Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ'

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
528
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ БИЗНЕС / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / A PACKAGE OF TRANSPORT LOGISTICS SERVICES / RAILROAD BUSINESS / DIGITAL PLATFORM / DIGITALIZATION / CLIENT-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Покровская О. Д.

Цель: Рассмотреть принципы реализации комплексных транспортно-логистических услуг на железнодорожном транспорте и требования к ним. Методы: Использованы методы современной логистики, клиентоориентированности, синхромодальности, маркетинга. Результаты: Выделены ключевые перспективные направления научной работы, связанные с оказанием транспортно-логистических услуг. Описаны этапы реализации таких услуг. Практическая значимость: Приведенные необходимые условия и инструменты для реализации комплексных транспортно-логистических услуг на российских железных дорогах позволят ОАО «РЖД» вести работу по формированию системы стандартизации, паспортизации и оценки терминально-складской инфраструктуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION PRINCIPLES AND REQUIREMENTS OF TRANSPORT AND LOGISTICAL SERVICES FOR RAILWAY TRANSPORT

Objective: To consider realization principles and requirements of a package of transport logistics services for railway transport. Methods: The methods of modern logistics, synchronous modality and marketing, as well as the client-oriented approach were applied in the study. Results: Key promising areas of the research, related to rendering of transport logistics services, were singled out. Implementation phases of the above-mentioned services were described. Practical importance: The given required conditions and tools for implementation of transport logistics services for Russian railways will make it possible for Russian Railways to work on system building in standardization, certification as well as terminal storage infrastructure.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ»

УДК 656.073:658.8

Принципы реализации комплексных транспортно-логистических услуг на железнодорожном транспорте и требования к ним

О. Д. Покровская

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

Для цитирования: Покровская О. Д. Принципы реализации комплексных транспортно-логистических услуг на железнодорожном транспорте и требования к ним // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2020. - Т. 17. - Вып. 3. - С. 288-303. БО1: 10.20295/1815-588Х-2020-3-288-303

Аннотация

Цель: Рассмотреть принципы реализации комплексных транспортно-логистических услуг на железнодорожном транспорте и требования к ним. Методы: Использованы методы современной логистики, клиентоориентированности, синхромодальности, маркетинга. Результаты: Выделены ключевые перспективные направления научной работы, связанные с оказанием транспортно-логистических услуг. Описаны этапы реализации таких услуг. Практическая значимость: Приведенные необходимые условия и инструменты для реализации комплексных транспортно-логистических услуг на российских железных дорогах позволят ОАО «РЖД» вести работу по формированию системы стандартизации, паспортизации и оценки терминально-складской инфраструктуры.

Ключевые слова: Комплексные транспортно-логистические услуги, железнодорожный бизнес, цифровая платформа, цифровизация, клиентоориентированность.

Текущая ситуация

В условиях «оттока» высокодоходных грузов с железнодорожного транспорта на другие его виды отсутствуют: единая, общесетевая система терминологии, пакетов услуг, паспортов услуг и логистических объектов (ЛО); работающие инструменты продвижения и предоставления комплексных транспортно-логистических услуг (КТЛУ); клиентоориентированный формат подачи информации о КТЛУ для клиента; инструменты логистического аудита, система комплексной оценки и нормирования работы логистических цепей ОАО «РЖД» [1].

Эту ситуацию иллюстрирует рис. 1.

Сейчас предоставление комплексного сервиса ведется на сети опорных терминально-складских

объектов ОАО «РЖД», согласно Концепции создания сети терминально-логистических центров (ТЛЦ) на территории РФ до 2025 г., карта дислокации [2] которых по сети железных дорог РФ приведена на рис. 2.

Изолированная работа терминально-складской инфраструктуры не сможет привести к эффективному развитию интермодальных перевозок и привлечь инвестиции. Согласно Транспортной Стратегии РФ до 2030 г. [3], железнодорожному транспорту следует обеспечить прежде всего инфраструктурную подготовку имеющихся грузовых дворов и терминалов к оказанию комплексного транспортно-логистического обслуживания.

На рис. 3 показаны результаты анализа, проведенного для ОАО «РЖД» [4]. На нем видно,

(Автотранспорт)

Приватные терминалы

Рис. 1. Текущая ситуация

что потенциальный рынок, который может быть охвачен комплексным обслуживанием, предоставляемым ОАО «РЖД», - это не менее 60 млн дополнительных тонн груза, привлекаемых на железнодорожный транспорт.

При этом, согласно рис. 3, от железнодорожного транспорта требуется не только решение сложной технологической задачи по консолидации поставок и «сборки» комплексной услуги из совокупности необходимых клиенту логистических операций, но и организация слаженной работы сети ТЛЦ (в соответствии с [2]). Последнее напрямую связано с решением задачи соответствующего инфраструктурного обеспечения КТЛУ, т. е. с развитием собственной терминальной сети (ТС) ОАО «РЖД», размещенной на опорных станциях сети, в непосредственной близости от транспортных коридоров и крупных транспортных узлов страны.

По данным проведенных нами исследований можно утверждать, что, к сожалению, не менее 50 % услуг реализуются ОАО «РЖД» только в определенном сегменте (рис. 4).

Так, ОАО «РЖД», традиционно уделяя внимание к собственно перевозочному процессу, осуществляет тотальный контроль исключи-

тельно за перевозкой груза по схеме «от станции до станции». При этом искусственно исключаются ЛО, на которых выполняется 90 % логистических операций по грузопереработке (операций добавленной стоимости). В условиях, указанных в Транспортной Стратегии РФ на период до 2030 г., компания «РЖД» трансформируется из чисто перевозочной в транспортно-логистическую, поэтому необходимо уделить максимум внимания КТЛУ, который может и должен оказывать железнодорожный перевозчик, обладающий исключительными инфраструктурными и провозными преимуществами перед другими видами транспорта. Рассмотрим ряд решений, направленных на научно-методическое обеспечение КТЛУ в свете трансформации ОАО «РЖД» в логистического провайдера-агрегатора комплексного «бесшовного» сервиса [5-7].

