^ ПРОБЛЕМАТИКА ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
УДК 656.073:658.8
Инструментарий логистического нормирования для проведения аудита транспортно-складских систем
О. Д. Покровская, Т. С. Титова
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9
Для цитирования: Покровская О. Д., Титова Т. С. Инструментарий логистического нормирования для проведения аудита транспортно-складских систем // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2019. - Т. 16, вып. 2. - С. 175-190. В01: 10.20295/1815-588Х-2019-2-175-190
Аннотация
Цель: Разработка интегрированной системы показателей, с помощью которой возможно комплексно оценивать параметры деятельности логистических объектов (ЛО) различного типа и терминальных сетей (ТС) в целом. Научная новизна исследования заключается в создании системы показателей-индикаторов для логистического нормирования параметров деятельности объектов терминально-складской инфраструктуры железных дорог. Методы: Применяются методы системного анализа, логистики, синергетики, кластерного анализа, теории множеств, теории складских систем, теории терминалистики. Результаты: Обоснована актуальность и практическая необходимость внедрения предлагаемой системы логистического нормирования. Проведен анализ факторов, влияющих на морфологию ТС и особенности эксплуатации ЛО. Описана процедура проведения логистического аудита с использованием системы показателей-индикаторов. Охарактеризованы функциональные задачи системы логистического нормирования. Показано ее положение в известных системах нормирования и регулирования работы железнодорожного транспорта. Практическая значимость: Результаты исследования могут применяться Холдингом «РЖД» для решения целого спектра прикладных задач: идентификации типа ЛО; выбора стратегии развития ТС; оценки проектов создания и модернизации ЛО и их логистической деятельности; контроля и аудита терминально-логистической деятельности железнодорожного транспорта, что обеспечит рост доходов от логистической деятельности.
Ключевые слова: Система логистического нормирования, логистический объект, терминально-складская инфраструктура, комплексная оценка деятельности.
Введение
Объективная потребность в терминально-складских мощностях для реализации стратегических задач развития транспортно-ло-гистического блока ОАО «РЖД» и комплексного транспортно-логистического сервиса
определяет необходимость создания системы нормирования параметров рациональной эксплуатации логистических объектов (ЛО) -обеспечение оценки, исследования, проектирования и учета ЛО как узлов терминальной сети (ТС) ОАО «РЖД» (согласно документам
[1-3]).
В настоящее время ОАО «РЖД» оказывает широкий перечень логистических услуг, имеет сеть собственных ЛО, однако при этом не располагает системой логистических показателей-индикаторов для их комплексной оценки. Холдинг «РЖД» реализует как базовую (перевозочную) услугу, так и дополнительные логистические услуги (добавленной стоимости). Это говорит об имеющейся необходимости рассматривать не только вопросы эксплуатации ЛО в «проблемном поле» управления работой железнодорожного транспорта, но и разработать комплекс показателей-индикаторов, позволяющих адекватно оценивать и рационально проектировать объекты терминально-складской инфраструктуры (ТСИ) железных дорог [4].
Был проведен анализ некоторых отечественных и зарубежных работ [5-20]. По его результатам можно сделать следующий вывод. Так, известные параметры «нацелены» на «локальные» группы оцениваемых сегментов деятельности ЛО, например, только на экономическую или на техническую группу. При этом большинство параметров не служат «индикаторами» состояния ЛО для его владельца и не позволяют клиенту выбрать из альтернативных вариантов подходящий для него объект. Кроме того, известные параметры не являются логистическими, поскольку не отражают особенности и состав сервиса, сложность систем доставки и пр. [21, 22].
Известные параметры связаны с целями владельца, арендатора и эксплуататора ЛО, но задачи других участников перевозочного процесса (железнодорожного транспорта, клиента) не учитываются. Они отражают только «совершенство» проектировочных решений и решений по выбору и организации технологии грузопереработки. С использованием расчетных показателей можно определить размер технологических зон, потребность в техническом оснащении, инвестициях и пр. Но не решается такой существенный блок задач как оценка повышения добавленной стоимости грузов, дислокации ЛО, комплексности сервиса, полезности логистической работы. Объективно требуется синтезировать в рам-
ках единой оценочной методики как принципы клиентоориентированности, так и технические нормы работы железнодорожного транспорта, а также решить задачи по идентификации ЛО, обоснованию строящегося ЛО, определению инвестиционной привлекательности, выбору услуг, выбору поставщика логистического сервиса, оценке участков и узлов существующей и проектируемой ТС [23, 24]. С учетом указанного цель настоящей работы - разработка интегрированной системы показателей, при использовании инструментария которой можно всесторонне оценить параметры деятельности ЛО различного типа и ТС в целом.
Общие сведения о системе логистического нормирования
Система логистического нормирования» (СЛоН) - это «система показателей для оценки ключевых параметров функционирования и развития объектов терминально-складской инфраструктуры железнодорожного транспорта» [25, с. 143]. Она разработана в соответствии с принципами сетевого технического нормирования эксплуатационной работы железнодорожного транспорта, логистики, клиентоориентированности, а также согласно документам [1-3].
СЛоН предлагает «инструменты» по логистическому аудиту ТСИ ОАО «РЖД», а не отдельных складов/логистических цепей. Сегодня на рынке логистического консалтинга «спрос на логистический аудит складов - около 80 % заказов, цепи поставок - 15 %, управления запасами - 4 %, логистики транспорта -1 %» [26, с. 12]. При этом единой методологии и «правил» реализации логистического аудита до сих пор не существует. На рис. 1 СЛоН показана как система показателей.
В последнее время ОАО «РЖД» ориентирует свою работу на обслуживание ключевых клиентов так, чтобы привлечь высокодоходные грузопотоки на железнодорожные ЛО, расположенные на базе грузовых станций. Так, известна и успешно применяется систе-
00 00
оо
СИСТЕМА ЛОГИСТИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ (СЛОН) КАК СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
(всего 85 параметров-индикатров)
"О
о СП ь
Л) ш
оп оо оо X
го а>
¡0 п
—I <
п
о
м о
НОВЫЕ АВТОРСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ
1. Время нахождения груза в ТС (на ЛО), ч (сут.)
2. Охват логистической инфраструктурой региональных перевозок, ваг.
3. Грузоперерабатывающая способность терминальном сети, т/сут.
