячелетиями формировались мировоззрение, мировосприятие, уклад жизни, нормы этики и морали, искусство, философия и мудрость татарского народа. Героический эпос является единственной памятью многовековой истории народа, его мудрости, верований и чаяний, художественным отражением его быта и нравов.
В фольклоре тюркоязычных народов героические сказания занимают определенное и своеобразное место. Дастаны, воспроизведенные певцами-им-провизаторами, сохраняются в устах народа в течение нескольких сотен лет, отражая и описывая историческое прошлое народа, образы идеальных правителей в лице положительных героев. В момент исполнения сказитель импровизатор «общается» с целой аудиторией, и создается атмосфера того периода, в котором рождалось эпическое сказание. Поэтому очень важно, как считают фольклористы, записывать тексты при чтении. В фольклоре выработалось своеобразное направление исполнителей эпоса. Например, сказителей киргизской эпопеи «Манас» называют «манасчи», а исполнителей «Джангара» называют «джангар-чи». В архаических сказаниях чаще всего наблюдаются черты народной поэзии первобытного общества, которые связаны с магическими обрядами, всевозможными тотемическими первобытными представлениями.
Эпическое сказание формируется в рамках традиций устного народного творчества. Органическую часть любого эпоса или дастана составляет образ батыра, воина-богатыря, воспевание его богатырских деяний. Именно в воспроизведении богатырских деяний заключается основной смысл эпического сказания. Эпос тюркоязычных народов характеризуется традиционной, твердо установившейся последовательностью развития эпической биографии батыра. Сказания «Идегей», «Чура батыр», «Ак Кубек» развиваются по эпическим традициям: зачин, зарождение конфликта, жизненный сюжет - определенный набор традиционных коллизий, форм и способов борьбы и победных развязок пополняют и в то же время изменяют типовой характер исторического бытия эпоса.
Как считают фольклористы, героический эпос возник на основе традиций мифологии и богатырской сказки. Различают архаические и классические формы эпоса. Для архаической формы характерно изображать борьбу с богатыря-ми-чудовищами, где биография героя развивается и формируется по мотивам героической сказки: чудесное рождение, борьба с чудовищем, героическое сватовство к далекой суженой, месть за отца и т.д. Батыра невозможно представить без богатырского коня и богатырской сабли. Как в традициях народного эпоса, связь богатыря с его конем устанавливается с рождения, так как они появляются на свет в один и тот же день. Например, в сказании «Ак Кубек» главный герой рождается в один и тот же день со своим богатырским конем. Данный мотив является ярким отголоском тотемических воззрений. Волшебное оружие Ак Кубеку достается по наследству, как и в сказании «Джик Мерген». А в сказании «Йир Тюшлюк» герой получает коня с волшебным, появляющимся только по надобности, мечом под ребром. Например, в эпосе «Манас» (вариант Орозбакова) Манас и его конь Ак-Кула рождаются в один тот же день: Чийырды
рожает Манаса, ее муж Джакып принимает новорожденного буланого жеребенка Ак-Кулу. Этот же мотив лежит в основе сюжетов узбекских народных сказаний «Рустамхан» и «Гороглы».
Мотив добывания коня является неотъемлемой частью каждого тюркоязычного эпоса. Как пишет Р.С. Липец: «Чудесный конь» - часто «небесный» -не только участник походов, помогающий своему хозяину добиться победы [5, с. 37]. Он в эпосе - покровитель и руководитель хозяина, превосходящий его в даре предвидения, быстроте реакций в сложных ситуациях, обладающий твердой волей, подчиняющий себе всадника в минуты, когда тот проявляет слабость. Их связь настолько неразрывна, что гибель коня лишает батыра силы внутреннего сопротивления. Выбор коня в сказании совершается разными путями. Перед героем-малолетком прогоняют необозримые отцовские табуны в течение многих дней. Батыр или сам выбирает коня, или ему предлагает его табунщик (несмотря на неказистый вид коня), или по условию батыр должен выбрать коня, который сам оглянется на будущего хозяина или попадет на укрюк, причем это повторяется трижды. Например, конь Алпамыша Байчибар и впоследствии сохраняет внешне неказистый вид, обманывая им соперников своего хозяина на «байге» и вынося его из беды. Также обращение с конем -это показатель душевных качеств героя.
Прозвища коней традиционно должны ассоциариваться с именем батыра. Например, в тюркоязычных эпических сказаниях: Байчибар - богатырский конь Алпамыша, Гырат - знаменитый боевой конь Гороглы, Тайбурул - конь казахского богатыря Кобланды, Кызыл Ор - конь Ак Кубека. В сказании «Ак Кубек» героические деяния батыра начинаются в малолетнем возрасте, хотя в эпосе не указывается возраст героя. Сначала Ак Кубек расправляется с одним из богатырей Коден хана. Второй противник батыра - Мангуш. Он просит его, чтобы тот подарил своего беркута, своего коня Кызыл Ор. Но Ак Кубек указывает ему на то, что он не имеет столь большого богатства, чтобы приобрести такого коня.
Эпос традиционно описывает все преимущества богатырского коня. Главным боевым товарищем, помощником во всех богатырских деяниях героя является его богатырский конь. Если рассмотреть каждое эпическое сказание, особенно в эпосе тюркоязычных народов, то конь занимает важное место. Дружба между героем и его конем неотъемлемая часть эпической среды. Конь - и близкий друг, и средство передвижения, и еда (но надо указать то, что съесть коня противника считалось наиболее жестоким наказанием для побежденного), и, наконец, он и гордость батыра.