Предлагаемые решения

Терминология КТЛУ

Понятие «Комплексная транспортно-логи-стическая услуга» в виде «формулы» может быть представлено следующим образом:

ISJ

О

ISJ

О

ISJ

ю о

о п л> <т> о. з' Ю t/i

О "О

<т>

r-t-

Л> Í/! сг с

¿2

QJ

t/l "О

о

< <т>

Сэмур

Обозначения:

Объекты первой очереди созданнл сети ТЛЦ

Ключевые сателлиты первой очереди

Объекты, реализуемые в рэмнах федеральных, и региональных программ с участием GAO «РЖД»

Гроденово Уссурийск

Находка

Артем-Приморский-1

О

о

ТЧ" Проекты в Мосиовском ж.д. узле

ЯД Объекты для включения в ФЦП «Разеитиетранспортной системы России» * Включал развитие сачелли^а грузовой даор «Волжский»

** Включая развитие сателлитов на ст. Новосибирск-Товарный и Нов оси б и рек-Южный

Рис. 2. География оказания КТЛУ

тз о СП ь

ГО

к

QJ

А QJ Н "О QJ Л Г) z1

о

н л

<т X Г) S

q

го

■ РазраЗстка

СОВМЕСТНЬХ РЕШЕНИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ

по

управлЕнию логистикой

■ Расширение продуктового П р ЕДЛ ГГЖПI ия для мел юн ими itch ЖД, ней меющих доступ а к ЖД инфраструктуре

■ Точка для входа мелких и средних

кли ентс-в, д с п сп н ител ьн зя у спу гэ

1 Нес-йхсдимо дал ьн ей шее развитие ТЛЦ

Транспортировка - ЖУд транспорт —

■ расширение продуктового п рЕдл озкен и л дп л мел ких кл и ентж ЖД, не имеющихдс-ступа к _ЖД_ин_ф_д1асгруюуре_ _

Обработка и хранение

Х,'д П-БрВЫВЫ

Оперирование подвнмным

■ Консолидация цепочки пс-ставс-к, обЕсле-Ение доступе к портжс-й инф р а структуре

■ Точка приняли решения о виде трэнсппртэпри стправке на порта

■ Потенциал: привлечения дс-пэлнителььъхВД млн тс н н груза н а сеть ржд с а втэтран сгкрта

ТК | ФГК

PC

Предприятие

Авто

Погрузка/ ^ разгрузка

Авто

О

Речиои Авиа

ЦМ TK I РЖДЛ цм I тк

РЖДЛ L|M ТК ■ L|M I ТК

- Центр ал ь н ая ди ре кция п э уп ра вл е нию термин ал ьнс-скпэдскин комплексом

- ПАО «ТрансКпнтЕЙНЕр»

Ii: V тг = i: нал мм

РЖДЛ ■ GEFCO

- АО «РЕфСЕрбИС»

Рис. 3. Результаты анализа А. Т. Kearney

Рис. 4. Существующая система доставки груза и область покрытия комплексным сервисом: от сферы производства - грузоотправителей (ГО) к сфере потребления - грузополучателям (ГП) через станции примыкания (СП), сортировочные станции (СС) и технические станции (ТС), без рассмотрения работы объектов терминально-складской инфраструктуры, тяготеющих к ж.-д. (ЛО) и доставки груза до них автотранспортом (пунктирная линия) или ж.-д. транспортом (сплошная

линия)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КТЛУ = (перевозка основная + околотранспортные услуги + расширенный сервис добавленной стоимости) ■ K ■ K =>

у компл совм.опер

=> 8 правил логистики. Согласно такой формуле, КТЛУ имеет трехчленный состав: 1) перевозка - основная услуга;

2) «околотранспортные» услуги (дополнительные услуги, сопутствующие собственно перевозке, например погрузка и выгрузка, хранение, маркировка, оформление документации и др.);

3) расширенный сервис добавленной стоимости (так называемые «необязательные» услуги, которые по желанию клиента могут быть оказаны при перевозке, в частности услуга «первая миля/последняя миля» по подвозу-вывозу груза на/со станции, транспортное экспедирование, трекинг нахождения и состояния подвижного состава, таможенные операции и т. д.).

При этом, как указано в формуле, следует учитывать комплексность предоставляемых услуг (коэффициент комплексности обслуживания Kкомпл), а также коэффициент совмещения логистических операций (K ), «со-

совм.опер

бираемых» логистическим агрегатором в «пакет» КТЛУ: вышеперечисленный сервис должен быть направлен на целевую реализацию всей совокупности логистических принципов в интересах конкретного клиента.

В соответствии с таким составом КТЛУ предлагается следующее определение КТЛУ:

КТЛУ, комплексная транспортно-логисти-ческая услуга - это уникальная для конкретного

клиента совокупность логистических операций по организации доставки груза, связанных единым технологическим процессом и цифровым полем, «покрывающая» сквозным бесшовным обслуживанием необходимую длину и глубину логистической цепи в формате «одного окна», «одного договора» и «со скоростью клика».

Поставщиком КТЛУ предлагается считать генерального организатора/логистического агре-гатора всей системы доставки, который способен «от одного лица» (вне зависимости от географии, сложности и типа услуги) предоставить клиенту персонифицированные КТЛУ в требуемом формате/пакете, с адаптивным ситуационным управлением и сопровождением, по сквозному тарифу и одному договору.

Такие определения, на наш взгляд, отражают как качественные характеристики такого многогранного понятия как КТЛУ, так и особенности оказания этого вида сервиса.

Требования к КТЛУ

Требования к КТЛУ может сформулировать только сам клиент.

По характеру требования к КТЛУ можно классифицировать так: методические, цифровые, маркетинговые, правовые, технологические.

