Научная статья на тему 'Принципы организации образовательного процесса в педагогическом вузе'

Принципы организации образовательного процесса в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2079
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ / СТАБИЛЬНОСТЬ / РАЗВИТЕЕ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ / ВАРИАТИВНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ / PEDAGOGICAL EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PRINCIPLES OF ORGANIZATION / STABILITY / DEVELOPMENT / INNOVATION / FUNDAMENTAL NATURE / VARIABILITY / TECHNOLOGICAL EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна, Серебренников Лев Николаевич

Определяются основные задачи в подготовке педагогических кадров, идеи (непрерывности и многоуровневое™), подходы (системный, ко мі іетсі іті юстный), которые необходимо учитывать при выборе принципов педагогического образования. Предлагаются, обосновываются и характеризуются следующие принципы педагогического образования: адекватаосш и перспективности (образовательные запросы личности и общества находятся в постоянном движении и развитии, поэтому необходимо обеспечить стратегический уровень подготовки педагогических кадров и непрерывного саморазвития личное™); фундаментальное™ и вариативное™ (необходимо формировать единое образовательное пространство при одновременном решении задач индивидуализации и регионализации подготовки педагогических кадров), стабильное™ и развития (достажение устойчивого адекватаого состояния системы подготовки кадров для сферы образования и обеспечение инновационное™ на всех уровнях профессионального образования); повышения воспитательного потенциала образовательного процесса (решение воспитательных задач должно найти отражение при изучении всех дисциплин, организации внеучебной деятельное™ студентов, в процессе педагогической практики и в исследовательской деятельности); создания и развитая креативной образовательной среды (предоставление возможное™ каждому' участнику образовательного процесса развить исходный творческий потенциал, стимулирование потребности в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, помощь в становлении у человека объективной самооценки, развитии способности к рефлексии); технологичное™ (педагогическое образование это технологичный процесс, который подчинен поставленным целям, задачам и должен гарантировать достижение намеченных результатов на каждом этапе образования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна, Серебренников Лев Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of Organization of the Educational Process in the Pedagogical Higher Education Institution

The main objectives are determined in training of pedagogical staff, ideas (continuity and a multiple-level system), approaches (system, competence-based) which must be taken into consideration choosing principles of pedagogical education. The following principles of pedagogical education are offered, proved and characterized: adequacy and prospects (educational needs of the personality and society are in the non-stop movement and development therefore it is necessary to provide the strategic level in training of pedagogical staff and continuous self-development of the personality); fundamental nature and variability (it is necessary to form uniform educational space with the simultaneous solution of problems of individualization and regionalization in training of pedagogical staff), stability and development (achievement of the steady adequate statement of the system of training staff for the education sphere and ensuring innovation at all levels of professional education); increase of the educational potential of the educational process (solution of educational objectives must find reflection when studying all disciplines, organization of students’ extracurricular activities, in the course of student teaching and in research activity); creation and development of the creative educational environment (granting an opportunity to each participant of the educational process to develop the initial creative potential, stimulation of the need in further self-knowledge, creative self-development, help in formation of the person’s objective self-assessment, development of the ability to reflection); technological effectiveness (pedagogical education is a technological process which is subordinated to goals, tasks and is to guarantee achievement of the planned results at each stage of education).

Текст научной работы на тему «Принципы организации образовательного процесса в педагогическом вузе»

