ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37
Л. В. Байбородова, М. В. Груздев, И. Г. Харисова
Психолого-педагогическая подготовка студентов к реализации трудовых функций
В статье обосновывается актуальность психолого-педагогической подготовки как важной составляющей образовательного процесса педагогического вуза, дается общая характеристика компетенций будущего педагога, обеспечивающих эффективное выполнение им профессиональных задач, связанных с воспитательной и развивающей деятельностью. Авторами подчеркивается важность целенаправленной психолого-педагогической подготовки студентов к реализации трудовых функций, представленных в профессиональном стандарте педагога, на основе интегративного, субъектно-ориентированного, практико-ориентированного и рефлексивно-аналитического подходов. Основой структурирования содержания и организации подготовки кадров для системы образования является модульный принцип, позволяющий актуализировать традиционное содержание дисциплин и практик психолого-педагогического цикла с учетом современных подходов и требований профессионального стандарта, сохранив при этом положительные стороны дисциплинарного подхода к проектированию содержания образовательного процесса. На примере одного из предлагаемых модулей «Воспитательная деятельность» показана взаимосвязь изучаемых дисциплин и трудовых действий, которые осваиваются будущими педагогами. Отмечаются особенности выполнения практических заданий, в том числе исследовательского характера, организации учебной и производственной практик, предусматривающих участие студентов в профессиональных пробах, способствующих реализации и освоению трудовых функций «воспитательная деятельность» и «развивающая деятельность».
Ключевые слова: психолого-педагогическая подготовка, профессиональный стандарт, воспитательная деятельность, компетенции, интегративный подход, субъектно-ориентированный подход, практико-ориентированный подход, рефлексивно-аналитический подход, модуль.
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
L. V. Baiborodova, M. V. Gruzdev, I. G. Kharisova
Psychological and Pedagogical Training of Students to Implement Labour Functions
The relevance of psychological and pedagogical preparation as an important component of the educational process of a pedagogical higher education institution is proved in the article, here is presented the general characteristic of the future teacher's competences providing effective implementation of professional tasks by them, concerning educational and developing activity. Authors emphasize importance of purposeful psychological and pedagogical training of students to implement labour functions, presented in the professional standard of the teacher, on the basis of the integrative, subject focused, practice-focused and reflexive-analytical approaches. The basis of structuring the content and the organization of training for the education system is a modular principle allowing to update the traditional content of disciplines and practices of the psychological and pedagogical cycle, taking into account modern approaches and requirements of the professional standard, at the same time having kept positive aspects of the disciplinary approach to design the educational process content. On the example of one of the offered modules «Educational Activity» here is presented the interrelation of the studied disciplines and labour actions, which future teachers master. Here are noted features of realisation of practical tasks, including research character, organization of practical training and and work practice, students may participate in the professional tests promoting realization and development of the labour functions «educational activity» and «developing activity».
Keywords: psychological and pedagogical training, the professional standard, educational activity, competences, integrative approach, subject focused approach, practice-focused approach, reflexive and analytical approach, module.
Традиционно психолого-педагогическая подготовка будущих специалистов занимает одно из центральных мест в системе обучения студентов педагогического вуза, но ее структура и содержание долгое время практически не менялись. В то
© Байбородова Л. В., Груздев М. В., Харисова И. Г., 2018
же время требования к современной системе образования и условия, в которых педагог решает свои профессиональные задачи, претерпели значительные изменения и продолжают меняться. Перед педагогическими вузами и колледжами
стоит проблема несогласованности в целевых ориентирах, направлениях, методах и формах психолого-педагогической подготовки будущих педагогов и актуальных задачами, социальным заказом, которые ставит перед специалистами современная система образования и определяют обучающиеся и родители.
Решению обозначенной проблемы, по нашему мнению, может способствовать корректировка существующей системы психолого-
педагогической подготовки в свете реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, входящих в УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки (далее - ФГОС ВО), и вступающего в силу с 1 сентября 2019 г. профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (далее - профессиональный стандарт).
