Научная статья на тему 'Принципы социального управления как фактор минимизации политических рисков в принятии решений'

Принципы социального управления как фактор минимизации политических рисков в принятии решений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / культура / принцип / власть / развитие / политические риски / диалектическая парадигма / state / culture / principle / power / development / political risks / dialectical paradigm

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Панеш Каплан Мугдинович

В исследовании сделаны выводы из анализа политических рисков государственной власти на современном этапе развития России. Анализируются социально-политические принципы управления, которые связаны и взаимодействуют с группой организационно-технологических механизмов принятия политических, являющихся неотъемлемыми элементами их общей системы государственного управления. Организационно-технологические механизмы отражают те закономерности социального управления, которые связаны с реализацией его организационно-технических функций и минимизации политических рисков. Они играют важную роль в создании основы для формирования управленческих отношений, определяя по существу распределение властных полномочий, степень централизации власти управляющих и степень реальной самостоятельности управляемых. Нарушение этих принципов приводит к политическим рискам: неоправданному дроблению функции органов управления, нарушению баланса прав и ответственности управляющих, повышенной требовательности к управляемым и необоснованностью принимаемых решений. Раскрываются особенности кадровой политики после выборов Президента России. Вносятся предложения о механизмах социального управления, основанного на принципах социальной справедливости, а также использования имеющегося потенциала основанного на принципах принятия решения и его обоснование в контексте политических рисков. Обосновывается связь между общей картиной мира, существующей в культуре и способом отношения к категории власти в общественном сознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of Social Management as a Factor in Minimizing Political Risks in Decision Making

The study draws conclusions from the analysis of the political risks of state power at the present stage of Russia’s development. The socio-political principles of management are analyzed, which are connected and interact with a group of organizational and technological mechanisms of political decision-making, which are integral elements of their common system of public administration. Organizational and technological mechanisms reflect the patterns of social management that are associated with the implementation of its organizational and technical functions and the minimization of political risks. They play an important role in creating the basis for the formation of managerial relations, determining essentially the distribution of power, the degree of centralization of the power of managers and the degree of real independence of the governed. Violation of these principles leads to political risks: unjustified fragmentation of the functions of management bodies, violation of the balance of rights and responsibilities of managers, increased demands on the managed and the unreasonableness of decisions. The peculiarities of personnel policy after the presidential elections of Russia are revealed. Proposals are made on mechanisms of social management based on the principles of social justice, as well as the use of existing potential based on the principles of decision-making and its justification in the context of political risks. The connection between the general picture of the world existing in culture and the way of attitude to the category of power in the public consciousness is substantiated.

Текст научной работы на тему «Принципы социального управления как фактор минимизации политических рисков в принятии решений»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

POLITICAL INSTITUTIONS, PROCESSES AND TECHNOLOGIES

5.5.2 Политические институты, процессы и технологии

(политические науки)

Political Institutions, Processes and Technologies

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-78-82 УДК: 323.39 ГРНТИ: 11.01 EDN: ORUJVC

Принципы социального управления

как фактор минимизации политических рисков

в принятии решений

К.М. Панеш ©

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

Е-таН; [email protected]

Аннотация. В исследовании сделаны выводы из анализа политических рисков государственной власти на современном этапе развития России. Анализируются социально-политические принципы управления, которые связаны и взаимодействуют с группой организационно-технологических механизмов принятия политических, являющихся неотъемлемыми элементами их общей системы государственного управления. Организационно-технологические механизмы отражают те закономерности социального управления, которые связаны с реализацией его организационно-технических функций и минимизации политических рисков. Они играют важную роль в создании основы для формирования управленческих отношений, определяя по существу распределение властных полномочий, степень централизации власти управляющих и степень реальной самостоятельности управляемых. Нарушение этих принципов приводит к политическим рискам: неоправданному дроблению функции органов управления, нарушению баланса прав и ответственности управляющих, повышенной требовательности к управляемым и необоснованностью принимаемых решений. Раскрываются особенности кадровой политики после выборов Президента России. Вносятся предложения о механизмах социального управления, основанного на принципах социальной справедливости, а также использования имеющегося потенциала основанного на принципах принятия решения и его обоснование в контексте политических рисков. Обосновывается связь между общей картиной мира, существующей в культуре и способом отношения к категории власти в общественном сознании.

Ключевые слова: государство, культура, принцип, власть, развитие, политические риски, диалектическая парадигма Благодарности. Статья финансируется АНО ВО «Университет мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского».