УДК 37

Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников

Принципы организации образовательного процесса в педагогическом вузе

Определяются основные задачи в подготовке педагогических кадров, идеи (непрерывности и многоуровневости), подходы (системный, компетентностный), которые необходимо учитывать при выборе принципов педагогического образования. Предлагаются, обосновываются и характеризуются следующие принципы педагогического образования: адекватности и перспективности (образовательные запросы личности и общества находятся в постоянном движении и развитии, поэтому необходимо обеспечить стратегический уровень подготовки педагогических кадров и непрерывного саморазвития личности); фундаментальности и вариативности (необходимо формировать единое образовательное пространство при одновременном решении задач индивидуализации и регионализации подготовки педагогических кадров), стабильности и развития (достижение устойчивого адекватного состояния системы подготовки кадров для сферы образования и обеспечение инновационности на всех уровнях профессионального образования); повышения воспитательного потенциала образовательного процесса (решение воспитательных задач должно найти отражение при изучении всех дисциплин, организации внеучебной деятельности студентов, в процессе педагогической практики и в исследовательской деятельности); создания и развития креативной образовательной среды (предоставление возможности каждому участнику образовательного процесса развить исходный творческий потенциал, стимулирование потребности в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, помощь в становлении у человека объективной самооценки, развитии способности к рефлексии); технологичности (педагогическое образование - это технологичный процесс, который подчинен поставленным целям, задачам и должен гарантировать достижение намеченных результатов на каждом этапе образования).

Ключевые слова: педагогическое образование, образовательная среда, принципы организации, стабильность, развитие, инновационность, фундаментальность, вариативность, технологичность.

L. V. Baiborodova, L. N. Serebrennikov

Principles of Organization of the Educational Process in the Pedagogical Higher Education Institution

The main objectives are determined in training of pedagogical staff, ideas (continuity and a multiple-level system), approaches (system, competence-based) which must be taken into consideration choosing principles of pedagogical education. The following principles of pedagogical education are offered, proved and characterized: adequacy and prospects (educational needs of the personality and society are in the non-stop movement and development therefore it is necessary to provide the strategic level in training of pedagogical staff and continuous self-development of the personality); fundamental nature and variability (it is necessary to form uniform educational space with the simultaneous solution of problems of individualization and regionalization in training of pedagogical staff), stability and development (achievement of the steady adequate statement of the system of training staff for the education sphere and ensuring innovation at all levels of professional education); increase of the educational potential of the educational process (solution of educational objectives must find reflection when studying all disciplines, organization of students' extracurricular activities, in the course of student teaching and in research activity); creation and development of the creative educational environment (granting an opportunity to each participant of the educational process to develop the initial creative potential, stimulation of the need in further self-knowledge, creative self-development, help in formation of the person's objective self-assessment, development of the ability to reflection); technological effectiveness (pedagogical education is a technological process which is subordinated to goals, tasks and is to guarantee achievement of the planned results at each stage of education).

Keywords: pedagogical education, educational environment, principles of organization, stability, development, innovation, fundamental nature, variability, technological effectiveness.

Деятельность профессиональных образовательных организаций сегодня направлена на формирование компетентного социально устойчивого, нравственного, ответственного профессионала, способного качественно решать современные задачи воспитания и образования подрастающего поколения. В современных условиях важно обеспечить подготовку педагогов к постоянному профессиональному самосовершенство-

ванию в условиях непрерывного образования на основе консолидации научно-практического, педагогического, информационного потенциала образовательных и профессиональных организаций, развития взаимодействия с органами образования и работодателями, сетевого взаимодействия с партнерами и внедрения инновационных образовательных технологий.

© Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., 2016

Решение указанных выше задач возможно при соблюдении ряда принципов организации педагогического образования. Мы остановимся на тех из них, которые, на наш взгляд, отражают современные подходы к профессиональному образованию (системный, компетентностный), идеи непрерывности и многоуровневости в подготовке кадров, а также учитывают специфику педагогического образования [1, с. 108-155].

Принцип адекватности и перспективности. Данный принцип означает необходимость выявления и учета требований реальной педагогической действительности и одновременную ориентацию на решение стратегических задач развития общего и профессионального образования. Педагогическое образование должно быть направлено на соединение интересов и потребностей человека и общества. В соответствии с задачами социально-экономического развития общество оказывает целенаправленное воздействие на систему педагогического образования с целью формирования и использования интеллектуального и профессионального потенциала его членов. В связи с этим результат профессионального образования определяется востребованностью педагогических кадров со стороны общества.

