гративный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 240 с.
16. Юцявичене П.А. Теория и практика модельного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. 272 с.
17. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
18. Смолкин А. М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1991.176 с.
19. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. 160 с.
20. Абасова У.Р. Концертные произведения как форма развития музыкального искусства // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 213-216.
21. Пастушенко Л.А. Развитие профессиональной рефлексии будущего учителя музыки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 163-165.
22. Зайченко М.А. Специфика рекурсивного принципа в языке и в музыке // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 10-12.
23. Лукашева С.С. Модель организации педагогического процесса подготовки музыкантов-исполнителей на основе средств информационных технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 3. С. 304-308.
24. Ощепкова О.В. лекция как активная форма вузовского обучения // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 123-125.
25. Колесникова Г.А. Содержание профессиональных практик в подготовке бакалавров музыкального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 97-100.
26. Плахина Л.Н. Методика проведения занятия в форме конкурса по дисциплине «Психология профессионального образования» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 125-129.
27. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
28. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знания, 1980. 96 с.
THE MODELING OF THE FORMING PROCESS OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL CULTURE OF THE FUTURE TEACHERS - MUSICIANS ON THE BASIS OF INTEGRATIVE APPROACH
© 2015
A.V. Nasedkina, postgraduate student
Samara State Institute of Culture, Samara (Russia)
Abstract. Formation of professional-pedagogical culture of the future teachers-musicians is one of the most important goals of modern musical education, as the level of professional-pedagogical culture depends on the success of professional activity of a specialist, his competitiveness and professionalism. The article reveals the peculiarities and specifics of modeling the process of formation of professional-pedagogical culture of the future teachers-musicians. Describes a model of formation of professional-pedagogical culture of the future teachers-musicians, which is an integrative integrity of purpose, content, organizational management, and a productive and criterion components. The article presents a detailed description of the components of the model. Describes the following concepts of «model», «modeling», reveals the principles, goals and objectives of building this model. Defined forms, methods and means of teaching, as well as a list of pedagogical conditions of successful implementation is an important factor in achieving high quality training aimed at the formation of professional-pedagogical culture of students. The model is based on an integrative approach which is a strategy for the synthesis of the structural components of professional-pedagogical culture, stages, conditions, activities of subjects of educational process, and other aspects of formation of professional-pedagogical culture. The proposed model is the axiological basis of the professional preparation of students; allows you to more clearly outline the structure and stages of the process of formation of professional-pedagogical culture of the future teachers-musicians.
Keywords: modeling; model; professional and pedagogical culture; integrative approach; pedagogical conditions; future teachers-musicians.
УДК 378.6
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОТКРЫТОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕРВОГО МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
©2015
Н.А. Нефедова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогика и психология,
проректор по воспитательной работе
Международный независимый эколого-политологический университет, Москва (Россия)
Аннотация. Между понятиями открытое воспитательное пространство и воспитательный процесс четко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создается и развивается открытое воспитательное пространство, с другой - оно выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач. Модель открытого пространства, которая реализована в Первом Московском образовательном Комплексе, позволяет наглядно представить направления профессионально-личностного развития личности студента как взаимоотношения профессионально-образовательного пространства с творческой образовательной средой Комплекса. На методологическом уровне открытое пространство представлено как целостный методологический феномен, выявлены его характеристики как нового методологического инструментария, обеспечивающего возможность разработки концептуальных и научно-методических основ организации пространства, выделены принципы, выражающие общую ориентацию образовательной деятельности, преобразованной на основе пространственных представлений, на современные ценности образования. Наличие в профессиональном образовательном учреждении открытых пространств, выполняющих консолидирующую роль обучения и воспитания, дает возможность более качественно заниматься вопросами, связанными с подготовкой специалистов, и быть более конкурентоспособным в сфере образовательных услуг.
Ключевые слова: воспитательный процесс, открытое воспитательное пространство, модель, проект, студент, педагог, социализация, индивидуализация, профессионализация, система, мотивация, среда.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс
сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике. Одним из стратегических направлений в модернизации образо-
вания является переход к новой образовательной парадигме, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления обучающихся. Именно для современного периода характерны процессы, представляющие собой тенденцию перехода к открытому образовательному пространству образовательных учреждений через ориентацию на социализацию и профессионализацию студентов; расширение контактов с учреждениями дополнительного образования и высшей школы, функционирования в инновационном режиме [1, с. 81].