4. Перерабатывающая способность ЛО, т/сут.
5. Производительность ТС, тыс.т/год
б. Скорость логистического обслуживания клиентов на ЛО, тыс. руб. /сут.
7. Скорость выполнения логистической работы на ЛО, токно-операций
8. Грузонапряженность ТС или ее отдельного участка
9. Статическая загрузка ЛО, тУм2 г
10. Динамическая загрузка ЛО, (т/м)
11. Потенциальное количество ЛО на базе ж.-д. станций для обслуживания региона, ед.
1 .Коэффициент логистической полезности
2. Эффект логистической работы ЛО, у.е.
ь качественности терминально-
складского обслуживания
4.Показатель транспортно-логистической обеспеченности региона
5.Логистический рейтинг участка ж.-д. сети, тыс.руб. • ед.
б.Комплексный показатель оценки целесообразности формирования ТСС в
7.Обеспеченность логистической инфраструктурой, ед.
8 .Коэффициент комплексности сервиса на ЛО
9.Показатель обеспеченности логистическим сервисом железнодорожной станции
10. Логистическая работа, тонно-операций/сут.
11. Коэффициент полезности логистической работы
12. Коэффициент полезности логистического сервиса
13. Коэффициент функциональной автономности ЛО ГГС)
14. Коэффициент логистической самостоятельности ЛО
15. Показатель комплексности транспортно-логистического обслуживания отдельного ЛО
16. Показатель эффективности комплексного транспортно-логистического обслуживания отдельного клиента на ТС
IX Показатель сложности формируемой
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
1 .Коэффициент плотности логистической сети, ед.
2 .Комплексный коэффициент логистической локации, ед. /км2
3.Емкость терминальной сети ОАО «РЖД» на отдельном участке, тыс. т/год
4.Затраты клиента при переработке грузов на ЛО, у.е./год
¿.Доходы ж.-д. транспорта при эксплуатации ЛО, у.е./год
5.Расходы ж.-д. транспорта при эксплуатации ЛО, у.е./год
7.Расходы ж.-д. транспорта по содержанию ТС (отдельного сектора ТС), у.еУгод
8.Доходы ж.д. транспорта от ТС (отдельного сектора ТС), у.е./год
9.Экономия при формировании ТС, у.еУгод
10. Перспективная емкость логистических услуг ТС железных дорог, клиентов / км2
11. Интегральный показатель эффективности ТС, тыс.руб./год
18. Показатель логистической независимости ЛО, работающего в составе ТСС
19. Коэффициент логистической работы ЛО (идентификации ЛО)
ИЗВЕСТНЫЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
_ 1 .Суточный грузопоток по прибытию/отправлению ЛО, т/сут.
2.Суточный внутренний грузопоток НЛО» т/сут.___
_|3 .Запас хранения (запас груза) / вместимость / емкость ЛО, т.
_4. Коэффициент оборачиваемости *""[грузов на ЛО_
— б.Срок хранения грузов на ЛО, сут.
—7.Удельный грузооборот ЛО, т/кв.м
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ
_5. Общий суточный грузопоток ЛО, ]т/сут._
_ 8. Суточный вагонопоток ЛО, ваг./сут.
~ 9.Число вагонов в одной подаче, ваг.
_ 10. Длина выгрузочного железнодорожного пути, м
111. Длина выгрузочного автомобильного пути, м
12. Число автомобилей, одновременно подаваемых под грузовые операции, ед.
13 Приведенные затраты по отдельным технологическим зонам ЛО, тыс. рубУгод
14. Коэффициент полезного использования площади хранения ЛО
15. Коэффициент полезного использования объема складского здания ЛО
16. Вместимость контейнерной шгогцадки/единовременныи запас хранения контейнеров, конт._
17. Коэффициент оборачиваемости
18. Площадь^онтейнерной площадки, м_
19. Перерабатывающая способность контейнерной площадки, конт./сут.
20. Перерабатывающая способность грузосортировочной платформы, ваг./сут.
21. Количество погрузочно-разгрузочных машин на контейнерной площадке, ед.
22.Коэффициент неравномерности загрузки ЛО
23. Потребная площадь крытого склада для тарно-штучных грузов, м2
24. Суточный грузооборот ЛОпо прибытию и по отправлению, т/сут.
25. Полезная площадь внутренних технологических зон х
26. Площадь основного хранения, занимаемая оборудованием для хранения грузо^(стеллажи, поддоны, контейнеры), м
27. Площадь ЛО общая, м2
28. Площадь зоны экспедиции приемки/отправки соответственно, ъ/г
2^. Общая площадь зоны экспедиции,
30. Потребность во внутрискладских "огрузочно-разгрузочных
31. Производительность погрузочно-)азгрузочных механизмов ЛО, т/ч
Рис.1. СЛоН как система показателей
-3. Чистый доход ЛО, тыс. руб./год
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
1. Годовая выручка ЛО от оказываемых услуг, тыс.руб./год
2. Индекс доходности инвестиционного проекта ЛО
4. Срок окупаемости инвестиций в ЛО, лет
. 5. Себестоимость переработки одной тонны груза, тыс.руб./т
б. Эксплуатационные расходы на ЛО, тыс.руб./год
7. Фондоемкость ЛО, руб./руб.
- 8. Фондоотдача ЛО, руб./руб.
9. Размер инвестиций в строительство ЛО, тыс. руб.
10. Общие размер инвестиций в создание ЛО, тыс.руб./год
11. Размер инвестиций в строительство открытого склада/ площадки на ЛО, тыс.руб.
12. Размер инвестиций в строительство примыкающих автодорог, тыс. руб.
13. Размер инвестиций в строительство примыкающих железнодорожных путей, тыс.руб.
"О
О) I
п ^
0 "О н
1
сг X
п ^
Л)
ю м
ма технического нормирования показателей эксплуатационной работы железнодорожного транспорта. При этом ОАО «РЖД» уже давно трансформировала формат бизнеса из «транспортной» и «инфраструктурной» компании в «транспортно-логистический холдинг». Объемы предоставляемого клиентам железных дорог терминальных и транспортно-логистических услуг свидетельствуют о существенной роли ЛО в бизнесе отрасли, поскольку именно на них реализуются дополнительные сервисы и повышается добавленная стоимость грузов/товаров. Перечисленное предполагает использование системного подхода по параметризации, анализу, контролю, регулированию и оценке деятельности железнодорожных ЛО [27].