Образовательные запросы личности и общества находятся в постоянном движении и развитии. Потребности страны и человека ставят перед системой профессионального образования задачи не только на данный период, но и на перспективу, что предполагает обеспечение стратегического уровня подготовки педагогических кадров и непрерывного саморазвития личности. В этом смысле можно говорить о том, что подготовка педагогических кадров обращена в будущее.

Стратегическая значимость педагогического образования определяется широтой подготовки педагогов как условия их мобильности в процессе профессиональной деятельности. При этом подготовка педагогов опирается на достижения науки и практики, передовой практический опыт, запросы общества. Другой компонент стратегической направленности подготовки предусматривает обеспечение индивидуальных запросов обучающихся, адекватных задачам социально-экономического развития общества и образования.

Реализация принципа адекватности и перспективности подготовки педагогов предполагает следующее:

— с одной стороны, необходима ориентация на реальные потребности образования учащихся и условия общества, конкретного социума при определении целей и задач подготовки кадров, а с другой - важно обеспечить прогнозирование перспектив развития общего и профессионального образования;

— с одной стороны, содержание и формы подготовки должны соответствовать способностям и особенностям студентов, а с другой - предусматривать подготовку педагогов к следующему этапу профессионального развития с учетом перспектив их педагогической деятельности.

Условиями реализации принципа адекватности и перспективности подготовки педагогов являются

— систематический анализ современного состояния подготовки кадров и прогнозирование заказа общества на профессиональное педагогическое образование в стране, регионе, образовательных учреждениях;

— разработка проектов, программ подготовки кадров на основе изучения прогноза и реальных возможностей общества, региона, образовательных учреждений;

— непрерывное опережающее проектирование подготовки педагогических кадров с учетом перспектив и прогноза развития общего, дополнительного и профессионального образования;

— постоянное целевое взаимодействие с органами образования, работодателями, выпускниками вуза, потребителями образовательных услуг.

Принцип фундаментальности и вариативности. Данный принцип определяет необходимость формирования единого образовательного пространства страны при одновременном решении задач индивидуализации и регионализации подготовки педагогических кадров. Понятие фундаментальности профессионального образования подразумевает обеспечение необходимого уровня педагогической подготовки кадров, соответствующего решению задач ФГОС, способных обеспечить организацию культуросообразной преобразовательной деятельности подрастающего поколения в материальной и духовной сферах.

К тенденциям фундаментализации можно отнести усиление научного потенциала профессионального образования и сохранение стратегического ядра его содержания с учетом задач общего и дополнительного образования. При этом подготовка педагогов для сферы образования должна быть целостной, гармоничной, сбалансированной и универсальной. Формирование «сквозных»

линий содержания образования и организации образовательной деятельности обучающихся, по сути, должно обеспечивать формирование основных профессиональных компетентностей в соответствии с интересами, возможностями и потребностями студентов на основе индивидуализации образовательного процесса, что, в свою очередь, предусматривает вариативность составляющих образовательного процесса.

Требование вариативности должно пронизывать всю систему профессиональной подготовки с учетом целей и задач образования. Оно предполагает использование всего многообразия содержания, форм и методов обучения, различных аспектов организации образовательной деятельности студентов в вузе, на педагогической практике и в социуме. Вариативная составляющая профессионального образования призвана обеспечить соответствие индивидуальных образовательных потребностей обучающихся и требований общества к уровню подготовки специалистов. В зависимости от конкретных условий вариативная составляющая подготовки педагогов может быть различна, обеспечивая возможность индивидуальной образовательной траектории студентов.