Главный герой в народных сказаниях выполняет определенные миссии. Его участь в этом мире предначертана уже до рождения. Батыр должен утвердить себя, т.е. соответствовать народному миросозерцанию. Признание народом личностных качеств батыра исключает все его недостатки. Народ воспевает только положительных героев, чем и объясняется популярность сказаний «Идегей», «Ак Кубек», «Чура батыр» до наших дней.
Сходства и различия героического эпоса у разных народов определяются не только элементами повествования, но и общими жанрами и признаками: идейным содержанием, эпическими сюжетами и мотивами (рождение героя, эпическое детство, «бой отца с сыном», богатырские деяния, поиски суженой, битва с чужеземцами или чудовищем), эпической средой, временем и пространством, жанровой структурой, стилем произведения и так далее. В сказаниях татарского народа «Идегей», «Ак Кубек», «Чура батыр» сохраняется последовательность эпической биографии. Например, мотив чудесного
рождения: Ак Кубек уже в утробе матери заговаривает не только со своей матерью, но и со снохами. Матерью главного героя Идегей является неземная девушка.
Важным моментом, по старинному представлению тюркских народов, является наречение именем, имеющее магическое влияние на дальнейшую судьбу человека. В фольклоре этот процесс объясняется как отражение обрядов инициации. В устном народном творчестве о происхождении Идегея царят многочисленные легенды. В одной из версий сказания, записанной В.В. Радло-вым, старик находит в степи подброшенного ребенка, кладет его в сапог и приносит домой. Соседи советуют назвать мальчика Идеге, поскольку он был принесен в сапоге (сапог по-татарски - итек). Как гласит легенда, в степи бездетные старик со старухой находят плачущего ребенка. Называют его Идегей, так как был найден «от ветра в поле» (ветер - ел, йил, жил). А в легенде «Итюк - Батыр» дочь Сатимера Кондызбикя родила сына. Отец нашел ребенка на берегу Волги и принес домой в подоле, откуда и идет его имя Итюк - Батыр (подол - итэк). Наличие двух и более имен у эпического героя объясняется известными этнографическими явлениями. Так, «...некоторые эскимосы под старость меняли свое имя, надеясь на то, что это даст им новую долгую жизнь» [9, с. 33]. Этот обычай сохранился и в фольклоре. Еще важным отличием является то, что имя героя несет эпический смысл. Оно не поддалось влиянию ислама. Например, «Ак Кубек» переводится как «белая пена».
Богатырские деяния главных героев сказаний «Ак Кубек», «Идегей», «Чура батыр» являются утверждением их в эпической среде. Главная миссия для них - это совершение благородных поступков. Но при этом они выступают от имени всего рода, племени и общества. Таким образом, героический эпос является важной частью памяти многовековой истории народа, его мудрости, верований и чаяний, художественным отражением его быта и нравов. С одной стороны, эпическое творчество разных народов обнаруживает сходные черты в идеях и образах, мотивах, сюжетах, композиции и стиле даже там, где между этими народами отсутствовало историческое соприкосновение и культурное взаимодействие. Историческая действительность отражается в эпосе в типически обобщенных образах, правдивых, несмотря на эпическую идеализацию. Художественная реконструкция «прошлого» описывается с учетом накопленного исторического опыта в основе переработки предшествующей эпической и мифологической традиции. К числу таких сказаний относятся героические сказания татарского народа «Ак Кубек», «Идегей» и «Чура батыр».
Сюжетный состав любого народного эпического сказания, тем более древнего или средневекового, по природе своей многослоен. В народных сказаниях частенько обнаруживаются такие мотивы, сюжеты, которые могут оказаться непонятными для непосвященного читателя (мотив чудесного рождения, сказочно быстрого роста героя, сюжеты, распространенные во всем мировом фольклоре: бой отца с сыном, муж на свадьбе своей жены, острый конфликт между матерью и сыном и другие). В народно-эпическом сказании могут быть представлены такие эпизоды, которые объясняются традициями народного эпоса. Например, когда какое-либо явление потеряло связь с конкретными историко-этнографическими явлениями и фактами и приобрело сугубо эстетическую, художественную функцию (наречение героя именем, пленение его во время богатырского сна, героические подвиги богатыря перед женитьбой, являющиеся в какой-то мере своеобразным отражением возрастных инициаций). Однако построение любого народно-эпического сказания основывается на эпической биографии богатыря.
Литература
1. Ахметзянов М.И. Татарские родословные / М.И. Ахметзянов. Казань,1995. 128 с.
2. Греков И.Б.Восточная Европа и упадок Золотой Орды / И.Б. Греков. М., 1975. 600 с.
3. Жирмунский В.М. Народный героический эпос / В М. Жирмунский. М.; Л., 1962. 450 с.
4. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос / В.М. Жирмунский. СПб.: Наука, 1974. 723 с.
5. Липец Р.С. Образ батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе /Р.С. Липец. М., 1984. 263 с.
6. Самойлович А.Н. Вариант сказания о Едигее и Токтамыше, записанный Н. Хакимовым // Тюркологический сборник. 1972. С.198-243.
7. Татар халык и^аты. Дастаннар. Казан, 1984. 376 б.
8. Урманчеев Ф.И. Народный эпос «Идегей» / Ф.И. Урманчеев. Казань, 1999. 200 с.
9. Урманчеев Ф.И. Эпические сказания татарского народа / Ф.И. Урманчеев. Казань, 1999. 118 с.
10. Хаким Р. Метаморфозы духа (к вопросу о тюрко-татарской цивилизации) / Р. Хаким. Казань, 2005. 232 с.
ГАЛИАХМЕТОВА РАМЗИЯ МУЛЛАНУРОВНА родилась в 1980 г. Окончила Елабужский государственный педагогический университет. Аспирантка отдела народного творчества Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ г. Казани. Автор 6 научных работ.