Ведущая идея работы заключена в том, что развитие личности студента как интегративное качество, представленное в аксиологическом, когнитивном, деятель-ностном и личностном компонентах, формируется не только в учебном процессе, но и в открытом пространстве профессионального образовательного учреждения - Первого Московского образовательного Комплекса. Оно выступает как целостный, специально организованный воспитательный процесс поэтапного изменения мотивации, мышления, индивидуального опыта и отношений субъектов образовательного процесса и социума, что обеспечивает гуманистическую направленность, ценностно - смысловую и личностную ориентированность их взаимодействия [3, с. 11] .
Воспитательный процесс - это целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс - ядро педагогической деятельности образовательного учреждения (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова) [2, с. 15]. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей, определяющих его сущность, специфику и характер протекания. Это проявляется в том, что основным ориентиром в работе педагога служит социальный заказ как совокупность нравственных норм, принятых в обществе. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет его цель, отражающую модель личности воспитанника. Воспитание состоит из отдельных взаимосвязанных процессов: из процессов воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания [2, с.16].
Воспитание - многофакторный процесс, поскольку при его осуществлении педагог должен учитывать множество объективных и субъективных факторов, осложняющих воспитательный процесс или способствующих успешности его протекания. В числе объективных факторов, влияющих на процесс воспитания, следует рассматривать различные стороны общественной жизни (экономику, политику, культуру, идеологию, мораль, право, религию и др.); среди субъективных факторов -социальную среду, в которой воспитывается личность (влияние семьи, школы, друзей, значимых личностей), а также индивидуально-личностные особенности воспитанника [2, с.16].
Воспитание - комплексный процесс, что выражается в единстве его целей, задач, содержания, форм и методов, в подчинении всего воспитательного процесса идее целостного формирования личности, в которой гармонично представлено высокое развитие сознания, поведения и чувств [2, с.16].
Раскрытие сущности воспитательного процесса предполагает обоснование его закономерностей. Под общими закономерностями воспитательного процесса мы понимаем те существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей. Закономерность определяет единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. Происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Сущность целостности воспитательного процесса в подчиненности всех его частей и функций основной
задаче: формированию целостного человека - развитию индивидуальности, социализации и профессионализации личности [2, с.17].
Между понятиями воспитательное пространство и воспитательный процесс четко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создается и развивается воспитательное пространство, с другой - оно выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач.
В отечественных психолого-педагогических исследованиях для характеристики процесса становления личности используется понятие «пространство». Так, для анализа реального развития ребенка Д.И. Фельдштейн воспользовался термином «пространство детства»,
A.A. Кроник ввел понятие «пространство индивидуальных стилей жизни». Термином «образовательное пространство» (С.К. Бондырева, Б.С. Гершунский, Г.Н. Сериков) чаще всего обозначают ту часть социального пространства, в рамках которой обществом (государством) осуществляется образовательная деятельность [1, с. 81-84]. Педагогические исследования, в которых образовательное пространство рассматривается с позиций субъекта образования (субъективное образовательное пространство) как пространство личностного саморазвития (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, Г.И. Герасимов, И.Д. Демакова, Л.Н. Куликова, C.B. Кульневич, В.В. Сериков,
B.И. Слободчиков, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин и др.) [3, с. 21-24].
Нам важны были исследования, направленные на выявление и уточнение сущностных характеристик образовательного пространства как социокультурного и педагогического явления (Б.С. Гершунский, Д.В. Григорьев, Ю.В. Громыко, А.Я. Данилюк, В.А. Козырев, Н.Б. Крылова, Ю.С. Мануйлов, Л.Н. Павленко, Б.В. Рубцов, Е.М. Ямбург и др.), обоснование отдельных его подструктур: информационного пространства (Н.Н. Гладченкова, В.В. Гура, В.З. Коган, B.C. Коробейников, И.В. Новиков), воспитательного пространства (В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Ю.П. Сокольников и др.), пространства дополнительного образования (А.С. Дежникова, Л.Г. Диханова, Е.Н. Сорочинская и др.), пространства непрерывного образования (А.А. Греков, Л.В. Занина, Н.К. Сергеев и др.), поликультурного образовательного пространства (В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк и др.) [3, с. 21-24].
Наиболее значительная часть научно-педагогических исследований в области пространственных представлений посвящена осмыслению образовательного и воспитательного пространства как фактора развития и воспитания подростков и молодежи (Л.В. Алиева, Т.Ф. Борисова, Э.П. Бушмина, Д.В. Григорьев, М.В. Колосова, М.И. Корнева, И.В. Кулешова, И.В. Мешкова, Л.И. Новикова, Т.Н. Олыкайнен, Л.А. Пикова, Н.М. Реморенко, Н.Л. Селиванова, М.В. Соколовский, В.М. Степанов) [4, с. 127-132].