Со своей стороны, ОАО «РЖД» следует обеспечить:

- информирование и консультирование клиентов;

- персональное обслуживание;

- полное покрытие вопросов сложных систем доставки;

- оригинальные коммерческие предложения нового формата;

- «общий язык», «одно окно» и «единое поле» работы с клиентом.

Иными словами, от ОАО «РЖД» требуется сформировать для реализации КТЛУ адекватное рыночным условиям организационно-правовое, методическое, инфраструктурное, маркетинговое и цифровое обеспечение.

Обеспечение реализации КТЛУ

Для успешной «сборки» и продажи КТЛУ необходима реализация принципов логистики, открытости информации и клиентоориентиро-ванности, в частности:

Принципы реализации КТЛУ: клиентоориен-тированность (персонифицированность услуг), гибкая дифференцированная комплексность по уникальным пакетам сервиса для каждого клиента, полная доступность каждого клиента к любому пакету сервиса, цифровизация взаимодействия с клиентами, прозрачность блокчейн-цепей поставок и ценообразования в них, «бес-шовность» и синхромодальность транспортного процесса [8, 9].

Необходимы комплексный подход к формированию методического, организационно-правового, цифрового, маркетингового и технологического обеспечения КТЛУ [10] и совместная выработка научно-практических решений.

Для реализации КТЛУ потребуется последовательно создать условия для: цифрови-зации («бизнес со скоростью клика», 4-5 PL) [11], оптимизации цепей поставок (максимальная интеграция, исключение посредников) [12], аутсорсинга («уберизация») [13] и провайдинга (сквозное бесшовное обслуживание цепи доставки любой сложности) [14].

Особо следует отметить, что адекватные требования к КТЛУ может сформулировать только клиент. Для уточнения требований рынка к КТЛУ и формулирования на основе их разум-

ных механизмов и эффективных инструментов для реализации КТЛУ потребуется выполнить крупномасштабное общесетевое маркетинговое исследование востребованности пакетов КТЛУ, наличия платежеспособного спроса на разные пакеты КТЛУ у разных целевых аудиторий, портрета типичного пользователя/заказчика КТЛУ, а также технико-технологических и качественных требований клиента к инфраструктурным объектам, предоставляющим КТЛУ на железнодорожном транспорте.

В данном исследовании сформулирован научно-теоретический аппарат, полезный для стратегического планирования деятельности по разработке новых транспортно-логистических продуктов и направлений совершенствования технологии и процедур оказания КТЛУ, их агрегирования в сложных цепях поставок на железнодорожном транспорте и управления ими.

Инструменты реализации КТЛУ

К ним относятся:

а) методические:

- логистическое нормирование работы транспорта по оказанию КТЛУ;

- методическое и программное обеспечение предоставления КТЛУ;

- разработка логистического руководства по реализации КТЛУ на железнодорожном транспорте;

- разработка и утверждение программного документа по развитию КТЛУ в Холдинге РЖД [15];

б) организационно-регулирующие и правовые:

- стандартизация ассортимента КТЛУ;

- закрепление требований к технологии предоставления и к качеству КТЛУ, а также унификация терминологии в сфере КТЛУ и юридического статуса поставщика КТЛУ/агрегато-ра/провайдера;

- общесетевое утверждение практических способов выполнения КТЛУ и оценки эффективности реализации КТЛУ;

- совершенствование транспортного законодательства и тарифной политики в сфере оказания КТЛУ;

- классификация и каталогизация КТЛУ по «линейкам» (целевым клиентским группам, пакетам услуг, тарифам);

- параметрические ряды, классификация и паспортизация железнодорожных ЛО и предоставляемых ими КТЛУ [16].

Условия реализации единого организационно-правового режима:

- определить и разграничить: статус перевозчика, ответственность сторон перевозочного процесса, полный перечень услуг с указанием стоимости и продолжительности выполнения каждой составной операции;

- создать систему логистического нормирования каждой операции с учетом продолжительности, трудозатрат, материальных затрат и оценки ее эффективного выполнения;

- каталогизация и контроллинг услуг со стандартизацией их качества;

- сквозная бесшовная услуга в «одно лицо», «одно окно», «один договор», «один перевозочный документ», «один ответственный» - генеральный поставщик (агрегатор, провайдер);

- повышение добавленной стоимости товара и ценности услуги на каждом участке и элементе ТС и цепи доставки;

- многофункциональность;

- сбалансированность функций элементов ТС;

- гибкость составления маршрута;

- устойчивость и адаптивность ТС при колебаниях спроса, объемов погрузки, объемов перевозок, изменениях условий поставок и транспортных тарифов и пр.;

- повышение клиентоориентированности и лояльности бренда ОАО «РЖД»;

- повышение информативности и доступности сервиса;

- цифровизация взаимодействия с клиентом, «умный терминал», «умный вагон», «цифровая услуга»;

- пакетные решения «под клиента» (дифференцированный подход и предоставление уникальной услуги для каждого клиента) [17];

в) информационные/цифровые:

- цифровизация взаимодействия участников цепи доставки «бизнес со скоростью клика»;

- формирование единой базы данных о ЛО с интерактивным контролем их текущего состояния, загрузки и ассортимента КТЛУ;

- обеспечение высокой доступности и маркетинговой эффективности информирования клиентов о новых продуктахХолдинга «РЖД» [18];

г) технологические:

- обеспечение станций современным оборудованием, предназначенным для перегрузочных работ, обновление оборудования;

- повышение пропускной способности линий, оптимизация отцепочного ремонта вагонов, сокращение срока доставки;

- быстровозводимые склады, мобильные бригады по грузопереработке;

- индивидуальный менеджер-консультант;

- ускоренная доставка грузов без переработки на сортировочных станциях, подача вагонов по графику, «вагон + перевозка» по расписанию, цепочка «клиент-клиент», приближение ЛО к клиенту;

- формирование опорной транспортной сети без разрывов и узких мест;

- ликвидация диспропорций в развитии инфраструктуры;

- реализация приоритетных инфраструктурных проектов;

- синхромодальность и мультимодальность перевозочного процесса;

