Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ'

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
416
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМОРИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / МЕСТО ПАМЯТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Царина Мария Александровна

Рассматривается понятие «мемориальная память» в исторической ретроспективе современной отечественной историографии. Анализируются главные подходы в определении следующих терминов: «мемориальная память», «место памяти», «историческая память», «социальная память», «коллективная память», «культурная память». Представлен обзор основных направлений отечественной историографии в русле новейших исследований, посвященных проблематике изучения такого явления, как «мемориальная память». Цель работы - на основе изученных материалов дать наиболее полное и чётко выраженное определение такого явления и понятия, как «мемориальная память». Задачи: рассмотреть основные научные работы, посвященные данной проблематике, провести анализ совокупности исследований в области изучения отечественной мемориальной памяти. Раскрыть сущность понятия «мемориальная память» в российской историографии. Методология. В процессе работы над исследованием использовались следующие методы исследования: сравнение, анализ, синтез, обобщение, аналогия. Результаты. Разработка проблемы способствует более глубокому изучению такого явления, как «мемориальная память». Данная работа раскрывает сущность и основные направления в изучении мемориальной памяти в российской историографии и даёт одно из определений этого явления в современной системе гуманитарного знания. Вывод. Сам конструкт «мемориальная память» в действительности практически не встречается в академических трудах. Данное понятие ближе всего соответствует понятию «историческая память», которое наиболее точно отражает общие коллективные представления, где главным смыслообразующим конструктом является «память». Понятие памяти здесь играет ключевую роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF HISTORICAL MEMORY IN THE MODERN SYSTEM OF HUMANITARIAN KNOWLEDGE

This article discusses topical issues regarding the definition of such a concept as “memory studies”. This phenomenon is considered in a historical retrospective of modern Russian historiography. The main approaches to the definition of the following terms are analyzed: “memory studies”, “place of memory”, “historical memoryˮ, “social memory”, “collective memory”, “cultural memory”. This paper provides an overview of the main directions of Russian historiography in line with the latest research devoted to the study of such a phenomenon as “memory studies”. The purpose on the basis of the materials studied, to determine the most complete and clearly expressed definition of such a phenomenon and concept as “memory studies”. Objectives. to consider the main scientific works devoted to this issue, to analyze the totality of research in the field of studying Russian memory studies. To reveal the essence of the concept: “memory studies” in Russian historiography. Methodology. In the process of working on the study, the following research methods were used: comparison, analysis, synthesis, generalization, analogy. Results. The development of this problem contributes to a deeper study of such a phenomenon as “memory studies”. This work reveals the essence and main directions in the study of memory studies in Russian historiography and gives one of the definitions of this phenomenon in the modern system of humanitarian knowledge. Conclusion. The construct “memory studies” itself is practically not found in academic works. This concept is closest to the concept: “historical memory” which most accurately reflects the general collective ideas, where the main meaning-forming construct is “memory”. The concept of memory plays a key role here.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ»

E3N2687-0770 BLЧJЖI^ЮГШGHEREDUCL^Л0]<ALINШГUП0^1S. NOBIH CiUCASUS REGION. SOCIAL SŒNCE 2022. No l

Научная статья УДК 930.2

doi: 10.18522/2687-0770-2022-2-76-84

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Марпя Атексанлровна Царина1,2

" Гуманнтарн о- п е дат огич е с к ая академия (филиал) Крымского федерального университета нм. В.И. Вернадского в г. Ялте, Ялта, Республика Крым. Россия 2 Ялтинский нсторнко -лнтературный музей, Ялта, Республика Крым, Россия mari .tsamia@mail.rLi

Аннотация. Рассматривается понятие «мемориальная память» в исторической ретроспективе современной отечественной историографии. Анализируются главные подходы в определении следующих терминов: «мемориальная память», «место памяти», «историческая память», «социальная память», «коллективная память», «культурная память». Представлен обзор основных направлении отечественной историографии в русле новейших исследовании, посвященных проблематике изучения такого явления, как «мемориальная память».

Цель работы - на основе изученных материалов дать наиболее полное и чётко выраженное определение такого явления и понятия, как «мемориальная память».

Задачи: рассмотреть основные научные работы посвященные данной проблематике, провести анализ совокупности исследовании в области изучения отечественной мемориальной памяти. Раскрыть сущность понятия «мемориальная память» в российской историографии

Методология. В процессе работы над исследованием использовались следующие методы исследования: сравнение, анализ, синтез, обобщение, аналогия.

Результаты. Разработка проблемы способствует более глубокому изучению такого явления, как «мемориальная память». Данная работа раскрывает сущность и основные направления в изучении мемориальной памяти в российской историографии и даёт одно нз определений этого явления в современной системе гуманитарного знания.

