ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
Научная статья УДК 130.2
doi: 10.18522/2687-0770-2022-4-11-15
ПРОБЛЕМА АКТУАЛЬНОСТИ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ВОЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Владимир Николаевич Иванов
Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооружённых Сил Российской Федерации», Москва, Россия
Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского,
Липецк, Россия
philosophia@rambler.ru
Аннотация. Рассматривается проблема актуальности изучения явления военной культуры в современной отечественной философии культуры. Указывается, что понятие «военная культура» на сегодняшний день не получило статусную определённость в культурфилософском знании и называются причины этого. Отмечается недостаточная разработанность сущностного наполнения понятия «военная культура» - проблема, выступающая определяющей в изучении соответствующего явления, выявляются причины, по которым его изучение представляется актуальным для современной отечественной философии культуры. Делается вывод, что актуальность изучения явления военной культуры (денотата) и его смысла (концепта) в культурфилософии определяется несколькими обстоятельствами: неопределённостью в философии культуры смыслового наполнения этого концепта; текущей внешнеполитической ситуацией, вызванной противостоянием России и так называемого «коллективного Запада»; процессами социокультурного перехода, идущими в современном российском обществе. В заключение намечаются перспективы изучения предмета исследования.
Ключевые слова: военная культура, философия культуры, социокультурный переход, кризис культуры, социокультурная трансформация
Для цитирования: Иванов В.Н. Проблема актуальности культурфилософского исследования феномена военной культуры // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2022. № 4. С. 11-15.
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article
THE PROBLEM OF THE RELEVANCE OF CULTURAL PHILOSOPHICAL RESEARCH OF THE MILITARY CULTURE PHENOMENON
Vladimir N. Ivanov
Military Educational and Scientific Center of the Ground Forces "Combined Arms Order of Zhukov
Academy of the Armed Forces of the Russian Federation", Moscow, Russia
Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia
philosophia@rambler.ru
Abstract. The article is devoted to the problem of the relevance of studying the phenomenon of military culture in modern Russian philosophy of culture. The paper shows that the concept of "military culture" to date has not received a status certainty in cultural and philosophical knowledge, the reasons for that are indicated. Based on the results of the analysis of the studied literature, the author draws attention, firstly, to the insufficient development of the essential content of the concept of "military culture" - a problem that is decisive in the study of the corresponding phenomenon, and, secondly, directly reveals the reasons why its study seems relevant for
© Иванов В.Н., 2022
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
modern national philosophy of culture. It is concluded that the relevance of studying the phenomenon of military culture (denotation) and its meaning (concept) in cultural philosophy is determined by several circumstances: the uncertainty in the philosophy of culture of the semantic content of this concept; the current foreign policy situation caused by the confrontation between Russia and the so-called "collective West"; processes of socio-cultural transition going on in modern Russian society. In the conclusion of the scientific article, the prospects for studying the subject of research are outlined.
Keywords: military culture, philosophy of culture, socio-cultural transition, crisis of culture, socio-cultural transformation
For citation: Ivanov V.N. The Problem of the Relevance of Cultural Philosophical Research of the Military Culture Phenomenon. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2022;(4):11-15. (In Russ.).
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Конструкт «военная культура» вызывает неоднозначную оценку как среди культурологов, так и философов. Понятие «культура» всегда имело положительную коннотацию, ассоциируясь с созидательно-преобразовательной деятельностью в духовной и материальной сферах и априорно имеющее позитивную оценку. С другой стороны, понятие «война» ассоциируется с деструктивными проявлениями и, например, «Новая философская энциклопедия» определяет его как «организованную вооружённую борьбу между государствами, нациями, социальными группами, осуществляемую специальным социальным институтом (армией) с привлечением экономических, политических, идеологических, дипломатических средств» [1, с. 425]. В результате оказывается, что, используя конструкт «военная культура», мы вроде бы пытаемся ввести алогичный оборот.