- перевозки мультимодальные по терминальной схеме, осуществляет контроль и несет ответственность за нее один генеральный оператор;

- ускорение и непрерывность движения материальных потоков;

- обеспечение логистического сервиса на уровне международных стандартов;

- наличие: 1) единого оператора мультимо-дальных перевозок; 2) единого договора; 3) единого сквозного тарифа на всей транспортной цепи; 4) интермодального транспортного модуля для последовательной перевозки несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без

перегрузки самого груза при передаче на другой вид транспорта (бесперегрузочное сообщение); 5) в крупных транспортных узлах, тяготеющих к транспортным коридорам, мультимодаль-ным транспортно-логистическим центрам как пункта стыка всех видов транспорта и участников процесса доставки; 6) единообразный коммерческо-правовой режим; 7) использование систем электронного обмена данными, обеспечивающих слежение за передвижением груза, передачу информации и связь; 8) единство всех звеньев транспортной цепи в организационно-технологическом аспекте (единый технологический процесс, контактный график); 9) единая форма взаимодействия всех звеньев транспортной цепи;

- доставка клиент-клиент, а не станция-станция;

- дифференциация тарифов по категориям качества;

- внимание не назначению вагона, а груза в вагоне или в другом транспортном средстве;

- разработка и внедрение совмещенной технологии, необходимой нормативной базы и мер, обеспечивающих своевременную оперативную информацию о фактических объемах погрузки грузов на перевалку, с распределением ее по конкретным транспортным узлам, а также по обеспечению пунктов погрузки и пунктов перевалки порожним подвижным составом [19].

Условия реализации синхромодального транспортного сервиса:

- прозрачная информационная система для синхронизации способов заказа/бронирования перевозки различных видов транспорта онлайн и оперативного управления перевозками;

- наличие у оператора синхромодальной перевозки полномочий по оперативному управлению товарным потоком в цепи поставок;

- наличие развитой мультимодальной инфраструктуры (сети терминалов на направлении поставок продукции, резерва складских площадей и т. д.);

- готовность всех участников процесса доставки к гибкому оперативному онлайн-управ-лению;

- система тарифов со справедливым распределением издержек и доходов между участниками процесса перевозки;

д) маркетинговые:

- стратегия ценности - это создание у клиента четкого понимания «Почему я должен работать с Вами?». За ценностью появляется лояльность, а за ценой скрывается только разовое использование;

- сетевой эффект/эффект масштаба - расширение клиентской базы при привлечении большого количества новых участников в систему доставки;

- согласованность, синхронность работы многих участников как «фабрики сервисных возможностей» и синергетический эффект;

- открытость данных для смарт-контрактов, прозрачных сделок, цен для удобства выбора клиента;

- ПРОКСИМА (ПРОгрессивность, Комплексность, Согласованность, Интеллектуальность, Мультипликативность, Адаптивность);

- «продвижение» КТЛУ и информирование целевых групп о КТЛУ в новом клиентоориен-тированном формате;

- повышение гибкости и дифференцирован-ности системы тарифов, предоставление «пакетных» услуг и скидок на перевозку грузов, персонализация сервиса («built to suit»);

- переход на один язык с клиентом, создание единого информационного поля: системы стандартизации, нормирования, продажи услуг, паспортизация и каталогизация услуг, предоставление инновационных продуктовых линеек, раскрытие информации о параметрах и ценообразовании, оценки и контроля текущего состояния терминальной сети [20];

- предоставление персонифицированного комплексного сервиса.

Пути и этапы реализации КТЛУ как CRM-решения

Рассмотрим возможные этапы реализации КТЛУ железнодорожным перевозчиком как логистическим провайдером-агрегатором. Как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

известно, система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-система - Customer Relationship Management) - это прикладное программное обеспечение для автоматизации взаимодействия с клиентами, повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путем улучшения бизнес-процессов и последующего анализа результатов. КТЛУ является ключевым инструментом и драйвером успешного функционирования CRM-системы, адаптированной интересам клиента.

На рис. 5 приведен вариант поэтапного внедрения КТЛУ в основную операционную деятельность ОАО «РЖД», согласно возможным конфигурациям CRM-системы, выстраиваемой компанией.

На рис. 5 слева показан примерный состав этапов предоставления ОАО «РЖД» КТЛУ, начиная с первого - цифровизации распределения мощностей по обслуживанию клиентов, ведения каталогов услуг и продаж. Вторым этапом предполагается при достаточном уровне цифро-визации переход к оптимизации предоставления КТЛУ, в частности повышение качества цепей поставок, исключение лишних звеньев, обеспечение прозрачности сделок в информационной среде. Третьим - проведение «уберизации» (передачи на аутсорсинг) терминально-складских мощностей, на базе которых осуществляются КТЛУ. И, наконец, на четвертом - собственно

провайдинг уровня 4-5PL, управление цепями поставок и агрегирование КТЛУ от одного лица (ОАО «РЖД»).

Учитывая вариант этапного внедрения КТЛУ в деятельность компании «РЖД», рассмотрим прикладной инструментарий, необходимый для реализации перечисленных требований к КТЛУ. Так, для реализации перечисленных выше требований отраслевая транспортная наука способна в синергии с ОАО «РЖД» предложить ряд инструментов, которые могут быть использованы при реализации КТЛУ На рис. 6 показан примерный состав того инструментария оказания КТЛУ, который должен быть поддержан соответствующим теоретическим (научным) и практическим (административным) обеспечением.

В таблице приведены ожидаемые результаты, которые могут быть достигнуты при реализации предложений по видам обеспечения КТЛУ, предоставляемым отраслевой транспортной наукой.