Обоснование необходимости и назначения СЛоН
Сформируем новую методологию для оценки и мониторинга показателей деятельности ТСИ в виде системы нормирования их эксплуатационных параметров.
Единая система показателей, адекватная требованиям всех участников транспортно-логистического рынка, обеспечит клиенто-ориентированность сервиса, оптимизацию технических и технологических решений ЛО всех типов. Это позволит рационально проектировать их и «подключать» к опорной сети и международным транспортным коридорам, разработать государственный стандарт в сфере деятельности логистической инфраструктуры России. В табл. 1 приведены факторы, влияющие на принятие решений по созданию в регионе ТС, на ее структуру и тип.
На основе факторного анализа нами была предложена новая система интегрированных показателей-индикаторов для экономического обоснования, целеполагания и проведения расчетов параметров ЛО и ТС. Можно полагать, что создание СЛоН в условиях актуализации проектов создания опорной терминальной сети ОАО «РЖД» и быстрого развития логистиче-
ского сегмента в грузовых перевозках является требованием времени. «Увязывание» плана перевозок и логистического нормирования определяется максимальными размерами грузовой работы и выработкой мер по эффективному освоению заданных объемов.
Функциональная цель СЛоН: максимум доходов от терминально-складской деятельности при минимуме затрат или максимум дополнительного сервиса в грузопереработке при минимуме затрат на его реализацию.
Реализация цели СЛоН возможна в рамках терминалистики как новой методологии, в качестве ее прикладного инструментария (подробно она изложена в более ранних работах авторов [25-31]).
«Логистическими нормами» будем определять показатели, используемые для установления и поддержания необходимого уровня организации транспортно-логистического сервиса на железнодорожном транспорте для обеспечения выполнения комплекса дополнительных логистических услуг в рамках оказания «сквозного бесшовного сервиса» [25].
С помощью СЛоН можно решать такие задачи как:
• интенсивное использование складских площадей, погрузочно-разгрузочного оборудования ТС;
• распределение грузопотоков, грузовой и логистической работы железнодорожного транспорта с учетом объемов перерабатываемых грузов и конфигурации ТС, типа, количества, дислокации ЛО и их мощности;
• адекватное резервирование грузоперера-батывающих мощностей при высококачественном обслуживании клиентов и грузов;
• оценка полноты и эффективности использования наличной пропускной и перерабатывающей способности ТС, ее узлов и участков для рационального технико-технологического обеспечения и эксплуатации ТС при достижении ОАО «РЖД» уровня логистического провайдинга 4 PL;
• распределение грузопотоков по объектам ТС в соответствии с плановыми объемами работы ЛО, их типологией, функциональными
ТАБЛИЦА 1. Влияющие факторы на ТС (жирным выделены новые факторы)
Фактор Описание Измеритель
Инфраструктурные Финф
Р жд Густота (плотность) железнодорожных коммуникаций в регионе км/км2
Р ад Густота (плотность) автомобильных дорог в регионе км/км2
I жд Грузонапряженность железнодорожных линий т/км
L, фад Протяженность (при наличии) автомобильных трасс федерального значения в регионе км
N РЖД Наличие в регионе объектов опорной сети ТСИ ОАО «РЖД» (в соответствии с «Концепцией создания сети ТЛЦ в РФ») ед.
K скл Коэффициент качественности терминально-складского обслуживания с K — кач скл — ^ > Zj рег где Скач - общая площадь качественных складских площадей класса «А», «А+» по международным классификациям, тыс. м 2; ^Срег -суммарная площадь складских комплексов в регионе, тыс. м безразм.
R инфр Наличие резервов грузоперерабатывающей способности ТСИ региона т/год
Транспортные Ф * г тран
Q жт Объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом тыс. т/год
Q ат Объемы перевозок грузов автомобильным транспортом тыс. т/год
Q др Объемы перевозок грузов другими видами транспорта тыс. т/год
R тр Наличие резервов пропускной способности транспортных коммуникаций ед./год
N ту Количество крупных транспортных узлов в регионе ед.
K ТЛО Показатель транспортно-логистической обеспеченности региона к ТТ скл ктло - / ы Ч , У 7Уржд + N ¿-1 N 'скл V скл ) где Кскл - показатель качественности терминально-складского обслуживания; Жскл - суммарное количество ЛО в регионе независимо от классности, ед.; ЖРЖД - суммарное количество ЛО ОАО «РЖД», ед. %
Рыночные Ф рын
N пр Наличие в регионе реализуемых национальных экономических и транспортных проектов ед.
Q -^врп Валовой региональный продукт руб.
Q -^опт Объемы оптовой торговли руб.
Q тр Объемы транспортных услуг руб.
N нас Численность населения млн чел.
и техническими возможностями, количеством и размещением на сети;
• рациональное формирование ТС с параметрами ЛО, обеспечивающими имеющиеся и перспективные потребности в широком с учетом распределения ассортименте транспортно-логистических услуг среди ЛО сети и др.
При этом СЛоН должна корреспондировать с требованиями системы технического нормирования. Это позволит СЛоН «включиться» в систему сетевого технического нормирования эксплуатационной работы и «расширить» горизонт нормирования и планирования дополненными показателями.
Предлагается следующая процедура работы СЛоН. Центром фирменного транспортного обслуживания формируется сводный заказ по сети железных дорог по типу вагонов и контейнерам не позднее 10 дней до начала планового месяца. Полигонам дороги, согласно постан-ционным заказам на перевозку и установленным дорогой нормам, следует распределить объемы грузовой и логистической работ по элементам ТС, а также рассчитать ключевые показатели СЛоН. Таким образом, в соответствии с заявками клиентов на дополнительные транспортно-логистические услуги и установленными нормами погрузки и выгрузки по станциям СЛоН обеспечит расчет качественных и количественных показателей использования ТСИ, принадлежащей холдингу.
Исходные данные для разработки «логистических норм» включают: план перевозок; наличие и расположение ЛО; перерабатывающая способность опорных станций и ЛО, технологические процессы их работы; действующий график движения и план формирования поездов; структура грузооборота; плановые объемы погрузки и выгрузки; статистические и маркетинговые данные.