Вывод. Сам конструкт «мемориальная память» в действительности практически не встречается в академических трудах. Данное понятие ближе всего соответствует понятию «историческая память», которое наиболее точно отражает общие коллективные представления, где главным смыслообразую-щнм конструктом является «память». Понятие памяти здесь играет ключевую роль.

Ключевые слова-. мемориальная память, историческая память, место памяти, социальная память, культурная память, национальная память

Для цитирования: Царнна MA. Изучение исторической памяти в современной системе гуманитарного знания H Известия вузов. Северо-Кавказский регион Общественные науки. 2022. № 2. С. 76-84.

Статья апубаштаана на условиях тщввии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY4.0). Original article*

THE STUDY OF HISTORICAL MEMORY EV THE MODERA SYSTEM OF HUMANTTARIAN KNOWLEDGE

Maria A. Tsariua1'2

" Humamties ami Education Science Academy (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal Umversity in Yalta, Yalta, Republic of Crimea. Rus si a 2 Yalta Historie and Literature Muséum, Yalta, Republic of Crimea. Russia mari .tsaniia@mail.m

© Царнна MA., 2022

ISSN2687-0770 BULLETIN ОЕHIGHER EDUCAUQtítL INSTITUTIONS. N0E1H CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No l

Abstract. Relevance. This article discusses topical issues regarding the definition of such a concept as "memory studies". Ibis phenomenon is considered in a historical retrospective of modem Russian historiography. The main approaches to the definition of the following terms are analyzed: "memory studies", "place of memory", 'historical memory ', "social memory", "collective memory ', cultural memory". This paper provides an overview of the main directions of Russian historiography in line wilh the latest research dev oted to ihe study of such a phenomenon as memory studies".

The purpose on the basis of ihe materials studied to determine the most complete and clearly expressed definition of such a phenomenon and concept as '"memory studies".

Objectives, to consider ihe mam scientific works devoted to this issue, to analyze the totality of research m the field of studying Russian memory studies. To reveal the essence of the concept: '"memory studies" in Russian historiography.

Methodology. In ihe process of working on the study, ihe following research methods were used: comparison, analysis, synthesis, generalization, analogy.

Results. Ihe development of this problem contributes to a deeper study of such a phenomenon as "memory studies". This work reveals the essence and main directions m the study of memory studies m Russian historiography and gives one of ihe definitions of this phenomenon in the modem system of humanitarian knowledge.

Conclusion. Ihe construct "memory studies" itself is practically not found in academic works. This concept is closest to the concept: "historical memory" which most accurately reflects the general collective ideas, where ihe main meanrng-foiming construct is '"memory". Ihe concept of memory plays a key role here.

Keywords-, memory studies, historical memory, place of memory, social memory, cultural memory, national memory

For citation: Tsarina MA. The Study of Historical Memory in the Modem System of Humanitarian Knowledge. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2022 ;(2): 76-84. (In Russ ).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY4.0).

Введение

Проблема изучения такого явления, как «мемориальная память», стоит на стыке наук н имеет междисциплинарный характер. Термин быт введен М. Хальбваксом в труде «Социальные рамкн памяти». Он обозначал «мемориальную память» как одно из проявлений памяти (коллективной н индивидуальной), имеющей ряд специфических характеристик и свойств. В сущности этот термин - определенная тавтология, так как memory н есть память, воспоминание, запоминание, фиксация. Таким образом, в основе этого термина лежит понятие ((памяти». «Память» есть ядро и сущность этого явления, что тесно связывает его с мнемоникой (системой запоминания). Данное понятие включает в себя и ряд других дефиниции: историческую, культурную, социальную, национальную, коллективную, индивидуальную память н т.д. Из вышесказанного следует, что мемориальная память — это зафиксированный н чётко окрашенный образ в коллективном сознании люден, имеющий ряд характерных специфических свойств. Этот «образ» и картина мира могут иметь не только коллективное представление, но и индивидуальное, однако в его основе обязательно лежит некое общее единое направление, имеющее ярко выраженные черты. Так. например, интерпретация многих исторических событий может быть многогранной н каждая социальная группа, общность, этнос, народ могут иметь своё личное (индивидуальное) н коллективное преломлённое представление о тех нлн иных события прошлого.

^Методология

В качестве источников выступили научные работы, посвященные данной проблематике, и прочие совокупности исследований в области изучения отечественной мемориальной памяти. Методологическим основанием данной работы явились принципы объективности, историзма, системности, которые помогли нам определить основные направления отечественной историографии в изучении такого явления, как «мемориальная память». Сравнительно-исторический и системный методы позволили установить наиболее подходящее определение термину «мемориальная память». В свою очередь, анализ, синтез, обобщение и аналогия ведущих научных

ISSN2687-0770 BULLETIN OFmtHER EDUCATIONAL ШХПППХШ. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No. 2

работ по изучаемой теме способствовали более глубокому пониманию сущности данной проблематики.