Реализация принципов фундаментальности и вариативности предполагает выполнение следующих требований:

— обеспечение образовательного стандарта в сочетании с удовлетворением интересов и потребностей каждого студента;

— определение минимального социально и профессионально значимого уровня содержания подготовки педагогов с предоставлением возможности его последующего углубления и расширения;

— обучение студентов по основным направлениям бакалавриата и магистратуры при одновременном расширении спектра образовательных программ с возможностью их выбора;

— обеспечение многоуровневости профессиональной подготовки по различным направлениям в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями студентов;

— гибкость профессиональной подготовки педагогов на основе стратификации образовательной системы;

— регионализация подготовки педагогов с учетом возможностей, ресурсов и потребностей региона, ближайшего социального окружения;

— обеспечение разноуровневости и разнопро-фильности образования обучающихся в зависи-

мости от интересов, способностей и профессиональных планов;

— предоставление студентам возможностей выявить свои склонности и реализовать их в различных видах деятельности;

— создание ситуаций профессиональных проб, свободного выбора видов, форм деятельности и самоопределения;

— осознание своих возможностей и склонностей в составлении индивидуальных программ, проектов профессиональной подготовки;

— использование разнообразных средств организации учебной и внеучебной деятельности, исследовательской и самостоятельной работы студентов.

Условия реализации принципа фундаментальности и вариативности:

— наличие единых программно-методических материалов в соответствии с ФГОС профессионального и общего образования, достижениями науки и передовой практики;

— наличие образовательных программ в соответствии с национально-региональными особенностями и спецификой образовательных учреждений региона;

— организация систематической диагностики интересов, склонностей и подготовленности студентов к решению задач образования детей;

— разработка вариативных программ, спецкурсов с учетом заказа обучающихся, органов регионального образования;

— многообразие студенческих объединений и профессиональных сообществ, удовлетворяющих потребности студентов во внеучебное время;

— осуществление специальной подготовки обучающихся с учетом профессиональных планов и основных видов их деятельности в системе дополнительного образования.

Принцип стабильности и развития. Данный принцип означает достижение устойчивого адекватного состояния системы подготовки кадров для сферы образования. Устойчивость системы предполагает стабильность ее компонентов, отношений и результатов деятельности. Любая социальная система может быть устойчива только в развитии, достигая соответствия реальным социально-экономическим условиям. В полной мере это относится к системе профессиональной подготовки педагогов. Основой ее стабильности и развития являются сосуществование и взаимодействие различных гуманистических образовательных парадигм.

Образовательный процесс предполагает его осуществление на основе всесторонне апробированного и эффективного использования кадрового, научно-методического, материально-технического и организационного потенциала. Только на базе сложившихся педагогических условий может быть реализован необходимый уровень образовательного процесса. Большое значение при этом приобретают учет и использование региональных и национальных особенностей и исторических традиций подготовки педагогических кадров, имеющих особое значение в условиях большого многонационального государства. Опора на сложившиеся традиции при одновременном накоплении и использовании передового опыта в сфере образования является необходимым условием построения и гармоничного развития системы подготовки педагогов для сферы образования. Это предполагает внедрение достижений профессионального образования, использование проверенных практик и педагогических средств при подготовке кадров.

В то же время инновационность должна пронизывать все уровни профессионального образования, цели, задачи, структуру и организацию обучения студентов, формы и методы на всех этапах подготовки кадров.

Принцип стабильности и развития предусматривает выполнение следующих требований:

— сохранение и развитие положительных достижений и опыта подготовки педагогических кадров для сферы образования;

— развитие внешних и внутренних связей системы подготовки педагогов;

— систематическое изучение состояния профессиональной подготовки, ее результатов, выявление актуальных проблем образования, поиск современных педагогических и социальных средств для своевременного их решения;

— приведение системы подготовки педагогических кадров в соответствие с потребностями общества, интересами субъектов системы профессионального, общего и дополнительного образования;

— обеспечение мобильности системы профессиональной подготовки, способной оперативно реагировать на новые задачи, заказ работодателей и субъектов образования.