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ; Панеш К.М. Принципы социального управления как фактор минимизации политических рисков в принятии решений // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 4. С. 78-82. DOI: 10.33693/2223-00922024-14-4-78-82. EDN: ОШ-МС

ч_/

Панеш К.М.

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-78-82

Principles of Social Management as a Factor in Minimizing Political Risks in Decision Making

K.M. Panesh ©

State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. The study draws conclusions from the analysis of the political risks of state power at the present stage of Russia's development. The socio-political principles of management are analyzed, which are connected and interact with a group of organizational and technological mechanisms of political decision-making, which are integral elements of their common system of public administration. Organizational and technological mechanisms reflect the patterns of social management that are associated with the implementation of its organizational and technical functions and the minimization of political risks. They play an important role in creating the basis for the formation of managerial relations, determining essentially the distribution of power, the degree of centralization of the power of managers and the degree of real independence of the governed. Violation of these principles leads to political risks: unjustified fragmentation of the functions of management bodies, violation of the balance of rights and responsibilities of managers, increased demands on the managed and the unreasonableness of decisions. The peculiarities of personnel policy after the presidential elections of Russia are revealed. Proposals are made on mechanisms of social management based on the principles of social justice, as well as the use of existing potential based on the principles of decision-making and its justification in the context of political risks. The connection between the general picture of the world existing in culture and the way of attitude to the category of power in the public consciousness is substantiated.

Key words: state, culture, principle, power, development, political risks, dialectical paradigm Acknowledgments. The article finance of Zhirinovsky University of World Civilizations.

FOR CITATION: Panesh K.M. Principles of Social Management as a Factor in Minimizing Political Risks in Decision Making. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 4. Pp. 78-82. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-78-82. EDN: ORUJVC

V-

ВВЕДЕНИЕ

Анализ принципов социального управления неразрывно связан с анализом политических решений как фактор развития рисков и закономерностей развития социальных систем в человеческой цивилизации. Происходящие в настоящее время процессы преодоления догматизма и восстановления творческого потенциала общественных наук дают богатый опыт для переосмысления принципов социального управления. Все политические решения тесно взаимосвязаны, внутренне противоречивы и нуждаются в глубокой теоретической проработке. В силу этого рассмотрение принципов социального управления в настоящее время возможно лишь в достаточно гипотетической форме, соответствующей уровню теоретической разработанности каждой из названных проблем.

Философия утверждает, что объективные законы развития общества познаваемы и люди, руководствуясь ими, могут поставить их себе на службу государственного управления, не имея базовых знаний о механизмах принятия государственных решений обусловленных политическими рисками [1; 2; 10]. Познание закономерностей повышает научную обоснован-

ность управления, делает субъективную деятельность людей осмысленной и продуктивной, способствующей реализации объективных потребностей общественного развития с минимизацией политических рисков. Свобода человека заключается не в игнорировании исторической закономерности, а в приведении сознательной деятельности людей в соответствие с данной закономерностью принятия решения. Научно обоснованное управление социальными процессами решает эту задачу.

Таково положение дел определяется идеальным развитием общественных отношений, когда собственность принадлежит трудящимся, она обобществлена, т.е. трудящиеся имеют возможность ее использовать, ею распоряжаться, справедливо распределять полученные результаты в виде социальных благ. Проблема сочетания интересов упирается, таким образом, в методы планирования, соотношение централизма и экономической самостоятельности. Если экономическая самостоятельность подменяется централизмом, значит цели управляющих и управляемых не совпадают что ведет к возникновению политических рисков при социальном управлении. В этих условиях так называемые «общие» цели становятся безразличны

Т. 14. № 4. 2024

Социально-политические науки

79

управляемым, отчужденным от фактического владения собственностью, выступающим лишь в качестве ее пользователей, выполняющих предписания сверху. Функции самоуправления практически исчезают вместе с изъятием права распоряжаться средствами производства и продуктами труда.

Цель исследования - рассмотреть принципы социального управления как фактор минимизации политических рисков в принятии решений.

Задачами исследования являются:

• провести анализ политических рисков государственной власти на современном этапе развития России;

• раскрыть особенности кадровой политики после выборов президента России;

• внести предложения о механизмах социального управления, основанного на принципах социальной справедливости, в том числе в контексте политических рисков;

• обосновать связь между общей картиной мира, существующей в культуре и способом отношения к категории власти в общественном сознании.