В результате анализа многолетнего опыта обучения студентов и при использовании указанных выше документов мы пришли к выводу, что целесообразно выстраивать психолого-педагогическую подготовку будущих педагогов, ориентируясь на базовые трудовые функции, обозначенные в профессиональном стандарте, с учетом компетенций, определяемых ФГОС ВО, и с опорой на модульный принцип построения образовательного процесса [2, с. 194-204]. Таким образом, блок психолого-педагогической подготовки может представлять собой совокупность четырех модулей: «Теоретико-методологические основы психолого-педагогической деятельности», «Воспитательная деятельность», «Обучение», «Развивающая деятельность». Данный подход, на наш взгляд, позволит обеспечить ин-тегративность процесса формирования у будущих специалистов профессионально значимых компетенций. Вместе с тем мы считаем важным сохранить элементы хорошо зарекомендовавшего себя в подготовке педагогов традиционного дисциплинарного подхода и встроить в структуру обозначенных выше модулей учебные дисциплины и практики, содержание и технология реализации которых будут определяться четырьмя базовыми подходами.
Прежде всего, важно учесть интегративный подход. Это обусловлено тем, что психолого-педагогическая подготовка является компонентом, составной частью общей профессиональной подготовки, поэтому не может рассматриваться в отрыве от других модулей. Реализация этого принципа предусматривает интеграцию психоло-
го-педагогических знаний, теории и практики с учетом профессиональных функций и трудовых действий, к выполнению которых готовится студент. Этот подход означает следующее:
— определение структуры и содержания психолого-педагогической подготовки с учетом профессиональных функций и, соответственно, разработку модулей, ориентированных на освоение этих функций (воспитательная деятельность, обучение, развивающая деятельность);
— прохождение комплексной педагогической практики с учетом всех модулей;
— изучение интегративных курсов;
— освоение каждой темы, выполнение практических заданий на занятии, самостоятельной работы, включающих элементы содержания как педагогики, так и психологии;
— взаимосвязь, взаимопроникновение учебной деятельности по модулю и внеучебной деятельности студентов, предполагающей дополнение и закрепление практических действий профессионального характера во внеучебное время.
Психолого-педагогическая подготовка может быть успешной, решать современные задачи обучения кадров, если реализуется практико-ориентированный подход [1, с. 129-132]. Данный подход направлен на подготовку педагогических кадров к выполнению трудовых действий и преодолению тех трудностей, с которыми они могут столкнуться на практике, включение их в соответствующие профессиональные виды деятельности при обучении в вузе, практическую направленность образовательной деятельности студентов. Данный подход предусматривает следующее:
— изучение каждой темы готовит студента к выполнению определенного трудового действия и предполагает не только формирование теоретической основы для его реализации, но и ориентацию на развитие практических умений в сфере организации отдельных этапов профессиональной деятельности;
— любое профессионально значимое знание закрепляется в практической деятельности, при выполнении практических заданий;
— освоение обучающимися учебного материала подтверждается выполнением практических заданий и решением практико-ориентированных проблем;
— каждая формируемая компетентность оценивается на основе выполнения конкретных практических действий.
Особенно важно реализовать субъектно-ориентированный подход. Он направлен на развитие механизмов самореализации, саморазви-
тия, саморегуляции, самовоспитания будущего педагога и предполагает использование технологий, которые формируют субъектную позицию студента, создают для него ситуации самостоятельного выбора способов решения профессиональных задач. Субъектно-ориентированный подход означает необходимость создания условий, в которых обучающийся проявляет и развивает свою субъектность как индивидуальность и как личность. Данный подход предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития творческого потенциала и способностей человека, создание для этого соответствующих условий. В центре системы подготовки педагогических кадров - самобытность обучающегося, его самоценность, субъектность процесса образования.
Цель субъектно-ориентированного профессионального образования состоит в том, чтобы развивать механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания педагога, необходимые для становления самобытного личностного образа, индивидуального стиля, и в итоге - формирования субъектной позиции обучающегося [1, с. 127-128], которая характеризуется
— осознанием и принятием целей деятельности;
— адекватностью самооценки своих возможностей и способностей, критичностью по отношению к себе и окружающим, потребностью в самоконтроле;
— способностью отстаивать свои интересы, обосновывать профессиональную позицию;
— способностью действовать целенаправленно и самостоятельно, принимать ответственные решения, осуществлять осознанный и правильный выбор, проявлять свои личностные качества, свою индивидуальность;
— активностью и заинтересованностью обучающегося в организации деятельности, в достижении положительного результата;
— потребностью в самоопределении и самореализации;
— способностью анализировать деятельность, рефлексивно относиться к своим действиям и окружающему миру;
— инициативой в развитии взаимодействия с коллегами, специалистами;
— желанием осваивать новые личностные и профессиональные роли;
— стремлением выявлять, изучать актуальные проблемы своего развития, искать пути их решения;
— потребностью в исследовательской дея-
тельности и поиске эффективных педагогических действий и средств.