Достаточно последовательно подобную позицию отстаивает Г.П. Белоконев, подчёркивающий антикультурный (антиобщественный) характер войны, а потому некорректность этого оборота [2, с. 17]. При этом большая часть философов и культурологов, обращавшихся к анализу концепта «военная культура», не поддерживают позицию об ошибочности введения и, соответственно, употреблении этого конструкта. Они утверждают, что военная культура и как явление окружающей действительности, и как теоретическая конструкция имеют право на существование, а потому и подробный анализ, в том числе философский.
Мы в нашей работе будем исходить из позиции солидарности со второй группой исследователей, принимающих данное понятие и заявляющих о необходимости его всестороннего анализа в аспектах сущностного наполнения, а также выяснения его статусной определённости в науке.
В научной литературе (статьи, монографии, защищённые диссертации) нам удалось выявить около десятка определений понятия «военная культура» [3-9]. Несомненно, все они имеют много общего, например, выявляют структурные элементы военной культуры. При этом наиболее полное определение, от которого оттолкнёмся и мы в нашей работе, представлено у А.В. Коротенко: «Это созданная и функционирующая внутри военного коллектива совокупность формальной и неформальной культур, каждая из которых слагается из материальной и духовной составляющих, включающих ценностно-нормативные, духовно-идеологические и знаково-символические элементы, обеспечивающая мотивацию и регуляцию военной деятельности» [10, с. 20]. На наш взгляд, представленное определение и взятое нами за основу, безусловно, требует уточнения в ходе дельнейшей работы, а потому на современном этапе исследования мы будем придерживаться его в качестве ориентира, который в дальнейшем будет уточняться и, соответственно, изменяться.
Итак, актуальность культурфилософского исследования понятия «военная культура» определяется несколькими обстоятельствами.
Первое связано с вариативностью трактовок, даваемых рассматриваемому концепту. Любая множественность подходов к определению базового концепта порождает спекуляции относительно его использования в той или иной отрасли научного знания. Выше мы уже отметили, что около десятка различных толкований, как правило, фокусируют внимание на каком-то одном аспекте изучаемого явления. Это создало почву для рассмотрения военной культуры не только с
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
позиции философского и культурологического знания, но и, например, исторического, социологического, политологического и психолого-педагогического. В результате формируется пространство смысловой неопределённости базового концепта.
Сложность в определении сущности военной культуры обусловлена ещё и тем, что, в отличие от большинства употребляемых в философии культуры понятий, «военная культура» не имеет изначальной базовой академической коннотации, от которой можно было бы оттолкнуться при её рассмотрении в различных отраслях научного знания. Если многие категории и понятия философского и культурологического дискурса имеют статусную определённость в науке, которая может быть взята за основу, то «военная культура» - концепт, не имеющий строго определяемых культурфилософских атрибутов. Наш анализ литературы показывает, что достаточно часто исследователи в соответствующей отрасли научного знания за основу берут субъективное видение о сущностном наполнении рассматриваемого концепта. Это обстоятельство многократно актуализирует необходимость культурфилософского анализа концепта «военная культура».
Кроме того, подчеркнём, философия культуры, понимаемая как отрасль научного знания, занимающаяся философским осмыслением проблем и сущности культуры, находится на стадии становления, а потому и категории, понятия, определяемые через культурфилософскую призму, на сегодня пребывают на стадии экспликации. В этой связи концепт «военная культура» не является исключением из представленной закономерности. Более того, анализ литературы по проблеме показывает, что не только попытка разобраться в сущности данного понятия, но и его употребление в науке есть результат последнего четвертьвекового периода. Первые систематические работы, в которых данное понятие употребляется, относятся к концу 1990-х гг.
Второе обстоятельство, актуализирующее необходимость культурфилософского исследования сущности военной культуры, связано с текущей геополитической ситуацией. Эту ситуацию характеризует переход от однополярного мира к многополярному. Первостепенная роль Российской Федерации в этих условиях неоспорима. С другой стороны, так называемый «коллективный Запад» в значительной степени сам оказался виноват в смене геополитической парадигмы, поскольку в странах евроатлантической цивилизации сегодня идут процессы социокультурной трансформации, детерминирующие изменения в международной расстановке сил [11-13].