Открытое пространство, будучи такой же реальной целостностью как и среда, представлено прежде всего организмом и средой и наполнено системой отношений. Социокультурный контекст открытого пространства связывается с развертыванием многообразия воспитательных процессов, инициированием вариативного образования, изменением образовательных ценностей, приобщением личности к культуре. В настоящее время в рамках педагогического подхода к исследуемому процессу выделяется несколько направлений, отражающих культурный смысл пространства, но характеризующих и таким образом, организация образовательного пространства - это система педагогических действий по приведению в соответствие отдельных внутренних компонентов (открытых пространств) с целью обеспечения его функционирования как целостной реальности, наполненной совокупностью целесообразных отношений [6, с. 68-69]. Пространство представлено четырьмя основными об-
ластями: взаимодействия, отношений, деятельности и культурных связей, которые, интегрируя, дополняют и расширяют друг друга. Основанием для выделения этих четырех областей являются не только виды деятельности, осуществляемые в инновационном образовательном пространстве (урочная, внеурочная деятельность), но и культурные ценности образования в целом (обеспечение связей и коммуникаций, наследование и создание новых ценностей, включение студента в мир культуры и др.) [4, с. 129].
Образовательное пространство Комплекса представляет собой динамическую многоуровневую социально-педагогическую систему, функционирующую и развивающуюся с учетом ряда общенаучных и конкретно-средовых принципов если:
- построение открытых пространств достигается на основе реализации целостной педагогической концепции;
- моделирование открытых пространств в контексте социокультурных и педагогических инноваций создает условия для активного участия обучающихся в коммуникативном общении и взаимодействии с целью развития ключевых компетентностей и личностно-творческо-го потенциала;
- активизирована готовность преподавателя к использованию открытого пространства в условиях инновационных изменений;
- реализована система педагогического сопровождения субъектов открытого пространства, основанного на технологиях активного социально-психологического обучения и направленного на оптимизацию развивающих возможностей пространства;
- реализована система педагогических технологий и методов работы администрации, целенаправленно ориентированных на развитие личности преподавателя и обучающихся в открытом пространстве;
- методологическую основу построения образовательного процесса в открытом пространстве составляют синергетический, системный, личностно-ориентирован-ный, креативный подходы, а приоритетной в этом процессе является учебно-исследовательская и творческая деятельность обучающихся;
- разработана педагогическая модель открытого пространства на основе познавательной активности и самостоятельности обучающихся, творческого саморазвития личности;
- образовательный процесс в открытых пространствах реализуется в контексте педагогики развития, освоения инновационных технологий, направленных на изменение характера образования в современных условиях.
Таким образом, концептуальной основой организации инновационного образовательного пространства Комплекса выступает совокупность научных, методологических и технологических оснований, обеспечивающих его структурно-процессуальную и содержательную специфичность [3, с. 26-28].
Открытое пространство Комплекса рассматриваем как «открытое поликультурное пространство»; обозначаем сосуществование в нем разных культур и многослойную структуру их взаимодействия - обыденного, инновационного, традиционного, религиозного начала, высокого и массового искусства и др. В связи с тем, что одно из ведущих мест в образовательном пространстве отводится процессу обучения культуре, одним из наиболее эффективных средств формирования открытого поликультурного пространства может стать развитие культуры личности в формате профессионального воспитания, которое своим многоканальным воздействием позволяет выстроить собственные модели взаимодействия с окружающим миром. Концептуализация поликультурного пространства с определением в его видении специфики художественных процессов, отражающих образную «картину мира» и творческую деятельность,
способствует расширению представлений о современных культурных реалиях. Содержание и формы поликультурного открытого пространства влияют на изменение ориентиров образовательного процесса, более активно направляя их на развитие культуры личности студента и её потребностей. Мы рассматриваем культуру личности как становление ее в качестве субъекта - активного создателя собственной культурной позиции через участие в художественно-проектной деятельности в рамках открытых пространств Комплекса. Субъектная позиция студента - исследователя способствует развитию познавательного интереса, художественного вкуса, эстетических чувств, понятий, суждений - всё это формируется в процессе непосредственного соприкосновения с произведениями настоящего и прошлого, специфическими приёмами художественно-творческой деятельности, художественным поиском и способами выражения разных мастеров. Исследование - это открытие культуры и искусства, и открытие себя в деятельности, сдвиги внешнего и внутреннего, обретение новых культурно-художественных горизонтов, способствующих дальнейшему продвижению человека в мире культуры, в современном открытом поликультурном пространстве[4, с. 130]. Задачи развития основ культуры личности студента средствами искусства в открытых пространствах решаются в разных видах деятельности: учебной, научно-исследовательской, внеучебной (воспитательной). Как показывает опыт, их взаимосвязь позволяет активизировать культурно-художественную деятельность, представляющую активное поле для глубинного изучения специфики художественно-профессиональной деятельности. Противоречивое поле открытого поликультурного пространства наполнено действующими в нём образцами, формами, ритмами, тональностью и колоритом множества культур[5, с. 41-43]. Их взаимное притяжение и отталкивание, вытеснение и синтез создают атмосферу интенсивных культурных изменений в личности студента. Исследовательская и творческая деятельность студентов в открытых пространствах нацелена на освоение широкого контекста культурного многообразия. Оно также направлено на понимание культур, с которыми студент контактирует в условиях обучения, практики, отдыха, просто общения; классической, современной культуры и музыки, представленной в музеях и литературных гостиных; инновационной художественной деятельности в творческих мастерских; православной культуры; культур сетевых ресурсов; культурного наследия региона и др. Расширение диапазона изобразительно-выразительных средств открытых пространств наглядно раскрывает специфику культурного многообразия современного мира. Образующаяся вокруг данного феномена художественная коммуникация вовлекает личность в диалог культур. В связи с этим главной целью создания открытых поликультурных пространств является его развитие как поликультурно ориентированной, активно взаимодействующей в широком культурном пространстве, с процессами современной глобальной интеграции и пространстве своей национальной культуры [3, с. 35-44].