Важными средствами формирования субъектной позиции обучающихся являются
— самостоятельная постановка профессиональных и личных задач на каждом этапе обучения при изучении курса, темы;
— разработка обучающимся индивидуальной образовательной программы;
— предоставление студенту возможности выбирать при обучении, изучении дисциплин и тем уровень сложности, глубину усвоения материала, формы отчетности, способы взаимодействия и др.;
— предоставление обучающемуся права самому определять степень оказания помощи со стороны преподавателей;
— организация рефлексивной и аналитической деятельности обучающихся на каждом проведенном занятии, в завершение изучения курса, модуля, практики и т. д.;
— предоставление студенту, слушателю права самому оценивать все виды деятельности;
— возможность сопоставлять самооценку с оценкой других;
— создание ситуаций полной ответственности и самостоятельности при организации занятий, позволяющих объективно оценить достижения обучающегося;
— проведение самостоятельных исследований в рамках изучения учебных дисциплин, модулей и по теме выпускной квалификационной работы [1, с. 128-129].
Стимулами для проявления субъектности студента могут быть
— защита проектов индивидуальных программ своего профессионального развития;
— конкурс проектов исследовательской работы;
— выступление на заседании кафедры, конференции по обмену опытом работы, где представляются результаты самостоятельной работы;
— участие в конкурсе на лучшую творческую работу, выполненную в период практики, педагогической деятельности или в процессе изучения учебных дисциплин;
— публикации авторских разработок;
— присвоение студентам, слушателям званий «лучший исследователь», «самый творческий», «самый инициативный», «самый оригинальный» и др.
Субъектно-ориентированный подход предполагает разную степень оказания помощи обучающемуся в зависимости от его способностей, подготовленности к тому или иному виду дея-
тельности, уровня сформированности субъектно-сти студента.
Формирование субъектной позиции студента возможно, если реализуется рефлексивно-аналитический подход, связанный с развитием у будущих педагогов компетенций, обеспечивающих успешное решение задач научно-исследовательского и аналитического характера. Данный подход предполагает
— включение в содержание каждой дисциплины модуля научно-исследовательского компонента, предусматривающего выполнение обучающимися мини-исследований, тематика которых определяется с учетом специфики трудовых функций и трудовых действий, осваиваемых студентом;
— выделение в программе практик, предусмотренных в модулях «Воспитательная деятельность», «Обучение», «Развивающая деятельность», научно-исследовательского направления, ориентирующего обучающихся на проведение исследовательской работы на базе образовательных организаций по проблемам, актуальным для него как будущего специалиста и ориентированным на заказ администрации;
— использование при организации занятий по изучению дисциплин модулей технологий проблемного, проектного, поисково-исследовательского обучения, а также систематическое проведение анализа и рефлексии результатов решения будущими педагогами заданий исследовательского характера в процессе освоения отдельных тем;
— организацию по итогам освоения каждого модуля мини-конференции, на которой студенты представляют результаты исследований, проведенных в рамках изучения дисциплин модуля, и обмениваются опытом решения конкретных профессиональных задач. Участие в мини-конференции является одной из составляющих комплексного итогового контроля по модулю.
На наш взгляд, обозначенные выше подходы позволяют актуализировать систему психолого-педагогической подготовки будущих педагогов и приблизить ее к реалиям современного образования. Далее, считаем целесообразным представить на примере одного из предлагаемых нами модулей, как может быть реализован один из модулей психолого-педагогической подготовки.
В настоящее время особое внимание уделяется воспитанию детей и молодежи. В связи с этим мы предлагаем рассмотреть модуль «Воспитательная деятельность» в качестве базового для обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01, 44.03.05 Педагогическое образование,
44.03.02 Психолого-педагогическое образование. При этом подчеркнем, что подготовка по модулю «Воспитательная деятельность» является компонентом, составной частью общей психолого-педагогической подготовки.
Цель модуля: предоставить обучающимся систематизированную информацию, раскрывающую теоретические и практические положения, изучение и освоение которых обеспечивает формирование системы компетенций, необходимых будущему специалисту для реализации трудовых действий в рамках трудовой функции «воспитательная деятельность», обозначенных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)».