Новизна исследования состоит в определении некоторых принципов социального управления для минимизации политических рисков в принятии решений и внесении предложений о механизмах социального управления, основанного на принципах социальной справедливости, а также использования имеющегося потенциала, основанного на принципах принятия решения и его обоснование в контексте политических рисков.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляет диалектический метод, который используется для познания принципов социального управления в их взаимосвязи. Комплексный подход применяется для исследования закономерностей социального управления, которые связаны с реализацией его организационно-технических функций и минимизации политических рисков. Системный подход используется для исследования проблемы обоснования связь между общей картиной мира, существующей в культуре и способом отношения к категории власти в общественном сознании.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По мере возрастания административно-командного механизма управления, исполнительный аппарат играет все большую роль, вытесняя выборные органы, поскольку профессиональные служащие располагают большим временем для осуществления управленческих функций, чем выборные (например, депутаты), более высоким уровнем аппаратной квалификации, большей осведомленностью о различных указаниях, инструкциях, предписаниях сверху [9]. Это приводит к тому, что подготовка решений, контроль за их реализацией сосредоточиваются в руках исполнительной власти, тогда как выборные представители общества лишь утверждают их, не имея возможности вникнуть глубоко в их сущность, качество, последствия и т.д. Создается видимость соблюдения демократической процедуры, тогда как на деле законодательные органы, по существу, «не властвуют», отдавая монополию на власть исполнительным органам, никем, по сути,

не выбираемым и никому не подотчетным. Эти политические риски способствует развитию их «всевластия», сосредоточению в их руках наибольших прав, не соответствующих обязанностям, что приводит к нарушению законных интересов граждан, лишенных возможности влиять на процесс управления.

Познание закономерностей - это, по существу, непрерывный процесс познания жизни со всеми ее противоречиями, интересами, целями. Чем глубже проникает человеческий разум в познание объективного хода истории, тем успешнее он может принимать управленческие решения. Можно встретить точку зрения, что минимизация политических рисков лежит в основе создания сложной бюрократической машины государственного управления [4]. Но это свидетельствует о непонимании сущности данного явления, т.к. бюрократизированная система управления в корне противоречит сложившейся системе: она предельно однообразна, не учитывает многообразия объекта управления, множественность интересов различных социальных институтов. Реализация названного принципа лежит в основе реформы управления - создание такой системы управления, которая позволила бы гибко реагировать на изменения сложного механизма принятия решений.

Основные принципы социального управления закреплены в ст. 11, 12, 32 Конституции Российской Федерации1. Многие принципы организации и деятельности социального управления отражены в правовых актах, регулирующих различные стороны и уровни социального управления. Закрепленные в Конституции РФ и других, изданных на ее основе законодательных актах, основные принципы становятся важными социальными ориентирами. Универсализм и всеобщность принципов управления выражается в том, что они распространяют свое действие на все сферы общественной жизни - экономику, политику, культуру, на всех субъектов общественных отношений. В научной литературе выработался общий подход к принятию, содержанию и системе принципов, однако сохраняются и некоторые различия в определении состава и отражают те закономерности, которые определяются социально-политическими целями управления. Необходимо отметить, что каждой закономерности может соответствовать один или группа принципов в зависимости от уровня познания закономерностей и их реализации в процессе управления.

Прежде всего, в группе социально-политических принципов должны быть названы: разделение властей, демократизма, сочетания централизма и самоуправления на местах, участия всех граждан в управлении делами государства, законности, гласности, идеологического многообразия и др. [3; 11].

Принципы разделения властей закреплен Конституцией РФ в ст. 11, которой устанавливается, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации. Причем каждая ветвь

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изм. на 4 октября 2022 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации www. pravo.gov.ru, 06.10.2022, № 0001202210060013.

Панеш К.М.

власти является независимой от других и действует (принимает решения) в соответствии с полномочиями, установленными данной Конституцией. Принятие законов осуществляется законодательной властью, нижней палатой Федерального собрания - Государственной Думой, но вступление их в силу происходит после подписания Президентом. В случае возникновения коллизий между Президентом и Федеральным собранием Конституцией РФ предусмотрены соответствующие процедуры, позволяющие их в конечном счете разрешить. Таким образом, управление обществом в соответствии с принципом разделения властей происходит в условиях постоянного баланса интересов законодательной и исполнительной властей, которые в свою очередь, выражает интересы различных слоев, групп, регионов и т.д.