Рассматриваем возможности использования в открытом пространстве аспектов культуры как фундирующих основ формирования диалогового мышления личности и межкультурной коммуникации, выделяя в качестве самостоятельных позиций поликультурные ориентации, креативность, диалогическое сознание, расширение культурного опыта личности. Данные компоненты являются основанием для развития художественной культуры личности: поликультурные ориентации, креативность, диалогическое сознание, расширение культурного опыта личности, способствующих выработке собственной культурной позиции в современном поликультурном пространстве. Их формирование создаёт вариативность и инновационность, что обеспечивает продвижение образовательного процесса в соответствии
с процессами современного поликультурного общества [3, с. 41-44].
В качестве основополагающих принципов проектирования культурно-образовательного пространства выделяются следующие:
• личностно-ориентированный подход (признание важности и ценности для преподавателя и студента переживания открытия компонентов нового знания, понимание личностной значимости непосредственно переживаемых взаимоотношений субъектов образовательного процесса);
• приоритет ценностей творчества личности (формирование и корректирование ценности творчества, жизнеутверждающей деятельности студентов, создание условий для развития и саморазвития в индивидуальной и коллективной творческой деятельности);
• ориентация на смыслопорождающие структуры (формирование мотивов жизнедеятельности, стимулирование рефлексии субъектного смысла своего существования; истинный смысл своей жизни человек может найти в других людях, в необходимости оказания им помощи и поддержки);
• индивидуальный подход (организация деятельности обучаемых должна строиться на самостоятельной работе; ориентация обучения на самообучение и самообразование);
• социальная адаптивность (выработка умений противостоять негативным факторам окружающей среды, изменять и преобразовывать условия социума в соответствии с принципами гуманистического общества);
• технологичность образовательного процесса (использование в образовательной среде инновационных технологий обучения и воспитания);
• создание условий для развития и саморазвития личности [3, с. 44].
Мы отмечаем, что на фоне повышения требования к качеству образования со стороны государства, работодателей и общества, снизился уровень потребности самих студентов в повышении уровня своей культуры, формирования личностно-профессиональной самостоятельности, в обеспечении профессионального и личностного саморазвития.
Модель открытого пространства, которая реализована как профессионально-образовательная среда, позволяет наглядно представить направления профессионально-личностного развития личности студента как взаимоотношения профессионально-образовательного пространства с творческой образовательной средой Комплекса [6, с. 68-69].
Для прогрессивного развития личности студентов в профессионально-образовательном пространстве необходим ряд педагогических условий: в пространстве с образовательной средой творческого типа для личности наиболее значимы ценности обучения специальности, профессионального образования, ориентация на свободу, активность, креативность, инновации, предоставляющие возможности личности для проявления индивидуальной активности и удовлетворения ее потребности в получении нового специального знания.
Введение в круг проблем профессионального развития категории «Профессионально-образовательное пространство» было обусловлено анализом основных факторов, определяющих профессиональное становление личности, которое является процессом и результатом активного взаимодействия человека с социально-профессиональной средой. Как правило, под профессионально-образовательным пространством личности понимается особый социокультурный феномен, объединяющий систему непрерывного образования и развивающийся мир профессий; это «квазиреальная действительность, обусловливающая продуктивность становления специалиста» (Э.Ф. Зеер) [5, с. 43- 47].