Принципы функционирования СЛоН: 1) кли-ентоориентированность заключается в возможности получить экономическую оценку отдельного ЛО для конкретного ЛО, региона, участка ТС с точки зрения экономических выгод клиента железнодорожного транспорта; 2) комплексность оценки, проектирования и
развития ЛО заключается в возможности одновременного учета нескольких значимых показателей при выборе ЛО, его проектировании и оценке; 3) полиаспектность анализируемых величин; 4) автоматизация заключается в автоматизации всех расчетных процедур, что определяет возможность практического применения; 5) адаптивность заключается в приспособленности методики расчета для интересов клиента, ОАО «РЖД» и региональной власти; 6) альтернативность вариантов формирования оценочных блоков, проведение выборочной и поэлементной оценок ЛО и ТС.
Логистический аудит с использованием системы логистического нормирования
Логистическим аудитом будем именовать процедуру поиска вариантов улучшения работы ЛО в рамках экспресс-исследования терминально-складских мощностей и процессов на всем протяжении логистической цепи [26]. Логистический аудит «нацелен» на нахождение недостатков в организации работы ТСИ и предложений по их устранению.
СЛоН как практический инструмент теории терминалистики и логистического аудита даст ответы на ряд вопросов, возникающих при управлении процессами перевозок с применением ЛО и их эксплуатации: какое количество ЛО и с какой дислокацией нужно иметь в составе ТС; какие виды транспортных средств следует использовать на каждом участке ТС; следует ли оснащать ЛО новыми механизмами, расширять площади, закупать новое оборудование, внедрять новые технологии грузо-переработки; как определить эффективность формирования ТС в конкретном регионе; как улучшить технико-экономические показатели работы отдельных участков и узлов ТС; как провести технико-экономические расчеты и как принимать решения по ним при выборе к реализации альтернативного варианта ТС; в каком соотношении находятся текущие параметры работы ТС с эксплуатационными показателями работы железных дорог и др.
Таким образом, СЛоН в полной мере формирует экономико-математический арсенал, «подключенный» к системе эксплуатационных показателей железнодорожного транспорта, для реализации логистического аудита, а также для взаимодействия с клиентом.
Логистический аудит является важнейшим этапом оптимизации ЛО и ТС, включая решение задач оптимального конфигурирования ТС, проектирования ЛО и определения перспектив и сценариев их развития в целом. Проводить логистический аудит предлагается так, как показано на рис. 2.
Согласно рис. 2, этапы проведения логистического аудита следующие.
Этап 1. Формулирование задач, сбор и верификация исходных данных о работе транспортных участков и узлов ТС, описание функционирования отдельных ЛО.
Этап 2. Расчет ключевых показателей эффективности (КР1) по экспресс-методике.
Этап 3. Расчет индикаторов логистического, экономического и эксплуатационного типов по отдельным участкам, узлам и всей ТС.
Этап 4. Анализ полученных значений, выявление причин изменения, построение графических зависимостей, сопряжение полученных данных с реальными рабочими данными управления процессами перевозок в режиме онлайн.
Этап 5. Установление проблемных «узких мест» и «слабых звеньев» ТСС. Формулирование новых требований к их работе. Подготовка исходных данных.
Этап 6. Проведение итерации расчета индикаторов логистического, экономического и эксплуатационного типов по проблемным звеньям ТСС.
Этап 7. Корректировка плановых параметров, уточнение ассортимента и стоимости пакета услуг, вариация переменных значений. Формирование альтернативных вариантов к расчету.
Этап 8. Проведение заключительной итерации расчета по группам интересующих показателей. Принятие решений по каждому индикатору.
Этап 9. Разработка плана мероприятий по совершенствованию показателей по каждому узлу и участку ТС. Формирование стратегической программы развития ТС на следующий период.
Кроме того, СЛоН определяются прежде не существовавшие, но имеющие высокую актуальность параметры. При этом оценивается как реализация принципов клиентоориенти-рованности, так и «сопряжение» логистических норм с системой технического нормирования, что позволит «установить вектор» принятия решений и управлять текущим состоянием ЛО на полигоне и качеством логистического сервиса.
В СЛоН интегрированы 3 блока значимых параметров (табл. 2).
СЛоН согласована с техническими нормами работы железнодорожного транспорта (табл. 3).
Таким образом, СЛоН обеспечивает выработку решений по обоснованию параметров ЛО, его инвестиционной привлекательности, комплексности услуг, оценке отдельных участков и узлов существующей и проектируемой ТС.
Экспериментальные данные и результаты
Анализ железнодорожных ЛО с применением инструментария СЛоН проводился в условиях Новосибирского транспортного узла (НТУ).
В структуре прибыли станций НТУ, открытых для грузовых операций, доля прибыли от дополнительных услуг (по стоимости, регулируемой государством и оказанных по соглашению) даже в динамике традиционно невысока (рис. 3, отражающий также структуру их сервиса).
Для сравнения приведем результаты расчета авторского показателя СЛоН - коэффициента комплексности сервиса на ЛО (Клог) -для некоторых грузовых станций НТУ, на которых отсутствует ЛО:
о
ю
оо
Последовательность проведения логистического аудита ТС и ЛО с применением СЛоН
I
Подготовительный блок
Этап 1
I
Расчетный блок 1
I
Аналитический блок
а
Блок принятия решений
о п Ф Ф
о. з' ю
о
"О
ф
гЧ-
Ф СГ
"О
О
< Ф
Укрупненная последовательность проведения логистического аудита ТС и ЛО с применением СЛоН
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЗАДАЧ АУДИТА
ПОДГОТОВКА АКТУАЛЬНЫХ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ПО ЭЛЕМЕНТАМ ТСС
РАСЧЕТ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ (КР1) ПО ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКЕ
РАСЧЕТ ИНДИКАТОРОВ ЛОГИСТИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ТИПОВ
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. УСТАНОВЛЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ «УЗКИХ МЕСТ» И «СЛАБЫХ ЗВЕНЬЕВ» ТСС
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИИ. КОНФИГУРИРОВАНИЕ ТСС С УЧЕТОМ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Рис. 2. Логистический аудит с применением СЛоН
тз о СП
ь
ф
ш
А ш н ~о ш л п л о ~о н
л £
X
Г) ^
ф
ТАБЛИЦА 2. Задачи, решаемые СЛоН для отдельных участников процесса перевозок
Для клиента Для ОАО «РЖД» Для прочих участников процесса перевозок
Как выбрать соответствую-щий ЛО? Как оценить работу объектов терминально-складской инфраструктуры на сети железных дорог? Как рационально запроектировать ТС? Как увязать работу транспортной и складской подсистем? Для владельца: как оценить работу работающих/эксплуатируемых ЛО? Как рационально запроектировать ЛО? Для инвестора (торговые, промышленные и логистические компании): как выбрать альтернативный вариант размещения и типа ЛО для инвестирования? Для региональной власти: как оценить эффект в смежных отраслях и экономике региона от работы ЛО?