Условиями реализации принципа стабильности и развития системы подготовки кадров являются

— постоянное изучение социального заказа, потребностей рынка труда;

— открытость системы профессионального образования на основе взаимодействия с другими организациями и общественными системами;

— стимулирование инновационной деятельности субъектов профессиональных учреждений;

— наличие потребности у администрации, преподавателей и обучающихся, образовательных организаций в стратегическом развитии системы подготовки педагогических кадров;

— эффективное использование образовательных ресурсов;

— взаимодействие профессиональных организаций с общеобразовательными учреждениями, УДОД, с социальными партнерами и институтами, другими профессиональными учебными заведениями.

Принцип повышения воспитательного потенциала образовательного процесса. Профессиональная подготовка реализует важнейшую функцию - воспитание человека, будущего педагога, воспитателя детей. Воспитательный процесс в педагогическом учреждении имеет свои особенности, связанные с развитием важнейших личностных качеств, необходимых для успешной деятельности в системе образования. Решение воспитательных задач осуществляется во всех видах деятельности преподавателя вуза. Это должно найти отражение в учебном процессе, внеучебной деятельности, в содержании и организации образовательного процесса, в общественной и научной деятельности студентов. При организации учебного процесса данный принцип требует:

— при разработке основных профессиональных образовательных программ предусматривать не только учебную деятельность студентов, но и организацию воспитательного процесса на учебных занятиях и во внеучебное время;

— в содержании учебного материала выявлять и усиливать нравственные, ценностные аспекты;

— привлекать обучающихся к осмыслению личного и профессионального опыта на основе нравственных ценностей;

— создавать ситуации нравственной оценки педагогических проблем, деятельности и отношений студентов на учебных занятиях;

— обеспечивать благоприятную психологическую атмосферу на занятиях, развивая взаимодействие обучающихся, формируя у них опыт сотрудничества, толерантного отношения к другим людям;

— привлекать к занятиям специалистов, авторитетных педагогов, позволяющих на положи-

тельных примерах формировать у студентов гуманное отношение к детям и интерес к профессии;

— при проектировании индивидуальной образовательной деятельности мотивировать обучающихся на решение задач формирования нравственных качеств, необходимых для педагогической деятельности.

Решению воспитательных задач способствует развитие социального опыта общественно значимой деятельности через включение обучающихся в следующие виды социальной практики: социально значимые акции и движения; общественные организации, волонтерское движение; благотворительная деятельность; организация активного отдыха; выставки, смотры, конкурсы, фестивали, презентации, акции, ярмарки, представления; охрана окружающей среды и др. Включение студентов в данные виды социальной практики позволит видеть и создавать красоту, а также атмосферу неформального общения, доброжелательности, открытости, гуманизма.

Развитие профессиональной направленности и повышение воспитательного потенциала подготовки педагогов обеспечивают педагогические олимпиады; различные конкурсы педагогической направленности; конкурсы педагогического мастерства студентов и преподавателей; организация педагогических клубов, сообществ; празднование Дня учителя и других профессиональных праздников; организация открытых праздничных мероприятий для обучающихся школ или воспитанников дошкольных образовательных учреждений; создание педагогических отрядов и др.

Необходимым условием и средством решения воспитательных и образовательных задач является студенческое самоуправление как демократичная форма организации жизнедеятельности студенческого сообщества, которая предполагает развитие самостоятельности студентов в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Организация воспитательной деятельности студентов во внеучебное время требует специального внимания всех субъектов образовательного процесса, согласованности их действий на единых концептуальных основаниях. В связи с этим целесообразна разработка программы организации воспитательной деятельности в учреждении, на факультете, в студенческой группе. Процесс создания программных документов воспитания будущих педагогов сферы ДОД позволяет консолидировать усилия всех субъектов обра-

зовательного процесса, заинтересованных в повышении влияния образовательных ресурсов на формирование личности будущего педагога; обеспечить согласованность и преемственность действий организаторов воспитательной деятельности в вузе и студенческих группах. Такие документы являются ориентиром и помощником в работе организаторов воспитательной работы в вузе, кураторов, преподавателей, студенческого актива.