Результаты п hi обсуждение

Изучением «памяти» занимались многие учёные и исследователи. Непосредственное влияние на становление н развитие мемориальной (исторической) памяти (historical memory studies) оказали французская социологическая школа и третье поколение школы «Анналов». Ведущими зарубежными учеными, изучающими «феномен памяти», являются М. Хальбвакс, Ф. Иейтс, А. Ассман, Я. Ассман, П. Нора, А. Мешллн, П. Хаггон, Жак Ле Гофф, Д. Лоуэнталь, Г. Люббе, И. Рюзен, П. Рнкёр, П. Бергер, Б. Гене и др.

В современной исторической науке всё чаще говорят о «мемориальном уклоне» в научной среде н таком явлении, как «memory studies». На сегодняшний день это одна из актуальных проблем методологии истории в контексте междисциплинарных связен. Некоторые исследователи видят «мемориальный уклон» в исторической науке [1, с. 135].

Изучением мемориальной памяти в России занимаются многие ученые. Эта область научных исследований носит междисциплинарный характер, что обусловливает привлечение специалистов из разных сфер деятельности. Это - историки, философы, психологи, культурологи, социологи, этнологи н другие специалисты гуманитарных дисциплин [2].

В целом отношение многих отечественных исследователей к термину «мемориальная память» крайне разнообразно и противоречиво, а само определение часто трактуется очень неясно и туманно. Так, например, понятия: «мемориальная память», «историческая память», «место памяти», являются взаимозаменяемыми и нередко используются для обозначения одного и того же.

Другие высказывают мнение, что термин «мемориальная память» имеет более многостороннюю и не совсем однозначную трактовку, но точного определения понятия пока нет. До снх пор ученые не пришли к единому мнению. Поэтому необходим ретроспективный анализ «мемориальной памяти» в отечественной историографии. Для этого нам следует рассмотреть и проанализировать ведущие исследования в данной области для обозначения нх роли в российской историографии.

Мемориальная память в работах Ilivi. Савельевой рассматривается не просто как актуальная современная концепция, а как некий «образный конструкт», во многом не соответствующий нынешним критериям научности. В своей основе он имеет определяющее слово «память» и непосредственно дополняющие его смысловые слова (категории): коллективная, социальная, историческая, мемориальная, культурная, национальная. этническая память, место памяти и др. Применение этого образного конструкта требует более детальных уточнений и чётко зафиксированных критериев [3, с. 246—255].

О.Б. Леонтьева выводит главную тенденция в развитии современных гуманитарных дисциплин. По её мнению, сегодня в исторической методологии происходит переход от изучения истории обществ к изучению смыслов, н памяти в том числе. Таким образом, изучаются не просто исторические факты, а их интерпретация в коллективном сознании общества (социума) и иных этнических групп. Огромное значение в трактовке и интерпретации тех или иных событий прошлого приобретает коллективная (историческая) память. Она становится объектом пристального изучения современных исследователей.

Также О.Б. Леонтьева приводит положительные функции «исторической памяти»: информативная, идентификационная, познавательная и аксиологическая. Они дают обществу ощущение общего прошлого и формируют прочную коллективную идентичность [4].

Автор анализирует образы исторической реальности. Притягательность изучения «исторической памяти» обусловлена наличием в коллективном сознании определенных устойчивых «образов». Осмысление образов исторической реальности ведет к пониманию широкомасштабных социокультурных перемен, в том числе и тех, в которые включены мы сами [5].

Л.П. Репина же в своих исследованиях рассматривает проблему «памяти» в междисциплинарном аспекте. Анализирует различные трактовки феномена исторической памяти в области философии, культурологии, психологии и фнлологнн. По ее мнению, неприемлемо отождествлять и ставить знак равенства между такими понятиями, как «история» и «память», но и не сто-

TSSN2687-0770 BULLETIN ОГHIGHER ED UCAHOXAL INSTITUTTONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No.2

нт абсолютизировать их различия. Автор предлагает делать комплексный анализ при решении вопросов, касающихся «образов прошлого», и полученный результат соотносить с уже ранее выявленными результатами. Следует учитывать важную деталь для более полного понимания различий между двумя понятиями, о которых шла речь вьппе. Так, если история требует доказательств, то память больше всего оперирует эмоцнямн и чувствами [б]. Л. П. Репина рассматривает «историческую (мемориальную) память» через призму дихотомии индивидуального и коллективного. Именно историческая концептуализация памяти ориентирована на преодоление противопоставлений индивидуального и социального [7]

В работах Т. И. Снегирёвой «историческая память» несёт в себе аксиологические характеристики. Однако она не только выступает в роли защитника общественной памяти, но и имеет практическое значение. Так, на основе изучения памятников истории происходит новое осмысление и модернизирование многих объектов культуры. Историческая память призвана охранять историко-культурное наследие государства она помогает народу, нации и иным этническим группам сохранить свои традиции н идентичность, демонстрирует уникальное н особенное место России в общем цнвилнзацнонном прогрессе. «Историческая память» является определенным наднациональным и объединяющим элементом в сознании людей в идеологическом аспекте, где те нлн иные события прошлого трактуются в едином ключе [8].