ТАБЛИЦА 3. Согласование параметров СЛоН с существующими
Клиент: что важно для клиента? Техническое нормирование: что важно для железнодорожного транспорта? Логистическое нормирование: клиент + ж.-д. транспорт = = увязка интересов
Срок доставки (с учетом грузопереработки), ассортимент и комплексность (от одного лица, по одному договору, в одном месте), стоимость услуг Оборот вагона, пропускная способность, распределение грузовой работы, план перевозок, график движения, план формирования поездов, коэффициент местной работы, коэффициент сдвоенных операций Интеграция транспортной и складской подсистем доставки, реализация в системе индикаторов принципов логистики и клиентоориентированности
а
и
л 3
при
^ 5
§ 4
^ 3 и
^ 2 w
ч 1
о
«0
92
I
□ Базовые услуги ЛО
I Комплексные услуги ЛО
□ Дополнительный расширенный сервис
II
□ Базовые услуги ЛО
I Комплексные услуги ЛО
□ Дополнительный расширенный сервис
2012 2013 2014 2015 2016 Годы
Рис. 3. Динамика прибыли от дополнительных услуг от общей прибыли (а) и структура реализуемого сервиса (б) на станциях И (I) и Н (II)
б
а
а
ЛО................... 1 2 3
Значение K ...... 0,7 0,6 0,8
лог 7 7 7
Можно заключить, что логистическая инфраструктура НТУ не в полной мере реализует богатейший потенциал сервиса ОАО «РЖД», также очевиден дефицит многофункциональных ЛО. Компании сложно увеличить прибыльность дополнительных услуг, располагая ЛО, не имеющими в настоящее время высококачественные складские помещения класса «А», особенно в условиях низкой клиенто-ориентированности предложений. Это связано с износом оборудования железнодорожных ЛО, ростом предложений автомобильным транспортом и приватными ЛО. В то же время для станции К, обладающей крупнейшим ЛО сетевого уровня, показатели выглядят, как показано на рис. 4.
К сожалению, комплексные услуги интегрированной логистики по ЛО на станции К составляют всего 5 % от общего объема сервиса. Это ниже, чем показатель годового отчета ПАО «Трансконтейнер» за 2016 г. - по компании такая доля составляет в «очищенной» прибыли 14,4 %. Данный показатель косвенно отражает комплексность транспортно-логистического сервиса. Из трех показателей только станция К обладает максимальным значением коэффициента комплексности логистического сервиса.
На рис. 5 показаны доли доходности дополнительных услуг в прибыли, доля комплексного обслуживания клиентов в общем объеме сервиса и коэффициент комплексности сервиса по трем станциям, обладающим ЛО.
л
vo
5
6
с
Ц
о «
5,7 5,
6,2
2012 2013 2014 2015 2016 Годы
Рис. 4. Прибыльность логистической деятельности станции К: а - доля прибыли от дополнительных услуг в общей прибыли, %; б - структура сервиса,
реализуемого на станции
7
л
ц «
m се И О
С
«
3 и о о
и
св И S
е
4,7
1,1 1,2 □I
4,3
1,0 1,1 П1
1,2
1,3
01
| | Доля дохода от реализации дополнительных услуг в прибыли, %
| | Доля комплексаного обслуживания, %
| Кло1, коэффициент
комплексности сервиса
н и к
Станции
Рис. 5. Усредненные финансовые показатели по анализируемым станциям
5
6
5
4
3
2
1
0
4 3,5 3
2,5 2 1,5 1
л
тел 0,5 а
з
зка 0
о п
а 0,5 в
нсо 0,45 инан 0,4
е 0,35 0,3 0,25 0,2 0,15 0,1 0,05 0
2,7
3,3
1 5 I 1,65 1,65 1,2
п
0,2 0,2
0,1
0,0
0,1
3,6
2,2
1,4
0,5
0,3 0,3
0,1
1
3
Регулируются договором
| | Регулируются государством
В Всего в прибыли
Доля дохода от реализации дополнительных услуг в прибыли, %
| | Доля комплексаного обслуживания, %
| Клог, коэффициент
комплексности сервиса
2
Станции
Рис. 6. Усредненные финансовые показатели по станциям узла
1
2
3
Для сравнения на рис. 6 дана доля доходов от дополнительных услуг по другим трем грузовым станциям, не обладающим ЛО.
Заключение
К полученным в данном исследовании результатам можно отнести:
1) практически апробирована методика СЛоН, оценена клиентоориентированность, проведены классификация и идентификация ЛО;
2) критический анализ логистической инфраструктуры НТУ, включая маркетинговый, подтвердил тенденции развития рынка транспортно-логистических услуг на региональном уровне работы Холдинга РЖД;
3) предлагаемая система логистических показателей может использоваться как экономико-математический инструментарий для:
- идентификации ЛО с учетом конструкции, вида складирования, размеров, технической оснащенности и др.,
- выбора ЛО с учетом его функциональных возможностей, дислокации и др.,
- определения роли ЛО в процессах перевозок,
- оценки проектов строительства и реконструкции объектов ТСИ железных дорог,
- оценки логистической деятельности ОАО «РЖД»,
- проектирования ЛО с оптимальными параметрами,
- прогнозирования и стратегического планирования работы железнодорожного транспорта.
По итогам исследования можно заключить, что применение показателей СЛоН в практике железнодорожного терминально-логистического бизнеса повысит эффективность управленческих решений и обеспечит рост доходов от логистической деятельности ОАО «РЖД».