Свершающаяся геополитическая трансформация осуществляется в том числе силовыми методами, в которых роль армии оказывается принципиальной, а потому актуализируется необходимость комплексного анализа духовно-мировоззренческих основ военной службы в условиях происходящих изменений, каковые выступают, например, основой воспитательного процесса в педагогике [14, с. 28]. К числу таковых основ относится военная культура. Более того, по нашему убеждению, она выступает стержнем этих основ. В этой связи важно проанализировать, какие изменения происходят в структуре военной культуры, как меняется содержательное наполнение элементов её образующих, или же оно и в этих трансформационных процессах остаётся константным.
Наконец, третье обстоятельство, заставляющее обратиться к культурфилософскому анализу сущности военной культуры, связано с процессами, идущими в современном российском обществе. В целом эти сложные процессы могут быть охарактеризованы как плюрализация и релятивизация общественного сознания [15, с. 5]. Многие социокультурные явления, которые в советское время считались недопустимыми, общественно презираемыми, с 1990-х гг. стали оцениваться как норма, как «новая нормальность» (для того времени). Ценностная трансформация затронула все стороны жизни российского общества. Выходом к процессам демократизации характеризовались и изменения, идущие в армии. Затронули эти процессы и мировоззренческо-идеологические основы военной службы. Бесспорным является факт существенного различия между идеологическими условиями военной службы в советское время и сегодня. Чрезвычайно актуальным представляется анализ тех изменений, которые произошли в понимании сущности военной культуры собственно в военной сфере.
Таким образом, актуальность изучения явления военной культуры в культурфилософии определяется: неопределённостью в философии культуры смыслового наполнения этого концепта;
ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2022. № 4
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
текущей внешнеполитической ситуацией, вызванной противостоянием России и «коллективного Запада»; процессами социокультурного перехода, идущими в современном российском обществе.
Список источников
1. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000. Т. 1. 721 с.
2. Белоконев Г.П. О культуре и культуре преподавания культуры // Aima Mater (Вестник высшей школы). 1999. № 8. С. 15-20.
3. АбрамовА.П. Военная метакультура и её особенности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 6-1 (12). С. 10-13.
4. Бажуков В.И. Антропологический подход к исследованию военной культуры: возможности и пределы // Вопросы культурологии. 2009. № 1. С. 28-32.
5. Горбунова Л.Ю. Составляющие элементы военной культуры // Актуальные проблемы военно-научных исследований. 2019. № 2 (2). С. 395-400.
6. Гребеньков В.Н. Военная культура российского общества : дис. ... д-ра филос. наук. Ставрополь, 2009. 307 с.
7. Ларкин Л.Г. Символика военной культуры в социуме // Вестн. Тамбовского ун-та. Гуманитарные науки. 2014. № 9 (137). С. 27-31.
8. Унру С.А. Военная культура в героических сказаниях народов Сибири и Дальнего Востока // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2021. № 2 (42). С. 111-118.
9. Шабатура Л.Н., Тарасова О.В. К вопросу об изучении военной культуры в современных условиях // Наука, образование, культура : межвуз. сб. науч. ст. Екатеринбург, 2021. С. 335-339.
10. Коротенко А.В. Понятие военной культуры: сущностные характеристики и итоговая дефиниция // Вестн. Поволжской академии гос. службы. 2013. № 6 (39). С. 15-20.
11. Когай Е.А. Проективная философия Н.Ф. Фёдорова и стратегическое планирование // Научное наследие и развитие идей К.Э. Циолковского : материалы 54-х Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. Калуга, 2019. С. 168-171.
12. Ромах О.В. От научного редактора // Аналитика культурологии. 2005. № 2 (4). С. 5.
13. ТарасовА.Н., Брежнев Д.А., Седлецкий Д.С. Трансформация понятия «гендер» в современной культуре // Современные исследования социальных проблем. 2022. Т. 14, № 1-2. С. 14-18.