Необходимым условием по развитию реалистического отношения к действительности, поддержанию актив-
ности, творческой направленности, укреплению учебно-профессиональной мотивации является готовность к саморазвитию в овладении профессией. Развитие студентов происходит через включение в образовательную деятельность Комплекса, являющуюся структурным компонентом профессионально-образовательного пространства. Развивающий характер открытого профессионально-образовательного пространства на этапе профподготовки определяется освоением межкоординатных открытых подпространств, структурные компоненты которого взаимосвязаны и взаимообусловлены. Зоны неосвоенного пространства могут рассматриваться как проблемное поле в организации образовательного процесса по обеспечению качества профессиональной подготовки специалистов. Наиболее способствует саморазвитию личности в профессионально-образовательном пространстве образовательная среда, характеризующаяся наличием условий и предоставлением возможностей для проявления индивидуальной активности обучающихся [5, с. 43- 47].
Таким образом, назовем условия развития личности в открытом профессионально-образовательном пространстве:
1) освоение студентами развивающейся профессионально-учебной деятельности через продвижение во временной перспективе открытого пространства: от актуального на начальном этапе обучения, ближайшего на основном, к перспективному на заключительном этапе обучения. Критерием развития личности в профессионально-образовательном пространстве будет являться переход из одного вида пространства в другой в течение всего периода обучения;
2) актуализацию потребности личности в профессиональном саморазвитии;
3) создание условий для осуществления студентами целенаправленной сознательной работы по реализации жизненного плана и смысложизненных установок, для повышения их профессиональной компетентности[3, с. 69].
В связи с этим профессионально-образовательное открытое пространство личности на этапе профподготовки рассматривается нами как форма взаимосвязи обучающегося с миром профессий и способами получения профессионального образования, реализуемая в условиях образовательной среды учебного заведения и оказывающая влияние на отношение личности к профессиональному будущему. Формирование образа профессионально-образовательного пространства способствует развитию субъектных свойств личности. На наш взгляд, связь профессионального и социального будущего обеспечивает открытость профессионально-образовательного пространства, тем самым, выполняя развивающую функцию[3, с. 35-45].
При этом становится все более очевидным, что повышение качества профессионального образования может быть достигнуто только путем активизации всех факторов образования, охватываемых открытыми пространствами Комплекса, их интеграции в гармоничное единство.
Эффективное использование открытого профессионального пространства обеспечивается применением инновационной технологии, суть которой заключается в отборе, адаптации, интеграции и комплексном использовании наиболее продуктивных в плане формирования мотивации неспецифических (инвариантных) и специфических традиционных и современных инновационных методов, приемов, средств (информационно-коммуникационных, проектных, проблемного обучения, игровой, драматизации, групповой, коллективной, парной и индивидуальной форм работы, метода коллективного взаимообучения, приемов релаксации и рефлексии и др.). Она позволяет перейти от внешней мотивации учебной и воспитательной деятельности к внутренней. Результаты нашей работы доказывают, что применение созданной модели и инновационной технологии при
использовании открытого профессионального и поликультурного пространства повышает мотивацию учебно - воспитательной деятельности и интерес студентов к профессии, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализирует личность обучающихся, воспитывает чувство собственного достоинства и уважение к национальным и культурным различиям, дает им ощущение творческой свободы и самое главное - приносит радость [5, с. 43- 47]..
Для придания современных качеств открытым пространствам необходимо сформировать на инновационной основе единое «информационное пространство», включающее в себя совокупность дидактических, технических, информационных и организационных принципов построения. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы разработки механизмов управления инновационным развитием на основе формирования единого информационного пространства в условиях глобальной информатизации и интеграции общественного развития. При этом основным приоритетом является необходимость построения открытого обучения, основанного на использовании интерактивного телевидения, компьютерных телекоммуникационных сетей в рамках таких современных информационных технологий, как электронная почта, компьютерная аудио- и видеоконференция, Internet, Intranet, off-line и on-line чаты и Web-форумы [3, с. 35-45].
Таким образом, открытое пространство становится средой профессионально-личностного и культурного саморазвития студентов, если в нем будут реализованы следующие условия:
• личность студента, его профессиональное и индивидуальное развитие станут главными ценностями и целями образования в Комплексе;
• культурно-образовательное пространство будет наполнено личностно значимым содержанием, способным порождать личностные смыслы учения, профессии, жизни;
• образовательный процесс будет способен запускать механизмы профессионально— личностного саморазвития студентов;
• жизнедеятельность студентов в открытом пространстве будет регулироваться принципами культуросообраз-ности, непрерывности образования, жизнетворчества, компетентности, индивидуализации, субъектности;
• студенты будут включаются в ценностно-значимую для них деятельность: информационную, коммуникативную, деятельность по самовоспитанию, созданию социально-ценностной среды [3, с. 35-45].