Библиографический список
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. - Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. № 1734-р. - М. : Красный пролетарий, 2008. - 166 с.
2. Концепция комплексного развития контейнерного бизнеса в холдинге ОАО «РЖД». - М. : ОАО «РЖД», 2012. - 71 с.
3. Концепция создания терминально-логистических центров на территории РФ. - М. : ОАО «РЖД», 2012. - 79 с.
4. Покровская О. Д. «Сбитый прицел» клиен-тоориентированности / О. Д. Покровская // РЖД-Партнер. -2016. -20.06.
5. Апатцев В. И. Методология организации транспортного производства и управления объектами железнодорожных узлов : дис. ... д-ра техн. наук, специальность : 08.00.28. - М. : Мос. гос. ун-т путей сообщения, 2000. - 306 с.
6. Маликов О. Б. Перевозки и складирование товаров в цепях поставок : монография / О. Б. Маликов. - М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2014. - 536 с.
7. Правдин Н. В. Проектирование инфраструктуры железнодорожного транспорта (станции, железнодорожные и транспортные узлы) / Н. В. Правдин, С. П. Вакуленко, А. К. Головнич и др. ; под ред. Н. В. Правдина, С. П. Вакуленко. - М. : Маршрут, 2014. - 1086 с.
8. Самуйлов В. М. Организационно-технические решения при проектировании грузовых терминалов в составе международных транспортных коридоров / В. М. Самуйлов, О. Д. По-
кровская // Инновационный транспорт. - 2015. -№ 4. - С. 13-24.
9. Маликов О. Б. Вопросы логистической иерархии железнодорожных объектов / О. Б. Маликов, О. Д. Покровская // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2016. - Вып. 4 (49). -С. 521-531.
10. Самуйлов В. М. Практика и эффективность формирования транспортно-логистических кластеров / В. М. Самуйлов, О. Д. Покровская // Вестн. Урал. гос. ун-та путей сообщения. - Екатеринбург : УрГУПС, 2016. - № 4 (32). - С. 76-88.
11. Гаджинский А. М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика / А. М. Гаджинский. - М. : ТК Велби; Проспект, 2007. - 176 с.
12. Елисеев С. Ю. Система логистического управления взаимодействием с морскими и речными портами и другими видами транспорта : монография / С. Ю. Елисеев. - М. : ВИНИТИ РАН, 2005. - 96 с.
13. Прокофьева Т. А. Логистические центры в транспортной системе России : учеб. пособие / Т. А. Прокофьева, В. И. Сергеев. - М. : Издат. дом «Экономическая газета», 2012. - 522 с.
14. Миротин Л. Б. Логистика, технология, проектирование складов, транспортных узлов и терминалов / Л. Б. Миротин, А. В. Бульба, В. А. Демин. - Ростов н/Д. : Феникс, 2009. - 408 с.
15. Дыбская В. В. Управление складированием в цепях поставок / В. В. Дыбская. - М. : Альфа-Пресс, 2009. - 720 с.
16. Балалаев А. С. Транспортно-логистическое взаимодействие при мультимодальных перевозках / А. С. Балалаев, Р. Г. Леонтьев. - М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте,
2012. - 268 с.
17. Rodrigue J.-P. The geography of transport systems. - Ch. 5. International Trade and Freight Distribution / J.-P. Rodrigue. - New York : Routledge,
2013. - 416 p.
18. Notteboom T. Inland terminals within North American and European supply chains / T. Notteboom, J-P. Rodrigue // Transport and Communications. Bull. for Asia and the Pacific. - 2009. - N 78. - P. 1-39.
19. Бауэрсокс Д. Дж. Логистика : интегрированная цепь поставок / Д. Дж. Бауэрсокс, Д. Дж. Клосс ;
пер. с англ. Н. Н. Барышниковой, Б. С. Линскера. -2-е изд. - М. : Олимп-Бизнес, 2006. - 640 с.
20. Линдерс М. Управление закупками и поставками : учебник для студентов высш. учеб. заведений / М. Линдерс, Ф. Джонсон, А. Флинн, Г. Фирон ; пер. с англ. под ред. В. Н. Егорова, Ю. А. Щербанина. - 13-е изд. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 723 с. - (Сер. Зарубежный учебник).
21. Покровская О. Д. Классификация объектов железнодорожной терминально-складской инфраструктуры / О. Д. Покровская // Вестн. Урал. гос. ун-та путей сообщения. - Екатеринбург : УрГУПС, 2017. - № 1 (33). - С. 70-83.
22. Покровская О. Д. Классификация узлов и станций как компонентов транспортной логистики / О. Д. Покровская // Вестн. транспорта Поволжья. - Самара : СамГУПС, 2016. - № 5 (59). -С. 77-86.
23. Инновационный потенциал национальной экономики: приоритетные направления реализации : монография ; под общ. ред. С. С. Чернова. -Новосибирск : ЦРНС, 2015. - 164 с.
24. Экономика России : прошлое, настоящее, будущее : монография / под общ. ред. Н. А. Адамова. - М. : ИТКОР, 2014. - 248 с.
25. Покровская О. Д. Логистическое руководство : математические основы терминалистики, маркировка, классификация и идентификация логистических объектов железнодорожного транспорта : монография / О. Д. Покровская. - Казань : Бук, 2017. - 281 с.
26. Sustainable economic development of regions : Monograph. Vol. 3 / ed. by L. Shlossman. -
Vienna : "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2014. -261 p.
27. Покровская О. Д. О терминологии объектов терминально-складской инфраструктуры / О. Д. Покровская // Мир транспорта. - 2017. -№ 1.- С. 152-163.
28. Титова Т. С. Организация транспортно-складских систем / Т. С. Титова, О. Д. Покровская // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2018. - Т. 15, вып. 3. - С. 327-343.
29. Титова Т. С. Методика оценки клиенто-ориентированности железнодорожного транспорта / Т. С. Титова, О. Д. Покровская // Бюл. результатов научных исследований. - 2018. -Вып. 3. - С. 84-106.
30. Титова Т. С. Междисциплинарное положение теории терминалистики / Т. С. Титова, О. Д. Покровская // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2018. - Т. 15, вып. 2. -С.248-260.