Направления совершенствования КТЛУ в ОАО «РЖД»

Приоритетные задачи на 2-3-летний период: выработка конкретных инновационных механизмов реализации КТЛУ, их «линеек» и паспортов, клиентоориентированного формата информирования клиентов, бизнес-модели по предоставлению КТЛУ с цифровым обе-

Предложения и их ожидаемая результативность при организации КТЛУ

Предложение Ожидаемый результат Срок реализации

Организационно-правовое Стандарт, класс, паспорт, руководство Общий язык с клиентом 1 год

Цифровое Проект цифровой платформы «Терминальная сеть» Единое цифровое поле с клиентом 1 год

Методическое Логистическое нормирование и логистический аудит Оптимизация и реализация стратегических задач 1 год

Маркетинговое Идентификация и маркировка Расширение клиентской базы, повышение доходности, рост объемов сбыта услуг 1 год

00 00

оо

оп оо оо X

го

<Т> ^

=1

—I

<

=1

п

1 ЦИФРОВИЗДОИЯ

Цифровое распределение мощностей (загрузка базы активов), автоматизированные продажи и прозрачность услуги для клиента (статус услуги онлайн, гео-трекинг)

2 ОПТИМИЗАЦИЯ

Устранение лишних посредников при сборке комплексной услуги

3 АУТСОРСИНГ

Повышение загрузки мощностей («уберизация», широкое применение краткосрочного аутсорсинга/аренды)

4 ПРОВАЙДИНГ

Агрегирование независимых услуг {сборка бесшовного сквозного сервиса), выручка- комиссия за предоставление сервиса

Действующая система с дополнениями

«Продуктовая интеграция»-

тз о СП ь л>

ш

"О ш л

Г)

о

"О н

т £

X

Г) ^

го

1. СВМ - иШМОЭТ^ивчНиИ £ ^ГивтГМАЛ С ЙйЧХЫММН ч^ДОвЬи ТМОКМ| 2 ИИ - ¡И^ТКТУТ

— жи«ци -е- ь-ьмм. ечк1м 5. ц л. - ^рилр ткк" чй

ОйД -"Ж-, »там ^ Т.

Рис. 5. Вариант поэтапного внедрения КТЛУ как СЯМ-решения в деятельность ОАО «РЖД»

о м о

оо

ю

Рис. 6. Совокупность усилий отраслевой науки и железнодорожного транспорта

в реализации КТЛУ

+

От ОАО «РЖД»:

Технологическая поддержка

Инфраструктурная поддержка

Организационно-правовая поддержка

спечением принятия решений по проектированию, нормированию и оценке терминально-складской инфраструктуры и КТЛУ.

Перспективные направления прикладных научных исследований в сфере методов, средств и механизмов оказания КТЛУ:

1) разработка логистического руководства по стандартизации, идентификации, классификации, маркировке и нормированию деятельности терминально-складской инфраструктуры железнодорожного транспорта, включая вопросы экологической составляющей [21, 22] и экономического обоснования технологических решений [23-28];

2) комплексная оценка и технико-экономическое обоснование вариантов развития терминальной сети Холдинга «РЖД»;

3) унификация и цифровизация оценки работы ТС.

Для повышения уровня доходности транс-портно-логистического бизнес-блока компании ОАО «РЖД» и расширения клиентской базы, включая привлечение высокодоходных грузов на сеть, необходимо удовлетворение всем требованиям клиентоориентированности и единого языка с клиентом. В свою очередь, это обеспечит успешную цифровую трансформацию и реализацию логистических услуг уровня 4PL

(в том числе их аутсорсинг, агрегацию, продвижение и продажу).

Перечислим некоторые научно-практические направления, по которым в свете указанной проблематики работают ученые Петербургского государственного университета путей сообщения:

1-е направление: разработка логистического руководства по стандартизации, идентификации, классификации, маркировке и нормированию деятельности терминально-складской инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В рамках направления подготовлен проект логистического руководства по идентификации, маркировке и нормированию деятельности терминально-складской инфраструктуры железнодорожного транспорта;

2-е направление: комплексная оценка и технико-экономическое обоснование вариантов развития терминальной сети Холдинга «РЖД».

В рамках данного направления проводятся маркетинговые исследования востребованности услуг, разработка новых транспортных продуктов, анализ клиентоориентированности, проектирование актуального состава опорной терминальной сети, разработка пакетов комплексных транспортных услуг, проведение логистического аудита и оценки работы термина-

лов, разработка проектов терминалов с применением авторского программного обеспечения «под заказчика»;

3-е направление: унификация и цифровизация оценки работы терминальной сети.

В рамках этого направления ведется разработка систем стандартизации, классификации, нормирования и оценки работы объектов терминально-складской инфраструктуры, версии цифровой платформы «Терминальная сеть», методического обеспечения (инструкции, проект стандарта и классификатора по КТЛУ).

Приведем некоторые рекомендации.

ОАО «РЖД» следует вести работы по формированию адекватной системы стандартизации, классификации, паспортизации и оценки как КТЛУ, так и объектов терминально-складской инфраструктуры - первичных поставщиков КТЛУ, в частности по:

- унификации и каталогизации комплексных транспортных услуг по пакетам;

- паспортизации комплексных транспортных услуг и грузовых терминалов, на которых выполняются эти услуги, установлению требований к ним (по группам: маркетинговых, технико-технологических, экономических, организационно-правовых и др.);

- классификации и стандартизации типов грузовых терминалов, осуществляющих комплексные транспортные услуги;

- разработке государственного стандарта в сфере терминально-логистической деятельности железнодорожного транспорта;

- активизации рекламной кампании и разработке инновационных инструментов рекламы комплексных транспортных услуг;

- нормированию работы терминально-складской инфраструктуры железных дорог;

- разработке эффективных систем комплексной оценки работы терминалов, расположенных на сети железных дорог;

- цифровизации взаимодействия с клиентами-заказчиками комплексных транспортных услуг на единой платформе;

- разработке программы реализации логистического провайдинга в ОАО «РЖД» и правовому

закреплению статуса ОАО «РЖД» как логистического агрегатора-провайдера услуг 4PL.

Библиографический список

1. Экономика России : прошлое, настоящее, будущее : колл. монография / под общ. ред. Н. А. Адамова. - М. : Ин-т исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, 2014. - 248 с.