Т.И. Снегирева также рассматривает н региональные аспекты в исторической памяти России. В её работах обращение к исторической памяти как наиболее активной вертикали общественного сознания происходит довольно часто. Историческая память является одним из аспектов общественного сознания н. несомненно, на локально-исторических уровнях культурный регионализм выступает не только как форма сохранения духовной жизни народа, но н как философское осознание его возрождения и движения. Здесь стоит отметить, что ни в коей мере нельзя игнорировать историческую память народа, поскольку в памяти находится уникальный этнокультурный и этноконфесснональный опыт развития России, и не учитывать этот фактор опасно, так как это может привести к очередным трагедиям. Ко всему вышесказанному следует добавить, что историческая память во многом объединяющая ценностная вертикаль и представляет собой источник нравственных н моральных основ общества [9].

H.A. Гулевская, А.Н. Гулевскнй и Д.В. Чайченко рассматривают историческую память как фактор формирования идентичности индивида. По нх мнению, историческая память детерминирует содержание, механизмы, формы идентичности человека, в том числе культурно-правовую идентичность, играет важнейшую рать в процессе самонденгнфнкацнн личности, благодаря чему индивид сохраняет свою культурно-правовую идентичность [10].

В работах П. Н. Светлова и В . А. Федотова историческая память тесно связана с народными традициями, которые становятся ее определенными формами. Традиции демонстрируют образ мысли того нлн иного народа нлн этнической группы, его мировоззрение, быт и смыслы, которыми он оперирует. У традиций, таким образом, есть особая функция - сохранение системы связей настоящего с прошлым и непосредственная передача социального опыта новому поколению [11].

Н. А. Снннцнна также относит традиции к формам исторической памяти. Она внднг связь между идеологией и памятью. Так, в контекст исторической памяти входят некоторые идеологические аспекты, которые могут приводить к нежетательным манипуляциям историческим сознанием общества. Дабы избежать этого, следует наиболее точно применять термин исторической памяти в современном дискурсе [12].

Р. А. Батомункуева связывает с исторической памятью процессы социальной самоорганизации, где память играет не последнюю роль в формировании соцнальньгх страт. Автор призывает к объективизации исторической памяти и ликвидации элементов субъективных идеологии для более глубокого понимания роли памяти в организации общества По мнению исследователя. объективность н не ангажированность исторической памяти - необходимые условия для основательного изучении прошлого всего общества [13].

В. А. Климов же историческую память позиционирует как фактор социализации индивида, где социализация - это усвоение личностью социальных норм и правил, а также культурньгх ценностей общества. В этом случае историческая память играет роль причины и движущей сн-

ISSN2687-0770 ВЦШЛТХ0ЕтСНЕКШиСАП0ХАЕ1ХШГЬ110Ж.№КтСАи<ЖЪЪ№С10К 2022. Хо.2

лы процесса социализации. Таким образом, значение исторической памяти в жизни населения существенно возрастает [14].

Культурное наследие как фактор исторической памяти рассматривается в работе н Л.В. Кошман. Большое внимание уделено проблеме сохранения культурного наследия в историческом аспекте [15].

Сравнительный анализ содержания концептов «историческая память» и «культурная память» проводит Т.Э. Рагозина. Историческая память рассматривается как политически ангажированное (идеологическое) отражение социальной действительности, а культурная - выступает в роли объективного механизма воспроизводства социокультурного целого [16].

Е. А. Бегунова также проводит сравнительный анализ терминов «культурная память» и «историческая память» в зарубежной н отечественной гуманнтарнстнке [17].

Следует отметить, что термины «историческая память» и «культурная память» во многих современных отечественных работах являются тождественными и практически заменяют друг друга. По мнению автора, это связано с тем, что российские исследователи сравнительно недавно занялись изучением проблем памяти в контексте гуманитарных дисциплин. В зарубежной историографии изучением памяти занимались, начиная с М. Хальбвакса. многие ученые и разнообразные научные сообщества, французская социологическая школа и школа анналов. Под их влиянием разрабатывался и сложился весь терминологический аппарат, н в дальнейшем были сформированы целые научные школы по изучению «коллективной памяти». В представлениях зарубежных исследователей «историческая память» и «культурная память» тесно взаимосвязаны. Стоит подчеркнуть, что культурная память в отличие от исторической является не просто общим коллективным воспоминанием общества, а скорее смыслообразующнм конструктом отдельной нации, этноса. Культурная память обладает сложной мифологической, нр-рацнонально-эмоцнональной и символической составляющей. Историческая память создается н формируется исследовательскими профессиональными сообществами и существует прежде всего в институциональных формах [17].