31. Титова Т. С. Понятийный аппарат терми-налистики / Т. С. Титова, О. Д. Покровская // Бюл. результатов научных исследований. - 2018. -Вып. 2. - С. 29-43.
Дата поступления: 06.05.2019 Решение о публикации: 31.05.2019
Контактная информация:
ПОКРОВСКАЯ Оксана Дмитриевна - доктор техн. наук, доцент, insight1986@inbox.ru ТИТОВА Тамила Семеновна - доктор техн. наук, профессор, titova@pgups.ru
The tools of logistic rationing for conducting audit of storage-retrieval systems
O. D. Pokrovskaya, X, S. Titova
Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation
For citation: Pokrovskaya O. D., Titova T. S. The tools of logistic rationing for conducting audit of storage-retrieval systems. Proceedings of Petersburg Transport University, 2019, vol. 16, iss. 2, pp. 175-190. (In Russian) DOI: 10.20295/1815-588X-2019-2-175-190
Summary
Objective: To develop an integrated system of indicators by means of which it will be possible to fully estimate the performance parameters of logistic facilities (LF) of different types and terminal network (TN) in general. Scientific novelty of the study in question is in creating the system of parameters and indicators for logistics rationing of performance parameters of railway storage-retrieval infrastructure facilities. Methods: The methods of systems analysis, logistics, synergetics, clustering analysis, set theory, warehouse management theory as well as the theory of terminalistics were applied. Results: The topicality and practical necessity of applying the introduced system of logistics rationing was justified. The analysis of factors influencing the morphology of TN and the specificities of LF operation activity was conducted. The procedure of conducting logistics audit involving the use of the system of indicators was described. Functional tasks of the system of logistics rationing were characterized. Its place in the current systems of rail activity regulation was demonstrated. Practical importance: Research results can be applied by the holding company "Russian Railways" for the solution of the spectrum of application tasks: identification of the type of LF; the choice of the development strategy for TN; the assessment of design and modernization projects for LF and logistics activity; control and audit of terminal and logistics activity of the railroad transport, thus providing the growth of income from logistics activity.
Keywords: System of logistics rationing, logistics facility, storage-retrieval infrastructure, integral performance assessment.
References
1. Transportnaya strategiya Rossiyskoy Federat-sii na period do 2030 goda [Transport strategy of the Russian Federation for the period until 2030]. Utv. Rasporyazheniyem Pravitelstva Rossiyskoy Fede-ratsii ot 22.11.2008 g. no. 1734-p [Appr. by the Order of the Government of the Russian Federation dated November 22nd, 2008, N 1734-p]. Moscow, Krasniy proletariy Publ., 2008, 166 p. (In Russian)
2. Kontseptsiya kompleksnogo razvitiya kontei-nernogo biznesa v kholdinge OAO "RZhD" [Comprehensive development framework of container industry in OAO "Russian Railways" holding company]. Moscow, OAO "Russian Railways" Publ., 2012, 71 p. (In Russian)
3. Kontseptsiya sozdaniya terminalno-logis-ticheskykh tsentrov na territorii RF [The concept of creating terminal and logistics centers on the territory of the Russian Federation]. Moscow, OAO "Russian Railways" Publ., 2012, 79 p. (In Russian)
4. Pokrovskaya O. D. "Sbytiy prytsel" kliyen-tooriyentirovannosty ["Upset sight" of customer-oriented approach]. RZhD-Partner, 2016, June 20th. (In Russian)
5. Apatsev V. I. Metodologiya organizatsii trans-portnogo proizvodstva i upravleniya obyektamy
zheleznodorozhnykh uzlov [Organization strategy of transport production and management of railway junction facilities]. Dis... D. Eng., specialty: 08.00.28. Moscow, Moscow State Transport University Publ., 2000, 306 p. (In Russian)
6. Malikov O. B. Perevozky i skladirovaniye to-varov v tsepyakh postavok [Transportation and storage of goods in supply chains]. Moscow, Uchebno-metodicheskiy tzentr po obrazovaniju na zhelezno-dorozhnom transporte [Learning and teaching educational center of railway transport] Publ., 2014, 536 p. (In Russian)
7. Pravdin N. V., Vakulenko S. P., Golovnich A. K. et al. Proektirovaniye infrastruktury zheleznodoro-zhnogo transporta (stantsii, zheleznodorozhniye i transportniye uzly) [Engineering of railroad infrastructure (stations, railway junctions and transportation hubs)]. Eds by N. V. Pravdin, S. P. Vakulenko. Moscow, Uchebno-metodycheskiy tsentr po obra-zovaniju na zheleznodorozhnom transporte [Learning and teaching educational center of railway transport] Publ., 2012, 1086 p. (In Russian)
8. Samuilov V. M. & Pokrovskaya O. D. Organi-zatsionno-tekhnicheskiye resheniya pry proektirova-nii gruzovykh terminalov v sostave mezhdunarod-nykh transportnykh koridorov [Organizational and technical solutions for the design of cargo terminals
being a part of international transport corridors]. In-novatsionniy transport [Innovative transport], 2015, no. 4, pp. 13-24. (In Russian)
9. Malikov O. B. & Pokrovskaya O. D. Voprosy logisticheskoy ierarkhii zheleznodorozhnykh obyek-tov [The issues of logistics hierarchy of railroad facilities]. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putey soobshcheniya [Proceedings of Petersburg State Transport University]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2016, iss. 4, pp. 521-531. (In Russian)
10. Samuilov V. M. & Pokrovskaya O. D. Praktika i effektivnost formirovaniya transportno-lo-gisticheskikh klasterov [Operating experience and efficiency of building logistics clusters]. Vestnik Ural. gos. institutaputey soobshcheniya [Ural State University of Railway Transport Bulletin]. Yekaterinburg, UrGUPS [Ural State University of Railway Transport] Publ., 2016, no. 4 (32), pp. 76-88. (In Russian)
11. Gadzhinsky A. M. Sovremenniy sklad. Organi-zatsiya, tekhnologii, upravleniye i logistika [Modern goods depot. Organization, technologies, management and logistics]. Moscow, TK (Trading Company) Velby, Prospect Publ., 2007, 176 p. (In Russian)
12. Eliseyev S. Y. Systema logisticheskogo up-ravleniya vzaimodeystviyem s morskymy i rechnymy portamy i drugymy vydamy transporta [The system of logistical control of sea ports and river ports and other types of transport interaction]. Moscow, VINITI RAN [All-Union Institute of Scientific and Technical Information RAS] Publ., 2005, 96 p. (In Russian)
13. Prokofiyeva T. A. & Sergeyev V. I. Logis-ticheskiye tsentry v transportnoy sisteme Rossii [Logistical centers in the Russian transportation system]. Ucheb. posobiye [tutorial]. Moscow, Eko-nomicheskaya gazeta [Economic journal] Publ., 2012, 522 p. (In Russian)
14. Mirotyn L. B., Bulba A. V. & Demin V. A. Lo-gistika, tekhnologiya, proektirovaniye skladov, trans-portnykh uzlov i terminalov [Logistics, technology, designing of stores, transport nodal points and railheads]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2009, 408 p. (In Russian)
15. Dybskaya V. V. Upravleniye skladirova-niyem v tsepyakh postavok [Storing management in
supply chains]. Moscow, Alpha-Press Publ., 2009, 720 p. (In Russian)
16. Balalaev A. S. & Leontiyev R. G. Transportno-logisticheskoye vzaimodeistviye pry multimodalnykh perevozkakh [Transport and logistics interaction in multimodal traffic]. Moscow, Uchebno-metodyche-skiy tsentr po obrazovaniju na zheleznodorozhnom transporte [Learning and teaching educational center of railway transport] Publ., 2012, 268 p. (In Russian)
17. Rodrigue J.-P. The geography of transport systems. Ch. 5. International Trade and Freight Distribution. New York, Routledge Publ., 2013, 416 p.