При административно-командных методах управления обществом его членам навязывалась жесткая схема поведения, причем не всегда это работает [12]. Социальные институты и объекты управления на нижних этажах управления научились использовать разнообразные механизмы. В этих условиях для минимизации рисков необходимо высвобождение и использование всех творческих ресурсов, стимулирование инициативы снизу приобретает первостепенное значение. Реализация этого принципа означает, что при решении стратегических, ключевых вопросов в жизни общества приоритет должен принадлежать власти центра, а решение местных вопросов должно находиться в компетенции местных органов власти. Так как местные органы власти относительно автономно в своей деятельности и не включены по Конституции РФ ст. 12 в систему государственного управления, то действительно являются органами местного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 в редакции от 15 мая 2024 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2 определяет организацию местного самоуправления.

Соотношение между центром и местными органами самоуправления складывается в соответствии с действующим законодательством. Разумная граница между объектами их полномочий может быть определена только на основании практики [5]. Стратегически же ориентиром в управлении обществом в условиях пока еще не найденного оптимального соотношения этих полномочий должен стать принцип сочетания централизма и самоуправления на местах. Реальное осуществление демократических процедур в управлении обеспечивается наличием широкой гласности в процессе управления, позволяющей гражданам видеть механизм формирования и реализации государственно-управляющих решений. Это еще один важный принцип социального управления, игнорирование которого неизбежно ведет к усилению политических рисков в деятельности государственного аппарата.

2 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ в редакции от 15 мая 2024 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 40. Ст. 3822.

Расширение демократии и постоянный учет общественного мнения в управлении является одним из основных направлений развития политической системы России современного общества [6]. Без демократии не может быть развития, политического творчества населения страны, его участия в управлении.

Принцип участия всех граждан РФ в государственном управлении является конституционным принципом, так как закреплен в Конституции РФ. Суть данного принципа заключается в том, что все граждане России наряду с другими демократическими правами и свободами наделены правом «как непосредственно, так и через своих представителей» ст. 32 участвовать в управлении. Здесь необходимо подчеркнуть, что закрепление этого принципа в Конституции РФ хотя и свидетельствует о намерениях законодателя придать Российскому государству демократический характер, но таковым его не делает. Только наличие соответствующих организационно-правовых механизмов, позволяющих реализовать этот принцип на практике, может привести к установлению подлинно демократической формы правления [8]. О справедливости этого утверждения свидетельствует история нашего государства: в Конституциях СССР подобный принцип участия трудящихся в управлении был также закреплен, но отсутствие соответствующих механизмов его реализации привело к созданию сверхцентрализованного тоталитарного бюрократического государства, а не демократического.

Принцип законности отражает необходимость и обязанность всех государственных органов и должностных лиц соблюдать Конституцию России и все законы Российской Федерации. Все принимаемые в процессе управления решения не могут противоречить существующему законодательству, подменять его, расширять компетенцию органов управления [7]. Соблюдение принципа законности является важнейшим условием успешной демократизации общества и построения правового государства.

ВЫВОДЫ

Рассмотренные выше социально-политические принципы управления органично связаны и взаимодействуют с группой организационно-технологических механизмов принятия политических, являющихся неотъемлемыми элементами их общей системы государственного управления. Организационно-технологические механизмы отражают те закономерности социального управления, которые связаны с реализацией его организационно-технических функций и минимизации политических рисков. Они играют важную роль в создании основы для формирования управленческих отношений, определяя по существу распределение властных полномочий, степень централизации власти управляющих и степень реальной самостоятельности управляемых. Нарушение этих принципов приводит к политическим рискам: неоправданному дроблению функции органов управления, нарушению баланса прав и ответственности управляющих, повышенной требовательности к управляемым и необоснованностью принимаемых решений.

Т. 14. № 4. 2024

Социально-политические науки

81

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, система сформировавшихся принципов социального управления как фактор развития политических рисков в принятии решений образует нечто большее, чем сумма значений каждо-

ЛИТЕРАТУРА

1. Бичехвост А.Ф. Политическая мысль Античности. Ч. I // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 70-77.

2. Гаськов Д.В. Разделение властей и институты власти // Вестник науки и образования. 2019. № 11-3 (65). С. 60-62.

3. Геворкян М.В. Истоки теории разделения властей // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2010. № U.C. 116-120.

4. Дондоков Ц.С., Кужиков Д.А. Понятие принципа разделения властей: историко-правовой аспект // Вестник ЗабГУ. 2014. № 7. С. 148-154.

5. Железняков С.С., Подосинников Е.Ю., Новосельский С.О. Реализация государственной информационной политики на муниципальном уровне // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. №7(17). С. 96-106.

6. Ильичева Л.Е., Паршина Е.В. Государство и гражданское общество как субъекты политики социального партнерства // Власть. 2024. Т. 32. № 2. С. 145-159.