В »следовании В. Н. Шевелева историческая память играет роль ресурса российской модернизации. Автор рассматривает их взаимосвязь. Так, если историческая память способна выступать ресурсом мобилизации, то будет ли она выступать ресурсом нлн препятствием модернизации. зависит от государственной политики [18].

A.B. Кострнна сопоставляет и сравнивает «историческую память» и «политику исторической памяти». Ею рассматриваются процессы трансформации исторической памяти, сопряженные с политической конъюнктурой. Историческая память формируется не только политикой государства, но и коллективными представлениями общества [19]. По мнению В.В. Фёдорова, «гарантия существования государства — это сохранение исторической памяти» [20].

В работе В. М. Грусмана рассматриваются институциональные аспекты формирования исторической памяти общества. Автор подвергает анализу структурные составляющие исторической памяти. По его мнению, историческая память включает в себя социокультурный опыт, который обеспечивает функционирование общества как целостной, автономной социальной системы. Историческая память позволяет социальным группам осознать собственное место в истории человечества и по достоинству оценить значимость своей культуры [21].

Стоит отметить и работу В. А. Сосннна, где автор раскрывает влияние и роль средств массовой информации и системы образования в смыслообразующей функции исторической памяти в современной России. Историческая память помогает сформировать у молодежи целостное историческое сознание, которое, в свою очередь, является важнейшим условием самондентифн-капнн личности и интеграции её в общественную жизнь [22].

Т.И. Скоробогатова находит точки соприкосновения между «исторической памятью» и фразеологией. По ее мнению, при определении фразеологических единиц как единиц исторической памяти «память» следует понимать как совокупность «образов» [23].

В контексте исторической памяти отдельные материалы посвящены изучению Второй мировой войны [24. 25].

И. Е. Козновой рассматривается историческая память и основные современные тенденции и направления в её изучении. Так. в понимании автора «историческая намять» используется при

2687-0770 ВЦЦЖПКОРНКЖИ ЕЛиСШО^Ш ИБПШШШ. ЯЖШ САЦСАЯ1ХВЕ(Зт. ЗООАЬБСШЮК 2022.

описании специфики массового сознания. Коллективная историческая память, в свою очередь, является результатом некоторого компромисса между обществом и властью [26].

По мнению А. Н. Нестеренко, историческая память - это одни из модусов культурной памяти. чья функпня состоит в создании идеального образа прошлого [27].

Проблемы трансформации исторической памяти в современной России проанализированы В. В. Лыковой. Автор концептуализирует различия между понятиями «историческая память» и «социальная память». Велика опасность темпорального растворения личности и потери идентичности прн отсутствии понимания особенностей и механизма работы такого концептуального явления, как «историческая память». По мнению В. В. Лыковой, историческая память тесно связана с идеологизацией, рационализацией и политизацией исторических процессов. Таким образом, во многом именно коллективные представления определяют исторический выбор и в период изменений и трансформации общества [28].

Следует отметить материал П. Г. Рогозного, посвященный работе международного коллоквиума «Историческая память и общество в Российской империи и Советском Союзе (конец XIX - начало XX в.)», состоявшегося 25—28 нюня 2007 г. в г. Санкт-Петербурге. На секциях рассматривались актуальные вопросы, непосредственно связанные с понятием «коллективной памяти», обсуждались проблемы вокруг концепции исторической памяти. Отечественные и зарубежные исследователи активно анализировали и разбирали соотношение таких понятий, как «коллективная память», «социальная память», «историческая память», «культурная память». По мнению некоторых докладчиков, историческая память в одном случае может выступать в роли значимого ресурса политической мобилизации, а в другом - может служить основой легитимации политической идентичности. В докладах наблюдается неоспоримая связь коллективной (исторической) памяти с процессами формирования национальной, этнической и конфессиональной ндентнчностей [29].

Завершить историографический обзор концепции «исторической памяти» следует работой Т. Г. Шумкиной. В ней автор акцентирует внимание на отсутствии единого определен™ таких понятии, как «историческая память», «культурная память», «социальная память». Прн этом исследователи по-разному трактуют их соотношение между собой и с понятием «историческая память» [30].

Выводы

Проанализировав основные работы отечественных исследователей в области изучения проблемы мемориальной «памяти», мы пришли к выводу, что термин «мемориальная память» практически не встречается в научных (академических) исследованиях ведущих отечественных специалистов. Нет и единого мнения, касательно его точного определения.

В научной среде встречаются эквнватентаые понятия: историческая память, коллективная память, социальная память, национальная память, этническая память, память человечества, память мира. Само понятие «мемориальная память» ближе всего соответствует определению «историческая память», которое наиболее точно отражает общие коллективные представления, где главным смыслообразующнм конструктом является «память». Понятие памяти здесь играет ключевую роль.