Принцип создания и развития креативной образовательной среды. Креативная образовательная среда представляет собой многомерную индивидуализированную самоорганизующуюся целостность, которая благоприятствует развитию творческих способностей обучающихся и преподавателей, а также обеспечивает их самореализацию и личностный рост.

Основными характеристиками креативной среды являются вариативность, гибкость, ориентированность на развитие активности и творческого потенциала каждого студента и преподавателя, эвристичность, проблемность, целесообразность, комплексность, многофакторность и многофункциональность, динамичность, продуктивность, контролируемость. Креативная образовательная среда не только предоставляет возможность каждому участнику образовательного процесса развить исходный творческий потенциал, но и стимулирует потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, помогает становлению у человека объективной самооценки, развитию способности к рефлексии.

Среда, в которой творчество могло бы актуализироваться, должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей); неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых, многовариантность обеспечивает возможность их нахождения.

Креативную образовательную среду в любой профессиональной педагогической организации составляют три основные сферы, в которых происходит развитие креативности, творчества, процесс самореализации обучающихся и преподавателей: сфера деятельности, сфера общения и сфера самопознания (М. И. Рожков,

И. И. Фришман).

В деятельности человек осваивает все новые и новые ее виды, что предполагает его ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными

видами. Общение неизбежно в совместной деятельности, чем разнообразнее деятельность, тем богаче общение. Разноуровневое взаимодействие и разнообразие участников образовательного процесса обеспечивают креативность среды. Для обеспечения эффективности межличностного и группового взаимодействия необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, обеспечивать благоприятную психологическую атмосферу в учреждении, студенческом коллективе, учебной группе.

Образовательная креативная среда учреждения, выполняя функцию предоставления возможности индивиду для развития и приобретения социального опыта, является важнейшим фактором развития креативности как условия творческой самореализации обучающихся. Основная цель креативной образовательной среды - «разбудить» в человеке творца и максимально развить в нем заложенный творческий потенциал.

Принцип создания и развития креативной образовательной среды предполагает формирование в организации, учебной группе отношений, стимулирующих творческую деятельность всех участников образовательного процесса. Этот принцип требует:

— расширения сферы творческой деятельности как преподавателей, так и студентов (слушателей);

— использования педагогических средств, стимулирующих как индивидуальную, так и коллективную творческую деятельность;

— создания режима наибольшего благоприятствования для развития одаренности обучающихся.

Реализации этого принципа способствуют следующие условия:

— предоставление прав преподавателям для нестандартного решения традиционных педагогических задач;

— поддержка и поощрение руководителями организации инноваций, творческих инициатив со стороны субъектов образовательного процесса;

— развитие демократических отношений между участниками образовательного процесса;

— обеспечение преподавателей и обучающихся достаточной информацией об инновациях в педагогической деятельности;

— расширение и обогащение внешних связей организации.

Принцип технологичности означает, что подготовка кадров - это технологичный процесс, который подчинен поставленным целям и задачам и гарантирует достижение намеченных результатов на каждом этапе образования. Обеспечивая технологичность подготовки кадров, необходимо учитывать следующие требования [4]:

— диагностично заданная цель, то есть, проектируя образовательный процесс, необходимо определить цели на основе диагностики исходного состояния этого процесса;

— представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач с ориентирами и способами их решения, что предусматривает переструктурирование изучаемого материала в виде определенных блоков, каждый из которых включает познавательную задачу;

— жесткая логика этапов организации деятельности обучающихся, усвоение материала (любая технология четко выстроена, должна состоять из последовательности шагов, основанной на внутренней логике и ведущей к результату);

— адекватная предыдущим требованиям система способов взаимодействия участников образовательного процесса на каждом этапе образования друг с другом и с информационными средствами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— личностно-мотивационное обеспечение деятельности преподавателей и обучающихся (свободный выбор, жизненный и профессиональный смысл для обеих сторон);

— указание границ допустимого отступления от алгоритмической и от свободной деятельности педагога (с одной стороны, четкая последовательность педагога, а с другой - определенная свобода, возможность вариаций в зависимости от меняющихся условий обучения);

— применение в образовательном процессе новейших средств и способов освоения информации.