18. Notteboom T. & Rodrigue J-P. Inland terminals within North American and European supply chains. Transport and Communications. Bull. for Asia and the Pacific, 2009, no. 78, pp. 1-39.
19. Bowersox D. J. & Closs D. J. Logistika: in-tegrirovannaya tsep postavok [Logistical management: The integrated supply chain process]. Tr. from eng. by N. N. Baryshnikova, B. S. Linsker. 2nd ed. Moscow, Olimp-Business Publ., 2006, 640 p. (In Russian)
20. Leenders M., Johnson F., Flynn A. & Fea-ron H. Uptavleniye zakupkamy i postavkamy [Purchasing and supply management]. Textbook for college students. Tr. from eng. under ed. of V. N. Egorov, Yu. A. Shcherbanin. 13th ed. Moscow, UNITI Publ., 2007, 723 p. (In Russian)
21. Pokrovskaya O. D. Klassifikatsiya obyektov zheleznodorozhnoy terminalno-skladskoy infras-truktury [Classification of facilities of terminal and storage infrastructure]. Vestnik Ural. gos. instituta putey soobshcheniya [The Urals State University of Railway Transport Bulletin]. Yekaterinburg, UrGUPS Publ., 2017, no. 1 (33), pp.70-83. (In Russian)
22. Pokrovskaya O. D. Klassifikatsiya uzlov i stantsiy kak komponentov transportnoy logistiky [Classification of railroad junctions and stations as the components of transport logistics]. Vestnik transporta Povolzhya [The Volga region transport bulletin]. Samara, SamGUPS Publ., 2016, no. 5 (59), pp. 77-86. (In Russian)
23. Innovatsionniy potentsial natsionalnoy ekonomiky: prioritetniye napravleniya realizatsii [Innovative potential of the national economy: prio-
rity guidelines of realization]. Under gen. ed. of S. S. Chernov. Novosibirsk, TsRNS [Cooperation in Science Development Centre] Publ., 2015, 164 p. (In Russian)
24. Ekonomika Rossii: proshloye, nastoyashcheye, budushcheye: monografiya [The economy of Russia: past, present, future: monograph]. Under gen. ed. of N. A. Adamov. Moscow, ITKOR [Research Institute of Distribution and Wholesale Market Condition] Publ., 2014, 248 p. (In Russian)
25. Pokrovskaya O. D. Logisticheskoye rukovod-stvo: matematicheskiye osnovy terminalistiky, marki-rovka, klassifikatsiya i identifikatsiya logisticheskykh obyektov zheleznodorozhnogo transporta: mono-graphiya [Logistic guide: mathematical foundations of terminalistics, marking, classification and identification of logistical objects of railway transport: study]. Kazan, Publ. office "Book", 2017, 281 p. (In Russian)
26. Sustainable economic development of regions. Monograph, vol. 3. Ed. by L. Shlossman. Vienna, "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH Publ., 2014, 261 p.
27. Pokrovskaya O. D. O terminologii obyektov terminalno-skladskoy infrastruktury [On terminology of storage-retrieval infrastructure]. Mir transporta [The world of transport], 2017, no. 1, pp. 152-163. (In Russian)
28. Titova T. S. & Pokrovskaya O. D. Organizatsiya transportno-skladskykh sistem [Organization of railroad storage-retrieval systems]. Izvestiya Peterburgskogo
universiteta putey soobshcheniya [Proceedings of Petersburg State Transport University]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2018, vol. 15, iss. 3, pp. 327-343. (In Russian)
29. Titova T. S. & Pokrovskaya O. D. Metodika otsenky klientoorientirovannosty zheleznodorozhnogo transporta [Client-oriented railway transport service: estimation procedure]. Byull. rezultatov nauchnykh issledovaniy [Bulletin of research scientific results], 2018, iss. 3, pp. 84-106. (In Russian)
30. Titova T. S. & Pokrovskaya O. D. Mezhdistsi-plinarnoye polozheniye teorii terminalistiky [Interdisciplinary proposition of the theory of terminalistics]. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putey soobshcheniya [Proceedings of Petersburg State Transport University]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2018, vol. 15, iss. 2, pp. 248-260. (In Russian)
31. Titova T. S. & Pokrovskaya O. D. Ponyatiyniy apparat terminalistiky [Research vocabulary of terminalistics]. Byull. rezultatov nauchnykh issledovaniy [Bulletin of research scientific results], 2018, iss. 2, pp. 29-43. (In Russian)
Received: May 06, 2019 Accepted: May 31, 2019
Author's information:
Oksana D. POKROVSKAYA - D. Sci. in Engineering, Professor, insight1986@inbox.ru Tamila S. TITOVA - D. Sci. in Engineering, Professor, titova@pgups.ru