7. Кисс C.B. Принцип законности как фундаментальный принцип конституционной модернизации // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2024. № 24. С. 344-346.

8. Коробка И.Н., Шинкарев А.Н. Правовые аспекты и пути улучшения публичного управления в сфере гражданской защиты Ц Актуальные проблемы современности. 2022. № 1 (35). С. 17-24.

9. Новосельский С.О., Моисеева O.A., Филиппова O.A. Коммуникационная политика органов исполнительной власти с населением в социальных сетях//Вопросы политологии. 2023. Т. 13. №3 (91). С. 1001-1013.

10. Павлов К.В. Переосмысляя греков: к вопросу об анализе античной государственности в политической теории Ник-коло Макиавелли // Studia Humanitatis. 2023. № 3. С. 10.

11. Софоклов Ю.И. Разделение властей: вымыслы и реальность принцип разделения властей: история, заблуждения, вызовы современности // СКО. 2012. № 6 (91).

12. Тхабисимова Л.А. Оптимизация системы государственной власти: принцип разделения властей//ЮП. 2007. № 1.

го из принципов, что позволяет утверждать о системном подходе в реализации полномочий и разделении ветвей власти. Из этого следует, что в любой отрасли социального управления должны использоваться все механизмы ее организации и функционирования принятия решений.

REFERENCES

1. Bichhvost A.F. The political thought of Antiquity. Part I. Legal Policy and Legal Life. 2010. No. 4. Pp. 70-77. (In Rus.)

2. Gaskov D.V. Separation of powers and institutions of power. Bulletin of Science and Education. 2019. No. 11-3 (65). Pp. 60-62. (In Rus.)

3. Gevorkyan M.V. The origins of the theory of separation of powers. Bulletin of Pskov State University. Series: Social and Humanitarian Sciences. 2010. No. 11. Pp. 116-120. (InRus.)

4. Dondokov Ts.S., Kuzhikov D.A. The concept of the principle of separation of powers: Historical and legal aspect. Bulletin ofZabGU. 2014. No. 7. Pp. 148-154. (In Rus.)

5. Ilyicheva L.E., Parshina E.V. The state and civil society as subjects of social partnership policy. Power. 2024. Vol. 32. No. 2. Pp. 145-159. (In Rus.)

6. Kiss S.V. The principle of legality as a fundamental principle of constitutional modernization. Actual Problems of Combating Crimes and Other Offenses. 2024. No. 24. Pp. 344-346. (In Rus.)

7. Korobka I.N., ShinkarevA.N. Legal aspects and ways to improve public administration in the field of civil protection. Actual Problems of Modernity. 2022. No. 1 (35). Pp. 17-24. (In Rus.)

8. Novoselsky S.O., Moiseeva O.A., Filippova O.A. Communication policy of executive authorities with the population in social networks. Questions of Political Science. 2023. Vol. 13. No. 3 (91). Pp. 1001-1013. (In Rus.)

9. Pavlov K.V. Rethinking the Greeks: On the question of the analysis of ancient statehood in the political theory of Niccolo Machiavelli. Studia Humanitatis. 2023. No. 3. P. 10. (In Rus.)

10. Safoklov Yu.I. Separation of powers: Fictions and reality the principle of separation of powers: History, misconceptions, challenges ofmodernity. SKO. 2012. No. 6 (91). (In Rus.)

11. Thabisimova L.A. Optimization of the system of state power: The principle of separation of powers. YUP. 2007. No. 1. (In Rus.)

12. Zheleznyakov S.S., Podosinnikov E.Yu., Novoselsky S.O. Implementation of state information policy at the municipal level. Innovative Economics: Prospects for Development and Improvement. 2016. No. 7 (17). Pp. 96-106. (In Rus.)

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 87,8%

Рецензент: Болгов Н.В., доктор политических наук; ведущий научный сотрудник; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского

Рецензент: Подосинников Е.Ю., кандидат политических наук, доцент; руководитель; Курское отделение Российского общества политологов; заместитель начальника, отдел функционирования контрактной системы; Управление федерального казначейства по Курской области

Статья поступила в редакцию 14.07.2024, принята к публикации 10.08.2024 The article was received on 14.07.2024, accepted for publication 10.08.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Панеш Каплан Мугдинович, кандидат экономических наук; депутат; Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация. Author ID: 1197711; SPIN-код: 7735-6661; E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Kaplan M. Panesh, Cand. Sci. (Econ.); deputy, State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. Author ID: 1197711; SPIN-koa: 7735-6661; E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.