Технологичность образовательного процесса имеет несколько значений:

— четкая, логичная последовательность организации образовательного процесса в вузе, в каждом его подразделении в соответствии с поставленными задачами и планируемыми результатом;

— использование технологий проектирования образовательного процесса организации и каждого его субъекта;

— организация подготовки педагогов с использованием современных технологий;

— освоение студентами в процессе обучения на личном опыте технологий, которые будут востребованы в дальнейшей профессиональной деятельности.

Инновационные процессы, характерные для современных образовательных организаций, создание авторских образовательных программ и проектов развития образовательных учреждений предполагают подготовку профессионалов, владеющих современными педагогическими технологиями, которые обеспечивают творческую и исследовательскую деятельность педагогов и детей.

Преподавателям важно предусмотреть проведение анализа занятия или мероприятия, изучаемого курса с точки зрения освоения обучающимися новых технологий, чтобы сформировать у педагогов потребность и способность осознанного, обоснованного выбора и использования современных педагогических технологий при воспитании и обучении детей.

Условиями реализации принципа технологичности являются:

— подготовленность преподавателей, работников образования, которые руководят педагогической практикой студентов, слушателей, к использованию современных образовательных технологий;

— согласованность действий преподавателей учреждения профессионального образования, кафедр в применении технологий подготовки будущих педагогов;

— стимулирование инновационной и исследовательской деятельности участников образовательного процесса;

— управление освоением и внедрением новых технологий в образовательный процесс на уровне профессионального учебного заведения, факультета, учебной группы;

— постоянное обновление учебно-методического, научного, информационного обеспечения подготовки педагогических кадров.

Требования и условия реализации рассмотренных выше принципов важно учитывать при определении профессиональных компетенций, содержания и организации образовательного процесса в педагогических вузах и колледжах, в системе повышения квалификации педагогических кадров. Вопрос о принципах организации педагогического образования является в педаго-

гической науке дискуссионным, возможны и другие варианты их отбора и представления. Предложенные выше принципы и их характеристика стали результатом анализа современных процессов, происходящих в отечественном образовании, многолетнего опыта педагогической работы авторов.

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В. Концептуальные основы подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей в системе высшего и дополнительного профессионального образования [Текст] / Л. В. Байбородова // Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей : коллективная монография / под науч. ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2014. - С. 108-186.

2. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование [Текст] / А. М. Новиков. - М. : Эгвес, 2008. - 136 с.

3. Сереберенников, Л. Н. Теоретические основы обучения школьников технологии [Текст] / Л. Н. Сереберенников. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2013. - 306 с.

4. Сластенин, В. А. Современные подходы к подготовке учителя [Текст] / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2000. - № 1. -С. 44-51.

Bibliograficheskij spisok

1. Bajborodova, L. V. Konceptual'nye osnovy podgotovki kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej v sisteme vysshego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija [Tekst] / L. V Bajborodova // Koncepcija i modeli podgotovki, perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej : kollektivnaja monografija / pod nauch. red. A. V Zolotarevoj. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. - S. 108-186.

2. Novikov, A. M. Postindustrial'noe obrazovanie [Tekst] / A. M. Novikov. - M. : Jegves, 2008. - 136 s.

3. Sereberennikov, L. N. Teoreticheskie osnovy obuchenija shkol'nikov tehnologii [Tekst] / L. N. Sereberennikov. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2013. - 306 s.

4. Slastenin, V A. Sovremennye podhody k podgotovke uchitelja [Tekst] / V. A. Slastenin // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2000. - № 1. -S. 44-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.