2. Концепция создания сети ТЛЦ на территории РФ до 2025 года. - URL : https://test-cargo.rzd.ru/ dbmm/download?vp=5&load=y&col_id=121&id= 74208 (дата обращения : 15.02.2020 г.).

3. Транспортная Стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. - URL : http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_82617/ (дата обращения : 15.02.2020 г.).

4. Цифровая Россия : новая реальность : отчет Mc-Kinsey. - 2017. - 133 с. - URL : https://www.mckinsey. com/~/media/mckinsey/locations/europe %20and %20 middle %20east/russia/our %20insights/digital %20 russia/digital-russia-report.ashx (дата обращения : 15.02.2020 г.).

5. Loffredo A. Digital work in the transport sector: In search ofthe employer / A. Loffredo, M. Tufo. - Work Organisation, Labour and Globalisation. - 2018. - N 12 (2). -P. 23-37. - DOI :10.13169/workorgalaboglob.12.2.0023

6. Kache F. Challenges and opportunities of digital information at the intersection of Big Data Analytics and supply chain management / F. Kache, S. Seuring // International journal of operations & production management. - 2017. - Vol. 37. - Iss. 1. - P. 10-36. - DOI : 10.1108/LroPM-02-2015-0078

7. Цифровизация : тренды. - URL : https://transweek. ru/18/Digitization_of_container_shipments.pdf (дата обращения : 15.02.2020 г.).

8. Гришкова Д. Ю. Оптимизация выполнения операций на железнодорожной станции / Д. Ю. Гришкова, В. В. Наперов // Передовые инновационные разработки. Перспективы и опыт использования, проблемы внедрения в производство : сб. науч. статей по итогам 11-й Междунар. науч. конференции. - Казань : Каз-ГТУ, 2019. - С. 112-113.

9. Гришкова Д. Ю. Бережливое производство как основа повышения производительности тру-

да / Д. Ю. Гришкова, И. О. Тесленко // Сб. науч. трудов Донецк. ин-та ж.-д. транспорта. - Донецк : Донецк. ин-т ж.-д. транспорта, 2018. - № 51. - С. 45-52.

10. Покровская О. Д. Организация международной доставки груза через распределительный центр : учеб. пособие / О. Д. Покровская. - Новосибирск : Центр развития научного сотрудничества, 2015. -102 с.

11. Покровская О. Д. Понятийный аппарат тер-миналистики / О. Д. Покровская, Т. С. Титова // Бюл. результатов науч. исследований. - 2018.- Вып. 2. -С. 29-43.

12. Покровская О. Д. Организация работы складской распределительной системы : учеб. пособие / О. Д. Покровская. - Новосибирск : Центр развития научного сотрудничества, 2015. - 72 с.

13. Покровская О. Д. Состояние транспортно-логистической инфраструктуры для угольных перевозок в России / О. Д. Покровская // Инновационный транспорт. - 2015. - № 1 (15). - С. 13-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Покровская О. Д. Эволюционно-функцио-нальный подход к развитию транспортных узлов / О. Д. Покровская // Политранспортные системы : материалы IX Междунар. науч.-технич. конференции. -Новосибирск : Сиб. гос. ун-т путей сообщения, 2017. -С. 233-238.

15. Покровская О. Д. Вопросы логистической иерархии железнодорожных объектов / О. Д. Покровская, О. Б. Маликов // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. -СПб. : ПГУПС, 2016. - Вып. 4 (49). - С. 521-531.

16. Покровская О. Д. Эволюционно-функцио-нальный подход к классификации транспортных узлов / О. Д. Покровская, О. Б. Маликов // Изв. Пе-терб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2017. -Т. 14. - Вып. 3. - С. 406-419.

17. Покровская О. Д. Международная логистика Транссибирской магистрали : использование транзитного потенциала России / О. Д. Покровская, В. М. Са-муйлов // Инновационный транспорт. - 2016. - № 3 (21). - С. 3-7.

18. Самуйлов В. М. Концепция «Новый Шелковый путь» (Китай, Россия, Германия) / В. М. Самуйлов, О. Д. Покровская, Ц. Цун // Инновационный транспорт. - 2017. - № 4 (26). - С. 26-28.

19. Покровская О. Д. Определение параметров терминальной сети региона (на примере Кемеров-

ской области) / О. Д. Покровская // Транспорт Урала. - 2012. - № 1 (32). - С. 93-97.

20. Покровская О. Д. Анализ системы нормирования на железнодорожном транспорте с позиций клиен-тоориентированности / О. Д. Покровская, О. Б. Маликов // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2017. - Т. 14. - Вып. 2. - С. 187-199.

21. Ахтямов Р. Г. Геоэкологические проблемы обеспечения безопасности при обращении с отходами / Р. Г. Ахтямов, Т. С. Титова. - Saarbrucken, Германия : Lambert Academic Publishing, 2016. - 109 с.

22. Titova T. S. Lifetime of earth dams / T. S. Tito-va, A. Longobardi, R. G. Akhtyamov, E. S. Nasyrova // Инженер.-строит. журн. - 2017. - № 1 (69). - С. 3443.

23. Быкадоров С. А. Анализ методов определения себестоимости грузовых перевозок / С. А. Быкадоров, П. В. Куренков, А. В. Серкова, О. В. Чиркова // Вестн. транспорта. - 2014. - № 3. - С. 30-41.

24. Ефремов В. А. Логистизация управления движением поездов / В. А. Ефремов, П. В. Куренков // Логистика сегодня. - 2004. - № 5. - С. 31-38.

25. Полянский Ю. А. Топологическое моделирование взаимодействия хозяйств железной дороги / Ю. А. Полянский, П. В. Куренков // Транспорт : наука, техника, управление : сб. НТИ/ВИНИТИ РАН. -2003. - № 7. - С. 8-18.