В понимании одних учёных, мемориальная (историческая) память — определенный конструкт коллективной памяти, навязанный образ, не имеющий достаточных объективных оснований для его использования в научной среде. Однако, с другой стороны, отрицать такое явление, как «мемориальная (историческая) память», невозможно. Мемориальная (историческая) память выступает как продукт коллективного сознания н во многом помогает людям или определенной социальной группе сохранить свои общие представления (идентичность), которые, в свою очередь, отражаются на материальном уровне в виде культуры и традиций, а на менгать-ном — в виде устойчивых коллективных архетипов.

Таким образом, наиболее убеднтетьно применять термин «коллективная память». В нашем понимании - это общие коллективные представления, имеющие чётко выраженное отношение и направленность в построении определенного «образного конструкта», который обеспечивает устойчивые представления, основанные на общих воспоминаниях люден и образах прошлого.

ISSN2687-0770 ВЦ11ШШС&ШСШКШиСАПОШЕШттЮ1&ЯПКШСАиСАЗи5Ш<аСМ.ЯСХЖБаЕ2№ 2022. No. 2

Сппсок источников

1. Леонтьева О. Б. Многолжкостъ исторической памяти {рецензия на сборник научных статей «Историческая память и диалог культур») //Вестн. Самарского муниципального нн-та управления. 2013. № 2 (25) С 134—141.

2. Ашетишна А В. Понятие «историческая память» и ее значение в современном российском обществе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, фнлософня: история : материалы ХХХУШ Междунар. науч.-пракг. конф. Новосибирск: СибАК, 2014. № 6 (38). С. 11-15.

3. Савельева И. iМ Концепция «исторической памяти»: истоки н итоги И Историческая память н общество в Российской нмпернн н Советском Союзе (конец XIX - начало XX века). 2007. С. 246-255.

4. Леонтьева О. Б. Мемориальный поворот в исторической науке н вузовском преподавании // Учитель истории в социокультурном пространстве Евразии в конце XX - начале XXI в. : материалы Всерос. науч.-пракг. конф. 2016. С. 309-315.

5. Леонтьева О. Б. Образы исторической реальности в современной отечественной историографии // Историческая экспертиза. 2015. № 2. С. 4—19.

6. Репина Л. П. События н образы прошлого в исторической н культурной памяти // Новое прошлое / The New Past. 2016. № 1. С. 82-93.

7. Репина Л. П. Феномен памяти в современном гуманитарном знании // Ученые запнскн Казанского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 153, № 3. С. 191-201.

8. Снегирева Т. И. Сохраним памятники - сохраним историческую память // Россия н современный мир 2000. № 1 (26). С. 48-54.

9. Снегирева Т. И. Историческая память России: региональный аспект //Россия н современный мир. 2002. № 3 (36). С. 138-145.

10. Тулевская Н. А., Гулевсшй А. Н., Чайченко Д. В. Историческая память как фактор формирования идентичности // Философия права. 2019. № 2 (89). С. 137-145.

11. Светлов П. Н., Федотов В. А. Традиции как форма исторической памяти .■'.■' Вести. Чувашского унта 2007. Иг 1. С. 77-82.

12. Син1щина Н. А. Историческая память как социальный регулятнв // Вестн. Ставропольского гос. ун-та 2007. № 53. С. 191-196

13. Бато.щнкуева Р. А. Роль исторической памяти в процессах социальной самоорганизации // Россия и современный мнр. 2004. № 1 (42). С. 134-140

14. Климов В. А. Историческая память как фактор социализации (генеалогический аспект) // Изв. Саратовского ун-та. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2007. Т. 1, № 1. С. 8-13.

15. Кошман Л. В. Культурное наследие как фактор исторической памяти //Вестн. Московского ун-та. Серия 8 : История. 2011 № 5. С. 7-15.

16. Рагозина Т. Э. Культурная память versus историческая память // Наука. Искусство. Культура. 20173 (15). С. 12-21

17. БегуноеаЕ. А. Некоторые аспекты сравнительного анализа понятий «культурная память» н «историческая память» в зарубежной н отечественной гуманнтарнстнке П Вестн. Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств. 2019. № 48. С. 50-55.

18. Шевелев В. Н. Историческая память как ресурс российской модернизации i i Социально-гуманитарные знания. 2011. № 7. С. 47-52.

19. Кострика А В. Историческая память н политика исторической памяти: к вопросу о соотношении понятий // 100-леше великой русской революции: сб. материалов всерос. науч-пракг. конф. 2018. С. 113—115.