Открытое пространство раскрывается как совокупность специально создаваемых и самовозникающих условий, средств, отношений, создающих объективную основу и обеспечивающих единство процессов личностного и профессионального саморазвития студентов.
Профессионально-личностное саморазвитие в открытом пространстве — это становление студента:
• как субъекта жизни — развитие субъектных (индивидуальных) свойств: жизнетворчества, самостоятельности, адаптивности и др.);
• субъекта истории — проявление социальности и социальных качеств (гражданственности, свободы, ответственности и др.);
• субъекта культуры — культурная идентичность (принадлежность к определенной культуре), духовность, нравственная воспитанность;
• субъекта профессиональной деятельности (профессиональная компетентность, ответственность, творческое отношение к делу) [3, с. 69].
Итогом реализации системы взаимодействующих открытых пространств разной направленности (культурных, профессиональных, информационных и др.) видится инновационная модель - специфического субъекта современного воспитательного пространства Комплекса, в основе, которой лежит метод проектов.
В состав динамической системы «воспитательный
процесс» входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия. Роль субъектов воспитательного процесса достаточно разработаны в современной педагогике (В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, А.М. Сидоркин, И.С. Якиманская и др.). Управляемые, развивающиеся взаимодействия субъектов и объектов отражают лишь одну, хотя и существенную, сторону воспитательного процесса, которую можно условно считать «внешней» [2, с. 37-40].
Педагогический процесс в открытых пространствах и при его осуществлении, ориентированном на активизацию личностного саморазвития обучающихся, обладает широкими возможностями стимулирования сотворчества всех субъектов образовательного процесса. Рассматриваемые изменения отвечают таким критериям, как открытость, личностная ориентированность, технологичность, и основываются на таких принципах, как гуманизация и гуманитаризация, фундаментализа-ция, профессионализация и культурологический подход, демократизация жизнедеятельности современного профессионального образовательного учреждения[5, с. 43- 47].
Поскольку проектная культура представляет сложное системное образование, для реализации ее потенциала требуется некая структура (проектная группа, совет и др.), которая позволяла бы студентам и преподавателям участвовать в проектировании открытых пространств.
Созданием открытых пространств занимаются студенты всех курсов, интересующихся проектной деятельностью, а также одаренные студенты. В рабочую группу или совет проекта входят: студенческие и педагогические объединения, творческие коллективы, отдельные студенты, педагоги дополнительного образования, руководители кружков, студий, секций и клубов, творческих мастерских, сотрудники Комплекса и преподаватели учебных дисциплин. Студенты могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим студентам попробовать на практике свои шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению реального дела - создание открытого пространства [3, с. 47-55].
Участники проектов — не пассивные слушатели, они сами становятся соавторами «образовательного путешествия». В своей работе мы опираемся на многообразие и вариативность образовательных предложений со стороны студентов и педагогов. Программа проекта реализуется поэтапно, с корректировкой по итогам каждого цикла. В каждом проекте определяется подпрограмма его включения в реальное воплощение цели, задач, содержания общей программы действий по созданию открытого пространства.
Проектирование педагогического обеспечения на организационно-управленческом уровне включает совместную работу субъектов образовательного процесса Комплекса: администрации и руководителей структурных подразделений, учителей-предметников, специалистов воспитательного отдела, классных руководителей, психологов по определению концептуальных основ и идей педагогического обеспечения процесса в открытом пространстве; осуществление проблемно-ориентированного анализа работы в соответствии с данным направлением; определение уровней, условий и ожидаемых результатов осуществления педагогического обеспечения процесса профессионального самоопределения студента.
На каждом этапе создания открытого пространства от создания проектной группы или создание советов, включающего родителей, педагогов, учителей-предметников художественного цикла, сотрудников музеев, до организации и осуществления совместного проекта открытого пространства студенты получают различные
знания и опыт.
Основными требованиями к проектированию открытого пространства являются:
• - взаимопонимание и удовлетворенность общением;
• - позитивное настроение; авторитетность руководителей;
• - участие всех субъектов в расширении открытого пространства; продуктивность взаимодействий в образовательном процессе.
Необходимое условие - согласование всех действий по выполнению системного подхода к реализации целей и задач по созданию открытого пространства. Поэтому администрация и проектная группа определяют план действий по различным направлениям создания открытых пространств, уточняют возможность материально-технического, финансового обеспечения каждого направления, обеспечивают контроль, анализируют ход и результаты реализации проекта. Заместитель директора по УВР, руководитель БДО, проектная группа и др. специалисты организуют разработку новых открытых пространств с учетом достижений и направлений деятельности Комплекса, обеспечивают отслеживание реализации проекта. Педагоги дополнительного образования, преподаватели учебных дисциплин и, конечно, студенты обеспечивают реализацию проектов, разрабатывают их с определением конкретных работ [3, с. 47- 55].