26. Полянский Ю. А. Дорожный центр ситуационного управления : проблемы создания и функционирования / Ю. А. Полянский, П. В. Куренков // Экономика железных дорог. - 2003. - № 1. - С. 51-65.

27. Мохонько В. П. Ситуационное управление перевозочным процессом / В. П. Мохонько. В. С. Исаков, П. В. Куренков // Транспорт : наука, техника, управление : сб. ОИ/ВИНИТИ РАН. - 2004. - № 11. - С. 14-16.

28. Бубнова Г. В. Транспортные коридоры и оси в евразийских коммуникациях / Г. В. Бубнова, А. А. Зен-кин, П. В. Куренков // Логистика - евразийский мост : материалы 12-й Междунар. науч.-практич. конференции. - 2017. - С. 25-33.

Дата поступления: 20.04.2020 Решение о публикации: 01.05.2020

Контактная информация:

ПОКРОВСКАЯ Оксана Дмитриевна - д-р техн. наук, доцент; insight1986@inbox.ru

Implementation principles and requirements of transport and logistical services for railway transport

O. D. Pokrovskaya

Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation

For citation: Pokrovskaya O. D. Implementation principles and requirements of transport and logistical services for railway transport. Proceedings of Petersburg State Transport University, 2020, iss. 3, pp. 288303. (In Russian) DOI: 10.20295/1815-588X-2020-3-288-303

Summary

Objective: To consider realization principles and requirements of a package of transport logistics services for railway transport. Methods: The methods of modern logistics, synchronous modality and marketing, as well as the client-oriented approach were applied in the study. Results: Key promising areas of the research, related to rendering of transport logistics services, were singled out. Implementation phases of the above-mentioned services were described. Practical importance: The given required conditions and tools for implementation of transport logistics services for Russian railways will make it possible for Russian Railways to work on system building in standardization, certification as well as terminal storage infrastructure.

Keywords: A package of transport logistics services, railroad business, digital platform, digitalization, client-oriented approach.

References

1. Ekonomika Rossii:proshloye, nastoyashcheye, bu-dushcheye [The economy of Russia:past, present, future]. Multi-authored monograph. Under gen. ed. of N. A. Ada-mov. Moscow, ITKOR [Research Institute of Distribution and Wholesale Market Condition] Publ., 2014, 248 p. (In Russian)

2. Kontseptsiya sozdaniya seti TLTs na territorii RF do 2025 goda [The concept of creating terminal and logistics centers on the territory of the Russian Federation by 2025]. Available at: https://test-cargo.rzd.ru/dbmm/ down-load?vp=5&load=y&col_id=121&id=74208 (accessed: February 15, 2020) (In Russian)

3. Transportnaya Strategiya Rossiyskoy Federatsii naperiod do 2030 goda [Transport strategy of the Russian Federation for the period until 2030]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82617/(accessed: February 15, 2020) (In Russian)

4. Tsifrovaya Rossiya: novaya realnost. Otchet Mc-Kinsey [Digital Russia: new realtity. A report by Mc-Kinsey]. Available at: https://www.mckinsey.com/~/me-

dia/mckinsey/locations/europe %20and %20middle %20 east/russia/our %20insights/digital %20russia/digital-rus-sia-report.ashx (accessed: February 15, 2020). (In Russian)

5. Loffredo A. & Tufo M. Digital work in the transport sector: In search of the employer. Work Organisation, Labour and Globalisation, 2018, no. 12 (2), pp. 23-37. D0I:10.13169/workorgalaboglob.12.2.0023

6. Kache F. & Seuring S. Challenges and opportunities of digital information at the intersection of Big Data Analytics and supply chain management. International journal of operations & production management, 2017, vol. 37, iss.1, pp. 10-36. DOI: 10.1108/IJ0PM-02-2015-0078

7. Tsifrovizatsiya: trendy [Digitization: trends]. Available at: https://transweek.ru/18/Digitization_of_container _shipments.pdf (accessed: February 15, 2020). (In Russian)

8. Grishkova D. Yu. & Naperov V. V. Optimizatsiya vypolneniya operatsiy na zheleznodorozhnoy stantsii [Optimization of operation performance at the railway station]. Peredoviye innovatsionniye razrabotky. Perspek-tivy i opyt ispolzovaniya, problemy vnedreniya v proiz-vodstvo [Advanced innovative solutions. Prospects and

experience of using, problems of product introduction process]. Sbornik nauchnykh statey po itogam 11-oy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Collection of scientific articles summarizing the results of the 11th International research conference]. Kazan, KazGTU [Kazan National Research Technological University] Publ., 2019, pp. 112-113. (In Russian)

9. Grishkova D. Yu. & Teslenko I. O. Berezhlivoye proizvodstvo kak osnova povysheniya proizvoditel-nosty truda [Lean manufacturing as the basis for improving labour efficiency]. Sbornik nauchnykh trudov Donetskogo instituta zheleznodorozhnogo transporta [Collection of scientific papers of Donetsk Institute of Railway Transport]. Donetsk, Donetsk Institute of Railway Transport Publ., 2018, no. 51, pp. 45-52. (In Russian)

10. Pokrovskaya O. D. Organizatsiya mezhdunarod-noy dostavky gruza cherez raspredelitelniy tsentr [Organization of international cargo delivery via distribution center]. Teaching aid. Novosibirsk, Tsentr razvi-tiya nauchnogo sotrudnichestva [Cooperation Center for Scientific Research] Publ., 2015, 102 p. (In Russian)

11. Pokrovskaya O. D. & Titova T. S. Ponyatiyniy apparat terminalistiky [Research vocabulary of terminalis-tics]. Byulleten rezultatov nauchnykh issledovaniy [Bulletin of scientific research results], 2018, iss. 2, pp. 29-43. (In Russian)

12. Pokrovskaya O. D. Organizatsiya raboty sklad-skoy raspredelitelnoy sistemy [Operation management of storage distribution system]. Teaching aid. Novosibirsk, Tsentr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva [Cooperation Center for Scientific Research] Publ., 2015, 72 p. (In Russian)