На основе анализа педагогической деятельности молодых специалистов, проблем, с которыми они сталкиваются, а также трудовых действий, которыми должны владеть педагоги, нами предлагаются дисциплины модуля, представленные в Таблице 1 (см. с. 70). В структуру модуля включена программа курса «Основы вожатской деятельности», разработанная ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
Освоение модуля, на наш взгляд, позволит получить следующие результаты, выражающиеся в перечне универсальных (далее - УК) и общепрофессиональных (далее - ОПК) компетенций, которые должны формироваться у будущих педагогов):
— УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
— УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.
— ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ).
— ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
— ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
— ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Таблица1
Трудовые действия, приобретаемые при изучении дисциплин модуля
«Воспитательная деятельность»_
— ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.
Дисциплина модуля Трудовое действие
Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера. Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации. Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
Технологии воспитательной деятельности Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, с использованием их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации)
Организаторская деятельность в детских объединениях, коллективах, организациях, движениях Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей; формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира; формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Проектирование воспитательных программ Проектирование и реализация воспитательных программ
Технологии взаимодействия педагогов и семьи Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Основы вожатской деятельности. Программа разработана ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. п.). Проектирование и реализация воспитательных программ
Реализация воспитательного потенциала учебного занятия. Организация волонтерской деятельности. Организация коллективной творческой деятельности. Организация проектной деятельности. Сопровождение деятельности неформальных детских объединений Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. п.)
Учебная практика (рассредоточенная) Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. п.)
Педагогическая практика (непрерывная) Проектирование и реализация воспитательных программ
Для реализации обозначенных в Таблице 1 учебных дисциплин и практик мы считаем необходимым использование субъектно-ориентированных образовательных технологий, к наиболее значимым из которых относим следующие: поисково-исследовательские технологии (проектная деятельность, проблемное обучение, кейс-стади), технологии открытого образования (чтение и письмо для развития критического мышления, портфолио), игровые и диалоговые технологии.
Практические задания, предлагаемые обучающимся на занятиях и в рамках самостоятельной работы, должны быть сориентированы на моделирование и проектирование способов решения профессиональных задач в рамках трудовых функций.
Учебная практика (рассредоточенная) предусматривает организацию для обучающихся на базе образовательных организаций профессиональных проб в рамках реализации трудовых функций «воспитательная деятельность», «обу-
чение» и «развивающая деятельность» и тесно связана с изучением психолого-педагогических дисциплин. Также целесообразно проведение части практических занятий на базе образовательных организаций.
Практики являются комплексными: педагогическая практика в детском оздоровительном лагере рассчитана на закрепление результатов освоения модулей «Воспитательная деятельность» и «Развивающая деятельность»; педагогическая практика в образовательных организациях построена на основе интеграции практической составляющей в содержании модулей «Обучение», «Воспитательная деятельность» и «Развивающая деятельность».
Формой итоговой аттестации по модулю должен стать комплексный экзамен, предусматривающий решение кейсовых заданий, построенных на основе отдельных трудовых действий, входящих в структуру трудовой функции, обозначенных в профессиональном стандарте. Также экзамен должен включать защиту портфолио профессионального развития студента.
Предлагаемый подход к выстраиванию психолого-педагогической подготовки будущих педагогов, на наш взгляд, может стать основой для разработки программ допрофессиональной и профессиональной педагогической подготовки, а также программ повышения квалификации.
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В. Концептуальные основы подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей в системе высшего и дополнительного профессионального образования [Текст] / Л. В. Байбородова // Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей : коллективная монография / под науч. ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. - С. 108-220.
2. Байбородова, Л. В. Модульный подход к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров сферы дополнительного образования детей [Текст] / Л. В. Байбородова // Сопровождение непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образовательного детей : учебное пособие ; под науч. ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2014. - С. 194-204.
3. Непрерывное педагогическое образование: проблемы, опыт, перспективы [Текст] : коллективная монография / под ред. Л. В. Байбородовой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. - 212 с.
4. Проблемы и тенденции развития высшего образования в России и за рубежом [Текст] : коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск : Зебра, 2016. - 436 с.