Личностно-ориентированное взаимодействие всех организаторов и участников открытого пространства способствует обогащению и систематизации ценностей, знаний и норм, направленных на формирование профессионализации и социализации студентов Комплекса.
Открытое образовательное пространство Первого московского образовательного Комплекса как многоуровневая система, характеризующаяся согласованностью и преемственностью целей, содержания, средств обучения, эффективно обеспечивает такой процесс благодаря активизации личностно-профессиональной самостоятельности студента, организации взаимодействия всех субъектов образовательного пространства, способствующих обогащению и систематизации ценностей, знаний и норм, направленных на формирование высококвалифицированных специалистов.
Формирование личности студента выступает как целостный, специально организованный процесс поэтапного изменения мотивации, мышления, индивидуального опыта и отношений субъектов образовательного процесса и социума, что обеспечивает их гуманистическую направленность [7-13]. Открытые пространства рассматриваются как неотъемлемый компонент его инновационного образовательного процесса, позволяющий не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные профессиональные знания, навыки и умения, придать процессу образования творческий характер, обусловливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.
Полноценное использование открытого пространства позволяет студенту удовлетворять свои образовательные потребности, выражать собственные субъектные свойства, оказывает социальное воздействие и раскрывает его жизненные силы, формирует волю, убеждения, внутренний мир. При этом само пространство преобразуется под влиянием этой личности в соответствии с выработанными ценностями. Результаты работы подтвердили, что активное взаимодействие личности в открытом пространстве может выполнять роль фактора социального и профессионального воспитания, если оно выступает как форма жизнедеятельности учащихся, вмещая в себя игру, творчество, личностные смыслы, профессиональные ориентации, общение и др.
Практическое внедрение моделирования по совершенствованию деятельности открытого пространства в воспитании помогло структурным подразделениям качественно изменить содержание и организацию воспитательной деятельности, в которых реализуется процесс
социального, духовного и профессионального воспитания в соответствии с их интересами, склонностями и запросами; разработать многовариантные воспитательные программы, учитывающие возможности социума, возрастные и индивидуальные особенности в воспитании; значительно расширить круг дополнительных услуг в обучении и воспитании студентов[3, с. 113].
На методологическом уровне открытое пространство представлено как целостный методологический феномен, выявлены его характеристики как нового методологического инструментария, обеспечивающего возможность разработки концептуальных и научно-методических основ организации пространства, выделены принципы, выражающие общую ориентацию образовательной деятельности, преобразованной на основе пространственных представлений, на современные ценности образования.
Целью нашей работы было определение условий и средств перехода от открытого пространства как упорядоченной образовательной среде к культурно-образовательному, профессиональному, информационному пространству, развивающему и воспитывающему студентов.
Наличие в профессиональном образовательном учреждении открытых пространств, выполняющей консолидирующую роль обучения и воспитания, дает возможность более качественно заниматься вопросами, связанными с подготовкой специалистов, и быть более конкурентоспособным в сфере образовательных услуг. Создатели открытых пространств строят свою работу, опираясь на требования времени: время новых ориентиров, новых требований и новых подходов, поэтому в основу положены главные приоритеты: создание условий для формирования личности студента, сохранение и преумножение историко-культурных традиций колледжа на основе преемственности в воспитании и элементов корпоративной культуры, воспитание личностных и профессиональных компетенций[3, с. 114-115].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алиева Л.В., Руденко И.В. Внеучебная деятельность современного вуза как пространство формирования личности студента / Л.В.Алиева, И.Р. Руденко // Вестник Гуманитарного института ТГУ. - 2011. - № 3.
- С. 7-9.
2. Байбородова Л.В., Рожков М.И., Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
3. Воспитание студентов в открытом пространстве. Учебно - методическое пособие в 2-х частях. Мироненко Ю.Д. и др. - М.: «Ресурсный центр 1-го МОК», 2014. - 266 с.
4. Нефедова Н.А. Открытость пространства современного воспитания в вузе/ Сб. науч. трудов «Человек и общество: история и современ-ность». Вып. 11. — Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2012.- С. 127-132
5. Нефедова Н.А. Внеучебная деятельность как инновационный блок воспитательной системы вуза. Монография.
- М.: Издательство «Академия МНЭПУ», 2014.- 153 с.
6. Якушкина М.С., Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки/ Человек и образование// Академический вестник института педагогического образования и образования взрослых РАО. - СПб, 2013.-№ 2 (35)- С. 66-69.