20. Фёдоров В. В. Гарантия существования государства - сохранение исторической памяти // Государственная служба. 2009 № 2 (58). С. 92-^7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Трус.ман В. М. Музей как институт формирования исторической памяти // Изв. Российского гос. пед. ун-та им А И Герцена. 2007 Т 8, № 35. С. 92-99

22. Соснин В. А. Роль средств массовой информации и системы образования в воспитании исторической памяти в современной России// Психологическийжурн. 2009. Т. 30, № 4. С. 102-105.

23. Скоробогатова Т. И. Историческая память н фразеология: точки соприкосновения И Вестн. Пятигорского гос. лингвистического ун-та. 2008. № 2. С. 141-144.

ISSN2687-0770 BULLETIN OF HIGHER ED UCAHQNAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No. 2

24. Сенявский А. С., Сенявская E. С. Вторая мировая воина в исторической памяти России и запада U Уральский исторический вестн. 2009. № 3 (24). С. 27-35.

25. Шендрикова С. П. Николай Андреевич Барышев - руководитель подпольной группы «Сокол» в годы фашистской оккупации в Крыму И BLii плямн» в icropií Украшн: до б5-р1ччя перемош над фашизмом : MaTepiarcH ВсеукрашськоТ наук. конф. студеитш та молодих вченнх (12 травня 2010 р.). Лугаиськ. 2010. С. 52-54.

26. Козлова И. Е. Историческая память и основные тенденции ее изучения И Социология власти: 2003. №1С 23-34

27. Нестеренхо А. Н. Историческая память и современность i i Вести. Российской академии наук. 2012. Т. 82= № 3. С. 284—288.

28. Лыкова В. В. Историческая память в современной России: проблемы трансформации // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. 2007. № 1-2 (3—4). С. 176-182.

29. Рогозный П. Г. Международный коллоквиум «Историческая память н общество в Российской империи и Советском Союзе (конец XIX - начало XX в.)» i i Отечественная история. 2008. № 2. С. 211-212.

30. Шумкина Т. Г. Проблема исторической памяти в современной российской историографии (по материалам сборника научных трудов (¿История н историческая память») И Вопросы всеобщей истории. 2014. № 16 С. 282-293.

Re fe relices

1. Leontieva О. В. The diversity of ¡historical memory [review of the collection of scientific articles Historical memory and dialogue of cultures"). Vest». Samarskogo munitsipal'nogo in-ta upravleniya = Bulletin of the Samara Municipal Institute of Management. 2013;(2): 134-141 (In Russ.).

2. Akhmelshina A. V. The concept of "historical memory" and its significance in modem Russian society. Actual problems of social sciences: sociology, political science, philosophy, history. Collection of articles. Proceedings afXXXVm int. scientific-practical conference. Novosibirsk: SihAKPubl.; 2014:(<5):11-15. (In Russ.)

3. Savelyeva I. M. The concept of "historical memory": sources and results. Historical memory and society' in the Russian Empire and the Soviet Union (late 19th - early 20th century). 2007:246-255. [In Russ ).

4. Leontieva О. B. Memorial turn in historical science and university teaching. History teacher in the socio cal-tura I space of Eurasia at the end of the 20th - beginning of the 21st century. Proceedings of the All-Russian Scientific-Practical Conference 2016:309-315 (In Russ).

5. Leontieva О. B. Images of historical reality in modem Russian historiography. Istoricheskaya ekspertiia = Historical Expertise. 2015;(2):4-19. (In Russ.)

6. Repina L. P. Events and images of the past in historical and cultural memory. Novoye proshloye / The New Past. 2016;{l):82-99. [In Russ ).

7. Repina L. P. The phenomenon of memory in modem humanitarian knowledge. Uchenye zapiski Kazan University. Seriya: Gumanitarnye miiki = Proceedings of Kazan University. Humanities Series. 2011; 153(3): 191-201. (In Russ.).

8. Snegireva Т. I. Preserve monuments - preserve historical memory. Rossiya i sovremennyi mir = Russia and the Contemporary World 2000;(1) 48-54 (In Russ )

9. Snegireva Т. I The historical memory of Russia: regional aspect. Rossiya i sovremennyi mir = Russia and the Contemporary World 2002;(3): 138-145. (In Russ ).

10. Gulevskaya N. A: Gulevsky A. N., Chaychenko D. V. Historical memory as a ftctor in the formation of identity. Filosofiya prava = Philosophy of Law. 2019;(2):137-145. [In Russ).

11. SvetlovP. N.. Fedotov V. A. Traditions as a fomi of historical memory. Vestn. Chuvashskogo un-ta = Bulletin of the Chuvash University 2007;(1): 77-82 (In Russ).

12. Sinitsina N. A. Historical memory as a social regulatory. Vestn. Stavropol'skogo gos. un-ta = Bulletin of the Stavropol State University. 2007;(53): 191-196 (In Russ ).

13. Batomuhkueva К A The role of historical memory in the processes of social self-organization. Rossiya i sovremennyi mir = Russia and the Contemporary World 2004;(1): 134-140. [In Russ.).