5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
6. Разработка вариативных моделей подготовки педагогических кадров в системе непрерывного профессионального образования // Международные образовательные дискурсы / под ред. Т. Kruszewskiego, M. Borowskiego / Oficyna Wydawnicza Szkoly Wyzszej im. Pawla Wlodkowica. - Plock: WNNOVUM sp zoo., www.wnn.pl, -2015. - С. 48-57.
7. Харисова, И. Г. Перспективы использования профессионального стандарта в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / И. Г. Харисова // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2017. -№ 2(10). - С. 105-111.
Bibliograficheskij spisok
1. Bajborodova, L. V. Konceptual'nye osnovy podgotovki kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej v sisteme vysshego i dopolnitel'nogo professioml'nogo obrazovanija [Tekst] / L. V. Bajborodova // Koncepcija i modeli podgotovki, perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej : kollektivnaja monografija / pod nauch. red. A. V Zolotarevoj. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. - S. 108-220.
2. Bajborodova, L. V Modul'nyj podhod k podgotovke, perepodgotovke i povysheniju kvalifikacii kadrov sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Tekst] / L. V Bajborodova // Soprovozhdenie nepreryvnogo professional'nogo razvitija kadrov sfery dopolnitel'nogo obrazovatel'nogo detej : uchebnoe posobie ; pod nauch. red. A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2014. -S. 194-204.
3. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie: problemy, opyt, perspektivy [Tekst] : kollektivnaja monografija / pod red. L. V Bajborodovoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2017. - 212 s.
4. Problemy i tendencii razvitija vysshego obrazovanija v Rossii i za rubezhom: kollektivnaja monografija [Tekst] / otv. red. A. Ju. Nagornova. - Ul'janovsk : Zebra, 2016. - 436 s.
5. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom, obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')» utverzhden prikazom Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot «18» oktjabrja 2013 g. № 544n.
6. Razrabotka variativnyh modelej podgotovki pedagogicheskih kadrov v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija // Mezhdunarodnye obrazovatel'nye diskursy / pod red. T. Kruszewskiego, M. Borowskiego / Oficyna Wydawnicza Szkoly Wyzszej im. Pawla Wlodkowica. - Plock: WNNOVUM sp zoo., www.wnn.pl, -2015. - S. 48-57.
7. Harisova, I. G. Perspektivy ispol'zovanija professional'nogo standarta v sisteme podgotovki i
flpoc^aBCKHÖ negaroranecKHÖ BecTHHK - 2018 - № 1
povyshenija kvalifikacii pedagogicheskih kadrov [Tekst] / I. G. Harisova // Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitija obrazovanija. - 2017. - № 2(10). -S. 105-111.
Reference List
1. Baiborodova L. V Conceptual bases of training for the sphere of additional education of children in the system of the higher and additional professional education // the Concept and models of preparation, retraining and professional development of staff for the sphere of additional education of children: the collective monograph / under scientific editorship of A. V. Zolotareva. - Yaroslavl : YSPU Publishing House, 2014. - Page 108-220.
2. Baiborodova L. V. Modular approach to preparation, retraining and professional development of staff in the sphere of children's additional education // Support of continuous professional development of staff in the sphere of children's additional educational: manual; under scientific editorship of A. V Zolotareva. -Yaroslavl : RIO YSPU, 2014. - Page 194-204.
3. Continuous pedagogical education: problems, experience, prospects: the collective monograph / under
the editorship of L. V. Baiborodova. - Yaroslavl : RIO YSPU, 2017. - 212 pages.
4. Problems and tendencies of development of the higher education in Russia and abroad: collective monograph / editor-in-chief A. Yu. Nagornov. -Ulyanovsk: Zebra, 2016. - 436 pages.
5. The professional standard «The Teacher (Pedagogical Activity in the Preschool, Primary, General, Main General, Secondary General Education) (the Tutor, the Teacher)» is approved by the Order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation dated from October «18», 2013 № 544n.
6. Development of variable models of preparation of pedagogical staff in the system of continuous professional education // the International educational discourses / under the editorship of T. Kruszewskiego, M. Borowskiego/Oficyna Wydawnicza Szkoly Wyzszej im. Pawla Wlodkowica. - Plock: WNNOVUM sp zoo., www.wnn.pl, -2015. - Page 48-57.
7. Kharisova I. G. The prospects of use of the professional standard in the system of preparation and professional development of pedagogical staff // Bulletin of Saratov Regional Institute of Education Development. - 2017. - № 2(10). - Page 105-111.