13. Pokrovskaya O. D. Sostoyaniye transportno-lo-gisticheskoy infrastruktury dlya ugolnykh perevozok v Rossii [The state of transport and logistics infrastructure for coal shipment in Russia]. Innovatsionniy transport [Innovative transport], 2015, no. 1(15), pp. 13-23. (In Russian)

14. Pokrovskaya O. D. Evolyutsionno-funktsionalniy podkhod k razvitiyu transportnykh uzlov [Evolutionary functional approach to the development of transportation hubs]. Polytransportniyesistemy. Materialy 12-y Mezh-dunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Poly-transportation systems. Proceedings of the 9th International Research and Training Conference]. Novosibirsk,

Siberian Transport University Publ., 2017, pp. 233-238. (In Russian)

15. Pokrovskaya O. D. & Malikov O. B., Voprosy logisticheskoy ierarkhii zheleznodorozhnykh obyektov [The issues of logistics hierarchy of railroad facilities]. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putey soobshcheni-ya [Proceedings of Petersburg State Transport University]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2016, iss. 4(49), pp. 521-531. (In Russian)

16. Pokrovskaya O. D. & Malikov O. B. Evolyutsion-no-funktsionalniy podkhod k klassifikatsii transportnykh uzlov [Evolutionary functional approach to classification of transportation hubs]. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putey soobshcheniya [Proceedings of Petersburg State Transport University]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2017, vol. 14, iss. 3, pp. 406-419. (In Russian)

17. Pokrovskaya O. D. & Samuilov V. M. Mezhduna-rodnaya logisitika Transsibirskoy magistraly: ispolzo-vaniye tranzitnogo potentsiala Rossii [International logistics of the Trans-Siberian Railroad: using transit capacity of Russia]. Innovatsionniy transport [Innovative transport], 2016, no. 3(21), pp. 3-7. (In Russian)

18. Samuilov V. M., Pokrovskaya O. D. & Tsun Ts. Kontseptsiya "Noviy shelkoviy put" (Kitay, Rossiya, Ger-maniya) [The "New Silk Road" concept (China, Russia, Germany)]. Innovatsionniy transport [Innovative transport], 2017, no. 4(26), pp. 26-28. (In Russian)

19. Pokrovskaya O. D. Opredeleniye parametrov ter-minalnoy sety regiona (na primere Kemerovskoy oblasty) [Determination of parameters of terminal network (by the example of the Kemerovo region)]. Transport Urala [Ural Transport], 2012, no. 1(32), pp. 93-97. (In Russian)

20. Pokrovskaya O. D. & Malikov O. B. Analiz sistemy normirovaniya na zheleznodorozhnom transporte s pozitsiy klientoorientirovannosty [The analysis ofrailway rationing system from the viewpoint of client-oriented approach]. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putey soobshcheniya [Proceedings of Petersburg State Transport University]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2017, vol. 14, iss. 2, pp. 187-199. (In Russian)

21. Akhtyamov R. G. & Titova T. S. Geoekologiches-kiyeproblemy obespecheniya bezopasnostypry obrash-chenii s othkodamy [Geoecological issues related to secu-

rity support when handling waste products]. Saarbrucken, Germany, Lambert Academic Publishing, 2016, 109 p. (In Russian)

22. Titova T. S., Longobardi A., Akhtyamov R. G. & Nasyrova E. S. Lifetime of earth dams. Inzhenerno-stroitelniy zhurnal [Construction engineering journal], 2017, no. 1(69), pp. 34-43.

23. Bykadorov S.A., Kurenkov P. V., Serkova A. V. & Chirkova O. V. Analiz metodov opredeleniya sebestoi-mosty gruzovykh perevozok [Analysis of methods for determining the prime cost of freight service]. Vestnik transporta [Transport bulletin], 2014, no. 3, pp. 30-41. (In Russian)

24. Efremov V. A. & Kurenkov P. V. Logistizatsiya upravleniya dvizheniyem poezdov [Train control system logistization]. Logistika segodnya [Logistics today], 2004, no. 5, pp. 31-38. (In Russian)

25. Polyanskiy Yu.A. & Kurenkov P. V. Topologi-cheskoye modelirovaniye vzaimodeistviya khozyaistv zheleznoy dorogy [Topological interaction modeling of railway facilities]. Transport: nauka, tekhnika, upravleni-ye [Transport: science, equipment, management]. Sbornik OI/VINITI RAS [Coll. Volume PI/All-Union Institute of Scientific and Technical Information RAS], 2003, no. 7, pp. 8-18. (In Russian)

26. Polyanskiy Yu. A. & Kurenkov P. V. Dorozhniy tsentr situatsionnogo upravleniya: problem sozdaniya i

funktsionirovaniya [Road center for situation management: problems of formation and functioning]. Eko-nomika zheleznykh dorog [Railway economics], 2003, no. 1, pp. 51-65. (In Russian)

27. Mokhonko V. P., Isakov V. S. & Kurenkov P. V. Si-tuatsionnoye upravleniye perevozochnym protsessom [Situation management of transportation process]. Transport: nauka, tekhnika, upravleniye [Transport: science, equipment, management]. Sbornik OI/VINITI RAS [Coll. Volume PI/All-Union Institute of Scientific and Technical Information RAS], 2004, no. 11, pp. 14-16. (In Russian)

28. Bubnova G. V., Zenkin A., A. & Kurenkov P. V. Transportniye koridory i osy v evraziyskikh kommu-nikatsiyakh [Transport corridors and axes in Eurasian communication lines]. Logisitka - evraziyskiy most [Lo-gisitcs - Eurasian bridge]. Materialy 12-y Mezhdunarod-noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Proceedings of the 12th International Research and Training Conference], 2017, pp. 25-33. (In Russian)

Received: April 20, 2020 Accepted: May 01, 2020

Author's information:

Oksana D. POKROVSKAYA - D. Sci. in Engineering, Associate Professor; insight1986@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.