14. Klimov V. A. Historical memory as a factor of socialization (genealogical aspect). Izv. Saratovskogo un-ta. Novaya seriya. Seriya: Sotsiologtya. Politologiya = Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology. 2007;7(1):8-13 (In Russ ).

TSSN2687-0770 BUILEJIN OF HIGHER ED UCAHQKAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No. 2

15. Koshman L. V. Cultural heritage as a factor in historical memory. Vestn. Moskovskogo un-ta. Seriya 8:Is-toriya = Moscow University Bulletin. Series 8: History. 2011;(5):7-15. [In Russ.).

16. Ragozma Т. E. Cultural memory versus historical memory. Naukn. Iskusstvo. Kitl'htra — Science. Art. Culture. 2017;(3): 12-21. (InRuss.).

17. Begunova E. A. Some aspects of the comparative analysis of the concepts of "cultural memory" and "historical memory" in foreign and domestic humanitarian studies. Vestn. Kemerovskogo gos. un-ta kul'tury i iskusstv = Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2019;(48):50-55. (In Russ.).

IS. Shevelev V. N. Historical memory as a resource of Russian modernization. Sotsial'no-gumanitarnye znani-ya = Socio-humanitarian Ktiowledge. 2011;(7) 47-52. (In Russ ).

19. Kostrina A V. Historical memory and the politics of historical memory: on the question of the correlation of concepts. 100th anniversary of the great Russian revolution. Collection of proceedings from all-Russian scientific and practical conferences. 2018:113-115. [In Russ.).

20. Fedorov V. V. Guarantee of the existence, of the state - preservation of historical memory. Gosudarstvenna-yasluzhba = State Service. 2009;(2):92-97. (InRnss.)

21. Grusman V. M. Museum as an Institute for the Formation of Historical Memory. Izv. Rossiiskogo gos.ped. unta im. A. I. Gertsena =Izvestia: Herzen University Journal of Humanities Л Sciences. 2007;8(35):92-99. [In Russ).

22. Sosnin V. A. The role of the media and the educational system in the upbringing of historical memory in modem Russia. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological Journal. 2009 ;30(4): 102-105. (In Russ ).

23. Skorobogatova Т. I. Historical memory and phraseology: points of contact. Vestn. Pyatigorskogo gos. lingvisticheskogo un-ta = Pyatigorsk State University Bulletin. 2008;(2):14I-144. (InRuss.).

24. Senyavsky A S., Senyavskaya E. S. World War П in the historical memory of Russia and die West. Ural'skii istorichesM vestn. = Ural Historical Journal 2009;(3):27-35 (InRuss).

25. Sliendrikova S. P. Nikolay .Andieevich Baiyshev - head of die Sokol underground group during the years of fascist occupation in Crimea. White in Ukraine: Ъфге the 65th breakthrough over fascism. Proceedings of die All-Ukrainian Scientific Conference of Students and Young Students [May 12= 2010). Lugansk. 2010:52-54. (InRuss.).

26. Koznova I. E. Historical memory and the maiti trends of its study. Sotsiologiva vlasti = Sociology of Power 2003 ;(2) 23-34 (InRuss).

27. Nesterenko A. N. Historical memory and modernity. Vestn. Rossiiskoi akademii шик = Herald of the Russian Academy of Sciences. 2012;32(3):2S4-2SS. [InRnss.)

28. Lykova V. V. Historical memory in modem Russia: problems of transformation. Uchenye zapiski = Scientific Notes: The Online Academic Journal of Kursk State University. 2007 ;(1-2) 176-182. (In Russ).

29. Rogozny P. G. International colloquium "Historical memory and society in die Russian Empire and the Soviet Union (late 19di - early 20th century)'1. Otechestvennaya istoriya = Russian History 2008;(2):211-212 [In Russ.)

30. Shumkina T. G. The problem of historical memory in modem Russian historiography (based on materials fiom the collection of scientific works "History and historical memory7'). Vopros}' vseobshchei istorii = Issues of World History. 2014;( 16) 282-293 (In Russ).

Информация об авторе

M. А. Царит - магистр истории, младший научный сотрудник отдела истории, Ялтинский историко-литературный музей; аспирант кафедры истории и фиюсофии, Гуманитарно-педагогическая академия.

Infonnarion about the author

M. A. Tsarina - Master of History, Junior Researcher of the Department of History, Yalta Historic and Literature Museum, Post-Graduate Student of the Department of History and Philosophy, Humanities and Education Science Academy.

Стагм поступила в редакцию 15.12.2021; одобрена после рецензирования 54.03.20(22; принята к пу&шкатгаи 22.06.2022. ТЪе article was submitted 15.12.2021; approved after reviewing 04.03.2022; accepted for publication 22.06.2022._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.