7. Хадикова И.М. Условия развития психологической культуры личности студента // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 180-182.
8. Варникова О.В., Раскачкина Е.В. Профессионализм личности как результат процесса профессиональной подготовки студентов высшей школы с использованием потенциала иностранного языка // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 56-61.
9. Эстерле А.Е. Современные представления о содержании понятия «профессиональное саморазвитие личности» // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 147-148.
10. Горбунова О.В. Социальная зрелость личности будущих педагогов-психологов: подходы к определению // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 45-47.
11. Оксентюк Н.В. Роль рефлексии в перестройке смыслов личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 151-153.
12. Цагарелли Е.Б. Квалиметрический подход в проектировании и реализации системы психолого - педагогической диагностики и коррекции личности в образовательном процессе // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 108-110.
13. Горбунова О.В. Социальная зрелость и черты характера личности // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 54-57.
Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ, проект №15-06-10308
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE OPEN SPACE OF THE FIRST MOSCOW EDUCATIONAL COMPLEX
© 2015
N.A. Nefedova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Pedagogy and
psychology», prorector on educational work
International Independent University of Environmental & Political Sciences, Moscow (Russia)
Abstract. Between the concepts of open educational space and the educational process is clearly viewed the relationship. On the one hand, in the process delivered teaching purposes in an educational institution creates and develops educational space, on the other, it acts as the main factor in the successful solution of educational tasks. The model of open space, which is implemented in the First Moscow educational Complex, allows to visualize areas of professional and personal development of the individual student as the relationship of vocational education space with the creative educational environment of the Complex. At the methodological level open space is presented as a holistic methodological phenomenon, found its characteristics as a new methodological tool that provides the possibility of developing a conceptual and methodological bases of the organization of space, the principles expressing the common orientation of educational activities, converted on the basis of spatial representations, in modern education values. The presence of a professional educational institution open spaces, performing a consolidating role of training and education, provides an opportunity to more efficiently address issues related to training, and to be more competitive in the field of educational services.
Keywords: the educational process, an educational space, model, project, student, teacher, socialization, individualization, professionalization, system, motivation, environment.
УДК 378
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД - ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
© 2015
Х.М. Низамова, доцент кафедры педагогической психологии и педагогики
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация. Практико-ориентированное образование обеспечивает вовлечение студентов в образовательный процесс и направлено на приобретение не только знаний, умений, навыков, но и опыта практической деятельности для обеспечения формирования профессионально и социально значимых компетентностей.
Ключевые слова: целеполагание, практико-ориентированные занятия, инновационная информация, умения, навыки, актуальные педагогические проблемы, компетентность, мотивация, эффективность, педагогика, творчество, сотворчество, раскрепощенность, причинно-следственные связи.
Планируя образовательный процесс на первом курсе, исхожу из того, что методика проведения практического занятия - это возможный вариант активного включения в педагогическую деятельность будущего педагога с детьми, способ освоения методических приемов и технологий, необходимых в организации деятельности учащихся.
Для реализации такого подхода необходимо при изучении учебной дисциплины «Педагогика» еще на этапе целеполагания определить конкретные умения и навыки, которые должны быть сформированы на каждом занятии, любая инновационная информация или профессионально значимое знание должны закрепляться через практическое задание, освоение нового учебного материала должно происходить через сотрудничество со студентами («лекция вдвоем»), решение актуальных педагогических проблем путем «мозговой атаки», «круглого стола». Все это даст нам возможность формировать компетентность на основе выполнения конкретных практических действий.
Таким образом, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении
практической задачи.
В процессе обучения широко используются творческие домашние задания, учащиеся получают возможность обращаться к своей фантазии, к творчеству.
В практико-ориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся у студентов жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний [1-5]. И это приводит повышению эффективности обучения, так как студенты повышают свой личный статус, а преподаватель через каналы обратной связи развивает интерес к творчеству, радоваться своим успехам и успехам группы в целом.
С одной стороны практико-ориентированное занятие коллективное занятие, с другой стороны в основе овладения любой дисциплиной лежит самостоятельная работа. Соответственно, сочетание самостоятельной и коллективной работы позволяет приблизить обучение к жизни, учесть жизненный опыт обучающихся, поднять, таким образом, уровень познавательного интереса [6-10]. Такие коллективные обсуждения дают положительный эффект. Только состояние раскрепощенности, атмосфера доброжелательности и взаимного доверия, в конечном счете, и дают знания, умения и навыки. И только взаимопонимание с преподавателем и одногруп-пниками, возможность поделиться своими соображениями дают эмоциональное и познавательное насыщение исследуемой проблемы.