14. Кретов Д.В. Методические аспекты использования воспитательного потенциала метода взаимного оценивания при обучении студентов вуза иностранным языкам // Риски и уязвимости современной социокультурной трансформации : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Липецк, 2022. С. 28-32.
15. Тарасов А.Н. Социокультурная трансформация как феномен динамики европейской культуры: философский анализ : дис. ... д-ра филос. наук. Курск, 2021. 379 с.
References
1. New philosophical encyclopedia. Moscow: Mysi' Pubi.; 2000;1. 721 p. (In Russ.).
2. Belokonev G.P. On the culture and culture of teaching culture. Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly) = Alma Mater (High School Bulletin). 1999;(8):15-20. (In Russ.).
3. Abramov A.P. Military metaculture and its features. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki = Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Questions of Theory and Practice. 2011;(6-1):10-13. (In Russ.).
4. Bazhukov V.I. Anthropological approach to the study of military culture: possibilities and limits. Voprosy kul'turologii =Issues of Culturology. 2009;(1):28-32. (In Russ.).
5. Gorbunova L.Yu. The constituent elements of military culture. Aktual'nye problemy voenno-nauchnykh issledovanii = Actual Problems ofMilitary Scientific Research. 2019;(2):395-400. (In Russ.).
6. Grebenkov V.N. Military culture of Russian society. Dissertation. Stavropol, 2009. 307 p. (In Russ.).
7. Larkin L.G. Symbolism of military culture in society. Vestn. Tambovskogo un-ta. Gumanitarnye nauki = Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. 2014;(9):27-31. (In Russ.).
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
8. Unru S.A. Military culture in the heroic legends of the peoples of Siberia and the Far East. Yazyki ifol'klor korennykh narodov Sibiri = Languages and Folklore of the Indigenous Peoples of Siberia. 2021;(2):111-118. (In Russ.).
9. Shabatura L.N., Tarasova O.V. To the question of the study of military culture in modern conditions. Science, education, culture. Interuniversity collection of scientific articles. Yekaterinburg, 2021:335-339. (In Russ.).
10. Korotenko A.V. The concept of military culture: essential characteristics and final definition. Vestn. Pov-olzhskoi akademii gos. sluzhby = Bulletin of the Volga Academy of Public Administration. 2013;(6):15-20. (In Russ.).
11. Kogay E.A. Projective philosophy of N.F. Fedorov and strategic planning. Scientific legacy and development of K.E. Tsiolkovsky. Proceedings of 54th scientific readings in memory of K.E. Tsiolkovsky. Kaluga; 2019:168-171. (In Russ.).
12. Romakh O.V. From the scientific editor. Analitika kul'turologii = Analytics of Cultural Studies. 2005;(2):5. (In Russ.).
13. Tarasov A.N., Brezhnev D.A., Sedletsky D.S. Transformation of the concept of "gender" in modern culture.
Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem = Modern Studies of Social Problems. 2022;14(1-2):14-18. (In Russ.).
14. Kretov D.V. Methodical aspects of using the educational potential of the method of mutual evaluation in teaching university students foreign languages. Risks and vulnerabilities of modern socio-cultural transformation. Proceedings of the III All-Russian Scientific and Practical Conference. Lipetsk, 2022:28-32. (In Russ.).
15. Tarasov A.N. Socio-cultural transformation as a phenomenon of European culture dynamics: philosophical analysis. Dissertation. Kursk, 2021. 379 p. (In Russ.).
Информация об авторе
В.Н. Иванов - преподаватель, Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооружённых Сил Российской Федерации»; соискатель, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского.
Information about the author
V.N. Ivanov - Lecturer, Military Educational and Scientific Center of the Ground Forces "Combined Arms Order of Zhukov Academy of the Armed Forces of the Russian Federation "; Applicant, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky.
Статья поступила в редакцию 20.07.2022; одобрена после рецензирования 17.09.2022; принята к публикации 15.12.2022. The article was submitted 20.07.2022; approved after reviewing 17.09.2022; accepted for publication 15.12.2022._